Разное

Принципы и закономерности воспитания: 4. Закономерности и принципы воспитания

4. Закономерности и принципы воспитания

Закономерности как основа построения воспитательного процесса. Система принципов воспитания, их диалектика.

Для воспитательного процесса, как и для любого другого, характерны свои закономерности. Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Выявление закономерностей является одной из постоянных задач педагогики. Необходимо отметить, что в педагогической науке проблема закономерностей воспитания является сложной и не до конца разрешенной. В свое время на важность знания закономерностей указывал К. Д. Ушинский, подчеркивая, что именно на них строятся основные правила педагогической деятельности. Можно выделить следующие закономерности.

  1. Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.

  2. Воспитание и обучение органично взаимосвязаны и определяют процесс развития личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. С другой стороны, само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, в формировании различных отношений, в частности, таких как прилежание, упорство и т.д.

  3. В воспитательном процессе органично связаны взаимодействие семьи, школы и общества. Положительный результат воспитания возможен лишь в том случае, если действия общественных структур, семьи и школы будут согласованы, основываться на единстве позиций и требований к ребенку.

  4. Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. Единство этих компонентов обеспечивает логику и эффективность воспитательного процесса. Определяющим компонентом является цель, в зависимости от нее педагог выбирает специфическое содержание и методы, позволяющие раскрыть содержание и достичь поставленную цель.

  5. В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. Он организует деятельность, создает благоприятные условия для развития личности, оказывает определенное воздействие на ребенка своей личностью, имеющимися знаниями, опытом. Цель воспитательных воздействий можно достичь только при добровольном, сознательном включении детей в совместный процесс воспитания, в котором сами дети оказывают определенное влияние на педагога. Их собственная активность определяет успешность личностного развития.

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов. Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. К принципам воспитания относят:

    1. целенаправленность;

    2. связь воспитания с жизнью;

    3. гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;

    4. опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;

    5. учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;

    6. необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;

    7. воспитание в коллективе;

    8. единство, целостность и преемственность в воспитании.

В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.

Принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания.

Принцип природосообразности, разработанный Я. А. Коменским, требует организовывать воспитание на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитывать сообразно природным, врожденным, особенностям ребенка.

В основе принципа культуросообразности, предложенным Ф. Дистервегом, лежит идея о том, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфики региона.

Сущность принципа персонификации (от лат. persona – личность, facere – делать) заключается в оказании помощи детям в становлении, в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.

Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Реализация принципа дифференциации направлена на учет типичных социально-психологических особенностей групп детей, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.

Все принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга. Они, как регуляторы, задают «русло» протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.

Вопросы и задания:

  1. Какова роль закономерностей и принципов в регулировании профессионально-педагогической деятельности?

  2. Проанализируйте различные подходы авторов учебных пособий и учебников педагогики к выделению и характеристике закономерностей и принципов воспитания. Обоснуйте свое отношение к ним.

  3. Предложите пути реализации принципов воспитания в конкретных условиях образовательного учреждения.

Закономерности и принципы воспитания в педагогике

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Определение 2

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Определение 3

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

 Дифференциация

Определение 4

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Введение в профессию педагога

Следующая статья

Теория воспитания

  • Авторитарность
  • Введение в профессию педагога
  • Возникновение и развитие педагогической профессии
  • Дети с нарушением ОДА
  • Задачи воспитания
  • Все темы по педагогике
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Все предметы

Узнать подробнее

  • Внедрение инновационных процессов в образование

    • Вид работы:

      Научная статья

    • Выполнена:

      21 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Государственные традиционные ценности

    • Вид работы:

      Кейс

    • Выполнена:

      23 января 2023 г.

    • Стоимость:

      4 500 руб

    Заказать такую же работу

  • Придумайте дидактическую игру для детей дошкольного возраста с математическими материалами ММонтессори

    • Вид работы:

      Домашняя работа

    • Выполнена:

      12 января 2023 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Диагностический инструментарий на определение интересов средней общеобразовательной школы

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      15 октября 2022 г.

    • Стоимость:

      2 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Тема Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      21 сентября 2022 г.

    • Стоимость:

      3 500 руб

    Заказать такую же работу

  • Использование игровой зависимости школьников в образовательных целях

    • Вид работы:

      Научная статья

    • Выполнена:

      23 августа 2022 г.

    • Стоимость:

      3 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по педагогике

    Новое обучение: принципы и модели педагогики

    Об этом курсе

    32 677 недавних просмотров

    Образование находится в состоянии постоянного изменения – переход от традиционной архитектуры и практики к новой экологии преподавания и обучения под влиянием огромных социальных и технологических изменений нашего времени. Какие изменения происходят сегодня на рабочих местах, в общественной жизни и в повседневной жизни сообщества? Каково их значение для образования? Каково возможное влияние современных социальных преобразований на преподавание и обучение, в том числе в области технологий, средств массовой информации, глобализации, разнообразия, изменения форм работы в «обществе знаний» и, в этих контекстах, изменения потребностей и чувств учащихся? Этот курс исследует три педагогические парадигмы: «дидактическое», «аутентичное» и «преобразующее» обучение. Для определения современных аспектов того, что мы называем «новым обучением», требуется историческая перспектива. Он готовит участников к осознанному выбору и увязыванию конкретных теорий/подходов к обучению с индивидуальными и групповыми целями обучения.

    Гибкие сроки

    Гибкие сроки

    Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

    Общий сертификат

    Общий сертификат

    Получите сертификат по завершении

    100% онлайн

    100% онлайн

    Начните сразу и учитесь по собственному графику.

    Начальный уровень

    Начальный уровень

    Часов для прохождения

    Прибл. 15 часов

    Доступные языки

    Английский

    Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

    Гибкие сроки

    Гибкие сроки

    Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

    Общий сертификат

    Общий сертификат

    Получите сертификат по завершении

    100% онлайн

    100% онлайн

    Начните сразу и учитесь по собственному графику.

    Начальный уровень

    Начальный уровень

    Часов для прохождения

    Прибл. 15 часов

    Доступные языки

    Английский

    Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

    Преподаватели

    Доктор Уильям Коуп

    Профессор

    Департамент образовательной политики, организации и руководства, Педагогический колледж

    113 320 Учащиеся

    9 0056 8 Курсы

    Доктор Мэри Калантзис

    Профессор

    Колледж образования

    113 320 Учащиеся

    8 Курсы

    Предлагает

    Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн

    Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне является мировым лидером в области исследований, обучения и взаимодействия с общественностью, отличающимся широтой своих программ, высоким академическим уровнем и всемирно известными преподавателями и выпускниками. Иллинойс служит миру, создавая знания, готовя учащихся к успешной жизни и находя решения для важнейших социальных потребностей.

    Отзывы

    4.7

    Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаНаполовину заполненная звезда

    83 отзыва

    • 5 звезд

      79,54%

    • 4 звезды

      15,15%

    • 3 звезды 900 05

      3,78%

    • 2 звезды

      0,75%

    • 1 звезда

      0,75%

    ЛУЧШИЕ ОТЗЫВЫ ОТ НОВОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ПЕДАГОГИИ

    Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

    by PFS11 сентября 2020 г.

    Отличный материал. Однако динамику оценок, вероятно, следует пересмотреть.

    Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗвезда

    от KMM4 мая 2020 г.

    Курс хороший. Можно было бы добавить больше примеров, чтобы сделать его более интересным. Однако вы многому научитесь, и это действительно интересно.

    Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

    от SS11 июня 2020 г.

    Очень информативное содержание и хороших интерактивных сессий! Мне понравилось… скоро присоединюсь к другому курсу…

    Просмотреть все отзывы

    Часто задаваемые вопросы

    Еще вопросы? Посетите Справочный центр для учащихся.

    Новое обучение: принципы и модели педагогики

    Образование находится в постоянном движении, переходя от традиционной архитектуры и практики к новой экологии преподавания и обучения под влиянием огромных социальных и технологических изменений нашего времени. Какие изменения происходят сегодня на рабочих местах, в общественной жизни и в повседневной жизни сообщества? Каково их значение для образования? Каково возможное влияние современных социальных преобразований на преподавание и обучение, в том числе в области технологий, средств массовой информации, глобализации, разнообразия, изменения форм работы в «обществе знаний» и, в этих контекстах, изменения потребностей и чувств учащихся?

    Этот курс исследует три педагогические парадигмы: «дидактическое», «аутентичное» и «преобразующее» обучение. Для определения современных аспектов того, что мы называем «новым обучением», требуется историческая перспектива. Он готовит участников к осознанному выбору и увязыванию конкретных теорий/подходов к обучению с индивидуальными и групповыми целями обучения.

    Рекомендуемый фон

    Этот курс предназначен для людей, заинтересованных в будущем образования и «обучающегося общества», включая людей, которые могут пожелать присоединиться к образованию как профессии, практикующих учителей, заинтересованных в изучении будущих направлений профессии, которая в настоящее время претерпевает трансформацию, и лидеры сообществ и рабочих мест, которые считают свою миссию отчасти «образовательной».

    Содержание курса
    • Модуль 1 – Ориентация курса:  Образование находится в постоянном движении – переход от традиционных архитектур и практик к новой экологии преподавания и обучения под влиянием огромных социальных и технологических изменений нашего времени. Этот курс исследует три педагогические парадигмы: «дидактическое», «аутентичное» и «преобразующее» обучение. Для определения современных аспектов того, что мы называем «новым обучением», требуется историческая перспектива. Он готовит участников к осознанному выбору и увязыванию конкретных теорий/подходов к обучению с индивидуальными и групповыми целями обучения.
    • Модуль 2. Что такое новое обучение? : В этом модуле рассматриваются некоторые ключевые термины образования: формальное и неформальное обучение; и различия, которые можно провести между терминами «образование», «учебная программа» и «педагогика». Также рассматривается вопрос о различиях между образованием как искусством и наукой.
    • Модуль 3 – Дидактическое и аутентичное образование: В этом модуле участники курса анализируют две основополагающие парадигмы современного образования, которые мы называем «дидактическим» и «аутентичным» подходами.
    • Модуль 4 – Трансформационное образование: В заключительном модуле этого курса мы рассмотрим перспективы образования в будущем, представив «новое обучение», основанное на репертуаре движений, взятых из дидактической и аутентичной педагогики.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *