Развитие детей от 1 года: Что должен уметь и знать ребенок в 1 год
Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития
Тиунова Елена
Опубликовано: 07.04.2022
Время чтения: 5 мин
2357
Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.
Особенности развития ребенка в 1 год
По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Особенности развития девочек в 1 год
Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.
Особенности развития мальчиков в 1 год
Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
- посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
- оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
- послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
- посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
- оценить количество зубов;
- поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Возможные отклонения в развитии
- не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
- не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
- не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
- не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
Информация проверена экспертом
Тиунова Елена
Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета
Об авторе
Поделиться во Вконтакте Телеграм
Содержание статьи
- Особенности развития ребенка в 1 год
- Физиологические изменения
- Двигательная активность ребенка
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Особенности развития девочек в 1 год
- Особенности развития мальчиков в 1 год
- Как проверить уровень развития ребенка
- Занятия для развития
- Возможные отклонения в развитии
Продукты из статьи
Может быть интересно
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя».
Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
Вехи развития малыша в возрасте 1 года
После первого дня рождения ребенка темпы его роста начинают замедляться. Ваш малыш сейчас совсем малыш и очень активен. Если ваш малыш еще не ходит, скоро он начнет ходить. Ходьба дает возможность исследовать области, которые раньше были недоступны, и практиковать независимость.
Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли малыш так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут приобретать навыки раньше или позже, чем другие. Малыши, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.
Что может делать годовалый ребенок в этом возрасте?
По мере того, как ваш ребенок будет расти, вы заметите, что у него развиваются новые захватывающие способности. Несмотря на то, что дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи, которых может достичь ваш ребенок в этой возрастной группе:
- Ходит самостоятельно к 15 месяцам, затем начинает бегать
- Может остановиться, присесть и снова встать
- Садится на небольшой табурет или стул
- Поднимается по лестнице, держась за
- Танцы под музыку
- Игры с игрушками «тяни-толкай»
- Может строить башни из блоков
- Бросает мяч сверху
- Собирает пазлы из двух-трех частей
- Делает каракули мелком или карандашом, может имитировать рисование прямой линии или круга
- Кормится в основном пальцами
- Начинает есть ложкой
- Хорошо пьет из чашки
- Может помочь с одеванием и может раздеть простую одежду (например, одежду без пуговиц или молний)
- Появляются первые моляры (задние зубы)
- Спит после обеда
- Может спать от 10 до 12 часов ночью
Что может сказать годовалый ребенок?
Развитие речи очень интересно для родителей, поскольку они наблюдают, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. В то время как каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи в этой возрастной группе:
- Имитирует звуки и звуки животных
- В год говорит от четырех до шести простых слов
- В 18 месяцев говорит от 10 до 15 слов
- В возрасте от 18 до 24 месяцев использует простые фразы или предложения из двух слов (например, «Мама, вставай»)
- К 2 годам говорит 100 и более слов
- Спрашивает: «Что такое…?»
- Использует отрицательные фразы, такие как «Не хочу»
Что понимает годовалый ребенок?
Примерно к 18 месяцам дети начинают понимать символы – взаимосвязь объектов и их значения. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
- Машет на прощание и играет в лепешки
- К 18 месяцам понимает одношаговые вопросы и команды, такие как «Где мяч?»
- К 24 месяцам ребенок понимает двухшаговые вопросы и команды, такие как «Иди в свою комнату и возьми обувь».
- Понимает постоянство объекта (скрытый объект все еще там)
- Лучше понимает причинно-следственную связь
- Любит исследовать ящики и коробки, чтобы увидеть, что внутри
- Притворная игра увеличивается (т. е. может имитировать работу по дому или кормить куклу)
- Узнает свое лицо в зеркале
- Может указывать на части тела (например, нос, волосы, глаза), когда его спрашивают
- Начинает понимать, как пользоваться определенными предметами (например, метла предназначена для подметания пола)
- Может попросить помощи у родителей, указав
Что может видеть годовалый ребенок?
По мере развития зрения вашего ребенка он начинает фокусироваться на людях и предметах и взаимодействовать с ними. Их двигательные навыки и зрительно-моторная координация продолжают укрепляться, и они могут начать видеть игрушки по всей комнате и изучать их функции. Например, они могут сосредоточиться на мяче и начать его пинать или бросать.
Пока дети развиваются, многие вещи их интересуют. Годовалый ребенок может заинтересоваться некоторыми игрушками и предметами, имеющими движущиеся части, и может увлечься тем, как они работают. На этом этапе им будет нравиться смотреть на яркие цвета и картинки в книгах, особенно на знакомые изображения. Поощряйте малыша исследовать новые места и предметы, указывая на предметы по имени.
Сенсорное развитие ребенка в возрасте 1 года: Прикосновение
Ваш ребенок начнет ходить, ползать или ходить, чтобы исследовать свою новую свободу. Хотя для них важно испытать различные текстуры и поверхности в вашем доме, убедитесь, что нет опасных предметов, которые могут им навредить. Будьте осторожны с мелкими предметами, которыми они могут подавиться, поскольку они находятся на стадии класть предметы в рот.
После выполнения этих мер предосторожности позвольте годовалому ребенку побродить и ощупать различные предметы. Вы можете позволить ребенку почувствовать пушистость одеяла или шероховатой бетонной поверхности. Позвольте им раздавить в руке разные продукты, например, чернику, и узнайте, какие продукты на ощупь одинаковы или имеют разную текстуру.
Что мой годовалый ребенок может ощущать на вкус и запах?
В возрасте 1 года ваш ребенок пробует разные продукты и у него развиваются предпочтения в еде. Лучший способ расширить их пищевую палитру — продолжать давать им новые продукты с разными вкусами и запахами. Сначала они могут не съесть его или не полюбить, но продолжайте пробовать. Может потребоваться несколько попыток, прежде чем ребенку понравится новая еда.
Поощряйте малыша исследовать улицу и ощущать различные ароматы, например, сладких цветов и дождя.
Как годовалый ребенок взаимодействует с другими людьми?
Когда дети начинают ходить, они могут проявлять самостоятельность и пытаться ходить дальше от родителей. Тревога разлуки и страх перед незнакомцами могут уменьшиться, а затем вернуться примерно в 18 месяцев. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и будет развиваться по-своему, у вашего ребенка могут быть общие поведенческие черты:
- Играет вместе с другими без взаимодействия, называется параллельной игрой
- Может начать цепляться за родителей примерно в 18 месяцев
- Может начать чаще говорить «нет» командам или потребностям
- Могут быть приступы гнева
- Можно использовать одеяло или мягкую игрушку в качестве предмета безопасности вместо родителя
Физический рост ребенка в возрасте 1 года
Ваш врач измерял вес, рост и размер головы (окружность) вашего ребенка с момента рождения и заносил их в таблицу роста. Сюда следует обратиться в первую очередь, если у вас есть вопросы о росте вашего ребенка.
Когда вы смотрите на диаграмму роста вместе с врачом, сравнивайте рост вашего ребенка с его собственной моделью роста, а не с ростом других детей. Пока ваш ребенок растет стабильно, причин для беспокойства обычно нет.
Если вас беспокоит вес или рост вашего ребенка, поговорите со своим врачом, который может спросить:
- Ваш ребенок болен? Пара дней плохого самочувствия, особенно в сочетании с рвотой или диареей, может привести к потере веса. Вес вернется, когда ваш малыш почувствует себя лучше.
- Ваш ребенок двигается? Ползание, плавание и ходьба сжигают калории, поэтому при такой мобильности набор веса может быть меньше.
- Вашему малышу больше нравится играть в прятки или ронять ложку на пол, чем есть? Мир — увлекательное место, и ваш почти малыш с каждым днем узнает все больше. Старайтесь не отвлекать ребенка во время еды. Также следите за признаками того, что ваш малыш съел достаточно.
Как насчет ребенка, который быстро набирает вес?
Родители могут задаться вопросом: могут ли дети слишком сильно набирать вес? Но лишь немногие младенцы и малыши имеют избыточный вес. В таких случаях может помочь совет детского врача.
Никогда не пропускайте кормления. Но следите за признаками вашего ребенка, что он сыт. Убедитесь, что калории вашего ребенка поступают из питательных источников, таких как фрукты, овощи и обогащенные хлопья после 1 года.
Ложитесь на коврик вместе с ребенком и поощряйте его физическую активность, чтобы у вашего малыша было безопасное пространство для передвижения. . Ограничьте время, проводимое в автомобильных креслах, колясках и манежах.
Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это правильно питаться и быть физически активным. У вашего ребенка больше шансов вырасти здоровым, если хорошие привычки для здоровья являются частью образа жизни семьи.
Как долго должен спать мой ребенок?
Малыши все больше и больше осознают свое окружение, поэтому отвлекающие факторы могут отвлекать их перед сном. Простой и последовательный ритуал отхода ко сну — лучший способ уложить сонного малыша в постель. В возрасте от 1 до 2 лет большинству детей требуется около 11–14 часов сна в сутки, включая один или два дневных сна.
В возрасте около 18 месяцев, а иногда и раньше, большинство малышей совмещают два дневных сна в один послеобеденный. Малыш, который борется с утренним сном, вероятно, готов только к дневному сну.
Дополнительные сведения см. в нашем руководстве “Здоровый сон для детей”.
Как я могу помочь повысить обучаемость и эмоциональную безопасность моего годовалого ребенка?
Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего годовалого ребенка:
- Дайте ребенку игрушки, которые можно наполнять и опорожнять, и игрушки для воображаемой игры.
- Дайте ребенку простые пазлы из двух-шести элементов и мячи всех размеров.
- Помогите ребенку построить башни из блоков.
- Поощряйте ребенка «помочь» вам по дому.
- Дайте ребенку бумагу и большие мелки, чтобы он писал и рисовал.
- Говорите с ребенком ясным простым языком о том, что вы делаете.
- Используйте правильные имена для объектов, даже если ваш ребенок этого не делает. Например: ваш ребенок может сказать «ва-ва», а вы скажете: «Вода, верно».
- Расширьте предложения вашего ребенка. Если ваш ребенок говорит: «Хочу печенье», вы говорите: «Хочешь еще печенье?»
- Каждый день читайте ребенку книги с картинками и рассказами.
- Кормите ребенка во время семейного обеда.
- Обеспечьте постоянную твердую, соответствующую дисциплину без криков и ударов.
Отзыв от доктора Виви Тран , Los Alamitos Pediatrics, CHOC Primary Care – May 2021
Этапы развития ребенка: первый год
Написано Джиной Шоу
Из беспомощного новорожденного в активного малыша: вашему ребенку требуется всего 12 коротких месяцев, чтобы пройти это невероятное превращение. Младенцы растут и меняются с поразительной скоростью, и каждый месяц приносит новые и захватывающие события.
Новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, чего ожидать дальше и как узнать, идет ли развитие их ребенка по плану. Однако вместо того, чтобы слишком зацикливаться на этапах развития, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует довольно широкое «окно», когда для ребенка нормально достигать определенной стадии развития.
«Если ваш ребенок достигнет одного рубежа раньше, он может достичь другого позже, потому что он так занят совершенствованием другого навыка», — говорит Дженнифер Шу, доктор медицинских наук, педиатр и соавтор книги «Идти домой с новорожденным ».
Некоторые младенцы могут сказать свое первое слово в восемь месяцев, в то время как другие не говорят до тех пор, пока им не исполнится один год. И ходьба может начаться в любое время между девятью и 18 месяцами.
Помня об этих вариациях, вот что может делать ваш ребенок на каждом трехмесячном этапе первого года жизни.
Развитие ребенка: от одного до трех месяцев
На этом первом этапе развития тело и мозг ребенка учатся жить во внешнем мире. В период между рождением и тремя месяцами ваш ребенок может начать:
- Улыбаться. Вначале они будут только для себя. Но через три месяца они будут улыбаться в ответ на ваши улыбки и пытаться заставить вас улыбнуться им в ответ.
- Поднимать голову и грудь, когда они лежат на животе.
- Отслеживайте объекты взглядом и постепенно уменьшайте пересечение глаз.
- Открывайте и закрывайте руки и подносите руки ко рту.
- Взять предметы в руки.
- Смахивайте или тянитесь к висящим предметам, хотя обычно они пока не могут их достать.
Развитие ребенка: от четырех до шести месяцев
В эти месяцы дети действительно учатся дотягиваться до окружающего мира и манипулировать им. Они осваивают использование этих удивительных инструментов, своих рук. И они открывают свои голоса. В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:
- Перевернуться спереди назад или сзади наперед. Сначала обычно идет обратная сторона.
- Лепестки, издающие звуки, которые могут звучать как настоящий язык.
- Смех.
- Тянитесь и хватайте предметы (следите за своими волосами), а также манипулируйте игрушками и другими предметами руками.
- Сидите с поддержкой и хорошо контролируйте голову.
Развитие ребенка: от семи до девяти месяцев
Во второй половине этого года ваш малыш становится подвижным ребенком. Узнав, что они могут куда-то попасть, переворачиваясь, они проведут следующие несколько месяцев, выясняя, как двигаться вперед или назад. Если вы еще не защищены от детей, лучше сделайте это!
- За это время ваш ребенок может:
- Начать ползать. Это может включать в себя самокат (перемещение на ягодицах) или «армейское ползание» (перетаскивание себя на животе руками и ногами), а также стандартное ползание на руках и коленях. Некоторые младенцы никогда не ползают, сразу переходя от ползания к ходьбе.
- Сидеть без поддержки.
- Отвечайте на знакомые слова, например, на свое имя. Они также могут ответить «нет», ненадолго остановившись и посмотрев на вас, и могут начать бормотать «мама» и «папа».
- Хлопайте в ладоши и играйте в такие игры, как пирожки и прятки.
- Научитесь подтягиваться до положения стоя.
Развитие ребенка: от 10 до 12 месяцев
Последний этап развития в первый год жизни ребенка представляет собой переходный период. Они больше не младенцы, и они могут выглядеть и вести себя как малыши. Но они все еще младенцы во многих отношениях. Они учатся:
- Начать самостоятельно есть. Младенцы на этом этапе развития осваивают «пинцетный захват» — это означает, что они могут удерживать небольшие предметы, такие как O-образные хлопья, между большим и указательным пальцами.
- Круиз или передвигайтесь по комнате на ногах, держась за мебель.
- Скажи одно-два слова, и «Мама» и «Папа» станут для родителей родственными именами. В среднем к первому дню рождения произносится около трех слов, но диапазон этого значения огромен.
- Укажите на нужные им объекты, чтобы привлечь ваше внимание.
- Начните «притворную игру», копируя вас или правильно используя объекты, например, притворяясь, что разговариваете по телефону.
- Сделайте свои первые шаги. Обычно это происходит около года, но может сильно варьироваться.
Развитие вашего ребенка: когда обращаться к педиатру
Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не достигает вех роста или развития, когда они должны? Во-первых, говорит Шу, доверяй своим инстинктам. «Если вы действительно чувствуете, что что-то не так, поговорите об этом со своим врачом, потому что, если есть проблема, мы хотим выявить ее как можно скорее, — говорит она. — Раннее вмешательство лучше, и вы лучше знаете своего ребенка». чем кто-либо».
Помните, однако, что это не совсем когда ваш ребенок самостоятельно садится или произносит свои первые важные слова; дело в том, что они продвигаются вперед в своем развитии. «Не смотрите на время так, как на прогресс, и наблюдайте, как ваш ребенок меняется и растет», — говорит Шу. «Это не гонка. Никто не будет спрашивать при подаче заявления в колледж, когда ваш ребенок впервые пошел или сказал «да-да».
Развитие вашего ребенка — месяц за месяцем
в четырех основных категориях. Имейте в виду, что все дети разные, и каждый ребенок растет в своем собственном темпе. Нет точного времени, когда большинство этих навыков впервые появляются. Если ваш ребенок не достиг вехи к тому месяцу, который указан в этой таблице, обычно это совершенно нормальное отклонение в развитии ребенка. Следите за прогрессом, а не за сроками.