Разное

Русский язык 2 класс грамматика: Грамматика русского языка 2 класс

Содержание

Грамматика русского языка 2 класс

Грамматика русского языка

1. чу- щу ча – ща жи – ши жу – шу

Исключения: парашют, жюри, брошюра.

___________________________________________________________

2. Безударные гласные в корне: подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы эта гласная стояла под ударением:

___________________________________________________________

    1. Парные согласные в корне: подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная:

      • ед. ч. – мн. ч. луг –луга

      • уменьш.–ласкательное значение лапка – лапушка

      • сущ. в форме Р.п. ед. ч. хлеб – нет хлеба

      • краткое прилагательное лёгкий – (каков?) лёгок

      • глагол резкий – (что делать?) резать

      _____________________________________________________________

      1. Непроизносимые согласные в корне: подобрать однокоренное слово:

      • корень + окончание окрестность – крест, капустный – капуста

      • краткое прилаг. вкус?ный – (каков?) вкусен

      • глагол

        поздний – (что сделать?) опоздать

      • сущ. (И.п. мн.ч.) устный – уста

      Запомнить: чувство, лестница, праздник, сверстница.

      Чувствует на лестнице праздник наша сверстница.

      _________________________________________________________

      1. С заглавной буквы пишутся: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, праздники и т.д.:

      Названия праздников:

      Заглавная буква + «кавычки»: заглавия книг, названия журналов и газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик и т. д.:

      Корни с чередованием гласных

      6. В корне –лаг– пишем «а»:

      В корне –лож– пишем «о»:

      ______________________________________________________

      7. В корнях –раст-, –ращ– пишется «а»:

      В корне –рос– пишем «о»:

      • выросли, водоросли.

      Исключения: Ростислав, Ростов, росток, ростовщик и отрасль.

      ______________________________________________________

      8. Корни -скоч- -скач –

      Перед

      к пишите а: проскакал, выскочил.

      Исключения: скачок, скачу.

      ______________________________________________________________

      9. Корень – плав –

      – С буквой «а» пишите «плав», – пропищал котёнок Гав:

      Исключения: пловец, пловчиха, плывуны.

      10. «ь» не пишется в сочетаниях зн, сн, нт, ст, зд

      • песня, Костя, листья, жизнь, счастье, вести, здесь и др.

      Знай, унты снова стоят здесь.

      Написание «ь» и «ъ»

      11. Разделительные «Ъ» и «Ь»

      «Ъ»

      «Ь»

      1

      согл. + е,ё,ю,я

      подъезд, подъём, объявление

      1

      ь

      вьюга, вьюн

      2

      иноязычные:

      адъютант, объект

      2

      Ь +

      шьют, пьёт, листья

      3

      двух, трёх, четырёх+ъ

      двухъярусный, трёхъязычный

      3

      заимствованные «ь»+о

      бульон, почтальон и др.

      1. Сочетание в середине слов ч и щ с другими согласными (чн, нч, чк, чт, щн, нщ, рщ) без «ь»

      И встретил тучную овечку.

      С буквой «л» с «ь» +

      Стекольщик пальчиком грозит.

      13. «Ь» на конце слов после шипящих

      «ь»

      не пишем «ь»

      1

      сущ. 3 скл.:

      мелочь, ветошь, тишь, брошь.

      1

      сущ. мн. ч. Р.п.:

      нет (чего?) туч, рощ, крыш.

      2

      у всех глаголов + ься:

      несёшь, несёшься, беречь, беречься.

      2

      сущ. м.р. 2 скл.:

      сыч, камыш, клич, грош.

      3

      кратк. прил.:

      (каков?) свеж, пахуч, могуч.

      3

      наречия:

      прочь, настежь, вскачь

      4

      числительные:

      тысяч

      Исключения: уж замуж невтерпёж.

      Приставки, предлоги, частицы

      14. Приставки: часть слова;

      пишем слитно;

      у глаголов – только приставки.

      о–

      об–

      обо-

      от–

      ото–

      до-

      на–

      над –

      из –

      ис –

      раз–

      рас-

      под–

      подо-

      с –

      со –

      в–

      вы–

      вз –

      при –

      про –

      пре –

      воз –

      вос –

      без–

      бес–

      за-

      15. Предлоги: часть речи;

      пишем отдельно;

      от (чего?) берега, от

      красивого берега.

      К, В, С, У, О, ЗА, НА, ПО, ОБ, ПОД, ДЛЯ, ПРО, НАД, ПЕРЕД, ОКОЛО, ВОКРУГ, МЕЖДУ, ИЗ – ЗА, В СВЯЗИ.

      16. «Не» с глаголами пишется ОТДЕЛЬНО:

      Исключения (не употребляются без «не»): недоумевать, негодовать, недомогать, ненавидеть, невзлюбить и другие.

      17. Приставки без– (бес-) , раз- (рас-), из- (ис-), вз-(вс -), воз- (вос-), низ- (нис-)

      без-, раз-, из-, вз-, воз-, низ-

      перед гласными,

      перед звонкими согласными

      изранить, разговор, воззрение, низвергнуть

      бес-, рас-, ис-, вс-, вос-, нис-

      перед глухими согласными

      исписать, бессовестный, всходы, нисходить

      18. Приставки при-, пре-

      при-

      присоединение

      приближение

      близость

      неполное действие

      пришить, прибить

      приехать, примчаться

      пришкольный, прибрежный

      приоткрыть, приостановить

      пре-

      значение ОЧЕНЬ

      пре = пере

      прекрасный, превосходный, премудрость

      преградить, прервать

      5

      Весёлая грамматика – Начальные классы – Мероприятия

      Тема :«Весёлая грамматика»

      Открытое внеклассное мероприятие

      по русскому языку 2-е классы

      МБОУ «Лицей «Политек»

      Преподаватель:

      Федорова Инесса Васильевна

      учитель начальных классов

      21. 01.2019г.

      Тема:«Весёлая грамматика»

      Цель: развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку. Провести в игровой манере с активным привлечением учащихся. В лёгкой непринуждённой форме дети повторят и закрепляют твои знания в грамматике.

      Краткое содержание:

      • Урок в форме игры;

      • Повторяем орфограммы и грамматику;

      • Слайд 2 “Выдели главные члены предложения”;

      • Слайд 3 “Помоги ёжику дойти до гриба”;

      • Слайд 4 “Соедини синонимичные слова”;

      • Слайд 5″Составь предложения из слов”;

      • Слайд 6″Вставьте пропущенные буквы”.

      • Самостоятельная работа: составь как можно больше слов из данных слогов и запиши.

      • Подведение итогов. Вручение грамот.

      Количество слайдов: 8
      Преподаватель: Федорова Инесса Васильевна
      Аудитория: 2 “Ж” класс
      Слова: русский язык, грамматика, орфография

      Ход мероприятия:

      Учитель: “Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку.
      Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: “Русский народ создал русский язык – яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…”.

      Стихи:
      1. Щедрое народное наследство
      -Я люблю красивый наш язык

      2. Ведь на русском говорю я с детства,
      Словно к матери, к нему привык.

      3. Жизнь идёт, словарь опережая.
      Сколько новых дел, событий, чувств!

      4. Мысль свою на русском выражая,
      Я у предков многому учусь.

      5. Навсегда вошли без перевода
      Русские хорошие слова

      6. В речь и душу каждого народа
      На правах духовного родства.

      Я ко всем наукам ключ имею,
      Я со всей Вселенною знаком –
      Это потому, что я владею
      Русским великим языком.

      Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали свой родной язык, ведь он такой интересный. Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране Грамматики. Путь будет нелёгок.
      Итак, в путь!

      Задание 1. (Слайд 2)

      Выделим главные члены предложения”.

      – Какие члены предложения называются “главными”? (Подлежащее и сказуемое)

      -На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)

      -На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделает?)


      Задание 2. (Слайд 3)

      Помоги ёжику дойти до гриба”.

      В этом задании:
      -Надо ответить на вопросы:

      • Что такое подлежащее?
        (Подлежащее – главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении).

      • Части текста.
        -Какие части текста можно выделить при письме? (Начало, основная часть, конец).

      • Буквы.
        -Что мы подразумеваем под буквами?
        (Это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем).

      • Звуки.
        -Когда мы слышим звуки?
        (Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим).

      • Синонимы.
        -Что такое синонимы?
        (Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые).

      Например: храбрый-смелый, работать-трудиться.

      Например: большой-маленький, день-ночь,

      яркий – бледный.

      • Азбука.
        -Что такое азбука?
        (Азбука — это учебник, который так же называют букварём. Азбука- учебник для обучения грамоте).

      • Мягкий знак.
        -В чём заключается функция мягкого знака?
        (Разделительный “ь”. “Ь”-показатель мягкости согласных).

      • Сказуемое.

      -Что такое сказуемое ?
      (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, действие подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? Что сделает?).

      Задание 3. (Слайд 4)

      “Соедини синонимичные слова”.

      Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые.

      (Смелый-храбрый, идти-шагать, трудно-тяжело, ловкий-юркий, злой-свирепый).


      Задание 4. (Слайд 5)

      Составьте предложения из слов”

      Мы составим предложения если, объединим правильные слова по смыслу.

      • Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
        Чёрная ворона сидит на ветке.

      • Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
        Серый заяц грызёт вкусную морковку.

      • Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
        На яблоне созрели красные яблоки.

      • Пальто, висит, вешалке, на, детское.
        Детское пальто висит на вешалке.

      • В, росли, красивые, саду, кусты.
        В саду росли красивые кусты.

      Задание 5. (Слайд 6)

      Вставьте пропущенные буквы”

      -На какое правило эта картинка?
      (О правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

      • Пищ. .., ч…щ…, рощ…, куч…,

      • Саранч…, кач…н и туч…,

      • Дач…, гущ… и свеч… –

      • Все слова на ч… и щ… .

      • Мыш…, еж…ки, уж…,

      • Лыж…, луж…, камыш…,

      • Чиж…, еж…, стриж… –

      • Запомни слоги ж… и ш…

      Задание 6. Станция “Типография”.

      “Составь как можно больше слов из данных слогов”.

      • Че, зво, ка, школь, ги, ней, кни, ка, фель, ни, у, нок, ки, ник, руч, ли.

      Подведение итогов.
      Вручение грамот победителям.

      Сложное предложение в русском языке — виды, типы, примеры

      Что такое сложное предложение

      Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

      Пример сложного предложения:

      По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.

      Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

      Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

      Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

      Сложносочиненное предложение

      Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

      Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

      Примеры:

      • Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

      • Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

      • То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

      Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

      Пример:

      Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

      В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

      Исключение

      Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

      Пример:

      В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

      Сложноподчиненное предложение

      Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

      Пример сложноподчиненного предложения:

      Виды связи в сложноподчиненном предложении

      Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

      Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

      Пример:

      Значения придаточных предложений в СПП

      Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

      Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

      Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

      Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

      Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

      Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

      Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

      • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

      • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

      Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

      Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

      Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

      Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)

      Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.

      Проверьте себя

      Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

      1. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

      2. Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

      3. Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

      4. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

      5. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

      Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

      ПЕРЕВОДЧИК от Cambridge | английский русский

      Получите быстрый и бесплатный перевод!

      Сначала выберите язык, с которого Вы переводите и на который Вы переводите. После введите Ваш текст — до 160 символов за один раз и до 2 000 в день, а затем нажмите на «Перевести».

       

      Слишком много символов 0 символы / 160