Разное

Призывал учитывать природные особенности детей: Проблема принципа природосообразности воспитания в истории педагогики

Содержание

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА И УЧЕНИЕ ЖАН ЖАКА РУССО (К 305-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук Константин Юрьевич Милованов

Жан Жак Руссо (28.06.1712 – 02.07.1778) является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения.

Руссо получил широкую известность как оригинальный социальный мыслитель, педагог и философ, теоретик-правовед, писатель-сентименталист, композитор и музыковед, ботаник и натуралист. Властитель дум, модный литератор-интеллектуал и провозвестник революционных бурь, благодаря этому  скромный женевский гражданин заслуженно встал в один ряд с просветителями старшего поколения – Ф.М. Вольтером и Ш.Л. Монтескье.

Просветительский период является закономерной ступенью в социокультурном развитии как российской, так и европейской цивилизации.

После Ренессанса и Реформации, по существу, это был третий духовный переворот, который практически полностью покончил со средневековой нормативной системой общественных ценностей [6]. Просвещение стало мощнейшим наднациональным движением, которое составило основное идеологическое содержание внутренней жизни европейского континента XVIII столетия.

Творческая биография. Ж.Ж. Руссо родился в 1712 г. в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Еще будучи ребенком, он был отдан на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж.Ж. Руссо. Множество раз  Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий.

К тридцати годам, будучи человеком с уже сложившимися взглядами на жизнь, Руссо переехал в Париж, где вошел в интеллектуальный бомонд тогдашней Франции, познакомился со многими оппозиционными абсолютистскому режиму публицистами и философами.

В 1749 г.  Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» По совету выдающегося просветителя, главного редактора легендарной Энциклопедии Д. Дидро Руссо взялся за труд написать работу на данную тему [5]. В своем трактате Ж.Ж. Руссо решительно выступил против имущественного расслоения, напыщенных и высокомерных бездельников-аристократов, социальных паразитов своего времени, против ханжеской культуры общества периода позднего феодализма. За эту работу мыслитель и получил академическую премию. Руссо ратовал за «действенность Законов, неподкупность правителей, доверие народа, согласие между всеми сословиями и, главное, всеобщее стремление к общему благу» [7].

В 1754 г. появляется знаковая работа Ж.Ж. Руссо – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», затем последовал знаменитый, позднее вошедший в историю государства и права политический трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762 г. ). Уже в своей работе о происхождении неравенства Руссо доказывал, что социальное и правовое неравенство увеличивалось пропорционально развитию человеческой цивилизации. Развивая взгляды Дж. Локка, Руссо противопоставил цивилизованному обществу идеальную модель – общество естественного состояния, в котором люди первоначально были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранности собственности и общественной безопасности [2]. В своем труде Руссо пытался доказать, что власть, не отвечающая интересам народа-суверена – незаконна [8],  так как нарушается первоначальный общественный договор, по которому граждане добровольно передали свои отдельные права выбранным властям, обязанным служить народу [1]. Это был

облеченный в форму литературного произведения идейный протест против власти коронованных деспотов и их вельможных клевретов.

В 1762 г. выходит в свет знаменитый педагогический роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Это произведение принесло автору поистине общеевропейскую известность. В нем мыслитель показал возможный путь воспитания человека нового типа, свободного от наследия «старого режима» и его пороков [3]. Появление «Эмиля» вызвало острейшее раздражение официальных властей и высшего клира, усмотревших в книге безбожные и антигосударственные идеи.

Многочисленные жизненные невзгоды, преследования властей и Церкви, вынужденные переезды из одной европейской страны в другую, трудности связанные с изданием его произведений, запреты книг и статей не могли не сказаться на состоянии здоровья Ж.Ж. Руссо, и в 1778 г. в возрасте 66 лет он скончался.

Произведения мыслителя глубоко взволновали не только умы столичных интеллектуальных кругов, прогрессивно мыслящих представителей истеблишмента, ученых и деятелей культуры, но и обитателей беднейших кварталов и предместий. Влияние идей Руссо простиралось далеко за пределы тогдашней Франции.

Общая теория естественного воспитания. В своей общественной теории Ж.Ж. Руссо исходил из того непреложного для себя факта, что современный ему человек напрочь изуродован «испорченным обществом». Отсюда следовал вывод о том, что воспитывать ребенка необходимо подальше от подобного общества, от «гнилостной» цивилизации, на лоне природы, то есть воспитывать природосообразно, дать естественную возможность самой Природе сделать свое дело во имя полноценного воспитания ребенка.

У Руссо возникает вопрос: кого же и как надо воспитывать? Тех, кто с детства привык трудиться и живет в крепкой трудовой семье воспитывать не надо, они воспитаны самой жизнью. Надо воспитывать и приучать к трудовой деятельности нетрудящиеся сословия и слои населения. Таким образом, необходимо принудительно перевоспитывать аристократов, крупных буржуа, откупщиков, финансистов и вообще всех тех, кто ведет социально-паразитический образ жизни, то есть существует за счет присвоения чужого труда, и тогда весь мир сможет преобразиться.

В связи с этим Руссо выстраивает свой идеал воспитания на примере Эмиля, являющегося выходцем из знатной семьи, но которого согласно руссоистской идеологии необходимо превратить посредством воспитания в мелкого буржуа – ремесленника.

Свое существование люди поддерживают трудом, поэтому без труда не может быть и нормальной человеческой жизни. Но в окружающем «испорченном» мире привилегированные сословия грабят трудящихся и присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным у Руссо является лишь тот, кто живет только своим трудом. Главная воспитательная задача заключается в том, чтобы сформировать такого человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами рук своих, ценил свою свободу и умел ее защищать. Естественно, что человек, который ценит свою свободу, научится уважать и свободу других, основанную на строгом соблюдении трудового принципа.

Дети должны воспитываться, согласно Ж.Ж. Руссо, сообразно с природными закономерностями. Это означает, что в деле воспитания необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизиологические особенности. Так как сама Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей. Воспитание природой, по мнению Ж.Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития человеческих способностей, постепенного развития органов чувств. Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических. Воспитание от вещей является собственным личностным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.

Правильным, по Руссо, будет такое воспитание, при котором все три фактора находятся в наличии, и действуют согласованно в одном развивающем направлении. В связи с тем, что воспитание природой от людей не зависит, необходимо «подстраивать» к нему воспитание, даваемое людьми, активно используя воспитание, даваемое вещами, поскольку и оно, в известной степени зависит от людей.

Таким образом, воспитание должно следовать естественному, определенному самой Природой, ходу умственного, физического и нравственного развития ребенка. Естественное воспитание свободно, поскольку свобода в общественном учении Руссо – главнейшее из всех естественных прав человек, а в сфере воспитания – свобода неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка. Вместе с тем, просветитель нисколько не устраняет из образовательного процесса направляющую роль наставника – учителя или воспитателя.

Воспитание и возрастная периодизация. Ж.Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, исследовать его интересы, склонности, а, главное, – учитывать возрастные, умственные и психофизиологические особенности детей и подростков.

Педагог выделял в жизни ребенка четыре основных возрастных периода.

Первый период охватывал время от момента рождения до двух лет (период, когда приоритетным становится физическое воспитание ребенка). Руссо полагал, что в раннем детстве основою развития ребенка является физическое воспитание. Он детальнейшим образом описывает приемы физического воспитания детей, указывая на то, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Пусть дети в этот период активно осваивают окружающие их предметы: ощупывают вещи, ломают игрушки, активно ползают. Тем не менее, в это время нельзя пытаться форсированно развивать речевую функцию ребенка, ибо это приведет к негативным последствиям.

Второй период длился от 2 до 12 лет. Это время «сна разума», накопления необходимого развивающего потенциала, когда воспитанник еще не может полноценно и здраво рассуждать, но когда следует поощрять и стимулировать наблюдательность, пытливость и «внешние чувства». В данный период силы ребенка концентрируются для того, чтобы найти свой выход в уже более зрелом возрасте. Необходимо продолжать усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, способствовать его поступательному физическому развитию. Систематически обучать ребенка в этот период не стоит. Детская свобода должна ограничиваться набором «естественных последствий», воспитанник должен четко осознавать связь между поступком и его следствием.

Третий период (от 12 до 15 лет) был посвящен программе умственного воспитания детей, когда формируются интеллектуальные запросы, идет активный поиск решения «трудных вопросов». В данный период запускается процесс планомерного нравственного и трудового воспитания ребенка, который должен исследовать все то, что связано с окружающим миром, социальной средой и природой. Основой при выборе учебных предметов или обучающих программ должен стать интерес ребенка к тому или иному объекту окружающего мира. Отсюда и естественный практический интерес – к географии (изучение близлежащих или отдаленных территорий), астрономии (исследование небесных светил), природоведению (изучение природных явлений и самой первоосновы жизни – Природы). Руссо в своей оригинальной трактовке современных ему дидактических приемов показывает нам ребенка будущего царства Разума – творца, исследователя, изобретателя, первооткрывателя, рационально мыслящего индивида Века Просвещения. Руссоистская дидактика была направлена на развитие творческой наблюдательности, сообразительности, самодеятельности, деловой хватки, пытливости и активности ребенка, укрепление связи полученных знаний с жизнью, трудовой деятельностью и общественной практикой [4].

