Психология детей дошкольного возраста: Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении
Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении
Определение 1
Психологические особенности – это свойства психического развития личности в конкретный возрастной период, отражающиеся в ее характере, темпераменте, эмоциональном развитии, функционировании мыслительных и волевых процессов.
Психологические особенности тесно связаны с возрастным этапом развития ребенка. Психические процессы развиваются постепенно и отражают динамику становления личности и ее социальное развитие.
Каждый психический процесс имеет свои тенденции и особенности развития в дошкольном возрасте. Их необходимо учитывать при построении воспитательного маршрута дошкольника, поскольку от них зависит выбор форм и методов воспитательного воздействия, восприимчивость к нему.
Этапы развития мышления дошкольников
Дошкольный возраст делится на три основных этапа психического развития личности ребенка:
- Младший дошкольный возраст.
- Средний дошкольный возраст.
- Старший дошкольный возраст.
На каждом из этапов мыслительные процессы функционируют по-разному. Это обусловлено динамикой развития психологических функций организма и присущими, каждому возрастному этапу, особенностями их проявления. Таким образом, мышление дошкольника проходит три этапа развития:
- Преобладание наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте. Ребенок в этот период мыслит действиями. Он познает мир и осознает реальность происходящего только при совершении реальных самостоятельных действий. Для этого, они занимаются разрушением и преобразованием объектов, познавая их устройства, связи, свойства.
- Развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте. В этот период активизируется воображение ребенка и он строит в своем сознании образы реальных объектов, формирует их модели и выстраивает различные операции. Все эти операции носят образный характер т.е. ребенок не совершает реальных действий с объектами, а только оперирует их образами.
- Развитие логического мышления. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логика ребенка. Он использует абстрактные понятия и воспринимает объекты по словесному описанию, т.е. ему не требуется видеть наглядную картину или модель объекта, чтобы сформировать его образ в своем сознании.
Учет особенностей развития мышления дошкольников необходим для того, чтобы построить верную систему взаимодействия с ним и выбрать оптимальные методы обучения. Ведь, логическое мышление взрослого и его понимание мира не всегда доступно ребенку. Он не может осмыслить простых фраз, вроде того, что «папа работает допоздна» или «сегодня папа уехал и вернется только завтра». Ребенок может неоднократно спрашивать о том, куда же делся папа. В младшем и среднем дошкольном возрасте это можно объяснить путем совершения каких-то действий или событий.
Например, «папа приедет, когда ты проснешься» или «посмотришь «Спокойной ночи малыши» и папа придет» и т.д.Сенсорное развитие дошкольника
Восприятие формируется постепенно. Первоначально, у ребенка складываются представления произвольного характера. Они являются неосмысленными и нецеленаправленными.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться целенаправленное восприятие. Оно носит осмысленный характер: ребенок рассматривает объект, обращая внимание на его строение, отдельные аспекты. Он ищет в объекте что-то. Например, какой-то признак указанный взрослым.
В этот период требуется активно задействовать восприятие ребенка, использую для этого специальные упражнения. Такое восприятие становится способом познания мира, способствует лучшему пониманию ребенком его устройства. Постепенно, оно приобретает аналитический характер т.е. когда ребенок не просто наблюдает за объектами, а анализирует их, сопоставляет с другими объектами.
Сенсорное развитие дошкольников связано с освоением ими сенсорных эталонов т. е. познание свойств объектов и их различие: форма, размер, цвет. Ребенок учится соотносить формы, цвета, величины с реальными объектами, т.е. он может охарактеризовать объект по его отличительным признакам. Например, круглый красный шар, маленький мяч, зеленая трава и т.д.
Эталоны помогают ребенку в формировании опосредованного восприятия. Дети учатся давать объективную оценку предметам и формируют осознанное и непроизвольное восприятие действительности.
Рисунок 1. Основные особенности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сюжетно-ролевая игра как способ познания дошкольником окружающего мира
Особенности психологического развития дошкольника проявляются в использовании сюжетно-ролевой в качестве ведущего способа познания и приобщения к миру взрослых. Это выражается в следующем:
- Замещение объектов реального мира игрушками и иными заменителями, а также образов живых существ собственной личностью .
- Развитие навыков группировки объектов, осуществляемой в ходе игрового действия, помогает в формировании ребенком классифицирующего восприятия и развитии интеллекта;
- В игре реализуется познание устройства окружающего мира. Это осуществляется за счет активного воздействия игры на формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Игра требует от ребенка сосредоточенности и запоминании: правил, событий, последовательности действий и т.д.;
- Активизация воображения. Именно в игре наиболее лучше развивается воображение. Ведь игра требует от ребенка переноса реальных событий в воображаемое пространство и их проигрывание в том виде, в каком они предстают в воображении дошкольника.
с чего начать, как преуспеть
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. Нередко одно только упоминание о «нежном возрасте» вызывает у взрослых людей улыбку умиления. Это пора искренности и непосредственности, наивности и чистоты. Однако вопреки бытующему мнению о безоблачности этого периода жизни нельзя не признать, что это едва ли ни один из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период ребенок является легкоранимым, уязвимым, социально неадаптированным, находится в стадии эмоционального становления. Представьте, как сложно приходится человеку в тот момент, когда он не обладает достаточным словарным запасом для выражения собственных мыслей и чувств, не может опереться на личный жизненный опыт и накопленные знания для объяснения явлений и событий, происходящих вокруг него. Впрочем, большая часть этих трудностей возникает только при взаимодействии со взрослыми, не готовыми признать в ребенке полноценную личность, увидеть в нем полноправного партнера, собеседника, друга.
Дошкольниками обыкновенно принято называть детей в возрасте от трех до семи лет.
От трех до четырех лет
В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Родители чувствуют, что ребенку необходимо детское общество. При этом он еще очень сильно привязан к дому, к родителям, и расставание с ними зачастую становится для малыша серьезным испытанием.
С трех-четырех лет происходят серьезные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и детьми.
Действия ребенка в этом возрасте приобретают целенаправленный характер – и это очень важное достижение. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью. Правда, ребенок довольно быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Это происходит из-за неустойчивости внимания. У людей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию. Для трехлеток очень характерно планирование игры по типу «А давай я буду зайкой, а ты волком! Привет, волк!» Пока ребенку проще играть со взрослыми, он только учится строить отношения с другими детьми. Игры с правилами пока непонятны.
В этот период жизни также развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре с другими детьми ребенок учится брать на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые являются для него образцом поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.
Самым главным видом деятельности в этом возрасте постепенно становится ролевая игра. И речь здесь не только об игре в дочки-матери, в летчиков или докторов. Ребенок посвящает ролевой деятельности большую часть своего активного времени. В игровом коллективе у него появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.
Многие трехлетки с удовольствием рисуют, но, как правило, изображения получаются весьма абстрактными. Это происходит из-за того, что представления ребенка о предмете только начинают формироваться. Графические образы могут показаться бедными. В этом возрасте намного важнее знакомство ребенка с цветом и красками, чем то, что он может нарисовать.
Огромное значение для развития мелкой моторики имеют лепка и аппликация – они оказывают положительное влияние на развитие восприятия.
Многие дети в этом возрасте любят играть в строительные кубики. Конструктивная деятельность пока ограничена возведением несложных построек по образцу или замыслу.
К трем-четырем годам дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. К концу этого возрастного периода дети способны запоминать значительные отрывки из любимых стихов и песен.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.В возрасте четырех лет совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. В игре происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Четырехлетний человек способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
В этом возрасте в человеке просыпается «почемучка» – вопросы так и выплескиваются из малыша. Это признак того, как резко возрастает любознательность ребенка.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Пятый год жизни является периодом интенсивного физического роста и развития. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличие от простого намерения включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетноролевая игра. Именно в игре у детей формируются познавательные процессы, развиваются наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Сюжеты рисунков и построек становятся намного разнообразнее, хотя замыслы, возможно, покажутся взрослым недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Важным психическим новоприобретением детей этого возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому (как? зачем? почему?). На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.
На пятом году жизни дети хорошо владеют речью, связно говорят, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или историю на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания, доступна сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшаются произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.
В шесть лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, задавать рамки, в которых ребенок может вести поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество.
К шести годам человек умеет самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Особенно ярко это проявляется в творчестве.
Обязательным элементом образа жизни детей в этом возрасте является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению – перспектива школьного обучения рисуется ребенку весьма заманчивой. Пожалуй, самое важное – не убить этот интерес. В этот период нужно стремиться развить внимание и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.
Поведение шестилетнего человека так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. В процессе взаимодействия с внешним миром шестилетний ребенок, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания помогает разрешению конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
За этот короткий период жизни – с трех до семи лет – человек проходит несколько важнейших этапов в физическом, умственном и эмоциональном развитии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие внимания Задание 1Распределение внимания, 2,5–5 летРебенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть
Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Программа воспитания и развития детей раннего возраста Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,
Глава 5.
Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстникамиГлава 5. Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и
Развитие детей раннего возраста
Развитие детей раннего возраста Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Порой ребенок оказывается в незнакомой ситуации, где все для него ново, непривычно: обстановка, люди. При изменении привычной среды он теряется, резко снижается его эмоциональный фон. Малыш испытывает серьезный стресс,
Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
Нарушение пищеварения у детей раннего возраста На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел
7.
1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность,
Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей
Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей Разумеется, сопоставив их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии.Дошкольная группа: проявления агрессивностиАгрессивное поведение уже в дошкольном
Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду
Особенности режима детей 6-летнего возраста, начавших обучение в детском саду В соответствии с программой обучения детей 6-летнего возраста предельная учебная нагрузка в течение недели составляет не более 20 ч, а ежедневная – 4 ч, т. е. 4 урока в день. В отличие от
Как отучить кусаться и драться ребенка дошкольного возраста
Как отучить кусаться и драться ребенка дошкольного возраста Итак, предположим, что мы уже установили ту одну (или не одну) причину, по которой наш «ангелочек» враз превратился в «дьяволенка». Нужно сказать, что улучшить семейную обстановку согласно предыдущему примеру
3.3.2. Для детей возраста 8-12 лет
3.3.2. Для детей возраста 8-12 лет Геласимов А. Кольцо белого волка. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с. – ISBN 978-5-699-45654-3Мур У. Дом зеркал. – М.: Рипол-Классик, 2011. – 256 с. – ISBN 978-5-386-02695-0Мурашова Е. Класс коррекции. – М.: Cамокат, 2007. – 192 с. – ISBN 978-5-91759-014-1; 978-5-902326-34-2Пеннак Д. Маленькая торговка
Рвота у детей более старшего возраста
Рвота у детей более старшего возраста У детей более старшего возраста рвота обычно вызывается кишечной инфекцией, такой как желудочный (или кишечный) грипп, называемый гастроэнтеритом. Иногда рвота сопровождает часто случающиеся тяжелые заболевания, такие как отит,
Раннее детство | Psychology Today
В этот период, приблизительно охватывающий возраст от 3 до 5 лет, начинают проявляться личность, интересы и социальная ориентация ребенка, но родители должны помнить, что черты характера, личные предпочтения, интеллектуальные и академические способности не имеют значения. «заперты» на всю жизнь на этом (или любом другом) этапе. В этом возрасте многие дети получают первый формальный опыт обучения, в том числе учатся общаться с другими людьми без присутствия родителей. В некоторых случаях родителям, возможно, придется справляться с агрессией ребенка по отношению к другим или помогать им справляться с агрессией других детей по отношению к ним. Воспитатели могут воспользоваться открытостью детей к обучению в этом возрасте, продолжая часто читать им и беседуя с ними на самые разные темы, знакомя их с новыми словами и идеями.
На этой странице
- Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
- Заперта ли личность в раннем детстве?
- Как маленькие дети учатся делиться?
- Сколько игрового времени нужно детям?
- Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
- Почему некоторые истерики длятся так долго?
- Что заставляет некоторых детей стесняться?
- Что дети узнают из книжек с картинками?
- Как разговор помогает развитию детского мозга?
Каковы основные вехи раннего развития ребенка?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, к концу раннего детства, примерно в возрасте 5 лет, дети могут проявлять большинство из следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-разному и может достичь некоторых вех раньше или позже, чем другие, и все же считается, что он переживает здоровое развитие:
Социальное развитие
- Предпочитает играть с другими, чем играть в одиночку.
- Хочет порадовать друзей и быть как их друзья.
- Больше шансов понять правила и следовать им.
- Любит петь, танцевать и играть.
- Знает пол.
- Может сказать, что правда, а что вымысел.
- Демонстрирует и стремится к большей независимости в доме и вне его.
- Иногда требователен, а иногда очень готов к сотрудничеству.
Когнитивное развитие и коммуникативные навыки
- Говорит четко.
- Рассказывает простую историю, используя полные предложения.
- Использует будущее время; например, «Здесь будет бабушка».
- Может назвать свое имя и адрес.
- Может считать до 10 и более предметов.
- Можно нарисовать человека минимум 6 частями тела.
- Может печатать много букв или цифр и воспроизводить геометрические фигуры.
- Знает о повседневных вещах, таких как деньги и еда.
Заперта ли личность в раннем детстве?
Нет. Раннее детство — это решающий этап развития, но идея о том, что в этом возрасте личность высечена в камне, легко опровергнуть. Например, дети, выросшие в семьях с жестоким обращением, могут вырасти эмоционально здоровыми. А взрослые, которые долгое время боролись с тревогой, могут научиться меняться с помощью психотерапии — области, построенной на идее, что мы можем измениться, если действительно этого захотим. Родители по-прежнему должны делать все возможное, чтобы создать стабильную эмоциональную среду и развивать интеллект и социальные навыки своих детей, которые могут приносить им пользу на протяжении всей их жизни. Но биологические факторы и факторы окружающей среды, не зависящие от родителей, могут негативно повлиять на ребенка, поэтому родители также не должны воображать, что все трудности, с которыми сталкивается ребенок, могут быть связаны с ошибками, которые он совершил в раннем детстве.
Как маленькие дети учатся делиться?
Дошкольники часто эгоистичны, цепляются за желанные ресурсы всякий раз, когда у них есть возможность, и сопротивляются просьбам поделиться, даже если они знают, что это правильно. Это не значит, что маленькие дети — придурки; другие исследования показывают, что они очень чуткие, быстро предлагая утешение тем, кто в беде. Однако совместное использование игрушек или понимание концепции помощи нуждающимся может потребовать родительского контроля. К счастью, очевидно, что дети могут научиться делиться и что, как и взрослым, помощь другим заставляет их чувствовать себя хорошо, как и взрослых. Родители, которые могут объяснить преимущества обмена, успешно смоделировать поведение и передать свои положительные чувства по поводу щедрости, скорее всего, помогут своим детям выработать привычку делиться.
Сколько игрового времени нужно детям?
Детям нужно гораздо больше, чем они обычно получают. Исследования показали, что сегодня дети тратят меньше времени на творческие или свободные игры, особенно на улице, чем в прошлом, по причинам, включающим увеличение времени, затрачиваемого на цифровые носители, родительские или домашние дела, которые не позволяют свободно играть, и повышенная озабоченность по поводу безопасности и снижение желания отпускать детей играть на улице без присмотра. В результате, утверждают некоторые защитники, дети могут быть более малоподвижными, менее творческими и менее независимыми, чем могли бы быть.
Почему маленькие дети иногда могут быть агрессивными или даже злыми?
Дети ведут себя агрессивно в раннем возрасте: дети могут бить, кусать, толкать или пинать до того, как им исполнится 18 месяцев. В раннем детстве словесная агрессия, такая как поддразнивание и обзывание, становится более распространенной. Малыши обычно становятся агрессивными, потому что злятся или боятся, но в более старшем возрасте, когда дети понимают, как их действия могут повлиять на кого-то другого, агрессия становится более серьезной. Именно в этом возрасте начинается агрессивное поведение.
Многие хулиганы, вместо того чтобы иметь эмоциональные проблемы, обладают высоким уровнем понимания эмоций, но, возможно, узнали из другого опыта, что люди обычно настроены враждебно, и поэтому они должны не только агрессивно реагировать на предполагаемые оскорбления, но и что агрессия является разумным отклик. Родители и учителя, которые могут предпринять шаги для развития эмпатии, могут помочь маленьким детям научиться лучше понимать других и подходить к социальному взаимодействию более здоровым образом.
Почему некоторые истерики длятся так долго?
Истерики могут быть чрезвычайно болезненными для родителей, особенно из-за их очевидного отсутствия внутренней логики: небольшие проблемы могут вызвать взрывы гнева, которые часто продолжаются еще долго после того, как первоначальная проблема была решена. Важно понимать разницу между триггером истерики и факторами, которые ее поддерживают. Свою роль могут сыграть проблемы окружающей среды: например, многолюдное место, особенно такое, в котором ребенок чувствует себя напоказ, может усилить его стресс еще больше. Реакция родителя на истерику также может продлить ее, потому что стресс заразен. Когда ребенок плохо себя ведет, а родитель кричит, ребенок может стать еще более напряженным, и оба могут стать негибкими, что подпитывает длительный цикл истерики. Когда родители могут распознать этот цикл, они могут выйти из него, помогая ребенку быстрее успокоиться, и, при необходимости, они могут позже исправить поведение.
Что заставляет некоторых детей стесняться?
Признаки общительной или сдержанной личности, как показывают некоторые исследования, можно увидеть у детей в возрасте четырех месяцев: у тех, кто проявлял наибольший эмоциональный дистресс, как правило, позднее развивалась социальная тревожность. Но нормальная застенчивость у ребенка не обязательно является признаком беспокойства. Темперамент часто меняется по мере того, как дети становятся старше, и, кроме того, многим людям нужно немного времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям. В то же время родители могут помочь очень чувствительным или тревожным детям развиваться, позволяя им приспосабливаться к новым вещам в своем собственном темпе и понимая их внутреннюю тревогу, которая часто тесно связана со склонностью к чувству вины, лишь мягко выговаривая им, когда они ломаются. правило.
Что дети узнают из книжек с картинками?
Более 60 процентов родителей маленьких детей читают им каждый день, и преимущества очевидны, предсказывая будущий интерес к чтению, а также успехи в учебе. Когда родители читают вслух своим детям, они знакомят их с набором слов и оборотов речи, которые могут не входить в их обычные повседневные разговоры. Дети также могут изучать сложный контент, как показало исследование их усвоения ключевых понятий из книг о камуфляже и эволюции животных. Однако, прежде всего, дети находят утешение в том, что им читают голоса родителей, и развивают связь, которую создает время чтения.
Как разговор помогает развитию детского мозга?
Раннее знакомство ребенка с языком лежит в основе его развития, определяя языковые навыки, когнитивные способности и успеваемость. Недавние исследования подчеркивают важность ранней беседы для развития языковых структур в мозгу: чем больше дети разговаривают, тем сильнее связи между областями мозга, ответственными за производство и понимание речи. Эти результаты являются частью исследования, предполагающего, что богатые и сложные разговорные обороты так же важны для развития речи, как и количество слов, которые слышит ребенок.
Далее: Дети школьного возраста
Essential Reads
Головоломка для дошкольников
Дошкольные учреждения никогда не были так популярны. В своем обращении к Конгрессу США в 2013 году президент Обама представил план по обеспечению всеобщего дошкольного образования для всех четырехлетних детей из семей с низким и средним доходом. Во время своего успешного баллотирования на пост мэра Нью-Йорка в прошлом году Билл де Блазио сделал всеобщее дошкольное образование краеугольным камнем своей кампании.
Еще до этих предложений у дошкольных учреждений был расцвет. Согласно отчету The Pew Charitable Trusts за 2011 год, государственное финансирование дошкольного образования увеличилось более чем вдвое: с 2,4 млрд долларов в 2002 году до 5,4 млрд долларов в 2010 году. В 2000 г. около 700 000 детей в США имели доступ к дошкольному образованию по сравнению с 1,3 млн в 2011 г.
Но во многих отношениях национальный разговор о дошкольном образовании только начинается. Главный вопрос о всеобщем дошкольном образовании — стоит ли оно затрат для налогоплательщиков — остается открытым. Отчасти это связано с тем, что исследования раннего образования дали неоднозначные результаты.
В то время как психологи уже давно занимаются исследованиями дошкольного образования, в последнее время основное внимание уделяется анализу экономической эффективности дошкольного образования. Но сейчас, как никогда раньше, психологи играют решающую роль в объяснении того, как, почему, когда и для кого одни дошкольные инвестиции работают, а другие терпят неудачу. Хотя остается много вопросов, эти исследователи раннего образования вносят в разговор важные оттенки серого.
«Хорошая ли идея всеобщего дошкольного образования — это политический вопрос», — говорит Дэниел Уиллингэм, доктор философии, психолог из Университета Вирджинии. «Научный вопрос был бы таким: возможно ли, что вы могли бы разработать программы pre-K, которые принесли бы детям пользу в учебе и обществе? И я думаю, что ответ — да».
Долгосрочная перспектива
Когда политики обсуждают преимущества раннего образования, они часто указывают на два влиятельных долгосрочных исследования: Проект Абеседариан и Проект дошкольного образования Перри.
Проект Abecedarian, возглавляемый психологами из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, был нацелен на детей из малообеспеченных, в основном афроамериканских семей в Северной Каролине. Между 1972 и 1977 годами исследователи случайным образом распределили четыре когорты младенцев в интенсивную полноценную программу раннего обучения от рождения до 5 лет или в контрольную группу, которая не получала услуг. Затем исследователи последовали за детьми во взрослую жизнь.
Исследователи обнаружили, что дети, участвовавшие в программе, показали более высокие результаты в тестах на когнитивные функции с раннего детства до раннего взросления. У них были более высокие академические успехи в начальных классах, несмотря на то, что они были молодыми, и они с большей вероятностью поступали в колледж.
У дошкольного проекта Перри был похожий дизайн, но совершенно другие результаты. Это началось в 1962 году, когда Дэвид П. Вейкарт, доктор философии, психолог школьного округа Ипсиланти, штат Мичиган, и его коллеги случайным образом распределили афроамериканских детей с низким доходом в интенсивную двухлетнюю дошкольную программу или в контрольную группу, которая не посещал дошкольные учреждения. Исследователи наблюдали за этими участниками до 40 лет.
Поначалу результаты не казались многообещающими. Хотя дети, принимавшие участие в программе, показали более высокие результаты в тестах на интеллект, чем дети из контрольной группы, сразу после дошкольного возраста, к началу начальной школы этот прирост интеллекта исчез. Однако другие преимущества материализовались в раннем взрослом возрасте. Программа, по-видимому, оказала положительное влияние на количество выпускников средних школ, доходы взрослых и снижение уровня преступности.
Исследование Перри, похоже, подтверждает мнение, впервые отстаиваемое нобелевским лауреатом и экономистом Джеймсом Хекманом, доктором философии: краткосрочные когнитивные преимущества дошкольного образования могут исчезнуть, но долгосрочные социальные преимущества могут проявиться в более позднем возрасте.
Другие исследования подтверждают идею о том, что некоторые социальные преимущества сохраняются даже при исчезновении когнитивных достижений, говорит К. Сибела Рэйвер, доктор философии, психолог и заместитель ректора по академическим, преподавательским и исследовательским вопросам в Нью-Йоркском университете. «Я думаю, что поле начинает меняться, предлагая подтверждение некоторых моментов, которые поднял Хекман. Инвестиции в раннее детство пожинают плоды по линии, способами, которые мы только сейчас действительно понимаем».
Не все согласны. «Исследование Перри — это тонкая тростинка, на которой можно разработать всеобъемлющую теорию раннего вмешательства», — говорит Гровер Дж. «Расс» Уайтхерст, доктор философии, детский психолог из Брукингского института и бывший директор Института педагогических наук в Департамент образования США. Когда дело доходит до долгосрочных преимуществ раннего образования, он добавляет: «Я думаю, что доказательства неоднозначны».
Смешанные сообщения
Хотя Абеседариан и Перри оказали влияние, у них есть ограничения. Оба проекта были интенсивными и дорогими, что делало их маловероятными образцами для универсальных программ в эпоху экономных бюджетов на образование. Они тоже начались полвека назад и не в полной мере отражают наши современные знания в области психологии развития и образования.
Сегодня исследователи основываются на том, что известно о преимуществах раннего образования. В недавнем мета-анализе Грег Дункан, доктор философии из Калифорнийского университета в Ирвине, и Кэтрин Магнусон, доктор философии из Университета Висконсин-Мэдисон, проанализировали 84 исследования дошкольных программ, проведенных с 1965 по 2007 год. Они пришли к выводу, что раннее обучение привело к развитию у детей языковых навыков, навыков чтения и математики, что равняется примерно трети года дополнительного обучения ( Journal of Economic Perspectives , 2013).
В другом обзоре, проведенном Хирокадзу Йошикавой, доктором философии из Нью-Йоркского университета, и его коллегами, также сделан вывод о том, что крупномасштабные государственные дошкольные учреждения могут оказать существенное положительное влияние на обучение детей, согласно отчету 2013 года «Инвестиции в наше будущее: доказательная база по Дошкольное образование , Общество исследований детского развития. Среди других примеров исследователи указывают на недавние исследования городских программ дошкольного образования в Талсе, штат Оклахома, и Бостоне, где дети от полугода до целого года улучшили языковые, грамотные и математические навыки. Прирост казался самым сильным среди детей из малообеспеченных семей.
Но другие исследования вызвали озабоченность по поводу окупаемости таких программ. Head Start, федеральная программа, которая способствует подготовке к школе детей из малообеспеченных семей в возрасте до 5 лет, например, продемонстрировала минимальные успехи в учебе. В дополнение к услугам дошкольного образования программа предоставляет нуждающимся семьям медицинские, продовольственные и социальные услуги. В отчете, опубликованном в декабре Министерством здравоохранения и социальных служб США, сделан вывод о том, что третьеклассники, которые посещали программу в возрасте 3 и 4 лет, не продемонстрировали явных преимуществ в когнитивном или социально-эмоциональном развитии по сравнению с учащимися, которые этого не делали. посетить Head Start.
«Это никоим образом не говорит мне о том, что государственные инвестиции — это беспроигрышный вариант», — говорит Уайтхерст, недавно выразивший аналогичные оговорки в показаниях Конгресса Комитету Палаты представителей по образованию и рабочей силе.
Некоторые утверждают, что преимущества Head Start могут проявиться в более позднем возрасте, как утверждал Хекман. Действительно, в своем обзоре 2013 года Йошикава и его коллеги сообщили, что некоторые долгосрочные исследования Head Start выявили более отдаленные преимущества, в том числе большее количество лет обучения, более высокие заработки и лучшее здоровье. Кроме того, программа может принести пользу некоторым детям больше, чем другим. Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине недавно обнаружили, что дети, чьи матери тратили меньше времени на «доакадемические навыки» — например, на то, чтобы помочь своим детям распознавать буквы и считать, — получили больший прирост математических и грамотных навыков благодаря программе Head Start по сравнению с детьми, которые уделяли больше времени таким навыкам дома ( Развитие ребенка , 2014).
В любом случае, отмечает Уиллингем, программа Head Start не обязательно принадлежит к той же категории, что и другие дошкольные программы. «Традиционно у него более скромные цели: предоставить детям безопасное место для прогулок и общение с другими детьми», — говорит он.
Безусловно, социальное обучение остается важной частью раннего образования, говорит Рэйвер. Исследователи часто обсуждают когнитивные и социально-эмоциональные преимущества раннего образования, как будто это две конкурирующие концепции, но на самом деле эти две области трудно разделить, говорит она. Когда дошкольное учреждение поддерживает когнитивное развитие, дети с большей вероятностью будут чувствовать себя вовлеченными и строить социальные отношения со своими учителями и сверстниками. С другой стороны, инвестиции в их способность регулировать свои эмоции и внимание, скорее всего, принесут когнитивные и академические выгоды.
Рэйвер и ее коллеги продемонстрировали это с помощью вмешательства под названием «Чикагский школьный проект по обеспечению готовности» в классах Head Start. Вмешательство было направлено на улучшение эмоциональной и поведенческой регуляции у детей, но также увеличило их словарный запас, распознавание букв и математические навыки ( Child Development , 2011). «При умеренных вложениях мы увидели значительное улучшение поведенческого и эмоционального здоровья детей [и] их успеваемости», — говорит Рэйвер.
Определение качества
Смешанные данные о дошкольном образовании могут разочаровать политиков, но во многих отношениях они не удивительны. В конце концов, программы дошкольного образования сильно различаются по всем параметрам: от размера класса и продолжительности учебного дня до подготовки учителей и учебных программ.
«Каждый политический деятель говорит, что нам нужна высококачественная программа», — говорит Роберт Пианта, доктор философии, психолог и декан Педагогической школы Карри в Университете Вирджинии. Главный вопрос: что такое высокое качество?
Политики, как правило, сосредотачиваются на структурных особенностях, таких как учебная программа или подготовка учителей, говорит Пианта. «Они становятся прообразами того, что дети испытывают в классах. Но эти структурные особенности на самом деле не отражают особенности программ, которые на самом деле [влияют] на обучение и развитие детей».
Чтобы выйти за рамки этих прокси, Пианта и его коллеги разработали систему, известную как Classroom Assessment Scoring System™ (CLASS) для оценки взаимодействия учителя и ученика. Эта система измеряет такие элементы в классе, как то, насколько хорошо учитель настраивается на поведенческие сигналы (скажем, теряет ли ребенок интерес к занятиям в классе), а также манеру разговора учителя (независимо от того, просит ли он или она односложных ответов или вовлекает учеников). в более сложном диалоге, например). «Вы можете оценивать эти вещи довольно стандартным способом», — говорит Пианта.
Он и его коллеги сравнили свою систему с более типичными структурными показателями качества, такими как соотношение учеников и учителей и квалификация учителей. Они обнаружили, что качество взаимодействия ученика с учителем, измеряемое CLASS, было лучшим показателем того, сколько дети усвоили ( Science , 2013).
«Когда качество взаимодействия улучшается, мы видим очень последовательную пользу для развития у детей навыков саморегуляции и языкового поведения, а также для развития словарного запаса и навыков грамотности, когда они являются частью учебной программы», — говорит Пианта. «Эти льготы могут продолжаться до детского сада и, при некоторых обстоятельствах, за его пределами».
Конечно, такие высококачественные взаимодействия даются не каждому преподавателю. «Учителя должны хорошо распознавать детские сигналы, а это очень сложно сделать, когда вы находитесь в классе с 20 детьми и вся эта информация обрушивается на вас одновременно», — говорит Пианта. К счастью, этой тактике обнаружения реплик можно научить.
Пианта и его коллеги разработали программы профессионального развития, чтобы помочь учителям приобрести навыки, которые помогут детям добиться лучших результатов. В рандомизированном исследовании они показали, что учителя, прошедшие 14-недельный курс, с большей вероятностью использовали стратегии, которые способствовали развитию мышления детей более высокого порядка. Это стратегии, которые могут повлиять на раннюю грамотность детей, их язык и когнитивное развитие (9).0147 Американский журнал исследований в области образования , 2012 г. ).
Система CLASS является лишь одним из примеров того, как развивающаяся наука может формировать дошкольные программы, которые действительно приносят пользу учащимся. «Есть возможности для дальнейшего совершенствования в плане повышения качества и повышения интенсивности обучения», — говорит Пианта. «Я думаю, что стакан наполовину полон, но есть пути».
Также необходимо добиться прогресса, когда дело доходит до понимания влияния образовательной политики. Например, экономические модели могут указывать на оптимальный размер класса для высококачественных дошкольных учреждений. Но исследователи-психологи могут помочь объяснить, на какое поведение и взаимодействие влияет увеличение или уменьшение соотношения учеников и учителей. «Если вы просто вносите изменения в экономику, меня не удивит, если вы не окажете большого влияния», — говорит Рэйвер.
Психологические исследования, безусловно, необходимы, соглашается Стефани Курентон, доктор философии, специалист по развитию и общественный психолог из Университета Рутгерса и научный сотрудник Национального института исследований в области дошкольного образования.