Разное

Постановка звуков р и л: Постановка звуков [Л] и [Р]

Содержание

Тонкости при постановке звуков “Р”, “Л”, “Ш”, “С”.

Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.

  1. Главная
  2. Тонкости при постановке звуков “Р”, “Л”, “Ш”, “С”.

Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить с детьми, которые не выговаривают буквы Р, Ш, Ж, Л. Моей дочке (5,5 лет) особенно трудно правильно говорить такие слова, которые она уже привыкла говорить неправильно. Например “четыре” и т.д. (Оксана.)

Ответ:
В начале следует разобраться, ребенок совсем не произносит (пропускает) звуки или же каким-либо образом их искажает, заменяет. Это очень важный момент для определения пути решения проблемы звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения шипящих и свистящих звуков называется сигматизмом. Существует так же понятие парасигматизм, он выражается в замене шипящих звуков свистящими («С», «З»), как правило, к этому ведет анатомические недостатки: укороченная подъязычная уздечка или высокое и узкое твердое нёбе.

Нарушение произношения соноров (звуки «Р», «Л») ротацизм и ломбдацизм соответственно.

Вам необходимо заняться постановкой звука. Для этого следует объяснить ребенку, где должен находиться язык, произнося тот или иной звук, в какой позе должны находится губы, зубы, должен ли при этом звучать голос, теплая или холодная воздушная струя сопровождает данный звук. Иными словами рассказать механизм образования звука.

После того как звук поставлен, его надо закрепить. Сначала с помощью слогов, затем слов, далее фраз.

Логопедическая работа будет строиться примерно так: артикуляционная гимнастика (подготовка мышц языка), работа над силой воздушной струи (подуть на вертушку, задувание горящей свечи и пр., главное следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались), постановка звука, развитие фонематического слуха.

Так же важным является:

  • научить ребенка отличать правильное произношение от неправильного;
  • отличать звуки по акустическим признакам, т. е. узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
  • принимать необходимые артикуляционные позы (наверно, все дети, приходя из садика говорили мамам: «А мы сегодня учили с логопедом такие упражнения: «часики», «чашечка», «лопаточка», «заборчик», «вкусное варенье», «лягушка», «хоботок» и пр.». Это и есть артикуляционные позы).

Существует несколько способов постановки шипящих звука:

  1. По подражанию (имитация),
  2. С механической помощью (логопедический зонд или же при помощи пальца ребенка или взрослого),
  3. Смешанный (первый способ, дополняющийся вторым).

Вот несколько упражнений, которые следует делать для постановки шипящих звуков:

  • «Лопаточка» (иногда его называют «блинчик») – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 счетов.
  • «Подуем на блинчик» – исходное положение поза «лопаточка», дуть на язык, следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались.
  • «Чашечка» – рот широко раскрыт, широкий язык поднять кверху, подтянуть к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 счетов. Далее, учить высовывать и засовывать в рот язык в таком положении.
  • «Вкусное варенье» – высунуть язык, облизать верхнюю губу, но не из стороны в сторону, а одним движением вниз языка. Выполнять 10 счетов.

Способы постановки звука «Л»:

  1. По подражанию,
  2. При помощи упражнения «пароход гудит»,
  3. С помощью логопедического зонда.

Звук «Р» очень сложен. Для его постановки необходима подготовительная работа. Она ведется в 2-х направлениях:

  1. Добиться правильного положения языка. Получить фрикативное «Р», при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но без вибрации (язык «чашечкой»).
  2. Выработать вибрации языка (упражнения «грибок», при этом вдох через нос, выдох через рот, сначала без звука). Так же для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука «Д», при этом рот открыт, передний край языка смыкается не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или с альвеолами.

Упражнения для постановки соноров:

  • «Грибок» – язык присосать к небу, продержать 10 счетов, растягивая подъязычную уздечку
  • «Лошадка» – цоканье языком, щелкать, медленно тянуть подъязычную уздечку.
  • «Маляр» – языком «красить» твердое нёбо.
  • «Качели» – высунуть узкий язык, тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать, выполнять под счет взрослого.
  • «Пароход гудит» – губы растянуты в улыбке («лягушка»), зубы зажимают кончик языка, ребенок произносит звук «Ы».

Главное в такой работе с ребенком систематичность, не спешить, не настаивать, превращать все в игру, хвалить даже за малейшие успехи. Как правило, дети, в таком возрасте, сами понимают, что достижения налицо и продолжают работу в более усиленном темпе.

Терпения Вам и успехов Вашей дочке, с уважением, Анна Арнаутова.

Затронутые темы : 

постановка звуков

артикуляционная гимнастика

Консультации: 

Логопед

Введение и постановка согласных звуков у иностранных студентов, изучающих РКИ

Пришла пара сказать несколько слов о согласных звуках.

Здесь особенно важен процесс постановки и дифференциации звуков. А для этого используем артикуляционную гимнастику.

Возможно, вам будет интересна серия вебинаров “Какой учебник РКИ выбрать для занятий со слушателями? Уровень А1”.

Итак, у корейцев и японцев проблемы вызывают четыре звука: Б – П; В – Ф. Причина путаницы состоит в нечеткости, а точнее близости артикуляции.

Губы смыкаются; под напором выдыхаемого воздуха взрывается смычка; положение языка зависит от следующего звука; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Ба бо бу би бэ, затем меняем последовательность слогов Баба, бомба, бук, бум, бок. Разработка логопедических упражнений имеет общие принципы (см упражнение на постановку «ы»)

При произнесении звука [п] губы работают так же , как и при произнесении «Б» положение языка зависит от последующего звука (если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остается пассивным).

Интересно, что у носителей русского языка проблем с этими звуками возникают редко, так же как при работе над звуками «В», «Ф» и «С», «З».
Однако для звука «В» полезным было бы покусать нижнюю губу и поскоблить немного по всей ее поверхности верхними зубами. И хорошенько её пожевать (так же как это делается в упражнении «накажи язычок»).

Перед постановкой звука «Ф» можно рассказать историю о том, как в России отмечают день рождение (торт и свечи по числу исполнившихся лет). Так вот, звук выдыха – фффффф. Дальше остается только добавить только голос. На выдохе голосом нижняя губа свободно. Зубы видны в щель между зубами.
Фи – фе – фя здесь, на этапе постановки выгоднее смягчить звук, чтобы студент почувствовал разницу.

В отличие от звука «Ф» при артикуляции звука «В» верхние зубы прикусывают нижнюю губу. Для осознания этих двух звуков нужно представить, что нижняя губа испачкана медом. Звук твердый.

Ва – во – ву (во всех комбинациях).
Вова, вата, ванна, ветер, вор, вето, ваза

Сложности со свистящими у европейцев происходит от английской буквы «S» и путаницы двух алфавитов: латиницы и кириллицы. К тому же непривычна сама идея того, что графический элемент может соответствовать одному звуку. В этом случае необходимы речевые игры на дифференциацию звуков.
Кроме того, работая с людьми из Германии и Австрии было замечено, что студенты, имеющие проблему дифференциации этих звуков в родном языке чаще путают их в новом, изучаемом. Это происходит неосознанно, подчас они даже не слышат разницу.
Вместе с тем, например, иранские студенты скорее всего не смогут поставить звук «С» в начало слова и попытаются добавить хотя бы «И» в начале, то есть вместо «спасибо» вы скорее всего услышите «испасибо».

Взрывное сочетание звуков «Т» и «С» тс -тс – тс.ц – ц – ц…
Ца – цо – цу (во всех комбинациях).
Цена, Цель, Цыц, Цифра, Царь, Цемент, целый.

Одна из проблем в восприятии иностранцами звуков «Ш» и «Ж» связана с тем, что во многих языках этот звук в чистом виде отсутствует, а в других языках его обозначает комбинация символов. Это ведет к тому, что речевой аппарат может быть неприспособлен не только к генерации этого звука как такового, но и в комбинации звуков, которые кажутся типичными для русскоязычных.
В работе над постановкой Ж и Ш с англо-говорящими и европейцами мне помогала параллель с th и th.
Ж ставится на параллели со звуком [θ] как в слове the или this.

Идея простая: когда человек произносит the его язык находится между зубами и немного упирается в верхние передние резцы (или расположен между зубами). Просим студента, произнося этот [θ] th переместить язык назад, ближе к середине неба. Важно, чтобы в момент движения язык скользил по зубам, альвеолам и небу, как по рельсам.

После того как звук получился сепарировано необходимо начать работу со звуками в комбинации:
ЖА – ЖО – ЖУ (во всех комбинациях).
Жак, Жан, Жало, Жаль, Жук…

Ш (и Щ)  используется тот же прием только опорное слово [δ] think, thing…


Здесь язык прячется просто по прямой не соприкасаясь со стенками ротовой полости.
Движение должно напоминать движение напуганной улитки или черепахи, которые прячутся в панцирь.

В ряде восточных языков сонорных звуков просто нет или они не дифференцированы.
Так для японцев, корейцев и представителей некоторых провинций Китая не понятна разница между «Л» и «Р», а иногда и между «М» и «Н».

Для простоты звук «Л» в традиционной логопедии чаще всего ставится из звука «А».
Начинаем произносить «А» (рот при этом должен быть широко открыт, чтобы студент видел как работает речевой аппарат), затем поднимаем язык и упираем его в верхние зубы. В таком положении звук «А» сам изменится и превратиться в «Л». Останется только его закрепить и автоматизировать.
Если артикуляция звука «Л» затруднена попробуйте применить комплекс упражнений артикуляционной гимнастики на постановку звука «Л».
Данный комплекс позволяет укрепить необходимые мышцы ротовой полости и подготавливает органы речи к правильной работе.

Постановочное упражнение для звука «Р» – тренировка быстрого движения языка вверх и вниз – отрабатывается на чередовании звуков «Н» и «Д». Хотя предварительная постановка звука «Л» может помочь укрепить мышцы ротовой полости для развития правильного произношения звука «Р».


Применение полного комплекса упражнений артикуляционной гимнастики – традиционно считается нерациональным, поскольку требует значительных временных затрат.
При постановке звука «Р», кроме комбинации упражнений, «заборчик», «качели» (переходящие в «парус»), «маляр» (переходящий в «грибок») и цоканье (бросание языка с верхнего нёба на нижние) отлично помогает учащимся почувствовать части речевого аппарата, растянуть уздечку, укрепить связки.
Важно дать студенту почувствовать разницу между двумя сонорными звуками и научить их дифференцировать в речи.
тРа – тРо – тРу
дРа – дРо – дРу
нРа – нРо – нРу (во всех комбинациях).

Следом важно вводить слова со звуком «Р» отдельно от вспомогательных звуков, поскольку иначе возникает проблема смыкания звука «Р» с дополнительными, вспомогательными согласными. Интересно, что большинство европейцев не нуждается в постановке звука «Л», а звук «Р» необходимо развести со звуком «Х» и перевести его в переднеязычный вибрирующий. Частично, для этой цели можно использовать те же упражнения, что и для японских и корейских студентов.
Однако здесь важно на этапе автоматизации увеличивать число упражнений на дифференциацию смежных звуков (с родным языком звуков).

Невозможный звук для арабов, греков и некоторых других народов. Взрывной звук близкий к комбинации «ТЩ» При произнесении звука [ч] происходит смена двух артикуляций: сначала кончик языка опущен, прикасается к нижним резцам. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому нёбу. В следующий момент происходит
разрыв смычки, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука [щ].

Граница между элементами артикуляции не улавливается на слух. Губы выдвинуты вперед и округлены, нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость, голосовые связки разомкнуты. Выдох производится резким толчком теплой струи воздуха. Проще говоря, язык изогнут дугой, повторяя
при этом форму неба, но почти не соприкасается с последним. Только кончик языка лишь слегка касается верхнего нёба.
Ча – чо – чу (во всех комбинациях).
Часто «Ч» необходимо дифференцировать от звуков «Ц» и «Щ» и автоматизация в
речи.

Существует ещё три приема, которые могут помочь студенту улучшить фонетическое восприятие языка.

  • В традиционном преподавании иностранных языков роль аудирования часто не только дидактическая, но и мотивирующая. Вместе с тем, часто в классе на развитие навыков аудирования отводится крайне мало времени.
    Рекомендуется введение аудио с видеорядом, ведь правильно подобранный материал позволяет выработать правильные коммуникативные компетенции и паттерны поведения.

Возможно, вам будет интересен курс ​”Как cнимать обучающие видеоролики”

  • Второй прием –  слушание музыки, исполняемой на изучаемом языке. Работает это сначала по принципу копирования: мне нравится ритм и языковой шум (поскольку первое время смысл не понятен). Человек ловит ритм, и пробует повторить «шум». Затем появляется желание понять, о чем текст – и человек переводит любимую песню. Последнее нередко приводит слушателя к разочарованию (поскольку великого смысла в песне может и не оказаться). Однако, дело уже сделано: звуки примерно скопированы, да еще и слова песни распознаны и выучены).
  • Третий способ, крайне важный на базовом уровне изучения. Аудиозапись речи самого студента для произношения крайне велика, поскольку последняя дает возможность услышать себя и сравнить свое произношение с языком носителя. Как следствие ученику легче услышать свою речь и самому себя поправить. Или услышать близость своей речи к идеалу.

Выбирайте то, что нравится вам и вашим студентам. И тогда уроки будут эффективными.

Другие статьи автора

  • Как работать с фонетикой на уроках русского языка как иностранного: проблемы и решения

Статьи по теме

  • Серия вебинаров для преподавателей РКИ. Какой учебник РКИ выбрать (А2-В)?
  • Универсальные способы запоминания иностранных слов
  • Мнемонические приемы на уроках русского языка
  • Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
  • Как использовать видео на занятиях
  • Как работать с Глогами (Glogster EDU)

Минимальная пара /l/ и /r/ | Произношение

как в a l ive и a rr ive

Ниже приведен список слов, которые различаются только тем, что одно из них имеет звук /р/, а другое — звук /л/.

Вы можете использовать этот список для тренировки звуков или в качестве списка слов, произношение которых нужно соблюдать осторожно.

/л/ произносится при большом откидывании языка. Лучший способ дать понять, что вы не произносите /р/, — это согнуть язык во рту как можно дальше назад и щелкнуть им вперед, произнося /л/. (Вы можете помочь контролировать свой язык, держа одну руку рядом со ртом так, чтобы пальцы находились в том же положении, что и язык, и щелкайте пальцами одновременно с языком. )

/r/ произносится по-разному в разных англоязычных странах и регионах, поэтому не особенно полезно просить учащихся основывать свое произношение на том, что носители языка делают своим ртом. Поскольку наиболее важным является проведение различия, часто лучше преувеличить различия между двумя звуками. Таким образом, эти описания предназначены для учащихся, а не для объяснения обычного произношения.

/r/ совершенно не похож на /l/ для англоговорящих. На самом деле, некоторые люди произносят его гораздо больше, чем /w/. Лучший способ сделать различие — попытаться как можно меньше двигать языком при произнесении звука. (Вы можете использовать свою руку, чтобы помочь так же, как предложено с /l/, но на этот раз держите руку неподвижно. Это также может помочь начать с того, что ваши верхние зубы просто касаются задней части нижней губы.)

Элементарный

живые прибывают

мальки мух

свет правый

длинная ошибка

Ниже среднего

собрать правильно

гламурная грамматика

стеклянная трава

кружевная гонка

переулок дождь

закон необработанный

считывание свинца

ведущий считыватель

красный светодиод

зажигалка для письма

грузовая дорога

замковый камень

качелька шкафчика

много гнили

играть молиться

Промежуточный

ягоды живота

дунул самогон

синее пиво

кисть для румян

столкновение сбой

клоунская корона

бежать бесплатно

светящийся рост

отсутствие стойки

ягненок баран

фонарь пандуса

переулок дождь

поздняя ставка

ленивый подъем

считывание свинца

рисовые вши

лживая поездка

ложь поднимается

разрыв губ

список запястье

медальон-ракета

ткацкая мастерская

минимумы розы

рюкзак удачи

буйная лихорадка

пилот-пират

Выше среднего

ягоды живота

гниль светлая

синий синяк

кисть для румян

замораживание блох

бежать бесплатно

бежит замерзнуть

заложенный рейд

логово редкий

озерные грабли

фонарь пандуса

круговая обертка

поздняя ставка

скорее пена

лей-рей

красный свинец

пиявка досягаемость

задний взгляд

прокат чечевицы

крышка без крышки

грабить

корень добычи

много гнили

верный королевский

играть молиться

Расширенный

черный папоротник

гниль светлая

дунул самогон

сбой при столкновении

без блох

замораживание блох

сальник большой

светящийся рост

желейная канистра

кружевная гонка

отсутствие стойки

тряпка для лаг

отставание отставание

логово редкий

озерные грабли

ягненок баран

ранг

сыпь на ресницах

закон необработанный

бездельничать

свинцовый язычок

лук-порей

пожинать плоды

пиявка досягаемость

задний взгляд

ребро

лизнуть Рика

легкий обряд

обод для конечности

лаймовая рифма

ссылка на каток

судебный приказ

суглинок бродячий

буханки ровницы

грабить

халат с лепестками

смотреть ладья

ткацкая мастерская

лютня маршрут

веревка

разгром

резиновая прокладка

рюкзак удачи

коврик с ушками

кусковая крупа

легкая ступень

буйная лихорадка

похоть ржавчина

шпрот шпрот

шина спринт

Написано для EnglishClub Алексом Кейсом

Озвучено Джонатаном Тейлором

Что вам нужно знать

Звук /r/ — одна из самых распространенных речевых ошибок, с которой сталкиваются дети по мере развития своих коммуникативных навыков.

К сожалению, это также один из самых сложных звуков для обучения детей – и для них, чтобы учиться и совершенствоваться! Если вы когда-нибудь пробовали практиковать звук /р/ со своим ребенком, вы, вероятно, уже знаете это.

Однако при достаточном руководстве, практике и повторении вы можете полностью настроить своего ребенка на успешное общение. В этой статье мы ответим на некоторые из наиболее распространенных вопросов о звуке /r/. Мы также поделимся эффективными стратегиями, которые помогут вашему ребенку усовершенствовать этот надоедливый звук!

Почему произношение звука /r/ так сложно?

Овладение звуком /r/ может быть сложным по нескольким причинам.

Во-первых, расстановка гласных. Звук / r / может предшествовать гласной (превокальный) или следовать за гласным (вокальный). В зависимости от гласной это может повлиять на произношение звука /r/. Различные вокальные комбинации включают «ar», «air», «ear», «er», «or» и «ire». Попробуйте произнести каждый из них вслух про себя, и вы быстро поймете все различные варианты!

Добавьте к этому тот факт, что большинство этих комбинаций гласных можно расположить в разных позициях слова, и вы получите совершенно новый уровень сложности для самых маленьких! В зависимости от того, находится ли звук /r/ в начале, середине или конце слова, это может повлиять на то, как он произносится.

Еще одна причина, по которой звук /r/ может быть таким сложным, заключается в том, что он создается исключительно положением языка, что значительно затрудняет его визуализацию по сравнению с другими звуками. Например, со звуком /b/ вы можете легко увидеть, как двигаются губы во время произношения. Звук /th/ также легко визуализируется: язык лежит между зубами. Для производства / r / язык должен двигаться очень специфическим образом, что часто бывает трудно продемонстрировать ребенку. Достаточное напряжение языка также необходимо для того, чтобы установить правильное положение языка, необходимое для звука /r/.

Таким образом, звук /r/ имеет больше вариаций, чем любой другой звук в английском языке. Но пусть это не обескураживает! Просто для обучения звуку /r/ требуются определенные приемы с большим количеством преднамеренной практики, о которой мы расскажем ниже.

В каком возрасте ребенок должен правильно произносить звук /р/?

В то время как дети развивают различные звуки в разном возрасте, каждый звук в английском языке имеет ожидаемый возраст усвоения.

В общем, звук /r/ должен правильно произноситься в повседневной разговорной речи ребенка к 5 годам. Используйте начало детского сада как хорошее практическое правило: Дети должны быть легко поняты другими и способны произносить все звуки речи. когда они пойдут в школу.

Имейте в виду, что это не означает, что вы должны ждать до этого возраста, чтобы начать практиковать их произведения. Чем раньше вы сможете вмешаться в речевое и языковое развитие вашего ребенка, тем большего прогресса он добьется.

Важно то, что со временем вы слышите улучшение речи. Если кажется, что их речь идет нормально, это отличный знак! Однако, если их звукопроизношение /r/ достигло плато, и вы не замечаете улучшений, когда им приближается пятый день рождения, возможно, пришло время поговорить с логопедом и определить, оправдано ли вмешательство.

Какие бывают типы звуков /r/?

При обсуждении образования /r/ важно определить, где звук /r/ находится по отношению к гласной или слову. Дети могут бороться с одной или несколькими из этих позиций.

Превокальный звук /r/ означает, что /r/ стоит перед гласным. These are words such as:

  • read

  • rain

  • right

     

A vocalic /r/ follows a vowel. Звуки вокала /r/ следующие:

  • «ар» как в звезда

  • «воздух» как в волосы

  • «ухо» как в Слух

  • «ER», как в сестрах

  • «Или», как в Pour

  • «IRE». то же самое для превокального или вокалического. Разница с вокальным звуком /r/ заключается в том, что язык должен двигаться в правильное положение языка сразу после гласной, а звук /r/ производится по мере того, как язык перемещается в это положение. Попробуйте сами, обращая пристальное внимание на положение и движение языка. Вы быстро поймете, почему маленьким детям может быть сложно координировать свои действия!

    Как дети учат звук /r/

    Существует определенная последовательность уровней сложности, которую логопед будет использовать, чтобы помочь детям освоить любой новый звук речи. Давайте рассмотрим типичное развитие звука /r/.

    • . Использование звука в слове ( беги, ягода, зима)

    • Уровень фразы: Объединение нескольких слов /r/ в короткую фразу из двух или трех слов ( беги быстро или машина (

      Собака быстро бегает) слов в связной речи в разговоре, 100% точно

    По мере прохождения ребенком этих этапов логопед будет помогать ему практиковать различные слова, которые содержат / r / в разных позициях. Например, они будут использовать слова, в которых есть / r / в начале, середине и конце слова, а также слова, которые содержат звук / r / до и после разных гласных (предвокальный или вокалический).

    Некоторые дети быстро проходят все эти уровни и вариации произношения /r/, в то время как другие могут «застрять» на одном или нескольких из этих уровней, включая различные предвокальные или вокалические вариации /r/.

    Каковы распространенные речевые ошибки звука /r/?

    Есть несколько различных ошибок, которые вы можете услышать, когда ребенок пытается произнести звук /r/.

    Звук /w/ часто заменяет звук /r/. Например, слово «рис» может произноситься как «вайс». Или вы можете услышать такое слово, как «берри», произносимое как «бе-ви».

    В словах, оканчивающихся звуком /r/, вы, скорее всего, услышите искаженную попытку произнесения /r/. Например, слово  отец» может звучать как «фатх-э-э». Или слово «стул» может произноситься как «чай-а».

    Знание того, какие типы ошибок следует выслушивать, может помочь опекунам определить любые возможные проблемы с произношением /r/ в речи их ребенка

    Каковы различные положения языка при звуке /r/? используется при произношении звука /r/.

    Они называются «согнутое положение» и «ретрофлексное положение». 

    • 0398 При сложенном языке язык, как вы уже догадались, по существу сложен. Он остается в нейтральном положении во рту. Логопеды часто советуют детям «прижать язык назад!» у них во рту.

    • Ретрофлексированное положение:  Для ретрофлексированного положения языка кончик языка загибается и указывает назад к задней стенке глотки.

    Обе эти позиции языка могут использоваться для произнесения правильного звука /р/, но часто одна позиция кажется ребенку более естественной, чем другая. Какое положение языка ребенку легче всего произнести и дает правильный звук /р/, то его и следует реализовать! Может потребоваться немного времени и практики, чтобы определить, что лучше для вашего ребенка.

    Ваш логопед, скорее всего, также расскажет о напряжении языка. Язык — это мышца, и он должен быть достаточно высоким и «плотным» во рту, чтобы можно было сформировать правильный звук /р/. Язык, который находится слишком низко во рту или недостаточно тугой, может заставить /r/ звучать как /uh/.

    Готов ли мой ребенок начать практиковать звук /р/?

    Есть несколько способов определить, готов ли ребенок практиковать звук /r/.

    • Могут ли они имитировать звук? Один из способов узнать, готов ли ребенок, — это установить, может ли он точно имитировать звук /r/ отдельно (произнося звук сам по себе), даже если для этого требуется небольшая дополнительная помощь. Если ребенку требуется частая подсказка или моделирование, возможно, он еще не готов к практике.

       

    • Могут ли они отличить правильное произношение от неправильного? Еще одним полезным критерием является способность ребенка различать правильный звук /р/ и неправильный звук /р/. Чтобы проверить это вместе с ребенком, произнесите оба произношения вслух. Смогут ли они отличить правильный звук от неправильного? Если нет, то важно помочь им определить точные звуки, прежде чем приступать к практике создания звука.

       

    • Сколько им лет? Несмотря на все вышесказанное, возраст по-прежнему остается важным фактором. Если они приближаются к пятилетнему возрасту и все еще изо всех сил пытаются произнести звук /r/ в одиночку, возможно, пришло время начать тренироваться. Логопед может помочь оценить готовность и уровень навыков вашего ребенка, чтобы принять такое решение.

       

    Советы и приемы по отработке звука /р/

    Практикуя звук /р/ с ребенком, воспользуйтесь этими полезными советами!

    • Определите, какое положение языка лучше всего подходит для вашего ребенка: согнутый или ретрофлексированный. Выберите ту позицию, которая дает правильную продукцию и является самой легкой для вашего ребенка.

    • Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку следить за правильным положением губ и языка.

    • Используйте наглядное пособие, чтобы лучше объяснить положение языка, например, продемонстрируйте рукой форму языка или сделайте собственное наглядное изображение формы языка (прекрасно работает пластилин Play-Doh!). Вы также можете попробовать смоделировать для ребенка положение языка /r/, слегка приоткрыв рот и указывая.

    • Если звук /r/ звучит неправильно даже при частой практике, напомните ребенку, чтобы он держал язык «натянутым». Это помогает усилить важность напряжения языка, которое необходимо для правильного производства.

    • Также напомните ребенку держать язык достаточно высоко во рту. Один из советов — убедиться, что задняя сторона их языка касается внутренней части их верхних задних коренных зубов. Вот совет для этого: попробуйте почистить заднюю сторону языка вашего ребенка чем-то с любимым вкусом — может быть, леденец на палочке! Объясните, что это та часть языка, которая должна касаться верхних задних коренных зубов. Это может помочь вашему ребенку визуализировать положение своего языка.

    • Практикуйтесь последовательно! Лучше всего заниматься ежедневно. Стремитесь к 10-минутной практике каждый день, если это возможно.

    • Не забывайте оставаться на той стадии, на которую вы сейчас ориентируетесь, пока ваш ребенок не станет точным и независимым как минимум на 90%. Затем можно переходить к следующему, более сложному уровню.

    Обязательно ознакомьтесь с этой записью в блоге для получения дополнительной информации о /r/!

    Речевые упражнения на звук /р/

    Вот несколько полезных и веселых упражнений, чтобы научить вашего ребенка произносить звук /р/!

    • Сделайте модели языков из пластилина Play-Doh и расположите их в сложенном или загнутом назад положении — в зависимости от того, какое положение практиковал ваш ребенок. Это может быть очень полезно для визуалов.

    • Обсудите с ребенком, что язык — это мышца, и что язык должен быть «плотным и сильным». Вы можете попросить ребенка потренироваться «крепко» сжимать кулаки или «напрягать» мышцы рук. Практика, как вызвать напряжение в других действиях, может помочь детям лучше понять, как это относится к речи.

       

    • Произнесите звук /r/ правильно и неправильно, и пусть ваш ребенок заметит разницу. Превратите это в игру с наградой, если они выберут правильный вариант!

       

    • Когда вы читаете книги с ребенком, пусть он указывает на каждый звук /р/, который он читает или слышит, как вы говорите.

       

    • Попрактикуйтесь в звуках цели /r/, играя в пошаговую игру, которая нравится вашему ребенку. Например, если ваш ребенок любит играть в Connect 4, перед каждым ходом давайте ему повторять звук /r/ не менее трех раз.

       

    • Просмотрите вместе с ребенком журналы и предложите ему найти изображения предметов, в которых используется целевой звук /r/. Вы или ваш ребенок можете вырезать картинки и сделать коллаж или картинку вместе.

    Практика звука /r/ станет частью вашей повседневной жизни

    Конечная цель любой речевой практики — помочь детям перенести свои новообретенные навыки в повседневную жизнь. Это означает, что ваши повседневные разговоры могут стать мощным обучающим моментом! Вот как.

    Обязательно выберите время дня, когда ваш ребенок наиболее разговорчив. Дайте ребенку понять, что вы будете прислушиваться к правильному воспроизведению звука /r/ во время разговора. Затем проведите около 10 минут, поговорив вместе — не имеет значения тема!

    Если вы слышите, как ваш ребенок неправильно произносит звук /r/, дайте ему возможность самому определить ошибку. Если это не сработает, мягко дайте им знать. Вы можете сказать им устно или дать им небольшой визуальный сигнал, например, поднять руку. После этого попросите ребенка вернуться к этому моменту разговора и повторить попытку произнести слово или предложение с правильным звуком /р/.

    По мере того, как ваш ребенок будет улучшаться, он должен стать более независимым в своей способности самостоятельно исправлять свои действия. Продолжайте оказывать поддержку вашему ребенку, пока он не станет полностью самостоятельным и не сможет свободно разговаривать.

    Чего ожидать во время логопедической терапии звука /r/

    Если вы считаете, что вашему ребенку может быть полезна логопедическая терапия для звука /r/, обратитесь к логопеду. Они начнут с проведения формальной оценки. Эта оценка позволяет логопеду определить, с какими типами звуков /r/ ваш ребенок борется, и требуют ли лечения другие звуки речи. Цели терапии будут разработаны на основе оценки.

    Во время каждого занятия логопед будет работать с ребенком над этими конкретными целями. Они будут использовать различные игры и занятия, которые нравятся ребенку, чтобы добиться частого использования звука /r/. Логопед также предоставит рекомендации по домашней практике, над которой воспитатель и ребенок могут работать в течение недели. Чем больше возможностей для практики и повторения будет у ребенка в течение недели, тем быстрее он достигнет своих коммуникативных целей и освоит звук /р/ на уровне разговора.

    Каковы цели звуковой логопедии /r/?

    Цели терапии для производства /r/ определяются логопедом и подбираются индивидуально для каждого ребенка. Есть несколько факторов, влияющих на определение этих целей: 

    • Цель логопедической терапии /r/ часто зависит от того, какой тип /r/ является целевым. Как обсуждалось, это будет включать в себя то, борется ли ребенок со своими звуками /r/ в начале, середине или конце слов, и есть ли у него проблемы с предвокальным или вокальным произношением.

       

    • Терапевтическая цель для производства /r/ также указывает, должен ли ребенок воспроизводить звук на уровне слова, фразы, предложения и т. д.

    • ожидаемый процент точности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *