Разное

Приведите примеры проведения опыта: Приведите примеры: а) наблюдения физического явления — б) проведения опыта — в) О предсказания научной теорией — – Univerkov

Содержание

66 – Стр 2

3.Приведите пример деятельности с использованием общей схемы функционирования системы.

4.Что находится на втором уровне классификации систем по происхождению?

5.Опишите модель «белый ящик».

6.Что такое «развитие» ?

7.Назовите условия физической реализуемости моделей.

8.Каким является процесс построения содержательных моделей и

почему?

9.Каковы общие рекомендации по достижению полноты модели?

Вариант 6

1.Почему возникла религия (с позиции системного анализа) ?

2.Приведите классификацию систем по описанию переменных.

3.Что находится на втором уровне классификации систем по способам управления?

4.Что такое динамические модели систем?

5.Дайте определение графа. Из чего он состоит?

6.Что такое «функционирование» ?

7.Опишите искусственную систему, ее цель.

8.В чем разница субъективной и объективной цели?

9.Что такое классификация и зачем она нужна?

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМ. РОЛЬ ИЗМЕРЕНИЙ В СОЗДАНИИ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ

Информация – свойство материи. Сигнал в системе. Сигнал – материальный носитель информации. Сигнал – состояние объекта. Код – условие установления и сохранения сигнального соответствия состояния. Шум – воздействие, нарушающее код. Статический и динамический сигналы. Отношение между экспериментом и моделью. Пассивный и активный эксперименты. Измерения. Измерительные шкалы. Шкала наименований, порядковая, модифицированная порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная. Расплывчатость. Вероятность, случайность. Обработка экспериментальных данных. Классификационные и числовые модели. Особенности протоколов наблюдений.

Темы рефератов

1.Информационные аспекты работы автомобильных систем.

2.Повседневная практика автотранспортных предприятий с точки зрения теории эксперимента.

11

3.Использование измерительных шкал в практике автомобильного транспорта.

4.Место и роль теории вероятности в деятельности автоперевозчика.

Контрольные вопросы*

Вариант 1

1.По каким причинам возникает многоуровневая классификация?

2.Чем определяются методы нахождения управления и способы его осуществления?

3.В чем различие методов описания качественных переменных?

4.Чем обусловлено выделение 4-х основных типов управления в классификации по способам управления?

5.По каким причинам возникает необходимость управления по параметрам?

6.Чем отличается большая система от сложной?

7.Что представляет собой информация?

8.Дайте определение термина «помеха» .

9.Каковы отношения между экспериментом и теоретической моде-

лью?

10.Дайте определение пассивного эксперимента.

Вариант 2

1.Дайте определение термина «код».

2.Что является основанием первого уровня классификации систем по описанию переменных?

3.Дайте определение структурной адаптации.

4.В каких целях производят дифференциацию систем по степени энергетической обеспеченности?

5. Укажите способы перевода сложных систем в простые.

6.Перечислите типы сигналов, опишите их и приведите примеры.

7.Каково обязательное условие того, чтобы один объект содержал информацию о другом объекте?

8.По каким причинам возникает необходимость программного управления?

9.Почему единичная функция вещественного аргумента не может служить моделью сигнала и когда она обретает сигнальные свойства?

10.Дайте определение активного эксперимента.

Вариант 3

1.Что требуется для предсказания последствий управления?

2.В чем различие методов описания количественных переменных?

12

3.Приведите схему классификации систем по происхождению.

4.По каким причинам возникает необходимость автоматического регулирования?

5.Какие особенности управления дают основания для различения программного управления, автоматического регулирования, параметрической адаптации и структурной адаптации?

6.Перечислите условия работы моделей.

7.Что является признаком простоты системы?

8. Дайте определение термина «сигнал».

9.Что используется в качестве сигналов?

10.Обоснуйте необходимость сигналов.

Вариант 4

1.Дайте определение термина «помеха».

2.В чем различие методов описания качественных переменных?

3.Чем обусловлено выделение 4-х основных типов управления в классификации по способам управления?

4.Перечислите условия работы моделей.

5.Какие особенности управления дают основания для различения программного управления, автоматического регулирования, параметрической адаптации и структурной адаптации?

6.Укажите способы перевода больших систем в малые.

7.Дайте определение термина «код».

8.Обоснуйте необходимость сигналов.

9.Почему единичная функция вещественного аргумента не может служить моделью сигнала и когда она обретает сигнальные свойства?

10.Дайте определение активного эксперимента.

Вариант 5

1.По каким причинам возникает многоуровневая классификация?

2.Что требуется для предсказания последствий управления?

3. Что является основанием первого уровня классификации систем по описанию переменных?

4.Дайте определение структурной адаптации.

5.Чем отличается большая система от сложной?

6.Что является признаком простоты системы?

7.Перечислите типы сигналов, опишите их.

8.Что представляет собой информация?

9.Каковы отношения между экспериментом и теоретической моде-

лью?

10.Дайте определение пассивного эксперимента.

13

Вариант 6

1.Чем определяются методы нахождения управления и способы его осуществления?

2.В чем различие методов описания количественных переменных?

3.По каким причинам возникает необходимость управления по параметрам?

4.По каким причинам возникает необходимость автоматического регулирования?

5.По каким причинам возникает необходимость программного управления?

6.В каких целях производят дифференциацию систем по степени энергетической обеспеченности?

7.Укажите способы перевода сложных систем в простые.

8.Дайте определение термина «сигнал».

9.Что используется в качестве сигналов?

10.Каково обязательное условие того, чтобы один объект содержал информацию о другом объекте?

Тема 6. ВЫБОР, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Выбор – операция целенаправленных процессов.

Выбор – реализация цели. Множественность задач выбора, варианты выбора. Критериальный язык описания выбора. Классификация задач выбора и способов их решения. Язык бинарных отношений. Основные предположения языка бинарных отношений. Групповой выбор правила голосования. Выбор в условиях неопределенности, статической неопределенности. Правила “статической техники безопасности”. Оптимизационный подход, его ограниченность. Экспертные методы выбора. Человеко-машинные системы и выбор. Выбор и отбор. Взаимосвязь задач выбора.

Темы рефератов

1.Задачи выбора в теории транспортного процесса.

2.Способы решения задач выбора в теории транспортного процесса.

3.Экспертные методы выбора и теория транспортного процесса.

4.Оптимизация в планировании на автомобильном транспорте.

5.Критерии в деятельности автомобильного перевозчика.

Контрольные вопросы*

Вариант 1

1.Для чего приводится эксперимент?

2.Какова роль измерений при проведении опыта?

14

3.Что такое измерения?

4.На что опирается выбор шкалы измерения?

5.Приведите пример каждой задачи классифицируемых моделей.

6.Приведите определение термина «выбор».

7.Приведите основные варианты реализации каждой компоненты ситуации выбора и их примеры.

8.Опишите возможность проведения опытов с системами на примере модели «черный ящик».

9.Объясните на примере второй принцип современного понятия эксперимента.

10.Когда обработка результатов эксперимента является самостоятельным этапом? Где его место?

Вариант 2

1.Приведите современное понятие измерений.

2.Объясните на примере первый принцип современного понятия эксперимента.

3.От чего зависит качество информации?

4. К чему приводит использование более слабой шкалы ?

5.Приведите пример каждой задачи числовых моделей.

6.Какова роль выбора в любой деятельности вообще?

7.Для чего и как используется критериальный язык?

8.Когда обработка результатов эксперимента является самостоятельным этапом? Где его место?

9.Каковы особенности протокола наблюдений?

10.На что опирается выбор шкалы измерения?

Вариант 3

1.Опишите возможность проведения опытов с системами на примере модели «черный ящик».

2.Объясните на примере второй принцип современного понятия эксперимента.

3.Как получить нужную информацию?

4.Приведите пример использования результатов эксперимента.

5.Опишите особенности числовых моделей обработки информации.

6.Что значит «сделать правильный выбор» ?

7.Для чего необходимы постановки многокритериальных задач?

8.Опишите процесс принятия решения.

9.Приведите пример равноважных критериев.

10.В чем заключается множественность задач выбора?

15

Вариант 4

1. Опишите возможность проведения опытов с системами на примере модели состава группа.

2.Объясните на примере третий принцип современного понятия эксперимента.

3.От чего зависит качество информации?

4.Когда обработка результатов эксперимента является самостоятельным этапом? Где его место?

5.Каковы особенности протокола наблюдений?

6.Что заключается в содержании термина «выбор» ?

7.Приведите пример равноважных критериев.

8.Приведите классификацию шкал измерений на примерах.

9.Опишите особенности классифицируемых моделей обработки информации.

10.На что опирается выбор шкалы измерения?

Вариант 5

1.Опишите возможность проведения опытов с системами на примере модели структуры системы.

2.Объясните на примере четвертый принцип современного понятия эксперимента.

3.Какова роль степени соответствия между состояниями и их обозначениями?

4.По каким моделям производится обработка информации?

5.Для чего проводится эксперимент?

6. Опишите процесс принятия решения.

7.Приведите пример равноважных критериев.

8.От чего зависит качество информации?

9.К чему приводит использование более слабой шкалы?

10.Приведите пример каждой задачи числовых моделей.

Вариант 6

1.Опишите возможность проведения опытов с системами на примере модели «белый ящик» .

2.Что включается в современное понятие измерений?

3.Приведите классификацию шкал измерений на примерах.

4.Опишите особенности классифицируемых моделей обработки информации.

5.Что должно обоснованно использоваться при проведении эксперимента?

6.В чем заключается множественность задач выбора?

16

7.Приведите на примерах разницу между «свертыванием критериев

водин» и «приоритетом важнейшего критерия» .

8.Как получить нужную информацию?

9.Приведите пример использования результатов эксперимента.

10.Опишите особенности числовых моделей обработки информации.

Тема 7. ДЕКОМПОЗИЦИЯ И АГРЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Аналитический и синтетический подходы в системных исследованиях. Причины более широкого использования анализа. Особенности аналитического и синтетического подходов. Модели систем как основания декомпозиции. Декомпозиция и агрегирование. Формальная и содержательная модели. Проблема полноты модели. Алгоритмизация декомпозиции. Компромисс между полнотой и простотой анализа. Типы сложности. Эмерджентность – внутренняя целостность системы. Эмерджентность – результат агрегирования. Виды агрегирования. Конфигуратор.

Темы рефератов

1.Использование анализа и синтеза в исследовании функционирования транспортных систем.

2.Модели описания функционирования транспортных систем и вопросы полноты.

3.Теория исследования систем и автомобильные перевозки.

4.Удовлетворение интересов потребителей – модель основания декомпозиции в системных исследованиях на автомобильном транспорте.

Контрольные вопросы*

Вариант 1

1. Как Вы понимаете описание выбора на языке бинарных отноше-

ний?

2.Объясните на примере четвертое правило статистической техники безопасности.

3.В чем заключается оптимизационный подход выбора?

4.На примере объясните разницу между разовым и повторным вы-

бором.

5.В чем заключается единство анализа и синтеза?

6.Существует ли отдельно синтез и анализ друг без друга? Обоснуй-

те ответ.

7.Выберите проблему и опишите ее жизненный цикл с помощью декомпозиции Янга.

17

Вариант 2

1.Как Вы понимаете описание выбора как материального объекта?

2.Объясните на примере пятое правило статистической техники безопасности.

3.На примере приведите выбор с помощью оптимизационного подхода и отметьте его недостатки.

4.На примере объясните разницу между индивидуальным и многосторонним выбором.

5.Какое влияние на целостность системы оказывает синтез?

6.В чем заключается аналитический метод исследования?

7.Выберите проблему и опишите ее жизненный цикл с помощью декомпозиции Федоренко.

Вариант 3

1.Приведите пример использования группового выбора.

2.Назовите позиции неопределенности статистических данных. Когда она имеет место?

3.На примере приведите выбор с помощью оптимизационного подхода и отметьте его достоинства.

4.На примере объясните разницу между выбором в условиях определенности и неопределенности.

5.Какое влияние на целостность системы оказывает анализ?

6.В чем заключается синтетический метод исследования?

7.Выберите проблему и опишите ее жизненный цикл с помощью декомпозиции Никанорова.

Вариант 4

1.Объясните на примере первое правило статистической техники безопасности.

2.Что такое статистическая процедура?

3.Нужно ли увязывать критерии подсистем с критериями системы?

Почему?

4.На примере объясните разницу между коалиционным, кооперативным и конфликтным выбором.

5.Объясните разницу между значением анализа и значением синте-

за.

6.Есть ли отличие в выполнении операции дезагрегирования различными исследованиями?

7.Выберите проблему и опишите ее жизненный цикл с помощью декомпозиции Черняка.

18

Вариант 5

1.Объясните на примере второе правило статистической техники безопасности.

2.Приведите все известные Вам определения термина «выбор» .

3.Какова роль ограничений в процессе выбора?

4.Что такое декомпозиция?

5.Проведите поэтапный анализ объекта, предложенного Вами.

6.Почему необходимо выполнять дезагрегирование?

7.Какие различия могут возникнуть на эвристических этапах системного анализа?

Вариант 6

1.Объясните на примере второе правило статистической техники безопасности.

2.В чем заключается оптимизационный подход выбора?

3.Что такое оптимизация? Где и как она используется?

4.Что такое агрегирование?

5.Проведите поэтапный синтез объекта, предложенного Вами.

6.Выберите проблему и опишите ее жизненный цикл с помощью декомпозиции Опнера.

7.Дайте ответ на вопрос: «Модель какой системы взять в качестве основания декомпозиции» ?

Тема 8. НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Системный анализ есть прикладная диалектика. Проблематика, методы построения. Цели. Опасность подмены целей средствами. Влияние ценностей на цели. Множественность целей. Динамика целей. Критерии, их формирование. Критерий как модель цели. Критерии и ограничения. Генерация альтернатив. Способы увеличения альтернатив. Способы сокращения альтернатив. Алгоритмы проведения системного анализа. Компоненты системных исследований. Внедрение результатов анализа.

Темы рефератов

1. Проблемы и проблематика транспортного обслуживания предпри-

ятий.

2.Критерии качества транспортного обслуживания.

3.Транспортный процесс и его элементы как компоненты системных исследований.

4.Передовой опыт предприятий автомобильного транспорта. Проблема внедрения результатов анализа.

19

Контрольные вопросы*

Вариант 1

1.Модель какой системы можно взять в качестве основания декомпозиции?

2.Какие модели пригодны для декомпозиции?

3.Как влияет уровень сложности системы на алгоритм ее анализа?

4. Объясните термин «нулевое приближение» и причину его возникновения.

5.Совместимы ли системы ценностей? Почему?

6.Раскройте понятие целостности систем. Приведите пример ее существования.

7.Объясните словами причины споров «о степени научности системного анализа» .

Вариант 2

1.Приведите на примере решение дилеммы полноты и простоты декомпозиции.

2.Как достигается компромисс между полнотой и простотой декомпозиции?

3.Что учитывается в формулировке конкретной проблемы заказчи-

ком?

4.С чего начинается системное исследование проблемы?

5.Что происходит на этапе выявления проблемы?

6.Как преодолевается неинформированность?

7.Что такое сложность из-за неинформированности?

Вариант 3

1.Как решить вопрос о количестве повторений процедуры декомпо-

зиции?

2.Объясните на примере компромиссы между принципами полноты

ипростоты декомпозиции.

3.Какой метод проблематики Вы знаете? Приведите пример его применения.

4.Как и для чего осуществляется формулирование проблематики?

5.Модель какой системы можно взять в качестве основания декомпозиции?

6.Какие модели пригодны для декомпозиции?

7.Как влияет уровень сложности системы на алгоритм ее анализа?

Вариант 4

1. Что такое сложность из-за неинформированности?

20

СХ: как создавать брендированный потребительский опыт? | Plenum.cx

Мыслить о продуктах и сервисах с точки зрения Customer Experience на сегодня уже вполне сформированный тренд. Но на русском о СХ по-прежнему пишут мало. Мы решили исправить ситуацию и рассказать о своем подходе к созданию потребительского опыта.

Дословно СХ — Customer Experience – это опыт потребителя. По сути — это взаимодействие человека с брендом во всех точках контакта. Именно этот опыт, накопленный в различных ситуациях, формирует общее восприятие бренда.

Понять, что такое СХ поможет простой пример взаимодействия человека и собаки. Предположим, что первый контакт у человека происходит еще со щенком: он гладит его и чешет. Из полученного опыта он делает вывод – собаки милые и их приятно гладить.

Вторая точка контакта – человек видит собаку, она резвится и играет в парке. Новый опыт говорит, что собаки не только милые, но еще дружелюбные и энергичные.

В третьей точке контакта собака кусает человека. У него возникает диссонанс, накопленный опыт разваливается. Негативное восприятие начинает превалировать, и, несмотря на предыдущие положительные точки контакта, собаки для него теперь агрессивные и опасные. Историю о том, как его покусала собака, человек рассказывает в своём окружении, и это окружение тоже начинает воспринимать собак с опаской.

Что такое СХ, и что он в себя включает?

Еще один важный момент, который показывает этот пример: для того, чтобы человек сформировал свое мнение о чем-то, ему достаточно наблюдения или чьего-то пересказа.

Так и с брендом: человек накапливает опыт и формирует картинку восприятия бренда исходя из того, каким был этот опыт в каждой из точек контакта, положительным или отрицательным для него, а также получая информацию извне. Масштабную рекламную кампанию, удобное приложение и низкие цены за поездку легко может перечеркнуть личная встреча с хамоватым водителем или подобный опыт друзей.

Коммуникация помогает бренду на этапе привлечения аудитории, а СХ – на этапе удержания.

В современной экономике конкуренция брендов настолько высока, что задача уже не столько в привлечении клиентов, сколько в том, чтобы клиенты оставались с брендом надолго. Поэтому главной метрикой эффективности сегодня являются не продажи, как раньше, а LTV (Lifetime Value), то есть то, сколько человек тратит на протяжении всего периода взаимодействия с брендом. Если СХ простроен грамотно, потребители становятся дополнительным каналом коммуникации и бесплатно продвигают бренд, кроме того, что потребляют его продукты и услуги.

Какова роль СХ в создании и развитии бренда?


СХ — это история, в первую очередь, про эмоциональное впечатление и привязку к бренду. Это ощущения «на кончиках пальцев», которые сложно сформулировать или рационализировать, но они мотивируют снова и снова пользоваться товаром или услугой.

СХ нужен любому сервисному бизнесу в ритейле, digital и корпоративном брендинге. В значительно меньшей степени он нужен FMCG-сектору.

Какому бизнесу в первую очередь нужен CX?

Хороший пример продуманного СХ – «ВкусВилл». Они позиционирут себя как честный, простой, открытый магазин, который работает не ради выгоды, а на благо других. Их торговые точки выглядят «аскетично», это транслирует их честность и акцент на качестве. У них незамысловатая, базовая упаковка: так они показывают, что берут деньги не за маркетинг и брендинг, а за качество продуктов. Офис компании тоже выглядит скромно, даже по-советски. В компании не считают, что должны в него вкладываться. Весь этот опыт в каждой точке контакта создает целостность бренда, в основе которой – простота.

Приведите яркие примеры работающего СХ


Отсюда вывод, что опыт нельзя делить на плохой и хороший. Скорее, он может быть подходящим или неподходящим позиционированию бренда и его ЦА. Мы видим, что крупные и успешные бренды на западном и российском рынках сегодня держат курс не на усредненный идеальный опыт, а на предоставление разнообразного уникального опыта, соответствующего стратегии бренда.

На рынке сегодня есть отличные специалисты по СХ, которые, тем не менее, не встраивают его в бренд-стратегию, не связывают с показателями здоровья бренда, не думают о том, как это отразится на всем бизнесе.

Мы же создаем брендированный потребительский опыт, считая его частью бренд-стратегии. И речь не о «дотягивании» сервиса или продукта до минимального гигиенического уровня. В первую очередь, мы думаем о том, как сделать сервис или продукт отличным от других, подчеркнуть его уникальность, характер и позиционирование в каждой точке контакта.

Мы пришли к тому, что важно не просто работать над симптомами, обсуждая проблемы с позиции наблюдателя, а «копать» глубже: выходить «в поля», испытывать на себе сервис клиента, снимать обратную связь от аудитории бренда и производить изменения в нужной точке без лишних затрат.

В чём отличие подхода «Пленума» к разработке CX?

Идеальный сценарий – когда в штате есть не просто человек, обладающий необходимыми знаниями, а отдел, в котором разрабатываются и тестируются идеи. Разработка СХ – это сложный процесс, требующий изменений практически на всех уровнях в компании и вовлечения большого числа сотрудников. Такую работу невозможно провернуть без команды.

На таких проектах в «Пленуме» мы проводим воркшопы с ключевыми лицами и плотно общаемся с персоналом компании. В дальнейшем это помогает сотрудникам понять ценность последующих изменений и создавать СХ на местах.

Может ли компания самостоятельно разработать CX? В чем тогда состоит роль агентства?

1. Проведение и предоставление исследований рынка;

2. Анализ текущей ситуации клиента;

3. Разработка СХ-стратегии, актуальной задачам клиента и ожиданиям аудитории;

4. Вдохновление команды клиента на изменения;

5. Помощь во внедрении всех разработанных изменений;

6. Сведение всей информации в рабочий документ, следующий из бренд-стратегии.

Если обобщить, то роль агентства в разработке СХ заключается в следующем:


Клиент получает четкий гайд, то есть набор действий, которые помогут привести все точки контакта в соответствие со стратегией. Дальше клиент начинает внедрять изменения и смотреть на реакцию потребителей, ведь дорожная карта опыта – это напутствие, а не догма.

Что получает клиент как результат СХ-стратегии?


Вообще работа над СХ — непрерывная деятельность, в которой важно постоянно следить за внедрениями и снимать обратную связь со своей аудитории: чувствует ли она изменения и как на них реагирует.

Для внедрения СХ нужен постоянный менеджмент. У «Пленума» есть мощности для того, чтобы помогать управлять процессом внедрения опыта. Внутри агентства мы полностью разрабатываем стратегию и дизайн, а дальше помогаем клиенту простраивать точки контакта на уровне сопровождения.

Авторы


Олег Ан

Контент-менеджер

Валерия Кадина

Старший стратег

Екатерина Автейкина

Стратег

Вячеслав Лих

Стратег

Мария Друганова

PR-директор

Дата: 13 октября 2017

Другие статьи

Customer Experience — что делать бренду на своей территории

Элементы бренда

Аккаунт-менеджер — свой среди чужих, чужой среди своих

Лабораторный эксперимент: примеры и сильные стороны

Что вы представляете, когда слышите слово «лаборатория»? Вы представляете себе людей в белых халатах, очках и перчатках, стоящих над столом с мензурками и пробирками? Что ж, в некоторых случаях эта картина довольно близка к реальности. В других лабораторных экспериментах, особенно в психологии, больше внимания уделяется наблюдению за поведением в строго контролируемых условиях, чтобы установить причинно-следственные связи. Давайте рассмотрим лабораторные эксперименты дальше.

  • Мы собираемся углубиться в тему лабораторных экспериментов в контексте психологии.
  • Мы начнем с определения лабораторного эксперимента и того, как лабораторные эксперименты используются в психологии.
  • Далее мы рассмотрим, как можно проводить лабораторные эксперименты в психологии и когнитивные лабораторные эксперименты.
  • И, наконец, мы также исследуем сильные и слабые стороны лабораторных экспериментов.

Лабораторный эксперимент Психология Определение

По названию вы, вероятно, догадались, что лабораторные эксперименты происходят в лабораторных условиях. Хотя это не всегда так, иногда они могут возникать в других контролируемых средах. Цель лабораторных экспериментов состоит в том, чтобы определить причину и следствие явления путем экспериментирования.

Лабораторный эксперимент — это эксперимент, в котором используются тщательно контролируемые настройки и стандартизированная процедура для точного измерения того, как изменения независимой переменной (IV; изменяющаяся переменная) влияют на зависимую переменную (DV; измеряемая переменная).

В лабораторных экспериментах IV — это то, что исследователь предсказывает как причину явления, а зависимая переменная — это то, что исследователь предсказывает как следствие явления.

Лабораторный эксперимент: психология

Лабораторные эксперименты в психологии используются при попытке установить причинно-следственные связи между переменными. Например, исследователь использовал бы лабораторный эксперимент, если бы изучал, как сон влияет на память.

Большинство психологов считают психологию разновидностью науки. Поэтому они утверждают, что протокол, используемый в психологических исследованиях, должен напоминать протокол, используемый в естественных науках. Для того, чтобы исследование стало научным , должны быть учтены три существенных признака:

  1. Эмпиризм – результаты должны быть наблюдаемы с помощью пяти органов чувств.
  2. Надежность – если исследование было повторено, должны быть получены аналогичные результаты.
  3. Валидность — расследование должно точно измерить то, что оно намеревается.

Но соответствуют ли лабораторные эксперименты этим требованиям исследований в области естественных наук? Если сделать правильно, то да. Лабораторные эксперименты носят эмпирический характер, поскольку в них исследователь наблюдает за изменениями, происходящими в DV. Надежность устанавливается с помощью стандартизированной процедуры в лабораторных экспериментах .

Стандартная процедура — это протокол , в котором указано, как будет проведен эксперимент . Это позволяет исследователю обеспечить использование одного и того же протокола для каждого участника, повышая внутреннюю надежность исследования.

Стандартные процедуры также используются, чтобы помочь другим исследователям воспроизвести исследование, чтобы определить, измеряют ли они аналогичные результаты.

Разные результаты отражают низкую надежность.

Валидность — еще одна особенность рассматриваемого лабораторного эксперимента. Лабораторные эксперименты проводятся в тщательно контролируемых условиях, где исследователь имеет наибольший контроль по сравнению с другими экспериментами до предотвращает влияние посторонних переменных на DV .

Посторонние переменные – это факторы, отличные от IV, влияющие на DV; поскольку это переменные, в изучении которых исследователь не заинтересован, они снижают достоверность исследования.

Есть проблемы с достоверностью лабораторных экспериментов, о которых мы поговорим чуть позже!

Рис. 1. Лабораторные эксперименты проводятся в тщательно контролируемых условиях.

Примеры лабораторных экспериментов: исследование Asch на соответствие

Исследование соответствия Asch (1951) является примером лабораторного эксперимента. Исследование было направлено на то, чтобы определить, заставит ли присутствие и влияние других участников изменить свой ответ на простой вопрос. Участникам давали два листа бумаги, на одном была изображена «целевая линия», а на других три, один из которых напоминал «целевую линию», а другие были разной длины.

Участники были разделены на группы по восемь человек. Участники не знали, что остальные семеро были сообщниками (участниками, тайно входившими в состав исследовательской группы), которым было приказано дать неверный ответ. Если реальный участник изменил свой ответ в ответ, это будет примером соответствия.

Аш контролировал место, где велось расследование, построил надуманный сценарий и даже контролировал сообщников, которые должны были повлиять на поведение реальных участников, чтобы измерить DV.

Некоторые другие известные примеры исследований, которые являются примерами лабораторных экспериментов, включают исследования, проведенные Милгрэмом (исследование послушания) и Лофтус, и исследование точности показаний свидетелей Палмера . Эти исследователи, вероятно, использовали этот метод из-за того, что некоторые из их сильные стороны , например, их высокий уровень контроля .

Примеры лабораторных экспериментов: когнитивные лабораторные эксперименты

Давайте посмотрим, что может повлечь за собой когнитивный лабораторный эксперимент. Предположим, исследователь заинтересован в изучении того, как сон влияет на показатели памяти, используя тест MMSE. В теоретическом исследовании равное количество участников было случайным образом распределено на две группы; лишенный сна по сравнению с хорошо отдохнувшим. Обе группы завершили тест памяти после целой ночи сна или бодрствования всю ночь.

В этом исследовательском сценарии DV можно определить как память тест баллов , а IV как то, были ли участники лишены сна или хорошо отдохнули.

Некоторые примеры посторонних переменных, контролируемых исследованием, включают исследователей, гарантирующих, что участники не заснули, участники проходили тест в одно и то же время, и участники в хорошо отдохнувшей группе спали в течение того же времени.

Лабораторный эксперимент Преимущества и недостатки

Важно учитывать преимущества и недостатки лабораторных экспериментов . Преимущества включают строго контролируемую обстановку лабораторных экспериментов, стандартизированные процедуры и причинно-следственные выводы , которые можно сделать. К недостаткам относятся низкая экологическая достоверность лабораторных экспериментов и характеристики спроса, которые могут предъявить участники.

Рис. 2. Лабораторные эксперименты имеют свои преимущества и недостатки.

Сильные стороны лабораторных экспериментов: тщательно контролируемые

Лабораторные эксперименты проводятся в хорошо контролируемых условиях. Все переменные, в том числе посторонние и смешанные переменные , жестко контролируются в исследовании. Таким образом, риск того, что экспериментальные результаты будут затронуты посторонними или искажающими факторами, снижается . В результате хорошо контролируемый дизайн лабораторных экспериментов подразумевает, что исследование имеет высокую внутреннюю достоверность .

Внутренняя валидность означает, что в исследовании используются меры и протоколы, которые измеряют именно то, что оно предназначено, то есть то, как только изменения в IV влияют на DV.

Сильные стороны лабораторных экспериментов: стандартизированные процедуры

Лабораторные эксперименты имеют стандартные процедуры, что означает, что эксперименты воспроизводимы , и все участники тестируются в одинаковых условиях. Таким образом, стандартизированные процедуры позволяют другим воспроизвести исследование, чтобы определить, является ли исследование надежным и не являются ли результаты разовым результатом. В результате воспроизводимость лабораторных экспериментов позволяет исследователям проверить достоверность исследования .

Сильные стороны лабораторных экспериментов: выводы о причинно-следственных связях

Хорошо спланированный лабораторный эксперимент позволяет сделать выводы о причинно-следственных связях. В идеале лабораторный эксперимент может жестко контролировать все переменные , включая посторонние и смешанные переменные. Таким образом, лабораторные эксперименты дают исследователям большую уверенность в том, что внутривенное введение вызывает любые наблюдаемые изменения в ДВ.

Недостатки лабораторных экспериментов

Ниже мы представим недостатки лабораторных экспериментов. Это обсуждает экологическую обоснованность и характеристики спроса.

Слабые стороны лабораторных экспериментов: Низкая экологическая достоверность

Лабораторные эксперименты имеют низкую экологическую достоверность потому что они проводятся в искусственном исследовании которое не отражает реальную обстановку . В результате результаты, полученные в ходе лабораторных экспериментов, могут быть сложно обобщить на реальную жизнь из-за низкой приземленной реалистичности. Обыденный реализм отражает степень сходства материалов лабораторных экспериментов с реальными событиями.

Недостатки лабораторных экспериментов: характеристики спроса

Недостаток лабораторных экспериментов заключается в том, что условия исследования могут привести к характеристикам спроса .

Характеристики спроса — это сигналы, которые информируют участников о том, что экспериментатор ожидает найти или о том, как участники должны себя вести.

Участники осознают, что участвуют в эксперименте. Таким образом, у участников могут быть некоторые представления о том, что от них ожидается в ходе расследования, что может повлиять на их поведение. В результате характеристики спроса, представленные в лабораторных экспериментах, могут, вероятно, изменить результаты исследования , уменьшить достоверность результатов .


Лабораторный эксперимент – основные выводы

  • Определение лабораторного эксперимента – это эксперимент, в котором используются тщательно контролируемые условия и стандартизированная процедура для установления того, как изменения независимой переменной (IV; изменяющаяся переменная) влияют на зависимую переменную (DV; измеряемая переменная).

  • Психологи стремятся к тому, чтобы лабораторные эксперименты были научными и должны быть эмпирическими, надежными и действительными.

  • Исследование соответствия Asch (1951) является примером лабораторного эксперимента. Исследование было направлено на то, чтобы определить, заставит ли присутствие и влияние других участников изменить свой ответ на простой вопрос.

  • Преимуществами лабораторных экспериментов являются высокая внутренняя достоверность, стандартизированные процедуры и возможность делать выводы о причинно-следственных связях.

  • Недостатками лабораторных экспериментов являются низкая экологическая обоснованность и востребованность.

Примеры научного метода и 6 основных этапов

  • ОПИСАНИЕ

    исследователь и пробирка со списком 6 этапов научного метода / через Getty, созданный YourDictionary

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Научный метод — это процесс, созданный в семнадцатом веке, посредством которого гипотезы разрабатываются, проверяются и либо подтверждаются, либо опровергаются. Это организованный процесс определения точности научных теорий путем тщательного наблюдения и экспериментирования.

Шесть шагов научного метода

Научный метод используется при создании и проведении эксперимента. Цель научного метода состоит в том, чтобы систематически проверять идеи и сообщать о результатах в процессе научного исследования. Ключевым компонентом использования научного метода является то, что он гарантирует, что эксперимент может быть воспроизведен кем угодно. Если это невозможно, то результаты считаются недействительными.

Научный метод состоит из шести шагов:

  1. Определение цели
  2. Построить гипотезу
  3. Проверка гипотезы и сбор данных
  4. Анализ данных
  5. Сделать вывод
  6. Сообщить результаты

Прежде чем вы сможете правильно использовать научный метод в своих собственных экспериментах, вы должны хорошо понимать независимые и зависимые переменные. Чтобы лучше понять, как работает научный метод в действии, рассмотрите следующие примеры простых экспериментов, которые вы можете попробовать сами в повседневной жизни.

Реклама

Пример №1: Замерзание воды

Подумайте, как научный метод применяется в этом простом эксперименте с замерзающей водой в двух разных условиях.

  1. Определить Цель: Я хочу знать, вода замерзает быстрее сама по себе или с добавлением сахара.
  2. Конструктивная гипотеза: Нулевая гипотеза состоит в том, что не будет разницы в том, сколько времени потребуется воде, чтобы замерзнуть, независимо от того, добавлен ли в нее сахар. Альтернативная гипотеза состоит в том, что будет статистически значимая разница во времени замораживания между двумя сценариями.
  3. Проверка гипотезы и сбор данных: Наполните два одинаковых контейнера одинаковым количеством воды комнатной температуры. Добавьте отмеренное количество сахара в одну из емкостей. Поместите два контейнера в морозильную камеру. Через равные промежутки времени в 15 минут открывайте морозильную камеру и наблюдайте за состоянием воды в каждой емкости.
    Продолжайте, пока оба полностью не замерзнут. Запишите время, за которое каждый контейнер с водой полностью замерзнет.
  4. Данные анализа: Посмотрите, сколько времени потребовалось для замерзания каждого контейнера с водой. Вода с добавленным сахаром замерзала значительно дольше или меньше?
  5. Сделайте вывод: По результатам эксперимента сделайте вывод, замерзает ли вода с сахаром быстрее, медленнее или с той же скоростью, что и вода без добавления сахара.
  6. Сообщить о результатах: Сообщите о своих выводах в виде письменного отчета в виде устной презентации.

В этом эксперименте вы можете изменить количество добавляемого сахара (на шаге 3 описанного выше научного метода), чтобы посмотреть, повлияет ли это на результаты. Это может быть более надежный эксперимент, поскольку тогда у вас будут дополнительные данные для отчета.

Реклама

Пример #2: Выращивание растений фасоли

Вот еще один пример использования научного метода для изучения мира природы.

  1. Определить Цель: Я хочу знать, будет ли бобовое растение расти быстрее снаружи или внутри. Для целей этого эксперимента вы можете выбрать временные рамки в три недели.
  2. Конструктивная гипотеза: Нулевая гипотеза состоит в том, что нет никакой разницы между выращиванием фасоли в помещении или на открытом воздухе. Альтернативная гипотеза состоит в том, что существует статистически значимая разница между двумя ситуациями выращивания растений фасоли.
  3. Проверка гипотезы и сбор данных: Посадите четыре растения фасоли в одинаковые горшки, используя один и тот же тип почвы. Поместите два из них на открытом воздухе, а два других — в помещении. Старайтесь выбирать места, где растения будут получать одинаковое количество солнечного света. Ухаживайте за растениями одинаково, например, давайте одинаковое количество воды. Затем каждый день в течение трехнедельного экспериментального периода наблюдайте и измеряйте рост растений.
    Внимательно запишите размер каждого растения в тетрадь.
  4. Анализ данных: Просмотрите данные и определите, как развивались растения в обеих средах в течение трех недель. Вы можете найти среднее между двумя комнатными растениями, чтобы определить «типичный» рост комнатных растений, проделав то же самое для двух уличных растений, чтобы рассчитать «типичный» рост уличных растений.
  5. Сделать вывод: Основываясь на собранных вами данных, определите, есть ли окончательный ответ на вопрос, будет ли бобовое растение, помещенное внутри или снаружи, расти быстрее.
  6. Сообщить о результатах: Подготовить способ представления результатов эксперимента, например, в виде письменного отчета, презентации в виде слайд-шоу или демонстрации на научной ярмарке.

Реклама

Пример #3: Подсчет автомобилей

Применение научного метода также включает простое наблюдение.

  1. Определить Цель: Я хочу знать, используют ли водители-одиночки незаконно полосу для совместного использования автомобилей на автостраде в моем городе, и если да, то насколько распространена эта проблема.
  2. Построение гипотезы: Нулевая гипотеза может состоять в том, что нет людей, которые едут в одиночку и используют полосу движения на автостраде. Альтернативная гипотеза может заключаться в том, что значительное количество водителей-одиночек используют полосу для совместного использования автомобилей.
  3. Проверка гипотезы и сбор данных: Чтобы проверить эту гипотезу, вы можете найти удобную для пешеходов эстакаду, с которой вы сможете наблюдать за полосой движения автомобилей на автостраде. В течение 60-минутного периода в час пик вы подсчитываете количество транспортных средств на общей полосе с минимальным количеством пассажиров, чтобы претендовать на полосу, а также отдельно подсчитываете количество транспортных средств с водителями-одиночками. (Для целей этого эксперимента мы могли бы проигнорировать исключения для конкретных мест, например, как в некоторых штатах разрешено движение электромобилей по общей полосе независимо от количества пассажиров. )
  4. Анализ данных: Просмотрите свои данные. Вы можете рассчитать процент транспортных средств, в которых есть водители-одиночки.
  5. Сделайте вывод: На основе собранных вами данных решите, использовало ли значительное количество водителей-одиночек полосу для совместного использования автомобилей в течение периода наблюдения.
  6. Сообщить результаты: Представьте свои выводы в письменной или устной презентации.

Хотя одна выборка за один час пик в одном месте может не отражать город в целом, такого рода наблюдения могут стать отличной отправной точкой для дальнейшего изучения и анализа.

Реклама

Понимание научного метода

Процесс проведения эксперимента с использованием научного метода гарантирует, что ваша работа хорошо продумана и организована, а все данные записаны и могут быть легко переданы. Это, наряду с возможным воспроизведением обстоятельств эксперимента, уменьшает любую предвзятость со стороны ученого, проводящего эксперимент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *