Разное

Развитие правого полушария мозга рисование: Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать / Хабр

Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать / Хабр

Сразу дискламер: я редко пишу посты на широкую аудиторию, и более правильного ресурса для этого текста в рамках моего кругозора не нашлось. Тем не менее, если кто-то найдет это интересным, значит не зря… Поехали.

С чего все началось

Как-то я услышал от одного человека мысль о том, чтобы заниматься бизнесом, ему приходится «выращивать в себе Мистера Хайда», типа некая альтернатива его личности способна придумать что-то такое, что не способен придумать он сам. Конечно же, он шутил, по большей части, и тогда я этому значение не придал. Вспомнил эту точную метафору лишь, когда сам решил, что мне нужно развивать креативность, умение продуктивно фантазировать, придумывать нестандартные решения.

Про мозг и мышку

Я рассудил, что нужно начать прокачивать свое правое полушарие головного мозга. Прочитал про несколько методик, посмотрел лекции на TED’e, даже предпринял несколько шагов к тому, чтобы развить моторику левой руки — утверждается, что через это происходит стимуляция правого полушарие, а значит и всех процессов, за которое оно отвечает. Методики и советы описывать не буду, только на одном остановлюсь подробно.
Самым простым и одновременно эффективным было передвинуть мышку под левую руку. Почему самое простое? Потому что это разовое действие и не надо себе напоминать. К примеру, есть левой рукой я не научился, потому что вспоминаешь о том, что вилку или ложку стоит попробовать держать левой рукой лишь к концу трапезы, если вообще вспоминаешь. Почему эффективное? Потому что за компьютером я (как думаю и почти все из нас) проводит большую часть своего времени, а значит «дергать мышку» — одна из наиболее частых моторик.

Первые часы было очень непривычно, через день-два освоился, но попадать в маленькие области, как иконка крестика для закрытия окна, было почти нереально. Это занимало x10 от времени при манипуляциях правой рукой. «Быстро» не получалось и через месяц, но это уже было x2 — жить можно. Правда, были и побочные артефакты: клавиатуру тоже пришлось подвинуть правее и правой рукой привыкать к ctrl+inst и shift+inst (вместо ctrl+c и ctrl+v) и другим горячим клавишам.

Про книжку и рисование

Основным же направлением в этой деятельности стало желание научиться рисовать. Книжку я заприметил давно — Бетти Эдвардс — «Откройте в себе художника». Сначала дифирамбы: книжка крутая, все по делу, материал подается легко, задания в правильной последовательности. Аффтор жжот! 🙂 Реально, молодец тетенька. В третьей главе «Ваш мозг: его правая и левая половины» очень доступно разжевано, как работает правая и левая половины мозга, как взаимодействуют друг на друга. Очень интересны были описаны случаи клинических больных и как люди видят мозг «по одной половинке». В общем, книжку очень рекомендую даже если не будете задания выполнять, а просто для расширения кругозора полистать.

И чтобы долго не расслабляться автор в следующей же главе «Переход: опыт переключения слева направо» дает практическое задание, выполнение которого направлено на то, чтобы научиться отключать левое полушарие и переходить в правое — где все художники и живут 🙂 Впечатления те еще, но так как логика отключается, описать словами их не могу, зато очень прочувствовал! :))

Я не умею рисовать

В книге говорилось, что «любой может научиться рисовать».

Это обнадеживало. Потому что я рисовать не умею. Точнее, как не умею… Рисовать символы, звездочки, стилизованные буквы, танки и т.п. умеет, думаю, каждый. Но это было скорее не рисование, а алгоритм. Если его придерживаться, то что-то да получится:

  • Нарисуй “<”
  • Нарисуй “<” правее на 1 см
  • Нарисуй “>” правее на 5 см от последнего
  • Соедени прямыми — получились гусеницы танка
  • Повтори 1-4 с “(” и “)” сразу над гусеницами — получилась башня танка
  • Ну и т.д.

А хотелось именно научиться рисовать. И книга действительно в этом помогает. Пора показывать картинки:

Первый рисунок, который надо было нарисовать. Я очень старался. Тут, кстати, надо сказать, что я начитил: рисовать надо было «из зеркала», а я срисовывал со своей фотографию. Как я потом прочитал, это существенно легче. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на следующий день я рисовал человека (он этого не знал, кстати) (себя было скучно уже):

Примерно месяц занятий

Где-то месяц я занимался по книжке. Уложиться можно было и за 1,5-2 недели, но у меня изначально сознательно был выбран «ленивый» режим, ограничивающий чтение, когда «стабильно надо, но больше, чем надо нельзя» 🙂 Тут стоит сказать, что из-за хорошего структурирования книжку можно читать выборочно. Мне, например, глава про переход в цвет была неинтересна — я хотел ограничиться ручкой или карандашом. Я перестал делать упражнения где-то через месяц, хоть и дочитал книгу. Это, конечно, не характеризует меня с лучшей стороны, но в свое оправдание я могу сказать, что решение по смещению приоритетов было принято за меня моим новорожденным сыном.

Опять пора показывать картинки. Где можно оценить прогресс:



Срисовать становится уже совсем легко:

Тут опять срисовываем, но больше балуемся, когда выдалось меньше пяти минут свободного времени:

Подводя итог

Эксперимент мой получился несколько неоконченным, но я понимаю, что если и вернусь к нему, то еще не скоро. Поэтому решил поделиться тем, что есть. К сожалению, есть проблема с тем, чтобы оценить результат. В самом начале я не выбрал критерия, по которому можно судить. Но даже сейчас не представляю, что сделать мерилом. Цель была развить креативность. А как это мерить? Креативность моих идей в среднем по месяцу выросла на 66,47%? Поэтому все очень сильно «по ощущениям». Да, мне кажется, что я стал несколько шире смотреть на мир, иногда под разными углами.

Если касаться неоспоримых фактов, то я стал лучше рисовать, стал чуть лучше владеть левой рукой и ногой (я в футбол играю). Ну, и я перестал видеть в художниках инопланетян. 🙂 Я ни в коем случае не хочу умалять заслуги людей этой профессии, не поймите неправильно. На работе у меня великие художники трудятся. Да, именно так — великие. То что они творят — это искусство. И мои «мазюки» ни в какое сравнение не идут с их работами, но зато я теперь не испытываю комплекса неполноценности, когда смотрю, как они работают и что получается.

И верю, что рисование — это навык, который можно натренировать, как мышцы или умение писать красивый код.

PS Я с хабом не ошибся? Правильно понимаю, что самое правильное место?

Правополушарное рисование для начинающих и рисующих

СТАТЬИ

Методика правополушарного рисования

Методика базируется на том, что одной из фундаментальных особенностей человеческого мозга является межполушарная асимметрия. Она проявляется в том, что функции правого полушария и левого отвечают за два разных вида мышления: левая часть за логическое мышление, а правая за образно-интуитивное.

Следуя этой методике, можно научиться рисовать с нуля, и для этого совсем не нужно иметь уникальный или врожденный талант, более того, рисование для начинающих по этой методике поможет раскрыть в себе новые таланты даже человеку, никогда ранее не умевшему рисовать.

Истоки развития техники

Методику правополушарного рисования для тех, кто желает научиться рисовать с нуля, впервые разработали в конце 1970-х годов. В основу методики легли научные исследования нейрохирурга и лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри. Согласно исследованиям, у большинства людей доминирующим выступает левое «логическое» полушарие.

Именно поэтому, рисование для начинающих часто не приносит результатов, поскольку люди продолжают использовать для творческих целей «логическое» полушарие, тогда как нужно всего лишь переключить мышление на правое.

Достоинства правополушарного рисования

Этот метод хорош тем, что он выполняет еще и мощную оздоровительную психологическую и терапевтическую функцию. Например, посещая уроки рисования карандашом по данной методике, человек может избавиться от своих психологических ограничений и блоков, стать более открытым для внешнего мира и научиться находить нестандартные решения для выхода из сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, рисование карандашом для начинающих может превратиться на терапевтическую процедуру, которая благоприятно скажется на здоровье и восприятии мира.

Арт-релаксация на занятиях

Кроме этого, уроки рисования карандашом по данной методике, благоприятно сказываются на нервном состоянии человека, он становится более спокойным, уравновешенным, гармоничным, легче переживает кризисные ситуации и стрессы.

С помощью данной методики можно научиться не только рисовать карандашом для начинающих, но и повысить эффективность своей работы в целом, так как доказано, что владение данной техникой повышает производительность головного мозга в пять раз.

Преимущества рисовать у нас

  • Быстрый рост мастерства

  • Красивый рисунок с первого занятия!

  • Уровень подготовки не имеет значения

  • Подходит взрослым и детям от 7 лет

Техника правополушарного рисования

Прежде всего следует сказать, что правополушарное рисование, как техника вида «рисуем с нуля», подходит абсолютно всем, независимо от возраста и умения рисовать. Так, например, подросткам рисование карандашом для начинающих помогает увидеть многогранность решений, они становятся более спокойными, обучаются владению своими эмоциями и направлению их в правильное русло. Очень положительно такая техника сказывается также на беременных женщинах и людях пожилого возраста.

По сути, техника правополушарного рисования — это «отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества путем включения правого. Происходит это через специальные упражнения, которые снимают левополушарные ограничения. К таковым упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится рисование пальцами рук, рисование с игнорированием границ листа (холста), создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений, а также различные приемы работы с кистью и красками, которые совершенно по-новому позволяют взглянуть на процесс создания рисунка. Научиться рисовать с нуля — это легко и доступно абсолютно каждому человеку.

В школах где преподаются уроки правополушарного рисования, используются особые упражнения, благодаря которым вас научат как рисовать маслом картину маленького размера за несколько минут, а большого – всего за пару часов. Таким образом, с помощью интуитивной правополушарной техники «рисуем с нуля» каждый сможет не только научиться рисовать, но и воспринимать окружающий мир по-новому.

Мастер-классы по рисованию для начинающих в студии “Найди себя”

Записаться или проконсультироваться: 8 (495) 162-24-15

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку и получите 3 бесплатных урока по рисованию!

Дарим классные бонусы каждому подписчику

3 бесплатных видео-урока по рисованию

Специальные бонусы и скидки только для подписчиков рассылки

Вы первыми будете узнавать о новых курсах и мастер-классах

ПОЛУЧИТЬ БОНУСЫ

2. Персики пастелью

1. Котик карандашом

3. Маки акварелью

Учимся выполнять построение, наносить штриховку и создавать объем

Уровень: без опыта

Учимся прорабатывать свет и тени. Осваиваем работу с подмалевком.

Уровень: без опыта

Рисуем маки акварелью и учимся работать в технике по-сырому

Уровень: без опыта

Познакомьтесь со школой, преподавателями, получите бесплатные уроки по рисованию и другие бонусы только для подписчиков рассылки

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку
и получите 3 бесплатных урока по рисованию!

Error get alias

Click to order

3 Простые стратегии рисования для правого полушария

Рисование

Вы когда-нибудь замечали, что младшие школьники (скажем, от детского сада до 4-го класса) рисуют более раскованно, чем старшие? Вам интересно, почему старшие ученики теряют эту свободу?

Ответ связан с развитием мозга.

По мере развития мозга учащегося укрепляется мозолистое тело (толстый пучок нервов, соединяющий правое полушарие с левым полушарием). В основном это происходит в возрасте 10-12 лет. Что происходит, так это то, что левое полушарие (с сильными способностями к чтению и математике) становится более связанным с правым полушарием (с сильными способностями к творчеству и эмоциям). В основном левое полушарие начинает говорить правому полушарию, что они «делают это неправильно». Например, ученикам больше не нравится рисовать руку. Они хотят, чтобы это выглядело «правильно». Звучит знакомо?

Это идеальное время, чтобы начать рисовать правым полушарием мозга.

Эти задания предназначены для того, чтобы помочь учащимся научиться использовать удивительный потенциал правой стороны и научиться рисовать то, что они видят. Для начала я настоятельно рекомендую ознакомиться с книгой и веб-сайтом известного гуру рисования правого полушария Бетти Эдвардс. У нее есть много идей для планов уроков и раздаточных материалов, которые помогут учащимся научиться рисовать реалистичные изображения, которых они жаждут.

Вот 3 стратегии правого полушария, которые стоит попробовать.

1. Работайте в тишине.

Или работайте с тихой бессловесной фоновой музыкой. Идея состоит в том, чтобы отключить левое полушарие и позволить правому полушарию взять на себя ответственность, верно? Что ж, левая сторона любит слова, и пока ученики говорят, их левая сторона занята. Попробуйте 10–15 минут поработать в тишине, чтобы помочь учащимся сосредоточиться и сосредоточиться на задании.

2. Поверните бумагу, если учащиеся застряли.

Иногда они не могут пройти мимо одной небольшой части рисунка. ( Мое ухо выглядит неправильно.)  Предложите учащимся повернуть бумагу на 90 или даже 180 градусов, а затем нарисовать то, что они видят.  (Это больше не ухо, это линия, плавно изгибающаяся вниз.)  Этот простой маневр обманывает левое полушарие, поскольку оно больше не может визуализировать ухо, что заставляет учащихся использовать правую сторону и фокусироваться на линии. Это особенно хорошо работает во время урока рисования сетки.

3. Позвольте учащимся погрузиться в процесс.

Попробуйте пройти урок, посвященный повторяющейся технике (папье-маше, создание мандалы, спиральные горшки и т. д.), и вы увидите, как их комплексы исчезнут. Как только они овладеют процессом, они могут забыть о технике и позволить своему правому полушарию исследовать. Возможности безграничны!

Как вы помогаете учащимся развивать правое полушарие?

У вас есть стратегии, которыми вы можете поделиться?

Журнальные статьи и подкасты представляют собой мнения участников профессионального образования и не не обязательно представляют позицию Университета искусства образования (AOEU) или его академические предложения. Авторы используют термины так, как о них чаще всего говорят в рамках своего образовательного опыта.

Первый шаг к рисованию правым полушарием (и почему это важно)

Полушария нашего мозга действительно разные.

В то время как нам нужно, чтобы они оба функционировали, чтобы рисовать — особенно реалистично и детально, я пришел к выводу, что жизненно важно, чтобы мы переключались на сознание нашего правого полушария, когда рисуем.

Два полушария различаются по способу обработки сенсорной информации. Правое полушарие занимается визуальным восприятием — в узорах, формах и отношениях между ними — включая то, как они объединяются в единое целое.

Именно способность нашего правого полушария ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «видеть» имеет фундаментальное значение как для рисования, так и для живописи, или, как выразилась Бетти Эдвардс в «Рисование правым полушарием мозга» :

Получив доступ к той части своего разума, которая работает в стиле, способствующем творческому, интуитивному мышлению, вы научитесь фундаментальному навыку изобразительного искусства: тому, как излагать на бумаге то, что вы видите перед глазами.

Исследователь мозга Джилл Болте Тейлор временно потеряла большую часть левого полушария в 19 лет96 лет, когда она перенесла инсульт. В своей последующей книге

A Stroke of Insight она описывает правильное мышление:

По своему замыслу наш правый разум спонтанен, беззаботен и обладает воображением. Это позволяет нашим художественным сокам течь свободно, без запретов или суждений.

Правое и левое полушария нашего мозга очень разные – Фото © Карла Ф. Кастаньо

Напротив, левое полушарие отвечает за речь, вербальную и аналитическую. Болте Тейлор описывает это как постоянное общение с нами через «мозговую болтовню», определяющее наше «я», говоря «я есть». Он также классифицирует информацию по иерархиям и выносит суждения о нашем опыте на основе наших симпатий и антипатий.

Короче говоря, это дом нашего эгоизма. И это также жизненно важно для жизни. Как пишет Тейлор:

Если бы эти клетки не выполняли свою работу, вы бы забыли, кто вы есть, и потеряли бы связь со своей жизнью и своей личностью.

Таким образом, решающая роль левого полушария привела к тому, что оно стало центром нашей системы образования и большую часть времени доминировало в нашем сознании.

Но мы должны научиться отодвигать левое сознание на задний план, когда рисуем.

Сделать этот переход особенно сложно, когда вы учитесь во взрослом возрасте.

Во взрослом возрасте наше левое полушарие очень развито, и рисование может быть одним из немногих случаев, когда оно не доминирует.

Одной из задач левого полушария является постоянное сравнение нас со всеми остальными.

А если мы осваиваем новый навык, например рисование, то, вероятно, мы еще не так «хороши», как хотелось бы. Это может привести к очень критической болтовне мозга, например:

Я никогда не буду хорошим

Какой смысл

Я должен придерживаться того, что Я МОГУ делать

Мои картины намного хуже, чем у ВСЕХ остальных

Это пустая трата времени

Эта болтовня — враг № 1 будущего художника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *