Развитие левого полушария мозга у детей упражнения: Упражнения для развития мозга | Дефектология Проф
Упражнения для развития мозга | Дефектология Проф
Совсем недавно ученые в результате проведённых исследований пришли к выводу, что полноценную работу мозга определяют не столько врождённые особенности человека, сколько тот опыт, знания, впечатления, которые получаются малышом в начале жизни. Будущие способности ребёнка определяются формированием основных нейронных схем, которое приходится как раз на период активного роста.
Зачем и когда нужно развивать мозг ребенка?
Родителям важно усвоить, как умственные способности малыша правильно развивать, чтобы правильно и своевременно стимулировать познавательный интерес у ребёнка и приступить к процессу обучения различным навыкам. Для развития детского мозга обязательно нужны упражнения, без которых не будут формироваться синапсы – нейронные узлы. Если время от времени не повторять выученное стихотворение, то оно может со временем позабыться. То же происходит и с синапсами, которые, будучи без дела, слабеют, и, в конце концов, могут полностью разрушиться, если не используются упражнения для развития мозга.
До 10-летнего возраста работа мозга ребёнка поглощает огромное количество энергии – гораздо больше того, что требуется мозгу взрослого человека. Учитывая такую активность, детям требуется как можно чаще устраивать гимнастику для мозга. Лучше всего для этого подходят обычные жизненные ситуации. Введение в игры обучающих моментов тем важнее, поскольку известно, что донесённую обычным образом информацию ребёнок никогда не воспримет настолько же глубоко, как ту, что пришла к нему в контексте переживаемых эмоций.
Работа полушарий мозга
В головном мозге дружно работают его правая и левая стороны. Для самого лучшего решения проблемного вопроса требуется их слаженная деятельность: выделение важнейших моментов, их анализ, создание общей картины, поиск выхода с минимальными потерями. Часто случается, что нестандартная идея, возникшая спонтанно, является единственно верным решением.
Чтобы разобраться, как мозг работает, нужно уточнить, какое полушарие за что отвечает.
Левое полушарие контролирует:
- усвоение фактов;
- речевые навыки, чтение, письмо;
- обработку, запоминание и структурирование языковой информации;
- оперирование цифрами и математическими понятиями;
- анализ и поэтапную логику;
- планирование.
Правое полушарие контролирует:
- обработку и хранение образов;
- интуитивное мышление и основанную на нём пространственную ориентацию;
- творческий потенциал;
- воображение;
- способность воспринимать метафорические образы;
- чувство юмора.
Когда ребёнок выполняет то или иное действие, то его мозг переключает активность с одного полушария на другое. В случае сочетания интуиции с логикой сохраняется баланс между полушариями и происходит наиболее творчески активная работа, позволяющая интеллекту, не боясь неудач и ошибок, достигать наивысших результатов.
Проверка полушарий: какое больше развито?
Совсем несложно проверить, какой у ребёнка преобладает тип мышления – логическое или интуитивное. Здесь не потребуется физических приборов, функции тела сами дадут ответ. Каждое полушарие управляет своей стороной мозга. Та сторона, которая доминирует, укажет на преобладающее полушарие.
Ребёнку нужно предложить выполнить следующие действия:
- сложить вместе ладони, переплести пальцы и вытянуть «замок» вперёд, обратив внимание, какой большой палец окажется сверху;
- поаплодировать, развернув кисти горизонтально и посмотрев, какая ладонь окажется сверху;
- скрестить на груди руки и посмотреть, какая будет сверху.
Есть и ещё много других способов для определения «стороны» мышления. Например «вращающаяся девушка», где нужно представить, в какую сторону она кружится. Интересно, что её поза позволяет вращаться в обе стороны. Если оба полушария развиты гармонично, то выбор может пасть в обе стороны. Но даже если воображение отдаёт предпочтение одному виду вращения, то в этом нет ничего страшного. Есть множество упражнений и методик, с помощью которых можно комплексно тренировать мозг.
Упражнения для развития обоих полушарий мозга
Есть несколько эффективных способов, которые годятся не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.
«Ухо и нос»Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.
«Волна»Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать волну. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает волну?
«Погладь себя»Таким упражнением пользовались раньше в начальных школах во время пятиминуток. Правой рукой нужно постукивать себе по макушке, а левой гладить по животу. Можно усложнить упражнение, поднимая ногу и вращая ей, а затем быстро сменить движения рук и ногу.
«Перекрёстные движения»Правой рукой коснуться левой пятки, а потом левой рукой – правой пятки. Затем изменить движения – правая рука к правой же пятке, и соответственно левая. Выполнять последнее упражнение минимум 6 раз, потом вернуться к перекрестным касаниям и постепенно увеличивая скорость выполнения, стремясь не сбиться с ритма.
«Колечко»Хорошее упражнение для пальцев рук, тренирующее их мелкую моторику и соответствующие отделы в коре головного мозга. Большой палец нужно по очереди соединять в кольцо с указательным, далее со средним, безымянным и мизинцем. Вначале нужно потренировать одну руку, затем другую, а потом попытаться работать сразу обеими руками, шевеля пальцами как можно быстрее.
«Дирижёр»Чтобы его выполнить, нужно представить себя дирижёром оркестра, включить знакомую музыку, а обе руки поднять на уровень плеч – одну немного выше другой. В этом положении начать рисовать в воздухе восьмёрку: правой рукой от середины фигуры вправо и вверх, а левой влево и вверх. Затем повторить движение в обратном порядке.
Спортивное жонглирование развивает ловкость рук, внимательность, активизирует оба типа мышления, тренирует интеллект. Дети творчески развиваются и становятся уверенными в своих способностях.
В процессе этого упражнения сразу обе руки (или ноги) одновременно рисуют зеркальные фигуры. С его помощью облегчается переход от общей моторики к мелкой, развивается навык следования инструкции, тренируется сосредоточенность, улучшаются навыки письма, чтения, математики и пространственного восприятия. Нарисовать на мольберте или доске одновременно обеими руками, вооружёнными цветными фломастерами, словно зеркально отражённые фигуры.
Руки должны совершать синхронные движения: то одна к другой, то расходиться, то вверх, то вниз, а на доске будут появляться любопытные фигуры. Можно встать сзади ребёнка, чтобы ему помочь, направляя его руки. Пусть он научится делать движения от грудины, срединной линии тела. Вслух нужно давать команды: «вверх», «в сторону», «вниз», «к центру», чтобы он рисовал одновременно двумя руками круги, квадраты, треугольники и прочие фигуры. Затем он должен самостоятельно продолжить это занятие, после того как научится легко рисовать «зеркальные фигуры». Начав рисовать с большой доски, затем ребёнок должен попытаться повторить это на небольшом листочке бумаги. Рисовать можно чем угодно – маркерами, карандашами, красками, мелом.
Упражнения для тренировки правого полушария
Правая сторона мозга отвечает за целостное восприятие реальности, творческие способности, интуитивное познание действительности. Для развития этого полушария можно использовать: визуальные образы, прослушивание музыки, рисование, медитацию, погружение в мечты, иными словами, любые действия, которые оперируют целостными образами.
Для развития правого полушария эффективными являются следующие занятия: танцы, пение, сочинение стихов и других литературных форм (например, в виде дневника). Подойдут любые виды активности, связанные с функциями, ответственность за которые несёт правое полушарие.
В последнее время появились особые курсы «правополушарного рисования». При копировании изображений здесь применяется специальная техника, с помощью которой ребёнок уходит от стереотипного, шаблонного мышления, стремясь изобразить на полотне предмет как можно реалистичнее. С помощью подобных занятий границы сознания раздвигаются, на привычные вещи появляется новый взгляд, окружающий мир оценивается с иных позиций, развивается воображение.
Упражнения для тренировки левого полушария
Более «математическое» левое полушарие занимается вычислениями и анализом. Лучшими видами упражнений для него является изучение точных наук, в том числе решение математических задач. Чем больше количество задач и чем они сложнее, тем более развитым становится левое полушарие. Сюда можно отнести разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку. В этих занятиях работает аналитическое мышление, расположенное в левой стороне, поэтому она и больше тренируется.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Как подружить полушария мозга? 4 упражнения для непосед
За каникулы дети разбалтываются. И это не новость. Еще бы: домашку делать не надо, режим дня при всех стараниях родителей летит в тартарары. А на горизонте уже маячит школа. Надо подсобраться? И мы знаем, что делать.
Секретами общения полушарий мозга между собой и играми для активизации их работы с нами поделилась психолог, нейропсихолог Светлана Новикова:
Разминка с утра, чтобы активизировать мозг.
Правой рукой хватаемся за нос, левой — за правое ухо. Меняем: левой хватаемся за нос, правой за левое ухо.
Покажи класс: одной рукой показываем класс, другая в кулаке, меняем руки.
Зарядка: прямые руки перекрещены перед грудью, ноги шире плечь. Меняем прямые руки подняты над головой, ноги перекрещены.
Думаете, это просто? А вы попробуйте сами.
Эти упражнения идеальны для того, чтобы помочь ребенку быстрее и проще справиться с домашней работой или настроиться на учебу в целом.
Спойлер: если вы будете делать эти упражнения в паре с ребенком, вы заметите, как улучшилась ваша работоспособность .повысилась креативность и эффективность. Так что добавьте разминку для полушарий в свой утренний чеклист.
Упражнения которые направлены на межполушарное взаимодействие и позволяют активизировать работу мозга.
Зеркальное рисованиеОно позволяет развить сосредоточенность, внимательность, аккуратность. Очень подходит детям, которые достаточно активны и могут быть несколько разболтаны. Помогает собраться. Развивает пространственное представление, позитивно влияет на образное мышление и даже улучшает почерк ребенка.
Что делать? Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка.
Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей.
Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Кому и зачем? Помогает детям, у которых в принципе существует расторможенность поведения, тем, кому трудно усидеть на месте, всем, кто легко отвлекаются на что-либо. Помогает упражнение и решить некоторые проблемы с письмом, если например, ребенок зеркалит буквы, пропускает буквы. Это упражнение в первую очередь контроль своей деятельности, внимательности и точности.
Рисование двумя рукамиРазвитие межполушарных взаимодействий
Что делать? Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого.
Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой — правой рукой.
Конкретное упражнение на рисование:
Рисование двумя руками «Бровки», «Улыбочки»Для выполнения этого упражнения вам понадобятся маркерная/меловая доска и сами маркеры либо мелки. Можно использовать листочки, закрепленные на вертикальную поверхность, и восковые мелки. Сначала взрослый разделяет доску на 2 равные части, затем на каждой части рисует симметричные дуги — примеры для ребенка.
Задача ребенка — сначала правой, а затем левой рукой нарисовать дугу поверх рисунка взрослого сначала в одну сторону, затем в другую, не отрывая руки, всего 10 раз (движения справа налево — слева направо). Нам важно добиться минимальной «бахромы». Линия ребенка и взрослого должны максимально совпадать. Затем рисуется еще один пример с обеих сторон, и ребенок рисует-«дирижирует» обеими руками то же самое.
Кому и зачем? Позволяет улучшить контроль над телом и над непроизвольными движениями.
Пишет и параллельно болтает ногой? Это упражнение поможет устранить эти связки. А также это идеальное упражнение для тех, кто все еще не определился с ведущей рукой и пишет то правой, то левой. Помогает исправить почерк. Трудности со схемой задачи? Это упражнение поможет и им.ДутиболПовышение тонуса мозговой деятельности
Что делать? Ребёнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника.
Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребёнок соревнуется сам с собой. Ребёнок дует на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть его как можно дальше. Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом. Дополнительно можно попросить ребёнка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз — вдох ртом и выдох ртом.
Кому и зачем? Это упражнение на дыхание. Поможет при низкой скорости чтения и низком темпе письма, а также если слишком маленькие или слишком крупные буквы. Помогает устранять грязь в тетради.
ОкошкоРазвитие целостного зрительного восприятия
Кому и зачем? Поможет тем, у кого есть сложности с пересказом текста, с пониманием смысла текста. Развивает логическое и образное мышление.
Что делать? Большую, насыщенную деталями картинку прикрывают листом бумаги с окошком. Передвигая лист, показывают предметы не целиком, а только их часть (например, половину часов). Ребёнок должен узнать и назвать предметы, которые видит через окошко. А потом представить и описать всю картинку. Например,: «На картинке изображена комната, в зелёном кресле сидит девочка, из-под стола выглядывает котёнок…»
Рекомендуемый формат картинки А4 или А5. Размер листа с окошком должен быть в два раза больше картинки. Размер окошка 2 х 2 см.
Играйте с умом, и ваш мозг скажет вам спасибо
Созревание мозга | Продолжительность жизни Развитие
Вес мозга: К трем годам мозг составляет около 75 процентов своего веса взрослого человека. К 6 годам его вес составляет 95 % веса взрослого человека (Lenroot & Giedd, 2006). Миелинизация и развитие дендритов продолжают происходить в коре, и по мере этого мы видим соответствующие изменения в том, что ребенок способен делать. Большее развитие префронтальной коры, области мозга за лбом, которая помогает нам думать, вырабатывать стратегию и контролировать внимание и эмоции, делает все более возможным сдерживать эмоциональные вспышки и понимать, как играть в игры.
Понимание игры, предвидение и координация движений улучшаются с практикой и миелинизацией.
Рисунок 4.2 Мозолистое тело
Рост полушарий и мозолистого тела: В возрасте от 3 до 6 лет резко увеличивается левое полушарие мозга. Эта сторона мозга или полушарие обычно участвует в языковых навыках. Правое полушарие продолжает расти в раннем детстве и участвует в задачах, требующих пространственных навыков, таких как распознавание форм и узоров. Мозолистое тело, плотная полоса волокон, соединяющая два полушария мозга, содержит примерно 200 миллионов нервных волокон, соединяющих полушария (Kolb & Whishaw, 2011). Мозолистое тело показано на рис. 4.2.
Мозолистое тело расположено на пару дюймов ниже продольной борозды, которая проходит по всей длине головного мозга и разделяет два полушария головного мозга (Garrett, 2015). Поскольку два полушария выполняют разные функции, они общаются друг с другом и интегрируют свою деятельность через мозолистое тело. Кроме того, поскольку поступающая информация направляется в одно полушарие, например, визуальная информация от левого глаза направляется в правое полушарие, мозолистое тело передает эту информацию другому полушарию.
Мозолистое тело испытывает скачок роста в возрасте от 3 до 6 лет, что приводит к улучшению координации между задачами правого и левого полушария. Например, по сравнению с другими людьми, дети младше 6 лет демонстрируют трудности с координацией игрушки Etch A Sketch, потому что их мозолистое тело недостаточно развито, чтобы интегрировать движения обеих рук (Kalat, 2016).
Нейропластичность: Контроль некоторых специфических функций организма, таких как движение, зрение и слух, осуществляется в определенных областях коры, и если эти области повреждены, человек, скорее всего, потеряет способность выполнять соответствующие функции. функция. Например, если у младенца повреждены области распознавания лиц в височной доле, вполне вероятно, что он или она никогда не сможет распознавать лица (Farah, Rabinowitz, Quinn, & Liu, 2000). С другой стороны, мозг не разделен совершенно жестко. Нейроны головного мозга обладают замечательной способностью реорганизовываться и расширяться, чтобы выполнять определенные функции в ответ на потребности организма и восстанавливать повреждения. В результате мозг постоянно создает новые маршруты нейронной связи и переделывает существующие. Нейропластичность относится к способности мозга изменять свою структуру и функцию в ответ на опыт или повреждение . Нейропластичность позволяет нам учиться и запоминать новые вещи и приспосабливаться к новому опыту. Наш мозг наиболее «пластичен», когда мы маленькие дети, поскольку именно в это время мы больше всего узнаем об окружающей среде. С другой стороны, нейропластичность продолжает наблюдаться даже у взрослых (Kolb & Fantie, 1989).
Характеристики левополушарного ребенка
Дети с сильной функцией левого полушария обычно хорошо успевают в учебе, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом отношении.
Наш мозг состоит из двух сторон или полушарий. Дети с поведенческими, академическими, социальными или другими проблемами часто имеют дисбаланс, когда они преимущественно используют одно полушарие мозга. Это приводит к тому, что одна сторона мозга становится сильнее, а другая развивается медленнее и слабее.
Левое полушарие мозга контролирует обучение и обработку информации. Дети с более сильными функциями левого полушария, как правило, более склонны к аналитическому мышлению и, как правило, хорошо успевают в учебе. У них может быть отличная способность запоминать большие объемы данных, большой словарный запас и внимание к деталям.
Левополушарные дети: поведение дома
Если левое полушарие вашего ребенка отвечает за контроль, вы заметите, что он или она проявляет определенные черты дома. Например, ему или ей может нравиться соблюдать один и тот же распорядок, например есть одни и те же продукты на завтрак, обед и ужин. Дети с левым полушарием также ценят указания и, как правило, хорошо следуют им.
Одной из самых заметных характеристик левого полушария мозга является опрятная комната. Если вы редко говорите своему ребенку убираться, возможно, у него доминирует левое полушарие. Как бы полезно это ни было дома, вы можете заметить, что многие левополушарные дети не очень эмоциональны и не очень ласковы. Вместо этого они склонны к логическому мышлению, и, по словам Фандерстенда, им часто нравится проводить время в одиночестве.
Левополушарные дети: поведение в школе
Родители — не единственные люди, которые могут заметить особенности левого полушария у детей. Учителя также часто замечают особенности, основываясь на том, как левополушарные дети ведут себя в школе. Хорошая новость заключается в том, что, согласно Psychology Today, школы обычно обслуживают детей с левым полушарием мозга, поскольку большинство занятий требуют хороших аналитических навыков. Дети с сильным левым полушарием и менее зрелым правым полушарием могут преуспеть в следующих областях:
- Наука
- Детали
- Запоминание
- Постановка целей
- Инструкции по чтению
- Математика
Многие из этих детей предпочитают учиться в одиночестве, поэтому убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое место для выполнения домашних заданий. Кроме того, поскольку многие левополушарные дети, как правило, хорошо справляются со списками, упростите для вашего ребенка составление как можно большего количества списков, предоставив ему белую доску, меловую доску, бумагу и письменные принадлежности.