Разное

Правило согласные звуки мягкие: Мягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)

Содержание

Первая буква обозначает мягкий согласный звук правило. Мягкие и твердые согласные буквы. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости

Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

Общие сведения

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:

  • [дом] – [дама´] – [до´ма];
  • [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].

Транскрипция

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Глухие и звонкие звуки

Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

  • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].

Обозначение на письме

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: “Как обозначается мягкость таких звуков на письме?” Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя – [д’а´д’а], тётя – [т’о´т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г – [г’] — звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] — безударная гласная.

р – [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о – [о] — ударная гласная.

й – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д – [д’] — звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] — безударная гласная.

р – [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е – [э´] — ударная гласная.

в – [в’] — звонкий, согласный и мягкий

е – [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] – гласный, безударный;

в – [ф] — глухой, и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];

Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо.

Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Как надо действовать во время письма слов:

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], г – [г], д – [д], ж – [ж], й – [й], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], п – [п], р – [р], с – [с], т – [т], ф – [ф], х – [х], ц – [ц], ч – [ч], ш – [ш], щ – [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих – 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар – жар, кол – гол, дом – том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к”], [п], [п”], [с], [с”], [т], [т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб”битва
ввойв”веко
ггаражг”герой
ддырад”дёготь
ззолаз”зевок
ккумк”кеды
ллозал”листва
ммартм”месяц
нноган”нежность
ппаукп”песня
рростр”ревень
ссольс”сено
ттучат”терпение
ффосфорф”фирма
ххудобах”химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных –

Десять гласных отнимите,

Знаки – твердый, мягкий –

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж – тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й – только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон – используем в игре.

Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.

Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.

Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.

Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?

Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.

После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.

Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.

Две согласных подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.

  • Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
  • Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

Обозначение твердости и мягкости на письме

Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.

В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :

  1. В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
  2. Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.

Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.

“Мягкие” слова

Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.

Учимся играя

Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.

Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:

ГБОУ СОШ с.Выселки

Конспект урока по русскому языку

 в 1 классе

по теме:

«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Подготовил учитель нач. классов:

Камалева А.Г.

2014 год

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.

Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].

Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Ход урока

1.Орг. Момент

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок.

2.Актуализация знаний.

Вспомним изученные правила.

– Что такое корень слова?

– Что такое диалог?

– Что такое сказуемое?

– Как проверить безударный гласный в корне слова?

– Чем отличается согласный звук от гласного?

– Какими буквами на письме обозначается согласный звук й?

3. Словарная работа

Знакомство со словом декабрь. (работа с карточками)

4. Самоопределение к деятельности

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

5. Работа по теме урока.

– Откройте учебник на стр.   . Упр.    (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).

– Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

– Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

– Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. В каких словах есть звуки ( л,л’).

– Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.

– Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?

Упр. Помоги гномам починить домик!

 Физминутка

А сейчас гномы Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала.

Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.

7. Рефлексия

Проверочная работа

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

– Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.

8. Подведение итогов урока.

– Что сегодня на уроке повторили?

– Какие буквы обозначают мягкость согласных?

– Какие буквы обозначают твердость согласных?

– назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?

9. Домашнее задание    с.    Упр

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. 

Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор.

Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель.

 Мой брат разрешил брать его книги.

Русский язык. Твердые и мягкие согласные звуки

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Твердые и мягкие согласные звуки»

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

учитель начальных классов

Матвиенко Елена Викторовна

2020г.

СИДИ ПРАВИЛЬНО!

Определите порядок следования букв в данном ряду:

6 мая

Продолжите данную запись до конца строки в соответствии с алфавитом.

Л Ю К

Л У К

Произнесите каждое слово-название предмета. Внимательно послушайте, какими звуками они различаются? Какой из них твёрдый, а какой – мягкий согласный звук?

стр. 81 Упр.2 в учебнике

Прочитайте каждую пару слов.

Р ад

В оз

Л ук

В ёз

Р яд

Л юк

М ыл

М ил

Произнесите звуки, которыми обозначены выделенные буквы .

Прочитайте слова, которые начинаются с твердого согласного звука.

Прочитайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.

Спиши слова, в которых первый звук – мягкий согласный

стр.82 Упр.3 в учебнике

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е , ё , ю , я , и , а также мягким знаком ( ь ).

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а , о , у , ы , э .

Учебник с.82, выучить

Наоборот прочти и слово получи.

атябер

М альчики и девочки в раннем возрасте до отрочества. Молодые люди – парни.

ребята

Prezentacii.com

ребята

однокоренные слова

ребятишки

Проверь

Проверь

капель

Спасибо, ребята,

за урок!

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

У Сени и у Сани в сетях сом с усами.

— Прочитайте предложение. Чем оно интересно? (В словах повторяется буква С, это скороговорка.)

— Прочитайте скороговорку медленно. Потом еще три раза, ускоряя темп.

— Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? (Отвечают 3—4 человека.)

— Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях — сети.)

— Прочитайте скороговорку, четко проговорив записанные буквы — орфографически.

— Запишите скороговорку по памяти.

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.

Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 20).)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте скороговорку.

Коля просо курам нес,

Замарал он просом нос.

— Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.

— Найдите в скороговорке слова, которые отличаются одной буквой. (Нос — нес.)

— Какими буквами отличаются слова? (Гласными буквами О и Е.)

— Какой звук обозначает каждая буква?

(Учитель делает на доске запись.)

[НОС] — [Н’ОС]

— Какими звуками они отличаются? (Согласными звуками [Н] и [Н’].)

— Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, почему это происходит.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 120 и прочитайте тему урока.

Упр. 192 (с. 120).

(Устное выполнение.)

— Какие звуки “живут” в этих домиках? (Согласные.)

— Прочитайте все звуки, которые “живут” в этих домиках. (Читают пары звуков по цепочке.)

— Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

— Назовите непарные мягкие звуки.

Упр. 193 (с. 120).

— Прочитайте все задания.

— Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.

— Кто приготовил ответ на первый вопрос? (Ответы детей.)

— Кто ответит на второй вопрос? (Ответы детей.)

— Кто ответит на третий вопрос? (Ответы детей.)

— Сделайте вывод: как узнать, твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

— Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые — мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. 194 (с. 121).

— Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.

— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. (Пальто, шляпа.)

— Как вы определили? (После них стоят мягкий знак и буква Я. Они обозначают мягкость согласных.)

— Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает твердый звук. (Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)

— Прочитайте напоминание и скажите, какие гласные буквы обозначают мягкость согласных.

Упр. 195 (с. 121).

— Посмотрите на первую пару слов и ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока.

Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [Н] и [Н’]? (Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е — мягкость согласных.)

(Аналогично разбирают другие пары слов.)

V. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

(Ходьба на месте и произвольные движения.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 196 (с. 121).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук [С].)

(Самостоятельное выполнение.)

— В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы.)

VII. Рефлексия

Карточка

Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [Ф’].

У Фани — фуфайка,

У Феди — туфли.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

— В каких словах подчеркнули букву Ф? (У Феди, фея.)

— Те, кто подчеркнул эти два слова, поставьте “!”.

Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.

VIII. Подведение итогов урока

— Что сегодня на уроке повторили?

— Какие буквы обозначают мягкость согласных?

— Какие буквы обозначают твердость согласных?

— Назовите непарные твердые звуки.

— Назовите непарные мягкие звуки.

Домашнее задание

Выполнить упр. 197 (с. 122).

Программный уровень. Добавить в каждую группу по два слова.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

здравствуйте ребята чтобы отгадать тему сегодняшнего урока посмотрите на эти окошки прочитайте каждую пару слов я уверена что вы все заметили некую закономерность на верхнем ряду слов слова содержат твердые звуки а нижний ряд содержит мягкие звуки обратите внимание что мягкость звуков в транскрипции показывается с помощью запятых так вот и тема нашего сегодняшнего урок это твердые и мягкие согласные звуки открываем учебник на странице 81 и прочитайте стихотворение из первого упражнения обратите свое внимание на выделенные буквы в словах автор учебника выделил их не случайно каждая выделенная буква на что-то указывает например в слове солнышке выделена буква е на что она может указывать конечно на мягкость предыдущего согласного звука ки а в слове согрелась буква е указывает на мягкой согласного звука r молодцы а в слове ель какая буква указывает на мягкость мягкий знак молодцы в слове сосна выделена буква о а она на что указывает верно ребятки буква а указывает на твердость предыдущего согласного звука с идет о при слове апрель опять у нас буквы е и буква ь мы уже с вами поняли что они указывают на мягкость предыдущего согласного например апрель и или капель буква а указывает на твердость предыдущего согласного звука к а мягкий знак на конце указывает на мягкость предыдущего согласного звука или и последняя строчка лесу выделено буковкой е и она тоже указывать на мягкость до предыдущего согласного звука ли и в слове весна буковкой s мельчает предыдущий согласный звук в умнички то же самое происходит и во втором упражнении рассмотрите предметы назовите их слева изображён лук а справа люк слова похожи на отличается средними гласными слове лук после л идет буква у буква у указывает на твердо сильно мягкость на твердость предшествующего согласно дал лук лот слышим первый звук в слове люк в середине стоит буковка ю это значит что она указывает на мягкость люк и мягкий так давайте сделаем вывод буквы а-у-у и ъ указывают на твердость предшествующих согласных например лай год суп сыр мэр и подъехал а буква ё ёй я и мягкий знак указывают на мягкость предшествующего согласного мел вел горю meal моль также вспомним какими цветами на схемах изображаются эти звуки красный цвет гласные вспоминаем правило гласные всегда край ясный голубым или синим цветом мы привыкли обозначать твёрдые согласные о зеленом мягкие чтобы не забыть это правило на страница 82 она дана вам желтой рамочки всегда можете к нему обратиться и вспомнить какие буковки указывать на мягкость а какие на твердость а сейчас перейдём к четвёртому упражнению перед вами транскрипции слов вспоминаем транскрипция это то как слова слышится то есть какая буковка какой звук дает отгадайте что за слова здесь данной перед вами слова метр лыжня и клен ребята вспомните правила букв ё ёй я какая есть особенность у них почему мы пишем е а в транскрипции совсем другие буквы обозначаем конечно потому что звуков и ею я не существует перелистываем страницу на 83 здесь показано как твердые и мягкие согласные звуки обозначаются на письме буквами а по левую и правую сторону данной подсказке какие буковки нам помогают точнее указываю данная твердость на мягкость предыдущих согласных например звук в слове полка мы обозначим буквой b и звук слове белка мы тоже обозначим буквой b а после нее пойдет буква е в слове воз первый звук в мы обозначим буквой в слове вез первый звук в мы обозначим тоже буквой v и таким образом если рассмотреть все примеры слов мы увидим что звуки образуют пары пары по твердости и мягкость но после этого ставим одну пару которую разума мягкость при например на глаз б в г д дальше сами хорошо и только нижние звуки либо всегда твердые либо всегда мягкие это значит что у них нет пары они непарные по твердости и мягкости а потренироваться с такими звук вами вы можете в рабочей тетради на странице 42 и 43 удача

Урок 27 Тема: МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (2 четверть)

Урок 27 Тема: МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