Правостороннее рисование: Правополушарное рисование. Методики поэтапно для детей, что это такое, мастер-класс
Правополушарное (интуитивное) рисование | Журнал Ярмарки Мастеров
Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.
Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которого изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т.д.
Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.
У взрослых восприятие мира другое. Они больше следуют логике и стереотипам, полученные с опытом. Этими качествами контролирует левое полушарие мозга. Нам становится все сложнее переключиться на правое полушарие и следовать чувствам. Со временем правое полушарие практически не используется, что может негативно повлиять на жизнь в целом. Важно, чтобы работало оба полушария головного мозга. Для этого существуют специальные упражнения, которые помогут вам переключаться не только в рисовании, но и в повседневдной жизни. Во многих проблемах, при которых сложно найти решение, важно чтобы на помощь пришло правополушарное видиние ситуации. Благодаря фантазии ответ приходит легко и быстро, в отличие от логического мышления, которое работает медленно и не всегда срабатывает. Это выход для многих жизненно важных ситуаций.
Многие люди говорят, что у них нет таланта и им не дано рисовать. Но, попробовав метод правополушарного рисования, шокируются тем, как хорошо у них получилось, и начинают признавать, что это был скрытый талант. На самом деле, чтобы научиться рисовать, не обязательно иметь талант. Мы же не обладаем талантом, чтобы, например, научиться кататься на велосипеде. Те, кто опробовали данный метод рисования, начинают любить сам процесс. Он избавляет от стресса и дает положительный отклик на повседневдную жизнь. Такое рисование прежде всего успокаивает. Мы отключаем все мысли, в том числе негативные, и полностью погружаемся в творчество. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радуемся прикосновению кисти к холсту, «примеряем» разные оттенки под свое настроение. И тогда рождается шедевр. Раскрывается индивидуальность.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д. На мастер-классы могут приходить все вместе в одну группу. Например, мамы вместе с маленькими детьми. Ребенок развивает фантазию и моторику рук, а мама отключается от повседневдного стресса, депрессии. Либо рисуют те люди, которые уже имеют опыт в рисовании и те, у кого его нет. Потом интересно смотреть и сравнивать, у кого как получилось. В правополушарном рисовании нет правил, что рисовать и как. Рисуй, как можешь и что хочешь. Рисовать должно быть легко и должно заряжать позитивом.
Благодаря правополушарному рисованию вы сможете:
— проявить индивидуальность;
— самореализовать свои творческие способности;
— самовыражаться через рисунок;
— получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
— бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
— поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
— избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Из этого следует, что метод правополушарного рисования не только развивает творческие способности, доступен абсолютно всем, но и помогает в жизненных ситуациях, как психотерапия.
Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.
Чем не устроило левое?
Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.
Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.
Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.
Иные принципы
Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.
Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.
Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.
Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.
Где этому учат
Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:
- Обучить рисованию всего за один день.
- Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
- Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
- Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
- Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.
Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.
Пройти обучение может любой человек – от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.
Отзывы участников
Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное рисование. Это зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.
Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.
Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.
Самообучение возможно
На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?
Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница – Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.
Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.
Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.
Как определить работу полушария
Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано – ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.
Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам – правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:
- Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
- Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
- В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием – рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно.
Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.
Кверху ногами
Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.
Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.
Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.
Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия – это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.
Контурное рисование
Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.
После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость – примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения – не главное.
Во время упражнения может возникнуть проблема – либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука – забегать вперед. Главная цель – добиться синхронизации зрения и движения карандаша.
Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.
Видоискатель
Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.
Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.
Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.
Маленькие художники
Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.
Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.
Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.
Главная задача родителей – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.
Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование – это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.
Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности
Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности
Ухоботова Е.А. 11МАОУ ШКОЛА 118 с углубленным изучением отдельных предметов г.Н. Новгорода
Спирина Н.А. 11МАОУ ШКОЛА 118 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Актуальность. Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно.
По мнению психологов люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие задачи, а если творческая работа им дается с трудом из-за чего такие люди больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Для решения данной проблемы необходимо развивать правое полушарие мозга.
Ученые доказали, что для активизации правого полушария мозга выступает рисование, а в частности правополушарное рисование.
Данной проблемой занимались физиологи, нейрохирурги, психиатры, психологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Р.Сперри, Дж.Е. Боген, Ф.Фогель, М.Газзанинг, Б.Эдвардс.
Целью данной работы является раскрытие методики правополушарного рисования как основы развития творческой личности.
Объектом исследования, является методика обучения художественному искусству.
Предметом исследования методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Познакомиться с историей изучения деятельности мозга с древности до наших дней
Узнать различие работы левого и правого полушария
Ознакомиться с теорией правополушарного рисования и техникой правополушарного рисования
Экспериментально проверить эффективность данной методике.
История изучения деятельности мозга
Проблема исследования мозга человека, соотношения мозга и психики – одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке. Впервые поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось – и атом, и галактика, и мозг животного – было проще, чем мозг человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь, кроме приборов и методов, главным средством познания мозга остается опять-таки наш человеческий мозг. Обычно прибор, который изучает какое-то явление или объект, сложнее этого объекта, в этом же случае мы пытаемся действовать на равных – мозг против мозга [3].
Эта задача привлекала многие великие умы: о принципах работы мозга высказывались и Гиппократ, и Аристотель, и Декарт и многие другие.
В прошлом веке были обнаружены зоны мозга, отвечающие за речь, – по имени открывателей их называют области Брока и Вернике. Однако настоящее научное исследование мозга началось с работ гениальных соотечественников И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и других.
Устройство мозга, его морфологию изучили уже довольно хорошо. А вот представления о функционировании отдельных нервных клеток были очень отрывочными. Таким образом, не хватало полноты знаний о кирпичиках, составляющих мозг, и необходимых инструментов для их исследования.[4]
До 1960-годов ХХ века считали, что два полушария мозга анатомически если не равными, аналогичными.
Американский нейропсихолог Роджер Сперри (20 августа 1913 – 17 апреля 1994) изучал физиологию и психологию человека и животных. Исследовал функциональные различия между правым и левым полушарием головного мозга.
Р. Сперри в Гарвардском университете изучал животных, которые перенесли хирургическую операцию по рассечению образований соединяющих полушария головного мозга (комиссуротомию). Он обнаружил, что после операции каждое полушарие перестает реагировать на то, что происходит в другом полушарии.
Затем Р. Сперри начал сотрудничать с нейрохирургами Джозефом Е. Богеном и Филиппом Фогелем из медицинского центра Уайта в Лос-Анджелесе. Они проводили операции комиссуротомию больным эпилепсией, что не дать судорогам перейти из одного полушария в другое. На первых порах в отличие от влияния на судорожную активность, операция не изменяла личности пациента, его интеллекта и поведения. Однако более тщательные исследования, проведенные М. Газзанига и Р. Сперри, показали, что все оказывается все более сложным.[5]
Интересным открытием стало происходящее с пациентом, когда мозолистое тело его мозга (точнее corpora callosa) было повреждено. Если описывать коротко, пока пациент мог выполнить задание обеими руками, наблюдая обеими глазами, всё было нормально. Но когда было запрещено пользоваться второй рукой для ощупывания объекта и вторым глазом для прочтения слова, происходили удивительные вещи. Пациент мог видеть слово одним левым глазом, но не видел его одним правым. Если название предмета читалось левым глазом (интерпретированным с правым полушарием мозга), левая рука могла найти и опознать объект. Но когда пациента спрашивали о предмете (требуется левое полушарие мозга), он не мог назвать предмет и объяснить его появление в руке. Исследователям казалось, что вербальные функции находятся в левом полушарии мозга, а способность осознавать и анализировать в правом.[5]
За что “отвечают” левое и правое полушарие нашего мозга.
Нервная система человека устроена таким образом, что каждое полушарие мозга получает информацию главным образом от противоположной стороны тела. Этот принцип относится как к зрению и слуху, так и к движениям тела и тактильным ощущениям. В зрении принцип контралатеральности касается не столько правого и левого глаз, сколько правой и левой сторон поля зрения. В том случае, когда взгляд обоих глаз фиксируется в одной точке, стимулы, появляющиеся справа от точки фиксации, регистрируются левым полушарием; правое же воспринимает все, что появляется слева от точки фиксации. Это разделение и перекрещивание визуальной информации – следствие анатомической организации зрительных анализаторов (рис. 1), нервные волокна которых идут от соответствующих областей обоих глаз.[6]
Рис. 1. Анатомическая организация зрительных анализаторов.
Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель, а также нейропсихолог Роджер Сперри в серединеХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое – за образное мышление и творческие способности.[7]
На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из их обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи.
Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика работы левого и правого полушария.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. |
Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. |
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. |
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. |
Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. |
Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. |
Отличительные особенности методики левополушарного от правополушарного рисования
Левополушарное или академическое рисование – это рисование основано на обучении, объяснении, используется пошаговая инструкция. Левополушарное рисование это логическое и аналитическое освоение пространства и свойств изображаемого объекта Учащийся четко знает, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.
При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.
В результате обычно получается стройный красивый объект. Такому рисованию учат в художественных школах (рис. 2).
Рис2. Этапы создания рисунка при левополушарном рисовании
Прежде чем рисовать крокодила, изучают пропорции тела, знакомятся с анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.[8]
Обучение длительное, основательное, потому что это профессиональный подход к построению рисунка. Начинающий художник осваивает законы перспективы, игру света и теней – это позволяет создавать на плоской поверхности реалистические изображения, которые при хорошем освоении техники получаются почти живыми.
А правое полушарие видит образами, оно схватывает объект с тенью и бликом, оно прекрасно видит переходы цвета и тонкие обертонные цвета. Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом. Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть. Рисование ведется от детали к целому. [10]
Рис. 3. Работа выполнена с использованием методики ППР
Теория правополушарного рисования
Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.[11]
Автор метода – профессор Бэтти Эдвардс. В ее книге «Ты – художник!» можно изучить основы правополушарного рисования и освоить основные приемы.
Метод правополушарного рисования позволяет:
Проявить индивидуальность; упрощает творческий процесс; отключает анализ деятельности; избавляет от внутренних преград; обрести внутреннюю гармонию; раскрывает творческие способности
Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.[11]
В данном случае, метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.
Техника правополушарного рисования
Правополушарное рисование подходит всем, независимо от возраста и умения рисовать. Так, например, подросткам рисование карандашом для начинающих помогает увидеть многогранность решений, они становятся более спокойными, обучаются владению своими эмоциями и направлению их в правильное русло. Очень положительно такая техника сказывается также на беременных женщинах и людях пожилого возраста.
Техника правополушарного рисования — это «отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества путем включения правого. Происходит это через специальные упражнения, которые снимают левополушарные ограничения. К таким упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится:
рисование пальцами рук
рисование с игнорированием границ листа (холста)
создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений.
Научиться рисовать с нуля — это легко и доступно абсолютно каждому человеку.[12]
В школах где преподаются уроки правополушарного рисования, используются особые упражнения, благодаря которым научиться рисовать маслом картину маленького размера за несколько минут, а большого – всего за пару часов. Таким образом, с помощью интуитивной правополушарной техники «рисуем с нуля» каждый сможет не только научиться рисовать, но и воспринимать окружающий мир по-новому.[12]
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» – сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим.
Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения.
Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.
Базовые навыки: Восприятие краёв. Восприятие пространства. Восприятие соотношений. Восприятие света и тени. Восприятие целостного образа
Тренировочные навыки: Рисование по памяти. Рисование при помощи воображения.
Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году быстро стал революционным и, получив положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.
Методика Правостороннего рисования не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений – копирование перевернутых контурных рисунков (см. рисунок 4). Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа.
Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает. Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.
Вверх ногами. Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так: Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.[13]
Рис.4. Перевернутое контурное рисование
Контурное рисование. Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома [13]. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.
Видоискатель. Для этого нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.[14]
Рис.4 Упражнение видоискатель
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Рисование – всесторонне развитие ребенка, его тактильных ощущений, моторики рук, чувство формы, цвета. С помощью этого простого занятие малыши передает свой внутренний мир, но выбирая технику рисования, следует учитывать возраст и интересы ребенка, чтобы занятие было для него интересным и познавательным (см .приложение 1,2,3).
Заключение
Мозг – сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку всей информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом – мышление.
При изучения научной литературы было выявлено, что левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы, которое является ведущим и руководит нами. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры.
Было установлено, что для ППР может овладеть любой человек, любой профессии и возраста. Главное поверить и раскрыть свой творческий потенциал.
Нами было экспериментально проверена и успешно апробирована данная методика, которая помогла проявить индивидуальность, избавиться от внутренних преград, обрести внутреннюю гармонию, раскрыть творческие способности, а так же сделала более внимательным к другим людям и окружающему миру.
литература
1. http://personality-up.ru/page/razvivaem-levuju-ruku
2. http://www.umkann.lact.ru
3. https://www.nkj.ru/archive/articles/11158/
4. http://life-ergo.livejournal.com/49549.html
5. http://www.lookatme.ru/mag/live/wrong-beliefs/209965-misconception-brain-hemispheres
6.http://www.psyworld.ru/students/lessons/lessons_text/rassheplennyi_mozg.htm
7.https://www.nkj.ru/archive/articles/11158/
8. https://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
9. http://izo-life.ru/levo-i-pravopolusharnoe-risovanie/
10. https://vk.com/topic-73041127_30104358
11. https://www.kp.ru/guide/pravopolusharnoe-risovanie.htm
12. https://lychik.ru/articles/grow–up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
13. https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование
14.http://sovets.net/14255-pravopolusharnoe-risovanie.html
15.Мазовецкая В. Пошаговые уроки рисования.- СПб.: Питер, 2017
Приложения
Приложение.1.Техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.
рисование пальчиками. Можно рисовать пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.
Рисунок Ухоботовой Дарьяны. |
Материалы: 1. Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды. |
рисование ладошками. Интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги.
Рисунок Ухоботовой Дарьяны. |
Материалы:1. Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды |
печать из ниток. Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
[3] |
Материалы:1. Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды |
печать из картофеля или морковки. Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
[3] |
Материалы:1. Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды. |
Приложение.2. Техника рисования для детей среднего дошкольного возраста
штампики из пластилина. Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
[3] |
Материалы:1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды |
масляная пастель + акварель. Техника рисования “волшебных” картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
[3] |
Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды |
отпечатки листьев. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
[3] |
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5. Баночка для воды |
рисование ватными палочками. В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point – точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
[3] |
Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды |
волшебные ниточки. Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.
рисунок автора |
Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды |
монотипия. Техника монотипия от греч. «моно» – один и «typos» – отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. [3]
[3] |
Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды |
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Выполнила автор |
Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды |
Приложение.3. Техника рисование с детьми школьного возраста:
рисование мыльными пузырями
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Рисунок автора |
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага |
рисование мятой бумагой
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
[3],Выполнила автор |
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды |
рисование солью. Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. [3]
[3] |
Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды |
кляксография. “Кляксография” – выдувание трубочкой. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
[3] |
Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды |
пластилинография. Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Выполнила автор |
Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки |
граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи. [3]
Выполнила автор |
Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды |
фроттаж. Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат – оттиск, имитирующий основную фактуру. [3]
[3] |
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага |
Просмотров работы: 1888
Правополушарное рисование. | Статья: | Образовательная социальная сеть
Правополушарное рисование.
“Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике или живописи много лет. Рисуйте так, как можете. Рисуйте больше!”- Бетти Эдварде
Абсолютно все дети просто обожают рисовать, лепить, мастерить, петь и участвовать в театральных постановках. К сожалению, в современной системе образования на это остается все меньше времени.
Большее внимание уделяется точным наукам, а это развитие исключительно левого полушария. Но для того, чтобы мозг эффективно работал, обязательна работа обоих полушарий мозга.
Не для кого не секрет, дети одарены множеством талантов. И рисование, пожалуй, одно из искусств, в котором малыши чувствуют себя максимально естесственно и комфортно.
