Примеры слов с твердыми и мягкими согласными: Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными
таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?
Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
Содержание
- Парные звонкие, глухие согласные звуки
- Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
- Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
- Видео: Парные согласные звуки
Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуковПо правилам грамматики, согласные бывают:
- Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
- Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласнуюВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.
Таблица парных согласных – звонких, глухих:
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).
Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласныхИмеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
- Код(т) – проверить можно так: коды
- Стог(х) – проверочное слово: стогами
- Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
- Лодка – слышится (т). Проверка слова: лод
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.
Какие гласные дают твердость согласному звуку?Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: ( я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звукКогда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].
Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая букваТвердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
[б] | [б’] | быт – бит, быть – бить |
[п] | [п’] | пыль – пил, пан – пьян |
[в] | [в’] | выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь |
[ф] | [ф’] | фонарь – филин, эффект – факт |
[д] | [д’] | вода – води, дыра – динар |
[с] | [с’] | весы – весь, сыр – сера |
[з] | [з’] | |
[н] | [н’] | ноша – няша, кон – конь |
[г] | [г’] | горб – герб, нога – ноги |
[к] | [к’] | сорок – сороки, кот – кит |
[м] | [м’] | мол – мел, мал – мил, мат – мята |
[т] | [т’] | бит – бить, туман – темень |
[л] | [л’] | мол – моль, лось – лес |
[х] | [х’] | ухо – ухи, хороший – хитрый |
[р] | [р’] | роса – рис, рысь – ряска. |
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за нимиЗапомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков. Парные согласные звуки: правилоПравила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:
- В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
- Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.
Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.
ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.
Видео: Парные согласные звуки
youtube.com/embed/ZovHcxX8a2o” frameborder=”0″ type=”text/html”>Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов (2-й класс)
- Ярцева Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 2
ТЕМА: Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов.
ЦЕЛЬ: Развитие умения соотносить звуковую и графическую форму слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв. Формирование навыков точного употребления слов.
ХОД УРОКА.
1. Чистописание. Лл
– Дайте характеристику этого звука. (Согласный, звонкий, не парный, может быть твердым и мягким). В каких еще буквах встречаются элементы этой буквы?
Мм, Аа, Яя.
2. Словарная работа. Язык
– Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
– Это слово имеет несколько значений. Оно многозначное. Назовите, что оно может означать. (язык во рту, иностранный язык, язык от колокола, язык пламени).
ребята
– Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
– Какими словами, близкими по смыслу, можно заменить эту это слово? (Дети, школьники, ученики).
– Составьте предложение с любым из этих слов.
– Какое из этих слов (язык, ребята) нельзя переносить? Почему? Приведите примеры слов, которые нельзя переносить.
3. Работа по теме урока.
– Отгадайте загадки, запишите только отгадки.
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. Дятел.
– Проговорим, как будем писать.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? Мороз.
– Что вы можете сказать про это слово? Какая орфограмма в нем встречается?
– Назовите слово, в котором есть мягкие согласные. Как на письме обозначили мягкость согласных? (-я, -е)
– Какими еще гласными буквами обозначаем мягкость согласных? (-и, -ю, -ё).
– Подберите слова с мягкими согласными.
4. Выборочный диктант.
– Запишите только слова с мягкими согласными. Подчеркните мягкие согласные.
1. Пенал, карандаш.
2. Школа, ученик.
3. Воробей, ворона.
4. Лимон, груша.
(Первую пару записываем вместе, с разбором, остальные самостоятельно. Слова приколоты к доске, перевёрнуты. Безударные гласные закрыты. Для проверки слова открываются.)
– Проверьте, эти ли слова вы записали?
– Здесь пропущены буквы. Покажите линейками, какие буквы надо писать.
Физкультминутка
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для меня,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас!
Беда!
Разбежались кто куда.
5. Работа с учебником.
Упражнение 57.
Подчеркните мягкие согласные перед гласными -е, -ё, -ю, -и, -я.
Итог. Как в русском языке обозначается мягкость согласных?
6. Домашнее задание.