Разное

Ребусы ко дню языков: Ребусы на русский лад – 22 Февраля 2017

Конкурс знатоков русского языка, посвященный Дню языков народов Казахстана

Конкурс знатоков русского языка, посвященный Дню языков народов Казахстана
27.12.2015 19:43

Хасенова Мугильсин Хамитовна
учитель русского языка и литературы
школа № 47 с. Сарыколь
Целиноградский район
Акмолинская область

Цель: привитие любви к родному языку и языкам других народов.

Оформление:

1) Стенгазета.
2) Высказывания о языках.
3) Красочное оформление зала.
4) Музыкальное оформление.
Ежегодно в Казахстане каждая третья неделя сентября посвящается языкам народов Казахстана, проживающих на территории нашей многонациональной страны. В нашей стране говорят на 130 языках, это говорит о людях разных национальностей, населяющих нашу страну. Русский язык является мостом, который не только связывает, но и духовно сближает наши народы.

Для человека любой национальности, любой народности дорог и близок прежде всего родной его язык, язык его народа.


Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Замечательный аварский поэт Р. Гамзатов сказал о языке: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Поэтому наш тематический конкурс знатоков русского языка посвящается Дню языков в Казахстане.
Чтение стихов, посвященное величию языков:
«Могучий язык», «О языке».

 

«Могучий язык».
Великий, могучий русский язык.
Туркмен его учит, Узбек и таджик.
Русское слово звучит на Кавказе,
В штате Айова, в Африке, в Азии…
По-русски народы от края до края
«Мир и свобода» сейчас повторяют.
Дружат сегодня с русской речью
Любые народы, любые поверья.
И марсиане, раскрыв буквари
Научатся с нами по ним говорить.
В горах Алатау, в предгорьях Памира –

Повсюду в Отчизне вовеки веков
Пусть расцветает прекраснейший в мире
Язык языков!

«О языке»
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно, а устно!
Ю. Коринец

Разминочный тур

Участники игры разгадывают кроссворд:
Заполняют горизонтальные строчки словами, противоположными по значению, и в одном из вертикальных столбцов читают их общее название.

Горький (сладкий), начинать (кончать), старость (детство), сложный (простой), трудолюбивый (ленивый), короткий (длинный), свет (темнота).


1 тур.

Игра – опрос. «Веришь – не веришь».

(Ученики должны согласиться с моим утверждением или возразить мне. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Верите ли вы, что…

  1. Каждое слово имеет свое лексическое значение.
  2. Лексикология изучает звуки и буквы.
  3. Синонимы – это слова с противоположным значением.
  4. Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.
  5. Слова сильный и мужественный – синонимы.
  6. Слово ключ – многозначное.
  7. Слова отважный, храбрый, бесстрашный – антонимы.

2 тур.
Работа с перфокартами. Дополнить нужные по смыслу слова.

  1. Хороша веревка длинная, а речь …
  2. Вещь хороша новая, а друг …
  3. Человек от лени болеет, а от …. здоровеет
  4. Близкий сосед лучше …. родни
  5. Больше знай, да …… болтай.
  6. Не торопись языком, торопись …..
  7. Гость мало гостит, да …… видит.

3 тур.

Проявите переводческие способности соединить стрелками записанные казахские слова с их русскими антонимами.
Акылды  открыл
Коп чистый
Жапты мало
Лас   глупый
Улкен   темный
Жарык   маленький
Акелдi   ночь
Кун   унес

4 тур.

Отгадайте загадки.

  1. У двух матерей по пять сыновей, одно всем имя (руки – пальцы).
  2. Один костер весь свет согревает (солнце)
  3. Рядом два колодца, а между ними – перегородка (глаза и нос)
  4. Утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех (ребенок, взрослый, старик).
  5. Тридцать два молотят, один поворачивает (язык и зубы).

Все мы любим общаться друг с другом.
Человеческое общение – это прежде всего общение в разных ситуациях и на естественном языке: русском, казахском, английском, немецком и прочих. Но бывают, что использовать естественный язык не удается. Например, болит горло и пропал голос. Или учитель объясняет что-то новое и не хочет, чтобы ему мешали. Общение при этом все же продолжается: кто-то жестикулирует, кто-то подмигивает, а у кого-то такое выражение лица, что сразу ясно –  он обижен или сердится. Значит, иногда мы можем общаться друг с другом и без языка. 
(для болельщиков)
Смотрим пантомиму: девочка достает платье из шкафа, примеряет его перед зеркалом, кладет на стол, включает утюг, гладит, нечаянно прикасается к нему пальцем, бросает утюг на платье и, плача, уходит.
Ребята, что вы поняли из этой сценки?

А как вы догадались, что девочка обожгла палец, ведь она не произнесла ни слова? Оказывается, можно с помощью только мимики и жестов передать свое состояние.

