Принципы семейного воспитания: Принципы семейного воспитания
Принципы семейного воспитания
Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.
Определение 1Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.
Основные принципы воспитания в семье
В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.
Основные принципы воспитания детей:
- Целенаправленности;
- Планомерности, последовательности и непрерывности;
- Научности;
- Гуманизма;
- Комплексности и систематичности;
- Согласованности в воспитании.
Принцип целенаправленности
В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве. Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности. Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.
Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.
Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе. Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.
Принцип научности
В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему. Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей. Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
Определение 2Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей. Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:
- Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
- Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
- Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
- Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
- Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.
Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.
Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему. Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.
Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.
Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:
- Ощутить в себе детство;
- С мудростью относиться к проступкам детей;
- Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
- Защищать их, не думать о них негативно;
- Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
- Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.
Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.
Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.
Принцип комплексности и систематичности
Определение 4Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.
Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания. Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.
Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.
Принцип согласованности в воспитании
Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.
Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Принципы семейного воспитания
Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.
Определение 1Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.
Основные принципы воспитания в семье
В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание.
Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.Основные принципы воспитания детей:
- Целенаправленности;
- Планомерности, последовательности и непрерывности;
- Научности;
- Гуманизма;
- Комплексности и систематичности;
- Согласованности в воспитании.
Принцип целенаправленности
В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве. Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности. Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.
Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.
Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе. Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.
Принцип научности
В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему. Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей. Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
Определение 2Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.
Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей. Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь.
- Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
- Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
- Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
- Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
- Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.
Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.
Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему. Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.
Определение 3Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.
Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:
- Ощутить в себе детство;
- С мудростью относиться к проступкам детей;
- Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
- Защищать их, не думать о них негативно;
- Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
- Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.
Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.
Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.
Принцип комплексности и систематичности
Определение 4Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.
Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания. Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.
Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.
Принцип согласованности в воспитании
Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.
Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Сеть раннего обучения Северной Каролины (NC-ELN)
Поиск
Сеть раннего обучения Северной Каролины, финансируемая Департаментом народного просвещения Северной Каролины (DPI), предоставляет сообществам раннего обучения профессиональное развитие и техническую помощь для поддержки детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и их семей через видение Управления раннего обучения DPI:
«Каждого ребенка почитают, уважают и дают ему возможность добиться успеха в школе и в жизни».
Сеть раннего обучения способствует развитию и успешному участию исключительных детей дошкольного возраста в Северной Каролине в широком спектре мероприятий и контекстов, включая их дома, программы раннего обучения и сообщества. Сеть обеспечивает профессиональное развитие и техническую помощь на основе руководящих принципов и ценностей, согласованных с Государственным планом деятельности (SPP)/Ежегодным отчетом о деятельности (APR) и отраженным в нем. Координаторы дошкольных учреждений имеют доступ к многоуровневой поддержке и способствуют межсекторальному профессиональному развитию.
Цели сети раннего обучения:
- Предоставление технической помощи и обучения для помощи в создании систем и политик, необходимых для принятия и поддержки инициатив
- Управление общегосударственной системой профессионального развития и обеспечение обучения и поддержки реализации общегосударственных инициатив
- Планирование, разработка и обеспечение обучения и постоянной технической помощи (консультации, инструктаж и содействие) для поддержки передачи знаний и внедрения научно обоснованных практик в верность
- Консультации и предоставление целевой технической помощи для создания и расширения возможностей для предоставления высококачественных инклюзивных условий и практик для улучшения академических, социальных, эмоциональных и поведенческих результатов детей младшего возраста с нарушениями или задержкой развития или с риском их развития
- Консультации и предоставление индивидуальной технической помощи руководителям дошкольных учреждений для повышения их способности понимать, сообщать и использовать программные данные для обоснованного планирования, принятия решений и улучшения
- Предоставление интенсивной поддержки основным структурам реализации в масштабе штата, необходимым для успешного внедрения и масштабирования модели дошкольной пирамиды (PPM) в масштабах штата
- Управление внедрением модели дошкольной пирамиды в масштабе штата и системой данных для обучения
Система раннего детства в Северной Каролине
- Программа для детей младшего возраста предоставляет услуги и ресурсы для детей младшего возраста (от рождения до 3 лет) с ограниченными возможностями.