Четвертый период, или время «бурь и страстей», как характеризовал его Руссо, охватывал весьма неоднородную по своему составу и темпам развития возрастную группу от 15 лет и вплоть до совершеннолетия. В данный период должно было осуществляться, по преимуществу, нравственное воспитание. Руссо выдвигал три ведущих задачи нравственного воспитания: воспитание «добрых чувств», выработка «добрых суждений» и формирование «доброй воли». Воспитание «добрых чувств» – это «воспитание сердца», то есть деятельностное наблюдение за различными социальными явлениями, жизненными фактами, как позитивными, так и негативными [9]. Не только собственно наблюдение и благостные рассуждения, но и активное участие в жизни общества, реальная помощь людям, нуждающимся в поддержке со стороны себе подобных. Выработка «добрых суждений» заключается в изучении фактографии исторического процесса, биографий великих людей, запечатленных в искусстве подлинных образцов проявления свободной человеческой воли. Процесс формирования «доброй воли» может происходить только лишь при участии в совершении социально позитивных «добрых дел». До 17-18 лет Руссо предостерегает знакомить воспитанников с религиозным мировоззрением, до этого они должны были дойти самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Ж.Ж. Руссо, быть патриотом означает быть активным гражданином, защитником Родины, борцом за Свободу, противостоять любой деспотии. Необходимо воспитывать детей и молодежь таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости. С колыбели ребенок должен воспринять любовь к своей стране, демократический образ жизни, склонность к свободе и естественным правам человека. Ребенка с самого раннего детства необходимо воспитывать в любви к Родине, он должен видеть свою Отчизну и ничего кроме нее. Руссо считал, что в процессе воспитания ребенок должен осознать, что без Отечества он никто, одиночка, и более того – без наличия патриотических добродетелей и гражданских чувств его существование ничем не оправдано. Гражданское воспитание процессуально должно было протекать последовательно, сообразуясь с тем или иным возрастным периодом: к 12 годам воспитанник должен знать страноведческие сведения и географию, к 15-летию – национальную историю, а к 16-17 годам – усвоить базовые новеллы отечественного законодательства и основы государственного строя.

Воспитание женщин. Руссо считал, что женщина должна воспитываться в соответствии со своим природным «естественным» предназначением и нормативными требованиями общества, где гражданами законодательно и ментально считались только лица мужского пола. Педагогическая рецептура от Руссо по воспитанию женщин достаточно традиционна для своего времени: отсутствие самостоятельных суждений и взглядов, управляемость, послушание, подчинение доминантной социокультурной традиции и нормам гражданского права.

По мнению Ж.Ж.Руссо, «естественное состояние» женщины – подчинение, покорность и зависимость, ибо она создана только для повиновения. Естественно, что при таком подходе никакого умственного воспитания для девочек не требуется. Очевидно столь явное гендерное противоречие между воспитанием мальчиков и девочек: в одном случае – развитие умственных и нравственных качеств, формирование свободы воли и полноправной личности, стимулирование творческой активности, а в другом – унылая покорность и подчинение.

Исторически, в данной конкретной ситуации Руссо смотрел на процесс воспитания женщин через узкую призму социальных воззрений и житейских стереотипов женевского ремесленника, каким он собственно и являлся по рождению, и отнюдь не собирался пересматривать их.

Значение педагогического наследия Ж.Ж. Руссо. Яркая, неоднозначная, местами противоречивая реформаторская педагогика Руссо сыграла свою прогрессивную роль в развитии всемирного историко-педагогического процесса в период нового и новейшего времени. Руссоистская просветительская педагогика – это не только знамя социального обновления, но и идеологическая основа полномасштабного революционного переворота, затронувшего все без исключения страны европейского континента. Ж.Ж. Руссо хотел видеть нового облагороженного человека, вырвавшегося из лабиринта средневековых учебных штудий и освобожденного от пут схоластики. Его произведения были наполнены искренней любовью к ребенку, требованиями применения передовых методов воспитания, усиления трудового начала в педагогике и укрепления связей научной теории с широкой социальной практикой.

Список использованной литературы:

  1. Барнашов А. М. Теория разделения властей и политические взгляды Жан-Жака Руссо // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе: сборник научных статей / Отв. ред. В.Ф. Волович. – Томск: Изд-во Томского университета, 1984. – С. 53–54.
  2. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – 2-ое изд., перераб. и дополн. – М.: «Худож. лит.», 1976. – 310 с.
  3. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Наука, 1995. – 221 с.
  4. Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель // Ценности и смыслы. – 2012. – № 4 (20). – С. 36–42.
  5. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции (О Руссо, Мирабо, Робеспьере). – 2-е изд. – М.: Мысль, 1989. – 430 с.
  6. Милованов К.Ю. Теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо и социокультурная парадигма Европейского Просвещения // Актуальные вопросы исторической науки: сборник научных статей. Вып. 3 / ред. В.А. Карноухов, В.В. Бокарев. – М.: Изд-во МГГУ, 2013. – С. 50–69.
  7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном соглашении // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: «Наука», 1969. – С. 421–427.
  8. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 51–150.
  9. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 195–322.

37. Принцип природосообразности обучения.

Мышление человека функционирует в соответствии с тремя основными принципами:

– природосообразности,

– культуросообразности

– дополнительности.

Принцип природосообразности соответствует “первой природе” человека (где доминируют образность, созерцательность, иррациональность, интуиция), позволяет учесть, что процесс мышления подчиняется законам природы, проявляется в его активном творческом характере, направленном на получение глубоких знаний не только о закономерностях объективной реальности, но и о законах возникновения, изменения и развития самого мышления.

Особенности природосообразного характера детского мышления предполагают значимость аналогий, в основе которых — идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления.

С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе.

Создание условий для развития  детей в образовательном процессе определяется, прежде всего, позицией педагогов и родителей по отношению к ребенку. Предназначение личности педагога в образовательном процессе заключается в создании условий, способствующих  развитию ребенка.

Создание таких условий возможно только при определенной  педагогической позиции. Педагогическая позиция включает внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект представляет собой ценностно-смысловую установку –  восприятие педагогом других субъектов образовательного процесса, знание их особенностей, степень понимания поступков, а, следовательно, способность адекватно прогнозировать их развитие. Внешний аспект – это средства и способы взаимодействия (воздействия) педагога с детьми, родителями.  

В идеале педагогическая позиция должна быть адекватной, динамичной и прогностичной. Адекватность отражает знание педагогом индивидуально-типологических особенностей ребенка, особенностей внутрисемейных  отношений.  Динамичность проявляется в подвижности педагогической позиции, т.е. способности к изменению форм и способов взаимодействия с детьми, родителями.  Прогностичность – в способности педагога  предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка.

Предназначение личности родителя в образовательном процессе также заключается в создании условий, способствующих развитию ребенка. Условия развития ребенка  определяются типом семейного воспитания. 

_______________________________________________________________________

37. Принцип природосообразности обучения.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”.

Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены.

Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части. Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.

Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. “Мы,- говорил он,- решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей”.

Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

Позитивная дисциплина и помощь детям

Энджи Флетчер

Региональный специалист по развитию человеческого потенциала и семейным наукам

Каждый взрослый, который заботится о детях, обязан направлять, исправлять и приучать их к надлежащему поведению. Эти действия часто называют детским руководством и дисциплиной. Позитивное руководство и дисциплина имеют решающее значение для детей, потому что они способствуют самоконтролю, учат ответственности и помогают им делать осознанный выбор. Чем эффективнее взрослые воспитатели поощряют надлежащее поведение ребенка, тем меньше времени и усилий они тратят на исправление плохого поведения. Семейные специалисты сходятся во мнении, что применение физической силы, угроз и унижений может помешать здоровому развитию ребенка.

Семейные специалисты также согласны с тем, что идеальной формулы, отвечающей на все вопросы о дисциплине, не существует. Дети так же уникальны, как семьи, к которым они принадлежат. Стратегия дисциплины, которая работает с одним ребенком, может не работать с другим.

Эффективное руководство и дисциплина направлены на развитие ребенка. Они также сохраняют самооценку и достоинство ребенка. Действия, которые оскорбляют или принижают достоинство, скорее всего, заставят детей негативно относиться к своим родителям и другим опекунам, что может помешать обучению и научить ребенка быть недобрым по отношению к другим. Признание усилий и прогресса ребенка, независимо от того, насколько они медленны или малы, способствует здоровому развитию.

Обучение детей самодисциплине — сложная задача. Это требует терпения, вдумчивого внимания, сотрудничества и хорошего понимания ребенка. Это также требует знания собственных сильных сторон и борьбы с дисциплинарными проблемами. К сожалению, единственной подготовкой для большинства родителей является их собственный опыт воспитания. Такой прошлый опыт не всегда может быть полезен в воспитании детей.

Проактивные стратегии

Плохое поведение ребенка невозможно полностью предотвратить. Дети, обычно любопытные и бесконечно творческие, могут делать то, чего родители и другие опекуны не ожидают. Однако есть много положительных шагов, которые взрослые могут предпринять, чтобы свести к минимуму плохое поведение:

  • Установите четкие, последовательные правила.
  • Убедитесь, что окружающая среда безопасна и беззаботна.
  • Проявляйте интерес к занятиям ребенка.
  • Предоставьте подходящие и привлекательные игрушки.
  • Поощряйте самоконтроль, предоставляя осмысленный выбор.
  • Сосредоточьтесь на желаемом поведении, а не на том, которого следует избегать.
  • Формируйте представление детей о себе как о надежных, ответственных и готовых к сотрудничеству.
  • Ожидайте от ребенка самого лучшего.
  • Давайте четкие указания, по одному за раз.
  • Говорите «да» всякий раз, когда это возможно и уместно.
  • Замечайте и обращайте внимание на детей, когда они делают что-то правильно.
  • Примите меры до того, как ситуация выйдет из-под контроля.
  • Обнадеживайте.
  • Подайте хороший пример.
  • Помогите детям увидеть, как их действия влияют на других.

Возможные причины плохого поведения детей

Если родители понимают, почему их дети плохо себя ведут, они могут более успешно бороться с поведенческими проблемами. Эти причины плохого поведения могут помочь родителям лучше понять своих детей:

  • Проверка того, будут ли лица, обеспечивающие уход, соблюдать правила
  • Ожидания различаются между школой и домом
  • Неадекватное понимание правил или соблюдение ожиданий выше уровня их развития
  • Утверждение себя и своей независимости
  • Чувство болезни, скуки, голода или сонный
  • Отсутствие точной информации или предшествующего опыта
  • Раньше поощряли вниманием за плохое поведение
  • Копирование действий своих родителей

Позитивные дисциплинарные методы

Истинное проступок возникает, когда ребенок решает вести себя ненадлежащим образом. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, рассмотрите следующие пункты о дисциплине:

  • Действительно ли ребенок делает что-то не так? Есть ли реальная проблема, или вы просто устали и потеряли терпение?
    • Если реальной проблемы нет, отпустите стресс от ребенка.
    • Если есть проблема, переходите к следующему вопросу.
  • Задумайтесь на мгновение о том, действительно ли ваш ребенок способен делать то, что вы от него ожидаете.
    • Если вы нереалистичны, пересмотрите свои ожидания.
    • Если ваши ожидания оправданы, переходите к следующему вопросу.
  • Знал ли ваш ребенок в то время, что он делает что-то не так?
    • Если ваш ребенок не понимает, что делает что-то не так, помогите ему понять, чего вы от него ожидаете и как он может это сделать. Предложение помочь.
    • Если ваш ребенок знал, что то, что он делал, было неправильным, и намеренно игнорировал разумные ожидания, он вел себя плохо.

Если такое поведение было случайностью, например, когда он намочил штаны во сне, то это не было проступком. Если такое поведение не было случайностью, попросите ребенка рассказать вам, почему он так поступил. Если ваш ребенок достаточно взрослый, спросите, как он может решить проблему или исправить ситуацию. Дети развиваются, обдумывая ситуацию и разрабатывая возможные решения.


Реакция на плохое поведение

Вот пять стратегий, которые могут использовать родители и другие опекуны, чтобы реагировать на плохое поведение ребенка. Правила должны быть полностью объяснены и четко поняты до того, как произойдет нарушение. По возможности привлекайте детей к установлению правил для семьи или класса.

Естественные последствия

Позволить детям испытать на себе последствия своего поведения также называется трудным путем. Например, Гена не кладет книги обратно в портфель после того, как дочитала. Однажды она теряет книгу и поэтому должна найти способ заменить ее.

Используйте естественные последствия только в том случае, если они не будут угрожать здоровью или безопасности ребенка.

Логические последствия

Это структурированные последствия, которые следуют за определенными нарушениями поведения. Ребенок должен уметь видеть, как поведение и последствия напрямую связаны.

Например, Эндрю, подросток, знает, что если он останется дома после комендантского часа в школьный вечер, его родители не разрешат ему встречаться с друзьями на выходных.

Починка

Если дети что-то повредили, им нужно помочь починить или убрать. Если они причиняют кому-то страдание, они должны помочь облегчить его.

Например: «Теперь, когда ты заставил своего брата плакать, пожалуйста, извинись и помоги мне его успокоить».

Тайм-аут

Во время тайм-аута дети должны проводить время в одиночестве в определенном месте, у которого почти нет полезных характеристик. Эта стратегия дает детям возможность спокойно поразмышлять над своим поведением вдали от других. Давая тайм-аут, будьте спокойны и тверды. Достаточно одной минуты на каждый год возраста ребенка.

Например: «Ханна, мы часто говорили о том, что бить неприемлемо. Но поскольку ты ударила Джерри, пожалуйста, покинь игровую площадку и подойди к столу тайм-аута на пять минут. Пожалуйста, подумай о том, что мог чувствовать Джерри, когда ты ударь его.”

Перенаправление

Эта стратегия может сработать, если вы заметили, что ребенок не следует правилам и отказывается сотрудничать. Быстро привлеките внимание ребенка и предложите ему другое занятие.

Например: “Том, пожалуйста, помоги мне сейчас полить цветы. Ты долго катался на велосипеде, а теперь очередь Лены”.

Стили воспитания

Исследователи описали четыре основных стиля воспитания: авторитарный, снисходительный, пренебрежительный и авторитарный. Большинство родителей попадают не в одну категорию, а где-то посередине с характеристиками более чем одного стиля. Кроме того, некоторые родители меняют стиль в зависимости от опыта, возраста, уровня зрелости и ситуации.

Авторитарный опекун
  • Ценит послушание, традиции и порядок
  • Может применять физические наказания
  • Обычно не дает выбора или свободы слова

Возможные результаты
Дети авторитарных родителей могут стать последователями и зависеть от других в принятии решений. У них может развиться низкая самооценка, стать агрессивными или вызывающими.

Опекун, который разрешает
  • Устанавливает несколько правил и руководств
  • Не обеспечивает структуру
  • Не обеспечивает соблюдение ограничений, когда они установлены

Возможные результаты
Дети снисходительных родителей могут иметь низкий самоконтроль и плохо справляться с фрустрацией. Они могут оставаться незрелыми и с трудом брать на себя ответственность.

Небрежный опекун
  • Отвергает или игнорирует ребенка
  • Не участвует в жизни ребенка
  • Позволяет ребенку делать все, что ему заблагорассудится проблемы, в том числе трудности с развитием навыков, доверием и самооценкой.

    Авторитетный опекун
    • Устанавливает соответствующие правила и руководящие принципы
    • Твердый, последовательный и справедливый
    • Имеет разумные ожидания
    • Поощряет независимость и индивидуальность ребенка
    • Использует четкое общение и дает детям возможность выбора
    • 9 9

    Возможные исходы
    Дети авторитетных родителей, как правило, ответственны, самостоятельны, обладают высокой самооценкой и способны контролировать свои агрессивные импульсы. Этот стиль воспитания обеспечивает баланс между установлением соответствующих ограничений и предоставлением ребенку независимости, а также обеспечивает теплоту и поддержку.

    Однако воспитание детей — не единственный фактор, влияющий на исход ребенка. Культурные ценности, поведение сверстников, семейные обстоятельства и особенности общества — все это влияет на развитие детей. Эти факторы также влияют на используемый стиль воспитания. Например, авторитетное воспитание более эффективно в некоторых контекстах и ​​для одних групп, чем для других.

    Знать, чего ожидать от ребенка

    Иногда ожидания взрослых могут превосходить детские способности. Стратегии дисциплины и руководства должны учитывать уникальные потребности и уровень развития ребенка.

    От рождения до двухлетнего возраста

    Дети нуждаются в поддержке, контакте и любящем общении. Если воспитатель отсутствует, ребенок может бояться, что он не вернется. На этом этапе у детей формируются привязанности к воспитателям. Они учатся верить, что взрослые будут рядом, когда они в них нуждаются. В эти годы дети учатся через свои чувства и физическую активность.

    Возраст от 2 до 6 лет

    Дети изучают язык, немного читают и многие социальные навыки. Они также начинают бороться за большую независимость от опекунов. Если такие усилия понимаются и поощряются, дети начинают проявлять больше инициативы. В течение этих лет дети учатся, исследуя, ударяя, касаясь, смешивая, перемещая и бросая предметы, а также задавая множество вопросов.

    Возраст от 6 до 12 лет

    Дети начинают действовать с возрастающим самоконтролем. В эти годы они начинают закладывать основу для того, чтобы стать продуктивными членами общества. Они обрабатывают информацию и могут принимать сложные решения. Они умеют следовать правилам и брать на себя ответственность. Они также формируют самооценку, основанную на их опыте и отзывах, которые они получают от значимых взрослых. Если эта обратная связь положительна, дети вырастают уверенными в себе и успешными подростками. Если он часто бывает отрицательным, дети могут начать чувствовать себя неадекватными и неполноценными.


    Забота о ребенке

    Согласно многочисленным исследованиям, забота о детях является важным качеством. Заботливый взрослый тепл, понимает и поддерживает. Исследователи обнаружили, что ребенку легче учиться у заботливого родителя, чем у жесткого. Дети, воспитанные заботливыми родителями, также реже становятся правонарушителями, чем дети, воспитанные отвергающими родителями. Вот несколько примеров воспитательных сообщений для детей:

    • Вас ценят как личность.
    • Я верю в тебя.
    • Я тебе доверяю.
    • Я знаю, что ты можешь справиться с жизненными ситуациями.
    • Вас слушают.
    • О вас заботятся.
    • Ты важен для меня.
    • Я доволен тобой.
    • Я люблю тебя.
    • Вы можете сказать мне что угодно.
    • Ошибки – это нормально.
    • Вы принадлежите.
    • Я учусь с тобой.

    Дополнительная помощь родителям

    Подумайте о том, чтобы записаться на занятия, посетить семинар, прочитать книгу, подписаться на журнал для родителей, получить доступ к интернет-ресурсам или поговорить с другими опекунами, чтобы узнать больше о детях. Чтобы развить чувство связи, рассмотрите возможность создания группы поддержки или присоединения к ней. Группы поддержки — отличный способ поделиться идеями, поучиться у других и, возможно, позаботиться о детях.

    Заботясь о детях, помните, что забота о себе не менее важна. Отдых, питание, физические упражнения и релаксация могут сделать уход за детьми более приятным. Воспитание детей и забота о детях всегда будут сложными, независимо от того, насколько хорошо вы подготовлены. Тем не менее, помощь вашим детям в достижении самодисциплины стоит ваших усилий. Это важная основа для их личного и социального развития на протяжении всей жизни.


    Ссылки
    • Адамс, К. и Э. Фрюге, 1996. Почему дети плохо себя ведут и что с этим делать. Окленд, Калифорния: Harbinger Publications, Inc.
    • Баумринд, Д. 1996. Повторный взгляд на споры о дисциплине. Семейные отношения, 45 (4): 405-414.
    • Баумринд, Д. 1991. Стили воспитания и развитие подростков. В Encyclopedia of Adolescence, под редакцией Р. М. Лернера, AC Peterson и J. Brooks-Gunnpp, том 2: 746-758. Нью-Йорк: Гарленд.
    • Бронштейн, П., П. Дункан, А. Д’Ари, Дж. Пиниадт и др. 1996. Поведение семьи и родителей предсказывает адаптацию к средней школе. Семейные отношения, 45 (4): 415-425.
    • Креванс, Дж., и Дж. К. Гиббс. 1996. Использование родителями индуктивной дисциплины: отношение к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67 (6): 3263-3277.
    • Оуэнс-Стивли, Дж., Н. Франк, А. Смит, О. Хагино и др. 1997. Детский темперамент, стиль родительской дисциплины и поведение в дневное время при нарушениях сна у детей. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 18 (5): 314-321.
    • Шмитт, Б.Д. 1987. Семь смертных грехов детства: консультирование родителей о трудных этапах развития. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, 11: 421-432.
    • Smith, CA 1993. Реагирующая дисциплина: руководство для руководителей, с. 27. Манхэттен, Канзас: Кооперативная служба распространения знаний Канзаса.
    • Стейнберг Л., С. Дорнбуш и Б. Браун. 1992. Этнические различия в достижениях подростков. Американский психолог, 47 (6): 723-729.
    • Уилсон С. Р. и Э. Э. Уиппл. 1995. Общение, дисциплина и физическое насилие над детьми. В Родители, дети и общение: границы теории и исследований, под редакцией Т. Соча и Г. Стэмпа. Серия сообщений LEA: 299-317.

    Перейти к основному содержанию

    Перейти к основному содержанию

    Малыши и самоконтроль. Руководство по выживанию для родителей тогда им все еще нужна большая помощь в управлении своими эмоциями и импульсами. Вы эксперт по своему ребенку.

    У нас есть специалисты по развитию детей. Мы в этом вместе. #РодительВперед

     

    Взять в руки пульт после того, как вы сказали ребенку не трогать его пять раз в течение 10 минут. Шлепнуть друга, снявшего последний поезд со столика в детском саду, — сразу после того, как согласилась с вами, что «руки не для того, чтобы бить». без взрослого. Это типичные детские моменты, которые сводятся к одному: самоконтролю и его отсутствию.

    Почему маленькие дети так плохо владеют собой? Часть мозга, отвечающая за контроль над эмоциональной, импульсивной частью мозга, у детей до 3 лет развита недостаточно хорошо. Вот почему малыши гораздо чаще действуют в соответствии со своими желаниями, например, выдергивают игрушку из руку друга, вместо того, чтобы сказать себе: «Я очень хочу эту игрушку, но брать ее неправильно, поэтому я пойду найду себе другую игрушку».

    На самом деле, национальное исследование родителей, проведенное Tuning In, ZERO TO THREE, показало, что ожидания родителей от своих малышей часто превосходят то, на что они на самом деле способны, когда дело доходит до самоконтроля. Когда родителей спросили, в каком возрасте у детей появляется способность сопротивляться тому, что родители запретили:

    • , 56% родителей ответили, что дети могут делать это до трех лет (включая 18% родителей, которые считали, что дети обладают этой способностью к шести месяцам). возраста)
    • 44 процента родителей сказали, что дети могут делать это в возрасте трех лет и старше

    На самом деле дети не развивают этот вид самоконтроля до 3,5-4 лет, и даже тогда им все еще нужна помощь в управлении своими эмоциями и импульсами.

    Неудивительно, что у многих родителей есть «разрыв в ожиданиях», особенно с таким количеством 2-летних детей, которые так много говорят и способны повторять многие правила, изложенные родителями. Это может быть очень запутанным. Но способность повторять правило или ожидание — это не то же самое, что способность следовать ему.

    Жизнь с малышкой будет (будем надеяться) намного менее раздражающей, если ваши ожидания от нее будут соответствовать ее способностям. Может быть облегчением узнать, что ваш ребенок ведет себя как его возраст; что ему нужна помощь, чтобы научиться справляться со своими импульсами, и что он не «плохо себя ведет» и не пытается целенаправленно свести вас с ума, как бы вам это ни казалось. Вот несколько идей, как развивать самоконтроль:

    1. Признайте, что быть малышом нелегко.

    Есть очень много вещей, которые нужно делать малышам, но которые они не хотят делать, например, садиться в автокресло, прекращать игру, чтобы вздремнуть, когда они НЕ устали, или делиться своими сокровищами. Дайте ребенку понять, что вы понимаете: «Ты очень разочарован, что мы не можем сегодня пойти на детскую площадку». «Ты злишься, что я не разрешаю тебе есть мороженое перед ужином. Я полностью это понимаю». «Ты так расстроен этим поездом — так трудно заставить его оставаться на рельсах». Предоставление вашему ребенку слов для описания его чувств — это первый шаг к тому, чтобы помочь ему управлять своими эмоциями и развить самоконтроль.

    2. Играйте в игры, требующие импульсивного контроля.

    Раскрасьте одну сторону бумажной тарелки в красный цвет, а другую в зеленый и поиграйте в игры «стоп-энд-гоу». Например, когда вы играете на улице, ваш ребенок бежит к вам, пока вы не повесите красный знак. Затем она снова бежит, когда знак зеленый. Сыграйте «танец заморозки» под музыку. Когда звучит музыка, ваш ребенок танцует; когда вы остановите его, она должна замереть. Читайте книги о детях, которые злятся или устраивают истерики, и говорите о том, как справляться с этими сильными чувствами. Используйте воображаемую игру вашего ребенка как возможность научить его самоконтролю. Когда плюшевая игрушка действительно разозлится или сделает что-то не так, решите задачу, как «мистер. Медведь мог бы справиться с проблемой, с которой он столкнулся.

    3. Составьте план того, как помочь ребенку справиться с особенно трудными для него переживаниями.

    Некоторым малышам трудно переносить переходы, в то время как другим тяжело на вечеринках по случаю дня рождения или приспосабливаться к опыту большой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *