Познавательные процессы в дошкольном возрасте: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста – ЦПМСС
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста – ЦПМСС
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь (устную и письменную), Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации.
ВОСПРИЯТИЕ — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Научите ребенка:
– Различать цвета и их оттенки.
– Различать форму предметов и геометрические фигуры.
– Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
– Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
– Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
– Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
– Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
– Различать и называть части суток, их последовательность.
– Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Учите ребенка:
– Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
– Описывать различные свойства окружающих его предметов.
– Узнавать предметы по заданным признакам.
– Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
– Находить противоположные по значению понятия.
– Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.
ВНИМАНИЕ — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывания узора из мозаики;
— выкладывания фигуры из палочек по образцу;
— исключения лишнего;
— нахождения различий в двух похожих картинках;
— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывания бусинок по образцу;
— срисовывания по клеточкам;
— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает, устраните отвлекающие факторы.
ПАМЯТЬ можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ
* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
* При появлении у вашего ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.
Таким образом, развивая у дошкольника интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения, распорядка дня.
Рекомендации подготовил дефектолог Машьянова Татьяна Тимофеевна.
Информация подготовлена на основе:
http://sch594. mskobr.ru/files/rekomendacii_roditelyam_po_razvitiyu_poznavatel_nyh_processov.pdf
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте: особенности
Содержание
- 1 Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
- 2 Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов
- 2.1 Восприятие
- 2.2 Память
- 2.3 Воображение
- 2.4 Мышление
- 2.5 Внимание
- 3 Влияние речи на развитие познавательных процессов
Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту – к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.
Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.
Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.
Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.
Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.
Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов
Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:
- восприятие;
- воображение;
- память;
- мышление;
- внимание.
Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.
Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.
Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств.
Восприятие
Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное восприятие.
Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.
Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:
- выявлению важнейших признаков на основе обследования окружающих объектов;
- формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
- формированию пространственной ориентации, понятий глубины, высоты и пр;
- восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
- умению воспринимать художественные произведения.
К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.
Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.
В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.
Память
За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:
- образная;
- двигательная;
- словесная.
Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.
Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.
Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.
Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.
Память 5-летнего ребенка находится на том уровне развития, когда можно научить ребенка считать осмысленно. Он уже способен запомнить как названия цифр, так и их порядок в числовом ряду.
Старшие дошкольники по внутреннему побуждению используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.
Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.
Воображение
Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.
В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.
Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.
Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.
Мышление
Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:
- наглядно действенное;
- наглядно образное;
- словесно логическое.
На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.
Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна, и станет использовать конусы только как завершающие детали.
Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.
Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.
Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.
Внимание
Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:
- распределения;
- устойчивости;
- переключения.
Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.
В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.
Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес.
К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.
Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.
В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.
Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».
Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.
Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.
Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.
Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.
Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.
Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, – это тоже работа мыслительных операций.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.
Когнитивное развитие: 2–6 лет
Дошкольники представляют собой замечательные примеры того, как дети играют активную роль в своем собственном когнитивном развитии, особенно в своих попытках понять, объяснить, организовать, манипулировать, конструировать и предсказывать. Маленькие дети также видят закономерности в объектах и событиях мира, а затем пытаются систематизировать эти закономерности, чтобы объяснить мир.В то же время дошкольники имеют когнитивные ограничения. Дети с трудом контролируют собственное внимание и функции памяти, путают поверхностную видимость с реальностью и сосредотачиваются на одном аспекте переживания за раз. В разных культурах маленькие дети склонны совершать одни и те же незрелые когнитивные ошибки.
Piaget назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 2 до 7 лет, предоперационной стадией . На этом этапе дети чаще используют язык и другие символы, подражают поведению взрослых и играют. Маленькие дети увлекаются словами — как хорошими, так и плохими словами. Дети также играют в придуманные игры: используют пустую коробку в качестве машины, играют в семью с братьями и сестрами и лелеют воображаемую дружбу.
Пиаже также описал предоперационную стадию с точки зрения того, что дети не могут делать. Пиаже использовал термин операционный для обозначения обратимых способностей, которые у детей еще не развились. Под обратимостью Пиаже имел в виду умственные или физические действия, которые могут совершаться взад-вперед, имея в виду, что они могут происходить более чем одним способом или направлением. Сложение (3 + 3 = 6) и вычитание (6 – 3 = 3) являются примерами обратимых действий. Дети на этом этапе, согласно Пиаже, используют магическое мышление, основанное на их собственных сенсорных и перцептивных способностях, и их легко ввести в заблуждение. Например, дети вовлекаются в магическое мышление, когда разговаривают со своими родителями по телефону, а затем просят подарок, ожидая, что он будет доставлен по телефону.
Пиаже считал, что познавательные способности дошкольников ограничены эгоцентризмом — неумением отличать свою точку зрения от точки зрения других. Способность к эгоцентризму проявляется на всех этапах познавательного развития, но особенно ярко проявляется эгоцентризм в дошкольном возрасте. Маленькие дети в конце концов преодолевают эту раннюю форму эгоцентризма, когда узнают, что у других другие взгляды, чувства и желания. Тогда дети могут интерпретировать мотивы других и использовать эти интерпретации для взаимного и, следовательно, более эффективного общения с другими. Со временем дошкольники учатся регулировать высоту, тембр и скорость своего голоса, чтобы они соответствовали голосам слушателя. Поскольку взаимное общение требует усилий, а дошкольники все еще эгоцентричны, дети могут впадать в эгоцентрическую (не взаимную) речь во время фрустрации. Другими словами, дети (и взрослые) могут регрессировать к более ранним поведенческим моделям, когда их когнитивные ресурсы подвергаются стрессу и перегрузке.
Пиаже указал, что маленькие дети не овладели классификацией , или умением группировать по признакам. Они также не освоили серийный порядок , или способность группироваться в соответствии с логической последовательностью. Хотя эти способности, возможно, присущи маленьким детям, они полностью реализуются позже.
Пиаже также считал, что маленькие дети не могут понять консервацию, или концепцию, согласно которой физические свойства остаются постоянными даже при изменении внешнего вида и формы. Маленьким детям трудно понять, что одно и то же количество жидкости, налитой в емкости разной формы, остается одинаковым. Предоперационный ребенок скажет вам, что горсть пенни — это больше денег, чем одна пятидолларовая купюра. Согласно Пиаже, когда у детей развивается когнитивная способность к сохранению (около 7 лет), дети переходят к следующему этапу развития, к конкретным операциям.
Текущие исследования показывают, что дети не настолько внушаемы, оперативны, магичны или эгоцентричны, как предполагал Пиаже. Например, изучая использование детьми символов и репрезентативного мышления, исследователь Рене Байаржон обнаружила, что дошкольники уже в возрасте 2 1/2 способны использовать обратимое ментальное мышление. Исследование Байяржона включало следующий эксперимент: два объекта — большая красная подушка и миниатюрная красная подушка — были спрятаны в большой комнате и в миниатюрной копии комнаты соответственно; показано, где в миниатюрной комнате прячется миниатюрная подушка, ребенок находит соответствующую большую подушку в большой комнате. Байяржон предположил, что такие способности указывают на символическое мышление, при котором объекты представляют не только самих себя, но и другие объекты.
В отличие от теорий детского эгоцентризма Пиаже, аналогичные исследования показывают, что дети могут и действительно относятся к системе отсчета других. Например, было показано, что двух- и трехлетние дети изменяют свою речь, чтобы более четко общаться с младшими детьми. Исследователь Джон Флавелл предположил, что дошкольники проходят две стадии эмпатии , или обмена точками зрения. На первом уровне, примерно в возрасте от 2 до 3 лет, ребенок понимает, что у других есть собственный опыт. На втором уровне, в возрасте от 4 до 5 лет, ребенок интерпретирует опыт других, включая их мысли и чувства. Это изменение точки зрения свидетельствует о когнитивных изменениях: на первом уровне ребенок сосредотачивается на внешности; на втором уровне, на реальности, как они ее понимают. Следовательно, у маленьких детей развивается социальное познание, или понимание своего социального мира, каким бы незрелым это понимание ни было.
Типичные 5-летние дети интересуются тем, как работает их разум и разум других людей. Дети в конечном итоге формируют теорию разума, осознание и понимание состояний ума других и сопровождающих их действий. Затем дети могут предсказать, как другие будут думать и реагировать, особенно на основе их собственного опыта в мире.
Текущие исследования детей в возрасте от 2 до 5 лет ясно демонстрируют, что Пиаже ошибочно предполагал, что дооперациональные дети мыслят буквально. На самом деле, эти дети могут мыслить логически, проецировать себя на ситуации других и интерпретировать свое окружение. Таким образом, хотя когнитивные качества дооперациональной стадии Пиаже могут быть применимы к некоторым или даже многим детям, эти качества не применимы ко всем детям.
Память
Память — это способность кодировать, сохранять и вызывать информацию с течением времени. Дети должны научиться кодировать объекты, людей и места, а затем уметь вызывать их из долговременной памяти.
Маленькие дети не так хорошо помнят, как дети старшего возраста и взрослые. Кроме того, эти дети лучше справляются с заданиями на распознавание, чем на припоминание. Исследователи подозревают несколько возможных причин такого развития событий. Одно из объяснений состоит в том, что у дошкольников могут отсутствовать определенные аспекты развития мозга, необходимые для зрелых навыков памяти. Другое объяснение заключается в том, что дошкольники не имеют того же количества и видов опыта, на которые можно опереться, как взрослые, при обработке информации. Другая причина в том, что маленьким детям не хватает избирательное внимание, означает, что их легче отвлечь. Еще одно объяснение заключается в том, что у детей отсутствуют такие же качественные и количественные эффективные мнемонические стратегии, как у взрослых.
Тем не менее, дошкольники проявляют большой интерес к учебе. То, чего ребенку может не хватать в навыках, компенсируется инициативой. Детям присуще любопытство к миру, что побуждает их узнавать как можно больше и как можно быстрее. Некоторые маленькие дети могут расстраиваться, когда обучение не происходит так быстро или память не так эффективна, как дети старшего возраста. Когда учебные ситуации структурированы таким образом, чтобы дети могли добиться успеха, устанавливая разумно достижимые цели и предоставляя руководство и поддержку, дети могут быть исключительно зрелыми в своей способности обрабатывать информацию.
Язык
Языковые навыки также продолжают улучшаться в раннем детстве. Язык – это результат способности ребенка использовать символы. Таким образом, по мере того как их мозг развивается и приобретает способность к репрезентативному мышлению, дети также приобретают и совершенствуют языковые навыки.
Некоторые исследователи, например Роджер Браун, измеряли языковое развитие по среднему количеству слов в предложениях ребенка. Чем больше слов ребенок использует в предложениях, тем сложнее его языковое развитие. Браун предположил, что язык развивается поэтапно: высказывания, фразы с интонациями, простые предложения и сложные предложения. Базовый синтаксис, согласно Брауну, полностью не осознается примерно до 10 лет9.0003
Дошкольники учат много новых слов. Родители, братья и сестры, сверстники, учителя и средства массовой информации предоставляют дошкольникам возможность увеличить свой словарный запас. Следовательно, овладение языком происходит в социальном и культурном контексте. Однако агенты социализации предоставляют больше, чем просто слова и их значения. Эти агенты учат детей думать и действовать социально приемлемым образом. Дети узнают об обществе, когда они узнают о языке. Общественные ценности, нормы, обычаев (неформальные правила приемлемого поведения) и нравы (формальные правила приемлемого поведения) передаются тем, как родители и другие люди демонстрируют использование слов.
Во всем мире и в Соединенных Штатах некоторые маленькие дети двуязычны, или могут говорить более чем на одном языке. Эти дети изучают два языка одновременно, как правило, в результате того, что они растут с двуязычными родителями, говорящими дома на обоих языках. Многие из этих двуязычных детей уже к 4 годам могут свободно говорить на обоих языках. Некоторые этнические дети учатся говорить на 9 языках.0005 диалект, или варианты языка, прежде чем они научатся говорить на стандартном английском языке. Сегодня бушуют дебаты о том, следует ли считать этнические диалекты равными по ценности традиционным языкам.
Например, некоторые преподаватели считают, что такие диалекты, как Ebonics (черный английский) и Spanglish (испанский английский), должны преподаваться в американских классах наряду с традиционным английским языком. По мнению этих педагогов, поощрение диалектов повышает самооценку ребенка, повышает его шансы понять материал в классе и поощряет мультикультурное разнообразие. Другие преподаватели, однако, обеспокоены тем, что Ebonics и Spanglish подвергают детей риску не овладеть стандартным английским языком, что, в свою очередь, ставит их в невыгодное положение при подготовке к колледжу и работе.
Когнитивное развитие в раннем детстве: этапы, преимущества и примеры
Когнитивное развитие в раннем детстве – это то, как дети думают, исследуют и понимают. Это развитие знаний, навыков, решения проблем и предрасположенностей, которые помогают детям думать и понимать окружающий мир. Развитие мозга является частью когнитивного развития.
Когнитивное развитие относится к набору интеллектуальных способностей, которые исследователи считают «нормальными» для младенцев, малышей, дошкольников или детсадовцев. Другими словами, это количественная оценка или систематизация того, что ребенок должен уметь делать или понимать к определенному возрасту.
Примеры когнитивных навыков
Некоторые из наиболее важных когнитивных навыков для ребенка: 0094Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития в 1952. По Пиаже, среда не формирует поведение ребенка; скорее, дети и взрослые активно стремятся понять окружающую их среду и адаптироваться.
Теория Пиаже является наиболее полной теорией когнитивного развития детей. Теория пропагандировала, что мы можем узнать об интеллектуальном развитии детей не меньше, чем из их правильных ответов, из их неправильных ответов на контрольные вопросы. Он описывает четыре различных этапа когнитивного развития у детей: сенсомоторный, предоперационный, конкретный и формальный.
Четыре стадии роста:- Сенсомоторная стадия: это стадия от рождения до 2 лет, когда ребенок способен различать себя и окружающую среду.
- Дооперационный этап: на этом этапе (возраст 2–7 лет) ребенку нужны конкретные физические ситуации. Объекты классифицируются простыми способами на основе их важных признаков. Ребенок не способен абстрактно мыслить.
- Стадия конкретной операции. На этой стадии (7–11 лет) ребенок начинает мыслить абстрактно и концептуализировать вещи, создавая логические структуры, объясняющие физический опыт ребенка.
- Стадия формальных операций: это стадия от 11 до 15 лет, на которой познание достигает своей окончательной формы. Абстрактное мышление ребенка похоже на мышление взрослого, и он способен к дедуктивным и гипотетическим рассуждениям.
- Способствует долгосрочному обучению: как мы все знаем, обучение — это процесс на протяжении всей жизни. Когнитивное обучение побуждает учащихся применять практический подход к обучению, который поможет им принимать важные решения в дальнейшей жизни, изучая все «за» и «против».
- Развивает навыки решения проблем. Навыки решения проблем необходимы в дальнейшей жизни как для построения карьеры, так и для ведения семьи.
- Улучшает понимание: Когнитивное обучение помогает учащимся ясно понимать вещи и развивать более глубокое понимание ситуаций и обстоятельств.
- Повышает уверенность: благодаря более глубоким навыкам понимания и большим знаниям дети могут подходить к жизни с большим энтузиазмом и уверенностью, что помогает им добиться успеха во всех своих начинаниях.
- Улучшает память: более глубокое понимание предмета позволяет ученику дольше сохранять полученные знания, тем самым улучшая память.
- Прививает любовь к учебе: Концептуальное образование прививает учащимся любовь к учебе на всю жизнь, побуждая их продолжать получать знания и развивать новые навыки. Обе эти вещи важны для успеха в карьере.
- Акцент на инновациях: в когнитивном обучении учащиеся размышляют над проблемами, изучают различные идеи и находят новые решения.
С возрастом у детей должна улучшаться способность концентрироваться, запоминать информацию и мыслить более критически. Когнитивные навыки позволяют детям понимать взаимосвязь между идеями, понимать причинно-следственный процесс и улучшать свои аналитические способности.
Почему так важно уделять внимание когнитивным навыкам в раннем возрастеУ некоторых детей младшего возраста могут быть задержки в развитии или проблемы, которые можно выявить и устранить, если вовремя выявить. Поэтому родители, учителя и опекуны должны внимательно следить за развитием каждого ребенка и как можно раньше решать любые проблемы. Это может уберечь ребенка от проблем в дальнейшей жизни.
В быстро развивающемся и конкурентном мире развитие когнитивных навыков с раннего возраста очень важно для ребенка. Маленькие дети растут физически в раннем детстве, а также умственно, наблюдая и взаимодействуя с окружающим миром. Для родителей важно способствовать когнитивному развитию своего ребенка сразу после его рождения, потому что это является основой успеха ребенка в дальнейшей жизни. Например, исследования показывают, что дети, которые могут различать звуки в возрасте шести месяцев, лучше приобретают навыки обучения чтению в возрасте четырех и пяти лет.
Чтобы способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, важно, чтобы вы ежедневно активно участвовали в качественном общении. Примеры:
- Поговорите со своим ребенком. Вы можете начать делать это, пока вы беременны. Одним из важных аспектов познавательного развития ребенка является изучение языка. Исследования доказали, что дети приобретают языковые способности задолго до рождения. При рождении младенцы узнают голос своей матери и могут отличать язык, на котором говорит мать, от иностранных языков. Для матери важно поддерживать разговор со своим ребенком, даже когда он еще находится в утробе матери.
- Помогите малышу выучить названия предметов. Как только ваш ребенок родится, продолжайте разговаривать с ним и называть часто используемые предметы. Исследования показали, что общение с младенцами повышает мощность их мозга и помогает им быстрее изучать языки.
- Пусть ваши дети исследуют и наблюдают. У детей есть естественное любопытство к вещам вокруг них, и им следует позволять исследовать и изучать вещи, наблюдая. Чрезмерно защищающие родители могут на самом деле препятствовать естественному росту и обучению своего ребенка.
- Пойте и читайте ребенку. Исследования показали, что музыка помогает детям развивать здоровые навыки, поскольку она успокаивает и создает позитивную атмосферу.
- Познакомьте малыша с книгами и головоломками.
- Расширение интересов вашего ребенка в конкретных учебных занятиях. Например, ваш малыш может рано проявить интерес к динозаврам, поэтому вы можете сходить с ним в музей естествознания, чтобы узнать больше о времени, когда эти существа бродили по земле.
- Ответьте на вопросы вашего ребенка. Когда ваш ребенок подрастет и начнет задавать вопросы, отвечайте на них точно и терпеливо. Дети от природы любознательны. Родители должны разжигать любопытство своих детей, так как это поможет им учиться.
Еще один способ, которым вы можете способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, — предоставить ему возможность выбора и побудить его принять обдуманное решение. Вы также должны позволить своему ребенку исследовать различные способы решения проблем. Хотя вы, возможно, захотите мягко направить и подбодрить ребенка, дайте ему некоторое время, чтобы он разобрался с чем-то, например, с новой головоломкой. Это может потребовать некоторого терпения с вашей стороны, но в конечном итоге это поможет им учиться.
Создание прочного фундамента для будущего успехаИсследования показали, что существует тесная связь между развитием ребенка в раннем детстве и уровнем успеха, которого он достигает в дальнейшей жизни. Мозг — это самая невероятная сеть обработки информации, и навыки интерпретации и мышления улучшаются по мере того, как дети учатся. Родители, учителя и опекуны должны помогать детям развивать свои когнитивные навыки в раннем возрасте, чтобы они росли уверенными в себе и обладали навыками, необходимыми для достижения успеха.
Если кажется, что у ребенка проблемы с обучаемостью, важно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Сегодня существуют различные методы оценки и обучения детей с ограниченными возможностями обучения.