Правополушарное рисование что это такое википедия: Правополушарное рисование: mkoinov — LiveJournal
Правополушарное рисование: mkoinov — LiveJournal
Природное любопытство взяло надо мной верх, и я отправился на одно из занятий по правополушарному рисованию, которые проводит по выходным Маша Рахнева в лофте «Family Tree». Концепция в том, что любой человек может вот так просто взять и нарисовать настоящую картину масляными красками на настоящем холсте, а все, что для этого нужно – это расслабиться и позволить включиться правому полушарию твоего мозга, которое отвечает за креатив и творчество.«В этом есть какой-то подвох» – рассуждал я, глядя на фотографии счастливых людей с занятий Маши, держащих в руках свои картины. Ну как может человек, который до этого никогда не занимался рисованием, изобразить что-то такое? Я отправился на одно из занятий, попутно прихватив с собой фотоаппарат, чтобы официально задокументировать факт того, что это всё происходит на самом деле.
1. Справедливо будет сказать, что к предстоящему занятию я готовился заранее. Году эдак в 1997-м я ходил в Корочанскую художественную школу (Господи, это было 17-ть лет назад! Какой я старый…). Работа с красками мне и тогда особо не давалась – гуашь еще куда ни шло, а вот акварелью я мастерски мог проделать дырку на любом листе бумаги. Но теперь все должно было быть иначе – в распоряжении масляные краски и настоящий холст!
2. Занятия начинаются с вводного тренинга. Мы что-то рисовали на листочках бумаги, «включая» свое правое полушарие. Я, конечно, повозмущался над тем, как же мне включить правое полушарие, если я его никогда не выключаю? (ходят легенды, что у левшей «рабочим» является именно правое, и наоборот). Маша, скажу я вам, должна работать педагогом в школе для самых непослушных, ибо у нее хватает спокойствия и терпения воспринимать таких «неспокойных подростков», как я. После тренинга каждый из нас выбрал себе картину, которую хотелось бы воспроизвести собственноручно, и мы уселись за мольберты.
3. Я выбрал себе мрачную картинку, очевидно, с Таймс Сквер. Маша сказала, что это истинно мужской выбор – четкие геометрические линии и всё такое. Мммм, да на этих занятиях вообще огромное количество поводов потешить своё мужское самолюбие!..
4. Главный момент – это огромное количество молодых и красивых девушек на квадратный метр площади. Очевидно, что когда я буду рекомендовать эти занятия своим друзьям, ключевым аргументом будет: «Да ты знаешь вообще, сколько там красивых девчонок?!». Не знаю, какое из моих полушарий отвечает за созерцание окружающей красоты, но вот оно уж точно включилось на полную. Будем думать, что это таки правое.
5. Девушки выбирали разноцветные домики, цветочки, нежные японские мотивы. Потому они и девушки, наверное.
6. Я же пытался настроиться на волну своего мрачного Таймс Сквера. Дождь за окном, серый заводской пейзаж задворок лофта и даже гнетущая музыка в наушниках никак не могли унять во мне какое-то подростковое волнение внутри. Мне вообще сложно концентрироваться на чем-то дольше пятнадцати минут, а занятие по правополушарному рисованию занимает более пяти часов. Я все время дергал Машу по поводу постоянно заканчивающейся краски, поскорее хотел увидеть то, чтобы моя картинка стала похожей на выбранный вариант. Сначала все шло очень хорошо, а потом мне показалось, что у меня ничего не получается, и в один прекрасный момент захотелось смешать все желто-красные тона в один большой взрыв на Таймс Сквер… Маша, кстати, предупреждала об этих эмоциональных переходах во время рисования.
7. Девчонки, тем временем, о чем-то весело болтали и все время фотографировали этапы своей работы на телефоны.
8. Мне же казалось, что красивые картинки получаются буквально у всех, кроме меня. «Опять какой-то подвох!» – думал я. Может быть я работаю в окружении четырех профессиональных художников?
9. Смешение красок – это вообще удивительный процесс. Открытием для меня стало то, что по холсту рисуют не кисточками, а какой-то такой штукой, похожей на строительный мастерок в миниатюре. Да и вообще процесс очень похож на шпаклевку стен гипсом. Это мне нравится, это я люблю.
10. Пять заявленных часов пролетают очень быстро. Вот вроде ты только начал, только-только нанес первые мазки на холст, а уже дело к вечеру. Уже девчонки обсуждают последние штрихи на своих полотнах. А мой Таймс Сквер все еще не похож на Таймс Сквер. Хотя – это тоже нормально. Я заметил, что практически у каждого из нас была аналогичная реакция – все картины кажутся классными кроме своей. Маша меня очень хвалила после занятия, а я все думал «Да ладно… Да что я…».
11. Масляная краска на картинах сохнет около двух недель. На носу – немножко быстрее. Приятные воспоминания от прошедшего занятия «сохнут» больше месяца и всё никак не «высохнут». Мне понравилось. Зачем бы я еще раз туда пошел? За атмосферой в первую очередь. Это по-настоящему классно.
Маша проводит свои занятия по выходным, раз в неделю. Группа ограничена до шести человек, чтобы на каждого хватило времени для консультации и помощи в рисовании. И, насколько я вижу, желающих много, так что записываться иногда приходится за две недели. Обязательно зайдите к Маше в группу и посмотрите, какие потрясающие картины рисуют все эти люди. Я, хоть и посетил одно из занятий, пусть и нарисовал свою картину, все равно до конца не понимаю, как у людей получается за несколько часов с нуля создавать такую красоту. Да-да, «сочетание психологического тренинга и преподавания основ изобразительного искусства», «включение правого творческого полушария» – это всё понятно. Но всё-таки кажется мне, что здесь не обходится без какого-то волшебства. Чистой воды магия!
Правополушарное рисование
— Каким образом Бэтти Эдвардс удалось настолько тонко технологизировать искусство рисунка?
Бэтти Эдвардс — преподаватель искусства, которая исследовала способы преподавания рисования. Вопросу «как передавать навык рисования другим» она посвятила очень много времени и даже защитила докторскую диссертацию на эту тему. Затем она переработала свою научную работу в книгу, чтобы сделать это знание доступным людям. Для этого ей пришлось многое упростить и выбрать лишь небольшое количество навыков, с которых она хотела начинать обучение рисованию. Спустя полгода после выхода книги она поняла, что 5 навыков восприятия, которые она выбрала — это всё, что нужно, чтобы научиться реалистично рисовать. Вот эти навыки:
— восприятие контуров;
— восприятие форм пустых пространств;
— восприятие отношения, то есть пропорции и относительные углы наклона — из этого складывается перспектива;
— восприятие света и тени — это даёт объём в рисунках;
— наконец, восприятие в целом — гештальт — это когда все четыре предыдущих навыка начинают действовать с практикой автоматически и потом сливаются в один комплексный навык, который называется рисование.
До этого времени, то есть до 60-х годов прошлого века, художественное образование было организовано по-разному в зависимости от жанра. Рисование в жанрах натюрморт, анимализм (рисование животных), пейзаж и портрет считалось совершенно разными навыками. И даже использование разных материалов — рисование карандашом или углём, живопись акварелью или маслом — тоже рассматривалось как разные навыки. Поэтому Бэтти Эдвардс поначалу и было сложно понять, какие навыки являются основными. Она как бы случайно, интуитивно выбрала эти пять, а потом сообразила, что они — это и есть то общее, что нужно для всех жанров, то есть чтобы рисовать и животных, и человека, и натюрморт, и пейзаж. Более того, их оказалось достаточно, чтобы рисовать реалистично. Эти же принципы касаются разных материалов — ведь это всего лишь материалы, из которых складывается изображение. Они общие во всех изображениях на плоскости.
© архив С.Лестера
“Одним из важных навыков в умении видеть, мыслить, учиться и решать проблемы является навык правильного восприятия соотношений – частей между собой и частей с целым. В рисовании эти соотношения называются пропорцией. Восприятие пропорциональных соотношений, особенно пространственных, является особой функцией правого полушария человеческого мозга. Люди, чья работа требует точной оценки соотношений размеров – плотники, дантисты, портные, хирурги – обладают развитой способностью восприятия пропорций. Люди, стремящиеся мыслить творчески в любой сфере деятельности, извлекают большую пользу из более ясного осознания соотношений между частями и целым – из умения видеть и деревья, и лес”. Бэтти Эдвардс
— Считается, что в вопросах искусства всегда очень важен талант. Можно ли говорить, что при использовании данного метода талант отодвигается на второй план?
Надо различать реалистичное рисование и Искусство с большой буквы — это абсолютно разные вещи. Например, можно научить человека рисовать лошадь так, чтобы она выглядела реалистично, была узнаваема. То есть чтобы любой мог посмотреть на этот рисунок и сказать, что это именно лошадь, а не лось. Но если человек может нарисовать лошадь так, что зритель ещё и понимает, что эта лошадь чувствует, и это вызывает у зрителя эмоции — это уже другое. Именно это и есть искусство, и оно уже требует и таланта, и большого опыта.
Мы же обучаем только тому, как реалистично рисовать, а значит, наш предмет — это не искусство, а восприятие.Чтобы рисовать реалистично, чтобы рисунок был похож на предмет перед глазами, талант не требуется, поэтому эта возможность есть у всех, просто им надо показать, как это делать. Способность рисовать стоит в одном ряду со способностью читать. Но и чтение, и рисование требуют обучения. Такое, чтобы человек спонтанно и без обучения начинал читать, случается очень редко. То же самое и с рисованием — кто-то должен показать, как это делать. Кстати, изначально все дети очень любят рисовать и рисуют чем угодно и где угодно (в тетрадях, на асфальте, на обоях, на телевизорах и так далее) — до того момента, пока кто-то или что-то их не остановит.
Если же у человека есть талант, тогда навыки быстро усваиваются, и он может продолжить своё обучение. Но искусство рисования — тонкое дело и требует не только таланта, но и очень много труда. И как бы то ни было, но без освоения этих техник — будь то методика Бэтти Эдвардс или методики, которые преподаются в художественных учебных заведениях — и этих навыков восприятия даже у человека с огромным талантом рисунок будет выглядеть непрофессионально.
© eRazvitie
© eRazvitie
Рисунки людей, ранее не занимавшихся рисованием, всего лишь после нескольких уроков по методу правополушарного рисования.
— В чём заключается основная суть метода?
Основная суть метода — это получить доступ к действиям мозга. Рисование требует восприятия, которого нет у левого полушария мозга, ответственного за логику, поэтому его нужно «отключить», дав волю правому полушарию. Использованный Бэтти Эдвардс термин «drawing on the right side of the brain» в дословном переводе на русский язык означает «рисование на правой стороне мозга». Моя жена Людмила в качестве русского эквивалента придумала немного другое определение — «правополушарное рисование». К сожалению, я не сделал патент на это наименование, и сейчас очень много школ, используя его, преподают то, что не имеет к правополушарному рисованию и восприятию человека никакого отношения.
Самый эффективный способ осуществить переключение с левого режима на правый — это поставить перед мозгом такую задачу, которую левое полушарие решать откажется. Одна из таких задач — это перевёрнутое рисование. Для этого хорошо подходит «Портрет Стравинского» Пабло Пикассо. Смысл этого действия заключается в том, что левополушарный режим работы мозга не любит «вверх ногами», но когда мы всё равно это делаем, то правый режим мозга освобождается от доминантности левого. А это как раз то, чего мы хотим. Большинство людей не могут рисовать реалистично как раз по причине того, что они стараются это сделать левым режимом мозга, который препятствует рисованию.
© архив С.Лестера
Ещё одно упражнение, которое не переносит левый режим — это слепое контурное рисование. Мы рисуем крупный план руки: смотрим на руку очень близко и очень медленно рисуем контур, не глядя при этом на бумагу. После этого мы снова рисуем руку, но уже смотря на неё через рамку, используя пространство между пальцами как предмет рисования. Сравнивая эти два рисунка, мы видим прогресс: если первая версия у учеников часто выглядит как резиновая перчатка или рука обезьяны, то вторая попытка — это уже человеческая, живая рука.
На следующем этапе мы учимся восприятию пустого пространства. Для тренировки этого навыка мы копируем рисунок Рубенса «Этюды рук и ног». Рисуя, мы сосредотачиваемся не на объекте, а на пространстве вокруг, и получаем трёхмерный рисунок ног. Потом мы рисуем такие предметы, как ключи на кольце — но опять-таки мы рисуем не ключи и кольцо, а просто дырки и пространство вокруг ключей, чтобы переключиться от физических предметов на пространство вокруг. Это тонкое переключение далеко не всем даётся сразу и легко.
Бэтти Эдвардс говорит, что если человек будет сосредотачиваться не на предмете, а на пространстве вокруг и при построении композиции будет отталкиваться от формы пространства вместо формы предмета, то композиция автоматически сложится органично. Чтобы обучиться этому навыку, Бэтти Эдвардс предлагает выполнить такое упражнение: нарисовать стул или опять-таки вернее будет сказать — пространство вокруг стула и его ножек. Я обычно предлагаю своим ученикам рисовать растения — то есть дырки между листьями и стеблями. Я полностью согласен с мнением Бэтти, и поэтому говорю: «Не рисуйте никаких листьев, стеблей. Игнорируйте их. Рисуйте только пространство между ними».
Пустое пространство является секретным оружием всех художников. Они используют его, чтобы воспринимать перед глазами форму объекта. Об объектах, которые нас окружают, мы знаем слишком много, и это препятствует нашему восприятию их форм. Но пространство вокруг объекта часто не имеет для нас никакого значения, и мы ничего о нём не знаем, поэтому получается, что мы просто рисуем абстрактную форму.
© eRazvitie
© eRazvitie
Рисунки людей, обучающихся по методу правополушарного рисования.
Потом мы учимся восприятию пропорций и перспективы. Мы рисуем вид в комнате, где мы сидим — угол комнаты, или лестницу, или окно, или дверь, на которые мы смотрим под каким-то углом. Это самый сложный рисунок.
После этого следуют свет и тень. Мы копируем портрет — высококонтрастную фотографию человека, обращая внимание на форму теней и форму освещённых районов между тенями. Левый режим не хочет смотреть на тень как на объект, потому что тень невещественна — человек чуть повернул голову — и всё меняется. Но когда мы сосредотачиваем наше внимание именно на тени, левый режим снова отключается. Потом мы оттачиваем навык работы со светом и тенью, копируя рисунок французского художника Пьера Поля Прюдона. Тень в нём очень плавная, слабоконтрастная — и это даёт нам возможность понять свет и тень ещё глубже.
Наконец, мы изучаем пропорции человеческой головы, чтобы понимать, где находятся глаза, а где — нос, рот, и рисуем друг друга в профиль. Это как репетиция для последнего экзамена, для автопортрета перед зеркалом. На автопортрет может уйти до 7 часов. Поначалу, когда ученики рисуют себя, кажется, что «волшебство» не работает, потому что никакого сходства с оригиналом нет. Но в последний час оно проявляется. Что-то «кликает» в мозге, и они сами начинают видеть этот гештальт. Сходство у всех получается в разной степени — у кого-то больше, у кого-то меньше, но оно есть, и когда мы сравниваем последние портреты с первыми (которые я обычно прошу нарисовать перед началом всего обучения), то бывает, что ученики отказываются от первого и говорят — «Нет, это не мой портрет», и узнают его только по подписи.
© архив С.Лестера
© архив С.Лестера
Автопортреты одного из учеников, обучающегося по технологии правополушарного рисования, до и после занятий.
— Насколько мы знаем, вы также проводите корпоративные тренинги по рисованию. Чем методика рисования может быть полезна в целях развития персонала?
Главное, что мы преподаём — это не рисование, а восприятие, необходимое для рисования. А это — навык смотреть глубже и не останавливаться на первых впечатлениях. Это может распространяться далеко за пределы рисования, например, на ведение бизнеса. Допустим, на деловых переговорах партнёр излагает вам свою позицию. Вы можете принять её безоговорочно, а можете посмотреть глубже и попытаться понять, есть ли за этим что-то ещё. Навык восприятия пустого пространства для бизнесмена — это способность смотреть, чего в данном случае в позиции партнёра нет, что отсутствует.
На корпоративных тренингах мы проходим те же самые этапы, что и при обычном обучении реалистичному рисованию. Но, когда они занимаются рисованием, у них в голове откладываются эти навыки — способность работать с пустым пространством, способность работать с объектом целиком. И впоследствии эти навыки восприятия начинают проявляться в обыденной жизни, хотя в большей степени и неосознанно — человек просто начинает обращать внимание на те вещи, на которые раньше он внимания не обращал.
Я преподаю уже больше 20 лет, но на самом деле только сейчас начал осознавать, что именно происходит с людьми в процессе правополушарного рисования. Я узнал о недавно описанном свойстве человеческого мозга — нейропластичности — и теперь понимаю, что в процессе нашего рисования между нейронами формируются новые связи, и, если человек будет их использовать, они будут становиться крепче и крепче.
Попробуйте! Упражнение «Ваза/Лица» — рисование правым полушарием мозга
Дополнительным преимуществом обучения рисованию является возможность немного лучше узнать свой собственный мозг — например, как для вас эти два режима конкурируют и взаимодействуют. Вот небольшое упражнение, призванное проиллюстрировать ментальный конфликт, который может возникнуть между Л-режимом и П-режимом.
Это известный рисунок оптической иллюзии, названный «Ваза/Лица», потому что его можно увидеть либо как два противоположных профиля, либо как симметричную вазу в центре. Ваша задача, конечно, завершить второй профиль, который непреднамеренно завершит симметричную вазу в центре.
Прежде чем начать: прочитайте все указания к упражнению.
1. Если вы левша, распечатайте шаблон вазы/лиц сверху; если вы правша, распечатайте шаблон вазы/лиц внизу. Возьмите обычный заточенный карандаш, сядьте за стол в тихом месте и приступайте к этому упражнению.
2. Перерисуйте уже напечатанный профиль. Просто возьмите карандаш и проведите по линиям, называя части по ходу дела, например: «Лоб… нос… верхняя губа… нижняя губа… подбородок и шея». Даже сделайте это во второй раз, действительно думая про себя, что означают эти имена.
3. Затем перейдите на другую сторону и начните рисовать недостающий профиль, который завершит симметричную вазу.
4. Когда вы подходите к определенному моменту рисования второго профиля, возможно, где-то в районе нижней части лба или носа, вы можете начать испытывать чувство конфликта или замешательства. Попробуйте продолжить рисовать в этот момент конфликта, наблюдая за собой, чтобы понять, как вы решаете проблему.
ВАЖНО:
Подождите, пока вы не закончите рисовать Вазы/Лица,
, а затем прокрутите вниз, чтобы прочитать пояснения доктора Эдвардса к этому упражнению.
Бетти Эдвардс объясняет упражнение «Ваза/Лица»
Были ли у вас конфликты во время рисования? Некоторые люди на самом деле переживают момент паралича, не зная, должна ли линия идти в одну сторону или совершенно в противоположную. Цель упражнения «Ваза/Лица» состоит в том, чтобы дать каждому человеку возможность прочувствовать в своем уме мысленный «хруст», который может возникнуть при рисовании. Позвольте мне рассказать вам, почему происходит этот ментальный конфликт:
Во-первых, я попросил вас перерисовать, хотя бы дважды, линию исходного, заданного профиля, называя каждую черту так, как вы ее нарисовали (лоб, нос и т. д.), тем самым сильно “включив” словесную систему мозга .
Затем я попросил вас начать заполнять второй профиль, тем самым ненароком и одновременно завершив вазу. Поскольку профиль лица перевернут, это можно сделать, только перейдя в визуальный, пространственный, реляционный правильный режим (R-режим) вашего мозга. Трудность осуществления этого умственного сдвига вызывает чувство конфликта и замешательства — и, возможно, даже кратковременный умственный паралич. Разве ты не чувствовал этого?
Решение конфликта, конечно же, состоит в том, чтобы рисовать только то, что вы видите, не называя частей. Некоторые люди умеют давать себе инструкции, например: «Не думай о функциях. Просто нарисуй, где линия входит и выходит». Некоторые решают рисовать снизу вверх, игнорируя особенности. Некоторые решают провести линию посередине, чтобы помочь увидеть отношения. Некоторые решают нанести рисунок на сетку. Некоторые переворачивают рисунок вверх ногами, чтобы не осознавать, что рисуют профиль. Возможно, вы дали себе совершенно уникальные инструкции, чтобы обойти вербальную систему.
В заключение, это упражнение иллюстрирует основное требование к обучению рисованию восприятия: вы научитесь приглушать вербальный режим своего мозга и получать доступ к своему невербальному, визуальному режиму восприятия.
Все это хорошие решения, а упражнение — эффективная демонстрация необходимости для того, чтобы рисовать, заглушать словесный строй и просто рисовать то, что видишь.
Левое полушарие, правое полушарие: факты и фантазии
1. Герц Р. (1960) Смерть и правая рука. Абердин (Соединенное Королевство): Коэн и Уэст. [Google Scholar]
2. Брока П. (1865 г.) Sur la siege de la faculté du langage articulé. Bull Mem Soc Anthropol Paris 6: 377–393. [Google Scholar]
3. Шанс С.А., Кроу Т.Дж. (2007) Исключительно человеческий: церебральная латерализация и язык у Homo sapiens . J Anthropol Sci 85: 83–100. [Google Scholar]
4. Харрингтон А. (1987) Медицина, разум и двойной мозг. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. [Академия Google]
5. Sperry RW (1982) Некоторые последствия отключения полушарий головного мозга. Наука 217: 1223–1227. [PubMed] [Google Scholar]
6. Газзанига М.С., Боген Дж. Е., Сперри Р.В. (1965)Наблюдения за зрительным восприятием после отключения полушарий головного мозга у человека. Мозг 88: 221–230. [PubMed] [Google Scholar]
7. Эдвардс Б. (2012) Рисунок правой половины мозга. Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. [Google Scholar]
8. Элламил М., Добсон С., Биман М., Кристофф К. (2012) Оценочные и генеративные способы мышления во время творческого процесса. Нейроизображение 59: 1783–1794. [PubMed] [Google Scholar]
9. Макгилкрист I (2009) Мастер и его эмиссар. Нью-Хейвен (Коннектикут): Издательство Йельского университета. [Google Scholar]
10. Corballis MC (1999) Мы в своем уме? В: Делла Сала С, редактор. Мифы разума. Чичестер (Соединенное Королевство): John Wiley & Sons. стр. 26–42. [Google Scholar]
11. Роджерс Л.Дж., Валлортигара Г., Эндрю Р.Дж. (2013) Разделенный мозг: биология и поведение асимметрии мозга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. [Академия Google]
12. Конкла М.Л., Бьянко И.Х., Уилсон С. В. (2012)Кодирование асимметрии в нейронных цепях. Нат Рев Нейроски 13: 832–843. [PubMed] [Google Scholar]
13. MacNeilage PF (2013) Асимметрия движений всего тела у позвоночных и эволюция праворукости: сравнение человека и морских млекопитающих. Дев Психобиолог 56: 577–587. [PubMed] [Google Scholar]
14. Линделл А.К. (2013)Непрерывность латерализации эмоций у человека и нечеловеческих приматов. Передний шум Neurosci 7: 464. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Ehert G (1987)Преимущество левого полушария в мозге мыши для распознавания ультразвуковых сигналов связи. Природа 325: 249–251. [PubMed] [Google Scholar]
16. Bauer RH (1993) Латерализация нейронного контроля за вокализацией у лягушки ( Rana pipiens ). психобиол 21: 243–248. [Google Scholar]
17. Мегердичян А., Воклер Дж., Хопкинс В.Д. (2010)Пленные шимпанзе используют правую руку для общения друг с другом: значение для происхождения мозгового субстрата для языка. кора 46: 40–48. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Хопкинс Д., Рассел Дж. Л., Канталупо С., Фриман Х., Шапиро С. Дж. (2005) Факторы, влияющие на распространенность и ловкость рук при бросании шимпанзе в неволе ( Pan troglodytes ). J Comp Психология 119: 363–370. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Cantalupo C, Hopkins WD (2001)Асимметричная зона Брока у человекообразных обезьян. Природа 414: 505. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Гэннон П.Дж., Холлоуэй Р.Л., Бродфилд Д.К., Браун А.Р. (1998) Асимметрия височной плоскости шимпанзе: человекоподобный образец гомолога языковой области Вернике. Наука 279: 220–222. [PubMed] [Google Scholar]
21. Хомский Н. (2010) Несколько простых тезисов evo devo: насколько они могут быть верны для языка? В: Ларсон Р.К., Депре В., Ямакидо Х., редакторы. Эволюция человеческого языка. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 45–62. [Google Scholar]
22. Corballis MC (2012) Латерализация человеческого мозга. В: Хофман М.А., Фальк Д., редакторы. Прогресс в исследованиях мозга, Vol. 195. Амстердам: Эльзевир. стр. 103–121. [PubMed] [Google Scholar]
23. Хьюз ГВ (1973) Общение приматов и жестикуляционное происхождение языка. Карр Антропол 14: 5–24. [Google Scholar]
24. Corballis MC (2002) Из рук в уста: происхождение языка. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. [Google Scholar]
25. Арбиб М.А. (2005) От распознавания действий, подобных обезьянам, к человеческому языку: эволюционная основа нейролингвистики. Науки о мозге 28: 105–168. [PubMed] [Google Scholar]
26. Риццолатти Г., Камарди Р., Фогасси Л., Джентилуччи М., Луппино Г. и др. (1988) Функциональная организация нижней области 6 у макаки. II. Зона F5 и контроль дистальных движений. Мозг опыта 71: 491–507. [PubMed] [Google Scholar]
27. Rizzolatti G, Sinigaglia C (2010)Функциональная роль схемы теменно-лобного зеркала: интерпретации и неправильные интерпретации. Нат Рев Нейроски 11: 264–274. [PubMed] [Google Scholar]
28. Либерман А. М., Купер Ф. С., Шанквейлер Д. П., Стаддерт-Кеннеди М. (1967) Восприятие речевого кода. Психологический преподобный 74: 431–461. [PubMed] [Академия Google]
29. Колер Э., Кейзерс С., Умилта М.А., Фогасси Л., Галлезе В. и др. (2000) Слушание звуков, понимание действий: представление действий в зеркальных нейронах. Наука 297: 846–848. [PubMed] [Google Scholar]
30. Corballis MC (2003) Изо рта в руки: жесты, речь и эволюция праворукости. Науки о мозге 26: 198–208. [PubMed] [Google Scholar]
31. Петтито Л.А., Заторре Р.Дж., Гауна К., Никельски Э.Дж., Дости Д. и др. (2000) Речеподобная мозговая активность у глубоко глухих людей, обрабатывающих жестовые языки: последствия для нейронной основы человеческого языка. Proc Natl Acad Sci U S A 97: 13961–13966. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Хикок Г.С. (2009) Восемь задач теории зеркальных нейронов для понимания действий у обезьян и людей. J Cogn Neurosci 21: 1229–1243. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Рамачандран В.С. (2000)Зеркальные нейроны и имитационное обучение как движущая сила «большого скачка вперед» в эволюции человека. Основание Edge доступно: http://edge.org/conversation/mirror-neurons-and-imitation-learning-as-the-driving-force-behind-the-great-leap-forward-in-human-evolution. По состоянию на 16 декабря 2013 г. [Google Scholar]
34. Сэвидж-Рамбо С., Шанкер С.Г., Тейлор Т.Дж. (1998)Обезьяны, язык и человеческий разум. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. [Google Scholar]
35. Пилли Дж. В., Рейд А. К. (2011) Бордер-колли понимает имена объектов как словесные референты. Поведенческие процессы 86: 184–195. [PubMed] [Google Scholar]
36. Петтито Л.А., Холовка С., Серджио Л.Е., Леви Б., Остри Д. (2004) Руки младенца, которые двигаются в ритме языка: дети, осваивающие язык жестов, слышат безмолвный лепет на руках. Познание 93: 43–73. [PubMed] [Google Scholar]
37. Хикок Г.С., Поппель Д. (2007)Корковая организация обработки речи. Нат Рев Нейроски 8: 393–402. [PubMed] [Google Scholar]
38. Хеппер П.Г., Маккартни Г., Шеннон Э.А. (1998)Латерализованное поведение у плодов человека в первом триместре. Нейропсихология 36: 531–534. [PubMed] [Google Scholar]
39. Хеппер П.Г., Шахидулла С., Уайт Р. (1991)Ручность у человеческого плода. Нейропсихология 29: 1101–1111. [Академия Google]
40. Hepper PG, Wells DL, Lynch C (2005) Пренатальное сосание большого пальца связано с постнатальной леворукостью. Нейропсихология 43: 313–315. [PubMed] [Google Scholar]
41. Абу-Рустум Р.С., Зиаде М.Ф., Абу-Рустум С.Е. (2013)Референсные значения для правого и левого сосудистых сплетений плода на сроке от 11 до 13 недель: ранний признак латеральности «развития»? J УЗИ Мед 32: 1623–1629. [PubMed] [Google Scholar]
42. Redzic ZB, Preston JE, Duncan JA, Chodobski A, Szmydynger-Chodobska J (2005)Система сосудистого сплетения и спинномозговой жидкости: от развития к старению. Curr Top Dev Biol 71: 1–52. [PubMed] [Академия Google]
43. Corballis MC (2013)Ранние признаки асимметрии мозга. Тенденции Cogn Sci 17: 554–555. [PubMed] [Google Scholar]
44. Гешвинд Н., Левицкий В. (1968) Человеческий мозг: лево-правая асимметрия в височной области речи. Наука 161: 186–187. [PubMed] [Google Scholar]
45. Холлоуэй Р.Л., де ла Кост-Лареймонди М.К. (1982)Асимметрия эндокаста мозга у понгидов и гоминидов: некоторые предварительные выводы по палеонтологии церебрального доминирования. Ам Дж. Антропол 58: 101–110. [PubMed] [Академия Google]
46. Previc FH (1991) Общая теория пренатального происхождения церебральной латерализации у людей. Психологический преподобный 98: 299–334. [PubMed] [Google Scholar]
47. Vingerhoets G, Acke F, Alderweireldt A-S, Nys J, Vandemaele P, et al. (2012) Церебральная латерализация праксиса у правшей и левшей: один и тот же паттерн, разная сила. Hum Brain Map 33: 763–777. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Сюй Дж., Гэннон П.Дж., Эммори К., Смит Дж.Ф., Браун А.Р. (2009 г.) Символические жесты и разговорная речь обрабатываются общей нервной системой. Proc Natl Acad Sci U S A 106: 20664–20669. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Liu H, Stufflebeam SM, Sepulcrea J, Heddena T, Buckner RL (2009) Доказательства внутренней активности того, что асимметрия человеческого мозга контролируется множеством факторов. Proc Natl Acad Sci U S A 106: 20499–20503. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. McManus IC, Bryden MP (1992) Генетика хиральности, церебрального доминирования и латерализации. В: Rapin I, Segalowitz SJ, редакторы. Справочник по нейропсихологии, Vol. 6: нейропсихология развития, часть 1. Амстердам: Elsevier. стр. 115–144. [Академия Google]
51. Сикотт Н.Л., Вудс Р.П., Мацциотта Дж.К. (1999)Ручность у близнецов: метаанализ. Латеральность 4: 265–286. [PubMed] [Google Scholar]
52. Гарднер М., Кэрролл Л. (1960) Аннотированная Алиса. Нью-Йорк: Брэмхолл Хаус. [Google Scholar]
53. Люкс С., Келлер С., Маккей С., Эберс Г., Маршалл Дж. К. и др. (2008) Перекрестная церебральная латерализация для вербальной и зрительно-пространственной функции у пары монозиготных близнецов с дискордантными руками: МРТ и МРТ головного мозга. Джей Анат 212: 235–248. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. Sommer IEC, Ramsey NF, Mandl RCW, Kahn RS (2002)Языковая латерализация в монозиготных парах близнецов, согласованная и несогласованная по хиральности. Мозг 125: 2710–2718. [PubMed] [Google Scholar]
55. McManus IC (1980)Ручность у близнецов: критический обзор. Нейропсихология 18: 347–355. [PubMed] [Google Scholar]
56. Медланд С., Даффи Д.Л., Райт М.Дж., Геффен Г.М., Хэй Д.А. и соавт. (2009) Генетическое влияние на леворукость: данные 25 732 австралийских и голландских семей близнецов. Нейропсихология 47: 330–337. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
57. Бадзакова-Трайков Г. , Хеберлинг И.С., Корбаллис М.К. (2010) Церебральные асимметрии у монозиготных близнецов: исследование фМРТ. Нейропсихология 48: 3086–3093. [PubMed] [Google Scholar]
58. Аннетт М. (2002) Ручность и асимметрия мозга: теория смещения вправо. Хоув (Соединенное Королевство): Psychology Press. [Google Scholar]
59. Klar AJS (1999) Генетические модели рукости, латерализации мозга, шизофрении и маниакально-депрессивного состояния. Шизофр Рез 39: 207–218. [PubMed] [Академия Google]
60. McManus C (2002) Правая рука, левая рука. Лондон: Вайденфельд и Николсон. [Google Scholar]
61. Corballis MC, Badzakova-Trajkov G, Häberling IS (2012)Правая рука, левое полушарие: генетические и эволюционные основы церебральных асимметрий для языка и мануальных действий. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci 3: 1–17. [PubMed] [Google Scholar]
62. Orton ST (1937) Проблемы с чтением, письмом и речью у детей. Нью-Йорк: Нортон. [Google Scholar]
63. Corballis MC, Beale IL (1993) Повторное посещение Ортона: дислексия, латеральность и спутанность левого и правого. В: Willows DM, Kruk RS, Corcos E, редакторы. Зрительные процессы при чтении и нарушениях чтения. Хиллсдейл (Нью-Джерси): Lawrence Erlbaum Associates. стр. 57–73. [Google Scholar]
64. Епископ DVM (2013) Церебральная асимметрия и язык: причина, корреляция или следствие. Наука 340: 1230531. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Кушнер Х.И. (2012)Переобучение левшей и этиология заикания: взлет и падение интригующей теории. Латеральность 17: 673–693. [PubMed] [Google Scholar]
66. Кроу Т.Дж., Кроу Л.Р., Дон Д.Дж., Лиск С. (1998) Относительное мастерство рук предсказывает академические способности: глобальные дефициты в точке полушарной нерешительности. Нейропсихология 36: 1275–1282. [PubMed] [Google Scholar]
67. Родригес А., Каакинен М., Мойланен И., Таанила А., Макго Дж. Л. и др. (2010) Смешанные руки связаны с проблемами психического здоровья у детей и подростков. Педиатрия 125: е340–е348. [PubMed] [Google Scholar]
68. Эрикссон Н. , Макферсон Дж. М., Тунг Дж. Ю., Достопочтенный Л. С., Нотон Б. и др. (2010) Веб-исследования с участием участников выявили новые генетические ассоциации для общих признаков. Генетика PLoS 6: е1000993 doi:10.1371/journal.pgen.1000993 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
69. McManus IC, Davison A, Armor JAL (2013) Многолокусные генетические модели хиральности очень похожи на однолокусные модели в объяснении семейных данных и совместимы с полногеномными ассоциативными исследованиями. Энн Н.Ю. Академия наук 1288: 48–58. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
70. Armor JAL, Davison A, McManus IC (2013)Ассоциативное исследование рукости по всему геному исключает простые генетические модели. Наследственность (Эдинб) Электронный паб впереди печати. дои: 10.1038 / hdy.2013.93 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
71. Шерри Т.С., Брандлер В.М., Параккини С., Моррис А.П., Ринг С.М. и др. (2011) PCSK6 связан с ручностью у людей с дислексией. Хум Мол Жене 20: 608–614. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
72. Арнинг Л., Окленбург С., Шульц С., Несс В., Гердинг В.М. и др. (2013) Полиморфизм PCSK6VNTR связан со степенью хиральности, но не с направлением хиральности. ПЛОС ОДИН 8: e67251 doi:10.1371/journal.pone.0067251 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. Брандлер В. М., Моррис А. П., Эванс Д. М., Шерри Т. С., Кемп Дж. П. и другие. (2013) Распространенные варианты в генах и путях асимметрии влево/вправо связаны с относительными навыками рук. Генетика PLoS 9: e1003751 doi: 10.1371/journal.pgen.1003751 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
74. Франкс С., Маэгава С., Лорен Дж., Абрахамс Б.С., Велайос-Баеза А. и др. (2007) LRRTM1 на хромосоме 2p12 представляет собой ген, подавленный по материнской линии, который по отцовской линии связан с леворукостью и шизофренией. Мол Психиатрия 12:1129–1139. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
75. Людвиг К. У., Маттейзен М., Мюлейзен Т.В., Рёске Д., Шмель С. и соавт. (2009) Подтверждающие доказательства импринтинга LRRMT1 при шизофрении. Мол Психиатрия 14: 743–745. [PubMed] [Google Scholar]
76. ДеЛизи Л.Е., Светина С., Рази К., Шилдс Г., Веллман Н. и др. (2002)Предпочтение рук и навыки рук в семьях с шизофренией. Латеральность 7: 321–332. [PubMed] [Google Scholar]
77. Орр К.Г., Кэннон М., Гилварри К.М., Джонс П.Б., Мюррей Р.М. (1999) Больные шизофренией и их родственники первой линии проявляют избыток смешанных рук. Шизофр Рез 39: 167–176. [PubMed] [Google Scholar]
78. Барнетт К.Дж., Корбаллис М.К. (2002) Амбидекстральность и магическое мышление. Латеральность 7: 75–84. [PubMed] [Google Scholar]
79. Somers M, Sommer IE, Boks MP, Kahn RS (2009)Предпочтение рук и популяционная шизотипия. Шизофр Рез 108: 25–32. [PubMed] [Google Scholar]
80. Tsuang HC, Chen WJ, Kuo SY, Hsiao PC (2013) Межкультурный характер отношений между шизотипией и смешанной рукостью. Латеральность 18: 476–490. [PubMed] [Google Scholar]
81. Кроу Т.Дж. (2008) Теория «большого взрыва» происхождения психоза и языковой способности. Шизофр Рез 102: 31–52. [PubMed] [Google Scholar]
82. Corballis MC (2009) Эволюция языка. Энн Н.Ю. Академия наук 1156: 19–43. [PubMed] [Google Scholar]
83. Дедиу Д., Левинсон С.К. (2013) О древности языка: переосмысление языковых способностей неандертальцев и его последствия. Фронт Психол 4: 397. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
84. Йоханссон С. (2013) Говорящие неандертальцы: что говорят окаменелости, генетика и археология? Биолингвистика 7: 35–74. [Google Академия]
85. Medland SE, Duffy DL, Spurdle AB, Wright MJ, Geffen GM, et al. (2005)Противоположные эффекты длины повторов CAG рецептора андрогенов на повышенный риск леворукости у мужчин и женщин. Поведение Жене 35: 735–744. [PubMed] [Google Scholar]
86. Crow TJ (2013) Гипотеза психоза гена XY: происхождение и текущий статус. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 9999: 1–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
87. Bird A (2007) Восприятие эпигенетики. Природа 447: 396–398. [PubMed] [Google Scholar]
88. Lai CS, Fisher SE, Hurst JA, Vargha-Khadem F, Monaco AP (2001) Ген домена вилки мутирует при тяжелом нарушении речи и языка. Природа 413: 519–523. [PubMed] [Google Scholar]
89. Льежуа Ф., Бальдевег Т., Коннелли А., Гадиан Д.Г., Мишкин М. и др. (2003)Аномалии языка фМРТ, связанные с мутацией гена FOXP2. Нат Нейроски 6: 1230–1237. [PubMed] [Академия Google]
90. Vargha-Khadem F, Watkins KE, Price CJ, Ashburner J, Alcock KJ, et al. (2013) Нейронная основа наследственного расстройства речи и языка. Proc Natl Acad Sci U S A 95: 12695–12700. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
91. Enard W, Przeworski M, Fisher SE, Lai CSL, Wiebe V, et al. (2002)Молекулярная эволюция FOXP2, гена, участвующего в речи и языке. Природа 418: 869–871. [PubMed] [Google Scholar]
92.