Познавательная деятельность младших дошкольников: Развитие познавательной деятельности детей
Развитие познавательной деятельности детей
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка — читайте в нашей статье.
1 Познавательная деятельность дошкольников
2 Формирование мышления у детей
3 Рекомендации по развитию мышления
4 Развитие речи детей раннего возраста
5 Развитие понимания речи
6 Функция обобщения
7 Развитие восприятия
7. 1 Смотрите видео о развитии речи и восприятия у малышей
8 Формы развития познавательной деятельности
9 Выводы
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.
«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.
Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательная деятельность направлена на:
- получение новых знаний, их усвоение
- овладение необходимыми умениями и навыками
- появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается.
Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.
Новорождённый мышлением не обладает. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти. К году у малышей появляется элементарное мышление. Основное условие для развития мышления — это воспитание и обучение детей в этом направлении.
Развитое мышление ребёнка выражается в:
- овладении предметными действиями
- развитии речи
- умении решать задачи (простые, а потом и сложные)
- умении понимать взрослых и детей
- последовательном изложении мыслей
- разнообразии и последовательности форм способов мышления.
Основные виды мышления:
- логическое — с помощью логических связей
- наглядно-образное (или просто образное) — с помощью зрительного представления
- творческое — интуитивный способ решения ранее неизвестных задач
- наглядно-действенное — с помощью практических проб.
- Занимайтесь творчеством. Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления.
- Учите ребёнка рассуждать. Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия.
- Занимайтесь математикой. Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить.
- Обогащайте словарный запас ребёнка. И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.
Развитие речи детей раннего возраста
Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.
Что следует делать родителям малыша?
- Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
- Реагируйте на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
- Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.
Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.
- Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
- Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
- Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
- Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
- Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка. Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.
Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:
- говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
- ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
- развивайте речь малыша в игровой форме
- не сюсюкайте, так как речь взрослых — ориентир для подражания.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года — не менее 30, начать говорить предложениями — к 2-м годам.
Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?
- Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
- Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
- Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
- Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит новые слова. Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.
Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.
Функция обобщения«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».
Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.
Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.
Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.
Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.
Развитие восприятия
Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста. Восприятие — это система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств. Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания. Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений.
«Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе».
Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.
Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался.
С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:
- «На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.
- «Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.
- «Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета. Пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.
Смотрите видео о развитии речи и восприятия у малышей
Формы развития познавательной деятельностиГлавное условие поддержания познавательного интереса детей — это педагогически грамотный подбор элементов для всестороннего развития ребёнка.
Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
- Сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
- Наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
- Диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
- Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
- Занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке.
- Экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
- Коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
- Конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.
Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.
ВыводыЗанимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является важной частью работы с малышами. Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться. Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию.
Таким образом формируется познавательная деятельность дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников непрерывно. Это важнейший этап построения когнитивных функций психики, которые Л.С. Выготский определял как высшие психические функции. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность.
Содержание
- 1 Познавательное развитие
- 2 Познавательные процессы и способности
- 3 Развитие познавательных способностей
- 4 Игра как инструмент развития
- 5 Эксперимент
- 6 Поисково-исследовательская деятельность
- 7 Становление речи
- 8 Речь и мышление
- 9 Значение познавательного развития
Познавательное развитие
Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.
Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:
- Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
- Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
- Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.
Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.
В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.
Познавательные процессы и способности
Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.
Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.
Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов. Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром.
Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д. В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его.
Развитие познавательных способностей
Существуют упражнения на развитие каждого вида познавательных способностей. Познавательные способности ребенка изначально носят непроизвольный характер. Малыш не контролирует, на что ему обращать внимание, оно рассеяно. Однако чем старше становится ребенок, тем сильнее развивается произвольность — важнейший аспект психики. Дошкольник может сам выбирать, как распределять внимание или память.
Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.
Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Именно в игре ребенок лучше всего познает окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире.
Игра как инструмент развития
Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».
Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста. Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул. Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.
Эксперимент
Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.
В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем. Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.
Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.
Поисково-исследовательская деятельность
Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.
Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.
Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Становление речи
Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.
Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.
Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.
Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.
Речь и мышление
Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.
Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.
Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.
Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.
Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.
Значение познавательного развития
Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.
Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.
23 Лучшие познавательные занятия для развития малышей
Простые и увлекательные занятия могут помочь развить интеллектуальные способности у малышей.
Подтверждено исследованиями
MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: Shutterstock
В молодости мы постоянно приобретаем и развиваем когнитивные навыки. Это навыки, которые помогают нам обрабатывать информацию и реагировать на нее. Когнитивные занятия для малышей помогают в развитии этих умственных способностей, позволяя детям быстрее читать, учиться, понимать, вспоминать и сосредотачиваться.
Младенцы и малыши внимательно наблюдают за окружающей их обстановкой и постоянно думают, учатся и экспериментируют. Когнитивные навыки служат основой для развития социальных, эмоциональных, языковых и коммуникативных качеств ребенка (1).
В этом посте мы расскажем о различных аспектах развития когнитивных навыков у малышей и о занятиях, которые помогут их улучшить.
В каком возрасте начинается когнитивное развитие ребенка?
Ваш ребенок учится, как только начинает наблюдать за окружающим миром. Например, двухмесячный ребенок может обращать внимание на лица и следить глазами за движущимися объектами. Младенцы и дети младшего возраста наблюдают за своими родителями или старшими в семье, слушают, на каком языке говорят вокруг, воркуют, пробуют пищу, держат или хватают предметы или обнимаются со своим опекуном. Они учатся таким образом (2).
Когнитивное развитие продолжается до взрослой жизни.
Связанный: Скачки роста у малышей: возраст, симптомы и сроки
Что такое когнитивные навыки у малышей?
По мере того, как ваш ребенок растет, его когнитивное развитие проходит различные этапы. Согласно сенсомоторной стадии Жана Пиаже (первый этап «теории когнитивного развития»), младенцы и малыши в возрасте от нуля до 24 месяцев взаимодействуют с окружающим миром . Этот сенсорный и моторный опыт помогает им развивать когнитивные навыки.
На каждом этапе развития ваш малыш будет развивать новые и более сложные навыки. Давайте рассмотрим различные когнитивные этапы у малышей (3) (4).
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится девять и 12 месяцев , он может сидеть, стоять, ползать и даже ходить с поддержкой.
- годовалый ребенок будет лучше понимать мир, чем в младенчестве. Им нравится рассматривать книжки с картинками, подражать жестам других, вкладывать один предмет в другой, манипулировать ими, узнавать слова и реагировать звуками и жестами. Они также начинают понимать концепцию постоянства объекта.
- В возрасте от до года они начинают различать «я» и «ты», идентифицировать знакомые предметы и людей и пытаться реагировать на слова.
- Малыши в возрасте от двух до трех лет проявляют большую самостоятельность и многому учатся, исследуя окружающий мир. Когнитивные навыки, которыми обладает большинство двухлетних детей:
- Подражание действиям родителей или членов семьи
- Называть предметы в книгах
- Находить их отражение в зеркале
- Понимать и реагировать на инструкции взрослых
- Способность сортировать предметы по цвету, размеру или типу
- Брать и класть строительные блоки
Связано: 42 Простые обучающие задания для двухлетних детей
Как у малышей развиваются когнитивные навыки?
По мере того, как дети растут, нервные клетки (нейроны) в их мозгу разветвляются и образуют новую связь каждый раз, когда они узнают что-то новое. Каждый нейрон может иметь несколько соединений, и вместе они образуют пути (5).
Представьте, что эти нервные пути являются проводной системой в вашем доме. Каждый нейронный путь представляет собой цепь. В то время как некоторые пути, например те, которые контролируют дыхание и пищеварение, присутствуют при рождении, другие пути являются результатом когнитивного развития. Это означает, что чем больше ваш ребенок исследует, учится и взаимодействует, тем больше путей формируется. Чем больше используются эти пути, тем сильнее они становятся. Новые нейронные пути формируются, когда ваш малыш осваивает разные навыки на разных этапах развития.
Эти ранние когнитивные навыки закладывают основу для сложных когнитивных способностей, которые проявляются позже в жизни.
Увлекательные познавательные занятия для малышей
Вы можете вовлечь своего малыша в бесчисленное множество занятий, чтобы ускорить его когнитивное развитие.
1. Подпевайте
Изображение: iStock
Музыка помогает развивать сенсомоторные навыки и познание. Научите малыша петь за вами или с музыкальным плеером. Это развлечет их и улучшит их социальные и эмоциональные навыки .
2. Практикуйтесь в распознавании звуков животных
Малыши любят животных и быстро улавливают их звуки. Как насчет того, чтобы попрактиковаться в звуках животных и попросить малыша идентифицировать их?
3.
Учим буквы с помощью карточекИспользование карточек с малышами — отличный способ научить их и улучшить их память. Вы можете начать с букв и практиковаться с ними ежедневно.
4. Потренируйтесь собирать простые головоломки
Дайте вашему малышу головоломку, состоящую из двух частей, которую легко идентифицировать визуально и которая позволит вашему малышу использовать свою память и логику для их решения.
5. Изучайте цвета с помощью сортировщика цветов
Цвета забавны, привлекательны и важны для когнитивного развития вашего малыша . Купите ребенку цветной сортировщик и научите его им пользоваться. Это помогает улучшить когнитивные и логические навыки у вашего малыша.
См. также: 12 Занятия по решению проблем для малышей и дошкольников
6. Понимание причины и следствия с помощью игрушек с пуговицами
Важной частью когнитивного развития вашего малыша является понимание феномена причины и следствия. Простая игрушка-кнопка, которая выполняет действие, светится или издает звук, — это интересный способ научить вашего ребенка причинно-следственным связям.
7. Потренируйтесь складывать деревянные блоки
Изображение: iStock
Позвольте вашему малышу складывать строительные блоки так, как он хочет. Это позволяет им воображать и проявлять творческий подход. Давать им некоторые предложения время от времени полезно.
8. Исследуйте текстуры с игрушками, которые можно осязать.
Игрушки для малышей бывают разных форм и материалов. Это потому, что малышей поощряют прикасаться к различным текстурам и узнавать о них.
9. Ролевые игры с кухонными игрушками
У малышей развито воображение. Предоставление им кухонных игрушек позволяет им использовать свое воображение и творчество в игре . Это также хороший способ рассказать им о еде, вкусах и запахах.
Викторины
Притворная игра помогает развивать творческие способности ребенка и навыки решения проблем. Это также помогает детям лучше понять понимание истории (1).
10. Попрактикуйтесь в прохождении велосипедного курса
Когнитивные способности вашего малыша не ограничиваются его умственными способностями. Устройте велодорожку в саду или нарисуйте дорожку мелом и поощряйте малыша наблюдать и проходить трассу соответствующим образом. Они могут исследовать, используя свои руки и ноги в координации, чтобы двигаться вперед, назад и поворачиваться, что улучшает их способность понимать реакции и реагировать соответствующим образом во время игры на свежем воздухе.
11. Устройте охоту за мусором
Это занятие больше подходит для малышей в возрасте от двух до трех лет, которые лучше понимают инструкции. Устройте охоту за сокровищами или мусором для своего малыша и дайте ему награду, чтобы мотивировать его.
Связанный: Как заставить вашего малыша слушать, не крича?
12. Играйте на музыкальных инструментах
Изображение: iStock
Детей сразу привлекает музыка и всевозможные звуки. Игра с погремушками, стук по посуде и барабанные палочки по барабану улучшают ловкость малыша и развивают у него чувство звука и музыки . Купите им игрушечный музыкальный инструмент и предложите поиграть на нем.
13. Позвольте им помогать по дому
Веселые занятия с вашим малышом могут стать для него возможностью обучения. Позвольте ребенку помогать вам в повседневных делах, таких как уборка его игрушек и складывание игрушек в мусорное ведро. Это привьет чувство ответственности, улучшит ловкость и научит их следовать инструкциям.
Познавательные занятия для улучшения памяти малыша
Вот несколько простых и веселых занятий, которые могут улучшить память вашего малыша.
14. Спрячьте предмет
Спрячьте предмет под одеяло или перетасуйте его между руками. Попросите малыша найти предмет. Такие занятия улучшают краткосрочную и зрительную память вашего ребенка и закладывают основу для постоянства объектов.
15. Повторяйте песни и рассказы
Рекомендуется петь новорожденному или младенцу, поскольку звуки и мелодии могут помочь в когнитивном развитии. Когда ваш ребенок вырастет и станет малышом, рекомендуется петь детские песенки, рассказывать истории с картинками и подбадривать его подпевками. Как только вы почувствуете, что ваш ребенок знаком с стишком или песенкой, сделайте паузу и попросите его продолжить (6).
Общая информация
Детские стишки учат детей ритму и образцам речи. Повторяющиеся строки в рифмах способствуют развитию памяти и помогают детям выучить произношение (2).
16. Упражнение с цифрами и буквами
Вы можете продолжать повторять буквы и цифры, а когда они с ними познакомятся, вы можете попросить их вспомнить.
Когнитивные занятия для развития логики у малышей
Хотя логика недооценивается, она играет решающую роль в жизни вашего ребенка по мере его взросления. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему малышу развить логические способности.
17. Настройте простые ежедневные процедуры
Изображение: iStock
Создавайте простые и определенные процедуры и процедуры. Придерживайтесь графика купания малышей, уроков, еды, рассказывания историй, занятий или походов в парк. Это учит их относиться к последовательности, и они ожидают одно за другим. Распорядок также прививает чувство дисциплины в ребенке.
18. Дайте им игры и игрушки, основанные на сортировке
К двум годам ваш малыш научится различать предметы и сортировать их. Чтобы поощрить и укрепить их способность сортировать вещи по разным параметрам, вы можете попросить их рассортировать игрушки, кубики, животных, цвета или выбрать то, что им больше всего нравится. Распорядок может быть включен во время ваших ежедневных занятий на свежем воздухе с вашим малышом.
19. Дайте им головоломки
Отличный способ улучшить логику вашего малыша — это вовлекать его в игры и головоломки на соответствие. Например, игра-головоломка, в которой им нужно сопоставить часть головоломки с изображением животного и часть звука, который они издают, или игра, в которой разные части соответствуют определенной логической ориентации.
Связано: 10 увлекательных групповых занятий для вашего малыша
Познавательные занятия для развития воображения и творчества малышей
Попробуйте эти занятия, чтобы развить воображение и творческие способности вашего малыша.
20. Творите с искусством
Дети изобретательны и изобретательны. Эти черты естественно присутствуют в них и могут быть дополнительно отточены путем создания искусства, ремесел и живописи. Например, слепите из пластилина миниатюрную кошку или собачку и попросите ребенка повторять ваши шаги. Через несколько раз ваш ребенок создаст объект, который он видел или наблюдал в окружающей среде. Подобной деятельности можно научить, попросив их рисовать или раскрашивать. Используйте яркие цвета, привлекательные для вашего малыша.
21. Участвуйте в играх на свежем воздухе и в коротких поездках. Выведите ребенка на игровую площадку или на открытое пространство, чтобы он мог исследовать мир снаружи. Посещение зоопарка, пикник или что-то подобное может улучшить когнитивные навыки вашего ребенка.
22. Подарите впечатления
Начните с небольших переживаний, но по мере того, как ваш малыш начнет понимать больше, вы
нужно импровизировать и внести разнообразие. Вы вполне можете сидеть с зеброй, львом и космонавтом на чаепитии, устроенном вашим малышом.
23. Проявите творческий подход с мелом для тротуара
Вы можете запастись материалами, которые ваш ребенок может использовать для творчества и увлечения. Одним из таких материалов является доска и мел. Пусть ваш ребенок свободно думает и проявляет творческий подход, рисуя на доске. Это помогает вашему ребенку улучшить свои моторные навыки, ловкость и творческие способности — все, что необходимо для когнитивного развития на этом этапе.
Примеры неструктурированных когнитивных занятий для малышей
Несмотря на то, что существует множество занятий, которые могут помочь улучшить когнитивные навыки вашего малыша, неструктурированная игра или свободная игра одинаково важны для их развития. Неструктурированная игра дает малышам и детям свободу воображать, исследовать, создавать и играть без каких-либо правил (7).
Свобода развивает и стимулирует когнитивное развитие наряду с физическим и эмоциональным развитием. Поощрение свободной игры вашего малыша с детьми того же возраста также помогает развивать его социальные навыки. Сочетание структурированной и неструктурированной игры делает детей творческими, новаторскими, изобретательными, дисциплинированными и помогает им развивать важные навыки решения проблем по мере взросления.
Вы можете поощрять своего малыша играть на свежем воздухе, чтобы исследовать мир и взаимодействовать с ним. Тем не менее, малыши могут так же весело проводить время в помещении. Некоторые примеры неструктурированных игр в помещении включают в себя:
- Строительство из кубиков Lego
- Игра с тестом
- Игра с кухонным набором
- Игра с водой
- Игра с фигурками (машинки и куклы)
- Игры с другими малышами Рассказ истории друзьям или членам семьи
Говорят, что неструктурированная игра является неотъемлемой частью детства и формирует образ мышления вашего ребенка. Вот несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы поощрять вашего малыша во время неструктурированной игры.
- Держите под рукой много материалов, таких как подходящие по возрасту игрушки, картонные коробки, бумажные полотенца, кубики, сборники рассказов, пустые книги и пластилин.
- Храните познавательные игрушки и книги на полках, которые легко доступны для малыша.
- Оставьте в своей комнате специально отведенное место, где ваш ребенок может просто побыть самим собой. Ничего страшного, если они испачкаются во время игры.
Как детская погремушка помогает в когнитивном развитии?
Погремушки — одна из первых игрушек, с которыми играет ваш ребенок. В то время как в первые два или три месяца вашего ребенка привлекают звук и движения погремушки, когда вы ее трясете, в возрасте от четырех до семи месяцев он, скорее всего, будет держать погремушку самостоятельно (8). Вы поощряете их трясти погремушкой и шуметь. Таким образом, ваш ребенок узнает назначение погремушки.
Когда ваш ребенок привыкнет к своей погремушке, поиграйте с ним в игру «спрячь погремушку». Встряхните погремушку, чтобы она издала звук, где бы она ни была спрятана, поскольку это побуждает вашего ребенка понимать постоянство объекта и побуждает его искать его. Даже в первые два или три месяца жизни вашего ребенка погремушка — это концепция, которая помогает ускорить когнитивное развитие вашего ребенка.
Другие преимущества использования детской погремушки для когнитивного развития:
- Разные погремушки издают разные звуки
- Ваш ребенок учится хватать, держать и двигать погремушку, помогая ему развивать моторику
- Многие погремушки тоже прорезыватели зубов
- Малыши учатся подражать взрослым, двигая погремушкой так же, как это делают взрослые
Ваш ребенок может начать наблюдать и обрабатывать информацию вокруг себя с самого рождения. К двум годам они могут узнавать людей и понимать инструкции после обучения простым реакциям на различные раздражители и обучения различению цветов. Поскольку окружающая среда и опыт влияют на это развитие, это подходящий возраст для малышей, чтобы заниматься различными видами познавательной деятельности. Таким образом, вовлекая детей в эти учебные занятия, вы можете помочь им достичь этих вех и улучшить их сенсомоторный опыт.
1. Является ли занятие спортом познавательной деятельностью?
Да. Упражнения могут помочь улучшить развитие мозга и способность мыслить, высвободить гормоны роста, уменьшить стресс и улучшить настроение. Таким образом, помогая в общем развитии когнитивных функций (9).
2. Какие упражнения лучше всего подходят для когнитивных функций?
Кардиоупражнения, такие как бег, танцы, прыжки со скакалкой и прыжки, могут помочь улучшить работу мозга и способствовать успеваемости детей в школе и когнитивному развитию. Эти занятия также улучшают обучение вашего ребенка, удержание, аналитические способности и концентрацию (10).
Основные указания
- Когнитивное развитие детей начинается в течение первых 24 месяцев, когда они наблюдают и улавливают действия окружающих их людей.
- Развитие проходит в несколько стадий, каждая из которых связана со значительным достижением навыков.
- Вы можете помочь своему ребенку достичь этих вех с помощью таких действий, как распознавание звуков, знакомство с цифрами и буквами, решение головоломок и многое другое.
Каталожные номера:
1. Что такое когнитивное развитие?, HelpMeGrow
2. Контрольный список этапов, Центры по контролю и профилактике заболеваний
3. Основные этапы для годовалого ребенка, Мичиганский университет
Летние, Мичиганский университет
5. А. Морин, Как дети развивают мышление и навыки обучения, Understood.org
0311
7. Почему неструктурированная игра важна для развития ребенка, HelpMeGrow
8. Способы использования погремушек с ребенком или малышом, Care About Childcare в Utah Valley University
9. Регулярные физические упражнения изменяют мозг для улучшения памяти , навыки мышления; Harvard Health
10. Физическая активность способствует развитию мозга, Университет штата Невада
Следующие две вкладки изменяют содержание ниже.
- Рецензент
- Автор
Рохит Гару получил степень магистра делового администрирования в Университете Османии и имеет сертификат по психологии развития Университета Квинсленда. Зоолог-ботаник, ставший писателем-редактором, имеет более 8 лет опыта в написании контента, контент-маркетинге и копирайтинге. Он также получил степень MBA в области маркетинга и управления персоналом и работал в области исследования рынка и электронной коммерции. Рохит пишет темы…
Просмотр профиля ›
Д-р Елена Ши была врачом в медицинском отделе посольства США в Риме, где у нее появился интерес к детскому здоровью. Сейчас она поставщик лекарств для грудного вскармливания и борется за грамотность в раннем детстве. Она из Флориды, но живет со своей семьей в Вашингтоне, округ Колумбия. Ее любимые занятия — чтение романов, бег, прогулки на свежем воздухе и. ..
Просмотр профиля ›
11 Обычные проблемы подросткового возраста и их решения
В первый год жизни ребенка
Вехи развития 22-месячного ребенка — полное руководство
Вехи развития 22-месячного ребенка — полное руководство
10 Идеи творческого наказания для детей, чтобы реализовать свои ошибки
10 Идеи творческого наказания для детей, чтобы реализовать свои ошибки
8 Факторы, которые влияют на эмоциональное развитие у детей
8 Факторы, которые влияют на эмоциональное развитие. У детей
7 советов, как повысить самооценку у детей и чем заняться
7 советов, как повысить самооценку у детей и чем заняться
Заземление детей: причины, побочные эффекты и как это сделать
Заземление детей: причины, побочные эффекты и как это сделать
10 полезных советов, которые сделают вашего подростка более ответственным 9 3036 3
10 полезных советов, которые сделают вашего подростка более ответственным0036
20 Занятия по развитию когнитивных способностей дошкольников
youtube.com/embed/adWY4G8K7Ig” title=”YouTube video player” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Это может показаться странным, но доказано, что музыка из видеоигр способствует концентрации внимания и когнитивному развитию. В конце концов, песни были созданы для того, чтобы люди могли решать сложные головоломки и проходить сложные уровни в видеоиграх. С ними также удобно играть на заднем плане, когда дети занимаются другими делами.
Узнать больше: Защитник
Видеоигры для когнитивного развития 6. Особняк монстров МатчВопреки распространенному мнению, существует такая вещь, как здоровое времяпровождение перед экраном. Может показаться, что видеоигры для дошкольников — неэффективный способ развития когнитивных навыков, но исследования показали, что такие игры, как Monster Mansion Match, действительно помогают развивать эти важные навыки! Сыграйте в эту игру на совпадение, чтобы развить их зрительную память и навыки распознавания образов!
Подробнее: ABCYa
7. Поиски в диком городеВ этой веселой игре дети исследуют город и тренируют логическое и критическое мышление, помогая различным существам, живущим в городе, решать проблемы. Эти навыки особенно важны, поскольку они развивают те сложные мыслительные процессы, которые они будут использовать, когда станут старше.
Подробнее: Посадка сливы
8. Поиск чувствЕще одним важным аспектом когнитивного развития является эмоциональный рост. В эти основополагающие годы дети учатся читать и понимать эмоции других. Поддержите это с помощью этой веселой увлекательной игры с участием некоторых из их любимых персонажей!
Узнайте больше: Ник младший
9. Создайте свой собственный узорЕсли вы хотите поиграть в игру на развитие памяти, обратите внимание на эту игру, которая фокусируется на запоминании шаблонов. Игры на построение шаблонов отлично подходят для когнитивного развития. В этой веселой игре дети будут увлечены тем, что создают свои собственные узоры, используя животных в вагонах поезда!
Подробнее: Образование
10. Цвет по буквамИсследования показывают, что цвета играют важную роль в когнитивном развитии детей. Пусть они поиграют в эту игру, чтобы создавать красивые, красочные картинки, изучая их цвета и алфавит! Эту простую игру можно добавить в любой набор игр для познавательного развития.
Узнать больше: Дневник черепахи
Деятельность по когнитивному развитию 11. Игра с кубикамиБыло доказано, что игра с кубиками полезна для когнитивного развития по многим причинам, включая дивергентное мышление и логическое мышление. Дети будут думать, что они просто играют в игру, но на самом деле они будут закреплять эти важные навыки.
Узнать больше: Gigi Bloks
12. Я шпионI Spy — отличная игра для развития памяти путем поиска спрятанных предметов. Игра «Я шпион» на улице в физическом мире также помогает с пространственным распознаванием и концентрацией внимания! Эту игру легко включить в вашу повседневную жизнь, заставив детей искать предметы повседневного обихода в классе.
Подробнее: Scholastic
13. Утро, день и ночьЕще одним навыком когнитивного развития, который развивается в эти критические годы, является понятие времени. Используйте это занятие, в котором дети сопоставляют различные действия со временем дня, когда они занимаются рутинными делами, такими как чистка зубов! Поощряйте правильное развитие этого навыка, регулярно упоминая время в течение дня.
Подробнее: Горжусь тем, что являюсь начальным классом
14. ПазлыРазгадывание соответствующих возрасту головоломок — отличный способ способствовать когнитивному развитию! Головоломки учат детей ценным навыкам выбора и стратегии, поскольку они используют свой мозг для решения каждой из них. По мере того, как дети поправляются, переводите их на более сложные головоломки, чтобы еще больше тренировать мышцы мозга!
Узнать больше: Momtastic
15. Загадки и шуткиЕще одно простое занятие для развития когнитивных навыков — загадки и анекдоты. В детском возрасте примерно в этом возрасте у детей развивается чувство юмора, и им нравится, когда вы рассказываете им анекдоты. Это способствует когнитивной гибкости и исполнительной функции, а дети даже не осознают этого, так как они будут смеяться и веселиться!
Подробнее: Ducksters
16. СкакалкаЭто простое физическое упражнение отлично подходит для улучшения памяти и улучшения восприятия окружающего мира. Вышеупомянутая ссылка предлагает ряд различных физических игр, в которые можно играть со скакалкой, как для общей координации движений, так и для развития мозга!
Узнайте больше: Very Well Family
17.