Правило согласные звуки мягкие: Мягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)
Первая буква обозначает мягкий согласный звук правило. Мягкие и твердые согласные буквы. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости
Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] – [дама´] – [до´ма];
- [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: “Как обозначается мягкость таких звуков на письме?” Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя – [д’а´д’а], тётя – [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г – [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] — безударная гласная.
р – [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о – [о] — ударная гласная.
й – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д – [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] — безударная гласная.
р – [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е – [э´] — ударная гласная.
в – [в’] — звонкий, согласный и мягкий
е – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] – гласный, безударный;
в – [ф] — глухой, и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] | [б’] |
[в] | [в’] |
[г] | [г’] |
[д] | [д’] |
[з] | [з’] |
[к] | [к’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[п] | [п’] |
[р] | [р’] |
[с] | [с’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[х] | [х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо.
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], г – [г], д – [д], ж – [ж], й – [й], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], п – [п], р – [р], с – [с], т – [т], ф – [ф], х – [х], ц – [ц], ч – [ч], ш – [ш], щ – [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих – 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар – жар, кол – гол, дом – том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара из глухой и звонкой согласной.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к”], [п], [п”], [с], [с”], [т], [т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
- Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б” | битва | |
в | вой | в” | веко | |
г | гараж | г” | герой | |
д | дыра | д” | дёготь | |
з | зола | з” | зевок | |
к | кум | к” | кеды | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | нога | н” | нежность | |
п | паук | п” | песня | |
р | рост | р” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | туча | т” | терпение | |
ф | фосфор | ф” | фирма | |
х | худоба | х” | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных –
Десять гласных отнимите,
Знаки – твердый, мягкий –
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон – используем в игре.
Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.
Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.
Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.
Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.
Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.
При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Перед какой гласной?
Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.
После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.
Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.
Две согласных подряд
В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.
- Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
- Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.
Обозначение твердости и мягкости на письме
Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.
В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :
- В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
- Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.
Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.
Постоянная твердость и мягкость согласного звука
Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.
Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.
“Мягкие” слова
Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.
Учимся играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.
Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
ГБОУ СОШ с.Выселки
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
по теме:
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Подготовил учитель нач. классов:
Камалева А.Г.
2014 год
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.
Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].
Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ход урока
1.Орг. Момент
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
2.Актуализация знаний.
Вспомним изученные правила.
– Что такое корень слова?
– Что такое диалог?
– Что такое сказуемое?
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Чем отличается согласный звук от гласного?
– Какими буквами на письме обозначается согласный звук й?
3. Словарная работа
Знакомство со словом декабрь. (работа с карточками)
4. Самоопределение к деятельности
Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)
Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)
Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)
Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
5. Работа по теме урока.
– Откройте учебник на стр. . Упр. (устно)
-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).
– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).
– Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
-Назовите непарные мягкие звуки.
– Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)
– Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)
Упр. В каких словах есть звуки ( л,л’).
– Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.
– Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?
Упр. Помоги гномам починить домик!
Физминутка
А сейчас гномы Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Закрепление изученного материала.
Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.
7. Рефлексия
Проверочная работа
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).
А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»
– Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.
8. Подведение итогов урока.
– Что сегодня на уроке повторили?
– Какие буквы обозначают мягкость согласных?
– Какие буквы обозначают твердость согласных?
– назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?
9. Домашнее задание с. Упр
Брату шесть лет. Поставь шест под навес.
Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор.
Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель.
Мой брат разрешил брать его книги.
Русский язык. Твердые и мягкие согласные звуки
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Твердые и мягкие согласные звуки»
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс
«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
учитель начальных классов
Матвиенко Елена Викторовна
2020г.
СИДИ ПРАВИЛЬНО!
Определите порядок следования букв в данном ряду:
6 мая
Продолжите данную запись до конца строки в соответствии с алфавитом.
Л Ю К
Л У К
Произнесите каждое слово-название предмета. Внимательно послушайте, какими звуками они различаются? Какой из них твёрдый, а какой – мягкий согласный звук?
стр. 81 Упр.2 в учебнике
Прочитайте каждую пару слов.
Р ад
В оз
Л ук
В ёз
Р яд
Л юк
М ыл
М ил
Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы .
Прочитайте слова, которые начинаются с твердого согласного звука.
Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Спиши слова, в которых первый звук – мягкий согласный
стр.82 Упр.3 в учебнике
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е , ё , ю , я , и , а также мягким знаком ( ь ).
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а , о , у , ы , э .
Учебник с.82, выучить
Наоборот прочти и слово получи.
атябер
М альчики и девочки в раннем возрасте до отрочества. Молодые люди – парни.
ребята
Prezentacii.com
ребята
однокоренные слова
ребятишки
Проверь
Проверь
капель
Спасибо, ребята,
за урок!
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
У Сени и у Сани в сетях сом с усами.
— Прочитайте предложение. Чем оно интересно? (В словах повторяется буква С, это скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно. Потом еще три раза, ускоряя темп.
— Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? (Отвечают 3—4 человека.)
— Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях — сети.)
— Прочитайте скороговорку, четко проговорив записанные буквы — орфографически.
— Запишите скороговорку по памяти.
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.
Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 20).)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте скороговорку.
Коля просо курам нес,
Замарал он просом нос.
— Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.
— Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одной буквой. (Нос — нес.)
— Какими буквами отличаются слова? (Гласными буквами О и Е.)
— Какой звук обозначает каждая буква?
(Учитель делает на доске запись.)
[НОС] — [Н’ОС]
— Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и [Н’].)
— Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему это происходит.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 120 и прочитайте тему урока.
Упр. 192 (с. 120).
(Устное выполнение.)
— Какие звуки “живут” в этих домиках? (Согласные.)
— Прочитайте все звуки, которые “живут” в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке.)
— Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
— Назовите непарные мягкие звуки.
Упр. 193 (с. 120).
— Прочитайте все задания.
— Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.
— Кто приготовил ответ на первый вопрос? (Ответы детей.)
— Кто ответит на второй вопрос? (Ответы детей.)
— Кто ответит на третий вопрос? (Ответы детей.)
— Сделайте вывод: как узнать, твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)
— Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые — мягкие согласные ему не подчиняются.)
Упр. 194 (с. 121).
— Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.
— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)
— Как вы определили? (После них стоят мягкий знак и буква Я. Они обозначают мягкость согласных.)
— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)
— Прочитайте напоминание и скажите, какие гласные буквы обозначают мягкость согласных.
Упр. 195 (с. 121).
— Посмотрите на первую пару слов и ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока.
Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н] и [Н’]? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е — мягкость согласных.)
(Аналогично разбирают другие пары слов.)
V. Физкультминутка
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.
(Ходьба на месте и произвольные движения.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 196 (с. 121).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук [С].)
(Самостоятельное выполнение.)
— В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы.)
VII. Рефлексия
Карточка
Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [Ф’].
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
— В каких словах подчеркнули букву Ф? (У Феди, фея.)
— Те, кто подчеркнул эти два слова, поставьте “!”.
Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.
VIII. Подведение итогов урока
— Что сегодня на уроке повторили?
— Какие буквы обозначают мягкость согласных?
— Какие буквы обозначают твердость согласных?
— Назовите непарные твердые звуки.
— Назовите непарные мягкие звуки.
Домашнее задание
Выполнить упр. 197 (с. 122).
Программный уровень. Добавить в каждую группу по два слова.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
здравствуйте ребята чтобы отгадать тему сегодняшнего урока посмотрите на эти окошки прочитайте каждую пару слов я уверена что вы все заметили некую закономерность на верхнем ряду слов слова содержат твердые звуки а нижний ряд содержит мягкие звуки обратите внимание что мягкость звуков в транскрипции показывается с помощью запятых так вот и тема нашего сегодняшнего урок это твердые и мягкие согласные звуки открываем учебник на странице 81 и прочитайте стихотворение из первого упражнения обратите свое внимание на выделенные буквы в словах автор учебника выделил их не случайно каждая выделенная буква на что-то указывает например в слове солнышке выделена буква е на что она может указывать конечно на мягкость предыдущего согласного звука ки а в слове согрелась буква е указывает на мягкой согласного звука r молодцы а в слове ель какая буква указывает на мягкость мягкий знак молодцы в слове сосна выделена буква о а она на что указывает верно ребятки буква а указывает на твердость предыдущего согласного звука с идет о при слове апрель опять у нас буквы е и буква ь мы уже с вами поняли что они указывают на мягкость предыдущего согласного например апрель и или капель буква а указывает на твердость предыдущего согласного звука к а мягкий знак на конце указывает на мягкость предыдущего согласного звука или и последняя строчка лесу выделено буковкой е и она тоже указывать на мягкость до предыдущего согласного звука ли и в слове весна буковкой s мельчает предыдущий согласный звук в умнички то же самое происходит и во втором упражнении рассмотрите предметы назовите их слева изображён лук а справа люк слова похожи на отличается средними гласными слове лук после л идет буква у буква у указывает на твердо сильно мягкость на твердость предшествующего согласно дал лук лот слышим первый звук в слове люк в середине стоит буковка ю это значит что она указывает на мягкость люк и мягкий так давайте сделаем вывод буквы а-у-у и ъ указывают на твердость предшествующих согласных например лай год суп сыр мэр и подъехал а буква ё ёй я и мягкий знак указывают на мягкость предшествующего согласного мел вел горю meal моль также вспомним какими цветами на схемах изображаются эти звуки красный цвет гласные вспоминаем правило гласные всегда край ясный голубым или синим цветом мы привыкли обозначать твёрдые согласные о зеленом мягкие чтобы не забыть это правило на страница 82 она дана вам желтой рамочки всегда можете к нему обратиться и вспомнить какие буковки указывать на мягкость а какие на твердость а сейчас перейдём к четвёртому упражнению перед вами транскрипции слов вспоминаем транскрипция это то как слова слышится то есть какая буковка какой звук дает отгадайте что за слова здесь данной перед вами слова метр лыжня и клен ребята вспомните правила букв ё ёй я какая есть особенность у них почему мы пишем е а в транскрипции совсем другие буквы обозначаем конечно потому что звуков и ею я не существует перелистываем страницу на 83 здесь показано как твердые и мягкие согласные звуки обозначаются на письме буквами а по левую и правую сторону данной подсказке какие буковки нам помогают точнее указываю данная твердость на мягкость предыдущих согласных например звук в слове полка мы обозначим буквой b и звук слове белка мы тоже обозначим буквой b а после нее пойдет буква е в слове воз первый звук в мы обозначим буквой в слове вез первый звук в мы обозначим тоже буквой v и таким образом если рассмотреть все примеры слов мы увидим что звуки образуют пары пары по твердости и мягкость но после этого ставим одну пару которую разума мягкость при например на глаз б в г д дальше сами хорошо и только нижние звуки либо всегда твердые либо всегда мягкие это значит что у них нет пары они непарные по твердости и мягкости а потренироваться с такими звук вами вы можете в рабочей тетради на странице 42 и 43 удача
Урок 27 Тема: МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (2 четверть)
Урок 27 Тема: МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
16.05.2013 11395 0Урок 27
Тема: мягкие и твердые согласные звуки.
обозначение мягкости согласных на письме
Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; формировать представление о способах обозначения мягкости согласных мягким знаком.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка к письму.
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
2. Выполнение упражнения 26, с. 76.
– Почему последнее слово написано с большой буквы?
– Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?
– Назовите согласные буквы. Что вы можете о них рассказать?
II. Словарная работа.
«Незнайкин диктант».
– Исправьте ошибки.
Масква, Росия, тарелка, питух, морков, копуста, палто.
III. Актуализация опорных знаний.
– Назовите слова из словарика, в которых все согласные твердые. (Капуста, ворона, сорока, Москва.)
– Сравните слоги: но – нё, ка – ки, су – сю, лы – лю, мэ – мя.
– Что позволяет согласному быть мягким?
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 27, с. 76.
– Назовите изображенные предметы. Что они называют?
– Объедините их в пары по первой букве: лошадь – лиса, бинокль – барабан, машина – медведь.
– Произнесите первый звук каждой пары. Чем эти звуки различаются?
– В каких словах первый согласный звук мягкий?
– От чего зависит мягкость согласного звука?
– Вспомните и расселите гласные в их квартиры.
(Набор букв и домик, в котором окошки верхнего этажа «выкрашены» синим цветом, а нижнего – зеленым.)
2. Выполнение упражнения 28, с. 77.
– Назовите каждую пару изображенных предметов.
– Произнесите первый звук в словах каждой пары.
– Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?
– Прочитайте сообщение Грамматика.
– Согласны ли вы с ним? Подтвердите свое согласие примерами.
3. Выполнение упражнения 29, с. 77.
– Какой звук слышится в конце каждого слова отгадки?
– Как обозначается мягкость согласного звука на письме в этих словах?
– Запишите, подчеркните мягкий знак.
– Прочитайте правило в красной рамке.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4. Выполнение упражнения 30 (по заданию).
V. Закрепление.
– Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
Рука – река (2) лес – лось (3)
кот – кит (2) липа – лапа (2)
VI. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить согласные?
– Как на письме обозначается мягкость согласного звука?
– Приведите примеры.
Мягкие и твердые согласные буквы (таблица)
В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.
Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.
Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.
Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.
Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.
Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.
Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.
Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.
Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.
Парные гласные по твердости/мягкости | Непарные согласные звуки по твердости/мягкости | ||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | Только твердые | Только мягкие |
[Б] | [Б’] | [Ж] | [Ч’] |
[В] | [В’] | [Ш] | [й’] |
[Д] | [Д’] | [Ц] | [Щ’] |
[Г] | [Г’] | ||
[З] | [З’] | ||
[К] | [К’] | ||
[Л] | [Л’] | ||
[М] | [М’] | ||
[Н] | [Н’] | ||
[П] | [П’] | ||
[Р] | [Р’] | ||
[С] | [С’] | ||
[Т] | [Т’] | ||
[Ф] | [Ф’] | ||
[Х] | [Х’] |
Как объяснить ребенку разницу между звуками.
Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.
Например, что-то вроде:
Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.
Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.
Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.
Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.
Гласные | Согласные | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Как записать мягкие и твёрдые звуки
В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].
Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.
Классификация звуков по твердости и мягкости.
15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.
Парные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З] | [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] | [Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’] | [П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’] |
Непарные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Л], [М], [Н], [Р] | [Х], [Ц] | [Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’] | [Х’], [Ч’], [Щ’] |
Шипящие | |||
---|---|---|---|
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’] |
Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.
Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.
Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.
Глухие и звонкие звуки
Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.
Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].
Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:
- «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
- «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.
Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.
Парные согласные звуки | Непарные согласные звуки | ||
---|---|---|---|
Звонкие | Глухие | Только звонкие | Только глухие |
[Б], [Б’] | [П], [П’] | [й] | [Х], [Х’] |
[В], [В’] | [Ф], [Ф’] | [Л], [Л’] | [Щ’] |
[Г], [Г’] | [К], [К’] | [М], [М’] | [Ц] |
[Д], [Д’] | [Т], [Т’] | [Н], [Н’] | [Ч’] |
[Ж] | [Ш] | [Р], [Р’] | |
[З], [З’] | [С], [С’] |
Упражнения для детей
Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.
Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.
Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.
Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.
А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.
Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.
Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.
Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.
мягких согласных. – Кроссворды, ответы
Кроссворд Мягкие согласные. с 5 буквами в последний раз видели 1 января 1950 . Мы думаем, что вероятный ответ на эту подсказку – ЛЕНЕ . Ниже приведены все возможные ответы на эту подсказку, отсортированные по ее рангу. Вы можете легко улучшить свой поиск, указав количество букв в ответе.Уточните результаты поиска, указав количество букв.Если определенные буквы уже известны, вы можете указать их в виде шаблона: «CA ????».
Каковы лучшие решения для
мягких согласных. ?Мы нашли 1 решений для мягких согласных. . Лучшие решения определяются по популярности, рейтингам и частоте запросов. Наиболее вероятный ответ на разгадку – LENES .
Сколько решений у Soft Consonants. имеют?
С crossword-solver.io вы найдете 1 решение. Мы используем исторические головоломки, чтобы найти наиболее подходящие ответы на ваш вопрос. Мы добавляем много новых подсказок ежедневно.
Как я могу найти решение для мягких согласных?
С нашей поисковой системой для решения кроссвордов у вас есть доступ к более чем 7 миллионам подсказок.Вы можете сузить круг возможных ответов, указав количество содержащихся в нем букв. Мы нашли более 1 ответов для Мягкие согласные ..
Поделитесь своими мыслями
У вас есть предложения или вы хотите сообщить о пропущенном слове?Обратная связь
© 2020 Авторские права: кроссворд-решатель.io
The Luv Doc: те же мягкие согласные: Luv Doc дает свои два цента за кучу крошечных проклятых халявных химических зомби – столбцы
Уважаемый Luv Doc,
В четверг утром в «Oltorf H-E-B» обменялись любезностями с курящей горячей женщиной тридцати лет. Мы оба тянулись к одной и той же тележке для покупок, и она настояла, чтобы я сначала взял свою.Я бродил по проходам, пытаясь решить, следует ли мне спросить ее номер телефона или выпить кофе или что-то в этом роде, но затем я наткнулся на нее в замороженных продуктах и увидел, что ее тележка для покупок была загружена пакетами туалетной бумаги, банками с фасолью и т. Д. и много-много кошачьей еды. Я не имею ничего против кошек или консервов в целом, но объем был ошеломляющим для одной маленькой женщины. Это полностью поразило меня и заставило меня задуматься, не был ли ее дом чем-то вроде ситуации с запасами. Я слишком остро реагирую, и должен ли я оставаться там, пока она не появится и не пригласит ее на свидание?
– Странное чувство
Как я уверен, вы уже хорошо знаете, ситуация на местах нестабильная.Когда вы отправили это письмо, вы, вероятно, смогли войти в местный H-E-B по своему желанию. Это была легкая антиутопия, в которой мы жили. На прошлой неделе вы могли бочком подойти к буфету Golden Corral и оставить маслянистые отпечатки ладоней на ограждении от чихания, но на этой неделе вы даже не можете войти в дверь. Это, наверное, тоже хорошо. Это не коронавирус, но диабет 2 типа является седьмой по значимости причиной смерти в США. Этот факт должен, по крайней мере, быть достаточно отрезвляющим, чтобы закрыть несколько пончиков Dunkin ‘Donuts и Cinnabons, но нет.Почему? Потому что СВОБОДА.
Если вы становитесь немного вспыльчивым, когда правительство начинает пытаться контролировать вас – особенно если вы думаете, что правительство – просто сборище тупиц – подумайте вот о чем: вирусы даже не одноклеточные организмы. Их даже технически не считают живыми существами. Это всего лишь протеиновые оболочки, которые хотят покататься на сочных жировых клетках. Вирусы – это просто кучка крошечных проклятых халявных зомби, и нравится вам это или нет, как только они подгонят вас на машине, они в значительной степени заставят вас задуматься, как скажет вам любой, кто столкнулся с особенно опасным случаем норовируса.Думаешь, ты уходишь из дома, крутой парень? Ты даже не встаешь с этой кровати, если только не для того, чтобы дотащиться до туалета и набить себе кишки.
Теперь я понимаю, что новый коронавирус не очень похож на норовирус, но у них много одинаковых мягких согласных и гласных, и легко понять, почему кто-то в тисках паранойи может перепутать их и накапливать ее. корзина с гор тп. Однако этот сценарий путаницы на самом деле не касается безумного количества накоплений туалетной бумаги, которое отмечалось в последние несколько недель.
Как бы безумно это ни звучало, я думаю, что на каком-то фундаментальном, подсознательном уровне люди чувствуют, что их способность вытирать свои задницы – это то, что отличает их от других млекопитающих. Каким бы смехотворно ошибочным ни было это чувство, оно дает им успокаивающее чувство контроля в мире, который иногда переворачивается вверх ногами и в стороны. Копить туалетную бумагу – это просто чей-то внутренний ребенок, кричащий: «Я не проклятое животное! Я капитан своего корабля!» Недавние события говорят нам, что это кусок дерьма, но нет необходимости чувствовать себя выше нашего острого чувства самосознания.Я сомневаюсь, что наше программирование намного более продвинуто, чем обычный вирус. Так что, в любом случае, расслабься с этой красивой дамой и пригласи ее на свидание. Просто знайте, что в наши дни, если вы слоняетесь по H-E-B, вы, вероятно, напрашиваетесь на неприятности.
согласных-на-параде-уроке-5-твердом-и-мягком-г
Улучшите визуальное и звуковое распознавание всех согласных букв и улучшите запоминание согласных и их звуков. Живые юмористические рассказы, специальные звуковые эффекты, игры, стишки, головоломки, секретные сообщения и иллюстрации вызывают повышенный интерес.Идеально подходящие для отдельных лиц и небольших групп, уроки «Согласные на параде» являются саморегулируемыми и самокорректирующимися, что позволяет учащимся работать на протяжении уроков самостоятельно с индивидуальной оценкой.
Урок 5: Жесткий и мягкий G
Цели • усилить визуальное распознавание буквы G • развить способность распознавать твердый звук G в начальной, средней и конечной позициях • развить способность распознавать мягкое звук G в начальной, средней и конечной позициях • для усиления способности распознавать и различать жесткие и мягкие звуки G
Урок 5 использует формат «This Is Your Life», чтобы представить двойную личность мистераG. Урок вводит звук твердой G, затем обучает звуку мягкой G и, наконец, просит ученика различать эти два звука. Шесть персонажей, все имена которых содержат твердый звук буквы G, изображены на странице 1 листов деятельности. Когда рассказчик называет каждого человека, ученики печатают букву G в одной из трех строк, чтобы указать положение буквы в имени.
В верхней половине страницы 2 используется серия слов и изображений, чтобы представить мягкий звук G в начальной, средней и конечной позициях.На этом этапе рассказчик вводит подсказку гласных, чтобы определить, является ли G твердым или мягким. Подсказка гласит, что когда за G следует E, I или Y, G обычно имеет мягкий звук. В упражнении внизу страницы 2 учащимся представлены шесть картинок и три возможных варианта написания слова, представленного каждой картинкой. Используя и гласные, и слуховые подсказки, они определяют, какое написание является правильным для каждого объекта.
На странице 3 учащиеся различают твердый и мягкий звук G в шести словах с иллюстрациями.Они обозначают звук каждой G, обведя гвоздь (твердый) или облако (мягкий).
Определение и примеры Sibilance
Определение Sibilance
Sibilance – это литературный прием, в котором согласные с сильным ударением намеренно создаются путем создания воздуха из голосовых трактов с помощью губ и языка. Такие согласные издают шипящие звуки. Однако в поэзии он используется как стилистический прием, а сибилянты используются более двух раз подряд.В большинстве случаев звук «s» является свистящим.
Разница между аллитерацией и шипением
Аллитерация производится путем повторения первых согласных звуков в словах, обычно первых одной или двух букв, например, в «A b ig b ully b ест b aby b oy ». Однако шипение также является особым типом аллитерации, в которой используются мягкие согласные. В шипении создаются шипящие звуки. Эти мягкие согласные – s, с sh , ch и th , включая три других, такие как z, x, f и soft c.Например, « S ing a S ong из S ixpence» – это название известного детского стишка, который можно рассматривать как хороший пример шипения.
Примеры шипения в литературе
Пример № 1:
Колыбельная песня (Уильям Блейк)«Сладкие сны образуют оттенок
Над головой моего милого младенца.
Сладких снов приятных ручьев
Счастливых тихих лунных лучей
Сладких снов с мягким пухом.
Соткни на бровях детскую корону.
Сладкий сон Ангел нежный,
Наведи мой счастливый ребенок .
Сладкие улыбки в ночи,
Парни над моим восторгом.
Сладкие улыбки Матери улыбок …Сладкие стоны, голубиные вздохи,
Чейз не дремлют из твоих глаз,
Сладкие стоны, более сладкие улыбки ».
Стихотворение имеет простую схему рифм ABB. Блейк широко использует шипение в этом стихотворении, особенно звук «s», как в жирных словах.Подобным образом использование звуков «ш» и «ч» в словах «оттенок» и «погоня» дает более мягкие эффекты.
Пример № 2:
Ода осени (Автор Джон Китс)« СЕЗОН тумана и мягкого плодородия,
Закрыть закадычный друг созревающего солнца ;
Сговорившись с ним о том, как сажать и благословлять
Плодами бегут лозы, опоясывающие соломенные деревья;
Согнуть яблоками моховые кусты,
И все плоды наполнить спелостью до сердцевины;
К набухает тыква и набухает лещина Скорлупа
Со сладкой косточкой; Чтобы установить больше бутонов,
И еще , более поздние цветы для пчел ,
Для Summer раскрыли свои липкие клетки .
Это первая строфа стихотворения, наполненная музыкой и шипением. Слова, выделенные жирным шрифтом, являются примерами сибилянтов. Они озвучиваются шипящими звуками.
Пример № 3:
Макбет (Уильям Шекспир)«Откуда солнце года исходит из своего отражения
Кораблекрушение Буря и грозы разрываются,
Итак, из той весны, откуда комфорт Казалось приедет
Дискомфорт отекает .Марк, король Шотландии , марка:
№ раньше справедливость имела, с доблестью вооруженная…
Но норвежский лорд, , осматривал преимущество ,
С отремонтированным оружием и новыми припасами человек…
До семь ночью. Чтобы сделать общество
более сладким гостеприимством , мы будем держать себя
До ужина одни. А пока Бог с тобой! »
Здесь отчетливо видны более мягкие согласные звуков шипения, такие как звуки «s» в словах, выделенных жирным шрифтом.
Пример № 4:
Прелюдия 3 (Т. С. Элиот)«ЗИМНИЙ вечер оседает вниз
С запахом из стейков в коридорах.
Шесть часов.
Выгоревшие концы дымных дней.
А теперь порывистый душ окутывает
Загрязненные обрывки
Увядшие листья у ваших ног…Ливень бьет
О сломанные жалюзи и дымоход -горшки,
И на углу по улице
Одинокая кабина – конь парами и штампами.
А затем зажигание ламп ».
В этом отрывке на протяжении всего стихотворения используется повторение звука «s» (шипение). Подчеркивает атмосферу грязной жизни. Кроме того, постоянное использование звука «с» дает пример звукоподражания, как «скребущие» звуки листьев.