Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными: Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными
Межфакультетская кафедра русского языка
Download 21.75 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8
Bog’liq
2 5456547914237085886
9, axborot texnologiyalari, @Yangi O‘zbekistonda erkin va farovon yashaylik (2), umumiy malumott, FALSAFA 1- TOPSHIRIQ, informatika 120soat, Bilet Juwap, Bilet Juwap, bilet juwap222222222222222, bilet juwap222222222222222, bilet juwap222222222222222, DT mustaqil ish shermurod, АНКЕТА УЗБ, Chiqarishga tayyor, Abdullayeva Irodaning ona tili va bolalar adabiyoti
- Bu sahifa navigatsiya:
- 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ 1. Что изучает фонетика. Фонетика изучает звуки и речи . 2. Что такое гласные звуки Согласные
- Согласными называют звуки при образовании которых воздух встречается в полости рта какую либо преграду .
- 4. Какие парные согласные звуки вы знаете Согл звуки : в ,п , к , с, т, б и тд . 5. Приведите примеры слов с мягкими и с твердыми согласными
- Смегчяюшие согласные : яблоко , судтя , кровля , пальца и тд. 7. Какие звуки передают твердый знак (Ъ) и мягкий знак(Ь) Е , Ё , Ю , Я
- 9. Какие звуки передают гласные Е, Ё, Ю, Я начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].
- 10. Как следует читать и произносить следующие слова: что, конечно, легко, мягкий, нашего, легче, двигаться
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ФАКУЛЬТЕТ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ МЕЖФАКУЛЬТЕТСКАЯ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА ВОПРОСНИК К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для студентов с узбекским языком обучения
Например :мягкие согл играть , чаща , щетка Твердые согл : игра , творог , дом , званок . 6. Перед какими гласными смягчаются согласные? Смегчяюшие согласные : яблоко , судтя , кровля , пальца и тд. 7. Какие звуки передают твердый знак (Ъ) и мягкий знак(Ь)? Е , Ё , Ю , Я 8. Какие согласные звуки не произносятся в словах сердце, здравствуйте, солнце? Не произносится , Л , Т , Д , Ф . 9. Какие звуки передают гласные Е, Ё, Ю, Я? начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. 10. Как следует читать и произносить следующие слова: что, конечно, легко, мягкий, нашего, легче, двигаться ?????????????????? 2. ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА
Download 21.75 Kb. Do’stlaringiz bilan baham: |
1 2 3 4 5 6 7 8
Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar. org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling
Фонетика и орфография. Повторение. | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ.
(фонетический разбор слова)
Цели: повторить основные фонетические понятия; отрабатывать навыки фонетического разбора; (р/р) учить составлять план текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.
III. Беседа по вопросам § __ (с. __) с анализом упражнения __.
- Что изучается в фонетике?
- Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные (из упражнения __ , предварительно стихотворение выразительно прочитать).
- Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Приведите примеры.
- Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?
Орфографический диктант.
Профессия, терраса, троллейбус, фотоаппарат, дрессировщица, бассейн, мировоззрение, грамматика, миллион, шоссе, иссиня-черный, теннис, суббота, коллекция, иллюстрация, искусство, телепрограмма.
IV. Повторение темы.
1. Слово учителя.
Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?
Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.
Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто черточка!»
Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок! Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы – самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»
А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.
Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился Атлас, вместо Капель – Капель, вместо Муки – Мука…
Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
(По И. Подгаецкой.)
Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах (слова записаны на доске).
Газопровод, партер, звонит, щавель, алфавит, красивее, положил, шофёр, километр, документ, средства, тефтели, квартал.
2. Чтение подготовленным учеником стихотворения В. Громова «Шутка».
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог –
Как говорить вернее: творог?
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?»
А может, правильнее – творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг.
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки – творог?
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило… творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось.
Она распродата уже!»
- Как же все-таки произносится слово творог? (Допустимо и творог, и творог.)
- Какую произносительную ошибку допустила кассир? А как правильно сказать? (Распродана или распродана.)
3. Охарактеризуйте (устно) выделенные согласные и гласные звуки в следующих словах (запись на доске): километр, местность, ромашка, низвергаться, хрусталь, восстание, лужайка, еще, является.
4. Выполнение упражнения . Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; сделайте фонетический разбор выделенных слов (трое учеников — у доски). Устно укажите слова, употребленные в переносном значении.
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор указанного предложения.
5. Тестирование.
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) яма; б) солнце; в) есть; г) кольцо.
- В каком слове есть только твердые согласные?
а) леска; б) позвонить; в) кружит; г)смена.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
а) дремота; б) партер; в) звонит; г) средства.
4) Какое из слов состоит из четырех звуков?
а) рай; б) тля; в) ее; г) края.
- Какое слово состоит только из мягких согласных?
а) тень; б) чудо; в) мусор; г) факт.
- В каком слове все согласные твердые?
а) шутка; б) время; в) скворец; г) голубые.
V. Подведение итогов урока.
- Что изучается в фонетике?
- Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.
VI.Домашнее задание: _____________________________________________________
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Взаимопроверка домашнего задания.
III.
IV. Сообщение темы урока.
Беседа по вопросам.
- Что изучается в орфографии?
- Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?
- По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение» на с. 206 учебника.)
V. Работа по теме.
1. Индивидуальное задание.
Используя пословицы упражнения 19, составить таблицу «Употребление мягкого знака на конце слов», добавить свои примеры.
Ь пишется | Примеры |
1. В глаголах 2-го лица ед.ч. | |
2. В неопределенной форме глагола | |
3. В существительных 3-го склонения | |
4. В глаголах повелительного наклонения |
2. Задание классу.
Комментированное письмо с подбором проверяемых гласных в корне слова.
Зап..ватъ лекарство, зап..ватъ песню, осв..тить класс, посв..титъ стихотворение, пом..риться с друзьями, прим..рять новый наряд, разр..дитъ ружье, прор..дитъ морковь, разв..вается флаг, разв..вается малыш, ч..столюбивый юноша, ч..стоплотная девушка, сп..шите текст, сп..шите запомнить, раск..лить докрасна, раск. .лоть орех, д..линареки, д..лекий друг, ум..лять о пощаде, ум..лятъ заслуги.
3. Сформулировать правило правописания о и е после шипящих:
О – е | ||||||
О | – | е | ||||
4. Выполнение упражнения 20.
5.Работа по карточкам. Два ученика работают по арточкам.
Карточка 1.
Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило.
Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш..н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, поч..тный гражданин, ч..порный человек, красные щ..ки, ш..в на платье, жужжанье пч..л, сдать зач..т, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ. .лку.
Карточка 2.
Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за:
Ученица, туча, улица, столица, луч, ключ, товарищ, обруч, полотенце, врач, деревце, плечо, ноша, свеча, камыш, морозец.