Разное

Правила 3 класса по русскому – 3 | – Pandia.ru

Основные правила по русскому языку за 3 класс. — КиберПедия

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения – из слов.

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно

озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.

Текст – повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части:начало, основная часть, концовка.

В тексте – описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст – рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены– подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.



Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными

одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Словосочетание

Словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу.

В словосочетании одно слово зависит от другого.

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Состав слова.

Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа – это часть слова до окончания.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.

Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.

Правописание приставок.

Приставка – это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об – (обо-), от – (ото-), до-, по-, под – (подо-), про-, за-, на-, над-, в – (во-), с – (со-), вы-, пере-

пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.



Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

называются глаголами.

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Имя существительное.

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. – женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по

падежам или склонением:

Родительный Кого? Чего?

Дательный Кому? Чему?

Винительный Кого? Что?

Творительного Кем? Чем?

Предложный О Ком? О чем?

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Падеж Предлоги Вопросы
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Имя прилагательное

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной.

Один предмет можно противопоставить другому по какому – либо признаку: температуре, цвету, размеру.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Мужской род – какой?

Женский род – какая?

Средний род – какое?

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов.

В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.

Смысл слова уточняется в предложении и в тексте.

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.

Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?Что делали? Что сделали?

Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род – что делал?

Женский род – что делала?

Средний род – что делало?

Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?

Не придает глаголу отрицательный смысл.

Не с глаголами пишется раздельно.

 

Основные правила по русскому языку за 3 класс.

cyberpedia.su

Правила по русскому языку (3 класс)

1. Речь.

С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.

Устная речьэто речь, которую мы произносим и слышим.

Письменная речьэто речь написанная. Для письма используют буквы.

В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим,

буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами.

2.Звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

3.Звуки.

а о у ы эобозначают твёрдость согласной букве.

я ё ю и е -обозначают мягкость согласной букве.

н м л р й’-непарные звонкие согласные(сонорные)

х ц ч’ щ’ – непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с – парные глухие согласные

ч’ щ’ всегда мягкие шипящие согласные и й’

ж ш ц всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

4.«Волшебные буквы – е ё ю я »

Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук обозначают, когда стоят после согласных: клён [к л, он]

Два звука обозначают, когда стоят:

1. в начале слова: юла [й, у л а]

2.после гласных : моё [м а й, о]

3. после разделительных ь и ъ :

Стулья [с т ул , й ,а ] Съел й, э л]

Не бывает звуков [е] [ё] [ю] [я]

5. «Волшебные буквы – е ё ю я »

Буквы после согласных: е, ё, ю, я

| | | |

обозначают звуки: [э], [о], [у], [а]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

в начале слова после гласной , ъ , ь

е-ли е – [й’э] по-езд ,подъ-езд е – [й’э]

ю-ла ю– [й’у] cо-юз , солью ю –[й’у]

ё-жик ё – [й’о] по-ёт ,польёт ё – [й’о]

ях-та я – [й’а] ма-як ,стулья я – [й’а]

6.Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам. Например: кни – га

2.Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день, шью, вьёт.

3.Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую.Например: идут,крою, Юлия,

3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись –мо, зай – ка, подъ – езд, су – чья

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например: кас – са, хок – кей, кол – лекция.

7.

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

ДОЧКА

СКВОРЕЧНИК

ПТЕНЧИК

БАРАБАНЩИК

СПОРЩИК

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧЕ – НИК МА- ШИ- НА

РУ – ЧЬИ ВАННА

ПОДЪ – ЕЗД ПАЛЬ – ТО

ЛЕЙ – КА АКА – ЦИЯ

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

соль, хвост, осёл , яма


8. Орфограмма – опасное место в слове. Она требует применения орфографического правила. (орфо – «правильное», грамма – «письмо»)

9. Правописание непроизносимых согласных.

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо изменить слово так, чтобы он чётко слышался.

Опасные места: [сн] (cтн), [зн] (здн).

Например:

изве[cн]ый – весть – известный,

по[зн]ий – опоздать – поздний, чуде[сн]ый – чудеса – чудесный.

10. Правописание парных звонких или глухих согласных.

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н».

Например: мороз, морозы, морозный.

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

11. Правописание безударных гласных.

Опасные гласные: о – а, е – и, я

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Например: моря – мÓре

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение

12. После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.

(пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть) В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о. (шорох, шорты)

13 . Гласные и,ы после ц

В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и : цирк,цифра.

Слова – исключения: цыган, цыплёнок , на цыпочках, цыц

В окончания после ц пишется буква Ы (спицы, куницы)

В словах на -ция пишется буква и.

(акация,станция)

14. Приставки:без-,бес-,раз-,рас-,

из-,ис-

В приставка на з/c пишется буква с, если корень начинается буквой глухого

согласного:бесполезный,искусать

В остальных случаях пишется буква з.

Приставки з -не бывает!!!!

Сделал, сбросил

15.Разделительный мягкий знак.

Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в корне слова после букв согласных , перед гласными буквами е, ё, ю, я, и и слышится звук [й]

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Подчеркни Ь и гласную после неё.

  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ручьи, муравьи, соловьи

16.Разделительный твёрдый знак.

Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я и слышится звук [й]

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Подчеркни Ъ и гласную после неё.

  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Подъезд, съезд, объезд

17.Правописание предлога со словом.

Предлоги К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, О,через…

Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Предлогов с глаголами не бывает.

Работа над ошибками

Выпиши слово вместе с предлогом. Обозначь орфограмму – пробел.Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос. Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

18.Двойные согласные.Запомни или проверяй по словарю.

пп – группа, грипп, аппликация, Филипп

кк – хоккей, аккуратный жж – дрожжи, жужжат

лл – аллея, коллектив, коллекция, Кирилл, Алла

мм – сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма

нн – осенний, весенний, ранний, утренний, длинный, ванна, Анна, Геннадий, Инна

сс – класс, рассказ, касса, шоссе, русский, Россия,

рр – терраса, территория бб – суббота

Работа над ошибками

  • Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную.

  • Запиши еще два слова на эту орфограмму.

.


19. Состав слова.

Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными или однокоренными.


Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

зима, зимушка, зимовать, зимовщик, перезимовать.

20.Суффикс – часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс находится между окончанием и корнем. Суффикс обозначают так: .Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной.

СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-

После мягких согласных, кроме [ч], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и [ч], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.

21.

Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка имеет значение. Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Приставку обозначают так:  .

Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход.

Основа словачасть слова без окончания.

22.Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». (ключик – ключика)

Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает». (замочек – замочка)

Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость – мудрость)

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. (игривый – волевой)

В суффиксах –лив-, -чив– всегда пишется буква и. (пугливый, доверчивый)


23.Предложениеэто слово или несколько слов, связанных по смыслу.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные ( предложения, в которых о

чём-то сообщается): На дворе прекрасная погода .

вопросительные (предложения, в которых о чём-то спрашивается)

Почему вы не гуляете ?

побудительные (содержат просьбу или приказ) Идите скорее! Положи книгу .

По интонации:

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

24.Окончание слова – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание обозначают так: . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.Например: зима – зимой – зимы.

Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: . (стол)

В русском языке есть неизменяемые имена существительные, они не имеют окончания. У них одна форма слова.

Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.

25.Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)

Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

Например: Приехала сестра. Ученики слушают учителя.

26.Подлежащееэто главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.


27.Второстепенные члены предложенияпоясняют, уточняют, дополняют предложение.(определение, дополнение, обстоятельство)

Предложение с второстепенными членами называется распространённым. Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым.

Например: На столе лежит новая книга.

27.Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!!!!!

Это уже предложение!!!

Как найти второстепенные члены предложения? (словосочетания)

1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

29.Обстоятельствовторостепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно.), когда совершается действие (Он гулял вечером.), где совершается действие (Мы гуляли в саду.), по какой причине совершается действие (Я купил мяч для игры.). Подчеркивается так: с к о р о

Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

30.Определениевторостепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Подчеркивается так: красивый

Например: Сегодня дождливый день.


31.Дополнениевторостепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о с о б а к е.

32.Фразеологизм является одним членом предложения!!!

Он бежал (как?) со всех ног.

33.Однородные члены предложениячлены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Являются одним и тем же членом предложения.Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий, лёгкий, летний.Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая.

34.Схемы однородных членов предложения.

Союзы «слова – помощники» в предложении, которые служат другим словам: а, но, да, и, или. Союзы не являются членами предложения!!!Союзы соединяют однородные члены предложения.

35.Знаки препинания между однородными членами предложения и союзами.

36. Части речи:

самостоятельные служебные

( к ним можно задать вопрос) (к ним нельзя задать вопрос)

-существительное -союз

-прилагательное -предлог

-глагол -частица

-наречие -междометие

-местоимение

-числительное

Части речи – это группы слов, которые имеют общие признаки

37. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

38. Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя,женского рода.

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, – среднего рода.

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.


39. На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

Дочь,рожь.

40. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? любознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женский род (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – средний род (ср. р.)

какие? чистые — множественное число (мн.ч.)

чей? Светин, папин

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал?что будет делать?что сделают?


infourok.ru

3 класс | RusskiePravila.Ru

Видео урок русского языка. Тема: «Типы предложений по цели высказывания»

Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.

    Русский язык 3 класс. Темы уроков:
  1. Предложение
  2. Состав слова
  3. Фонетика
  4. Правописание
  5. Части речи
  6. Имя существительное
  7. Имя прилагательное
  8. Глагол
  9. Наша речь
    Предложение
  • Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении >>>>>
  • Простое и сложное предложения. Союзы >>>>>

Видео урок русского языка. Тема: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных»

Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.

    Русский язык 3 класс. Темы уроков:
  1. Предложение
  2. Состав слова
  3. Фонетика
  4. Правописание
  5. Части речи
  6. Имя существительное
  7. Имя прилагательное
  8. Глагол
  9. Наша речь
    Правописание
  • Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне >>>>>
  • Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё >>>>>
  • Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными >>>>>
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными >>>>>
  • Правописание предлогов и приставок >>>>>
  • Правило употребления твёрдого и мягкого знаков >>>>>
  • Сложные слова. Соединительные гласные Е и О >>>>>
  • Обозначение звука [ы] после Ц >>>>>

Видео урок русского языка. Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные Е и О»

Видео с официального канала проекта InternetUrok.ru.

    Русский язык 3 класс. Темы уроков:
  1. Предложение
  2. Состав слова
  3. Фонетика
  4. Правописание
  5. Части речи
  6. Имя существительное
  7. Имя прилагательное
  8. Глагол
  9. Наша речь
    Правописание
  • Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне >>>>>
  • Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё >>>>>
  • Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными >>>>>
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными >>>>>
  • Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных >>>>>
  • Правописание предлогов и приставок >>>>>
  • Правило употребления твёрдого и мягкого знаков >>>>>
  • Обозначение звука [ы] после Ц >>>>>

russkiepravila.ru

Памятка по русскому языку “Что должен знать в 3 классе”

Что должен знать учащийся к концу

3 класса по русскому языку

Умение находить и проверять безударную гласную в корне слова



трава – травы

Имя существительное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто?(одушевленные) Что?(неодушевленные). И.с. могут быть женского (-а, -я, нулевое), мужского (-а, -я, нулевое), среднего (-о, -е) рода. Так же изменяются по числам (единственное, множественное). Разбор и.с. как часть речи.

Местоимение

Это самостоятельная часть речи, которая не называет людей, животных или предметы, а только указывает на них. Личные : я (1 л., ед.ч), ты (2 л., ед.ч), он, она, оно (3 л., ед.ч), мы (1 л., мн.ч), вы (2 л., мн.ч),они (3 л., ед.ч). Разбор м. как часть речи.

Имя прилагательное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета (какой? какая? какое? какие?). Родовые окончания ж.р. (-ая,-яя), м.р. (-ый, -ий, -ой), ср.р. (-ое,-ие)- ед.ч., мн.ч. (-ые,-ие). Разбор и.п. как часть речи.

Глагол

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Изменяются по временам: настоящее (что делает?), прошедшее (что делал? что сделал?), будущее (что будет делать? что сделает?) Частица НЕ с гл. пишется раздельно. Гл. прошедшего времени имеют суффикс Л. Разбор гл. как части речи.

Предложение

Бывают по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. По интонации : восклицательные и невосклицательные. Если предложение состоит только из грамматической основы(подлежащего и сказуемого),оно называется нераспространенным. Если же в предложении есть и главные ,и второстепенные члены – распространенное. Предложение, в котором одна грамматическая основа – простое, две и более – сложное. Разбор предложения (схема).

Разбор слов по составу

Словарные слова

infourok.ru

Консультация по русскому языку (3 класс) на тему: Правила русского языка 3 класс ФГОС Школа России (Канакина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 ФГОС Школа России Канакина

В рабочей программе девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предмета, курс…

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс ФГОС “Школа России”

Рабочая программа на 2013-2014 уч. год к УМК «Школа России» » по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык» 3 класс составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального…

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ( ФГОС ” Школа России”)

Программа разработана на основе Федерального государственного об¬разовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос¬с…

Рабочая программа по русскому языку (3 класс, ФГОС, “Школа России”)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Подробно описаны УУД для каждого раздела, есть ссылки на используемое ИКТ для уроков….

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК “Школа России” В.П.Канакина

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК “Школа России” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий…

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК “Школа России” В.П.Канакина

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК “Школа России” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий…

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС “Школа России” Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,…

nsportal.ru

Памятка правил по русскому языку 3 класс

МБОУ «ПАВЛОВСКАЯ СОШ»

Памятка

правил по русскому языку

3 класс

Автор: учитель начальных классов

Бузова Елена Фёдоровна

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения– из слов.

Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________

Тема текста– это то, о чем говорится в тексте.

Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

__________________________________________________________________

В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены– подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.

Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мягкий знак

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание

Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________

Состав слова.

Корень это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________

Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________

Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’

Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’

Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’

Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’

Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.

Правописание приставок.

Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)

, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________

Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________

Дательный кому? Чему?____________________________________________________________

Винительный кого? Что?_____________________________________________________________

Творительного кем? Чем?______________________________________________________________

Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Имя прилагательное

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

от, до, из, без, у, для, около, с

к, по

в, во, на, за, про, через

с, со, за, под, над, между, перед

о, об, в, на, при

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________

Как изменяются слова

Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме: Памятки для учащихся начальной школы “Правила по русскому языку”

10.Состав  слова (С.С.) – выпиши  слово  правильно. Разбери его  по  составу.

      Делай так:  приморская

11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши  слово  правильно. Выдели  в нём приставку. Напиши.

      ещё  два  слова с такой  же  приставкой.

       Делай так: полетели, побежали,   потянули.

12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши  слово  вместе с  предлогом. Докажи, что предлог

        со словом  пишется  раздельно: между предлогом и словом  подставь другое слово. Подчеркни предлог.

        Напиши ещё  два  слова с таким  же  предлогом.

        Делай так: к  (высокому) дереву,  к  (маленькой)  девочке,  к  (грузовому)  самолёту.

 13. Разделительный твёрдый  знак (Т.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни твёрдый  знак.

        Выдели приставку и  подчерни букву  ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. 

        Напиши ещё  два  слова на это правило. 

        Делай так: в ъехал,  с ъезд,  об ъявление.

14. Мягкий  знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши  слово  правильно. Определи род имени  

      существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак  после шипящего.

        Напиши ещё  два  слова на это правило. 

                                    ж. р.            ж. р.          ж. р.      м. р.         м. р                м. р

        Делай так: ночь,  помощь, дочь,  луч,  шалаш,  товарищ.

15. Безударные падежные  окончания (П.О) – выпиши  слово  правильно. Выдели  окончание.

      Поставь слово  в  начальную  форму  (И.п), определи  склонение, падеж. Придумай своё слово.  

        Делай так: На  опушке  – опушка,  I  скл,  П.п.

                            На  полянке –  полянка, I  скл,  П.п.

16. Разбор  предложения (Р. П.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные члены предложения.

       Делай так: Седые  туманы  плывут  к  облакам.                                                      

17. Однородные члены  предложения (О. Ч.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные и

      однородные члены предложения. Вспомни о знаках  препинания  при  однородных  членах.

        Делай так: Ученики  читали,  решали,  считали.                                                      

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *