Разное

Развитие форм общения младенца: 43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

Содержание

43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.

Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Этапы развития личности в младенческом возрасте Первым личностным образованием выступает активная позиция ребенка по отношению к людям, предметному миру и себе самому. Являясь исходным личностным образованием, фундаментом будущей личности, активность определяет дальнейшие пути личностного развития ребенка, без нее этот процесс искажается или становится невозможным. К 4 месяцам активность детей, воспитывающихся в семье, уже отчетливо проявляется во всех видах отношений.

Они инициативны, открыты, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности к предметному окружению, жизнерадостны, требовательны, настойчивы, с интересом и радостью воспринимают свое зеркальное отражение, – все это в совокупности свидетельствует о положительном самоощущении, сформировавшемся первичном отношении к себе. В первом полугодии между ребенком и близкими взрослыми складываются аффективно-личностные связи – особого рода привязанность, основанная на эмоциональном общении и проявляющаяся в стремлении к сопереживанию. Эти связи и составляют суть первого предличностного образования. Иная картина наблюдается у воспитанников домов ребенка. Хотя они и проявляют положительные эмоции по отношению к взрослым, но их инициативность снижена, репертуар положительных эмоций беден, при общении они демонстрируют однообразное поведение. В познании предметного мира они еще менее инициативны и любознательны. А в отношении к себе и вовсе инертны: нет ни жизнерадостности, ни требовательности, ни радости при виде своего отражения в зеркале.
Вместо формирования активной позиции у детей развивается пассивность. Во втором полугодии жизни младенец овладевает манипулятивной деятельностью, и этот фактор начинает содействовать личностному развитию. Оттого, насколько успешно он справляется с подобной деятельностью, зависит его самоощущение. Сравните поведение малыша в случае положительного результата – сумел дотянуться до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки – с тем, когда ему ничего не удается. Очевидно, что первая ситуация помогает ребенку почувствовать себя более уверенным, способным что-то совершить – это формирует настойчивость в преодолении последующих затруднений. Если неудачи повторяются из раза в раз, малыш ощущает себя неумелым, он не уверен в своих силах и гораздо быстрее прекращает попытки справиться с затруднительной ситуацией.

РАЗВИТИЕ ФОРМ ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ. | Материал по теме:

Консультация для педагогов

РАЗВИТИЕ ФОРМ ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ.

ОБЩЕНИЕ- взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности, поэтому синонимом общения является «коммуникативная деятельность».

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Потребность в общении не врожденная. Она оформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому что решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения – другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению.

Сразу после рождения ребенок никак не общается  с взрослым; он не отвечает на обращения старших, и, конечно сам не адресуется. Потребность ребенка в общении с взрослым возникает в первые 2 месяца жизни. Решающим фактором возникновения потребности в общении служит поведение взрослого человека, опережающего достигнутый ребенком уровень. На 2 мес. жизни у детей складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления». Эта форма поведения включает разнообразные виды двигательного оживления детей, а также вокализации: короткое гукание, певучее гуление и возбужденные вскрики. То есть после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослым, которое можно считать общением.

 Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшыеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

 Потребность ребенка в общении с другими детьми возникает в раннем детстве и отчетливо выявляется на 3-м году жизни.

Прежде, чем говорить о мотиве общения необходимо дать определение мотива вообще.

Итак, мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, или – это опредмеченная (воплощенная в жизнь) потребность. Мотивом общения является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. В общении с взрослым – это взрослый, в общении со сверстниками – другой ребенок.

В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих.

Средства общения – это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Экспрессивно-мимические С.О. – улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительная вокализация.

Предметно-действенные С.О. – приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе   и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта с взрослым или наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки.

Речевые С.О. – высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Эти категории средств общения перечислены выше в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе, они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

Форма общения – это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам. Основными среди них являются, следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения: что именно ребенок ищет в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются  коммуникации ребенка с людьми.

В первые 7 лет жизни выделяют четыре формы общения:

  1. ситуативно-личностную;
  2. ситуативно-деловую;
  3. внеситуативно-познавательную;
  4. внеситуативно-личностную.

Ситуативно-личностная форма общения.

Эта форма общения возникает в онтогенезе первой – примерно в 0-2 мес. – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия.

Самая существенная черта С.-Л.О. – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

Еще одна особенность С.-Л.О. состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же время не отличают одного взрослого от другого. Незнакомые взрослые вызывают у них такое же отношение, что и родные люди, а различия выражаются в степени удовольствия детей, т.е. количественно.

Ведущим мотивом является личностный мотив, с тем дополнением, что для ребенка личность взрослого выступает сугубо ситуативно, в связи с теми его действиями, которые направлены на ребенка.

Содержанием общения является сообщение взрослому об испытываемых им дискомфортных состояниях и об удовлетворении, вызванном действиями взрослого. Дети выражают взрослому крайне аморфную и глобальную приязнь, которую относят ко всем взрослым без исключения.

Средства, которые использует младенец – это мимика, жесты, экспрессивная вокализация, т.е. экспрессивно-мимические акты.

Значение ситуативно-личностного общения состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах.

Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, т.к. вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания. Возникновение хватания приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия – манипуляции занимают положение ведущей деятельности.

Место ситуативно-личностного общения занимает более сложная форма

Ситуативно – деловая форма общения.

Эта форма общения появляется второй и существует у детей от 6 месяцев до 3 лет. Она очень отличается от первой формы общения. Она уже не занимает место ведущей деятельности – на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослым вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее.

На центральное место выдвигается деловой мотив.

Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию взрослых полностью сохраняется (и во всех последующих случаях более раннее содержание потребности в общении всегда сохраняется, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение).

Отношение ребенка к другому человеку зависит от того, как проявляет себя взрослый в совместной игре или в предметных действиях. Если взрослый показывает себя интересным партнером по игре, ребенок старается продлить совместное действие, радостно встречает этого человека, стремится с помощью разнообразных действий вовлечь его в игру.

Дети уклоняются от ласки незнакомого взрослого, который с ним не играет, но проявляет большую радость, если взрослый выражает знаки внимания и одобрения в процессе сотрудничества. Дети уже способны к дифференцированному восприятию взрослых (делят на родных, знакомых, посторонних, уясняют некоторые функции людей – врач, воспитатель…) Однако они отмечают те качества, которые проявляются в процессе взаимодействия.

Среди средств общения наряду с экспрессивно-мимическими появляются новые: предметно-действенные операции.

Значение ситуативно-делового общения в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей и возникновении и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения становятся тесными, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.

Внеситуативно-познавательная форма общения.

Третья форма общения имеет весьма размытую нижнюю границу своего возникновения. Она возможна только у детей, которые хорошо понимают речь взрослого и сами умеют говорить. Однако индивидуальные колебания в сроках ее возникновения очень велики. Появление этой формы общения можно приурочить к первым вопросам детей (почему? зачем? как?…) и датировать дошкольным возрастом.

Основной особенностью, следует считать то, что коммуникативная деятельность здесь разворачивается на основе познавательных мотивов. Общение приобретает выраженный внеситуативный характер.

Общение с взрослым по поводу познавательных тем происходит на фоне дальнейшего увеличения самостоятельности ребенка, расширения его знакомства с миром вещей и миром людей. Многое он видит и наблюдает сам, многое узнает из книг, которые ему читает взрослый, но он как и прежде нуждается в помощи взрослого для того, чтобы разобраться в тех событиях, вещах, людях о которых узнает. Узы, связывающие ребенка со взрослым изменяются, но остаются столь же прочными.

Описанное взаимодействие формирует новое отношение к взрослому – как к источнику знаний, умений, одновременно ребенок удовлетворяет свою потребность выслушать оценку, которую дает ему взрослый. Свое отношение к другому человеку ребенок выражает и прямо в словесной форме, и тем, что ищет новых встреч с ним, при повторных беседах задает вопросы, внимательно слушает и предпочитает его общество обществу другого.

Ведущим средством общения является речь, которая позволяет ребенку выйти за рамки частной ситуации и развернуть взаимодействие по поводам, отсутствующим в данных, конкретных обстоятельствах.

Значение внеситуативно-познавательного общения детей с взрослыми в том, что оно помогает детям расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно-следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становится важным условием развития мышления детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

Внеситуативно-личностная форма общения.

Четвертая форма общения возникает примерно в то же время, что и третья, хотя чем старше дошкольники, тем больше среди них детей с четвертой формой.

Характерно преобладание личностных мотивов. Личностный мотив общения- ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности – имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. В содержании общения для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними.

 Сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира, называется – эмпатия. Эмпатический способ общения предполагает отказ на время от своих собственных позиций и ценностей, чтобы войти в мир ребенка без предвзятости; чуткость к его тонким переживаниям; деликатное «пребывание» в его жизни без оценивания и осуждения. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно.

Значение внеситуативно-личностного общения в общем психическом развитии ребенка в том, что оно вводит ребенка в сложный мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества в котором живет.

Общение: Младенцы и малыши | Виртуальная лаборатория Школа

Цели

  • Определить типичные языковые и коммуникативные вехи для младенцев и детей ясельного возраста.
  • Обсудите роль взрослых в поддержке коммуникативных навыков младенцев и детей ясельного возраста.
  • Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.

Учиться

Знать

Младенцы и дети ясельного возраста способны и готовы общаться. Они общаются с помощью жестов, звуков, мимики, движений и языка. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для младенцев и детей ясельного возраста. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, вводя три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: рецептивная речь, выразительная речь и разговорные навыки.

Вехи

Способности младенцев и детей ясельного возраста к общению растут по мере того, как они взаимодействуют и общаются с другими людьми. На самом деле звуки, тона и модели речи, которые младенец слышит в раннем возрасте, создают основу для изучения определенного языка. Они начинают понимать слова и выражать себя на своем языке по мере того, как изучают правила разговора.

Подумайте, как приятно слышать, как маленькие дети каждый день издают новые звуки, слышат, как младенец говорит новые слова, или слушают, как малыши выражают себя, соединяя слова вместе! В приведенной ниже таблице показаны навыки общения младенцев и малышей по мере их роста. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором младенцы и дети ясельного возраста достигают этих вех, и что каждый младенец и малыш ясельного возраста уникален. Краткую версию этой информации, предназначенной для родителей, можно найти в удобном контрольном списке Центров по контролю и профилактике заболеваний. Как вы, возможно, уже узнали из курсов «Когнитивный и физический», вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как лицо, осуществляющее уход за младенцами и малышами, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и ваши собственные знания о взаимодействии, опыте и среде, которую вы создаете для младенцев и малышей.

Вехи развития речи и общения у младенцев и детей ясельного возраста
2 месяца
  • Издает звуки, кроме плача
  • Реагирует на громкие звуки
  • Улыбается людям, когда они говорят или улыбаются
4 месяца
  • Издает воркующие звуки («ооо», «ааа»)
  • Издает звуки при разговоре с
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Издает звуки при взгляде на предметы
6 месяцев
  • Реагирует на звуки, издавая звуки
  • Начинает пускать слюни и создавать небольшие пузыри языком и губами, издавая звуки (например, «выдувая малину»)
  • Издает визжащие звуки
  • Начинает произносить согласные звуки (бормотание с «м», «б»)
9 месяцев
  • Издает разные звуки, такие как «мама» и «баабаба»
  • Поднимает руки для поднятия
  • Реагирует на свое имя
12 месяцев
  • Использует простые жесты, например, машет рукой «до свидания» или качает головой «нет»
  • Говорит «мама» и «папа»
  • Отвечает на «нет» (ненадолго делает паузу или останавливается)
15 месяцев
  • Пытается сказать одно или два слова, помимо «мама» или «папа», например, «да» для собаки и «ба» для мяча
  • Ищет знакомый объект, когда названо
  • Следуйте простым указаниям, когда они даются жестом (дает игрушку, когда рука вытянута, и говорит: «Дай мне игрушку»).
  • Очки, чтобы попросить что-нибудь
18 месяцев
  • Пытается сказать три или более слов, кроме «мама» или «папа»
  • Выполняет простые инструкции без каких-либо жестов (отдает игрушку, когда говорят: «Дай ее мне»).
  • Качает головой «нет»
24 месяца
  • Указывает на предметы или картинки, когда их называют
  • Говорит предложения, состоящие как минимум из двух слов вместе, например «Еще молока»
  • Указывает как минимум на две части тела, когда его спрашивают
  • Использует больше жестов, таких как воздушный поцелуй или кивок да
  • Повторяет слова, подслушанные в разговоре
30 месяцев
  • Говорит около 50 слов
  • Говорит два или более слов, включая одно слово действия, например «Папа, беги»
  • Называет вещи в книге, когда вы указываете и спрашиваете, что это такое
  • Говорит такие слова, как «я», «мне», «мы»
36 месяцев
  • Ведение разговора с использованием как минимум двух или более двусторонних обменов
  • Задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему»
  • Сообщает, какое действие происходит в книжке с картинками, когда его спрашивают, например, «есть» или «бегать».
  • Говорит имя, когда его спрашивают
  • Говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять большую часть времени
  • Использует предложения, состоящие из трех или четырех слов
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Вехи развития. Электронный ресурс доступен по адресу: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Обучение общению — это уникальный процесс, характерный для каждого младенца, малыша и семьи. Многие аспекты окружения ребенка могут способствовать проблемам с развитием коммуникации. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Как лицо, осуществляющее уход за младенцами и детьми ясельного возраста, у вас есть возможность сначала поучиться у семьи и рассмотреть возможность предоставления дополнительной информации о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. The Kids Included Together может быть для вас ценным ресурсом (https://www.kit.org), а также вехи развития и ранняя информация о действиях, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В приведенной ниже таблице также показаны возможные тревожные признаки для развития речи и общения у младенцев и детей ясельного возраста:

Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у младенцев и детей ясельного возраста
Младенцы раннего возраста
  • Отсутствие интереса к социальным контактам (например, избегание зрительного контакта)
  • Не реагирует на человеческий голос или другие звуки
Мобильные младенцы
  • Младенцы перестают лепетать
  • Младенец не проявляет интереса к изучению и взаимодействию с людьми и предметами в знакомой среде
  • Младенец не следует или не отслеживает, куда вы указываете (около 9до 10 месяцев)
  • Младенец не показывает и не указывает на предметы (от 11 до 12 месяцев)
Малыши
  • Имеет ограниченный словарный запас
  • Использует только короткие простые предложения (к 36 месяцам)
  • Большую часть времени неправильно понимает вопросы (к 36 месяцам)
  • Другие люди с трудом понимают его большую часть времени (к 36 месяцам)
  • Демонстрирует меньше социальных навыков и игрового взаимодействия со сверстниками, чем другие дети того же возраста (к 36 месяцам)

Как общаются младенцы и дети младшего возраста

Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью младенцев и детей ясельного возраста слушать и понимать язык (рецептивное общение). Другие вехи связаны со способностью младенцев и детей младшего возраста выражать себя с помощью звуков, движений, жестов, мимики и слов (выразительное общение), а некоторые связаны со знаниями и способностью младенцев и детей младшего возраста участвовать в коммуникативном обмене с другими людьми. сверстники или взрослые (социальная активность). Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в процессе замечательного развития маленьких детей в течение первых трех лет их жизни.

Восприимчивая коммуникация относится к способности младенцев или детей ясельного возраста слушать и понимать речь. Они начинают понимать язык как часть своих заботливых отношений с отзывчивыми, доверчивыми взрослыми и способны понимать жесты, выражения лица, тон и слова задолго до того, как они смогут вербально выразить себя.

Выразительная коммуникация — это способность младенцев и детей ясельного возраста выражать себя с помощью звуков, жестов, мимики и слов. Отправной точкой экспрессивной коммуникации является крик младенца. Воркование — еще одна форма раннего общения, и оно может начаться уже в возрасте одного месяца. К шести месяцам вы можете слышать новые звуки, такие как «ма», «ба» и «да». К 24 месяцам вы можете слышать, как малыши используют предложения из двух и трех слов, такие как «я иду» или «еще выпей, пожалуйста».

Социальная активность включает в себя понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и выражений лица. Разговоры включают как понимание (рецептивное общение), так и выражение (экспрессивное общение). Младенцы и дети младшего возраста учатся использовать звуки, жесты, выражения лица и слова на языке(ах) своей семьи, когда взрослые взаимодействуют, разговаривают, читают и поют с ними.

Поддержка общения, языка и грамотности

Навыки эффективного общения, языка и грамотности важны для самовыражения маленьких детей, развития их социальных отношений и обучения. Основа этих навыков закладывается в первые месяцы и годы после рождения. Когда семьи и лица, обеспечивающие уход, участвуют и поддерживают взаимодействие, основанное на развитии и интересах младенца или ребенка ясельного возраста, они помогают укрепить свою роль партнера в общении. На самом деле исследования показывают, что эти навыки в значительной степени зависят от языкового опыта в младенчестве и дошкольном возрасте. Дети, которые слышат меньше слов, до 3 лет меньше разговаривают со своими опекунами, и их словарный запас значительно меньше, чем у детей с более богатым ранним языковым опытом (Hart & Risley, 19).95). Общение и языковое развитие лучше всего происходят в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений.

Ваша роль опекуна младенцев и детей ясельного возраста дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания об общении и развитии речи наряду с вашими наблюдениями за младенцами и детьми ясельного возраста, находящимися под вашим присмотром. Вместе эта информация может создать возможности для вовлечения младенцев и детей ясельного возраста в общение в соответствии с их интересами. Например, во время еды с младенцами и детьми младшего возраста вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и придавать значение звукам младенца или следить за глазами малыша, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем говорить: «Ты глядя на ваш зеленый горошек. Что еще такое зеленое?» Или поговорите о том, кто сидит рядом с младенцем или малышом. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? О, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой.

Ваша роль опекуна младенцев и детей младшего возраста также дает возможность создать среду, в которой младенцы и дети ясельного возраста нуждаются в том, чтобы стать хорошими коммуникаторами в раннем возрасте. Среда, богатая общением, характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:

  • Обучение общению и развитию речи у младенцев и детей ясельного возраста
  • Общение с семьями и обучение у них, а также наблюдение и определение стадии развития отдельных младенцев и детей ясельного возраста, а также предложение опыта и занятий, которые могут наилучшим образом способствовать их развитию и обучению
  • Добавление слов и идей, чтобы лучше всего описать понимание младенцами и детьми младшего возраста опыта
  • Реагировать на попытки общения младенцев и детей ясельного возраста и опираться на то, что они выражают
  • Разговор с младенцами и малышами о событиях дня
  • Следование указаниям, сигналам и предпочтениям младенцев и малышей
  • Включение новых слов в разговоры
  • Внедрение песен, стишков и пальчиковых игр в повседневную жизнь и занятия
  • Описание действий, интересов, событий или чувств младенцев и детей ясельного возраста
  • Частое чтение младенцам и детям ясельного возраста и предоставление им возможности заниматься с книгами и печатными материалами
  • Включение альтернативных способов и систем общения, основанных на индивидуальных потребностях (например, использование изображений или визуальных подсказок для улучшения общения)
  • Взаимодействие с обслуживанием и возвратом

Взаимодействия с подачей и возвратом являются еще одним примером возможностей для лиц, осуществляющих уход, взаимодействовать с младенцами и детьми ясельного возраста, способствуя развитию мозга и росту общения. Подача и возврат работает как игра в теннис или волейбол между ребенком и опекуном, но вместо мяча между ними передаются различные формы общения. Ребенок «обслуживает», стремясь к взаимодействию — зрительным контактом, выражением лица, жестами, бормотанием или прикосновением. Отзывчивый опекун «вернет подачу», ответив, поиграв в прятки, поделившись игрушкой или посмеявшись. (Подача и возврат 2020)

Такой двусторонний обмен увеличивает языковой опыт младенцев и малышей, их словарный запас и возможности для общения. Участие в подаче и ответном взаимодействии имеет важное значение для развития мозга младенцев и детей ясельного возраста и помогает детям овладеть навыками, которые являются основополагающими для дальнейшего развития.

Посмотрите следующее видео из Центра развития ребенка при Гарвардском университете, в котором демонстрируется обмен подачами и возвратами: https://youtu.be/KNrnZag17Ek

После просмотра видео подумайте о том, чем вы занимались в течение дня, что дает возможность для взаимодействия с обслуживанием и возвратом.

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о роли, которую вы можете сыграть в создании значимых возможностей для общения и общения с младенцами и детьми младшего возраста. Изучение и понимание того, как общаются младенцы и дети ясельного возраста, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии эффективных коммуникативных и языковых навыков, а также какие виды обучения следует планировать в условиях раннего ухода и обучения. Каждый младенец и малыш индивидуален. Поэтому будет важно адаптировать опыт и деятельность для удовлетворения их уникальных потребностей. Примите во внимание следующее для каждого младенца и ребенка ясельного возраста, находящихся на вашем попечении:

  • Понимать потребности и предпочтения семей и реагировать на них: Если семья обращается к вам и делится опасениями по поводу развития своего младенца или малыша, признайте их озабоченность и предложите им поговорить с инструктором. Инструктор несет ответственность за решение проблем, связанных с развитием, и он или она начинает процесс идентификации или направления ребенка.

    Семьи с детьми в возрасте до 3 лет могут обратиться в местную программу раннего вмешательства. Бесплатная оценка развития младенца или ребенка младшего возраста может быть проведена для того, чтобы маленький ребенок мог получить услуги и поддержку, отвечающие его или ее потребностям. Кроме того, педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалисту.

    Узнайте об инструментах, которые ваша программа использует для понимания развития каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета возраста и стадии (ASQ). Этот и подобные ему инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим инструктором, тренером или администратором, чтобы узнать больше об инструментах и ​​процессах, которые использует ваша программа, и о том, к кому обратиться, если у членов семьи возникнут вопросы.

  • Считайте отношения основой: Во время повседневного взаимодействия и общения с младенцами и детьми ясельного возраста вы можете намеренно планировать возможности развития их новых навыков, исходя из их уникальных сильных сторон и потребностей, темперамента и культуры. Найдите время, чтобы учиться у семей и разговаривать с младенцами и детьми ясельного возраста в повседневной жизни; расскажите им, что вы делаете во время кормления и еды, пеленания и туалета, приветствий и прощаний, а также до и после сна.

    От семей мы можем узнать об их родном языке. Многие семьи говорят дома на других языках, помимо английского, и важно уважать их родной язык в условиях раннего ухода и обучения, когда они изучают английский язык. Это помогает младенцам и детям ясельного возраста видеть связь между окружающей средой, а также понимать концепции и учиться читать и писать в будущем. Например, простые слова или фразы на языке их семьи могут быть включены и произнесены в среде ухода.

  • Будьте внимательны к индивидуальным потребностям младенцев и детей ясельного возраста: Каждый младенец и малыш развивает коммуникативные и языковые навыки со своей скоростью. Однако младенцы и малыши, которые занимаются общением и речью, будут пытаться прислушиваться к окружающим их звукам. Если младенец или малыш не реагирует на вас во время общения или не реагирует на громкие звуки, это может быть признаком того, что у него проблемы со слухом или задержка в развитии. Младенцы и дети ясельного возраста, которые не проявляют интереса к экспрессивной речи, также нуждаются в дополнительной поддержке для понимания своих сильных сторон и потребностей. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь вам начать разговор с семьями о ваших проблемах. Вам также следует поговорить с инструктором, тренером или руководителем вашей программы о том, как помочь младенцу или малышу развиваться и учиться в вашей среде раннего ухода и обучения.

    Вы вместе с семьей младенца или ребенка младшего возраста также можете решить использовать язык жестов, дополнительные жесты или визуальные эффекты, чтобы помочь младенцу или ребенку младшего возраста общаться и понимать язык. Язык жестов, например, может предложить младенцам и малышам способ общения, прежде чем они смогут говорить, что помогает улучшить их языковое развитие и уменьшить разочарование. Поговорите со своим инструктором, тренером или супервайзером о том, предлагает ли ваша программа обучение языку жестов для младенцев.

    Некоторые младенцы и дети ясельного возраста могут использовать различные устройства, чтобы слышать и общаться. Вы можете узнать у членов семьи, как использовать устройство, чтобы помочь младенцу или малышу выучить звуки и слова, из которых состоит язык.

Исследовать

Подумайте о младенцах или малышах, находящихся на вашем попечении. Обратитесь к этапам развития языка и общения, перечисленным в этом уроке, и выполните задание «Размышляя об общении ». Подчеркните, что вы заметили в их развитии и как вы реагируете. Затем поделитесь своими ответами и обсудите их с инструктором, тренером или администратором.

Думая об общении

Рассмотрите вехи, достигнутые младенцами и детьми ясельного возраста, находящимися под вашим присмотром, и то, как ваше взаимодействие способствует их дальнейшему развитию

Применять

Вы должны по-прежнему целенаправленно относиться к своим взаимодействиям и опыту, который вы предлагаете, чтобы младенцы и дети ясельного возраста могли развивать свои коммуникативные навыки и получать удовольствие от экспериментов со звуками и словами в отношениях. Выполните задание «Общение воспитателей с младенцами и детьми младшего возраста ». Подумайте о стратегиях, которые вы используете для поддержки развития общения у младенцев и детей ясельного возраста. Определите конкретные способы применения различных стратегий, а также новые способы рассмотреть возможность использования этих стратегий в течение дня. Затем поделитесь своими ответами и обсудите их с инструктором, тренером или администратором.

Воспитатели, общающиеся с младенцами и детьми ясельного возраста

Оцените стратегии, которые вы используете для поддержки развития общения у младенцев и детей ясельного возраста, и способы расширения этой поддержки

Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором

Глоссарий

Задержка развития:
Когда дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки. Задержки могут возникнуть в любой области развития

Вехи развития:
Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрастном диапазоне

Скрининг развития:
Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка. Скрининг могут проводить педиатры, учителя и другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие

Экспрессивная коммуникация:
Способность использовать слова для общения с другими

Восприимчивое общение:
Способность понимать произнесенные слова

Продемонстрировать

Что из следующего обычно является вехой общения для 12-месячного ребенка?

Реагирует на звук, издавая звук

Произносит предложения, состоящие не менее чем из двух слов

Использует простые жесты, такие как «машет рукой на прощание» или качает головой «нет»

Указывает как минимум на две части тела, когда его спрашивают

Правда или ложь? Социальная активность — это способность младенцев и детей младшего возраста выражать себя с помощью звуков, жестов, мимики и слов.

Верно

Ложно

К вам подходит родитель и обеспокоен развитием своей маленькой дочери. Что вы должны сделать?

Скажи ему, чтобы он не беспокоился; его дочь чувствует себя хорошо.

Скажите ему, что вы тоже обеспокоены; вы считаете, что у его дочери отставание в развитии.

Предложите ему сравнить развитие дочери с развитием ее братьев и сестер.

Признайте обеспокоенность родителя и порекомендуйте ему обсудить эти опасения с инструктором.

Ссылки и ресурсы

Инициатива Альберты по обеспечению благополучия семьи . ПОДАЧА И ВОЗВРАТ . (2020 г., 16 октября): https://www.albertafamilywellness.org/what-we-know/serve-and-return

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Изучите признаки, действуйте рано: вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Центр развития ребенка. (2020, 16 октября). Подача и возврат . Гарвардский университет. https://developingchild.harvard.edu/science/key-concepts/serve-and-return/

Greenspan, S.I. с Benderly, B.L. (1998). Рост разума . Издательство Персей.

Харт Б. и Рисли Т.Р. (1995). Значимые различия в повседневном опыте маленьких американских детей . Издательство Брукс.

Николас Х., Лайтбаун П. и Спада Н. (2001). Переделывает как обратную связь для изучающих язык. Изучение языков , 51, 719-758.

Пол Х. Брукс Паблишинг Ко., Инк. (2002). Опросник возраста и стадии (ASQ). https://agesandstages.com/

Смит, А. (1999). Качественный уход за детьми и совместное внимание. Международный журнал дошкольного образования , 7,85-98.

Травик-Смит, Дж. В. (2014). Раннее развитие детей: мультикультурная перспектива, (6-е изд.). Пирсон Эдьюкейшн Инк.

Коммуникация у младенцев и детей младшего возраста: вехи, задержки и скрининг

Введение

Хорошее развитие общения начинается в первый год жизни и выходит далеко за рамки обучения тому, как говорить. Развитие коммуникации уходит своими корнями в социальное взаимодействие с родителями и другими опекунами во время повседневной деятельности.

Рост вашего ребенка в области социального общения важен, потому что это помогает вашему ребенку общаться с вами, изучать язык и игровые концепции, а также создает основу для обучения чтению и будущих успехов в школе. Хорошие коммуникативные навыки — лучший инструмент для предотвращения проблем с поведением и облегчения преодоления моментов разочарования, с которыми сталкиваются все младенцы и дети ясельного возраста. Узнать больше:

Вехи общения: 1–24 месяца

Знаете ли вы, что мозг ребенка наиболее быстро развивается в течение первых двух лет жизни? Эти ранние годы предлагают критическое окно возможностей, как никакое другое время, чтобы начать говорить раньше и получить толчок к успеху в школе. Изучите вехи, которые развиваются от 1 до 24 месяцев. Выберите возраст вашего ребенка:

Критический период: от 9 до 16 месяцев

Самые благоприятные моменты для изучения языка в раннем возрасте — это когда ребенок и опекун разделяют внимание на одном и том же, а опекун говорит о фокусе внимания ребенка. Это создает возможности для обучения на основе действий с предметами… и жестов. Наблюдая за ранними действиями с предметами и жестами между 9и 16 месяцев, вы можете получить критическое представление о том, что ребенок знает и о чем думает.

Если ребенок не использует различные действия с предметами и жестами в возрасте от 9 до 16 месяцев, то у родителя может не быть возможности реагировать и следить за вниманием ребенка. Это ограничивает возможности ребенка в самые насыщенные моменты научиться говорить. Выявление небольших пробелов в ранних действиях с предметами и жестами в возрасте от 9 до 16 месяцев — лучшее время для подготовки к дошкольному обучению, чтобы дети могли раскрыть свой потенциал в детском саду.

Основные этапы социальной коммуникации развиваются в период от 9 до 16 месяцев, и они обеспечивают основу, необходимую для запуска языка и обучения:

  • использование взгляда и выражения лица для выражения эмоций — как удовольствия/интереса, так и разочарования/дистресса
  • использовать взгляд и общение, чтобы делиться вниманием, интересами и идеями
  • общаются с возрастающей скоростью с помощью жестов, звуков и нескольких слов, разбросанных тут и там
  • использовать различные действия с предметами в игре и другие повседневные действия
  • понимать значение произносимых слов

Если эти вехи раннего социального общения не закреплены четко, вполне вероятно, что ребенок не сможет научиться говорить. Важно иметь в виду, что задержки в этих вехах социального общения могут указывать на риск задержки развития, включая аутизм.

Обнаружив небольшие пробелы в навыках социального общения на раннем этапе, вы можете получить дополнительную помощь для поддержки развития вашего ребенка до того, как проявятся значительные задержки.

Что должен уметь делать ребенок в 16 месяцев?

Проект «Первые слова» разработал серию 16by16 TM , чтобы помочь семьям и другим людям освоить важные навыки социального общения, которые дети должны освоить к 16 месяцам, чтобы начать изучение языка, грамотность и многое другое к 24 месяцам. Руководства иллюстрируют, на что обращать внимание, с помощью фотографий и маркеров вех для каждого месяца в течение 9-16 месяцев:

  • Изучение языка : 16 жестов к 16 месяцам
  • Воображение : 16 действий с предметами к 16 месяцам

Дополнительные руководства 16by16 TM (социальная связь, управление эмоциями и сообщения для понимания) находятся в стадии разработки.

Задержка коммуникативного и языкового развития

Задержка коммуникативного и языкового развития часто является первым признаком проблем развития у маленьких детей. Семьи с проблемами должны обратиться за помощью как можно скорее. Ранняя диагностика и лечение задержки развития увеличивают шансы на улучшение, а не просто «выжидают» и решают проблемы позже.

Чем раньше, тем лучше

Раннее лечение коммуникативных и языковых трудностей может предотвратить потенциальные проблемы с поведением, обучением, чтением и социальным взаимодействием. Недавние исследования развития мозга напоминают нам, что «чем раньше, тем лучше» при обучении маленьких детей. К 3 годам большинство основных структур головного мозга созрели, и становится все труднее вносить существенные изменения в рост и развитие ребенка. Узнайте больше:

Задержки в общении и расстройство аутистического спектра (РАС)

Просмотрите эти информационные листы, разработанные Autism Navigator и Университетом штата Флорида:

Чтобы узнать, какие услуги поддержки предлагаются в вашем штате, посетите Центр технической помощи для детей младшего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *