Проблема диагностики состояния лексики дошкольников: Психологическая оценка речевых и языковых трудностей у детей дошкольного возраста
Диагностика и профилактика общего недоразвития речи у детей.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Прослеживается нездоровая тенденция к децелерации. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников большое значение имеет ранняя диагностика речевых нарушений.
Общее недоразвитие речи.
Общим недоразвитием речи принято считать различные сложные расстройства речи, при которых у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом идет нарушение всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики и лексики. Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи (далее ОНР).
1 уровень. Безречевые дети. Речь отсутствует, вместо нее лепетные слова, звукоподражания с соответствующими жестами. Например, «би-би» (машина), «ав-ав» (собака) и т.п.
2 уровень. К лепетным словам прибавляются отдельные, хоть и искаженные слова, «атохка» (картошка), «тапики»(тапочки). Но нарушена слоговая структура слова – сокращение или перестановка слогов – «катан» (стакан).
3 уровень. Появляется фразовая речь с элементами нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное общение затруднено из-за непонимания детской речи. «Таит ве тува» (Стоит два стула).
4 уровень. Звукопроизношение не нарушено, но нет четкой дифференциации звуков в речи, дети допускаю перестановку слогов и звуков, сокращение согласных при стечении, пропуски слогов. Речь за счет этого – невнятная, артикуляция слабая. Фразовая речь присутствует, но встречаются ошибки в грамматическом и лексическом строе речи. («Большой брат» вместо «старший». «Порезали из бумаги» вместо «вырезали»). Допускаются ошибки в употреблении существительных множественного числа в косвенных падежах, отсутствует согласование существительного с прилагательным («красный бумага»).
Ранняя диагностика ОНР.
К группе риска ОНР относятся дети, имеющие в первые два года жизни предрасположенность к нарушению речевого развития. Своевременно принятые меры по выявлению этих нарушений и необходимые коррекционные мероприятия значительно ускорят речевое развитие. Тяжелые формы ОНР появляются на фоне поражения центральной нервной системы у недоношенных, недоразвитых или у детей, перенесших асфиксию, родовую травму, желтуху. Неблагоприятно протекающая беременность матери также может быть причиной ОНР. Уже в первые месяцы жизни у таких детей при комплексном обследовании обнаруживаются признаки отставания в психомоторном развитии, нарушение сна, общая слабость, нервозность. В целях предупреждения отклонений вербального и довербального поведения младенца выделяются пять стадий речевого развития ребенка от рождения до 1,5 лет.
Первая стадия, от рождения до 2 месяцев, сопровождается рефлекторными звуками и криком, вызванными соматическим состоянием ребенка. В крике преобладают гласные звуки с носовым оттенком. Периодично можно услышать г, к, н, но это еще не предшественники фонем. Характер крика и его оценка имеет важное значение в плане диагностики ОНР. У здорового младенца крик чистый, зычный с коротким вдохом и длинным выдохом. У детей с патологией центральной нервной системы крик может быть надрывным, оглушающим или совсем тихим, сопровождающимся всхлипываниями или резкими вскрикиваниями, а может и отсутствовать вообще.
На второй стадии (от 2 до 5 месяцев) у здоровых детей происходит качественное изменение крика, появляется гуление, смех. С трех месяцев в голосе появляются соответствующие состоянию малыша интонации. По-разному ребенок сообщает о своих нуждах, боли, дискомфорте. Крик и покряхтывание постепенно сменяются агуканьем. Звуки гуления с преобладанием гласных появляются как реакция на улыбку и голоса взрослых. К концу второй стадии в гулении появляются редуцированные согласные, которые произносятся на выдохе, тренируя тем самым речевое дыхание. Смех постепенно становится продолжительным, плавно переходя в повизгивание. У детей с пораженной ЦНС крик остается однообразным, без эмоционального оттенка, гуление и интонационная выразительность отсутствуют, или же звуки гуления очень тихие, редкие. Часто наблюдается хаотичное движение конечностями, отсутствие смеха, в крике больше назализованных звуков.
На третьей стадии (от 4 до 8 месяцев) появляется лепет. Постепенно исчезает череда гласных звуков, на смену ей приходят однослоговые конструкции первых слов. Ротовая полость увеличивается, язык становится более подвижным, позволяя производить согласные звуки. К 6 месяцам здоровый малыш начинает произносить гласные в сочетании с согласными с преобладанием гласных на конце слов, например, «мааа», «пааа». У детей с ранним органическим поражением ЦНС лепет отсутствует. Эта стадия очень важна с точки зрения артикуляции, соединение отдельных артикуляционных элементов – существенный механизм для дальнейшего слогообразования и вокального развития.
Четвертая стадия (от 6 до 12 месяцев) характеризуется расцветом лепета и называется стадией «канонической вокализации». Звуки, издаваемые малышом, уже напоминают родную речь, с характерным повторением двух одинаковых слогов «ба-ба», «да-да». Отчетливо слышны звуки: п, п’, б, б’, м, м’, г, г’, к, к’. среди гласных преобладают э, а. К семи месяцам лепет становится социализированным, ребенок слушает других, повторяет звуки, использует голос для привлечения внимания. Лопотанье ребенка становится самостоятельной деятельностью, он начинает понимать обращенную речь, прислушивается к голосам взрослых, пытаясь уловить смысл слов и движений, вычленяет на слух отдельные звуки.
Пятая стадия, от 9 до 18 месяцев отличается большим разнообразием звуков. Малыш может сочетать звуки: согласный с гласным и даже согласный – гласный – согласный. Появляются первые «лепетные слова», имеющие определенное значение. На этой стадии происходит активное развитие понимания обращенной речи, формируется память, ребенок узнает лица близких, знакомую обстановку и с опаской смотрит на незнакомых людей. Разлука с матерью в этот период может развить страх, который влечет за собой отставание в речевом развитие. У детей с патологией, с повышенной нервной возбудимостью реакция на незнакомую обстановку и новых людей выражены в большей степени, что также напрямую сказывается на развитии речи. На этом этапе речевого развития особую значимость приобретает предметная деятельность ребенка со взрослым. У малыша появляется избирательность при выборе того или иного предмета, например, вместо игрушек он может начать играть с кастрюлями. Если в семье недостаточно развито предметно-действенное общение с ребенком, то это в значительной степени может задержать развитие его речи. Поскольку именно в этот период происходит активная дифференциация в зоне Брокка, расположенной в заднем отделе третьей лобной извилины и отвечающей за производство речи. С полутора лет, если у ребенка нет деятельности, связанной с речевым подражанием, трудности овладения родной речью возрастают с каждым месяцем.
Коррекционная работа.
На первых двух стадиях развития речи основной задачей профилактической работы, предупреждающей задержку речевого развития, является нормализация кормления грудью. Процесс сосания, захватывания соска способствует развитию артикуляционного аппарата. Вместе с этим, важно развивать у ребенка потребность в общении, устанавливать зрительный контакт со взрослым, способность наблюдать за движущимися предметами, улавливать и различать на слух отдельные звуки. У детей с органическим поражением мозга кормление грудью особенно затруднено, но, не смотря на это нужно помогать им захватывать сосок.
На 3-5 стадиях развития речи важно формировать подражательное поведение, предметно-действенное общение ребенка со взрослым, ситуативное понимание обращенной речи. Для этого с малышом проводятся логоритмичные игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Дай ручку». При этом один из родителей произнося слова, сам показывает движения, затем сопровождает слова действиями ребенка: берет за руки, хлопает его ладошками. Потом взрослый просит ребенка повторить все действия самостоятельно. Развивать лепет можно с помощью игр-перекличек. Сначала взрослый произносит звуки, а потом за ним повторяет ребенок. Все мероприятия проводятся в комплексе, не надо забывать о развитии мелкой и крупной моторики, конструировании, лепке, рисовании, чтении сказок. По мере необходимости ребенку следует пройти специальное лечение. Важно, чтобы развивающийся человек не просто говорил, но и понимал обращенную и собственную речь. Если речь по той или иной причине отсутствует, нужно оценивать, как ребенок использует жесты и мимику в общении, понимает ли обращенную речь. У нормального здорового ребенка к трем годам словарный запас составляет 250 слов, он использует в речи множественное число существительных и глаголов, строит предложение из трех и более слов, называет свое имя, пол, возраст понимает значение простых предлогов, различает цвета и выполняет двухступенчатую инструкцию, типа «найди красный кубик и положи его под стул». В случае выявления нарушений в развитии речи необходимо обратиться к специалисту, логопеду или дефектологу.
Приложение 13. «Актуальные вопросы современной логопедии»
Статей: 15 Читателей: 167199
Оглавление Выпуск в РИНЦ Посмотреть ISSN
Особенности состояния монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Антонова О. А. Особенности состояния монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56161.htm
Статья в РИНЦ
ART 56161
Автор: О. А. Антонова
Просмотров: 7364
Статья посвящена исследованию монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: контрольная группа, экспериментальная группа, онтогенез, констатирующий эксперимент, монологическая речь, речемыслительная деятельность, связная речь, онр
Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Волошина Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.
13. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56162.htmСтатья в РИНЦ
ART 56162
Автор: Н. А. Волошина
Просмотров: 10028
В настоящее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи, что делает нашу тему актуальной. Важнейшим условием социальной адаптации таких детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития, обеспечивающий в дальнейшем усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом, что невозможно без высокого уровня формирования языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с умением пользоваться механизмами словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре.
Ключевые слова: исследование, словообразование, констатирующий эксперимент, дошкольники с общим недоразвитием речи, результаты логопедической коррекции
Состояние фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития
Дубинина О. В. Состояние фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56163.htm
Статья в РИНЦ
ART 56163
Автор: О. В. Дубинина
Просмотров: 6632
В статье рассматриваются современные представления по проблеме исследования фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития. Автором раскрываются основные теоретические тезисы и принципы, положенные в основу диагностики, направленной на выявление состояния фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, нарушения речи, логопедия, фонематическое восприятие
Диагностическая модель изучения нарушений орфографической компетенции у школьников с различными вариантами дизонтогенеза
Елецкая О. В., Щукин А. В., Щукина Д. А. Диагностическая модель изучения нарушений орфографической компетенции у школьников с различными вариантами дизонтогенеза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56164.htm
Статья в РИНЦ
ART 56164
Авторы: О. В. Елецкая, А. В. Щукин, Д. А. Щукина
Просмотров: 4504
Статья посвящена актуальной для логопедии проблеме нарушения формирования у школьников орфографического навыка письма. В ней анализируются результаты проведённого в среде учащихся пятых классов экспериментального исследования, позволяющего выделить критерии дифференциальной диагностики для отграничения дизорфографии как специфического расстройства функционирования письма от состояния, представляющего собой следствие недостатков обучения.
Ключевые слова: дифференциальная диагностика, дизорфография, нарушения письменной речи, логопедия, орфографический навык письма
Проявления дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Кононерова Д. А. Проявления дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56165.htm
Статья в РИНЦ
ART 56165
Автор: Д. А. Кононерова
Просмотров: 4306
Расстройство письма (дисграфий) у младших школьников с ЗПР занимают одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений.
Многочисленность нарушений письма свидетельствует о важности и актуальности проблемы изучения предпосылок дисграфии у детей с задержкой психического развития.Ключевые слова: речь, письмо, дисграфия, нарушение письма, классификация дисграфии
Изучение образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи
Кривешко Ю. Н. Изучение образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56166.htm
Статья в РИНЦ
ART 56166
Автор: Ю. Н. Кривешко
Просмотров: 11195
Статья подводит итоги изучения образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе проведенного исследования сделан вывод, о включении в структуру работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста специальной работы по формированию уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных у детей.
Ключевые слова: нарушения речи, словообразование, общее недоразвитие речи, речевая патология, уменьшительно-ласкательный суффикс
Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
Морова Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56167.htm
Статья в РИНЦ
ART 56167
Автор: Т. Л. Морова
Просмотров: 15427
В статье рассматриваются особенности формирования фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией. Развитие фонематического восприятия является основой для формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи в процессе обучения родному языку. Расстройства фонематического восприятия затрудняют процесс школьного обучения детей, поэтому своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
Ключевые слова: стертая дизартрия, фонематическое восприятие, дифференциация фонем, слова-квазиомонимы
Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Мохряков М. О. Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56168.htm
Статья в РИНЦ
ART 56168
Автор: М. О. Мохряков
Просмотров: 5488
В статье представлен анализ научной литературы по проблеме исследования эмоциональной компетентности при нормальном и нарушенном речевом развитии, обосновывается структура и содержание методики констатирующего эксперимента, позволяющего выявить особенности этого процесса у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, эмоциональный интеллект, эмоционально-волевая сфера, речевая патология, эмоциональная компетенция
Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56169.htm
Статья в РИНЦ
ART 56169
Автор: Т. С. Мыльникова
Просмотров: 20293
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Однако существует категория детей, у которых наблюдается нарушение формирования связной речи. В статье представлен анализ проблемы исследования нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, предложена структура методики констатирующего эксперимента, направленного на изучение монологической речи у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие, речь, исследование, монолог, диалог, онтогенез, связная речь, онр, нарушение
Исследования звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
Осолихина А. А. Исследования звукопроизношения у детей с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56170.htm
Статья в РИНЦ
ART 56170
Автор: А. А. Осолихина
Просмотров: 6056
Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе, трудно переоценить роль, которую она играет в нашей жизни. Это важнейшая психическая функция человека – универсальное средство общения, мышления и организации действий.
Ключевые слова: информация, методика, речь, фонетика, онтогенез, звукопроизношение, зпр, фонематика, задержка
Исследования просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Пономарева В. А. Исследования просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56171.htm
Статья в РИНЦ
ART 56171
Автор: В. А. Пономарева
Просмотров: 17397
Статья посвящена актуальной для логопедии проблеме нарушения формирования у дошкольников с ОНР просодической стороны речи, которые оказывают отрицательное воздействие на развитие других компонентов речевой компетенции детей, снижают эффективность речевого общения. В статье анализируются результаты проведённого комплексного экспериментального исследования.
Ключевые слова: контрольная группа, экспериментальная группа, общее недоразвитие речи, интонация, дошкольники, ритм, ударение, характеристика, тембр, просодическая сторона речи
Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией
Райхерт Е. Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm
Статья в РИНЦ
ART 56172
Автор: Е. Н. Райхерт
Просмотров: 12700
В статье представлен анализ теоретических источников по проблеме исследования нарушений звукопроизношения у дошкольников, проанализированы вопросы дифференциальной диагностики стертых дизартрий. С опорой на литературные источники обосновывается структура методики констатирующего эксперимента, позволяющая оценить значимые компоненты, отвечающие за формирование фонетической стороны речи у детей. Приводятся экспериментальные данные, раскрывающие структуру дефекта у дошкольников со стертой дизартрией.
Ключевые слова: стертая дизартрия, фонематические нарушения, нарушения звукопроизношения, дошкольники с нарушениями речи
Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56173.htm
Статья в РИНЦ
ART 56173
Автор: М. Н. Чукаева
Просмотров: 6144
В статье представлен анализ теоретических источников по проблеме исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией. С опорой на литературные источники обосновывается структура методики констатирующего эксперимента, позволяющая оценить значимые компоненты, отвечающие за формирование звукопроизносительной стороны речи у детей.
Ключевые слова: фонетика, дизартрия, нарушение речи, звукопроизношение, речевая патология
Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm
Статья в РИНЦ
ART 56174
Автор: Н. В. Шестакова
Просмотров: 28291
Организация своевременной коррекционной работы является значимой для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе. В статье рассматривается состояние лексики, специфические особенности нарушений словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР. Отмечены основные направления и задачи логопедической работы по формированию словаря.
Ключевые слова: познавательная деятельность, контрольная группа, экспериментальная группа, системность, общее недоразвитие речи, устная речь, лексика, коррекционная работа, констатирующий эксперимент, психолингвистический подход
Специфика проявлений дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и нормальным развитием
Шурыгина И. А. Специфика проявлений дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и нормальным развитием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56175.htm
Статья в РИНЦ
ART 56175
Автор: И. А. Шурыгина
Просмотров: 11374
В статье в теоретическом и практическом аспектах рассматриваются современные подходы по проблеме исследования дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и с нормальным развитием. Раскрываются основные теоретические тезисы и принципы, положенные в основу системы логопедической диагностики, направленной на выявление особенностей письменной речи у младших школьников.
Ключевые слова: задержка психического развития, дисграфия, логопедия, нарушение письма
Нарушение развития речи | NIDCD
Что такое нарушение речи при развитии (DLD)?
Изображение
Нарушение развития речи (DLD) является одним из наиболее распространенных нарушений развития, которым страдает примерно 1 из 14 детей в детском саду.Расстройство развития речи (DLD) — это коммуникативное расстройство, которое мешает обучению, пониманию и использованию языка. Эти языковые трудности не объясняются другими состояниями, такими как потеря слуха или аутизм, или смягчающими обстоятельствами, такими как отсутствие контакта с языком. DLD может повлиять на речь ребенка, аудирование, чтение и письмо. DLD также называют специфическим нарушением речи, задержкой речи или дисфазией развития. Это одно из наиболее распространенных нарушений развития, поражающее примерно 1 из 14 детей в детском саду. Воздействие DLD сохраняется и во взрослом возрасте.
Что вызывает DLD?
DLD — нарушение развития нервной системы. Нарушения развития нервной системы вызываются сложными взаимодействиями между генами и окружающей средой, которые изменяют развитие мозга. Точные причины различий мозга, которые приводят к DLD, неизвестны.
Нарушения развития нервной системы, как правило, передаются по наследству. Дети с DLD чаще, чем дети без DLD, имеют родителей, братьев и сестер, у которых также были трудности и задержки в развитии речи. На самом деле, от 50 до 70 процентов детей с ДЗЛ имеют по крайней мере одного члена семьи с этим расстройством. Кроме того, другие потенциально связанные нарушения развития нервной системы, такие как дислексия или аутизм, чаще встречаются у членов семьи ребенка с ДЛЗ.
Изучение более чем одного языка одновременно не вызывает DLD. Однако расстройство может поражать как многоязычных детей, так и детей, говорящих только на одном языке. Для многоязычных детей DLD повлияет на все языки, на которых говорит ребенок. Важно отметить, что изучение нескольких языков не вредно для ребенка с НЛД. Многоязычный ребенок с DLD будет испытывать не больше трудностей, чем ребенок с DLD, говорящий только на одном языке.
Каковы симптомы DLD?
В анамнезе ребенка с НТЗ часто поздно начинают говорить (осваивают разговорную речь позже, чем сверстники). Хотя некоторые поздно заговорившие в конце концов догоняют сверстников, у детей с DLD сохраняются речевые трудности.
Дети младшего возраста с НЗЛ могут:
- Опоздать, чтобы сложить слова в предложения.
- Пытаться выучить новые слова и завязать разговор.
- Им трудно следовать указаниям не потому, что они упрямы, а потому, что они не полностью понимают сказанные им слова.
- Частые грамматические ошибки при разговоре.
Симптомы, характерные для детей старшего возраста и взрослых с ДЛЗ, включают:
- Ограниченное использование сложных предложений.
- Трудности с подбором правильных слов.
- Трудности с пониманием образного языка.
- Проблемы с чтением.
- Беспорядочное повествование и письмо.
- Частые грамматические и орфографические ошибки.
Речевые трудности могут быть неверно истолкованы как поведенческие проблемы. Например, ребенок, у которого проблемы с речью, может избегать взаимодействия, заставляя других думать, что ребенок застенчив. Ребенок может не следовать указаниям, потому что не понимает инструкций, но другие могут интерпретировать это как плохое поведение. Ребенок, которому трудно общаться, может расстроиться и начать действовать. Когда ребенку трудно дома или в школе, важно определить, могут ли языковые трудности быть частью проблемы.
Как диагностируется DLD?
Если врач, учитель или родитель подозревают, что у ребенка есть ДЛД, логопед (специалист, обученный обследованию и лечению людей с речевыми или языковыми проблемами) может оценить языковые навыки ребенка. Тип оценки зависит от возраста ребенка и проблем, которые привели к оценке. В целом оценка включает:
- Непосредственное наблюдение за ребенком.
- Интервью и анкеты, заполненные родителями и/или учителями.
- Оценка способности ребенка к обучению.
- Стандартизированные тесты текущей языковой производительности.
Эти инструменты позволяют логопеду сравнивать языковые навыки ребенка с навыками его сверстников, выявлять конкретные трудности и планировать возможные цели лечения.
Является ли DLD тем же, что и неспособность к обучению?
DLD — это не то же самое, что неспособность к обучению. Напротив, DLD является фактором риска неспособности к обучению, поскольку проблемы с базовыми языковыми навыками влияют на успеваемость в классе. Это означает, что у детей с DLD чаще диагностируют нарушение обучаемости, чем у детей, у которых нет DLD. Они могут испытывать трудности с переводом букв в звуки для чтения. Их навыки письма могут быть ослаблены грамматическими ошибками, ограниченным словарным запасом и проблемами с пониманием и организацией мыслей в связные предложения. Трудности с пониманием языка могут усложнить математические задачи. У некоторых детей с ДЛД могут проявляться признаки дислексии. К тому времени, когда они достигают совершеннолетия, у людей с DLD в шесть раз больше шансов диагностировать проблемы с чтением и правописанием и в четыре раза больше вероятность того, что у них будут диагностированы проблемы с математикой, чем у тех, у кого нет DLD.
Является ли DLD пожизненным заболеванием?
ДЛД — это нарушение развития, что означает, что его симптомы впервые проявляются в детстве. Это не означает, что по мере развития дети вырастают из проблемы. Вместо этого состояние проявляется в раннем детстве и, вероятно, сохранится, но изменится по мере взросления.
Например, маленький ребенок с DLD может использовать неграмматические предложения в разговоре, в то время как молодой взрослый с DLD может избегать сложных предложений в разговоре и с трудом писать ясно, кратко, хорошо организованно и грамматически правильно.
Раннее лечение в дошкольном возрасте может улучшить навыки многих детей с задержкой речевого развития, в том числе с DLD. У детей, поступающих в детский сад со значительной задержкой речевого развития, проблемы, скорее всего, останутся, но они и даже дети старшего возраста могут получить пользу от лечения. Многие взрослые разрабатывают стратегии управления симптомами DLD. Это может улучшить их повседневную социальную, семейную и рабочую жизнь.
Какие методы лечения доступны для DLD?
Услуги по лечению DLD обычно предоставляются или контролируются лицензированным логопедом. Лечение может предоставляться на дому, в школе, в университетских программах по патологии речи и языка, в частных клиниках или в амбулаторных больницах.
Выявление и лечение детей с ЗЗН в раннем возрасте идеально, но люди могут получить пользу от лечения независимо от того, когда оно началось. Лечение зависит от возраста и потребностей человека. Раннее начало лечения может помочь маленьким детям:
- Усвоить недостающие элементы грамматики.
- Расширьте свое понимание и использование слов.
- Развитие навыков социального общения.
Для детей школьного возраста лечение может быть сосредоточено на понимании инструкций в классе, включая помощь в решении таких вопросов, как:
- Следование указаниям.
- Понимание значения слов, которые используют учителя.
- Организация информации.
- Улучшение навыков разговорной речи, чтения и письма.
Взрослым, поступающим на новую работу, в профессиональные программы или в высшие учебные заведения, может потребоваться помощь в изучении технической лексики или улучшении навыков письма на рабочем месте.
Какие исследования DLD поддерживает NIDCD?
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) поддерживает широкий спектр исследований причин, симптомов, диагностики и лечения DLD. Например, NIDCD финансирует исследования, направленные на то, чтобы понять, чем мозг и модели обучения отличаются у детей с DLD по сравнению с детьми с типичным развитием речи. Другие исследования сосредоточены на понимании того, почему социально-экономические различия увеличивают риск развития НДЛ у детей из малообеспеченных семей. Ученые, поддерживаемые NIDCD, также определяют, как точно диагностировать DLD, особенно у детей, принадлежащих к разным культурам, которые говорят на разных диалектах или языках. Институт также финансирует исследования, направленные на определение на очень практическом и конкретном уровне наилучших способов обучения языку детей с ТРЗ, в том числе, сколько раз следует практиковать языковую структуру (например, с использованием правильного времени), как следует проводить учебные занятия. организовано, и как часто должно происходить обучение. Программы, поддерживаемые NIDCD, также изучают, как научить родителей или сверстников детей с DLD поддерживать языковой рост дома или в школе.
NIDCD ведет каталог организаций, предоставляющих информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телефон для телетайпа: (800) 241-1055 901 15 Электронная почта: [email protected] .gov
Языковые и речевые расстройства у детей | NCBDDD
- Помощь детям в изучении языка
- Что делать, если есть проблемы
- Выявление проблем
- Лечение
Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые использует их семья и окружение. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, как быстро они осваивают вехи в развитии языка и речи. Обычно развивающиеся дети могут иметь проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Тем не менее, большинство детей могут легко использовать язык в возрасте около 5 лет.
Помощь детям в изучении языка
Родители и опекуны являются самыми важными учителями в первые годы жизни ребенка. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют и реагируют на издаваемые ими шумы и звуки. Речевые и мозговые навыки детей укрепляются, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться по-разному, например,
- Реагируя на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
- Повторение того, что говорит ребенок, и добавление к этому.
- Разговор о том, что видит ребенок.
- Задавать вопросы и слушать ответы.
- Рассматривание или чтение книг.
- Рассказывать истории.
- Петь песни и рассказывать стишки.
Это может происходить как во время игр, так и во время повседневных дел.
Родители также могут наблюдать следующее:
- То, как их ребенок слышит и говорит, и сравнивать это с типичными вехами развития коммуникативных навыковвнешняя иконка.
- Как их ребенок реагирует на звуки и проверьте слух, если у него есть проблемы.
Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.
В начало страницы
Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, в том числе жесты, мимику и движения тела.
Что делать, если есть проблемы
Некоторые дети плохо понимают и говорят, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые этапы в то же время, что и другие дети, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.
Речевое развитие состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих элементов:
- Понимание того, что говорят другие (рецептивная речь). Это может быть из-за
- Не слышу слов (нарушение слуха).
- Непонимание значения слов.
- Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это может быть из-за
- Не зная нужных слов.
- Не умея складывать слова.
- Знать нужные слова, но не в состоянии их выразить.
Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе. Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:
- Речевые нарушения
- Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
- Трудности с плавным воспроизведением слов или предложений, например, заикание или заикание.
- Задержка речи – способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
- Речевые расстройства
- Афазия (трудности понимания или произнесения частей языка из-за черепно-мозговой травмы или особенностей работы мозга).
- Нарушение обработки слуха (трудности понимания значения звуков, которые ухо посылает в мозг)
Узнайте больше о нарушениях речивнешняя иконка.
Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими расстройствами обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут испытывать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заставить себя быть понятыми, и они могут вести себя беспомощно или замыкаться в себе. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или тревога. Дети с отклонениями в развитии, включая расстройства аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может особенно затруднить ребенку успехи в школе. Правильная диагностика расстройства у ребенка имеет решающее значение для того, чтобы каждый ребенок мог получить необходимую помощь.
Наверх страницы
Выявление проблем с языком или речью
Если у ребенка есть проблемы с развитием речи или речи, поговорите с поставщиком медицинских услуг об оценке. Важным первым шагом является выяснение того, есть ли у ребенка потеря слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, скрининге, оценке и лечении.
Специалист по развитию речи, такой как логопедexternal icon, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.
В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать тем же этапам развития, что и те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать два языка и говорить на них зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, а также от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем на одном языке.
Наверх страницы
Лечение языковых или речевых нарушений и задержек
Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Логопеды могут работать непосредственно с детьми и их родителями, опекунами и учителями.
Наличие задержки или расстройства речи или речи может претендовать на раннее вмешательство external icon (для детей в возрасте до 3 лет) и специальные образовательные услуги (для детей в возрасте 3 лет и старше). Школы могут проводить собственные тесты на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нуждается ли ребенок во вмешательстве. Оценка со стороны медицинского работника необходима, если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка. Родители, поставщики медицинских услуг и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.
Что должен знать каждый родитель
Дети с определенными нарушениями обучаемости, включая нарушения языка или речи, имеют право на получение специальных образовательных услуг или приспособлений в школе в соответствии с Законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA).