Постановка звука л логопедия: Этапы постановки звука Л: подготовка, методики, упражнения
Конспект логопедического занятия – постановка звука [Л]
Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
- Воспитание усидчивости.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Развивающие технологии.
План:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы;
III. Артикуляционная гимнастика;
IV. Постановка звука [л];
V. Уточнение артикуляции звука [л];
VI. Развитие фонематического анализа;
VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];
VIII. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Оргмомент
Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
– Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р.: Звук [л].
Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
III. Развитие фонематических процессов
Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине – в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.
IV. Артикуляционная гимнастика
Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».
V. Уточнение артикуляции звука [л]
Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р.: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет
Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).
VI. Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.
VII. Подведение итогов занятия
– Какой звук мы учились произносить?
– Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
Учитель-логопед МБДОУ ДС комбинированного вида № 3, г. Смоленск: Рубцова Мария Александровна
Также по теме:
Конспект индивидуального занятия по закреплению звука [Л]
Постановка звука Л | Логопедия для всех
02 Мар 2011 Автор Ekaterina
Подготовила Шематонова Л. В.
ЦЕЛИ:
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
• Формировать направленную воздушную струю.
• Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
• Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л, картинки с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, баночки из – под витаминов для развития дыхания.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Давайте сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2. Знакомство с темой.
– Сегодня мы будем учиться гудеть как пароход (картинка «пароход»), но сначала сделаем зарядку для языка (артикуляционная гимнастика):
1. Упражнение «Накажем непослушный язык», молодцы
2. Упражнение «Вкусное варенье», хорошо
3. Упражнение «Индюк», умнички
4. Упражнение «Качели» хорошо
5. Упражнение « Как лошадка цокает»
2. Развитие дыхания.
Упражнение «Пароходы». [Развитие плавного длительного выдоха.] А сейчас мы с вами превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнулись, набрали носом воздух, и подули на широкий кончик языка – ффф, щек не раздувать. Попробуй, Алена, Даша, все вместе. Молодцы!
3. Мы научились давать сигнал, а теперь поучимся гудеть как пароход. Послушайте сначала, как гудит мой пароход. Посмотрите, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.
– На что похож мой язык? Да, на парус.
– Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, Алена погудит, Даша…
– Как хорошо мы гудим, а парод может петь песни.
Встанем, повторяйте за мной, (игра пальчиковая. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу – ал, ол, ул, ыл) Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.
– Девочки, а на какой звук похожа песенка парохода?
– На Л, конечно, у нас с вами получился звук Л!
4. Давайте поиграем с этим звуком.
игра «Поймай звук». Слушайте меня внимательно, если услышите звук Л, хлопните в ладоши. Готовы?
л д ж л в у п р л т м л
ла па ри ил ит ин ен ел ул ув
лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка
5. Мне понравилось с вами играть.
– А какой же звук мы сегодня научились произносить?
– Л,
– Да, правильно, у нас получился звук Л. Звук Л у нас согласный, звонкий, твердый. Мы его обозначим синим квадратиком.
На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.
Нравится |
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики –
- Замены звука [Р]
- Выработка «р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)
- Как научить ребенка произносить звук Р
Рубрики: Постановка звуков Метки: звук Л, Постановка звука Л
Стимулирующий L — Marshalla Speech & Language
Добро пожаловать
Этот блог в стиле колонки советов для SLP был создан Пэм Маршаллой с 2006 по 2015 год, архивы которого можно изучить здесь. Используйте обширный список ключевых слов в правом столбце (на мобильных устройствах: внизу страницы), чтобы просмотреть определенные темы, или используйте функцию поиска, чтобы найти определенные слова или фразы по всему блогу.
Стимулирующий L
Пэм Маршалла
В: Как вы обучаете L клиента, который вообще этого не умеет?
Вот типы вещей, которые я делаю в любом порядке, соответствующем потребностям клиента:
Примитивное движение
Обучаю примитивному L, который создается движением челюсти. Попросите клиента высунуть кончик языка так, чтобы он оказался между зубами, а затем попросите его пошевелить челюстью вверх-вниз. Это будет звучать и выглядеть так, как ребенок «валяется» — ла-ла-ла-ла-ла. Язык не двигается, чтобы произнести звук. Только челюсть движется вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз. Это даст клиенту валовое производство L, которое может быть улучшено с течением времени.
Тактильная стимуляция
Стимуляция альвеолярного отростка. Используйте текстурированный инструмент (Nuk, Toothette, Infadent, зубную щетку, собственный палец клиента) для стимуляции альвеолярного гребня. Я называю это «маркировкой цели» орального движения. Это дает клиенту представление о том, куда пойдет кончик, чтобы сделать букву «L». Это дает ему тактильную информацию, которая может ему понадобиться, чтобы достать кончик вверх.
Сигнал
Подъем кончика сигнала и расширение вверх до альвеолярного гребня с помощью мотокинестетического сигнала. Поместите кончик пальца над его верхней губой, на кожу над красной каймой и под носом. Надавливайте в направлении альвеолярного гребня. Попросите клиента надавить кончиком языка вверх и вперед, как если бы он тянулся к кончику вашего пальца, через альвеолярный гребень.
Сопротивление скручиванию
Научите кончик языка скручиваться вверх. Поместите «палочку» поперек рта, от уголков губ с одной стороны к уголкам с другой стороны. (Используйте зубную ручку, палочку для питья, карандаш, ручку ларингеального зеркала, твердую соломинку, палочку для укусов, ручку от леденца и т. д.) Попросите клиента просунуть кончик языка наружу и под палочку, а затем свернуть кончик, чтобы подтянуть палочку к губам. Это старая техника Чарли Ван Рипера. Он использовал длинные деревянные спички! [Кстати, любой, кто говорит, что Ван Рипер никогда не занимался орально-моторными техниками, не знает, о чем, черт возьми, они говорят. ]
Инфантильное движение
Научите клиента издавать звук «Деллинг». Это еще одно инфантильное предречевое движение. Попросите клиента издать голос, потирая кончик языка вперед-назад о верхние центральные резцы. Это будет звучать как «dleh-delh-dleh…
Стабильность челюсти
Низко закрепите челюсть широкой палочкой для прикуса или ручкой зубной щетки, затем попросите его сказать «L». что язык может научиться самостоятельному движению. Это также старый арктический трюк, который сегодня мы бы назвали «обеспечением проксимальной стабильности для точной дистальной подвижности» и «стабилизацией челюсти для облегчения дифференциации движений челюсти и языка».
Визуальный ввод
Предоставьте больше визуальной информации:
- Дайте клиенту зеркало, чтобы он мог видеть, что он делает.
- Используйте одну руку как язык, а другую как нёбо и моделируйте движения языка.
- Сделайте чертежи, чтобы клиент мог лучше понять, что он должен делать.
- Убедитесь, что клиент видит, что вы делаете своим языком.
- Используйте марионетку с подвижным языком или носок в качестве кукол с языком.
Категории: Артикуляция, Оральная моторика
Теги: Сигнализация, Челюсть, Оральная моторика, Фонологическое развитие, Язык, Инструменты для терапии
Помощь детям в произношении звуков /л/
Затрудненное произношение звука /л/ является одной из наиболее заметных звуковых ошибок в речи ребенка. Частые ошибки /l/ могут сделать речь ребенка менее зрелой и трудной для понимания.
Предположим, ваш ребенок пытается сказать: «Мне нравится плавать в озере». Если у них возникают проблемы с произношением звука /л/, это может звучать так: «Я хочу поплавать на волне». Такое произношение звуков звучит немного по-детски, не так ли? Кроме того, другим людям может быть сложнее понять, что ваш ребенок пытается сообщить.
Большинство детей обычно испытывают трудности со звукопроизношением в первые дни разговорной речи. Тем не менее, для родителей, опекунов и учителей важно проявлять инициативу и внимательно следить за развитием их речи с течением времени. Последнее, чего мы хотим, — чтобы эти звуковые ошибки сохранялись по мере взросления детей. Чем быстрее эти проблемы будут устранены, тем большего прогресса добьются дети.
Как звучат речевые ошибки со звуком /л/?
Есть несколько разных ошибок, которыми ребенок может заменить звук /л/. Они могут возникать, когда звук /л/ стоит в начале слова, в середине слова или в конце слова. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных.
Обычно ребенок произносит /w/ вместо /l/. Вот несколько примеров:
«Wight» вместо «Light»
«Wamp» вместо «Lamp»
«Pway» вместо «Play»
Другая ошибка, которую вы можете заметить, это звук «y» вместо /l/. Это можно проследить следующим образом:
«Йике» вместо «Нравится»
«Юк» вместо «Смотри»
Когда звук /л/ стоит в конце слова, вместо звука /l/ вы можете увидеть то, что мы называем вокализацией. Звучит как производство «ух» или «ж». В этих постановках ребенок пытается сказать /л/, но его язык не перемещается в правильное положение. Вот несколько примеров:
Слово «Mail» можно произносить как «Mai-uh»
Слово «Bell» можно произносить как «Be-w»
Когда ваш ребенок должен научиться произносить звук /л/?
Усвоение звука /л/ может произойти в возрасте от 3 до 6 лет. Если ваш ребенок попадает в этот возрастной диапазон и испытывает проблемы с произношением /l/, это технически нормально для развития. Тем не менее, есть несколько вещей, которые следует учитывать.
Несмотря на то, что ребенок должен овладеть звуками /л/ к 6 годам, лучше начать исправлять эти речевые постановки как можно раньше. Если ваш ребенок не показывает улучшения в возрасте от 4 до 5 лет, может быть хорошей идеей поговорить с логопедом, также известным как логопед.
Несмотря на то, что ребенок должен овладеть звуками /л/ к 6 годам, лучше начать исправлять эти речевые постановки как можно раньше.
При рассмотрении вопроса о логопедии следует учитывать еще один фактор — общую разборчивость речи. Если эти речевые ошибки затрудняют понимание вашего ребенка, обычно рекомендуется логопед.
Это необходимо не только потому, что логопед может резко повысить самооценку вашего ребенка, но и в целях безопасности. Мы хотим, чтобы дети могли четко общаться со всеми (не только с семьей, друзьями и теми, кто знаком с тем, как звучит их речь). Снижение разборчивости речи может подвергнуть детей риску, если они не смогут четко общаться в чрезвычайной ситуации или передать важную информацию незнакомым людям.
Советы по улучшению произношения /l/: Положение языка
Прежде чем учить ребенка произносить /l/, проведите некоторое время перед зеркалом. Помогите ребенку познакомиться с частями рта, которые используются при произнесении этого звука. К ним относятся следующие:
Язык/кончик языка
Альвеолярный гребень («бугристая часть» за верхними зубами)
Губы
Челюсть
Указывает на разные части рта, стоя рядом с ребенком в зеркале. Затем посмотрите, может ли ваш ребенок идентифицировать эти разные части, глядя на себя.
Как только ваш ребенок научится это делать, пора переходить к имитации правильного положения языка. Работая над положением языка, покажите ребенку, где должен проходить кончик языка — прямо за верхними зубами на альвеолярном отростке. Пусть ваш ребенок переместит язык в это положение. Посмотрите, могут ли они держать там свой язык, и понаблюдайте за положением языка в зеркале.
Если вашему ребенку трудно с этим справляться, попробуйте положить мягкое, вкусное лакомство, которое он любит, прямо туда, куда нужно его языку. Это может быть что-то вроде растопленного шоколада, арахисового масла или леденцов (например, Fun Dip). Скажите ребенку, чтобы он «слизал» лакомство из-под зубов. Как только они это сделают, объясните, что это именно то положение, в котором находится их язык, чтобы они могли произносить звук /л/.
Это очень мотивирующий трюк для многих детей. Так что получайте удовольствие, когда вы и ваш ребенок тренируетесь вместе!
Отработка звука /л/
Когда ваш ребенок хорошо освоит положение языка, пора начинать практиковаться в произношении звука /л/.
Может возникнуть соблазн немедленно начать практиковать различные /l/ слова. Однако в большинстве случаев это не лучшее место для начала. Наоборот, типичной отправной точкой является простое воспроизведение звука /l/ отдельно от других букв или звуков.Вот обычная последовательность /l/ практики, которой следует логопед:
Уровень изоляции
Уровень слога
Уровень слов
Уровень
Уровень предложения
. Теперь, когда ваш ребенок самостоятельно освоил /l/, пришло время перейти к слогам или словам. Одна вещь, которую вы можете сделать, это попросить вашего ребенка протянуть /l/ в начале слова. Например, слово «свет» может произноситься как «лллллайт». Это помогает ребенку больше сосредоточиться на звуке /л/ вместо того, чтобы спешить с чтением слова и не иметь достаточно времени, чтобы подумать о правильном положении языка.
Обязательно продолжайте пользоваться зеркалом! Зеркало обеспечивает визуальную обратную связь, чтобы помочь вашему ребенку увидеть, находится ли его язык в правильном положении.