- Управление раннего обучения (OEL) Департамента народного просвещения (DPI) управляет программами для детей младшего возраста, финансируемыми штатом и из федерального бюджета, включая дошкольные учреждения для особых детей, дошкольное учреждение Title I и Управление сотрудничества штата Head Start.
- Exceptional Children Division предоставляет услуги в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) детям и молодежи Северной Каролины в возрасте от 3 до 21 года с ограниченными возможностями.
- Программа дневных центров развития (DDC), финансируемая Советом по образованию штата, помогает в предоставлении специального образования и сопутствующих услуг детям-инвалидам, имеющим на это право и помещенным в аккредитованные дневные центры развития местными образовательными агентствами.
- Отдел развития детей и дошкольного образования (DCDEE) регулирует уход за детьми в штате и сотрудничает, чтобы способствовать расширению предоставления услуг по уходу и образованию по всему штату.
- NC Partnership for Children, Inc. (NCPC) обеспечивает надзор за инициативой Smart Start на уровне штата.
Десять принципов вовлечения родителей
В Столичном региональном центре карьеры и технического обслуживания (Met) в Провиденсе, штат Род-Айленд, Илэйн Уокер из компании Big Picture разрабатывает способы привлечения семей к каждому аспекту школьной жизни. Родители помогают спланировать индивидуальную программу своего ребенка «обучение через стажировку», помогают оценивать студенческие выставки три раза в год и знакомятся с новыми родителями, чтобы инициировать их в школьной практике. Праздничные мероприятия, поездки и обучающие программы по управлению гневом и разрешению конфликтов также вовлекают их; и многие служат наставниками на рабочем месте для студентов Met. Исходя из своего опыта, Уокер составил следующий список того, что необходимо для эффективных отношений между родителями и школой.
1. Предполагается, что все родители заботятся об образовании и благополучии своего ребенка. Отношение, с которым учителя и администраторы обращаются к родителям, очень важно для построения необходимых отношений, способствующих успеваемости учащихся.
2. Признавать и использовать в качестве ресурса тот факт, что родители являются первыми учителями ребенка, и поощрять эту динамику в их образовании в школе и дома . Учителя должны делиться своими мыслями о школьной жизни ребенка с родителями, а также получать информацию от родителей о том, как ученики учатся.
3. Привлекайте семьи к зачислению в вашу школу и привлекайте других членов семьи к студенческой работе. Когда родители начинают свои отношения со школой, зная, что от них ожидается, они более склонны брать на себя обязательство выполнять эти обязанности.
4. Возьмите на себя обязательство с обеих сторон, что школьный персонал и родители будут работать друг с другом через определенные промежутки времени. Для развития партнерских отношений с родителями обеим сторонам необходимы постоянные встречи или конференции по плану обучения для обсуждения работы или потребностей учащихся.
5. Варьируйте возможности для вовлечения семей и сообщайте о меню возможностей. Из-за разных стилей жизни членам семьи нужно много возможностей для участия в жизни школы. Помощь в подаче обеда, участие в заседаниях правления или собраниях учителей, семейных мероприятиях и школьных праздниках — это способы сделать это в любое время дня и вечера.
6. Принимайте предложения относительно идей и мероприятий, выдвинутых родителями, и поддерживайте их вне зависимости от того, реализуются они или нет. Родители, которые предлагают мероприятия, встречи, занятия или поездки, нуждаются в поощрении и поддержке. Если план не выполнен, предложите включить этого родителя в следующее мероприятие, спонсируемое школой.
7. Разработайте базу данных, которая позволит вам узнать профиль всех ваших семей, индивидуально и коллективно.