И им, для создания своих шедевриков не нужны порой даже краски, кисти, карандаши. Холстом могут стать: стекло в транспорте, запыленная поверхность, песок или стена))
Рисование — одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка.
Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. В процессе рисования создаются благоприятная атмосфера для формирования эстетического отношения к жизни, раскрытия творческого потенциала.
По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.
Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир.
Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.
Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека.
Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть». Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт. Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры…
Правополушарное мышление дает больше возможностей для лавирования, открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.
Что такое правополушарное рисование?
Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования.
Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.
Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Нет границ и в возрасте, поле, социальном положении и т.д.
Благодаря правополушарному рисованию ребенок сможет:
проявить индивидуальность;
самореализовать свои творческие способности;
самовыражаться через рисунок;
получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.
Что такое правополушарное рисование, в чем его преимущества
Всем, кто интересуется темой рисования – яркий творческий привет! Сегодня мы поговорим о правополушарном рисовании: что это такое, откуда взялось и немного о функциях обоих полушарий нашего мозга, а на десерт 3 истории о том, как правополушарное рисование помогает жить более интересно, приятно, осознано. Если вы ищите внутри себя художника – смело вперед!
Все как всегда…
Конечно, вы не раз слышали о правополушарном рисовании, и, возможно, на себе испытали эффективность этого метода. Многие истории правополушарного рисования начинаются одинаково. Люди с полной уверенностью говорят: «Я не умею рисовать, у меня не получится, у меня нет способностей к рисованию». За последние несколько лет я слышала это много раз. Но так же одинаково истории правополушарного рисования и заканчиваются (не совсем, конечно, заканчиваются – я имею в виду окончание первого занятия): «Это невороятно, у меня получилось! Я могу рисовать! Мне нравится моя картина! Я в восторге от себя и от результата!» За последние несколько лет я видела эту реакцию после каждого занятия правополушарным рисованием. Когда-то такая история случилась и со мной…
Я не умею рисовать! Научите!
Правополушарное рисование набирает невероятную популярность и распространяется по планете со скоростью света. И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам сейчас уже за…, одно занятие и тренером – и в результате вы держите в руках одну или несколько собственных картин, удивляетесь собственным возможностям и талантам и с восхищением разглядываете только что созданные маленькие шедевры. Еще пару часов наза вы были уверены, что бог обделил вас художественным талантом, и ваш удел – восхищаться работами других, но теперь вы знаете на что способны. Вы потрясены!
Кажется, что случилось чудо, но все дело в согласованной работе полушарий головного мозга. Поэтому, удивляться надо не блестящему результату, а тому, насколько сильны в нас убеждения в собственной ограниченности.
Правополушарное рисование наглядно показывает, что многие заблуждаются, не верят в себя, жутко боятся оценок, но с успехом встают на путь изменений, расшатывают и выбрасывая из головы работающие годами установки «у меня не получится, потому что у меня нет таланта». Результат то говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!
Что такое ПП рисование?
Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, не имеющих художественного образования, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Обычно первые результаты этого удивительного рисования дают о себе знать прямо в процессе, когда люди погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. Негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вот, человек стал уверенней в себе, открыл в себе залежи ресурсов, увидел новые возможности… Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы, и… происходят чудеса!
За что отвечает правое полушарие и как левое полушарие «вмешивается» в творческую деятельность?
Работа правого полушария предоставляет нам возможность проявлять творческое мышление, созидать новое, находить нестандартный подход в разрешении ситуации, действовать по интуиции, мыслить образами, эмоционально воспринимать не только богатства внешнего, но и своего внутреннего мира.
В результате наше восприятие реальности меняется, что и происходит под воздействием занятий правополушарного рисования. При этом «хладнокровное» левое полушарие постарается внести свой вклад в деятельность, подкидывая мысли о том, что это не для нас, это несерьезно, да какая в этом польза и выгода, люди годами учатся, поэтому невозможно научиться рисовать за один день и т.д. – логичные и рациональные мысли, между прочим. Именно они, бывает, перевешивают на чаше весов, и поэтому мы не слышим слабенького голоса наших истинных желаний, и не совершаем больших и малых «чудачеств». Некоторые, все же прорываются сквозь ровный заслон логики и «рацио», и… выходят на новый уровень жизни.
В чем сила, брат? Чем ПП рисование отличается от традиционного? Что происходит на занятии по ПП рисованию?
Традиционный способ обучения рисованию или по-другому, левополушарный – годы занятий в художественной школе, потом на худграфе и далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей. Уф!
Принцип правополушарного рисования другой. Никаких лекций с углублением в техники. С помощью специальных приемов тренер «включает» правополушарный режим у учеников, и сразу начинает мастер-класс. Левое полушарие, естественно, не «отключается», а просто на время уступает обычно лидирующие позиции. Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.
Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Ученикам остается только одно: повторять приемы, которые показывает тренер. И они с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Да: любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что ученики пытаются воспроизвести действия преподавателя, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину. А давайте на несколько минут отвлечемся от чтения, и заглянем на один из уроков, просто, чтобы увидеть принцип действия (видео в ускоренном варианте, без слов, но с музыкальным сопровождением). Наслаждаемся!
Как правило, первые картины создаются на небольшом формате (А5 или А6), и если следовать за действиями тренера, то рисование на А6 занимает минут 5-10, а А5 – 15-30 минут. Готово! На одном занятии можно создать сразу несколько первых шедевров с видами природы. Когда ученики рассматривают свои работы, они удивляются, что сделали их сами, что получилось очень даже красиво. На душе становится легко и радостно. Как в детстве.
3 истории о людях, гуаши и детском восторге взрослых людей
История №1
Я занялась правополушарным рисованием в 2015 году. Спасибо, что существует на свете интернет, и можно не выходя из дома научиться чему угодно! У меня был свой интерес: во-первых, в детстве мне нравилось рисовать, хотя никакого «таланта» или хотя бы «способностей» тогда у меня никто не обнаружил. Средненькие четверочки по ИЗО. Со временем карандаши, краски и альбомы были задвинуты в ящик стола и… позабыты. История, по-моему, самая стандартная, банальная.
Но проходят годы. И душа просит, а иногда требует чего-то… забытого. И тут приходит осознание, озарение. Несерьезное, детское: «Я хочу рисовать!» Зачем это надо – пока не ясно, главное – хочу! Потом разобралась в себе, поняла. Обучилась – несколько дней интенсива. В первый раз за много лет я держала в руках кисти, малевала гуашью фон, выводила дрожащей рукой детали, стараясь успеть за преподавателем. Если честно – думать было некогда, глаза смотрели, а руки – делали. Результат изумил после первого же занятия: я смотрела на свои картинки и изумлялась, что это я сама их нарисовала. С тех пор прошло уже несколько лет, а я не останавливаюсь. Рисую сама, рисую вместе с другими, сама провожу мастер-классы. Почему я это делаю? Расскажу в следующей части статьи.
История №2
Есть у меня одна группа (работники умственного труда), в которой я периодически провожу мастер-классы по правополушарному рисованию. После каждого занятия – масса впечатлений, эмоций. Участники пытаются описать свое состояние после рисования – и не могут. Эйфория? Эффект легкого алкогольного опьянения? Искренняя радость? Одна из участниц сообщает, что «такого» состояния она не испытывала с самого детства и уже не надеялась когда-либо испытать. Эмоции искрятся, расходиться никому не хочется.
Однажды к обычной женской компании присоединился мужчина, его зовут Владимир. Он рисовал быстрее, чем другие, не стараясь улучшить тот или иной элемент. Он просто повторял за мной, а потом ждал следующего шага и так до конца. Если честно, я думала, что его картинка получится довольно… примитивной – и была абсолютно не права!
Когда мы рассматривали готовые картины, я поразилась, насколько эффектно выглядела работа Владимира – хоть сейчас на выставку или в музей! Я сказала ему об этом, а он, все еще не веря, что это его картина, рассказывал, что в школе ему сказали, что рисовать он не умеет и т.д. (все как обычно). Вместе мы сделали вывод, что он умеет рисовать, а те педагоги из его прошлого были не правы. В дополнение я рассказала ему историю об известном русском художнике В.И. Сурикове, которого не хотели принимать в художественную академию, в связи с отсутствием «таланта». И что из этого вышло. Владимир «улетал» с занятия окрыленный.
История №3
Как-то раз я предложила своим родственникам порисовать. Что? Порисовать? Тетя сразу согласилась. Другим было некогда. Мама категорически заявила, что рисовать она совершенно не умеет (ха-ха – подумала я, слыша эту заевшую пластинку). Так вот: с тетей Олей мы рисовали много, вдохновенно, быстро. Она настолько воодушевилась, прочувствовав на себе мощный эффект от правополушарного рисования, что занялась волонтерской деятельностью, проводя мастер-классы с онкологически больными людьми. Она рассказывает чудесные истории про то, как вновь загораются глаза светом жизни у тех, кто уже отчаялся… Но это уже другая история, и не моя.
Так вот, уже долгое время каждый вторник мы собираемся у бабушки и рисуем семьей. Рисует даже мама, которая громче всех кричала, что она «не умеет». Рисуют дети. Растет уверенность в себе, повышается настроение, энергия. Сестра говорит, что теперь она смотрит на небо, на деревья, на природные явления по-другому. Племянник перестал бояться совершить ошибку. Друг моего сына, Платон (приезжал в гости на каникулы из другого города), недавно удивил меня. Он сказал, что видел коллекцию наших картин:
— Я знаю, что это такое. Я просто забыл как это называется. Это когда быстро рисуешь много рисунков и они все красиво получаются. Я ходил с мамой на такое занятие в Тюмени. Мне понравилось.
Когда Платон приедет погостить в следующий раз, мы обязательно включим его в нашу дружную компанию любителей правополушарного рисования. На сегодня историй достаточно. Пойду готовить кисти, гуашь и бумагу для следующего сеанса. В следующей части статьи я расскажу о художнице, преподавателе правополушарного рисования, которая творит настоящие чудеса. А также о пользе этих занятий для больших и маленьких. Всем творческих успехов!
Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!
С пожеланиями открыть для себя мощную технику ППР,
Наталья Реутова
Правополушарное рисование: мастер-класс
Рисуем правополушарной техникой абсолютно детские, лёгкие зарисовки гуашью. Какие есть цвета, те и будем применять.
Содержание
- Зимний пейзаж
- Виноград
Гуашь хороша для детей и начинающих взрослых. Она плотная. Если что не понравилось или не получилось, замажем и двинемся дальше без всяких огорчений.
Последние три дня я участвовала бесплатном марафоне по детскому правополушарному рисованию художника и арт-педагога Максима Манькова. Мне здорово приглянулись его методы работы с детьми, некоторые из которых с большой благодарностью я включила в свой арсенал.
На дворе лето, а у нас зима. Но можно легко заменить белый снег на зелёную траву.
Правополушарное рисование в домашних условиях
Готовим рабочее место
Что нужно?
- Лист бумаги желательно акварельной. Лучше А3, потому что дети рисуют с размахом и быстро. Быстрее, чем взрослые. Поэтому им можно давать хоть ватман. Но если есть А4, тоже пойдёт.
- Нам также потребуются 2 листочка А6 или А5.
- Три кисточки разного размера: маленькая, средненькая и большая (щетинка). Так объясняем малышам. Предложите им погладить себя кисточками. Какая из них острее?
- Губка (ласково: губонька). Когда надо растирать краску на большом листе, вместо большой кисти лучше брать именно губоньку. Это быстрее и легче. И мы так будем делать. Кстати, это можно делать и просто ладошкой.
- Салфетки. Вытирать кисти, руки, стол и прочее. Если салфеток нет, подойдёт тряпочка, полотенце. Воду использовать как можно меньше. Дети “нахлюпают” столько луж… Лучше учить сразу хорошо вытирать кисти салфеткой.
Подготовка красок
Откроем все, какие есть, баночки с гуашью. И будем их считать. Как ребёнок умеет, так пусть и считает. Считать можно на индийском, китайском, английском, тарабарском и прочих известных языках. Рисовать не должно быть скучно.
А можно открывая краски называть разные слова. Какие в голову придут. Всё это как-то расширяет кругозор. Мир становится шире.
Что ещё должен сделать маленький художник? Он должен разбудить краску. Надо краске сказать: «Краска, просыпайся!»
Краска не просыпается, когда она очень густая или сухая. Если она не просыпается, мы подливаем водичку. Взяли водичку в чашке, стакане. Набираем прямо из емкости в крышечку от банки с краской водички и подливаем в краску. Размешиваем чем угодно: палочкой, обратной стороной кисточки, пальчиком, чтобы краска стала более жидкой.
У многих родителей «пунктик» насчёт чистоты. И детей строжат. Поэтому некоторые ребятишки боятся испачкаться. Это приводит их в ступор. Объясните, если где-то замарались, значит, красивый рисунок будет. Малыши прекрасно на это покупаются.
Вообще то, как дети готовятся рисовать, выглядит потрясающе.
Правополушарное рисование: мастер-класс
Зимний пейзаж
За 15 минут. Переходим к рисованию. Ребёнку постарше можно объяснить, что картина рисуется слоями. Самый первый слой – это фон.
Как нарисовать фон? Нам понадобится три А6 или А5 листа. На них мы поиграемся с фоном.
Первый слой ФОН.
- Возьмите маленький листок. Цвет его может быть любой. У нас белый.
Возьмём большую кисточку (обязательно пощекотали ею себя – проверили: большая-не большая). Ныряем в белую красочку и покрываем ею полностью листок (грунтуем) , сопровождая весёлыми звуками: ля-ля-ля, там-там-там и прочими (чтобы было весело и никаких стрессов и ступоров…).
Среднюю кисточку макаем в любую краску, какая в данный момент приглянулась. Например, жёлтую. Прямо туда бульк. Обязательно говорим слово «бульк». Поставив вертикально кисточку, рисуем жёлтые точки на листе. То же со всякими звуками, как-будто стреляете.
Затем среднюю кисточку хорошо вытираем салфеткой (или об маму), и ныряем в любой другой цвет, например, красный. Ставим красные точки. Снова хорошо вытираем среднюю кисточку.
Выбираем третий цвет, какой захотелось. Например, зелёный. Ставим также точки.
Хорошо вытертой большой кисточкой ныряем в белую краску, и будем размазывать ею точки, проводя горизонтально один раз по одному месту. Ещё раз повторю: один раз по одному месту. Можно сверху положить деревянную рамку, чтобы показать ребёнку, как это будет выглядеть на стене. По существу мы нарисовали фон для будущей картины. Не берите за один раз более 3 цветов (белый не считается). Три любых цвета ещё сочетаются, больше – нет, надо подбирать.
- На второй листок наносим краску также, но растираем точки по диагонали. У нас не очень крутая диагональ получилась. Но угол можно увеличить.
Ещё один способ быстро создать фон для картины – растирать точки полукругом или по кругу. На большом листе это удобно делать губкой или ладошкой. Второй слой. Проводим горизонтальную линию. Это будет линия горизонта. Поясняем ребёнку постарше, что здесь земля с небом сходится. Горизонт всегда извилистый. Покажите нечто примерное на отдельном листочке. Средней кисточкой перпендикулярно нарисованной линеечке изображаем линии разной высоты. Возможно, это далёкий лес.
Третий слой. Перед далёким лесом (ниже горизонта) большой кисточкой нарисуем снег.
Четвёртый слой. На переднем плане проведём три линеечки примерно на расстоянии 2-3 пальчиков. Они разной высоты: папа, мама и малыш. Это будут 3 ёлочки. Одеваем их – рисуем горизонтальные комплексы точек вправо-влево. Снизу длиннее, к верху – покороче.
Пятый слой. Снег на еловых лапах. изображаем кисточкой или пальчиком.
Шестой слой. Снегопад. На большую кисточку набираем белой гуаши. Аккуратно постукиваем кистью о ребро ладони над всей картиной. Получился отличный снегопад.
Итог нашего творчества
Виноград
Как же летом без соответствующей картины? Поэтому нарисуем две виноградные кисти: зелёную и красную.
Фон мы уже умеем делать. Какие брать цвета – тут уже ваша фантазия. Помним только, что для начинающих их не больше трёх.
Разделим лист на три примерно одинаковых части. Виноградные гроздья будут в средней части. Ягоды удобно рисовать подушечками пальцев.
Изобразим сперва зелёные, а потом (вытерев пальчики салфеткой) красные ягоды.
На виноградинах надо добавить тень и солнечные блики. Откуда падает свет? Тень будет с противоположной стороны. Изображается тоненько-тоненько чёрной краской самой тонкой кисточкой.
Блики разного цвета сделаем: на зелёных виноградинках жёлтые, на красных – белые. Можно применить тонкую кисточку. Мы рисовали кончиком зубочистки.
Следующий слой – виноградная лоза. Берём кисточку сверху, как вилку, обмакиваем в коричневый цвет и ведём слева направо немножко подкручивая. Но лоза не вся же одинакового цвета. На ней есть более светлые участки. Для них возьмём охру.
И ещё кое-что вспомним: у винограда есть листья и усы. На нашей картине усы будут выглядеть как пружинки или поросячьи хвостики. Инструменты: тоненькая кисточка или зубочистка. Тут как удобней.
Итог творческого процесса
Краски могут быть любого цвета, какой вам нравится. Может получиться самый фантастический пейзаж. Правополушарное рисование позволяет малышу вырваться из тех шор, которые мы уже успели надеть на него. Вот поэтому оно – один из лучших способов воспитания творческого начала, ломки стереотипов, воспитания умственной свободы и самостоятельности. Это как песня: может быть полузадушенной, а может лететь, как птица. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Правая рука нарисована Мики Хьюнь
25 ноября 2014 г., автор: Мики
Недавно нашли несколько фотографий, сделанных в рамках проекта поделки для душа ребенка. В то время у меня не хватало денег на подарок, но не на папиросной бумаге долларового магазина. Я подумала, что будущим родителям нужны подгузники. Не подгузники из папиросной бумаги. Но как насчет подгузников, красиво завернутых в цветную ткань, чтобы выглядеть как подарок? Я видела прекрасные образцы подарочных корзин и башен для подгузников, а также милые конструкции подгузников в форме кроватки с плюшевыми мишками, прижатыми внутри.Однако доступные четыре цвета бумаги казались намного лучше подходящими для изготовления праздничных предметов с небольшим намеком на насилие. Итак, я пошел в том же направлении.
Пиньята была таким хитом, что вообще никогда не использовалась. Вместо этого он был с энтузиазмом разорван двумя молодыми посетителями душа в течение нескольких минут после его прибытия. Признаюсь, я был в некотором роде обижен, увидев, что мое творение так быстро выпотрошили на вечеринку, но, поскольку Diaper Donkey все еще можно воскресить в форме фотографии, я не остался грустным.В любом случае, эти дети, должно быть, были очень разочарованы тем, что обнаружили внутри.
Категория поделки, фото, мысли | Теги:
, 14 августа 2014 г., автор: Мики
Наконец-то посмотрел видео для своего последнего альбома, в том числе и эту жемчужину. Мне одинаково щекотно и больно знакомство с этими модными словечками, а в сказочных каракулях уловлено примерно то, что я понимаю, слушая их.
Weird Al Yankovic – Заявление о миссии
И только для моих записей, Crosby, Stills & Nash:
Категория обувная коробка, мелодии | Теги:
, 6 мая 2014 г., автор: miki
Искал новую (для меня) музыку и, по сообщению национального общественного радио, нашел пару, которую нужно спасти в коробке из-под обуви.
Киши Баши – Все началось с порыва
Я спросил: «А?» сначала потому, что я не понял, что японские субтитры были основаны на фонетике реальных английских текстов и что английские субтитры были основаны на дословном переводе с японского.Ой, ты такой шутник, Киши, и умен.
Кортни Барнетт
Что-то очень приятное в текстах и повторяющейся мелодии. Это все равно, что позволить своим мыслям течь свободно, играя на гитаре, но есть что-то естественно поэтическое в том, как вы описываете свои повседневные переживания. Естественно или нет, но это вызывает у меня улыбку.
Категория обувная коробка, мелодии, Без категории | Теги: обувная коробка, мелодии
Обзор проекта и дизайна Hardscape
продажи @ landfx.com
+1 805-541-1003
Боковая панель
×- Портал
- Панель управления
- Учетная запись
- Лицензии
- Данные
- Поддержка
- Продукты
- Дизайн F / X
- Продукт
- Характеристики
- Видео
- Пробная версия
- Покупка
- Посадка F / X
- Продукт
- Характеристики
- Видео
- Пробный
- Покупка
- Орошение F / X
- Продукт
- Характеристики
- Видео
- Пробный
- Покупка
- F / X CAD
- Подключаемый модуль SketchUp
- Освещение
- Подключаемый модуль Rhino
- Связь с производителем
- Academic
- Покупка
- Дизайн F / X
- Поддержка
- Отправить заявку
- База знаний
- Системные требования
- Обновления
- Forum
- Установить
- Удаленный помощник
- Поиск
- Ресурсы
- Видео
- Power Tips
- Вебинары
- Документация
- Новости контента
- Брошюры
- Дизайн F / X
- Посадка F / X
- Ирригация F / X
- Поиск
- Видео
- Кто мы
- Связаться с нами
- Карьера
- Галерея
- События
- Новости
- Портал
- Приборная доска
- Счет
- Лицензии
- Данные
- Служба поддержки
- Товары
- Дизайн F / X
- Продукт
- Особенности
- Видео
- пробный
- Покупка
- Посадка F / X
- Продукт
- Особенности
- Видео
- пробный
- Покупка
- Орошение F / X
- Продукт
- Особенности
- Видео
- пробный
- Покупка
- F / X CAD
- Плагин SketchUp
- Освещение
- Плагин Rhino
- Подключение производителя
- Академический
- Покупка
- Дизайн F / X
- Поддержка
- Отправить билет
- База знаний
- Системные Требования
- Обновления
- Форум
- Установить
- Удаленная помощь
- Поиск
- Ресурсы
- Видео
- Советы по мощности
- Вебинары
- Документация
- Новости контента
- Брошюры
- Дизайн F / X
- Посадка F / X
- Орошение F / X
- Видео
Сборник уроков по рисованию рук
Вот коллекция руководств по рисованию человеческих рук для художников-визуалистов, в том числе сотни справочников по рукопожатию и некоторые потрясающие идеи для цифрового искусства.
Рисование человеческих и реалистичных рук – одна из самых сложных и сложных задач для многих художников и художников. Как и глаза, руки требуют очень детального прорисовки от плеч, рук до пальцев. Более того, руки – одно из самых сложных для рисования, потому что они могут иметь разные позы, жесты, действия и бесчисленные перспективы для каждой позы. Также может потребоваться расширенный рисунок при добавлении других предметов, которые можно носить, или предметов, которые можно носить, например, колец, браслетов, перчаток, различных предметов, таких как поручни, столбы, оружие и т. Д.Он также может включать взаимодействия и жесты с разных частей тела, таких как голова или другие руки и пальцы. Вот коллекция различных руководств по рисованию рук, которые будут полезны начинающим и опытным художникам и художникам, у которых могут возникнуть трудности с рисованием рук или пальца части человеческого тела. Также включены ссылки на различные жесты и позы рук, а также некоторые источники вдохновения для поддержания потока творческих соков. Наслаждайтесь!
Возможно, вам также понравятся эти сообщения
Сборник руководств по аниме и манге
Сборник руководств по аниме и манге «Глаза» и многое другое
Сборник руководств по инструменту рисования Sai
Рисование линий – лучшие примеры и полезные советы и руководства
Учебное пособие по когтистой руке Р.Тейлор
Пошаговое руководство о том, как нарисовать руку, а затем некоторые модификации, чтобы включить когти. Есть также упоминания о различных взглядах на когтистые руки.
Arms and Hands Tutorial by Snigom
Вот очень простые и понятные советы и важные примечания по рисованию рук, кистей и пальцев.
Учебное пособие – Руки от iruka-loves-kakashi
Удобное руководство с подробными советами по рисованию пальцев и удержанию предметов.
Учебник для рук от odduckoasis
Очень подробный учебник по рисованию реалистичных рук, который включает анатомию человеческих рук в качестве справочного материала для рисования.
Краткое руководство пользователя suri-ai
Вот очень простые советы по рисованию рук и кистей с акцентом на их правильные пропорции со всем телом.
Учебник для рук в стиле чиби от ExplodingIchigo
Очень простой и занимательный урок о том, как рисовать руки аниме чиби.
Учебное пособие по жестам рук от DerSketchie
Советы и учебники по жестам рук.
Руки Учебник от pichu4850
Простое, но подробное руководство по рисованию рук и несколько советов по удержанию таких предметов, как ручка, столбы и т. Д., А также включает цветные ссылки на руки.
Учебное пособие: Как рисовать руки и перчатки от Кристины Нго
Простое руководство по рисованию человеческих рук и отображению разницы между анатомией мужской и женской руки.Также включены ссылки на жесты рук в разных перчатках.
Учебник по руке и пропорциям от Morayah
Вот базовый урок по рисованию руки и ее пропорций на теле и голове человека.
Урок: Как рисовать руки от Sklonowana Owca
Вот учебник по рисованию реалистичных рук с использованием фотографии жестов руки в качестве образца.
Правая рука – Ссылка Кристи Мирен
Различные жесты для правой руки.
Этюд руки Лехоша
Это идеальный справочник для множества различных жестов, поз и перспектив.
Hand Tutorial – Советы и справочные материалы от Qinni
Очень хороший источник справочной информации о руках, а также включает важные советы по рисованию рук.
Hand Reference от PsychoDjinn
Очень хороший образец руки, показывающий руки, использующие такие предметы, как карандаш, и держащие пистолет.
Позы рук от NoneOnly
Вот коллекция набросков, сделанных карандашом, которые можно использовать в качестве справки, а также некоторые указатели и подсказки.
Исследование на человеке – рука Тео Эмиля
Простой, но очень полезный справочник по позы для рук.
Правая рука, карандаш и чашка от Аюми Лемура
Хороший образец для рисования правой руки, держа чашку или карандаш.
Hand Tutorial от DerSketchie
Учебное пособие, которое можно использовать в качестве справочника по руке, которое включает подсказки и указатели для использования при рисовании различных жестов рук.
Поза руки – бокал для шампанского от Мелиссы Оффутт
Прекрасный образец для рисования рук, держа бокал с шампанским.
Руки Ссылка от Pikishi
Дополнительные сведения о жестах рук, включая удерживание предметов.