Развитие речи малыша в 2 года: Развитие речи ребенка в 2 года
Развитие речи ребенка 2 года
- Вы здесь:
- Главная
- от 1 года до 2 лет
Подготовка к школе
На втором году жизни понимание того, что говорят ребенку окружающие, заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверенны, что ваш малыш понимает, как что называется, знает как обозначаются разные действия.
Ребенок всюду лезет, все норовит ухватить, у него развивается чудесное качество – любознательность. При этом возрастает тревога родителей за его безопасность. И вот раздается грозное: “Не трогай!”, “Не лезь!”, “Не бери!”. Попробуйте не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания, просто уберите на время ножи, ножницы, лекарства, бытовую химию, стекло и все, что кажется вам опасным.
Ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: “Что ты увидел?”. Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.
Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.
Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор. Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при этом.
К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.
Старайтесь играть с ребенком на его уровне. Сползите на ковер, так вы сможете смотреть не свысока, а на одном уровне. В такой игре гораздо проще получить обратную связь от ребенка. Возьмите в руки зайку, продемонстрируйте малышу как он ходит, спит, танцует. Пусть ребенок позовет его,а вы подскажите как позвать.
Дети очень любят когда озвучивают для них игрушки. На втором году жизни малышу уже в некоторой степени доступна интонация и он прекрасно понимает, что волк и медведь говорят грубым голосом, а заяц тоненьким голоском.
О животных теперь рассказывайте более подробно: где живет, чем питается, какие у него повадки. Предложите ему для сравнения пару игрушек, например двух собачек разной величины.Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны закончится победой.
Развитие речи ребенка 2 года
Обучаем всегда
Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, идем на прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша, прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на едущую машину, объясняйте ему: “Смотри, Коля, машина едет. Вот она остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они – крутятся. Все, уехала машина”.
Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: “Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, на нем сидят, а это плита, на ней мама готовит еду” и т. д.
Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно делать и комментируйте все свои действия6 “Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно – башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком? Он …” и т. д.
Во время еды называйте что он ест, объясняйте как нужно есть, как держать ложку, вилку или чашку.
Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.
Развитие речи ребенка 2 года
Карточки
Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить. Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку, мальчика и девочку и т.д. С помощью таких карточек вводим понятия большой-маленький, а позже и сравнение трех предметов по величине. Также с ними можно проводить множество различных игр не только на пополнение словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины, состояния.
Чтение
Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения.
Звуки
Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.
Очень важно
Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Петю, Васю или Наташу. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый лучший, самый любимый и вообще самый-самый.
Перейти на раннее развитие
Игры для развития речи
Раннее развитие
Для занятий
Диагностика речи
Проблемы речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 14”
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни
Развитие речи от 2 до 3 лет.
Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным – смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.
Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?
Конечно, этот вопрос может решить только специалист. Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.
Я настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью – не тяните, идите к логопеду!
Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.
Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.
В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот», третий дал свой образец: «палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.
Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).
В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».
На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С, З, Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.
В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном. В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.
Таким образом, к трем годам ваш малыш:
• часто задает вам вопросы
• говоря, высказывает свои впечатления, мысли
• договаривает звуки, слоги, слова при чтении
• имеет словарный запас 1000-1500 слов
• понимает значение простых предлогов и множественного числа
• знает время суток
• называет два цвета
• в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р
• почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:
1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
2. Вести «параллельный разговор» – «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
7. Петь песенки.
8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».
В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:
• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
• Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были
– тяжелые роды,
– асфиксия,
– родовспоможение,
– тяжелое протекание беременности.
Развитие речи у детей по возрастам
Овладение речевой функцией – сложный процесс. Он заключается в умении с помощью слов выражать свои эмоции, желания и мысли. Также необходимо освоить правильную дикцию, научиться грамотно строить предложения, и понимать смысл произносимых фраз.
Первый этап развития речи начинается еще в младенчестве. Успех этого начинания определяется особенностями окружающей среды, характером воспитания дома, в детском саду и школе. Рассмотрим подробнее, как формируется речевой аппарат, от каких факторов зависит его развитие и как стимулировать процесс.
Содержание статьи:
- Когда развивается речь ребенка?
- Что влияет на развитие речи?
- Как стимулировать речь ребенка?
- Правила развития речи
- Особенности возраста
- Вывод
Когда развивается речь ребенка?
Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм. Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок. Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.
Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:
- Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
- Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
- Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
- Подражание звукам – 7-8 месяцев.
- Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта.
- Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
- Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
- Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
- Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.
❗ О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:
- сложности с пережевыванием пищи;
- отсутствие визуального контакта;
- невнятная речь;
- обильное выделение слюны;
- отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.
При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.
Что влияет на развитие речи?
Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:
- Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный. Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
- Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
- Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
- Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
- Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.
Как стимулировать речь ребенка?
Для развития речи необходимо:
- Читать малышу книги. Они должны подходить его возрасту, иначе такое занятие покажется ребенку слишком скучным.
- Изучать картинки. Сначала маме нужно описать словами изображения, а затем передать инициативу малышу.
- Слушать песни и вместе танцевать.
- Поддерживать исследовательский интерес ребенка. Для этого нужно не отмахиваться на его многочисленные вопросы, а стараться подробно на них отвечать.
- Обеспечивать малышу новые впечатления, а затем вместе обсуждать эмоции от увиденного.
⛔Родители должны контролировать собственную речь, не допуская грубых и нецензурных выражений.
✅Отличные результаты дают занятия пальчиковой или артикуляционной гимнастикой. Также существуют разнообразные игры для развития мелкой моторики. Преимущество такого подхода – возможность заниматься в домашних условиях.
Правила развития речи
Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
- Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
- Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
- Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
- Развитие моторики. Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики. Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
- Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
- Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
- Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
- Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала. Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.
Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.
Особенности возраста
Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.
Развитие речи у детей 1-2 лет
Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.
Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года
Развитие речи у детей 2-3 лет
В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года
Развитие речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.
В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет
Развитие речи у детей 4-5 лет
Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Развитие речи у детей 5-7 лет
Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.
Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет
Вывод
Сформированный речевой аппарат – залог правильного становления и полноценного развития психики. Не менее важно создать атмосферу любви между всеми членами семьи. Квалифицированные педагоги в детских центрах и садах Бэби-клуб помогут с развитием речи вашего малыша.
Речевые вехи 2-летнего ребенка: что является нормальным
Ваш ребенок растет так быстро, что скоро он станет малышом, прежде чем вы это заметите.
Дошкольное учреждение может быть не за горами, но вы беспокоитесь. Ваш ребенок уже не говорит так четко и часто, как вы ожидали. Может быть, другие дети просто кажутся более вербальными, разговорчивыми или привлекательными.
Успевают ли они с двухлетними вехами речи по сравнению с другими? Узнайте больше о том, что вы должны знать, как вы можете помочь и подходит ли вам и вашему ребенку речевая терапия дома.
Какие вехи речи у двухлетних детей? Что такое нормальная речь для 2-летнего ребенка?
В возрасте 24 месяцев ваш двухлетний ребенок должен достичь следующих показателей речи:
- Уметь произносить предложения, состоящие не менее чем из двух-четырех слов
- Использовать и понимать не менее 50 слов
- Следуйте простым инструкциям
- Инициировать разговор
- Проявляет волнение при общении с другими детьми
- Ищите знакомые предметы в комнате или громко называйте определенные предметы
Если ваш ребенок все еще время от времени бормочет или говорит так, что вы не можете все точно понять, не беспокойтесь. В 2 года родители и опекуны должны понимать примерно 50% речи ребенка.
Когда мне следует беспокоиться о речи моего 2-летнего ребенка?
Если ваш ребенок еще не достиг всех этих 2-летних речевых вех, вам не о чем беспокоиться. Путь развития каждого ребенка уникален. Что вы можете сделать, так это убедиться, что вы выражаете свои опасения врачу вашего ребенка.
Если ваш ребенок еще не начал говорить, вы также можете быть обеспокоены его задержкой речи. Это, вероятно, стало проблемой во время предыдущих скринингов, которые вы обсуждали со своим врачом, особенно в 12 месяцев, когда вы рассматривали вехи речи вашего ребенка в возрасте 1 года. Если вы не обратили на это внимание во время предыдущих проверок, сейчас самое время.
Если вы чувствуете, что врач вашего ребенка не оказывает ему должной помощи, рассмотрите возможность получения второго мнения.
Есть ли у моего 2-летнего ребенка задержка речи? Откуда я знаю?
Вот несколько речевых вех 2-летней давности для оценки задержки речи. Вам следует сообщить врачу вашего ребенка о следующих опасениях, если он:
- Произносит только несколько звуков или слов со значительным повторением
- Не может использовать свои слова для описания насущных потребностей
- Может только имитировать речь — не может спонтанно произносить слова
- Имеют трудности с пониманием простых запросов
Задержки выявляются с помощью скрининга развития и поведения. Как правило, они проводятся врачом вашего ребенка через запланированные промежутки времени во время следующих визитов к ребенку:
- 9 месяцев
- 18 месяцев
- 24 или 30 месяцев
Это базовый инструмент проверки, а не истинный диагноз. Это просто указывает, находится ли ваш ребенок на пути к вехам развития.
Если вы чувствуете, что детский врач не осматривает вашего ребенка должным образом, будьте настойчивы! Ваш врач, скорее всего, не проводит с вашим ребенком продолжительное время, но вы проводите. Когда врач выявляет проблему, его следующим шагом будет назначение комплексной диагностической оценки.
Во время комплексного обследования поведение вашего ребенка будет тщательно проанализировано. Эксперты будут проводить обследования, которые могут включать проверку слуха и зрения, генетическое тестирование, неврологическое обследование и другие медицинские тесты.
Эта всесторонняя оценка развития представляет собой подробный анализ развития вашего ребенка. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, в этом участвуют несколько клинических экспертов, в том числе педиатр по развитию, аудиолог, детский психолог, детский невролог, логопед, эрготерапевт и другие.
Задержка речевого развития может быть результатом нарушения речи вашего ребенка, языка или неба. Это также может быть орально-моторная проблема, когда мозгу трудно общаться с губами, языком и челюстью для вербального воспроизведения звуков. Проблемы со слухом также могут способствовать проблемам развития речи.
Как я могу улучшить речь моего 2-летнего ребенка? Чем я могу помочь дома?
Родители и опекуны играют решающую роль в развитии речи. К счастью, есть несколько способов помочь ребенку.
Чтение вашему ребенку — лучший способ расширить словарный запас вашего ребенка и способствовать развитию речи. Настоятельно рекомендуется выбирать различные книги и рассказы с красочными иллюстрациями и новыми словами, животными или людьми. Обязательно выбирайте книги, соответствующие возрасту вашего ребенка.
В течение дня вы можете превращать разговоры с ребенком в уроки. Находитесь ли вы в парке, гуляете с собакой, в продуктовом магазине, вы можете объяснить ребенку, кто такой почтальон, что делать с обувью, как включать свет, куда возвращаются журналы, когда вы закончите, или почему вы режете перец на ужин. Все это ежедневные сценарии, которые способствуют позитивному развитию речи, и когда ваш ребенок будет практиковать их вместе с вами, он усвоит новые речевые привычки в младенчестве, дошкольном или двухлетнем возрасте.
Какие признаки аутизма у 2-летнего ребенка?
Расстройство аутистического спектра трудно определить, пока вашему ребенку не исполнится 24 месяца.
Вы подозреваете, что у вашего 2-летнего ребенка расстройство аутистического спектра (или РАС)? Вот 10 признаков, на которые следует обратить внимание:
- Редко использует зрительный контакт
- Трудность в проявлении привязанности
- Редко откликается на свое имя, когда его зовут
- Редко проявляет интерес к игре с другими детьми
- Непоследовательно жестикулирует (машет «до свидания» или хлопает в ладоши)
- Редко просит о помощи
- Постоянно повторяет одни и те же слова или фразы без интереса к общению
- Пытается следовать простым указаниям
- Редко вступает в разговор или инициирует разговор, например, указывает на собаку, издает лай и смотрит вам в глаза, чтобы убедиться, что вы его услышали
- Регресс ранее усвоенных языковых навыков или внезапное прекращение развития словарного запаса или языка
Многие из этих коммуникативных различий у детей с аутизмом отмечены Американской академией педиатрии.
Важно помнить, что если у вашего 2-летнего ребенка есть один или несколько из этих признаков расстройства аутистического спектра, это не означает, что у него аутизм. Обязательно сообщите о своих опасениях педиатру вашего ребенка и выступите за официальное обследование.
Как логопед помогает моему двухлетнему ребенку?
Индивидуальные занятия, которые следуют структурированному комплексному плану, имеют решающее значение для успеха. В Great Speech наши лицензированные логопеды встречаются с вами и вашим ребенком в самое удобное время, без головной боли из-за утомительного движения или залов ожидания.
Наши логопеды проанализируют, что ваш ребенок понимает, на каком языке он может артикулировать, как он произносит звуки и насколько четко он говорит, а также любые орально-моторные нарушения. Поскольку все дети разные, эти шаги помогут составить индивидуальный план для вашего ребенка.
Запишитесь сегодня на ознакомительный телефонный звонок, чтобы узнать больше о том, как мы поможем вашему ребенку быстро пройти этапы развития речи в двухлетнем возрасте, не выходя из собственного дома.
2-летний ребенок не говорит, а бормочет: стоит ли волноваться?
Малыши очень занятые маленькие существа. Они ходят, разговаривают и исследуют окружающий мир с захватывающим любопытством.
Вы можете заметить, что развитие вашего ребенка идет своим уникальным темпом. И это нормально — по крайней мере, большую часть времени. Тем не менее, если вы беспокоитесь о том, что ваш двухлетний ребенок не говорит так много, как его сверстники, или что он все еще бормочет, а не говорит настоящие слова, это обоснованное беспокойство.
Понимание того, что подходит для развития в этом возрасте, может помочь вам понять, идет ли речь о вашем малыше. Подробнее об основных этапах, о том, на что следует обращать внимание и как обратиться за помощью в случае потенциальных проблем.
Связанные: языковые вехи в возрасте от 1 до 2 лет
К 2 годам вехи в развитии речи и языка включают наличие словарного запаса в 50 или более слов, даже если они не произносятся идеально или не понимаются незнакомцами. Ваш малыш также может называть свою любимую еду своими именами и издавать различные звуки животных — мычание, баа, кудахтанье, хрю — при появлении соответствующей подсказки.
Также появляются фразы из двух слов (например, «хочу еды»), а также использование местоимений, таких как «мой», к двухлетнему дню рождения вашего ребенка.
В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок может знать от 200 до 1000 слов. Это большой скачок в словарном запасе! Они могут начать понимать и говорить о пространственных понятиях, таких как «на» или «внутри». Они также лучше понимают местоимения и знают слова для описания людей, мест и вещей, включая «счастливый» или «грустный», «большой» или «маленький».
Другие вехи включают:
- использование предложений из двух-трех слов (например, «Я хочу больше» или «Я вижу это»)
- говорить более четко, чтобы лица, осуществляющие уход, могли понять больше местоимений, таких как «я», «ты» или «мне»
- добавление соответствующего наклонения к вопросам (например, « моя очередь?»)
- начало использования слов во множественном числе путем добавления «s» к повседневным словам , например, «игрушки» или «обувь»
- начинают использовать прошедшее время для глаголов, например «шел» или «прыгал»
Важно отметить, что дети этого возраста все еще могут оставлять окончания слов. Они также могут говорить не так, как это понимают незнакомцы. Когда им 2 года, вы или другие опекуны можете понимать только около 50 процентов слов, которые говорит ваш ребенок.
По мере того, как ваш ребенок приближается к 3 годам, его речь может быть достаточно хорошо понята членами вашей семьи или другими людьми, которые регулярно о нем заботятся.
Связанный: Есть ли у моего малыша задержка речи?
Возможно, вы слышали, что задержка речи связана с аутизмом. Это верно, но задержки могут существовать и сами по себе. В целом, дети с изолированной задержкой речи, как правило, достигают своих целей в других областях развития, но не в речи или языке.
Например, у вашего ребенка могут быть проблемы с речью, но отвечает, когда его называют по имени, или может использовать другие способы общения, такие как качание головой «да» или «нет», использование языка жестов или вокализация. У вашего ребенка может не быть большого словарного запаса, но он может следовать соответствующим возрасту указаниям или использовать соответствующие возрасту социальные навыки.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут иметь задержку речи, а также трудности с общением в целом. Например, вы можете заметить, что ваш ребенок не отзывается на свое имя и не следует указаниям. Ваш малыш не может указывать на предметы или использовать другие жесты.
Другие признаки аутизма включают:
- Дополнительные проблемы с общением. К ним относятся повторение определенных слов или фраз и потеря слов или фраз, которые когда-то были в их словарном запасе. Вы также можете заметить, что когда ваш ребенок говорит, он делает это роботизированным, напевным или другим необычным тоном голоса.
- Социальные проблемы. У детей с аутизмом к ним относятся такие вещи, как ограниченный зрительный контакт и проблемы с чтением сигналов, таких как выражение лица или язык тела, среди других проблем.
- Повторяющееся поведение. Раскачивание или взмахи руками — другие признаки аутизма. Ваш малыш может быть чрезвычайно сосредоточен на определенных интересах, играть со своими игрушками только определенным образом (например, выстраивать куклы или крутить мелки) или даже проявлять интерес только к одной части конкретной игрушки, например, к пуговицам на кукольное платье.
Чрезвычайно беспокойное нарушение нормального распорядка — еще одна распространенная характеристика РАС.
Не поддавайтесь искушению поставить ребенку самостоятельный диагноз и сообщите о любых проблемах педиатру вашего ребенка. Некоторые из описанных выше моделей поведения могут быть частью личности или развития вашего малыша. Эксперты говорят, что диагноз аутизма, поставленный врачом в возрасте 2 лет, может быть «очень надежным», но отмечают, что большинству детей часто требуется больше времени, чтобы поставить окончательный диагноз.
Связанный: Как рано можно обнаружить аутизм?
Помимо РАС, существует ряд причин, по которым у вашего ребенка может наблюдаться задержка речи или языка. Первичные причины — это те, которые нельзя отнести к какому-либо другому состоянию, влияющему на вашего ребенка.
Речь и язык — разные вещи. Речь — это то, как ваш ребенок формирует слова и звуки, а язык — это то, как ваш ребенок применяет значение этих слов и общается. У детей могут возникнуть проблемы с произношением слов, их сложением или другие проблемы с речью и языком.
Некоторые основные причины включают:
- Нарушение развития экспрессивной речи (DELD). У детей с этим заболеванием возникают проблемы с самовыражением с помощью речи, жестов и письма (хотя проблемы с письмом не будут заметны у малышей). Причина этого расстройства неизвестна.
- Расстройство рецептивной речи. С другой стороны, у детей с расстройством рецептивной речи возникают проблемы с пониманием и обработкой речи, которую они слышат. Эти дети могут слышать слова вокруг себя, но им трудно связать слова с их значением. Как и в случае с расстройством экспрессивной речи, причина, как правило, неизвестна.
Другие вторичные состояния, которые также могут вызывать задержки речи и языка. Это означает, что задержка вызвана другим заболеванием, которое влияет на другую часть тела или мозга вашего ребенка. Например, уши или мягкое небо во рту.
К ним относятся:
- детский церебральный паралич
- детская апраксия речи
- дизартрия
- потеря слуха до или после развития речи
- умственная отсталость
- селективный мутизм
Связанный: Нарушения речи
В Соединенных Штатах дети имеют право на участие в бесплатной федеральной программе под названием «раннее вмешательство» до 3 лет. Эта программа охватывает все области развития ребенка, от физических навыков до эмоциональных навыков и выше.
Что касается языка и речи, аудиологи и логопеды помогают детям развивать коммуникативные навыки, включая слушание, разговор, жестикулирование и общее понимание.
Вы также можете напрямую связаться с программой раннего вмешательства вашего штата. Просто позвоните и скажите: «Меня беспокоит развитие моего ребенка, и я хотел бы, чтобы мой ребенок прошел обследование, чтобы выяснить, имеет ли он право на получение услуг раннего вмешательства».
После первого контакта ваш ребенок будет осмотрен профессионалом, чтобы определить его индивидуальный набор потребностей. Если ваш малыш соответствует критериям, он может пройти дополнительные тесты или наблюдения, чтобы команда вашего ребенка могла составить Индивидуальный семейный план обслуживания.
Как следует из названия, план каждого ребенка будет соответствовать его потребностям и соответствующим возможным методам лечения. Как опекун, вы помогаете решить, что является частью плана вашего ребенка.
Терапевтические мероприятия для малышей могут включать:
- игра в игры
- чтение книг для общения посредством языка
- практика со звуками и слогами
Занятия могут проходить у вас дома или в ближайшей школе, детском саду или другом общественном месте.
Вы, как родитель, также можете помочь своему ребенку с логопедом, пройдя надлежащую подготовку у логопеда. Эксперты утверждают, что дети по-разному реагируют на получение знаний от своих родителей, поэтому обязательно работайте с профессионалами, когда будете разрабатывать свой окончательный план.
Обсуждать любые опасения, которые могут у вас возникнуть, с педиатром вашего ребенка — тоже хорошая идея. Они могут помочь с оценкой, а также порекомендовать и помочь скоординировать любые соответствующие медицинские тесты, такие как проверка слуха, и потенциальные направления к специалистам.
Что делать после 3 лет?
Вашему ребенку почти 3 года? Перед их днем рождения ваша группа раннего вмешательства поможет составить план перехода к следующему этапу терапии/поддержки. Некоторые штаты продолжают предлагать раннее вмешательство после этого возраста — ваша команда может предоставить вам дополнительную информацию о специфике. Для других услуги могут быть доступны через их местный школьный округ.
Связанный: Что такое логопедия?
Имейте в виду, что все дети разные, и каждый план лечения индивидуален. Ваш малыш может быстро реагировать на терапию (если это необходимо) или, с другой стороны, ему может потребоваться некоторое время, чтобы освоиться.
Тем не менее, в случаях изолированной задержки речи и/или речи, не связанной с другим заболеванием, раннее лечение может быть полезным. Эксперты Американской академии семейных врачей утверждают, что дети этой категории обычно имеют нормальную речь к моменту поступления в детский сад.
Одно исследование наблюдало за поздно говорящими в возрасте от 20 до 34 месяцев до того, как они пошли в детский сад и далее. Выяснилось, что 74 процента участников группы к моменту поступления в школу имели нормальные речевые и языковые навыки.
Недавнее исследование показало, что поздно говорящие могут иметь больше эмоциональных или поведенческих проблем в возрасте 2 лет из-за неспособности адекватно выражать свои мысли. Однако с течением времени эти дети не показали существенной разницы в этих областях по сравнению со своими сверстниками.
При задержке речи и речи, вызванной вторичными проблемами, прогресс вашего ребенка, скорее всего, будет зависеть от причины и продолжающегося лечения. Не теряйте надежды. Продолжайте обращаться к педиатру вашего ребенка или специалисту по раннему вмешательству за советом и поддержкой.
Вы можете многое сделать дома, чтобы развить хорошие речевые и языковые навыки в раннем возрасте. Попробуйте ежедневно читать своему малышу. Вы также можете петь песни и говорить вслух, занимаясь повседневными делами, чтобы ваш малыш слышал больше слов и предложений.
Если вы все еще беспокоитесь о том, что ваш ребенок не достигает речевых или языковых вех, проконсультируйтесь с педиатром. Вам не нужно направление для получения услуг раннего вмешательства, но врач вашего ребенка может указать вам правильное направление для получения помощи. Главное — выявить потенциальные проблемы и как можно скорее получить поддержку.
И не беспокойтесь, если вы не уверены, нужны ли вашей семье услуги. Оставьте эту часть профессионалам и продолжайте защищать своего ребенка.
Что делать, если ваш 2-летний ребенок говорит с вами тарабарщину — Toddler Talk
Вехи развития речи малыша
Автор Стефани Кеффер
Это вопрос, который мы регулярно получаем на Toddler Talk , и, по мнению экспертов по логопедии, тарабарщина не обязательно является чем-то плохим, если только ваш ребенок со временем не становится легче его понимать.
Как долго ваш ребенок будет говорить тарабарщину?
А в каком возрасте ваш ребенок должен уметь произносить понятные вам звуки?
В этой статье мы расскажем обо всем этом и многом другом вместе с бесплатным руководством , которое поможет вам улучшить произношение вашего ребенка.
Если вы хотите оказать непосредственное влияние на развитие речи вашего ребенка, обязательно ознакомьтесь с полной программой Talks Toddler Talk Program , которая включает в себя оценку, чтобы вы точно знали, что ваш ребенок готов практиковать, чтобы он может сказать больше слов за меньшее время.
В каком возрасте дети обычно говорят тарабарщину?Тарабарщина, называемая логопедами жаргоном, может рассматриваться как продвинутая форма лепета. Младенцы обычно начинают говорить на жаргоне еще до своего первого дня рождения.
К тому времени, когда детям исполняется 2 года, логопеды ищут, чтобы они использовали больше реальных слов, чем жаргона. Если вам трудно понять своего малыша, это потому, что ваш ребенок все еще учится произносить разные звуки.
Продолжайте читать, чтобы узнать, в каком возрасте маленькие дети учат разные звуки и что делать, если вас беспокоит произношение вашего ребенка.
В каком возрасте мой ребенок должен произносить определенный звук?Ниже вы можете увидеть каждый звук, который дети должны освоить в английском языке в соответствии с их возрастом.
Как родитель, подумайте о разных словах, которые ваш ребенок произносит или имитирует в течение дня.
2-летние
Эти звуки усваивают 75% детей в возрасте от 24 месяцев до 36 месяцев.
“П” как “поп, пи и свинья”
“Б” как “бип, пока и ба-ба”
“Т” как “игрушка, чай и шляпа”
“Д” как “папа” , собачка и дверь
“М” как в словах мама, я и ням
“Н” как в словах нет, (ба)нана, и на
“Н” как в словах привет, эй и горячий
” W” как в whee, wet и wow
“K” как в ключе, хорошо, и печенье
“G” как в хорошем, жевательном и собачьем
“F” как в off, fun, and for
3-летние
Эти звуки осваивают 75% детей в возрасте от 36 месяцев до 48 месяцев.
«ng» как «кольцо, король и пение»
«V» как «очень», «печь» и «над»
«S» как «видеть, плавать и сидеть»
«Z» как «зоопарк, головокружение» , и масштаб
“Sh” как в “закрой, обуй и покажи”
“R” как в “читай, дорога, и рев”
“L” как в “свет, взгляд и мяч”
“Ch” в слове “сыр, жевать” и “курица”
“J” в слове “прыжок”, “сок” и “джип”
4-летние дети
Этот звук осваивают 75% детей до того, как им исполнится 5 лет.
“Th” (твердый) as in this, that, and there
5-летние
Этот звук осваивают 75% детей до 6 лет.
“Th” (мягкий) как в вещи, брате и ванне
Эти ожидания в отношении звуков речи были получены из работы Кроу и Маклеода (2020): Усвоение согласных в английском языке детьми в Соединенных Штатах: обзор
Следует ли мне беспокоиться, если мой ребенок говорит не так, как я, или менее ясно, чем другие дети?Давайте углубимся в то, что облегчает или затрудняет вам понимание слов.
Ребенку научиться произносить все звуки, используемые в речи, очень тяжело! Не забывайте проявлять терпение к ребенку и к себе.
Чтобы привести в движение все мышцы рта и горла (то, что мы называем их орально-двигательной системой) в идеально синхронизированном порядке, требуется время.
Например, если ваш 2,5-летний ребенок говорит «ваббит» вместо «кролик», это совершенно нормально.
Мы ожидаем, что эта ошибка возникнет у 2,5-летнего ребенка, потому что не ожидается, что освоение R (освоение — это когда 90% детей могут произносить звук) до 4 лет.
Мы называем эти типы ошибок ошибками развития. ошибки; они являются нормальными ошибками в развитии ребенка и должны исправляться с возрастом и развитием навыков.
Подробнее о вехи произношения для малышей, посмотрите это видео: Итак, что вы можете сделать, чтобы улучшить их произношение?В рамках нашей программы разговоров с малышами мы даем родителям индивидуальную дорожную карту уроков, чтобы вы могли научить своего ребенка говорить на основе его уникальных вех.
Если вы готовы попрактиковаться в произношении со своим ребенком (это было непросто), загрузите наш бесплатный рабочий лист о том, что вам следует практиковать дальше.
В этом рабочем листе вы узнаете:
Различные типы звуков в порядке от простого к сложному
Ошибка номер один, которую совершают большинство родителей, которая сдерживает многих детей0191 и мы будем рады предоставлять вам больше фактологической информации каждую неделю!
Вот список других распространенных вопросов, которые задают родители малышей:Да! Ожидается, что двухлетний ребенок будет продолжать болтать, пока учится говорить. 2-летние дети также должны сказать около 100 слов самостоятельно и иногда говорить на жаргоне (или тарабарщине).
Как правило, вы поймете, что пора обратиться за помощью к логопеду, если ваш 2-летний ребенок говорит менее 100 слов, если вы понимаете менее половины того, что он говорит, или если вы замечаете, что он им сложно выучить новые слова.
Чтобы узнать больше о вехах развития речи и языка для двухлетних детей, продолжайте читать здесь.
Прислушивайтесь к тому, чтобы двухлетние дети говорили четко хотя бы в половине случаев. 2-летние дети все еще учатся произносить несколько звуков, поэтому вы не ожидаете, что поймете все, что они говорят.
Ответ на этот вопрос зависит от того, как вы определяете речь; поэтому я поделюсь несколькими вехами разговора для малышей.
Младенцы обычно произносят свое первое слово в возрасте 10-14 месяцев.
Малыши обычно говорят не менее 100 слов к тому времени, когда им исполняется 2 года.
Малыши обычно начинают складывать слова в возрасте 18-24 месяцев.
© 2020-2022. Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены.
Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.