Рассказы для дошкольников для пересказа: Картотека мини-рассказов для пересказа детям подготовительной к школе группы
КАРТОТЕКА рассказов для пересказа детям средней группы
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту [email protected] (обязательно укажите номер публикации в письме)
КАРТОТЕКА
рассказов
для пересказа
детям средней группы
Ёж
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
1. Объяснить значение словосочетаний: находил
яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?
3. Пересказать рассказ.
Зима
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на санках и на коньках.
1. Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2. Объяснить значение словосочетаний:
деревья голые;
кругом снег лежит;
звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
медведь – в берлоге, белка – в дупле,
лошадь – в конюшне, лиса – в норе,
собака – в конуре.
5. Пересказать рассказ.
Кролик
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
1. Ответить на вопросы:
Какой у Миши кролик?
Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост?
Как он грызет морковку?
Чем его еще кормят?
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
2. Пересказать рассказ.
Снеговик
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руки ему метлу. Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.
а) Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили снеговику?Что воткнули в руки?Что сделали потом?Что надели на голову?
б) Пересказать рассказ.
Верблюд
В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.
1. Ответить на вопросы:
Где живет верблюд?
Почему он может долго быть без еды и питья?
Где мы можем увидеть диких зверей?
А ты был в зоопарке?
Кого ты видел в зоопарке?
(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)
2. Образовать прилагательные от существительных
типа:
шкура льва – львиная шкура; шкура верблюда – верблюжья шкура; шкура медведя – медвежья шкура; шкура лисы – лисья шкура и т.д.
Львы
Живут львы парами – лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие.
1. Ответить на вопросы:
Где живут львы?
Как называются их детеныши?
На кого похожи львята?
2. Сравнить львицу и льва:
чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных
(льва, тигра, слона, верблюда).
4. Подобрать к названиям зверей формы
множественного числа, например: У льва пять
львят и т.д.
Пингвины
В Антарктиде, где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а грудка белая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.
1. Ответить на вопросы:
Где живут пингвины
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы?
2. Объяснить значение словосочетаний:
вечная зима, высиживает птенцов.
3. Пересказать рассказ.
Кошка /Е. И. Чарушин/
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
1. Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая? (сытая, довольная,
мурлычащая)
А котенок какой? (маленький,
играющий, фыркающий)
2. Пересказать рассказ.
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.
Прилетели грачи
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
1. Объяснить значение словосочетаний:
гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
2. Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
3. Образовать множественное:
грач – грачи, гнездо – гнезда, сук – сучья, корень – корни,
птенец – птенцы, дерево – деревья, ствол – стволы, пень – пни.
4. Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях … (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах … (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу … (деревья).
Утка
Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает: Кря-кря-кря-кря!
1. Ответить на вопросы:
Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает? (Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает).
2. Пересказать рассказ.
Русский писатель и художник Евгений Иванович Чарушин очень любил природу и животных. Он хотел, чтобы все их любили. Именно поэтому Чарушин написал много книг о животных. Послушайте рассказ из его книги «В лесу».
«Белка» /Е. И. Чарушин/
Наступили холода. Звери стали устраиваться в своих жилищах. Белка всё ещё искала запасы, всё ещё пыталась их пополнить. В лесу в ели было дупло, там и жила белочка с бельчатами. А в другой ели в дупле белочка хранила свои запасы. Грибы всё ещё сушились около дупла. Спрятаны от глаз они были пушистой веткой. Белочка любила своих бельчат и свой дом.
1. Какое время года описано в рассказа?
2. Чем занималась белка?
Для чего ей это нужно?
3. Где и с кем жила белочка?
4. Что хранила белка
в другом дупле?
5. Какими словами можно
назвать белку? Какая она?
(добрая, заботливая, хорошая)
Шубка-иголки,
Свернётся – он колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? (Ёж)
– Вы знаете, где живет еж? (в лесу, в норе) – Чем питается?
– Как называют детенышей ежа? – А если детеныш один?
Сейчас я прочитаю рассказ «Ёж», который написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин.
«Ёж» Евгений Иванович Чарушин
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ёжик и удрал к себе обратно в лес.
– Как вы понимаете «шариком свернулся»? Покажите руками.
– Вы можете объяснить «закатали в шапку»?
– А что такое поддоничек? (маленькое блюдечко, маленькая низенькая мисочка)
– «Зазевались», что это значит? (отвлеклись, чем-то занимаясь).
Вопросы по тексту:
– Где ходили ребята?
– Кого они нашли под кустом?
– Что делал под кустом еж?
– Почему нельзя взять ежика руками?
– Во что налили молока?
– Что делал еж дома у ребят?
– Как ему удалось убежать от ребят?
В зоопарке
Ребята с родителями ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем.
Летние каникулы
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали к морю. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эту поездку.
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко.
ЛетоНаступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.
ОсеньПролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Их собирают Вера и Аня.
Весна
Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.
Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
а) Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега? Сколько они сделали комков? Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
б) Рассказать рассказ.
Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
а) Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.
б) Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе.
Стадо пас … (пастух). Во дворе залаяла … (собака).
Стадо пасли … (пастухи). Во дворе залаяли … (собаки). Утром громко пропел … (петух). Рано утром пропели … (петухи).
в) Пересказать текст «по цепочке».
ДОБРАЯ УТКА В. Сутеев Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке! 1. Ответить на вопросы: Кто пошёл гулять? Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами? Что умеет делать утка с утятами? Чего не умеет делать курица с цыплятами? Что придумали птицы? Почему про утку сказали «добрая»? Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит? 2. Пересказать. ВНУКИ ПОМОГЛИ. У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась. Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей. Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку. 1. Ответить на вопросы: О ком говорится в рассказе? Почему расстроилась бабушка Нюра? Как звали козу? Что решили сделать внуки? Почему? Как нашлась коза? Чем закончилась эта история? 2. Пересказать.
Ежиная семейка
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
– Аня, не трогай их, – сказал Егор, – ежата совсем ещё маленькие.
– Я только поглажу ежат, – ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Вопросы:
1.Где жила семья ежей?
2.Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
3. Кто нашёл ежат?
4.Что случилось на следующий день?
5. Пересказать рассказ.
Кормушка
Увидали дети зимой у детского сада птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети с воспитателем повесили на сук ящик и насыпали зёрен. Получилась кормушка.
Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем
Занятие по развитию речи
Конспекты занятий по обучению детей пересказу
с использованием опорных схем
Захарова Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ №417 г. Нижний Новгород
Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
- Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; до-говаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | охотники | |
Глаголы | хрустнула, испугался |
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитые произвольного зрительного внимания.
Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».
Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).
Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.
– Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
– Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Чтение адаптированного рассказа.
Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.
По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.
– Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
– Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
– Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
– На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
– Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
– Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорокаувидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
– Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
– Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
– Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
5. Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала… Затопал… Увидела… Подняла… Решили… Пошли… Услышал… Испугался… Убежал… Так медведь…
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.
Зайки
Зайки встали на лужок,
Собираемся в кружок.
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)
Сели зайки на лужок,
(Присесть на корточки)
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-попрыгайки.
(Изобразить соответствующие движения)
7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
– Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.
8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.
Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
9. Итог. Оценка работы детей.
– Чем занимались?
– Чему научились?
– Что запомнили?
Закрепление изученного материала вне занятия:
- Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
- Повторить упражнения «Подбери к предмету действие» (Медведь что сделал? Вошел, наступил, остановился, услышал, испугался, убежал), «По действию назови предмет» (Испугалась, выронила шишку (кто?) белка).
- Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно)
Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому)
Цель: Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему теста с наглядной опорой в виде графически схем.
Основные задачи:
- Формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.
- Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
- Воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
- Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание детских иллюстраций к рассказу, графических схем; составление картинного и графического плана рассказа; дидактическая игра «Кто, где живет?»; трансформация текста (изменение лица).
Оборудование: Серия детских рисунков – иллюстраций к рассказу; набор схем для графического плана; дидактическая игра «Кто, где живет?», картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки и их жилища; магнитофон для записей детских рассказов.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Пушок».
- Изучение лексической темы «Дикие животные».
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование сюжетных фрагментов к рассказу (вместе с родителями).
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | сарай | |
Прилагательные | ручной | |
Глаголы | требовал | требовал, показалась |
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.
Рассматривание детских сюжетных рисунков к рассказу «Пушок» Г. Скребицкого.
Дети заранее по заданию педагога нарисовали сюжетные рисунки к рассказу (дома с родителями). Количество рисунков (7) соответствует числу смысловых звеньев рассказа.
2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.
Педагог: Какому рассказу посвящена наша выставка рисунков? («Пушок») Кто его автор? (Г. Скребицкий) Расположите рисунки в нужной последовательности. Что было сначала? Что потом?
Дети расставляют сюжетные рисунки в нужной последовательности.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
– Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Пушок». Чтение адаптированного рассказа.
В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.
Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу – мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюстраций.
– О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)
– Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)
– Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)
– Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)
– Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)
– Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)
– Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай – деревянный домик для хранения разных вещей. )
– Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)
– Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)
– Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)
– В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)
– Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)
– Расскажите, как произошла эта встреча.
– Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)
– Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)
5. Дидактическая игра «Кто где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».
Игра проводится с использованием иллюстраций.
– А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)
– Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.) Медведя? (Берлога.) Лисы? (Нора,) Волка? (Логово.) Белки? (Дупло. )
– Помогите животным найти свой домик.
Дети получают картинки зверей и находят в группе «домик» рисунок животного.
6. Повторное чтение рассказа. Составление плана – схемы содержания рассказа. Развитие внимания и памяти.
– Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
7. Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
– С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т. д.
В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.
8. Пересказ рассказа с изменением лица. Развитие связной речи, творческого воображения.
– Расскажите по своим рисункам историю о Пушке. Только автор вел рассказ от своего лица («Я собрался кататься, я пошел в сад»), а вы расскажите про него («Он собрался кататься, он пошел в сад»).
Принимают участие все дети. Рассказы записываются на магнитофон.
9. Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей.
– Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)
– Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему?
Дети дают аргументированные ответы.
Закрепление изученного материала вне занятия:
- Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорож-ки – плана рассказа.
- Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
- Поиграть в игру «Кто где живет?»
- Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).
Приложение
Как медведь сам себя напугал
Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку.
Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки – помчался, в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.
Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит.
Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб y годила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Н. Сладков
Пушок
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конем, и вез в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие веревки, и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повез санки с ежом домой. Везу – вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу – лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замерз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своем несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча, его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая теплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озера. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев что-то завозилось. Я остановился. Кто это – зверек? Какой? Из-под темных листьев показалась знакомая мордочка, и черные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принес его домой.
Г. Скребицкий
Конспекты занятий в ДОУ:
| | в ДОУ | в ДОУ | | в ДОУ | в ДОУ | в ДОУ | в детском саду
15 книг для обучения составлению последовательности рассказов и не только
1,4К акции
- Поделиться90
Обновление : Теперь этот пост включает в себя еще 5 книг для обучения построению и пересказу историй, всего их 15. Я сосредоточился на названиях, которые как раз подходят для детского сада. Они также получат много любви в дошкольном и первом классе.
Зачем учить построению историй?
Как вы, возможно, знаете, построение последовательности историй — важный навык для наших малышей. Буквальное понимание текста — это основа, необходимая им для того, чтобы впоследствии стать самостоятельными и активными читателями!
Вот почему в большинстве штатов вы найдете последовательность или пересказ «с подсказкой и поддержкой», перечисленные в программе чтения в детском саду.
Еще до того, как вы начнете учить «начало, середина, конец», вы можете помочь детям пересказать историю, которую вы им прочитали.
Учителя и дети любят шапки в моем магазине для развития этого навыка. Отправка детей домой в их очаровательных шляпах также помогает им работать над вербальными навыками, когда они объясняют свои шляпы своим семьям.
Так что я также покажу вам шляпы, которые у меня есть, которые подходят ко многим из этих книг по секвенированию. Например, этот:
(Раскрытие информации: Books and Giggles является участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения платы за рекламу за счет рекламы и ссылок на Amazon.com.)
Книги для составления последовательности и пересказа историй
Каждая из этих книг имеет предсказуемую или удобную структуру, которая поможет детям запомнить, что будет дальше.
1. Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
(партнерская ссылка)
Эту классическую настольную книгу Билла Мартина-младшего и Эрика Карла можно использовать не только для составления последовательности историй. Это также книга с повторяющимися рифмами, которая обязательно поможет повысить осведомленность учащихся о фонемах и суффиксах слов.
Кроме того, это подтверждает знания о цветах и животных — и весело говорить о том, что лошади на самом деле не синие, а кошки никогда не бывают фиолетовыми!
Хотите верьте, хотите нет, но эту сказку можно даже спеть на мотив «Мерцай, мерцай звездочка». . как вам такой веселый музыкальный элемент!
2. Ферма миссис Виши Уоши
(партнерская ссылка)
Джой Коули — очень любимый автор для начинающих читателей, и «Ферма миссис Уоши » не является исключением.
Ученикам нравится комедийный характер книги, ее рифмы и простота в освоении, когда они наблюдают, как каждое животное на ферме купается, находит неприятности и снова становится чистым до скрипа.
Кроме того, повторяющиеся звуки «W» в «Wishy Washy» отлично подходят для углубленного изучения букв!
Плюс, у меня есть шляпа и для этого:
3. Комната на метле
(партнерская ссылка)
С дружелюбной ведьмой и немного страшным драконом, Джулией Дональдсон и Акселем Шеффлером Комната на метле — отличный выбор для книги о Хэллоуине!
Яркие иллюстрации, рифмы и звериная команда персонажей, пытающихся уместиться на ведьминской метле, обязательно привлекут внимание ваших детсадовцев.
Вот моя корона последовательности для этого:
6004.
Пряничный человечек(партнерская ссылка)
Классическая версия этого рассказа Карен Шмидт отлично подходит для последовательности рассказа, потому что она следует логической последовательности событий: от мальчик печет печенье, печенье вырывается из духовки и, конечно же, неизбежно встречает на своем пути множество забавных друзей.
Это отличная подборка для чтения вслух в середине и конце года в детском саду, поскольку в ней нет предсказуемой схемы рифмовки, кроме классического напева, который ваши дети с удовольствием будут читать вместе с вами:
«Беги, беги как быстро, как вы можете! Вы не можете поймать меня! Я Пряничный человечек!»
… и вы уже догадались — вот распечатанная шапка для последовательности, которая идет с несколькими различными версиями истории:
5. Рукавица
(партнерская ссылка)
Яна Бретта Варежки — любимая классика. Подробные иллюстрации позволяют проводить глубокий анализ изображений и знакомят детей с коллекцией новых животных, которые передают рукавицу.
Кроме того, многие животные выходят за рамки классических фермерских существ, которые, вероятно, уже знакомы вашим детям, и знакомят их с некоторыми новыми словами, такими как крот, ежик и лиса.
СВЯЗАННЫЕ : Занятия и поделки с варежкой
Вот распечатанное задание со шляпой, которое я сделал для него:
6. Жила-была старушка, которая проглотила муху
(партнерская ссылка)
Этот отмеченный Калдекоттом текст Симмса Табака обязательно привлечет внимание ваших учеников!
С веселым сюжетом, иллюстрациями и вырезками на страницах все они будут сидеть на краю своих мест, ожидая, что будет дальше: то же, что старушка проглотит дальше!
Более того, эту книгу можно спеть – посмотрите сами на YouTube!
Хотите распечатать эту историю? Мне нравится, как мило они выглядят с хлопком, приклеенным к волосам старушки!
7. The Napping House
Одри и Дон Вуд The Napping House — отличная книга не только для определения последовательности, но и для выявления закономерностей в текстах и установления связей между текстом.
Читатели смогут заглянуть внутрь Дремлющего дома, где сначала бабушка, затем ребенок, затем собака, кошка и многие другие засыпают друг на друге, пока их не разбудит юмористический хаос.
8. Очень голодная гусеница
(партнерская ссылка)
Список книг о последовательности историй не будет полным без Очень голодная гусеница . Скорее всего, независимо от того, являетесь ли вы родителем или педагогом, вы слышали об этой вневременной книге Эрика Карла.
Детям нравятся яркие иллюстрации и возможность следить за тем, сколько гусеница съедает каждый день недели.
Эта книга представляет собой не только последовательность, но и отличный обзор счета, чисел, дней недели и превращения гусеницы в бабочку!
СВЯЗАННЫЙ : Дырокол для очень голодной гусеницы
9. Если вы дадите мышонку печенье
(партнерская ссылка)
Еще одна классическая игра, любимая детьми и взрослыми, — Если вы дадите мышонку печенье Лауры Йоффе Нумерофф. Развитие этой истории логично, но одновременно и истерично, что гарантирует, что ваши ученики останутся вовлеченными, а также отточат свои навыки построения последовательности историй.
Это также идеальный выбор для разговора о причине и следствии. Вы даже можете повеселиться и попросить учеников помочь вам написать собственный учебник по образцу этой истории!
СВЯЗАННЫЕ С: Вам также может понравиться это хитрое и игривое задание «Если дать мышке печенье» , которое мы провели несколько лет назад. Мои дети влюбились в это!
Теперь у меня также есть шляпа-история для работы над этой всеми любимой книгой и несколькими другими из той же серии.
10. Человек с повозкой с волами
(партнерская ссылка)
Далее мы продолжим наш список последовательностей историй с Человек с повозкой с волами , обладатель медали Калдекотта, автор Дональд Холл. Детям понравится следить за всем, что семья фермера упаковывает в свою тележку, а также изучать новые слова, такие как «стрижка» и «шерсть».
Мне нравится использовать эту книгу для обучения временам года и сельскому хозяйству.
СВЯЗАННЫЕ – Корзина для повествования «Сделай сам» для человека с повозкой с волами
11. Медвежонок храпит на
(партнерская ссылка)
Медведь храпит на Кармы Уилсон и проиллюстрирован Джейн Уинтер Чепмен. Эта совокупная история о том, как друзья-животные посетили и, наконец, проснулись зимующего медведя. Дети могут рассказать, как появляется каждый из тварей, а затем пересказать смешной финал.
Да, для «Медведь храпит на » тоже есть секвенатор!
12. Проблемы с индейкой
(партнерская ссылка)
В популярной истории Венди Сильвано дети маскируют индейку в классах по всей Америке. В книге Турция пытается смешаться с рядом других животных, пытаясь избежать обеденного стола фермера в День Благодарения. Это интересный выбор для обучения студентов делать прогнозы, а также пересказывать истории.
13.
Стеллалуна(партнерская ссылка)
Stellaluna имеет более запутанную сюжетную линию с отдельными разделами и четким сюжетом. Это отличная книга для более продвинутых студентов, чтобы пересказать и упорядочить. Кроме того, содержание хорошо интегрируется с уроками по науке о жизни и воспитанию характера.
14. Снеговик Снизи
(партнерская ссылка)
Эта веселая, очаровательная история идеально подходит для уроков зимней последовательности. Снеговику Чихну холодно, поэтому он пытается согреться горячим шоколадом, костром и даже джакузи. Конечно, он каждый раз тает, но дети строят его заново. Вы можете научить причинно-следственной связи, а также последовательности с этой забавной книгой.
15. The Gruffalo
(партнерская ссылка)
Наконец, книга Джулии Дональдсон The Gruffalo очень хорошо работает в качестве текста последовательности историй. Он также имеет четкое начало, середину и конец для студентов, которые готовы сделать небольшое подведение итогов.
Хотите список книг для печати?
Если вам нужен список книг, который вы можете распечатать для своих папок или папок для учителей, вам повезло! Я рассылаю их бесплатно подписчикам рассылки! Просто нажмите на ссылку изображения ниже и зарегистрируйтесь. Вы получите гораздо больше бесплатных печатных материалов, уведомлений о распродажах, свежих ресурсов и многого другого.
Набор коронок для изучения последовательности рассказов
Некоторые учителя установили последовательность рассказов в качестве центра обучения грамоте. Я думаю, это такая забавная идея! Если вы хотите, вы можете приобрести все мои печатные кепки для последовательностей историй в одном комплекте со скидкой.
К вашему сведению, время от времени я добавляю наборы к этому набору, поэтому, если вы его купите, не забудьте проверить, есть ли обновление, которое вы можете загрузить бесплатно.
Надеюсь, вам понравились эти книги с последовательностями историй! Если вы использовали какую-либо из этих книг для проведения урока по построению истории или у вас есть какие-либо другие предложения по использованию текстов, сообщите нам об этом в комментариях ниже.
Счастливого обучения,
Хизер
1,4К акции
- Поделиться90
Перечитывание и пересказ книг в свободное время – Почему это так важно?
Круговое время и чтение вслух делают мое сердце счастливым! Эти специальные мероприятия — мои любимые части дня, потому что вся семья в классе собирается вместе, чтобы читать и делиться. Это волшебное время дня, когда учащиеся фантазируют, устанавливают связи, делятся опытом, сотрудничают, развивают различные навыки грамотности и развивают любовь к чтению. Это время может быть громким, когда студенты делятся, замечают и устанавливают связи. Также может быть очень тихо, когда весь класс молча слушает увлекательную историю. Студентам НУЖНО читать каждый день. Как учителя, мы должны учитывать, что школа может быть единственным местом, где это происходит.
Как учителя, мы понимаем важность чтения вслух и обмена качественной детской литературой с нашими учениками. Однако я думаю, что мы часто забываем о важности перечитывания книги с нашим классом, иногда даже три или четыре раза! Я сам борюсь с этим, потому что есть так много замечательных книг на выбор! Я знаю, что я никак не могу прочитать все мои любимые книги с классом всего за один год. Я, конечно, не перечитываю каждую книгу со своими учениками, но, как и во всем остальном в преподавании, должен быть баланс. Иногда мы также просто читаем для чистого удовольствия!
Чтение, перечитывание и пересказ книги помогает учащимся развивать:
- беглость речи
- понимание прочитанного и смысл истории (обстановка, персонажи, чувства персонажей, проблема, последовательность событий, начало/середина/конец, установление связей, предсказание)
- словарный запас
- концепции печати (например: слева направо, сверху вниз)
- фонематическое восприятие (например, рифмование, звуки букв)
- текстовая структура (например, повторяющийся текст)
- другие цели, которые могут быть у вас для книги по конкретному содержанию, такие как счет, жизненный цикл бабочки или социальные навыки, такие как обмен
Это может показаться важным навыком, но наши ученики могут начать изучать эти концепции. Представление этих идей во время круга — идеальная среда, если она соответствует возрасту и интересна. Да, сделайте его веселым и интерактивным — как, я уверен, вы уже делаете! Озвучивайте, используйте реквизит, показывайте фотографии или разыгрывайте. Волнение заразно; если вы взволнованы, ваши студенты будут тоже!
Каждый раз, когда вы выбираете книгу для чтения, выберите цель или цель обучения, чтобы сосредоточиться на ней. Будьте преднамеренными с книгой, которую вы выбираете. На какой цели вы хотите сосредоточиться? Какие вопросы вы можете задать до, во время и после прочтения книги? Что вы предлагаете ученикам заметить на иллюстрациях? Когда самое подходящее время, чтобы ученики «повернулись и поговорили» с кем-то рядом с ними? Об этом нужно много думать, я знаю. Но это просто показывает вам, насколько мощными могут быть чтения вслух, когда вы планируете и делаете их намеренно!
Выберите книгу и прочитайте ее в одиночестве во время планирования. Подумайте, какие цели лучше всего подходят для этой книги. Возможно, подумайте, над какими навыками или темами нужно работать вашим ученикам. Например, разместите на страницах небольшие стикеры с простыми, понятными для детей описаниями новых словарных слов, на которых вы хотели бы сосредоточиться.
Каждый раз, когда вы читаете или перечитываете книгу своим ученикам, они подхватывают и замечают что-то новое. У них появится более глубокое понимание, новые связи и понимание того, что они услышали. Вся цель чтения вслух состоит в том, чтобы помочь учащимся развить способность лучше понимать то, что они слышат и видят.
Вот пример быстрого плана чтения одной и той же книги три дня подряд: День 1 – учащиеся делают прогнозы и вводят 3 новых словарных слова при чтении книги. День 2 — используйте карточки с пересказом персонажей, чтобы сосредоточиться на персонажах. День 3. Используйте карточки с событиями и сосредоточьтесь на последовательности событий в истории
А теперь я поделюсь с маленькими учениками одним из моих любимых способов чтения или перечитывания книги во время круга! Когда мы вместе читаем вслух в кругу, я кладу карточки с пересказом, корзину с реквизитом или мягкие игрушки в библиотечном центре, чтобы ученики могли перечитывать снова и снова.
Действуй! Гарантированный способ заинтересовать учащихся — заставить их двигаться! Попросите учащихся разыграть книгу, используя свои руки, лица и тела. Мои любимые книги для разыгрывания: « С головы до пят» Эрика Карла, «На медвежью охоту» и «Колеса в автобусе» . Студентам легко разыграть большинство сборников песен. Книги о чувствах и эмоциях тоже отлично подходят для разыгрывания. Социально-эмоциональное обучение имеет решающее значение для наших маленьких учеников. Студенты должны быть в состоянии распознать, что они чувствуют всем своим телом, а не только лицом.
Карточки историй «Сделай сам»! Создавайте карточки с персонажами, событиями, сеттингами или словарными запасами, используя клипы, изображения Goggle или копируя книгу на копировальном аппарате (только для использования в классе). Карты историй могут быть дорогими, поэтому я рекомендую вам сделать их самостоятельно. Я сделал эти карты персонажей Бурый медведь, Бурый медведь , скопировав страницы книги на цветном копировальном аппарате.
Вы можете раздать карточки ученикам до того, как начнете читать книгу. Затем, когда вы читаете и в рассказе появляются персонажи, учащиеся выкладывают карточки с историями на доску.
Карточки с историями для печати! Купите на TpT или найдите карточки с историями для печати на Pinterest. Просто скачайте, распечатайте и заламинируйте, чтобы использовать снова и снова. Приклейте палочку от эскимо к задней части, чтобы получились куклы.
В некоторых моих центрах математики и грамотности есть карточки с историями: Центры сказок ( Три медведя, три поросенка и три козла Грубого ), Центры гибернации ( Медвежий храп на карточках с историями), Насекомые Центры ( «Голодная гусеница» карточек с историями), «Сравнение имбирных пряников» (различные карточки с историями из имбирных пряников) и «Центры сладостей» (карточки с историями «Красная курочка»). Вы можете получить БЕСПЛАТНО Снеговик ночью карточек историй ЗДЕСЬ.
Корзины для реквизита! Если вы хотите сделать чтение вслух еще более практичным, используйте реквизит вместо карточек с историями. Составьте список того, что вам нужно, соберите предметы заранее и создайте корзину или корзину для пересказа историй.
Читайте и пересказывайте с помощью мягких игрушек! В долларовом магазине часто есть дешевые мягкие игрушки, которые идеально подходят для использования во время круга. Kohl’s продает книги с соответствующими плюшевыми игрушками каждый квартал. Вы также можете просто взять из дома обычную мягкую игрушку или детскую шапочку. Просто убедитесь, что он похож на персонажа из книги.
Я люблю использовать мягкие игрушки или вырезки из пенопласта со счетными книгами. Вы можете положить их или убрать во время чтения, чтобы научить неформальному сложению и вычитанию. Кроме того, чучела животных легко увидеть и сосчитать всем вместе.
Чтение и пересказ с использованием вырезок! В долларовом магазине и магазинах для рукоделия всегда есть сезонные вырезки из пенопласта или бумаги для поделок.