5 тур.
«Пойми меня».

Носить на руках.

Держать в ежовых рукавицах.

Держать камень за пазухой.

С открытой душой.

Заварить кашу.

Расхлебывать кашу.

Держать ухо востро.

Ворон считать

Сидеть сложа руки.

Работать не покладая рук.

6 тур.

Найдите неправильно написанные слова:

  1. Ручька
  2. Точка
  3. Веточька
  4. Путьник
  5. Ночной
  6. Конечьно
  7. Ммощьный
  8. Вечность
  9. Подарочный
  10. Поперечный

Укажите слова,  в которые нужно вставить букву А.

  1. Завтр…к
  2. Тра…мвай
  3. Р..стение
  4. …втобус
  5. В…оенки
  6. С…лома
  7. Н…ябрь
  8. Т..пор
  9. Ур..жай
  10. В..сток

Подведение итогов.
Награждение команд.

Теги:

  • казахстан
  • конкурс
  • русский язык

Праздник языков

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Классное руководство

“Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.(Ф.Вольтер)

Нашим государством оказывается всесторонняя помощь в изучении родного языка представителями различных национальностей, проживающих в Казахстане. В республике работают 178 воскресных школ, в которых изучают 23 национальных языка. В свет выходят газеты на немецком, корейском, уйгурском, украинском языках (не считая на русском и казахском). В Северо-Казахстанской области осуществляется трансляция польского телевидения “Полония”, в Южно-Казахстанской области – узбекского телевидения. В эфире национального телеканала “Казахстан” и Казахского радио выходят программы на корейском, уйгурском, немецком языке. В целом в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле- и радиопередаче на 11 национальных языках, в том числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском, узбекском и др.

В республике существуют корейский, уйгурский, немецкий театры, деятельность которых финансируется государственным бюджетом. В сентябре государство отмечает неделю языков. Каждый язык красив, интересен, своеобразен. Давайте каждый сидящий здесь поздоровается на своём родном языке:

  • здоровеньки булы – по-украински.
  • гуд монин – по-английски.
  • гутен таг – по-немецки.
  • добер ден – по-болгарски.
  • бонжур – по-французски.
  • буэнос диас – по-испански.
  • буна зиуа – по-румынски.

а теперь ваши ответы. (Ответы зрителей)

По результатам последней переписи населения в Казахстане проживает более 130 национальностей. 22 сентября отмечается как День Языков.

Ода любимому предмету.

Тридцать три чудесных буквы
В русском языке у нас.
Буквы сложишь в предложенья
И получится рассказ.
Буквы, звуки, предложенья –
Средства нашего общенья,
И чем дольше мы живём,
Больше жизнь мы узнаём.
Литературные произведения:
Роман, поэма, стихотворения,
Поэтов и писателей творения –
Источник жизненного вдохновения.
Пушкин, Лермонтов, Есенин

Нам понятны и важны.
Их герои – наши предки,
Актуальны в наши дни.
Назидания Абая
Постоянно изучаем.
В них он учит нас как жить –
Родину свою любить.
Русский и литература –
Символ жизненной науки.
Если с книжкой подружился,
То забудешь ты о скуке.
Языки других народов
Нужно знать и изучать,
Чтоб в общении друг с другом
Можно было всё понять.
Много наций и народов
Проживает в Алматы.
Их общению друг с другом
Помогают языки.
Валентина Кузнецова. Алматинская школьница.

Откуда берутся слова?

Кто-то удивится: “Как откуда? Из головы!” Действительно, так. А ещё слова возникают вместе с новыми предметами. Например, сделал человек стол. И пришлось придумать слово, которое бы обозначало этот предмет. А можно перенять его у другого народа. Откуда взялось существительное “лошадь”? До XII века Русь не знала такого слова. Оно пришло к нам вместе с кочевниками: “алаша” – по-татарски “конь”. Происхождение слова “тунеядец” ? “Туне”- наречие, означающее: напрасно. Даром. “Яд” – понимай как: еда, едим. Одного ли происхождения русское слово “ладонь” и украинское “долоня” Да, так как произошли от старославянского ”длань”. Мы говорим, что дом сгорел дотла. Что такое тло? Тло – забытое слово, то же что и основание. Диван – слово персидского происхождения, означает “совещательный орган в султанской Турции, сбор чиновников”. Хулиган. Мы все знаем, что это значит. А вот кто скажет, откуда пришло это слово? Из Англии. Хулиган – имя субъекта, которого нельзя назвать джентельменом. Что значит – “баба Яга”? Ягать – значит кричать, ругаться. Так вот почему мы боимся бабу Ягу! Среди дразнилок и обидных слов есть выражение “шут гороховый”. Что сие значит? Как известно, в старину, каждый человек своим ручным инструментом кормился. У кого это плуг, у кого копьё. А у шута – скрипка, балалайка, дудочка или просто погремушка с горохом. Стало быть, это шут самый дешёвый, копеечный. Погремушку мог изготовить каждый. Брали свежий бычий пузырь, в него бросали несколько горошин, надували. Инструмент за несколько дней высыхал, и тогда – только тряхни – загремит как боевой барабан.

Мы привыкли к нашим именам и считаем их исконно русскими, но:

  • Александр – (греч.) защитник людей.
  • Анастасия – (греч.) воскресение.
  • Андрей – (греч.) мужественный, храбрец.
  • Анна – (еврей.) благодать.
  • Ксения – (греч.) чужестранка, гостья.
  • Марина – (римск. ) морская.
  • Михаил – (еврей.) богоподобный, божественный.
  • Наталья – (римск.) родная.
  • Елена – (древнегреч.) светлая.
  • Ирина – (греч.) мир.
  • Олег – (сканд.) священный.
  • Сергей – (рим.) высокий, высокочтимый.
  • Эдуард – (древнегерманск.) охранять собственность, охраняющий.
  • Айдархан – (араб.) царь, лев, отважный, мужественный.
  • Асхат – (араб.) самый счастливый.
  • Максат – (араб.) мечта.
  • Бейсенбай – (иранское) рождённый в понедельник.
  • Ильяс – (древн. еврейск.) сила, могущество. (Ильяс Джансугуров – советский писатель)
  • Ибрай – (древн. еврейск.) отец народов. (Ибрай Алтынсарин – писатель, просветитель)
  • Сатай – (монгол.) родственник.

Как вы заметили, многие имена заимствованы у других народов. А кто знает, что означает его имя? (Ответы зрителей)

У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в “шкуре” древнего человека. Выполните следующие задания. Нарисуйте послания:

  • позвони мне в шесть часов вечера,
  • приходи днём играть в куклы,
  • приглашаю вас на день рождения,
  • в соседнем лесу пожар.

Как вы думаете, трудно ли без букв объясняться? А теперь покажите жестами:

  • у меня болит голова,
  • когда ты мне вернёшь долг,
  • где ты была, когда я был на работе,
  • когда ты успела потратить все деньги?

А теперь будем читать наскальные рисунки. Показать ребусы, на которых изображены рисунки, в следующем порядке:

  • арбуз – солнце – туфли – рак – автобус (астра),
  • кот – игла – телефон (кит),
  • утка – рыба – окно – книга (урок),
  • катушка ниток – ослик – труба (кот).

А теперь прочитайте целое предложение: мальчик – мяч – разбитое окно (мальчик разбил окно).

Передавать послание буквами удобнее и быстрей, чем рисунками. Словами объяснять проще, чем жестами, их могут понять каждый по своему. Вот такие хитрые слова.

Давайте вспомним героев сказок разных национальностей. Например: русский парень Колобок, казах Ер-Тостик, француженка Красная Шапочка, германцы бременские музыканты, швед Нильс с гусями, араб Алладин и т. д. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их написал?

  • отнесу пирожки вашей бабушке,
  • музыкально – одарённый квартет ищет работу,.
  • утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение,
  • сплю и вижу принца,
  • сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями.

Следующее задание. Просклоняйте по падежам слово рожь.

Я буду называть имена, а вы должны вспомнить название городов, озёр и рек, и в каких странах они находятся:

  • Ольга (порт на берегу Японского моря),
  • Елена (город в Болгарии),
  • Лена (река в России),
  • София (столица Болгарии),
  • Лида (город в Белоруссии),
  • Лариса (город в Греции),
  • Виктория (остров в Северном Ледовитом океане, водопад в Африке, пустыня в Австралии, озеро в Африке, город на Мальте, город в Чили, штат и река в Австралии),
  • Елизавета (мыс на Сахалине),
  • Александра (остров в архипелаге Земля Франца Иосифа),
  • Эдуард (остров принца Эдуарда в Великобритании).

Бывают смешные ситуации в любом языке, когда меняешь только одну букву в слове и получаешь совсем другое по смыслу слово. Метаграммы:

Храню зерно в себе я неизменно,
Но если “р” на “л” ты поменяешь,
Я превращусь в такого супермена,
Что ты от страха мамы не узнаешь.
Амбар – амбал.
С “м” я усами шевелю,
С “к” я всем пить себя велю,
С “р” пылесос по мне скучает,
А с “н” никто не докучает.
Сом – сок – сор – сон.

А теперь вспомним такие слова на казахском языке. Например:

кењ – просторный

сењ – льдина

мен – родинка

оњ – правый

кен – руда

сен – ты

мен – я

он – десять

Теперь попробуем себя в переводческом деле. Я читаю стихотворение на русском языке, а вы переводите его на казахский язык.

“Облака, облака,
Пышные, белые,
Расскажите, облака,
Из чего вас сделали?
Может вас, облака,
Делали из молока?
Может быть из мела?
Может быть из вазы?
Может быть из белой
Из бумаги мятой?”
“Никогда, никогда –
Отвечали облака, –
Никогда не делали
Нас из молока.
Никогда из мела,
Никогда из ваты,
Никогда из белой
Из бумаги мятой.
Мы – дождевые,
Мы – снеговые.
Если летом мы плывём,
Мы с собой грозу несём,
Если мы плывём зимой,
Мы пургу несём с собой.
Вот мы какие!”
И. Мазнин

Хочу закончить наше мероприятие словами Эразма Роттердамского: “Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. ” Чем больше языков вы выучите, тем больше вы будете знать. Читать Абая, Шекспира, Гюго лучше в подлиннике. Изучив язык, вы лучше познаете быт и традиции этого народа.

Используемая литература:

  1. “Симфония разума” Москва. “Молодая гвардия” 1976.
  2. Л.Успенский “Слово о словах” Лениздат. 1962.
  3. Газета “Зелёное яблоко” от 29.11.03.
  4. Газета “Дружные ребята” от 26.08.02.

Европейский день языков Word Search

Что такое поиск слов?

Поиск слов – это головоломка, в которой ряды букв расположены в форме квадрата, а слова написаны вперед, назад, по горизонтали, вертикали или диагонали. Будет список слов, которые игрок должен искать, и цель игрока – найти эти слова, скрытые в головоломке поиска слов, и выделить их.

Как выбрать слова для поиска слов?

После того, как вы выбрали тему, выберите слова, которые имеют разную длину, уровень сложности и буквы. Вам не нужно беспокоиться о том, чтобы сопоставить слова друг с другом, потому что WordMint сделает это за вас!

Как поиск по словам используется в классе?

Игры на поиск слов — отличный инструмент для учителей и отличный ресурс для учащихся. Они помогают расширять словарный запас, а также проверяют когнитивные способности и навыки поиска закономерностей.

Поскольку шаблоны поиска по словам полностью индивидуальны, вы можете создавать подходящие поисковые запросы для детей в детском саду и вплоть до студентов колледжей.

Кому подходит поиск по словам?

Один из часто задаваемых вопросов о поиске по словам касается вопроса о том, существует ли возрастное ограничение или в каком возрасте дети могут начать выполнять поиск по словам. Фантастическая вещь в упражнениях по поиску слов заключается в том, что они полностью гибкие для любого возраста или уровня чтения, которые вам нужны.

При поиске слов можно использовать любое слово, большое или маленькое, поэтому существует буквально бесчисленное множество комбинаций, которые вы можете создавать для шаблонов. Шаблон легко настроить в соответствии с возрастом или уровнем обучения ваших учеников.

Как создать шаблон поиска слов?

Для самых простых шаблонов поиска по словам подойдет WordMint!

Готовые шаблоны

Чтобы быстро получить готовый шаблон, просто выполните поиск среди более чем 500 000 существующих шаблонов WordMint. Из такого большого выбора вы обязательно найдете то, что подходит именно вам!

Создайте свою учетную запись с нуля
  • Войдите в свою учетную запись (присоединение бесплатно!)
  • Перейти к «Моим головоломкам»
  • Нажмите «Создать новую головоломку» и выберите «Поиск слов»
  • Выберите макет, введите заголовок и выбранные слова
  • Вот оно! Конструктор шаблонов создаст для вас шаблон поиска слов, и вы сможете сохранить его в своей учетной записи, экспортировать в виде документа Word или PDF и распечатать!

Как распечатать шаблон поиска слов?

Все наши шаблоны можно экспортировать в Microsoft Word для удобной печати или сохранить свою работу в формате PDF для печати для всего класса. Ваши пазлы сохраняются в вашей учетной записи для быстрого доступа и печати в будущем, поэтому вам не нужно беспокоиться о сохранении их на работе или дома!

Могу ли я создать поиск слов на других языках?

Поиск по словам — это фантастический ресурс для студентов, изучающих иностранный язык, поскольку он проверяет их навыки понимания прочитанного в веселой и увлекательной форме.

Мы полностью поддерживаем шаблоны поиска слов на испанском, французском и японском языках с диакритическими знаками, включая более 100 000 изображений.

Европейский день языков > Игры > Поговори со мной!

Finns det något bättre sätt att synliggöra Europas rika språkliga kulturarv än genom att uppmuntra folk to att inleda samtal med personer som talar de många olika språk som talas i hela kontinenten?

Лозунг «Поговори со мной» используется в День языков с 2003 года, когда впервые был выпущен набор наклеек на 41 официальном языке государств-членов Совета Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *