Потешки 4 класс: Потешки. Для уроков чтения в начальной школе.
Загадки, песенки, потешки. 1 класс
Похожие презентации:
Загадки, песенки, потешки
Загадки, песенки, потешки
Загадки, песенки, потешки
Загадки, песенки, потешки
Загадки, песенки, потешки, небылицы
Загадки, песенки, потешки, небылицы
Загадки, песенки, потешки, небылицы
Загадки, песенки, потешки, небылицы
Сказки, загадки, песенки
Загадки, песенки, потешки, небылицы. Пересказ сказки
Урок литературного чтения
1 класс
Пашинова Наталья Львовна
учитель начальных классов
МБОУ Горской СОШ
С. Горы, Озерского района
Московской области
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2
Устное народное творчество
Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-у
Как назвать одной фразой?
Прочитай и сравни:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючкой,
Шёрстка пёстрая,
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвостик колечком.
Прочитай и сравни:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленом кофточке,
В белом сарафане.
Прочитай и сравни:
Наша речка вьется и сверкает,
Как блестящий синий поясок.
В ней водичка пёстрая такая,
А на дне рассыпчатый песок.
Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит, да не поднять,
И бежит, да не поймать.
Жил был один охотник
Как то раз возвращаясь
с охоты он встретил
другого охотника.
Захотел поделится тем,
что произошло с ним.
Да побоялся, что духи
леса разгневаются и
сказал так:
Пошёл я за
крях – кряхту,
Взял с собой
тав-тавту,
Нашёл храп-тахту,
Если бы не тав-тавта,
Съел бы меня храптахта.
Так появились загадки.
Назначение загадок
• Использовали как один из приёмов
«тайного» языка
• С помощью загадок испытывали
мудрость
• Экзаменационная роль загадки отражена
в мифах, сказках, песнях
• Увлекательное средство обучения
детей
Как придумать загадку?
1. Посмотри на форму
предмета.
2. Сравни с предметом,
похожим по форме.
3. Определи цвет предмета.
4. Сравни с предметом,
похожим по цвету.
5. Вспомни другие признаки
предмета.
6. Сравни с предметами,
похожими на этот
предмет.
Круглый, да не
шар
Зелёный, да не трава,
Сладкий, да не сахар
Как придумать загадку.
1. Посмотри на форму
предмета.
2. Сравни с предметом,
похожим по форме.
3. Определи цвет предмета.
4. Сравни с предметом,
похожим по цвету.
предмета.
6. Сравни с предметами,
похожими на этот
предмет.
Зелёная, а не трава
Колючая, а не ёжик.
Составим загадку?
Кто?
Какое действие совершает? Где?
По лесу летает, стрекочет.
Какие особенности её поведения вы
знаете?
• Много « говорит», разносит
новости по лесу, всё знает.
Составим загадку?
Какая особенность строения туловища?
Длиннохвоста.
Какая окраска?
Белобока.
А зовут её?
Сорока.
Что получилось?
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её
сорока.
Луна
Лес
Вывод:
• Загадки – жанр устного
народного творчества.
• Учат рассуждать, сравнивать,
сопоставлять.
• Чтобы отгадать загадку надо
подумать, сравнить, вспомнить
описание предмета.
Песенки
«Идёт матушка весна».
март
апрель
май
Потешки
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот Разогнал весь хоровод!
Закрепление
– С какими жанрами устного народного
творчества познакомились?
– Какой жанр понравился больше всего?
с. 42 – 46
выразительное
чтение,
English Русский Правила
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме “Структура одного из видов произведений малого жанра устного народного творчества – потешки”
Урок может быть дан в любом классе, так как изучение произведений устного народного творчества предусмотрено практически всеми программами литературного чтения.
Проблемно-диалогическое обучение.
Групповая работа.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями структуры одного из видов произведений малых жанров народного творчества – потешки;
- Развивать теоретическое мышление, умения делового сотрудничества учащихся, творческие способности младших школьников;
- Воспитывать культуру делового общения, интерес к произведениям малого жанра устного народного творчества.
Оборудование: тексты произведений малого жанра устного народного творчества (потешки) для изучения в группах и у каждого ученика; схема “Автор – художественный текст - читатель”; толковый словарь или словарь иностранных слов; схемы жанра для каждого учащегося; мультимедийная презентация к уроку (возможно использование интерактивной доски).
Класс разделён на 4 группы, в каждой группе- ведущий, роль которого в том, чтобы выслушать мнение каждого ученика, принять решение после обсуждения и определить, кто из группы будет отвечать (давая возможность ответить каждому)
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Вводная беседа. Актуализация знаний.
1) Работа по схеме “Автор – художественный текст – читатель”.
(Приложение 1)
АВТОР (сочиняет произведение).
ЧИТАТЕЛЬ (читает его).
КРИТИК (оценивает).
ТЕОРЕТИК (изучает, как построено).
Сегодня на уроке мы с вами попробуем поработать во всех этих позициях.
2) На предыдущих уроках вы знакомились с произведениями разных жанров народного творчества. Давайте их вспомним и определим жанр.
(Кадры из мультфильма “Цветик-семицветик”, на которых дети собираются поиграть)
Собрались мы поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты! (Считалка)
(Тексты на экране, дети читают)
Маленькое дело лучше большого безделья. (Пословица)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках. (Небылица)
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)
(Чтение по ролям)
– Ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А вкусный был?
– Очень! (Побасёнка)
III. Коллективный учебный диалог. Работа над
новым материалом.
1. Молодцы, ребята, вы смогли определить, к какому жанру можно отнести то или иное произведение народного творчества.
А возникли они в глубокой древности, когда люди ещё не знали письма. Поэтому произведения народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно.
Устное народное творчество имеет и другое название-“фольклор”
Что означает это слово, посмотрим в толковом словаре (или в словаре иностранных слов)
(От английских слов, означающих “народная мудрость”)
Ребята, а кому из вас знакомы такие строчки:
– Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
А к какому жанру мы отнесём это произведение?
(Это не загадка, не пословица, не скороговорка, не считалка. Это произведение особого жанра, потешка.)
Структуру потешки мы с вами будем исследовать, узнаем, как строятся произведения этого жанра и попробуем себя в роли автора.
К кому обращены слова потешки – к взрослому человеку или ребёнку?
(К ребёнку, к маленьким детям)
Для чего ребёнку рассказывалась эта потешка? (Чтобы его развеселить, чтобы малышу не было скучно, чтобы научить его хлопать в ладоши)
А каким ещё действиям могут научить потешки малышей?
Прочитаем тексты в страничке ученика.
2.Самостоятельная работа в группах.
Тексты для учеников 1, 3 группы.
а) – Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели! (Ребёнок учится разным движениям – хлопать в ладоши, поднимать ручки вверх)
б) Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой. (Учит малышку ходить)б) Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Умываться)в)Маленькие ножки за водой ходили,
За водой ходили, курочек поили. (Трудиться, помогать старшим)г) Ты Ванюша, карапуз,
Надевай большой картуз,
Каравай ешь хлеба,
Вырастешь до неба. (Есть, не капризничая)
Тексты для учеников 2, 4 группы
а) Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп-
Кто каши не ест,
Кто молока непьёт,
Того забодает,
Забодает, забодает! (Учит хорошо есть)б) Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ. (Учит ходить)
в) Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят-
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся! (Расчёсываться, слушаться родителей)г) Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая и крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец. (Учит трудиться)
Верно. Потешка исполняется во время игры или каких-то общих действий взрослого и ребёнка, она обращена к маленьким детям, которые ещё ничего не умеют- ни управлять своими движениями, ни говорить, ни понимать речь.
И первая задача потешки – помочь малышу освоить человеческую речь, научиться выполнять разные жесты, движения.
3. Какова же задача жанра потешки?
Задача жанра.
Потешка учит маленьких детей разным жестам, навыкам.
(ЗАПОЛНЯЕМ ГРАФУ В СХЕМЕ)
4. Какова же картина жизни, показанная в потешке?
На что она направлена? Требует ли она определённых действий?
(Картина жизни реальная, так как учит тому, что нужно в жизни, направлена на действия героев - чему нужно научить ребёнка, о том и говорится)
(Заполняется графа в схеме)
Картина жизни.
Направлена на действия героев.
5. Как строится картина жизни? Можно ли её разделить на части?
(Самостоятельно перечитываются тексты в страничке ученика, выясняется. Что некоторые потешки можно разделить на смысловые части, а некоторые нет) Заполняется графа в схеме.
Построение картины жизни.
Может иметь несколько частей.
(Меняется часть – меняются и жесты)
6. Теперь понаблюдаем, как построены предложения в потешке.
(Работа в группах. Обратить внимание на порядок слов, имеются ли повторы) Заполняется графа в схеме.
Предложение.
Одинаковое построение предложений; повтор слов внутри предложений.
7.Рассмотрим следующий уровень-слово.
Что интересного заметили? Что главнее-слово или жест? (Слово командует, какой жест нужен) А слова обычные? (Катенька, горенка, ноженьки,водичка, личико и т. д.)
Заполняется графа в схеме.
Слово.
Слова-команды для жестов;
Слова с уменьшительно-ласкательным значением.
8.Теперь наблюдаем, каков же звуковой рисунок,
выделяются ли повторы определённых звуков. Какие звуки кому и что помогают услышать, увидеть, почувствовать в изображаемой картине жизни?
(Акцентное вычитывание текста, выделяя голосом повторы звуков)
После ответов детей заполняется графа в схеме.
Звуковой рисунок.
Выразительный повтор звуков.
9. Теперь попробуем прохлопать ритмический рисунок.
На примере потешки:
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Учись понемножку!
Ритм стиха или прозы?
Ритмический рисунок.
Стихотворный текст.
10. Рифмуются ли строчки в потешках?
Прочитайте только последние слова в каждой строчке.
(ладушки – бабушки,
ноги – по дороге,
маленька – удаленька)
Рифма.
Есть.
После того, как вы смогли сами заполнить таблицу
“Структура потешки”, давайте определим ведущий уровень. Что именно – предложение, слово, звуковой или ритмический рисунок –
помогают научить ребёнка различным жестам и навыкам? (Ответы детей могут быть различными, уточнение: какой уровень командует жестами? СЛОВО)
Ведущий уровень – СЛОВО.
IV. Творческая работа.
Ребята, вы показали себя хорошими читателями, грамотными теоретиками. А теперь, когда вы знаете, как построена потешка, сможете попробовать себя в роли авторов.
Растут дети, и потешки тоже “растут” с ребятами. Наши малыши подросли, пошли в школу. А кто в школе самые младшие? Конечно, первоклассники.
Каждая группа по заготовленным рифмам сочиняет потешки для для первоклассников, которые помогут им учиться.
………………… ученик
…………………дневник
…………………..звонок,
………………………урок.
…………………..Алёша
………………..хороший
…………………учиться
……………….трудиться
………………..весёлый
……………….из школы
……………………..лица
…………………ученица
Потешки читаются авторами, остальные ребята- критики. Они оценивают, можно ли показать жестами действия героев, получилась ли потешка, решена ли авторская задача.
V. Итог урока.
Чему научились сегодня на уроке? Работа в каких позициях понравилась? Трудно ли быть теоретиком?
Работая по данным уровням, можно ли самим узнать структуру других малых жанров народного творчества? Попробуйте это сделать на следующих уроках.
Забавный способ научить читать — Учитель КАРМА
Детские стишки, мы думаем о них как о способе развлечь младенцев и малышей, но на самом деле эти забавные стишки — отличный способ научить множеству стратегий чтения!
Детские стишки — это развлечение для учеников и учителей!Эти забавные стихи помогают юным читателям практиковать базовые навыки грамотности и лучше читать… кроме того, они глупые и всегда вызывают у меня улыбку. Конечно же, детям они тоже нравятся!
Когда я впервые начала преподавать в первом классе, у меня не было тонны книг в моей классной библиотеке, но я могла переписывать детские стишки и держать их под рукой. Так появился этот ресурс. РЖУ НЕ МОГУ.
В нашем кампусе не было книг для чтения с гидом. Можешь представить?? Детские стишки спасли меня! Не знаю, что бы я без них делал.
Бесплатные книги для чтения дома вашими детьми!В конце концов, я создал эти мини-книги, чтобы распечатать их для своего класса. Поскольку они сделаны только из копировальной бумаги, мои ученики также могут взять их домой и добавить в свою домашнюю библиотеку.
Ниже приведен список навыков грамотности, которые вы можете практиковать со своими учениками, используя детские стишки:
- фонематический слух
- фонологическая осведомленность
- слышать звуки букв
- различать слоги
- буквенное обозначение
- рифмующихся слов
- фонетические навыки
- семейств слов
- беглость
- слова вида
- понимание
- почти любой начальный навык чтения
Детские стишки – отличный ресурс для совместного чтения и групп чтения под руководством гида.
Если вы хотите начать с детских стишков в своем классе, вы обязательно захотите ознакомиться с моим новейшим БЕСПЛАТНО.
Эй, Диддл Диддл, БЕСПЛАТНО! Ниже вы можете ознакомиться с примером моего ридера Row, Row, Row Your Boat, так что вы можете видеть, что существует три разных версии ридера.
Вам понравится тот факт, что вам просто нужно складывать карты по пунктирным линиям. Не надо резать! Да!
Для вашего удобства детские стишки для чтения выпускаются в трех разных версиях:
- полноцветная с фоном в горошек
- полноцветный с белым фоном
- черно-белый для экономии чернил принтера
В комплект поставки FREEBIE также входит электронная книга. Вы можете очень просто добавить электронную книгу на свой классный iPad, отобразить ее на проекторе в классе или использовать на компьютере.
Чтобы получить БЕСПЛАТНЫЙ набор для чтения Hey Diddle Diddle, нажмите здесь или на графике выше.
Если бесплатный стишок Hey Diddle Diddle подходит для вашего класса, пожалуйста, найдите минутку, чтобы ознакомиться с моей полной загрузкой продукта, которая включает 10 детских стишков:
- Шалтай-Болтай
- Хикори Дикори Док
- Крошечный паук
- Джек и Джилл
- Баа Баа Черная овца
- Эй, Диддл Диддл
- Маленькая мисс Маффет
- Грести, греби, греби на своей лодке
- Твинкл Твинкл Маленькая звезда
- У Мэри был ягненок
Полный комплект включает 125 страниц.
Щелкните здесь или на изображении выше, чтобы получить доступ к программам для чтения детских песенок.
Как вы использовали стихи в своем классе для обучения навыкам чтения? Я хотел бы услышать от вас. Пожалуйста, дайте мне знать в комментариях ниже.
Стихи на букву С (бесплатная книга букв)
PSPKK1236 Комментарии
Этот пост содержит партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.
Делиться заботой!
- Фейсбук
- Твиттер
Сегодня вы можете скачать мини-книжку детских песенок и стишков на букву С.
Стишки на букву С (бесплатная книга букв)
Прошло почти два года с тех пор, как я начала делиться своими книжками, и угадайте, что ? Сегодня делюсь последним! Ура! Теперь вы можете скачать сборник песен и стишков на каждую букву алфавита, который можно распечатать.
При создании этих книг я выбираю детские стишки и популярные песенки и стишки. Некоторые из этих детских стишков были для меня новыми. А ты?
Простодушный Саймон
Простой Саймон встретил пирожника Иду на ярмарку. Сказал Простодушный Саймон пирожнику, «Позвольте мне попробовать вашу посуду». Пирожник сказал Простому Саймону, «Покажи мне сначала свой пенни».Сказал Простодушный Саймон пирожнику, «Действительно, у меня их нет».
Она продает ракушки
Она продает ракушки на берегу моря, Я уверен, что она продает ракушки. Итак, если она продает морские ракушки на берегу моря, Тогда я уверен, что она продает морские раковины.Качели, Марджери Доу
Качели, Марджери Доу, У Джонни будет новый хозяин.Джонни будет зарабатывать всего пенни в день Потому что он не может работать быстрее.
Перейти к моей Лу
(Весело петь!) ,
Перейти к моей Лу, моя дорогая.Шесть мышат
Шесть мышат сели прясть; Кити прошла мимо и заглянула внутрь. «Что вы делаете, мои человечки?»«Плетение пальто для джентльменов».
«Мне войти и отрезать тебе нити?»
«Нет, нет, госпожа Кити, вы бы откусили нам головы!»
«О нет, я бы не стал, я бы помог тебе прясть».
«Может быть, но вы не можете войти!»
Похлебка
Похлебка, похлебка, Хлеб и молоко из фарфоровой чашки. Хлеб и молоко из яркой серебряной ложки Изготовлен из кусочка яркой серебряной луны. Непроливайка, непроливайка, Сиппити, сиппити суп.
Как собрать мои маленькие книжки с буквами:
- Распечатайте документ в цвете (при желании) на картоне. Обязательно распечатайте страницы 2-3 от начала до конца (страница 1 — мои Условия использования). Вам понадобится всего один лист бумаги.
- Вырежьте ровную линию по центру страницы.
- Сложите два листа, чтобы получилась книга. Убедитесь, что обложка находится спереди, и вставьте вторую страницу внутрь.