Разное

Психология кризис семи лет: Кризис 7 лет (возрастная психология)

Содержание

Кризис 7 лет (возрастная психология)

Кризис 7 лет у ребенка связан, в первую очередь, с новым этапом развития и жизни – поступлением в школу. Появляется чувство взрослости, познавательный интерес и новый вид взаимодействия со взрослым и сверстниками, направленный на приобретение знаний.

Вместе с тем первоклассник начинает ощущать на себе новые нагрузки и возникновение ответственности, поэтому своим поведением как бы демонстрирует взрослым, что он – все еще ребенок. Гримасничает, кривляется, капризничает. Главная задача родителей – не взваливать малыша сразу много новых обязанностей, но и мягкими методами показать, что вернуться в детский сад уже нет никакой возможности.

Причины кризиса

Кризис семи лет возникает в связи с естественным этапом развития ребенка и его психики. К 7 годам он начинает понимать, что у него теперь другие функции: раньше он играл, а теперь нужно получать знания, выполнять определенные задачи. Главная причина кризиса 7 лет – конфликт между малышом и обществом: он хочет быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к маленькому.

У первоклассника формируется внутренняя позиция школьника – совокупность потребностей познания и общения со взрослыми на новом уровне. Для того чтобы их реализовать, необходимо трансформировать свое поведение, но сделать это резко и сразу не получается.

Факторы, провоцирующие более яркие проявления кризиса:

  • Гиперопека. Родители отказываются признавать, что ребенок стал более самостоятельным, продолжают с тревогой контролировать его и на каждом шагу предупреждать об опасностях.
  • Авторитарный стиль воспитания. Мама и папа пытаются подавить старания первоклашки стать самостоятельным, не позволяют принимать ему решения даже в мелочах.
  • Состояние здоровья. У детей с неврологическими диагнозами кризис семи лет может проходить более заметно.

Продолжительность кризисного периода

Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет. Обычно чем кризис длится дольше, тем более спокойно протекает, и наоборот – короткий проходит очень интенсивно. У девочек кризис 7 лет протекает обычно ярче, чем у мальчиков.

Симптомы кризиса

В психологии кризис 7 лет у ребенка не такой яркий, как кризис трех лет и подросткового периода, но он имеет свои особенности и симптомы. В возрастной психологии отмечается, что среди них есть как заметные всем вокруг, так и те, которые переживаются ребенком только внутренне.

Признаки кризиса 7 лет:

  • Наигранность поведения. Ребенок время от времени демонстративно хохочет, вычурно говорит и странно ходит. Он пытается обратить на себя внимание взрослых, показать им, что он еще в периоде детства и от него не нужно очень многого ожидать. Одновременно снимает таким поведением свое психическое напряжение.
  • Неусидчивость. В связи с новыми учебными нагрузками иногда значительно снижается концентрация внимания, возникает непреодолимое желание бегать и прыгать. Если кризис попал на период, когда ребенок уже пошел в первый класс, то этот симптом также связан с недостаточной физической активностью из-за необходимости сидеть за партой.
  • Передразнивание взрослых и паясничанье. Эта характеристика кризиса 7 лет часто служит своеобразной защитной реакцией от родительских слов о важности учебы и наставлений по поводу правильного поведения.
  • Повышенная утомляемость. Малыш в период кризиса 7 лет усиленно растет, а мозг испытывает колоссальные нагрузки, поэтому работоспособность у первоклашек и дошкольников подготовительной группы детского сада не такая высокая, как хотелось бы учителям и родителям.
  • Болезненная реакция на критику. Семилетке хочется быть взрослым, а когда его критикуют, он чувствует себя беззащитным и маленьким, поэтому горько расстраивается.
  • Рассеянность связана с утомляемостью, мозг просто не успевает за тем потоком информации, который ему необходимо переработать: куда нужно пойти, во сколько, что положить в рюкзак, какие задания выполнить и многое другой.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка обычно замечают родители, иногда – педагоги. Если они вовремя успевают сориентироваться в ситуации и начать вести себя иначе, то у ребенка снижается тревожность и он продолжает успешно развиваться, хотя кризис продолжается.

Самостоятельная диагностика

Определить кризис семи лет вполне под силу самим родителям, если они достаточно внимательны к своему чаду и замечают изменения, которые с ним происходят. Например, можно воспользоваться анкетой всего из 10 вопросов. Для ответа на каждый из них нужно использовать следующую шкалу:

1 – утверждение полностью подходит к актуальному состоянию ребенка, явление постоянно повторяется;
2 – явление носит периодический характер;
3 – утверждение полностью не подходит для описания поведения и состояния ребенка.

Анкета:

  1. Поведение малыша кардинально изменилось в последние полгода.
  2. Он начал грубить старшим и постоянно им перечить.
  3. Практически перестал интересоваться развивающими и обучающими занятиями в садике и системе дополнительного образования.
  4. Практически перестал сам играть игрушками, зато стал более активно взаимодействовать со сверстниками.
  5. Старшие дети интересуют его больше, чем сверстники и те, кто младше.
  6. Любит играть «в школу».
  7. Часто конфликтует с членами семьи.
  8. Упрямство, которое проявляется в попытках отстоять свое мнение во что бы то ни стало.
  9. Кривляется, паясничает, вычурно смеется и разговаривает.
  10. Пытается подражать взрослым в высказываниях и поведении.

Если удалось набрать от 10 до 20 баллов, то кризис семи лет на лицо, родителям непременно нужно немного подстраивать свое отношение к ребенку под его новое состояние и изменять тактику поведения при взаимодействии с ним. Если набрано от 5 до 10 баллов, значит, кризис или только начинается, или уже подходит к своему завершению. При 0-5 баллах кризисное состояние отсутствует, оно или возникнет позднее, или уже прошло.

Результат кризиса

В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника формируется новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной. Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся нужны для реализации познавательного интереса. Взаимодействие со сверстниками разнообразное, но в него также включается новый момент – деловое общение.

Среди личностных новообразований: внутренняя позиция школьника, возрастающий уровень самостоятельности, качественные изменения в мышлении – постепенно оно преобразуется в словесно-логическое. Другие психические процессы также развиваются:

  • память из механической превращается в произвольную и опосредованную;
  • воображение становится шире и ближе к реальности за счет накопления жизненного опыта;
  • внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.

Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над родителями, как им это может показаться, а нормальный этап развития человека. Без этого периода не произошло бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике, которые необходимы для качественной учебы.

Нежелательные действия со стороны родителей

Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?

  • Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
  • Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
  • Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  • Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
  • Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
  • Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.
Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Заключение

Кратко, кризис семи лет в возрастной психологии – это важный период для формирования у ребенка качеств, необходимых для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Его личность качественно преобразуется, изменяется самосознание, восприятие мира, общение со взрослыми и сверстниками, модернизируются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

В зависимости от поведения родителей в период кризиса, ребенок будет расти или уверенным и способным, или тревожным и немотивированным.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях. 
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их восприятия. Любые ограничения должны выставляться как советы, пожелания. Явная негативная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять свой авторитет, но на этом этапе важнее выстроить доверительные отношения. Тем более, что инстинктивно дети всегда тянутся к старшим, прислушиваются к их советам.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями маленького человечка впоследствии избавит от боязни публичных выступлений. 
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он чувствовал себя значимой частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте крохе о финансовом состоянии семьи. Это позволит вам добиться того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать крупных покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономической стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Достаточно сказать, что временно деньги есть только на необходимые вещи.
  4. Запрещено использование насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные истязания приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самооценку.

Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Рекомендации психолога

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:

  1. Большинство конфликтов возникают из-за категоричности требований и большого количества условий, которые должно выполнять чадо. Старайтесь направлять ребенка мягко, приводите примеры из жизни, придумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать наперекор взрослым – нормальное явление. Пусть кроха один раз прочувствует, что поступил неверно, а потом вам останется лишь напоминать ему об этом. Разрешите ему не надевать шапку, вскоре он сам поймет, что зря пошел без нее.
  3. Дайте возможность спорить, пусть ребенок приводит аргументы своей правоты, а вы будете внимательно слушать. 
  4. Забудьте про четкий распорядок дня. Не нужно составлять расписание на каждый день, дайте школьнику неделю, и он выстроит для себя удобный режим работы или отдыха. Мягко напоминайте лишь о необходимости домашней подготовки.
  5. Найдите несколько положительных примеров среди героев книг, мультфильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочитать повесть Носова про Витю Малеева. Это произведение также подойдет малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.

Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

103

Рейтинг автора

5

[mrp postnumb=4]

Детский кризис семи лет. Как родители могут помочь своим детям.

Кризис – это очередной этап в развитии, который приносит с собой что-то новое и интересное. В 6 лет ребенок открывает дверь в другую жизнь. По сути, он превращается в «маленького» взрослого или, по крайней мере, очень хочет на него быть похожим. Кроха теряет непосредственность, устанавливает нормы и правила своего поведения, а также предъявляет их к окружающим. Поэтому этот период еще называют кризисом саморегуляции. Если в 3 года можно говорить, что у малыша появляется «Я», то 7 лет – это рождение «Я социального».

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно кризис 7 лет начинается в старшем дошкольном возрасте. О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами. На протяжении 5-8 месяцев могут наблюдаться и другие проявления кризиса 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но он пытается этот факт скрыть и делает вид, что все нормально. В результате малыш замыкается в себе, уходит в переживания, но не демонстрирует свое настоящее эмоциональное состояние. Как результат – конфликты с родителями, трудновоспитуемость и неуправляемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает для себя несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок проявляет острое внимание к своему внешнему виду, прическе, одежде. Главное требование – не выглядеть как маленький. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Появляется ситуация переживания, которая возникает между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к ребенку и его ответом. В этот момент малыш как бы обдумывает, что нужно сделать и какое значение будет иметь для него это действие.

Непослушание

Ребенок отказывается исполнять привычные обязанности или обыденные дела. Просьбы оспаривает или отсрочивает их выполнение. Появляется хитрость.

А также могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные для остальных возрастных детских кризисов: капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, утрачивает прежние формы поведения, но пока не приобрел другие. То есть он находится в зоне неопределенности, поиска.

Кризис 7 лет имеет не только негативную симптоматику.

  • Дети проявляют повышенный интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживает беседу, делятся историями из их жизни, в разговоре демонстрируют свою рассудительность.
  • Появляются занятия-хобби – ребенок берет на себя выполнение определенных обязанностей по собственному желанию.

Положительные моменты любого кризисного периода кроются в дальнейшем развитии. Даже негативные проявления способствуют самосовершенствованию, приобретению новых знаний, умений и навыков.

Новообразования кризиса 7 лет

Готовность к школе – главный результат кризиса 7 лет. Это комплексное явление, которое помогает ребенку на первых порах адаптироваться к обучению в школе. В психологическом плане можно выделить два компонента.

Личностная готовность

Как правило, у семилеток уже сформировано чувства самоуважения, адекватная самооценка, система представлений о себе. Ребенок способен к эмпатии и рефлексии. Сформирована позиция «Я – ученик», положительные представления о школе, нет страха перед учебным процессом. Все это помогает завязать новые контакты как со взрослыми, так и с детьми, отстоять свое мнение и позицию.

Психологическая или интеллектуальная готовность

Это готовность к усвоению учебного материала, которая охватывает все стороны психики.

Это набор знаний, умений и навыков, необходимых для начала учебной деятельности. К ним относятся

  • представления об окружающем мире;
  • элементарные математические представления;
  • основы грамматики;
  • уровень развития психических процессов;
  • мелкой моторики, связной речи.

Сюда входит и эмоционально-волевая готовность, которая предполагает умение ребенка контролировать свои действия, следовать инструкции взрослого и пр. Окончательно психологическая готовность к школе формируется в процессе самого обучения.

Главным личностным новообразованием считается появление «внутренней позиции» как центрального системного образования. В 7 лет ребенок начинает воспринимать (и переживать!) себя в качестве социального индивида. Возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, которая сможет обеспечить эту позицию.

Появление внутренней жизни означает, что ребенок уже способен к самоанализу. Малыш осознает свои переживания, ориентируется в них и способен их обобщить. Благодаря этому ребенок уже может определить точно, что ему нравится, а что нет, не ориентируясь на мнение значимого взрослого.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к завершению кризиса 7 лет. Ребенок переходит к учебе, приобретает новый социальный статус и положение. Появляется возможность проявить свою самостоятельность в достаточной мере. Постепенно угасают и поведенческие трудности, которые вызывают у родителей беспокойство.

Однако случаются и некоторые негативные последствия кризиса 7 лет. К ним относятся:

  • низкая успеваемость в школе, отсутствие желания учиться;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка, высокая тревожность, что может привести к развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже неэффективны. Нежелание понять и принять факт взросление чада, ограничение его самостоятельности и инициативности, а также попытка сломать и подстроить малыша под себя, приводит к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается разобраться со своим поведением. Затруднения в освоении новых форм поведения могут возникнуть в случае неоправданных самоограничений и самоконтроля. Данные явления возникают, если проявления независимости и самостоятельности ребенка часто заканчивались неудачей, или когда его чересчур строго наказывали за какие-нибудь проступки. В таких случаях малыш уходит от самостоятельности, теряет инициативу, чтобы снова не быть наказанным или не переживать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка является одним из самых важных моментов в воспитании личности и успешном преодолении этого сложного этапа в развитии.

Правила поведения родителей

  • Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
  • Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.

  • Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.

Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями. Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма. Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее.

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.

  • Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.

Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.

  • Не стоит «ломать» ребенка.

Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно. Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Консерватизм в 5-7 лет – это норма.

Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

особенности и признаки возрастного кризиса

Кризис 7-ми лет у ребенка – это своеобразная граница, отделяющая дошкольный возраст от младшего школьного. Ее нужно перейти каждому ребенку, чтобы оказаться на новой возрастной ступени. У одних детей этот переход стремителен, у других – затягивается на год, а то и дольше. Кризисный период доставляет немало сложностей, как самому ребенку, так и его родителям. Но, в любом случае, он вносит в развитие личности много изменений, без которых невозможно взросление дошкольника. Это неотъемлемая сторона возрастного кризиса.

Причины возрастного кризиса 6-7 лет

Вряд ли кто-либо из родителей станет настойчиво утверждать, что ребенок 6-7 лет остается все таким же малышом, как и в предыдущие годы. Напротив, все отмечают, что их дитя взрослеет на глазах. И физически подрастает, и рассуждает как взрослый, и может оказать существенную помощь в повседневных делах.

Не только взрослые это замечают, но и сам дошкольник ощущает, что он вступает в новую часть своей жизни, где перед ним встают новые задачи и открываются новые возможности.

В соответствии с вновь открывшимся мироощущением ребенок в 7 лет начинает вести себя по-другому, чем удивляет, а то и раздражает старших.

Отношения вновь захлестывает негативизм и упрямство, которое наблюдалось при кризисе 3-х лет. К ним прибавляются и другие мало радующие особенности поведения ребенка.

Но это все побочные следствия. Каковы же причины кризиса в эти годы?

Возрастная психология перечисляет главные причины назревших кризисных изменений на 7-ом году жизни:

  • Переориентирование с близкого круга общения на широкое социальное окружение.
  • Становление личностного самосознания.
  • Развитие критического мышления.

Ранее для дошкольника центром его вселенной была семья со своим привычным стилем воспитания, а теперь ему нужно сделать шаг навстречу социуму. Даже, если ребенок посещает детский сад, его окружение ограничивается семьей и группой в саду. А впереди школа — широкая социальная структура со своими правилами и условиями.

Чтобы сформировалась психологическая готовность к школьному обучению, перед дошкольником стоит задача – сделать поворот в свой жизни. Не стоит пугаться, что в школу ребенок идет, как на передовую. Однако с этого момента семья становится для него тылом.

Переориентирование на новые задачи, на общество сверстников и посторонних взрослых сопровождается критическим осмыслением окружающего мира и определением в нем места своего Я. Такие серьезные изменения не могут пройти гладко и незаметно, поэтому имеет место кризис взросления.

Характерные признаки преддошкольного возрастного кризиса

Старший дошкольник под влиянием кризисных изменений становиться другим в повседневном поведении, к которому привыкли окружающие. Исчезает детская непосредственность и наивность. Но на смену им не сразу приходит понимание и серьезность.

Многие дошкольники проходят стадию некоего паясничанья, кривляния, неуравновешенного поведения или капризов. Подобные проявления называют симптомами кризиса 7-го года жизни.

Временами кажется, что ребенок взял на себя какую-то странную роль и ведет себя в соответствии со своим персонажем. Родителям в это время хочется встряхнуть свое чадо так, чтобы все напускное улетучилось, а ребенок стал прежним. Поэтому так часто звучат окрики «Прекрати!», «Перестань кривляться, как обезьяна» и пр.

Но нелепые выходки и для самого ребенка как наваждение. Он ищет новые формы поведения на ощупь. Пробует разные способы самовыражения.

Некоторые из них нравятся взрослым – к примеру, серьезные рассуждения дошкольника. А некоторые повергают в шок – такие как нелепые высказывания, манерничанье, гримасы.

Заметным признаком кризиса является критичность. Раньше слова и мнение взрослых дошкольник воспринимал как неоспоримую истину, которой нужно следовать. Другое дело, что следовать хотелось не всегда. После 6 лет ребенок нет-нет да и засомневается, а правы ли родители, а точно ли нужно делать так, как велит бабушка…

Если посмотреть на данный факт возросшей критичности, то никакой объективной проблемы он не содержит. Да, ребенок повзрослел, он продвинулся как личность, он анализирует и делает выводы. Этому бы только порадоваться.

Но взрослые не привыкли воспринимать ребенка, тем более своего, как равноправного собеседника и партнера по общению, как отстаивающего свое мнение человека. Он же еще маленький! У него нет никакого опыта. Какие у него могут быть сомнения, когда взрослый опытный человек дает ему готовую инструкцию, что делать и как поступать?!

При таком раскладе болезненная реакция появляется у взрослых. Им пора перестроить свое отношение к ребенку, а они не готовы. Они уже привыкли определенным образом относиться к детям, подобрали ключики, чтобы организовывать своих шалунишек, управлять их жизнью, обеспечивать потребности. А тут как будто ключик сломался…

Нужно искать другие способы взаимодействия, нужно иначе договариваться. Это требует усилий и времени. И взрослые делают выводы – наступил кризис, разрушение отлаженных отношений с детьми. С их точки зрения, это некий сложный разрушительный период, который нужно преодолеть и вернуть прежние более-менее спокойные отношения. Но прежними отношения быть никак не могут, потому что возрастной кризис несет серьезные изменения в развитии личности.

Особенности протекания кризиса 7 года жизни

Важнейшим достижением в 6-7 лет является то, что ребенок все больше осознает себя как отдельная личность.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит открытие, что родители, да и другие взрослые, желают видеть их в неком идеальном образе: старательный, послушный, организованный, поделится игрушками со сверстниками, но и отстоит себя, если какой-нибудь драчун нарывается… И ребенок начинает осознавать, что в чем-то он соответствует ожиданием, но чаще он другой, вовсе не такой идеальный.

От осознания различия между Я-реальным и Я-идеальным дошкольника настигают переживания, на основании которых складывается или корректируется самооценка. Это также главная причина исчезновения детской непосредственности. В пятилетнем возрасте ребенку даже в голову не приходило, что можно сдержать свои желания или не показывать обиду, а на 7 году жизни он уже может частично регулировать свои эмоции и проявление переживаний.

Изменение отношений дошкольник — взрослый

Родители зачастую озадаченно реагируют на перемены в ребенке-дошкольнике, потому что после 6 лет отчетливо наблюдают новые нотки в отношениях со своим чадом, еще таким маленьким для них. Эти нотки вносит ребенок, что застает многих взрослых врасплох.

Дошкольнику в силу его поступательного развития становится тесно в той отведенной ему позиции в семейных отношениях, которая сложилась примерно с 3-летнего возраста. Поэтому ребенок начинает отвоевывать себе больше места «под семейным солнцем».

Психологи считают, что особенности поведения детей в этот период и есть самыми яркими симптомами кризиса 7 лет. В поведении старшего дошкольника прослеживаются:

  • Прямое нарушение общепринятого порядка в отношениях
  • Демонстрация ребенком якобы взрослого поведения
  • Попытка взять на себя определенные обязанности и проявить самостоятельность

Если третий пункт из приведенного перечня радует домашних, то первые два симптома больше раздражают. Например, ребенок может делать вид, что он не слышит обращения к нему, и не реагировать на зов, хотя прекрасно понимает, что окликают именно его. Может отказываться от участия в уборке в своей комнате, может настойчиво повторять какое-то нежелательное действие, хотя уже прозвучал призыв его прекратить.

Нарочитая взрослость проявляется у девочек, когда они начинают слишком придирчиво выбирать одежду для себя, увлекаются маникюром и бижутерией. Мальчикам больше присуще философствование. Если они не хотят выполнять то, что предлагает им взрослый, они могут приводить всевозможные логические рассуждения, почему им и не нужно за это браться.

Также дошкольник в период кризисных изменений более критично относится к результатам своего труда. Чаще они его не устраивают, чем нравятся. Некоторые дети тут же прекращают выполнять работу, если их разочаровывает результат. Другие начинают настойчиво и подолгу перерисовывать свои рисунки, пробовать иные подходы в продуктивной деятельности. При этом они ожидают от взрослого экспертной оценки.

Каждый ли ребенок переживает кризис 6-7 лет

Без изменений, инициированных кризисом седьмого года жизни, не может завершиться дошкольный период. Дети 7 лет должны переориентироваться на широкий социальный круг общения. Дальнейшее личностное развитие невозможно без осознания своего места в мире отношений. Также взросление обязательно должно сопровождаться развитием произвольности во всем: в действиях, в мышлении, в познании.

Следует отметить, что далеко не все родители сталкиваются с остро выраженными кризисными проявлениями в ребенке. Изменения есть обязательно, но они могут прослеживаться в мягкой форме. В некоторой степени это зависит от типа нервной системы, как детей, так и родителей. Различные темпераменты дают различный всплеск переживаний и действий.

Но есть еще одно очень важное условие благополучного проживания кризиса. Им является понимающее и упреждающее отношение взрослых.

Если родители и воспитатели проявляют готовность видеть ребенка меняющимся, осознают сложности перехода с одной возрастной ступени на другую, то относятся с пониманием к детским выходкам. Соответственно, бунтарство и кривляние проявляется при таком отношении гораздо реже, а критическое оценивание дошкольником своего поведения и результатов деятельности – чаще.

При понимающем отношении взрослого дошкольник быстрее преодолевает противоречия в своих переживаниях, принимает сторону нравственных отношений. Следовательно, он осознает, что некоторые его выходки неуместны и с недоумением воспринимаются окружающими.

Дети 7 лет уже умеют отличать отношения с близкими людьми и посторонними. И ведут себя по-разному. Это важное достижение, поскольку свидетельствует о формировании у ребенка представлений о мире социальных взаимосвязей и основ социальной компетентности. Чувство социальной компетентности является новообразованием кризиса 7 лет.

Наблюдая понятливость дошкольника, как себя вести с разными группами и представителями разных возрастов, посторонние думают, что кризис этого ребенка не коснулся. Хотя как раз наоборот – не только коснулся, но и принес очевидные достижения в виде новых психологических образований.

Кризис семи лет

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются ма­нерничанье, кривляние, демонстративные формы поведе­ния.

Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает вы­полнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: меж­ду переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребен­ка дифференцируется.

Позитивными новообразованиями кризиса 7 лет явля­ются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; рас­ширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произ­вольным, опосредованным определенными правилами. Рас­ширяется временная перспектива ребенка, возникает стрем­ление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступ­лении ребенка в школу.

Основные симптомы кризиса семи лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Воз­раст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс­тро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Одна­ко главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манер­ничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусствен­ное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не моти­вировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти­вированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переход­ного периода от дошкольного к школьному возрасту Этот пери­од получил в психологии название кризиса семи лет.

В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определилкак утрату детской непосредственности.

Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и ка­жется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосред­ственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрос­лые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интел­лектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим по­ведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интел­лектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ре­бенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрос­лых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режим­ные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близ­ких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, спо­ры со взрослым, возражения по всяким поводам.

Например, ребенок может отказываться мыть руки пе­ред едой (хотя раньше он это делал без всяких возраже­ний) и доказывать, что это совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что неприятно и неже­лательно для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не шуметь, но он еще громче, на весь автобус объяв­ляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продол­жает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена се­мьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет ха­рактер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с роди­телями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предла­гаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центри­руются вокруг обычных бытовых правил, установленных роди­телями. Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного време­ни данные правила были нераздельной частью целостного от­ношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного воз­раста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жиз­ни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и отно­ситься к нему определенным образом. В первый момент отно­шение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него – нарушение. Про­шлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвер­гается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и за­нять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.

Однако отношение к привычной ситуации становится воз­можным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обы­денную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в пери­од кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные про­явления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной сто­роной позитивных изменений личности, которые и состав­ляют основной психологический смысл этого переходного пе­риода.

Психологические новообразования кризиса семи лет

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в до­школьном детстве, ребенокмог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрос­лого, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятель­ности.

Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать соб­ственные переживания. Выготский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, оби­ды, огорчения и пр.) и знанием, что я их переживаю («я раду­юсь», «я огорчен», «я сердит»). В семь лет возникает осмыслен­ная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впер­вые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Д. Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрас­те любил играть с ребятами в футбол. Естественные не­удачи и насмешки сверстников, конечно же, огорчали его, но, несмотря на это, он каждый раз при первой возмож­ности опять устремлялся во двор и присоединялся к иг­рающим ребятам. Несмотря на то, что это занятие было для него малоуспешным, чувства своей неполноценнос­ти у него не было. И вот в семь лет он впервые Отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле. Возникло обобщенное аффективное переживание своей спортивной ущербности, которое стало сильнее не­посредственного желания играть.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень зап­росов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и явля­ются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событи­ями. Дети начинают интересоваться политикой, происхожде­нием планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспита­телями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врача­ми, руководителями секций и пр.). Все более важными и слож­ными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в се­мье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую общность требует изменения характера общения ребенка с окружающими. В сфере контактов со взрос­лыми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчинен­ность правилу. В таком общении ребенок должен понимать, как нужно вести себя с воспитателем, врачом, продавцом в магазине, и в соответствии с этим вступать в разные контакты с разными взрослыми. В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом пра­вил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.

Способность детей 5-7 лет к произвольному общению исследовалась в работе Е. Е. Кравцовой. В качестве мето­дики использовалась известная детская игра «Да и нет не говорите». Детям задавались провокационные вопросы типа: «Трава бывает белая?»; «Ты любишь ходить к вра­чу?»; «Коровы летают?» и пр. Игра содержала одно, но очень трудное для дошкольников правило: отвечая на воп­росы взрослого, дети не должны были употреблять слова «да» и «нет». Количество правильных ответов служило пока­зателем произвольности в общении со взрослым. Резуль­таты этого эксперимента показали, что произвольность в общении начинает складываться у детей 5-6 лет и затем интенсивно развивается в 6-7-летнем возрасте. Однако во всех возрастных группах обнаружились существенные индивидуальные различия. Дети, способные к произволь­ной регуляции своих ответов, видели условность позиции взрослого, понимали двойной смысл его вопросов и иска­ли способы правильного построения ответов. Дети с не­посредственным общением воспринимали только один прямой и однозначный смысл вопросов. Они не удержи­вали контекста общения, не понимали условности ситуа­ции, хотя хорошо знали и помнили правила игры. Эффек­тивным способом повышения числа правильных ответов для этих детей оказались приемы, помогающие ребенку увидеть условность позиции взрослого, – оценка своих ответов и временная задержка ответа, дающая возмож­ность подумать.

Характер общения со сверстником к концу дошкольного воз­раста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей уси­ливается субъектное начало, которое делает возможными ин­тимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. По­являются дружба, привязанность, забота о другом и пр. (см. гл. 4, ч. 4). Во-вторых, общение детей все более опосредуется прави­лами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил со­вместной игры, начинают работать правила, регулирующие дет­ские отношения: правила очередности, справедливости и др.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность ста­новится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобре­ние и признание, идущие от членов этой новой общности, выс­тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить призна­ние, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирую­щим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общ­ностью и которую он сам берет на себя.

В связи с этим особую содержательную наполненность при­обретает для детей их будущее. Т. В. Ермолова и И. С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в 7-летнем возрасте особую значи­мость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее сча­стливыми и желанными. Причем в 7 лет дети впервые начина­ют выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный ста­тус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, началь­ника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве высту­пает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наи­более адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

В уже упомянутой работе Ермоловой и Комогорцевой детям предлагалось принять участие в предстоящем через месяц соревновании с другой группой детского сада, для чего необходимо было выбрать команду игроков и подго­товиться к соревнованиям. Выбранный на роль игрока ребенок должен был в течение месяца выполнять опре­деленные правила, в противном случае он лишался мес­та в команде. Этот эксперимент показал, что 6-7-летние дети, посещающие детский сад, в отличие от 4-5-летних, не только охотно принимают такую задачу, но и удержива­ют ее в течение месяца. Они выполняют все необходимые правила и специально готовят себя, чтобы получить желан­ную для них роль игрока. Социальный статус в группе свер­стников и выполнение определенной социальной (а не иг­ровой) роли становится главным смыслообразующим моментом их деятельности.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из глав­ных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способ­ность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В совре­менных условиях стремление 6—7-летних детей занять соци­ально значимую роль обычно и наиболее естественно реализу­ется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с. С. 341-346.

Литература

  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  • Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПК РСФСР. – 1951. Вып. 36.
  • Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних де­тей. – М., 1985.
  • Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 5.
  • Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. – 1988. – № 4.
  • Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т.4. – М., 1984.
  • Елагина М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — М., 1989.
  • Ермолова Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.
  • Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.
  • Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях раз­вития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы пси­хологии. – 1980. – № 2.
  • Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1986.
  • Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников // Вопросы психологии. — 1977. — № 6.
  • Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  • Леонтъев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
  • Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном воз­расте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948.
  • Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у де­тей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. – 1978. – № 5.
  • Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  • Межличностные отношения от рождения до семи лет. -М.­Воронеж, 2001.
  • Мухина В. С. Психология дошкольника. – М., 1975.
  • Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Пси­хология. – 1988. – № 1.
  • Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. – М., 1974.
  • Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  • Развитие личности и деятельности дошкольника. – М., 1965.
  • Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989.
  • Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольни­ков. – М., 1965.
  • Развитие познавательных способностей в дошкольном возрас­те.-М., 1986.
  • Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
  • Смирнова Е. О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. – Магадан, 1993.
  • Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверст­нику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – №3.
  • Умственное воспитание дошкольников. – М., 1972.
  • Элъконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
  • Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  • Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

Кризис семи лет у ребенка: его сущность и особенности

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы слышали про возрастные кризисы. С ними сталкиваются и взрослые, и дети. Кризис новорожденного, кризис семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. И это еще далеко не все. Так что же это за такое явление? Когда его ждать? Что происходит в этот момент? И как со всем этим справится? Сегодня разберем на примере кризиса 7 лет.

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «кризис»? Тревога, трудности, страх. Мы часто слышим фразы про «финансовый и экономический кризис», «политический кризис» и «возрастной кризис».

И, конечно, это не может оставить равнодушным. А ведь кризис — это просто переходный период, перешагнув который, идет скачок развития. Например, переходный период у ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.

Столкнувшись с первыми симптомами, не стоит паниковать и думать, что вашего послушного малыша подменили! Вы и ваш ребенок не первые, кто сталкиваетесь с такой ситуацией. Помните, что кризис — это явление временное!

В психологии выделяется несколько возрастных кризисов у детей:

  1. Кризис новорожденности
  2. Кризис 1 года
  3. Кризис 3 лет
  4. Кризис 7 лет
  5. Кризис подросткового возраста

Кризис семи лет считается наиболее «спокойным» среди них. Но, тем не менее, он не перестает быть кризисным периодом в жизни вашего малыша, когда ему так важна поддержка и внимание со стороны взрослых.

Краткое содержание

От игры к учебе

Сущность кризиса — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него «Внутренней позиции школьника”/”школьная зрелость». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка.

До этого момента это была игра. Малыш играл не только ради удовольствия, он таким образом познавал мир. Но данная деятельность, как способ познания мира, себя исчерпала, и появилось стремление получать знания путем обучения.

Хоть кризис и носит название «7 лет», но на самом деле его возрастные рамки шире — от 6 до 8 лет. Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Ведь именно в этом возрасте происходит поступление в первый класс и все это сочетается с проблемой готовности ребенка к школе.

Кризис семи лет: краткая характеристика

Горькая конфета

Негативные, как нам, родителям, кажутся изменения в характере ребенка всегда идут в ногу вместе с положительными. Так, например, у ребенка появляется такая черта, как манерность, кривляние. А с другой стороны, он учится лучше справляться со своими эмоциями.

В психологии описан эффект «горькой конфеты», который можно увидеть у детей в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте.

Был проведен эксперимент. Детей просили достать предмет, не вставая со своего места, что физически сделать было невозможно. А в награду обещали дать конфету. Пока взрослый был рядом, дети не делали попыток подняться со своего места. Затем, экспериментатора срочно куда-то вызывали, и он выходил из комнаты, но через стекло мог продолжать наблюдать за ребенком.

Малыши вставали со стула и, взяв предмет, возвращались на место. Когда взрослый вернулся, то, как и обещал, предлагал конфету детям. На что многие стыдились, прятали глаза и даже плакали. Так для них эта конфета стала «горькой».

Этот пример говорит о том, что дети утрачивают свою импульсивность. Они могут совладать со своими желаниями (под присмотром никто не вставал, хотя очень хотелось). Но появляется новое желание и потребность — социальное одобрение. Поэтому, когда взрослый предлагает конфету, детям горько, ведь они не выполнили требования взрослого. Начался процесс усвоения социальных норм.

Дети могут обобщить и понять свои чувства: я злюсь, я огорчен, я хочу что-то. Но очень важно признание со стороны взрослых. Отсюда могут появляться следующие желания: «я сделаю, но не скажу, обману» или «я злюсь, но вам не скажу, буду кривляться», потому, что злость часто порицается родителями.

Мальчики и девочки примеряют на себя новую роль — позицию школьника. Появляется желание почувствовать себя взрослым и признанным. Больше погружаются в половые роли. Мальчики хотят быть больше похожи на взрослых мужчин, могут быть более жесткими, властными, упрямыми.

Девочки, наоборот, могут становится мягче, но при этом капризнее и манернее.

Симптомы кризиса семи лет

Основные симптомы:

  • Упрямство;
  • Непослушание или перед тем как выполнить, долго раздумывает;
  • Капризы, хочет, чтобы принимали его позицию;
  • Пытается подражать взрослым и даже чрезмерно утрированно;
  • Не слышит и не может воспринимать критику, настолько важно одобрение;
  • Перестает верить в чудеса и сказки;

Как справиться с кризисом семи лет

  • Вы заметили, что вашему малышу надоели все игрушки? Появился познавательный интерес к окружающему? Это еще не повод отдавать его в школу. Предложите ему сходить на какие-нибудь развивающие кружки — танцы, плавание, рисование. Это будет определенным выходом для реализации его учебной потребности. Чтение книг — также прекрасный способ узнать много нового и примерить на себя позицию взрослого школьника.
  • Расскажите ребенку о различных социальных ролях. Поиграйте в игры, примеряя на себя разные роли — «учитель-ученик», «продавец-покупатель», «врач-пациент». Играя, он сможет познакомиться и с социальными нормами и правилами. На данном этапе вашему малышу важно почувствовать себя на «своем месте». Но не только членом семьи, но и членом общества.
  • Принимайте его чувства. Помните, сейчас ваш малыш как никогда остро реагирует на критику. Любые чувства — нормальны. А вот поведение и поступки бывают разные. Это разграничение очень важно! И на этом этапе ребенок уже может это понять. Со своими эмоциями порой бывает тяжело справится и взрослым. Поговорите с вашим ребенком, расскажите, что лично вам помогает снять напряжение.
  • Ребенок стремится быть более взрослым и самостоятельным. Дайте ему эту свободу в разумных границах. Предложите ему новые занятия и возможности для самореализации. Будет отлично, если, например, какая-то работа по дому будет «прикреплена» за ним. Ведь он уже, как совсем большой, может сам убирать свою комнату или подметать пол.
  • Ценность отношений ребенка со сверстниками в данный период резко возрастает. Родители, как никто другой, лучше всех знают своего ребенка. Помогите ему наладить контакт, научите правилам совместных игр. Если ваш ребенок что-то не поделил со сверстником, дайте ему возможность самому решить ситуацию. Или подскажите как это сделать, не решая все за него.

Посмотрите видео «Кризис семи лет: в чем его главная особенность»:

Дорогие родители, помните, что особенность кризиса — это еще и прекрасная возможность для личностного роста вашего малыша. Будьте внимательны друг к другу, и этот период пройдет более гладко.

А теперь поделитесь статьей с друзьями в соцсетях! Надеюсь, информация была для вас полезной).

Автор: психолог Данилова Валентина

Возрастная психология – понятие возраста и возрастные кризисы в психологии

Люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие, поскольку каждое влияет на свой набор факторов. Одно из важнейших занятий – изучение возрастной психологии, учитывающей разные аспекты развития.

Понятие возраста в психологии

Для более полного анализа развития личности принята градация жизненных этапов. Их можно рассматривать в рамках 4 подходов к оценке прожитых лет.

  1. Биологический – основан на формировании тела.
  2. Психологический – основан на нюансах поведения.
  3. Социальный возраст В психологии степень принятия общественных ролей и функций.
  4. Физический – оценивает только количество прожитого времени.

С точки зрения биологии жизненный путь можно разделить на следующие этапы:

  • детей – до 16 лет;
  • юношей – 16-21 год;
  • со сроком погашения – до 60 лет;
  • пожилые люди – от 60 лет.

Психология детства

Модели поведения для дальнейшей жизни закладываются практически с момента зачатия. Из-за этого детская возрастная психология ставит перед собой максимум положительных примеров. Современные исследователи считают, что познавать мир ребенок начинает еще до своего рождения, поэтому воспитатели детских садов занимаются завершением начального образования, а за основы отвечают только родители.

Бытует мнение, что дети до 3-х лет только поглощают, когда они достигают переломного возраста, они уже пытаются влиять на окружающий мир.Это знаменуется началом формирования правил поведения. Тогда изменения в психологии раннего возраста приобретают большую глубину, и появляется способность воспринимать поступающие сигналы. В 5 лет дети интересуются причинами событий, в этот момент рождаются страхи.

После поступления в школу, еще одна глубокая перемена связана с открытием новых достопримечательностей. Наивное восприятие все еще сохраняется, но вместе с ним начинает появляться понимание основ взаимодействия.Постепенно дети осознают свою индивидуальность и желание выразить ее. Родителям важно поддерживать, направлять воздействие.

Психология подросткового возраста

В этот период стремление проявить себя и доказать независимость достигает своего пика. Психология юношеского возраста сталкивается с трудностями из-за двойственности ситуации: человек уже может принимать осознанные решения, но ему все еще нужна забота родственников и их направляющее влияние.Желание получить от жизни максимум смешано с фаталистическим настроем. Возрастная психология рекомендует в это время выстроить особую линию поведения, чтобы человек не чувствовал себя ограниченным свободой и мог воспринимать советы.

Психология зрелого возраста

Для этого периода расцвет жизненных сил и несколько кризисов. Возрастная психология, зрелый возраст, считает центральным этапом, во время которого есть шанс и развлечь окружающих людей, и продолжить собственное развитие.Для скачка в духовной, интеллектуальной, творческой сферах уже подготовлены силы, и к этому есть реальный интерес.

Среди положительных моментов возрастная психология называет возможность передавать знания подрастающему поколению, укрепляя чувство собственного достоинства. В неблагоприятной ситуации наступает время застоя, разрухи, погружения в кризисные размышления. Для зрелости характерно чувство стабильности, которое смешивается с постоянными вопросами о правильности сделанного выбора и реализации его потенциала.

Психология пожилого человека

В процессе старения изменения происходят на всех уровнях. Ухудшение здоровья, пенсия, сужение круга общения приводят к развитию чувства ненужности. Из-за пониженной способности к адаптации большое количество свободного времени способствует апатии, снижает желание узнавать что-то новое. Помощь в это время может закончиться, дав возможность старику снова почувствовать себя полезным.

Спустя 60 лет отношение к жизни меняется, безлюдные обращают внимание на внешний вид, делая упор на здоровье и внутреннее состояние.Повышается ценность жизни, появляются спокойствие и рассудительность. Ослабление контроля показывает черты, которые ранее были скрыты, поэтому часто отмечается, что характер пожилого человека резко изменился в худшую сторону.

Возрастная психология – кризисы

На каждом этапе развития преодолевать внутренние противоречия или возрастные кризисы. Через такие вехи проходят все, но некоторые испытывают серьезные трудности с успешным переходом на новый этап взрослой жизни.Изучением таких кризисов занимается возрастная психология, выставляя каждой ступени развития от одной до пяти оценок. Наиболее известны кризисы 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.

Кризис 3 года в детской возрастной психологии

Возрастные кризисы у детей не имеют четких границ, стадия «Я сам» начинается около 3 лет, но сейчас все чаще ее планка смещается на 2 года. В этот момент ребенок все чаще отказывается от поддержки взрослых, пробуя свои силы.Он становится капризным и упрямым, родителям приходится договариваться с ними о вещах, которые ранее выполнялись по просьбе. Причин таких изменений достаточно для развития простых функций, повышения познавательного интереса и поиска возможностей влиять на окружающую среду.

Ребенок видит, что во многих случаях он не нуждается в помощи взрослых, и в своем высокомерии пытается совсем отказаться от нее. Отсюда желание делать все наперекор родителям, которые пытаются ограничить его независимость.Часто дети пытаются самоутвердиться, не выпуская маму из дома, требуя не трогать его игрушки. Если детей несколько, то возникает и ревность, ведь им приходится делиться своей властью.

Возрастная психология – кризис у ребенка 7 лет

Очередная смена характера связана со школой, к этому времени ребенок начинает понимать наличие социальных ролей и примерять их на себя. Кризис детства означает осознание автономии.В 3 года это касалось только физического плана, и первоклассник начинает понимать, что его внутренний мир независим от родителей. Ребенок начинает осознавать наличие ответственности, играть он может только после выполнения своих академических обязанностей.

Эмоциональное благополучие и преодоление последствий COVID-19

Перейти к основному содержанию
  • Калифорнийский университет, Сан-Франциско
  • О UCSF
  • Поиск UCSF
  • Медицинский центр UCSF

Форма поиска

Поиск

  • Уход за пациентами
    • Психиатрическая больница и клиники Лэнгли Портер
    • UCSF Benioff Children’s Hospital
    • Цукербергская больница и травматологический центр Сан-Франциско
    • Система здравоохранения Сан-Франциско, штат Вирджиния,
    • Темы по психическому здоровью и интернет-ресурсы
  • Исследования
    • Руководство исследований
    • Поддержка управления исследованиями
    • Научно-исследовательский факультет
    • Исследовательские программы
    • Публикации последних исследований
    • Научные стипендии
    • Присоединяйтесь к клиническому исследованию
  • Образование
    • Студенты-медики Образование
    • Клинические стипендии и программы обучения
    • Научные стипендии и программы обучения
    • Дополнительное образование
    • Семинары по обучению аутизму
    • UCSF Фресно
  • Разнообразие
    • Целевая группа по набору и удержанию
    • Целевая группа по образованию
    • Исследовательская целевая группа
    • Коммуникационная оперативная группа
    • Целевая группа по вопросам справедливости в области здравоохранения
    • Консультативный совет
  • О нас
    • Добро пожаловать с кафедры
    • О психиатрии и поведенческих науках UCSF
    • Наше лидерство
    • Наше местонахождение
    • Наша история
    • Преподаватели
    • Добровольные профессора-клиники
    • Поиск сотрудника
    • Инициативы взаимодействия с общественностью
    • Департамент климатической комиссии
    • Возможности карьерного роста
    • Поддержите нас
  • Новости и события
    • Новости отдела
    • Ближайшие события
    • 2020 Церемония вручения дипломов
    • Департамент больших раундов
    • Общий прием по детской и подростковой психиатрии
    • Большой раунд интенсивных услуг

Психология

Перейти к основному содержанию Перейти к главной навигации Перейти к навигации на уровне страницы Перейти на веб-сайт центра ресурсов по вопросам инвалидности Перейдите на портал бронирования и размещения DRC Перейти на веб-сайт Inclusive Technology Lab

Поиск

Университет Британской Колумбии UBC – Место разума Университет Британской Колумбии Кампус Оканаган UBC поиск UBC поиск Ирвинг К.Парикмахерская, факультет гуманитарных и социальных наук, кафедра психологии
  • Бакалавриат
    • Психология
    • Ресурсы для студентов бакалавриата
  • Выпускник
    • Психология
    • Часто задаваемые вопросы о приеме в магистратуру
    • Ресурсы для аспирантов
  • Исследования
  • Психологическая клиника
    • Walk-In Wellness Clinic
    • Клиника проблемного употребления психоактивных веществ
  • О нас
    • Выпускники
    • Карьера
    • Контакты и люди
    • Новости и события
  • Обратиться в UBC
    • Бакалавриат
    • Выпускник
  • FASS Home
Главная / Аспирантура / Психология

Выпускник

Психология Набор студентов, результаты и другие данные Практикум Часто задаваемые вопросы о приеме в магистратуру Ресурсы для аспирантов
ЗАПРОСИТЬ
Программы магистратуры по психологии
[email protected]

специальных выпусков – целевая информация из журналов APA

  • Нейропсихология в повседневной жизни

    Специальный выпуск журнала APA Neuropsychology, Vol. 35, No. 1, January 2021. В этом специальном выпуске освещаются новые эмпирические открытия и концептуальные работы, которые продвигают иглу в нашем понимании мозга и познания в контексте повседневной жизни.

  • Использование сознательных симуляций для пересмотра прошлого, интерпретации настоящего, рассмотрения контрфактических моментов и предвидения будущего

    Специальный выпуск журнала APA Psychology of Consciousness, Vol.7, No. 4, декабрь 2020 г. В этом специальном выпуске рассматривается использование сознательного моделирования для пересмотра прошлого, интерпретации настоящего, рассмотрения контрфактического факта и предвидения будущего.

  • Интерсекциональность в психологии

    Специальный выпуск журнала APA «Трансляционные проблемы в психологии», Vol. 6, No. 4, декабрь 2020 г. В этом специальном выпуске рассматривается тема интерсекциональности и помещается эта ориентированная на социальную справедливость научная работа в контексте пандемии COVID-19, восстаний за расовую справедливость 2020 г. и продолжающихся дебатов о роли психологов в решение социальных проблем.

  • Решение проблем католического духовенства в психологических исследованиях и практике

    Специальный выпуск журнала APA «Духовность в клинической практике», Vol. 7, No. 4, декабрь 2020 г. В этом специальном выпуске статьи улучшают понимание проблем духовенства, таких как текущие данные о духовенстве в эпоху сексуального насилия, психологическая оценка кандидатов в духовенство, клинические подходы к лечению священников с нарушением границ и измерение восприятия клерикализма.

  • Достижения в психиатрической реабилитации на основе изучения метапознания

    Специальный выпуск журнала APA Psychiatric Rehabilitation Journal, Vol.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *