Разное

Развитие эмоционального интеллекта у детей: Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

Содержание

Эмоциональный интеллект ребенка. Как развивать у детей дошкольного возраста

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.

Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех.

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребенка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.

«Похоже, тебе сейчас очень весело»

«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик»

«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен»

«Я вижу, что ты очень растерян»

«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев»

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – все, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Озвучивайте свои эмоции так же, как озвучиваете эмоции своего ребенка:

«Я так горжусь твоими увлечениями»

«Я радуюсь, когда ты радуешься»

«Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок»

«Я злюсь, когда меня не слушают»

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:

«Тебе весело или грустно?»

«Интересно или скучно?»

Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет» малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.

Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
– далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
– близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)

Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:

Игра с образом животных

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.

Игра с мячом

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда…», затем по очереди озвучивайте варианты: «…ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями: я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т. д.

Игра с пиктограммами

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию. Угадавший тянет следующую карточку.

Игра «Волшебный мешочек»

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Если родитель эмоционально закрыт

Часто родители сталкиваются с собственной эмоциональной закрытостью, что, конечно, влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Взрослый не готов понимать и принимать эмоции ребенка, потому что не распознает их сам в себе. И потому готов сделать все для того, чтобы ребенок вел себя «хорошо» и спокойно – радовался потише, веселился посдержанней. В данном случае истинное значение «хорошего поведения» – удобное поведение.

Подобное спокойное поведение блокирует чувства ребенка. Ребенок понимает, что плакать, злиться, обижаться нехорошо и вытесняет такие чувства – сначала он перестает их показывать, затем и осознавать.

Блокировка таких неприятных переживаний, как обида, страх, зависть, печаль, гнев, может привести как к проблемам с коммуникацией, так и к нарушениям в психической сфере (навязчивые состояния, эмоциональные срывы, психосоматические заболевания, неожиданные страхи).

Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью».

Потому, если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Это одинаково важно для гармоничного развития эмоциональной сферы как ребенка, так и самого родителя.

Сомневаетесь в вашем уровне эмоциональной открытости?

Определить его поможет простой тест. Вспомните недавнюю обыденную ситуацию и какие чувства вы при этом испытывали. К примеру, что вы чувствовали по дороге на работу?

Если ваш ответ подразумевает то, о чем вы думали (о количестве запланированных дел, что подарить коллеге на день рождения или в какой магазин зайти после работы) – вам стоит обратить внимание на развитие эмоциональной сферы.

Вы больше задумались о своих чувствах, чем о мыслях, их вызывающих («У меня было плохое настроение» вместо «Я был раздражен из-за долгого стояния в пробке»)? Чаще наблюдайте за своим эмоциональным состоянием, старайтесь распознавать испытываемые эмоции.

Вам не составило труда вспомнить эмоциональное состояние, сопровождающее вас в пути? Поздравляем, вам не стоит беспокоиться об уровне открытости эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта и вседозволенность

Родители часто задаются вопросом: как не допустить вседозволенности при развитии эмоционального интеллекта? Ведь ребенку, с одной стороны, нужно давать время на понимание и принятие свое эмоционального состояния в различных ситуациях, возможность справиться самостоятельно. А с другой – отсутствие определенного контроля за поведением может привести к вседозволенности.

Как грамотно выстроить границы дозволенного, не ограничивая при этом свободу личности ребенка, а также о соотношении понятий «чувства» и «эмоции» расскажут специалисты нашего центра «Как Здорово» в практическом видео – руководстве для родителей.

Автор: Тращенкова Светлана
Редактор: Ломакина Яна

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чей высокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Детский психолог в Москве

зачем он нужен и как его развивать – Афиша


Кадр из фильма «Маленькая мисс Счастье» ©Fox Searchlight

 

Как работает эмоциональный интеллект

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет, директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

 

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают, что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач. 

 

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

 

Кадр из фильма «Кудряшка Сью» ©Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям: папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование, изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

 

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

 

Кадр из фильма «Трудный ребенок» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет. 

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов. 
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения, на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.  
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

 

Кадр из фильма «Леон» ©Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков.
    «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма «Клуб “Завтрак”» ©Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

 И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют: у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

 

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер. Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как  истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?». С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых».

Эмоциональный интеллект у детей | ЛД, СДВГ и эмоциональные навыки

Рассмотрим такой сценарий: Сэмюэль не может выполнить домашнюю работу по математике. Вместо того, чтобы закричать и сдаться, он говорит маме, как он расстроен, и просит о помощи. Или этот: друг Сэмюэля получает расстраивающие новости и отменяет их планы потусоваться. Сэмюэл понимает, почему его друг не хочет общаться, и строит другие планы.

Эти ответы могут показаться незначительными. Но они являются признаками важного набора навыков, составляющих так называемый «эмоциональный интеллект» (ЭИ). Этот тип интеллекта не измеряется тестами IQ. Тем не менее очень важно помочь нам преодолевать трудности и успешно реагировать на ситуации. Это также помогает нам устанавливать позитивные отношения с окружающими нас людьми.

Эмоциональный интеллект может быть особенно полезен для детей с особенностями обучения и мышления. В то же время определенные различия в обучении и мышлении затрудняют его развитие у некоторых детей. Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и о том, как вы можете помочь своему ребенку развить эту ключевую способность.

Что такое эмоциональный интеллект

EI — это способность разумно относиться к чувствам — своим и другим людям. Это включает в себя способность замечать, понимать и эффективно реагировать на эмоции.

Концепция ЭИ существует уже несколько десятилетий. Он стал популярным благодаря книге 1995 года «Эмоциональный интеллект : почему он может иметь большее значение, чем IQ ». Автор, психолог Дэниел Гоулман, описал, что EI состоит из пяти основных частей.

  1. Самосознание : Когда люди знают, что они чувствуют в определенное время, и понимают, как их настроение влияет на других.
  2. Саморегуляция : Когда люди могут контролировать свою реакцию на свои эмоции. Они обдумывают возможные последствия, прежде чем действовать импульсивно.
  3. Мотивация : Когда люди могут достигать целей, несмотря на негативные или отвлекающие чувства, которые они могут испытывать.
  4. Эмпатия: Когда люди могут понять, что чувствуют другие.
  5. Социальные навыки : Когда люди могут управлять отношениями. Они знают, какое поведение вызывает положительный отклик у других.

Почему ЭИ важен для детей с особенностями в обучении и мышлении

Подумайте о проблемах, с которыми Сэмюэл может сталкиваться каждый день. Задания, легкие для его сверстников, могут быть трудными для него. Он может усердно учиться, но все равно будет получать плохие оценки. Он может чувствовать смущение из-за своих различий в обучении и бояться просить о помощи.

Одной из ключевых ролей эмоционального интеллекта является формирование того, как мы реагируем на вызовы. Если у Сэмюэля есть различия в обучении и мышлении, EI может быть чем-то вроде GPS, который может помочь ему преодолеть препятствия и добиться успеха. Это позволяет ему оценивать ситуации, рассматривать их в перспективе и придумывать способы выхода из них.

Пять факторов, составляющих ЭИ, объединяются, чтобы помочь Сэмюэлю достичь наилучшего результата. Вот как это может выглядеть, когда он борется с домашним заданием по математике:

  • Он понимает, что расстраивается.
  • Он быстро обдумывает последствия крика или швыряния книги на пол.
  • Он придумает лучший способ ответить — объяснит, что он чувствует.
  • Он хочет попробовать еще раз, несмотря на разочарование, потому что понимает, что получит в конечном счете.
  • Он просит маму о помощи.
  • Она слишком старается, но он понимает, что она действительно заботится о нем и хочет помочь ему добиться успеха.
  • Он говорит, что ему нужно идти медленнее, и хотел бы попробовать сделать это снова самостоятельно.
  • На следующий день он ждет окончания урока и говорит своему учителю, что у него проблемы с пониманием.

Без эмоционального интеллекта результат, скорее всего, был бы другим. Вот как может развиваться сценарий:

  • Он в отчаянии бросает карандаш, как только застревает на задаче.
  • Он кричит на свою маму, когда она приходит помочь, думая, что она просто хочет его пилить.
  • Он выбегает из комнаты и никогда больше не возвращается, чтобы попробовать снова. Он не видит в этом никакого смысла.
  • На следующий день на уроке математики он говорит сидящему рядом ребенку, что задание было глупым.
  • Когда учитель просит учеников сдать работу, он говорит, что не делал этого. Он не говорит ей после занятий, что у него проблемы с этим, и не просит о помощи.

Почему у некоторых детей проблемы с ЭИ

У многих детей с особенностями в обучении и мышлении нет никаких проблем с эмоциональным интеллектом. На самом деле у некоторых особенно высокий EI. Но проблемы с ЭИ иногда могут быть ранним признаком того, что у ребенка есть отличия в обучении или мышлении.

Дети могут пропускать социальные сигналы, потому что они не обращают на них достаточного внимания, чтобы уловить их. Дети с аномалией могут неправильно интерпретировать то, что им говорят другие. А дети с этим заболеванием могут вообще не улавливать социальные сигналы.

С другой стороны, нередко люди с очень высоким уровнем эмоционального интеллекта. Некоторые исследователи считают, что это может быть связано с естественной способностью их мозга мыслить «в целом».

Как вы можете помочь своему ребенку

Хорошей новостью об EI является то, что он не установлен — с помощью и практикой ваш ребенок может развить его со временем. Это верно даже для детей, которые слабы в этой области из-за различий в обучении и мышлении. Просто им может понадобиться больше времени, чтобы добраться туда.

Многие школьные округа предлагают программы социального и эмоционального обучения (SEL), которые учат детей осознавать эмоции и эффективно реагировать на них.

Дома тоже есть чем заняться:

Расскажите о проблемах. Спросите детей, что они чувствуют, когда с чем-то борются. Дайте название эмоциям: грусть, злость, подавленность и т. д. Затем спросите, почему они испытывают эмоции, которые только что назвали.

Работа над стратегиями. Придумайте, как дети могли бы сделать что-то по-другому, чтобы получить другой результат. Контроль над эмоциями, чтобы думать о решениях, является важной частью EI.

Помогите другим. Попросите детей вместе с вами позаботиться о нуждающихся людях, чтобы развить сочувствие. Вы можете присоединиться к волонтерской работе или просто взять их с собой, когда относите еду больному соседу.

Эмоциональный интеллект связан со многими другими сильными сторонами. Узнайте, как вы можете расширить возможности своего ребенка, работая над самооценкой и социальными навыками. И откройте для себя конкретные советы, которые помогут вашему ребенку развить эмоциональный интеллект.

Ключевые выводы

  • Некоторые дети с особенностями в обучении и мышлении имеют проблемы с эмоциональным интеллектом.

  • Школы могут предлагать программы социального и эмоционального обучения (SEL), помогающие развивать эмоциональный интеллект у детей.

  • Разговоры о проблемах и чувствах помогают развить эмоциональный интеллект.

    Похожие темы

    • Управление эмоциями

    Как укрепить эмоциональный интеллект вашего ребенка

    Детям необходимо научиться чувствовать эмоции и научиться их терпеть, чтобы развить самоконтроль и эмоциональный интеллект.

    Детям необходимо научиться чувствовать эмоции и научиться их терпеть, чтобы развить самоконтроль и эмоциональный интеллект.

    Детям необходим опыт переживания эмоций и практика терпимости к ним для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта.

    Когда эмоции зашкаливают, люди делают и говорят то, чего обычно не делают. Когда вы маленький ребенок, это то, что вы делаете все время.

    Эмоциональная саморегуляция, важный компонент эмоционального интеллекта, представляет собой способность управлять своим опытом и выражением эмоций. С практикой дети улучшают свою способность к эмоциональной саморегуляции. К четырем годам большинство детей начинают использовать стратегии устранения мешающих внешних раздражителей. Другими словами, они закрывают глаза, когда им страшно, и затыкают уши, когда слышат громкий шум.

    Только в возрасте 10 лет дети последовательно используют более сложные стратегии эмоциональной саморегуляции. Эти стратегии можно разделить на две упрощенные категории: те, которые пытаются решить проблему, и те, которые пытаются терпеть эмоции.

    Когда ребенок может внести изменения для решения проблемы, он занимается совладанием, сфокусированным на проблеме, выявляя проблему и составляя план ее решения. Когда они считают проблему неразрешимой, они прибегают к совладаниям, сосредоточенным на эмоциях, стараясь терпеть и контролировать дистресс.

    Все эти стратегии являются частью эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя осознание, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.

    В то время как мир был сосредоточен на академических достижениях в детстве, эмоциональная саморегуляция в значительной степени игнорировалась. Это плохая стратегия, учитывая, что исследования показывают, что эмоциональный интеллект в два раза сильнее предсказывает дальнейший успех, чем IQ.

    Самоконтроль, один из элементов эмоционального интеллекта, особенно важен для прогнозирования достижений детей. Дети, которые способны сдерживать порывы (часто вызванные эмоциями) и избегать отвлекающих факторов, способны вести себя более просоциально и достигать своих целей.

    В ходе особенно мощного исследования проверялись дети школьного возраста на самоконтроль и проводились последующие исследования этих детей в возрасте 30 лет. Исследование показало, что самоконтроль предсказывает успех лучше, чем IQ, социально-экономический статус и семейное окружение. Дети с высоким уровнем самоконтроля также были здоровее, зарабатывали больше денег и реже имели судимости или проблемы с алкоголем.

    Чувства служат цели

    Первая часть эмоционального интеллекта — это осознание и понимание эмоций. Мы должны понять и принять, прежде чем сможем контролировать и выражать свои эмоции. Эмоции — это не неудобство, а часть человеческой эволюции, которая служит определенной цели. Дискретная теория эмоций предполагает, что каждая из наших основных эмоций эволюционировала, чтобы служить определенным целям и мотивировать наше поведение.

    Печаль — это эмоция, которая обладает уникальной способностью замедлять как мыслительную, так и двигательную деятельность. Это может дать нам возможность поразмышлять над источником нашего эмоционального расстройства и поближе взглянуть на его предшественники.

    Гнев, напротив, ускоряет нас, мобилизуя интенсивную энергию и приливая кровь к конечностям. Эволюционно это подготовило нас к бою; в наше время это дает устойчивую энергию для борьбы другого характера. Гнев сигнализирует нам о том, что наши права были нарушены, и помогает нам мобилизоваться для защиты от будущих угроз.

    Наши эмоции нужно уважать и отражать. Это включает в себя сильные эмоции наших детей в, казалось бы, ненапряженных ситуациях. Моя дочь испытывает сильную ярость, когда не может сделать то, что раньше делала, например, самостоятельно пристегнуть автомобильное кресло.

    В своем недавнем политическом заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не использовать технологии как способ успокоить или усмирить негативные эмоции своего ребенка. В частности, они выразили «обеспокоенность тем, что использование средств массовой информации в качестве стратегии успокоения может привести к проблемам с установлением ограничений или неспособности детей развивать собственную регуляцию эмоций».

    По сути, детям нужен опыт переживания этих эмоций и практика терпимости к ним для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта.

    Повышение эмоционального интеллекта вашего ребенка

    Поскольку эмоциональный интеллект является сильным предиктором успеха, исследователи изучили, как лица, осуществляющие уход, могут способствовать его развитию. В частности, доктор Джон Готтман наблюдал за тем, как родители реагируют на эмоции своих детей, пытаясь понять, как развивается эмоциональный интеллект. Он обнаружил, что родители реагируют на детские эмоции одним из четырех возможных способов.

    1. Уволенные родители считают детские эмоции неважными и пытаются быстро их устранить, часто отвлекая внимание.
    2. Неодобрительные родители считают, что отрицательные эмоции нужно подавлять, обычно с помощью наказания.
    3. Родители невмешательства принимают все эмоции от ребенка, но не могут помочь ребенку решить проблемы или ограничить соответствующее поведение.
    4. Эмоциональный коучинг родителей ценит отрицательные эмоции, не раздражается, когда ребенок их выражает, и использует эмоциональный опыт как возможность для сближения, предлагая руководство, обозначая эмоции и решая возникшую проблему.

    Исследование доктора Готтмана показывает, что дети, родители которых занимаются эмоциональным коучингом, физически здоровее, лучше учатся в школе и лучше ладят с друзьями. Родители, занимающиеся эмоциональным коучингом, следовали пяти основным шагам, чтобы помочь своим детям справиться с эмоциями. Иногда это может занять много времени.

    Доктор Готтман обнаружил, что родители, обучающие эмоциям, следовали всем пяти шагам только в 20-25% случаев, предполагая, что нет необходимости испытывать чувство вины, поскольку ни один родитель не может выполнять этот процесс постоянно.

    Практика пяти шагов к обучению эмоциям

    Шаг 1. Будьте в курсе эмоций вашего ребенка.
    Родители, занимающиеся эмоциональным коучингом, осознают свои собственные чувства и чувствительны к эмоциям, присутствующим у их детей.

    Они не требуют, чтобы их ребенок усиливал свое эмоциональное выражение, чтобы чувства были признаны.

    Щелкните здесь, чтобы приобрести этот плакат для печати.

    Шаг 2. Воспринимайте эмоции как возможность для общения и обучения.
    Эмоции детей — это не неудобство и не вызов. Это возможность установить связь с вашим ребенком и научить его преодолевать сложные чувства.

    Шаг 3: Выслушайте и подтвердите чувства.
    Уделите своему ребенку все свое внимание, слушая его эмоции. Отражайте то, что вы слышите, тем самым показывая ребенку, что вы понимаете то, что он видит и переживает.

    Шаг 4: Назовите их эмоции.
    После того, как вы полностью выслушаете, помогите ребенку развить понимание и словарный запас для выражения своих эмоций.

    Шаг 5: Помогите ребенку решить проблемы с ограничениями.


    Все эмоции приемлемы, но не все виды поведения. Помогите ребенку справиться со своими эмоциями, развивая навыки решения проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *