Правила твердые согласные и мягкие согласные: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Урок во 2 классе “Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме”
Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»Анна Николаевна Забродина
Класс: 2класс
УМК: «Планета знаний» под редакцией И. Петровой
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Цели:
Образовательные:
Научить:
— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;
— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;
— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
— выполнять звукобуквенный анализ слова;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Оборудование:
Ноутбук
Телевизор
3. Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина, (Издательство « Астрель»,2012).
4. Листы самооценки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент 1-2 мин | — Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Прозвенел звонок веселый. — Найдите главное слово. А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно. | Настраивается на активную работу на уроке. + Сами | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 5-6 мин Минутка чистописания. | Я тетрадочку открою — Запишите число, классная работа. Разомнём руку; На доске; -е ё ю я и ь-найдите лишнюю букву в данном ряду Что общего у этих букв-обозначают мягкость согласных звуков. При каком условии эти буквы будут обозначать мягкость согласного звука. -а о ы у э ъ-аналогия Запись букв. — Оцените свою работу.(!,) -Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки. | Правила письма Посадка + Твёрдые и мягкие | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
3. Самоопределение к деятельности 2-3 мин | Учебник с.32-33 Рассмотрите страницу. Что из данного материала мы уже знаем. — Сформулируйте тему и задачи урока. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. + и, е, ё, ю, я + Они помогают согласным быть мягкими + Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки +Задачи: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме. -упражняться -Разобраться с трудными случаями -слушать друг друга | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Работа по теме урока. Постановка проблемы. 5-6 мин | 1.-Упр.№3 с. 33 Вывод. 2.Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему? нос – нёс Сначала звук, затем слово мал – мял Звучание расходится с написанием пар – пир кот — кит —Что общего между словами первого столбика? —А в словах второго столбика? -Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? — Что указывает на мягкость согласных звуков? — Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? -Что мы знаем о мягком знаке? — Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного? —Аналогичная работа в упр. №3 | Работа в группах.(4 группы) нос-нёс (н, н’) мал-мял (м, м») пар –пир (п, п‘) кот – кит (к, к’ ) + Первый звук твердый + Первый звук в них мягкий + Буквы а, о, ы, э, у + Буквы я, ё, ю, е, и. + Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком Эта буква не обозначает звука + Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у + Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. | Регулятивные Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Коммуникативные: умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе |
5. Физминутка. | -Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте. Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин | Работа по учебнику с.33 у.4 — Прочитайте задание. Взаимопроверка в парах (!,+,-) | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания Работа в парах . Твёрдый-синим Мягкий -зелёным | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. |
7.Самостоятельная работа. 4-5 мин | У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно. Карточка №1 Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные: Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть. Карточка №2 Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные буквы и подчеркни их: Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля. Проверьте свою работу по образцу. Оцените свою работу (!, +, -) | Формирование умения восстанавливать деформированный текст, Находить в словах мягкие согласные. Самостоятельная работа на карточках (с проверкой на доске). | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
8. Итог урока 4-5 мин | Подведём итог нашей работы на уроке. — Над какой темой мы сегодня работали? Как обозначается твёрдость согласных на письме? — Как обозначается мягкость согласных на письме? -Какую роль играет Ь в словах? — Что понравилось и особенно запомнилось? — Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. + Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме. + Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у + Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. + Мягкий знак обозначает мягкость согласного | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. | Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку. | ||
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке 2-3 мин | Оцените свою работу на уроке. -Кто из вас понял все на уроке -У кого остались сомнения, -Кому было сложно на уроке. — У вас на партах лежат разноцветны кружки. Красный — «Я понял всё». Зелёный — «Остались сомнения». Синий — «Я не понял». Возьмите нужный кружок и поднимите. — Спасибо за урок. Молодцы! | . |
Самоанализ:
Урок разработан учителем начальных классов МБОУ Николаевской СОШ №2 Забродиной Анной Николаевной и проведен во втором классе 29.09. 2016 г.
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы и в соответствии с ФГОС.
Данный урок проводился согласно тематического планирования.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока. Я считаю, что моей основной задачей на данном уроке является создание условий для исследования, восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия, на мой взгляд, были созданы на уроке. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: задачи урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательский. Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на уроке я создала условия для вовлечения учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, где ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса учащихся. Ребята на уроке были активны, внимательны, работоспособны.
Для актуализации знаний я организовала групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и моменту осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Постановка познавательных задач прошла в виде проблемного диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим прийти к выводу.
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния. Мотивации их способностей и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Домашнее задание задано творческого характера.
Порядок и дисциплина на уроке поддерживались умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Здоровьесберегающий эффект – это особый аспект на уроке. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта, где каждый ребенок не боится высказаться, каждый успешен в своем мнении. На уроке использовались физминутки.
Я активно использовала на уроке компьютерные средства обучения. Кабинет оснащен компьютером, телевизором.
План урока выполнен. Цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты, что подтвердили осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»Анна Николаевна Забродина
Твердые и мягкие согласные звуки
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.
Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].
Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ход урока
Орг. Момент
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Актуализация знаний.
Вспомним изученные правила.
– Что такое корень слова?
– Что такое диалог?
– Что такое сказуемое?
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Чем отличается согласный звук от гласного?
– Какими буквами на письме обозначается согласный звук й?
3. Словарная работа
Знакомство со словом декабрь. (работа с карточками)
4. Самоопределение к деятельности
Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)
Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)
Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)
Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
4. Работа по теме урока.
– Откройте учебник на стр.120 и прочитайте тему урока. Упр.192 (устно)
-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).
– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).
– Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
-Назовите непарные мягкие звуки.
– Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)
– Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)
Упр. В каких словах есть звуки ( л,л’).
– Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.
– Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?
Упр. Помоги гномам починить домик!
5 . Физминутка
А сейчас гномы Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Закрепление изученного материала.
Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.
7. Рефлексия
Проверочная работа
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).
А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»
– Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки.