Разное

Приемы постановки звука л: Закрепляем произношение звука “Л”

Содержание

Закрепляем произношение звука “Л”

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА «Л»

  1. Открыть рот как можно шире. Удерживать его в таком положении до счета 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

  1. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 (потом до счета 10), затем вернуть губы в исходное положение. повторить 3-4 раза.

  1. Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5 (до счета 10), вернуться в исходное положение.

  1. Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – ла-ла-ла…; пошлепать язык губами – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

  1. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении неподвижно под счет взрослого до 5; потом до 10.

  1. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «Бл-бл» (как индюк болбочет).

  1. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы».

  1. Рот открыт, при длительном произнесении звука «а» зажимаем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «л».

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л]»:

Б, л, с, л, ф; ла, на, ба, пу, лу, ал, ол, ут, ик; ласка, лак, пила, рот, стол, том.

4.

Повтори слоги, слова:

Ал-ал-ал дал, мал, бал

Ол-ол-ол кол, мол, пол

Ул-ул-ул гул, дул, мул

Ыл-ыл-ыл выл, мыл, был

Пенал, пол, упал, стул, Михаил, забыл.

5. Повтори чистоговорки:

Ал-ал-ал – кол на пол упал

Ул-ул-ул – пенал упал на стул

Ол-ол-ол – пенал упал на пол

Ыл-ыл-ыл – я пенал забыл

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

Михаил купил пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.

Пенал я положу на стол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Дома я пенал забыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.

Молоко котенок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.

Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.

Кот-шалун клубок гонял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.

Слава всю колбаску съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

Михаил метлой подмёл, ёл-ёл-ёл, ёл-ёл-ёл.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Запомни и повтори чистоговорки:

Ал-ал-ал – Костя днем не спал

Ол-ол-ол – Павел сел на пол

Ул-ул-ул – Михаил сел на стул

Ыл-ыл-ыл – у Лены суп остыл

4. Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.

ал-ул-ил ил-ол-ал эл-ул-ил ил-ол-ул

ол-ил-ул ул-ил-ол ол-эл-ал ул-ол-эл

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

Повтори обратные слоги со звуком Л.

ал – ол – ул – ыл – ил – ел – ёл – юл – ял

3. Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал: мал, дал, бал, вал, упал, бокал, пенал, канал, овал металл, выпал, падал, выгнал;

Ол: дол, вол, пол, гол, укол;

Ул: пул, мул, аул, подул, кинул, тянул;

Ил: вил, мил, пил, купил, Михаил, водил;

Ел: сел, пел, мел, умел, видел, дятел, хотел, Павел;

Ёл: мёл, вёл, увёл, обвёл, котёл;

Ял: мял, поднял, менял, гонял, таял, веял;

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика

.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Повтори предложения.

Это вал.

Вот вал.

Тут вал.

Там вал.

Это бал.

Вот бал.

Тут бал.

Там бал.

Это бокал.

Вот бокал.

Тут бокал.

Там бокал.

Это канал.

Вот канал.

Тут канал.

Там канал.

Это пенал.

Вот пенал.

Тут пенал.

Там пенал.

Это металл.

Вот металл.

Тут металл.

Там металл.

Это укол.

Вот укол.

Тут укол.

Там укол.

Это мул.

Вот мул.

Тут мул.

Там мул.

Это вол.

Вот вол.

Тут вол.

Там вол.

Это дятел.

Вот дятел.

Тут дятел.

Там дятел.

Это Павел.

Вот Павел.

Тут Павел.

Там Павел.

Это Михаил.

Вот Михаил.

Тут Михаил.

Там Михаил.

Это мел.

Вот мел.

Тут мел.

Там мел.

Это котёл.

Вот котёл.

Тут котёл.

Там котёл.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай слоги:

Ла-ла-ла ал-ал

Ло-ло-ло ол-ол

Лу-лу-лу ул-ул

Лы-лы-лы ыл-ыл

4. Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.

Ла: лама, лампа, лак, лавка, латка, лавина, лапоть, пила, пиала, юла, ладонь, акула, кулак, халат, талант, булавка, палатка, малахит

Ло: лодка, локоть, лом, лоб, ловкий, ломать, лопата, ловить, лоток, колонка, колонна, баллон, болонка, болото, колоть, молоть, полоть, холодный, улов

Лу: луна, Лука, лук, лупа, лубок, белуга, Калуга, лунатик, валун, колун, тулуп, палуба голубка, голубь, голубок

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай чистоговорки:

ЛА! ЛА! ЛА!

ЛА! ЛА! ЛА!

Есть у папы два … (весла)

 

ЛА! ЛА! ЛА!

ЛА! ЛА! ЛА!

Пол мести нужна … (метла)

ЛА! ЛА! ЛА!

ЛА! ЛА! ЛА!

В комнате жужжит … (пчела)

 

ЛА-ЛА-ЛА,

ЛА-ЛА-ЛА

Мы забили два … (гола)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Лада моет … (стекло)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Мила едет в … (село)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Клаве платье … (мало)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

В телефон скажу: … (алло!)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Свет горит и нам . .. (светло)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Снег идет, везде … (бело)

 

ЛО! ЛО! ЛО!

ЛО! ЛО! ЛО!

Дома мне всегда … (тепло)

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай слоги:

Ал-ол-ул-ыл ла-ло-лу-лы

Ол-ул-ыл-ал ло-лу-лы-ла

Ул-ыл-ал-ол лу-лы-ла-ло

Ыл-ал-ол-ул лы-ла-ло-лу

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай четверостишие:

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки –

Вставай на лыжи и коньки!

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Повтори словосочетания.

голубое платье белый тулуп голодная белка

белый пол сладкое яблоко алый флаг

весёлый клоун сладкая булка глубокий подвал

длинная палка смелый солдат холодный подвал

светлый зал толстый блокнот

4. Повтори предложения.

Мел упал на пол. Михаил забил гол. Володя купил колбасу. У лайки белые лапы. У белки тёплое дупло. У Клавы голубое платье. Мила уехала в село. По волнам плывёт плот. На яблоне спелые яблоки. Лада писала мелом слова. Алла мыла куклу мылом. Алла каталась на лыжах. У Клавы белые голуби. У слона белые клыки. Аллея из лип – липовая.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Повтори слоги со стечением согласных:

Кла-кло-клу-клы

Акл-окл-укл-ыкл

Лка-лко-лку-лкы

Алк-олк-улк-ылк

4. Проговаривай слова:

Класс, классик, классный, клад, Клава, кладовка, клоп, клоун, клок, клубни, клуб, клубок, клумба, клубника, клык.

5. Повтори четверостишие:

Мила, Мила, глянь в окно,

Сколько снегу намело,

И в саду, и в лесу:

Сосны, ёлки – всё в снегу.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай слоги со стечением согласных:

Сла-сло-слу-слы

Лса-лсо-лсу-лсы

Асл-осл-усл-ысл

Алс-олс-улс-ылс

4.Проговаривай слова:

Слог, слово, слойка, слон, слоненок, слонята, слониха, слоник, слоновый, весло, слух, Слава, сладкий, сладости, ослы, послы, узлы.

5. Выучи двустишия:

Слоны спокойны, веселы.

Он слонихе шлет поклон.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Проговаривай слоги и слова:

Гла-гло-глу-глы

Пла-пло-плу-плы

АПЛ-опл-упл-ыпл

Плата, пламя, плавки, плавать, платье, платок, плакат, плот, плотина, плов, пломба, плуг, плут, блуза, каблук, фланг, флаг, флакон, флот, глаз, гладкий, гладить, глубина.

4. Проговаривай четверостишие:

Бегал волк по болоту,

Он искал себе охоту.

Но охоты не нашел.

Волк заплакал и пошел.

Дата: __________________________

Звук «Л»:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..

3. Повторяй чистоговорки:

Ла-ла-ла – у Володи есть пила!

Лы-лы-лы – а у Милы нет пилы!

Лу-лу-лу – Мила, на пилу

Ло-ло-ло – дома мне тепло

Ал-ал-ал – Володя очень мал

Ол-ол-ол – Володя сел на пол

Ул-ул-ул – Володя, сядь на стул

Ил-ил-ил – Володя воду пил

Используемый материал:

  1. Е.А.Азова, О.О.Чернова Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки Л, Ль»

  2. И.В. Баскакина, М.И. Лынская «Приключения Л»

Приемы постановки звука Л от мягкого ЛЬ по подражанию и со сказкой


Приветствую вас, дорогие читатели и подписчики моего блога!
Угадайте, какая связь между пароходом, парусом и индюком? У парохода есть парус и он перевозит индюка? Не совсем так, хотя наверняка именно на таких судах к нам завезли из Нового Света этих домашних птиц. Разгадка поможет раскрыть все способы и приемы постановки звука Л.

В этой статье я спешу продолжить тему, начатую ранее. И, прочитав статью до конца, вы найдете ответ на этот и другие вопросы, но обо всем по порядку. В начале своей работы над звуком логопед выясняет, каким образом он нарушен и какие проблемы с его произношением существуют у ребенка.

Есть ли у него дизартрия? Увеличены ли аденоиды? Все ли у него хорошо с органами ЛОР, дыханием, голосом? Звук Л — твердый и сонорный. После диагностики и во время подготовительных занятий можно уже определиться с методами и способами коррекции ламбдацизма. И какие инструменты и вспомогательные материалы могут пригодиться на этом этапе.

Приемы и упражнения

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы ? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

По подражанию

Сказка про маленький пароходик.

Жил на свете маленький пароходик Микки, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила, как это нехорошо, воспитанные суденышки всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути.
Папа говорил: “Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить.”
Однажды случилась такая история:  Микки заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.

Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).

Пароход гудит

Не получилось у пароходика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие (“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)

Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:

  • лопатка (блинчик) — держа широкий Я на свободной нижней губе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов
  • “месим тесто” — шлепаем по Я губами “пя-пя-пя” и зубами “тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалала или ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и “ЛЬЛЬЛЬ”

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”.
При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Подул ветерок, парус стал подниматься.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г , и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Болтушка, индюк балаболит

Этот способ хорошо подходит, когда замена «Л» на «Г» (НГН). А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук Л сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.

Быстро водим Я вперед — назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”, постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу в положении “блинчик”, произнося “А” или “Э”.  Я должен падать на губу, а не уходить в глубь рта.

Проплывает Микки, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, балаболит. Побежал индюк навстречу. Посмотрел пароходик на индюка и стал веслом загребать.

От мягкого “ЛЬ”

Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит “ЛЛЛЛ”, а сын “ЛЬЛЬЛЬ”.
“Хочу как ты, папа”. Отец отвечает: “Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл.
Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем”
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек — «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А Микки показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз.(качели)

Очень часто звук ЛЬ уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а с спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, а также показаны упражнения:

Просим малыша прикусить легко кончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.

Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «ДДДД»
“Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать Микки как гудеть.”
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом

  1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”, надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
  2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ” подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станет стабильным, пациент сам может держать свою руку.

От звука А

Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «НГ».

Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В»,  то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения для постановки звука «Л» у детей

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.

Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Стихи для развития произношения звука «Л»

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля
    С удовольствием сидит.
  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара
    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.

Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Общие рекомендации по занятиям

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Что такое звуковая сцена? – Аудиодвигатель


Представьте себя в небольшом театре, в 10 рядах спереди, в мертвой точке, и смотрите оркестр на сцене.

Вы можете видеть струны, расположенные ближе всего к дирижеру и расходящиеся веером от центра сцены к крыльям; деревянные духовые инструменты идеально центрированы и уложены в два ряда немного дальше назад, чем струны; ударная секция, звучащая грохотом с самого заднего края сцены.

Теперь закройте глаза и слушайте.

Вы все еще «видите» оркестр? Барабанщики барабанят так же далеко? Струны все еще насыщены деталями? Короче говоря, это основная идея о звуковой сцене.

Итак, что такое Soundstage? В мире аудиофилов звуковая сцена (или изображение динамика) – это воображаемое трехмерное пространство, созданное высококачественным воспроизведением звука в стереосистеме динамиков; Другими словами, звуковая сцена позволяет слушателю слышать расположение инструментов при прослушивании определенного музыкального произведения.

Есть много факторов, которые влияют на это, но один, который обычно упускают из виду, – это просто воображение . Некоторые слушатели совершенно довольны тем, что заглушают Тейлор Свифт через динамики своего ноутбука, что не может обеспечить глубокий музыкальный выход, который ищут более творческие слушатели.

Если вы в первую очередь читаете эту статью, вполне вероятно, что вы жаждете более захватывающего музыкального опыта; что вы готовы не обращать внимания на реальность прослушивания, в котором звук движется по двухмерной плоскости через ваши уши (это называется «хед-сценой»), и способны отдаться добыче звуковой сцены.

Еще одним важным элементом в создании детальной звуковой сцены является первоначальный захват и воспроизведение звука . Независимо от того, был ли инструмент или группа инструментов записана с помощью техники близкого микрофона, техники микрофона комнаты или их особого сочетания, можно определить, какие слуховые артефакты или внешние сигналы остаются в конечном продукте.

Окружающие сигналы – это знаки, указывающие, где находится инструмент. Например, более громкие инструменты в миксе обычно воспринимаются как физически более близкие.Точно так же отсутствие текстурных деталей и окружающих эффектов, таких как реверберация и задержка, могут заставить инструмент казаться далеким. Громкость, панорама, тон, микрофон, производительность и эффекты – все это играет роль в том, как слушатель воспринимает «местоположение» инструмента.

Конструкция динамика и усилителя также играет важную роль в создании качественной звуковой сцены; трансформаторы, материал и размер драйвера, компоненты кроссовера, а также компоненты предусилителя и усилителя мощности существенно влияют на способность динамика точно воспроизводить звук.Не менее важна конструкция шкафа. На рынке существует множество конструкций корпусов, каждый из которых рекламирует свои преимущества, и заядлый аудиофил, вероятно, сможет рассказать о различиях между диполярными динамиками, биполярными динамиками, открытыми перегородками, герметичными конструкциями корпуса переднего обжига и всем остальным, находящимся под солнцем.

Наконец, столь же критично для элемента, как и любого другого, это размещение динамика . Разные громкоговорители спроектированы и настроены по-разному и, таким образом, оптимизированы за счет своих взаимоотношений друг с другом и окружающей средой.Кроличья нора, которая находит «золотую середину» для данной пары динамиков, длинная, темная и извилистая, но однажды обнаруженная, уступает место беспрецедентному опыту прослушивания. Размеры, которые повлияют на опыт, следующие:

  • Расстояние между двумя динамиками
  • Расстояние колонок от ближайших стен
  • Расстояние между динамиками и слушателем
  • Высота динамиков относительно ушей слушателя
  • Вертикальный угол динамиков
  • Горизонтальный угол динамиков

Все эти параметры, как уже упоминалось, будут иметь заметное влияние на общее впечатление от прослушивания и должны быть приняты во внимание.К счастью, процесс поиска золотого пятна может быть интересным и познавательным для тех, кто хочет глубже понять, как взаимодействуют говорящие и их окружение.

Но почему звуковая сцена важна?

Дело в том, что звуковая сцена важна не для всех слушателей. Музыка и звук не означают одно и то же для всех, поэтому у всех нас дома, в машинах и в карманах разные динамики.

Звуковая сцена становится важной только тогда, когда слушатель считает, что это необходимо.

Вот почему существует бесчисленное количество форумов, блогов и технических колонок, посвященных искателям потрясающих звуковых впечатлений. Как только человек предается этой философии, что музыка может и должна быть такой же визуальной, как и слуховой, звуковая сцена приобретает первостепенное значение, поскольку это единственное, что позволяет музыке существовать в большом и детализированном трехмерном пространстве – все не вставая с дивана.

СохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Рекомендуемые товары

Домашняя музыкальная система A5 + с Bluetooth aptX-HD

A2 + Акустическая система

Методы стереозаписи: 5 полезных приемов

Когда вы впервые узнаете о возможностях позиционирования микрофона, вы сразу же очарованы.

Может ли разница в положении на дюйм действительно так сильно повлиять на звук?

Как вы в конце концов узнаете… абсолютно , да.

И как только вы это обнаружите, вы начинаете задаваться вопросом – что еще я упустил все это время?

Хорошо, я вам скажу. Это называется стерео запись .

И именно настоящие секретные профессионалы используют для создания того потрясающего звука, который до сих пор сбивал вас с толку.

Что это?

Стереозапись – это метод, предполагающий использование двух микрофонов для одновременной записи одного инструмента. Монофонические сигналы от каждого микрофона назначаются на левый и правый каналы стереодорожки, чтобы создать ощущение ширины записи.

Стерео эффект создается в этой технике из-за небольшой разницы в звуке между левым и правым каналами студийных мониторов. Эта разница в звуке наблюдается двумя способами:

  • Разница во времени – При размещении микрофонов в разных местах звук от инструмента будет поступать на каждый микрофон в несколько разное время.Разницы в несколько миллисекунд достаточно для создания стереоэффекта.
  • Разница в частотном балансе – Поворачивая микрофон в разные стороны по отношению к инструменту, каждый микрофон улавливает немного другой баланс частот. Чем больше угол, тем сильнее будет стереоэффект.

Когда один микрофон слышен через левый монитор, а другой микрофон – через правый, это создает приятное ощущение ширины, которого нет в монофонической записи.

Так как вы это делаете?

5 самых полезных методов, которые нужно знать

Вот список из 5 наиболее полезных техник стереозаписи, которые вам следует знать. Для каждого объясню:

  • требуемый тип микрофона (включая диаграмму направленности микрофона)
  • как разместить их для записи
  • как смешивать два сигнала вместе
  • как это должно звучать после завершения

Начнем с самого простого и распространенного из пяти методов:

1.A / B стерео запись

Используемые микрофоны : два всенаправленных микрофона, обычно конденсаторные с маленькой диафрагмой

Расположение : направьте оба микрофона в сторону инструмента на расстоянии одного фута и на расстоянии двух футов друг от друга.

Экспериментируя с этой техникой, попробуйте отрегулировать расстояние микрофонов от инструмента, а также расстояние между микрофонами друг от друга.

Как микшировать сигналы : Монофонические сигналы от каждого микрофона назначаются на левый и правый каналы стереодорожки, чтобы создать ощущение ширины записи.

Как это должно звучать : Стерео изображение создается из-за того, что время прихода на каждый микрофон немного смещено. Частотный баланс также отличается, что обеспечивает дополнительный уровень ширины стерео.

Обратной стороной стереозаписи A / B является то, что из-за временного сдвига между каждым микрофоном у вас могут возникнуть проблемы с фазовой компенсацией при объединении стереосигнала в моно.

2. X / Y стерео запись

Используемые микрофоны : Два направленных микрофона, обычно конденсаторные с небольшой диафрагмой

Позиционирование : под углом 90-135 градусов так, чтобы их капсулы совпадали в одной точке.Чем шире угол, тем шире стереоизображение.

Как микшировать сигналы : (аналогично стереозаписи A / B)

Как он должен звучать : По сравнению со стерео записью A / B, этот метод будет иметь минус стереоэффекта. Причина в том, что поскольку оба микрофона расположены в одной точке пространства, различий во времени не будет.

Весь стереоэффект создается за счет разницы в частотном балансе.Положительным моментом является отсутствие проблем с отменой однофазного сигнала.

3. ORTF стерео запись

Используемые микрофоны : Два направленных микрофона, обычно конденсаторные с небольшой диафрагмой

Расположение : Распространите наружу под углом около 110 градусов, при этом капсулы должны находиться на расстоянии 17 см друг от друга.

Как микшировать сигналы : (аналогично стереофонической записи A / B)

Как это должно звучать : Эта техника в основном представляет собой комбинацию двух предыдущих.Микрофоны физически разнесены, как при A / B-записи, что дает более широкое стереоизображение. Затем он использует направленные микрофоны, как при записи X / Y, поэтому он должен улавливать меньше окружающего звука комнаты.

4. Пара Блюмлейна

Используемые микрофоны : два (двунаправленных) микрофона в форме восьмерки

Позиционирование : (то же, что и техника X / Y)

Как смешивать сигналы : (аналогично технике X / Y)

Как он должен звучать : По сравнению с техникой X / Y, метод пар Блюмлейна улавливает большую часть звука комнаты и добавляет немного больше окружения стереоизображению благодаря использованию микрофонов в форме восьмерки.

5. Mid / Side стерео запись

Используемые микрофоны : Один конденсаторный микрофон с небольшой диафрагмой – кардиоидный ИЛИ всенаправленный.

Один конденсаторный микрофон с большой диафрагмой – ДОЛЖЕН БЫТЬ РИСУНОК 8

Расположение : Микрофон в виде цифры 8 размещается сбоку под углом 90 градусов от инструмента. Этот микрофон будет записывать звук с обеих сторон и будет работать как «сторона» в термине mid / side.

Другой микрофон располагается сверху или снизу микрофона с цифрой 8 и направлен прямо на инструмент.Он будет функционировать как «середина» в термине mid / side.

Как микшировать сигналы : Эта часть сложная. Внимательно следуйте инструкциям.

  1. Дублировать «боковой» канал
  2. Поменять полярность дублированного канала
  3. Объединить два боковых канала в одну стереодорожку
  4. Смешайте средний канал с боковыми стереоканалами для регулировки ширины. Чем выше уровень боковых сторон по сравнению с серединой, тем больше ширина стерео.

Как это должно звучать : Запись средней стороны может быть сложной, но она предлагает все преимущества трех других методов без недостатков.

  • Он предлагает дополнительную ширину стерео в технике A / B
  • Обеспечивает моно-совместимость техники X / Y
  • И это позволяет вам (если хотите) усилить атмосферу комнаты до чего-то, напоминающего технику пар Блюмлейна.

Когда моно более уместно, чем стерео

Хотя стереозапись, применяемая в правильных ситуациях, может стремительно улучшить качество и интерес ваших миксов, есть ситуации, когда это просто неуместно.

Некоторые инструменты, которые вы записываете, будут лучше звучать в моно почти в 100% случаев.

А вот самые распространенные 4:

  1. Ведущий вокал – ожидается, что он будет в центре внимания. По этой причине он обычно записывается в моно.
  2. Малый барабан – который, как ожидается, также будет в центре внимания. Было бы довольно странно, если бы он был расположен сбоку от стереоизображения.
  3. Kick Drum – который следует записывать в моно, потому что его тяжелая низкочастотная составляющая требует большого количества энергии для воспроизведения на динамиках.Чтобы получить максимальную отдачу от микса, лучше всего, чтобы работа распределялась поровну как на левый, так и на правый каналы.
  4. Bass – который также состоит в основном из низких частот, поэтому он обычно лучше работает и в моно. Другая причина этого правила заключается в том, что наши уши плохо воспринимают направленную информацию от низких частот, поэтому создавать стереоизображение для любого низкочастотного инструмента не имеет большого смысла.

EQ Mixing: Critical Techniques and Theory

EQ Mixing – это краеугольный камень солидного диджеинга, отличный инструмент, который может добавить финального блеска к великолепному диджейскому сету.Изучение основ эквалайзера – важный шаг на пути к тому, чтобы стать продвинутым ди-джеем, поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим теорию и методы, которые делают эквализацию одним из самых важных технических навыков и в ди-джеевском ремесле. Продолжаем, и мы более подробно рассмотрим эти ручки…

Мы уже коснулись микширования эквалайзера и различных типов эквалайзера здесь, на DJTT – наша недавняя статья об изоляторах была не только очень популярной, но и прекрасным введением в технические аспекты. стороны частотной изоляции, и наша статья о разнице между фильтрами и эквалайзером – еще одна популярная точка чтения.Сегодня мы собираемся более подробно изучить эквалайзер, погрузиться в теорию его работы и рассмотреть наиболее распространенные техники, используемые при микшировании эквалайзера.

ОСНОВЫ ЗВУКА

Звук – это термин, который мы даем волнам, которые колеблются с частотой, которую наши уши могут уловить и декодировать.

Шаг зависит от частоты волны. Мы не воспринимаем как одну и ту же громкость для , даже если физически это так.Рассмотрим белый шум – амплитуда всех частот в белом шуме одинакова, но белый шум звучит довольно высоко.

Мы отдаем предпочтение высокочастотным шумам, когда их слышим, и это одна из основных причин, по которой вам нужно использовать уши при эквализации треков.

FREQUENCY

Большинство ди-джеев имеют базовое представление о том, что «высокие», «средние» и «низкие» означают для частот, и экспериментирование с вашим микшером / программным обеспечением покажет вам, что они значат для вашего оборудования и программного обеспечения.

Не считая различий в характере, ширина полос будет более или менее одинаковой для разных брендов, но мощность среза и усиления для каждой полосы довольно сильно варьируется между разными брендами.

Эквалайзер с « full kill » будет ослаблять полосу эквалайзера до тех пор, пока он не станет бесшумным, тогда как эквалайзер « shaping » ослабит частоты, не заглушая их полностью. Эквалайзер Full Kill EQ становится нормой, и некоторые высококлассные микшеры, такие как последние разработки Pioneer и Allen & Heath, позволяют выбрать модель эквалайзера для индивидуального звучания.

ОСНОВНОЕ ПОНИМАНИЕ

Мы установили, что звуки основаны на частоте и амплитуде; Почему два разных инструмента, играющих с одинаковой громкостью и высотой тона, не звучат одинаково, и почему мы не можем просто вырезать определенный инструмент из трека?

Ответ сводится к гармоническому содержанию звука. Мы слышим звуки, основанные на их основной частоте и гармонической частоте, и для каждого звука, воспроизводимого, например, в средней C на клавиатуре, есть гармоники этой средней C, которые также запускаются и улавливаются нашим ухом в гигантском смешивание.Вот почему нет ничего проще, чем «вырезать рога» из трека. Достаточно чистый басовый звук не уйдет далеко в спектр высоких частот, но характер многих мелодических инструментов сохраняется во всем частотном спектре.

Ручки эквалайзера: не волшебные мэшапы

При использовании эквалайзера важно помнить, что принципы гармонического микширования все еще применимы. Если две песни находятся в разных тональностях, простая замена баса одной на бас может все же привести к конфликту гармоник.

EQ – это не волшебный набор циферблатов, которые могут превратить ваши треки в акапеллы или вытащить несколько валторн Motown, чтобы их можно было опустить на ваш последний дабстеп-бейджер, поэтому нам нужно рассмотреть практические применения и методы. Когда дело доходит до эквалайзера, громкость играет решающую роль. При микшировании двух аудиоисточников конечный результат будет громче, чем микширование только одного, поэтому эквалайзер – отличный способ сбалансировать каждый источник и освободить место для совместной работы обеих песен.

Три критических метода эквалайзера для ди-джеев:

Как упоминалось в начале этой статьи, успешный эквалайзер зависит как от творческого, так и от технического использования, двух ситуаций использования эквалайзера, которые мы можем разделить на разные техники.

  • Full Frequency Mix: Как мы уже говорили в методиках, частоты инструментов распределены по всему диапазону. Поэтому многие ди-джеи используют эквалайзер только для балансировки песен, а затем микшируют только с помощью фейдеров громкости. Любой ценой можно избежать замены эквалайзера или полного отключения эквалайзера. Это «полночастотное» микширование популярно среди домашних ди-джеев, которым требуется длительное микширование и аккуратная балансировка громкости.
  • EQ Blend: Если трек A – инструментальный трек с резкими, привлекающими внимание риффы в среднем диапазоне частотного спектра, а трек B – вокальный трек, в котором доминирует исполнение вокалиста, смешивание этих двух вместе приведет к переполненный средний диапазон.Чтобы услышать вокал, когда мы играем два трека вместе, уменьшите средние частоты трека A, дав вокалу в треке B место, чтобы он мог дышать в миксе. Вырезание слишком большого количества средних частот на дорожке A создаст странный эффект, потому что будет потеряна очень большая часть гармонического содержания, которое проходит от нижнего и верхнего пределов спектра, поэтому осторожно наберите ровно столько обрезки на дорожке A, чтобы позволить место для вокала и подготовить почву для более приятного микса.
  • Swapping Basslines – это проверенная временем техника ди-джеев.Как уже упоминалось, мы склонны слышать басы относительно тихими по сравнению с более высокими частотами. Чтобы противодействовать этому, вырежьте как можно больше низких частот из трека A, чтобы освободить место для басов в треке B, которые можно микшировать. Из-за того, что басы забирают очень большую часть общей энергии трека, часто требуется очень небольшая регулировка средних и высоких частот трека B, чтобы поддерживать приемлемые уровни микшированного выхода.
  • Tone Matching – важная техника, которой многие ди-джеи, которые не начали микшировать винил, часто пренебрегают.Поскольку цифровые треки обычно воспроизводятся с относительно одинаковым диапазоном эквалайзера, зачастую очень мало нужно сделать, чтобы убедиться, что ваши последние находки из техно-секции Beatport в этом месяце хорошо сочетаются друг с другом. Но если вы начнете добавлять в микс разные жанры и эпохи музыки, вы можете обнаружить, что вещи становятся немного более разными. Использование эквалайзера – это способ создания более плавных переходов от трека к треку; буквально уравнивая песни. Вырежьте средние частоты из старых треков, чтобы обеспечить большее усиление общего сигнала, или, возможно, увеличьте высокие частоты на виниле (или виниловых копиях), где сам носитель ограничен в информации о более высоких частотах, которую он может содержать.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

При использовании эквалайзера последнее слово – использовать уши . Если треки, которые вы проигрываете, звучат вместе, то они часто бывают такими (прочтите нашу статью здесь, чтобы получить реальное представление об уровнях), так что доверяйте своим инстинктам и настраивайте звук для каждой комнаты и ситуации.

SoundStageNetwork.com | SoundStage.com – SoundStage! Дом

10 сайтов | С 1995 г. | Читать по всему миру

Нью-Йорк:

Лондон:

Токио: