Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
11 Февраля 2020
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование математических представлений является одним из главных средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Формирование математических представлений является одним из главных средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы, дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многократным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа вернуться в игру воображения.Для развития познавательных способностей можно использовать математические игры-развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки. Они могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержании игры или задачи, по ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например:
1. Цепочка примеров. Цель – упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры. Две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.
2. «Отгадай число». Цель – закрепить умение детей сравнивать числа. Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы, ответившие неправильно выбывают из игры. Обе игры просты по содержанию и поставленной задачи: их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел и отношениями между ними.
Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.Занимательные задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. «Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.
Наглядные логические задачи очень разнообразны: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. Назначение логических задач состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.
– Различные дидактические игры, направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дает возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Например, игра «Сделай поровну». «Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну. И объяснить полученный результат».
Игра на смекалку. «Сколько взять конфет?».
Цель – упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом. Ход игры. Предлагается условия задачи: «В бумажном пакете лежат конфеты двух сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача решается путем логического размышления.
Какова же роль математики – в умственном воспитании, и в развитии интеллекта ребёнка? Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте и в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно в потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Интерес к изучению математики, и развитию умственных способностей мы развиваем с помощью решения занимательных задач. Дети настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до полученного результата. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?». Таким образом, ребёнку хочется учиться с интересом и с удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
Поделиться с друзьями
Проблемы развития детско-юношеского и молодежного туризма и их решениеПсихологическое сопровождение развития музыкально-творческих способностей младших школьников в детской школе искусств
Гришакина Ю.
Ф. Развитие элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством STEM-технологииГришакина Юлия Фёдоровна – МБДОУ «Детский сад №4» (Саров, Нижегородская обл.)
Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.
Блез Паскаль
Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством STEM-технологии; создание условий для усвоения дошкольниками математических представлений; обеспечение успешного развития способностей и мышления детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Современное образование выдвигает достаточно серьёзное требование к использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и математического направления развития дошкольников.
Математические способности у детей относят к категории врождённых талантов. Первые шаги к изучению математики малыши делают ещё в дошкольном возрасте. Математическое мышление тесно связано с творчеством, уровнем развития умственных способностей. Математические способности откроются только в результате правильного, системного развития. А значит, в обучении детей не то что можно, а очень важно с раннего дошкольного возраста уделять внимание развитию этих задатков.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Один из модулей технологии STEM направлен на математическое развитие детей, является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача STEM заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.
STEM-образование в ДОО – это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В детском саду STEM-технологии можно внедрять следующими способами:
- Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.
- Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям природы и осознать свою ответственность перед ними.
- Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.
Ведущая составляющая STEM-обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Основные преимущества STEM-технологий:
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Образовательный модуль «Математическое развитие» – комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт.
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей младшего возраста.
В каждый отдельный модуль входит тематическая подборка пособий, обеспечивающих комплексный подход к реализации образовательных задач для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей младшего возраста.
Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.
Математика с детьми младшего возраста – Восточная
Свиток
С самого раннего возраста дети естественным образом интересуются размерами, формами и количествами. Дошкольники начинают считать, сортировать материалы по разным признакам, узнавать формы. Эти ранние математические способности подготавливают их к пониманию более сложных математических концепций, когда они поступают в начальную школу.
Специалисты по раннему развитию могут поддержать математическое развитие детей в раннем возрасте путем:
- Предоставление материалов и опыта, которые побуждают детей естественным образом сортировать, сопоставлять, сравнивать, считать и описывать количество
- Поддержите этот опыт с помощью насыщенной «математической беседы»
Приведенные ниже видеоролики и ресурсы иллюстрируют стратегии и идеи поддержки раннего математического развития детей.
Поддержка математического развития детей младшего возраста (серия)
В этих видеороликах описывается раннее математическое развитие детей и приводятся примеры того, как взрослые могут обучать математическим навыкам и поддерживать их развитие с помощью повседневных занятий и игр. Охватываемые области математики включают:
- Счет (3:57)
- Индивидуальная переписка (4:08)
- Мощность (4:42)
- Распознавание количества (3:49)
- Сравнение (3:51)
- Числовые операции (4:35)
- Измерение (5:30)
- Данные (4:37)
- Геометрия (5:15)
Подробнее
Включение математики в игру для развития крупной моторики (2:33)
В этом «Отражение с поля» учитель дошкольного образования Джессика Абильдгаард включила сортировку в полосу препятствий, используя игрушечные грузовики, чтобы удовлетворить потребности развития своего ученика. Чтобы подготовить своих учеников к детскому саду, она хотела укрепить их навыки идентификации и сортировки чисел, включив в них игру с крупной моторикой. Сочетая физические движения с игрушками, она показывает, как подобная деятельность может повысить математическую успеваемость учащихся в веселой и творческой форме.
Подробнее
Использование Math Talk with Preschoolers для поддержки обучения (5:17)
В то время как многие дошкольные классы используют явные, направляемые учителем занятия, чтобы помочь детям развить основные математические навыки, недавние исследования Центра показывают, что математика изучается в больших количествах. в контексте игры в классе, особенно когда учителя разговаривают с детьми о том, как решать задачи, связанные с числами. В этом электронном ролике , д-р Судха Сваминатан и д-р Джеффри Травик-Смит обсуждают важность разговоров с детьми о числах и побуждения их к объяснению их математических процессов. Когда учителя и дети участвуют в регулярных беседах о количествах, измерениях и размерах, дети приобретают математические и общие когнитивные навыки.
Подробнее
Связь взаимодействия учителя и ребенка в дошкольных играх с математическими способностями детей младшего возраста (11:02)
Математические способности в дошкольном возрасте являются одним из лучших предикторов успеха в школе в более позднем возрасте. Исследования показывают, что они лучше предсказывают, чем навыки грамотности в раннем возрасте. Хотя во многих исследованиях была обнаружена тесная связь между игрой маленьких детей и грамотностью, исследования взаимодействия учителей в игре и обучения математике не проводились. В этом выпуске «Research Clips» описываются результаты исследования, направленного на выявление вмешательств в классе в игру, которые связаны с математическими достижениями у трех- и четырехлетних детей. Полученные данные показывают, что то, как учителя взаимодействуют с детьми и общаются с ними во время игры, оказывает сильное влияние на математическое обучение детей.
Подробнее
Расширение возможностей детей дошкольного возраста с помощью языка математики способствует более сильным навыкам
WEST LAFAYETTE, Ind. — Обучение детей дошкольного возраста простой лексике и понятиям, связанным с математикой, таким как «больше», «много», «несколько» и «меньше». ,” улучшает свои математические навыки, согласно новому исследованию Университета Пердью.
«Этот подход не нов, но мы считаем, что это первое исследование, показывающее, что преднамеренное обучение и знакомство маленьких детей с такими языковыми понятиями влияет на их способность осваивать базовые математические навыки», — сказал Дэвид Пурпура, доцент. человеческого развития и изучения семьи. «Мы обнаружили, что когда детям читали рассказы с математическим языком и картинками, соответствующими их возрасту, а затем обсуждали эти конкретные концепции в небольших группах, они набирали более высокие баллы на математических тестах не только по этим конкретным словам, но и по математическим навыкам, которые не были охвачены в учебнике. книги.”
Результаты опубликованы в Журнале исследований эффективности образования.
Математический язык является одним из самых сильных факторов, определяющих успехи детей в математике в раннем возрасте, поэтому Purpura хотела определить, насколько эффективным может быть раннее знакомство с математическим языком для детей в возрасте 3-5 лет.
В исследовании приняли участие 47 детей дошкольного возраста Head Start, и половина из них собиралась три раза в неделю в небольших группах, чтобы прочитать одну из шести книг. Каждая книга подчеркивала в среднем 38 количественных или пространственных языковых понятий посредством сюжетной линии, иллюстраций и задаваемых вопросов.
Другие дети продолжили свою обычную учебную программу. Восемь недель спустя все дети были протестированы, и те, кто знакомился с математическим языком, и те, кто знакомился с концепциями математического языка, превзошли других по математическому языку, а также по математическим навыкам. Несмотря на то, что детей, которые участвовали в группах чтения, напрямую не обучали математическим понятиям, таким как счет или сложение, их навыки в этих областях улучшились больше, чем навыки детей, которые не участвовали в группах чтения.
«Знакомство с математическим языком открывает двери для изучения и понимания этих важных ранних математических навыков», — сказал Пурпура. «Трудно попросить ребенка сравнить количества, если он не знает, что означает «больше» или «меньше». Если он может понять «до» и «после», он с большей вероятностью узнает или сможет понять , какое число следует после трех. Когда дети изучают этот язык в математическом контексте, он действует как трамплин для изучения других математических понятий».
По словам Пурпуры, вмешательство заключалось не только в чтении книги с математическими понятиями и картинками. Читатели также были обучены комментировать элементы, связанные с математическим языком, во время чтения книги, а затем задавать детям конкретные вопросы. Например: «Откуда мы знаем, что у девочки больше, чем у мальчика?» или «Птица выше или ниже дерева?» Не было прямых инструкций по счету, называнию чисел или связанным с ними математическим навыкам.
Шесть книг, использованных в этом исследовании, назывались “Много есть сколько?” Иллы Подендорф, «Альберт не боится» Элеоноры Мэй, «Достаточно моркови» Стюарта Дж. Мерфи, «Прогулка Рози» Пэта Хатчинса, «Идея Альберта больше, чем большая» Элеоноры Мэй и «Маленький белый кролик» Кевин Хенкес. Purpura сотрудничала с аспирантами Purdue Эми Р. Наполи, Элизабет А. Верспанн и Закари С. Голд.
Исследование привело к получению нового гранта, финансируемого Фондом Хейзинга-Саймонса для пурпуры, и Сара Шмитт, доцент кафедры человеческого развития и семейных исследований, работает с детским писателем и иллюстратором над созданием новых книг на английском и испанском языках. которые могут быть легко использованы родителями для закрепления этих понятий. В этих книгах будут содержаться подсказки, которые помогут родителям задавать вопросы, помогающие детям углубить знания математического языка.
Автор: Эми Паттерсон Нойберт, 765-494-9723, [email protected]
Источник: Дэвид Пурпура, 765-494-2947, [email protected] 590 1 Журналистам
4 Если вы заинтересованы в копии статьи Journal of Research on Educational Effectiveness, можете связаться с Эми Паттерсон Нойберт, Служба новостей Purdue, 765-494-9723, apatterson@purdue. eduСвязанный веб-сайт:
College of Health and Human Sciences
ABSTRACT
Causal Connections Between Mathematical Language and Mathematical Knowledge: A Dialogic Reading Intervention
David J. Purpura, Amy R. Napoli, Elizabeth A. Wehrspann, and Zachary S. Gold
doi: 10.1080/19345747.2016.1204639
Получение первых математических знаний имеет решающее значение для успешного долгосрочного академического развития. Математический язык — один из сильнейших предикторов математических успехов детей в раннем возрасте. Результаты предыдущих исследований предоставили корреляционные доказательства, подтверждающие важность математического языка для развития математических навыков у детей, но причинно-следственные доказательства, подтверждающие эту связь, ограничены. Чтобы восполнить этот пробел в исследованиях, 47 детей Head Start были случайным образом распределены в группу математического языкового вмешательства или в группу обычного ведения бизнеса.