Разное

Пословицы придуманные детьми – Придуманные пословицы детьми – Пословицы и поговорки

Учимся думать и объяснять (развиваем мышление и речь на материале народных пословиц и поговорок). «Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках»

 

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности как маленькие произведения народного искусства, воплощение народной мудрости. С той самой поры они сопутствуют нам в течение всей жизни.

Под пословицами мы понимаем краткие народные изречения, передаваемые из поколения в поколение. Пословицы отражают многовековой опыт народа и всегда имеют ярко выраженный назидательный характер. В них говорится обо всём, с чем мы можем соприкоснуться: о людских помыслах, характерах, о том, как мы оцениваем себя и других, об обычаях и привычках, о работе и отдыхе, войне и мире… Тематика столь же обширна, как жизнь, но главное в пословицах — не прямое, а переносное значение. Именно в нём заключается поучительный смысл.

Поговорка — широко распространённое образное выражение, которое, в отличие от пословицы, не имеет такого обобщающего смысла и поучительности, а только констатирует факт. Она произносится для усиления, уточнения мысли, придания ей образности.

Пословицы и поговорки — короткие, но ёмкие высказывания, которые буквально вкраплены в речь любого истинно русского человека. Они не только украшают наш язык, делая его образным, интересным; зачастую меткое народное слово содержит прямой совет, подсказку, как следует поступить в той или иной сложившейся ситуации. Вот почему человек, свободно и к месту пользующийся ими, по праву считается умным, находчивым, а порой и мудрым.

Многие народные выражения легко запоминаются, особенно зарифмованные; это настоящие афоризмы, а благодаря своей меткости и яркости они становятся нравственными ориентирами, дают маленькому человеку чёткое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Чем больше пословиц и поговорок слышит ребёнок в детстве, тем богаче становится его собственная речь и духовный мир.

Пословицы и поговорки играют важную роль в обучении ребёнка: они дают представление о нравственных ценностях, добре и зле, прививают любовь к родному слову, обогащают словарный запас, учат образно мыслить и рассуждать.

Вот почему так важно, чтобы ребёнок хорошо понимал глубинный смысл истинно народных выражений и постепенно учился использовать их в собственной речи.

В этой главе, рассчитанной на детей, начиная со старшего дошкольного возраста, приводятся некоторые наиболее известные пословицы и поговорки и их истолкование.

Заниматься следует следующим образом. Взрослому нужно сначала прочесть пословицу или поговорку, объяснить её смысл, а затем предложить ребёнку самому повторить народное изречение.

Обратите внимание на рисунки: одни иллюстрируют прямой смысл высказывания, а другие — переносный. Когда вы увидите именно такой рисунок, обязательно спросите ребёнка, как он может объяснить его значение.

Не забывайте о том, что каждую картинку малыш может раскрасить. Предложите ему раскрасить рисунки к пословицам и поговоркам на заданную тему или по выбору. А ещё лучше — самому придумать и нарисовать «авторскую» иллюстрацию.

Материал этой главы даёт богатые возможности для развития мышления у младших школьников. Но если дошкольнику рекомендуется повторять вслед за взрослым пословицы и поговорки, объясняя их смысл, то детям школьного возраста вполне под силу придумать собственное истолкование мудрого народного изречения.

Размышляю вместе с мамой

ѻ Послушай и повтори пословицы и поговорки. О чём в них говорится?

litresp.ru

Пословицы придуманные детьми


Если в семье один ребенок, то он эгоист. Если в семье 10 детей, то эгоист – отец. (…)
NN 4 Если вы бьете ребенка, постарайтесь бить его в гневе, даже если это угрожает его жизни. Хладнокровный удар не может и не должен быть прощен. (…)
Джордж Бернард Шоу Если вы не умнее своих родителей, то вы глупее их. (…)
NN 4 Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете. (…)
Генри Уилер Шоу Если вы хотите, чтобы ваши дети встречали Новый Год дома – уйдите в гости. (…)
NN 4 Если женщине не удается выглядеть на десять лет моложе своей дочери,она не может чувствовать себя счастливой. (…)
Оскар Уайльд Если мы хотим, чтобы наша молодежь стала лучше, то мы, взрослые, тоже должны стать лучше. (…)
Сонни Хилл Если на детях гениев природа просто отдыхает, то на детях идиотов она отрывается на полную катушку. (…)
NN 2 Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку – уж не помирать ли он собрался. (…)
Ральф Уолдо Эмерсон Если ребенок отбился от рук, то надо попробовать то, от чего он точно не отобьется. (…)
NN 4 Если сын – отрезанный ломоть, что ж удивляться, что он быстро черствеет. (…)
NN 3 Если ты родил дочь, то сажать дерево и строить дом уже не имеет смысла. (…)
NN 2 Если у вас дети пошли, позаботьтесь, чтобы они пошли куда следует (…)
NN 4 Если хотите узнать у вашей девушки какая она будет жена = познакомьтесь с ее мамой. (…)
NN 4 Если хочешь быть отцом – пошевеливай концом. (…)
NN 3 Если это не мои дети, то это, конечно, плохо… Но если это – мои дети, то это тоже не очень хорошо… (…)
NN 4 Жизнь детей высокопоставленных родителей похожа на взлётную полосу международного аэропорта. (…)
Георгий Александров Зачем заводить ребенка, если не можете купить ему компьютер?! (…)
NN 4 Зачем заводить ребенка, если не можете купить ему компьютер?! (…)
NN 4 И на что же, если подумать, уходили до сих пор ее силы? Она старалась, чтобы все в жизни шло привычным образом. Она пожертвовала многими своими желаниями ради того, чтобы родители продолжали любить ее, как любили в детстве, хотя и знала, что подлинная любовь меняется со временем, растет, открывая новые способы самовыражения. (…)
Пауло Коэльо Игрушки – приспособления, придуманные взрослыми, чтобы дети не мешали взрослым играть в свои игры. (…)
NN 1 Интересно, что чем больше увеличиваются сознательные требования детей, тем больше мы от них отказываемся. (…)
Ишхан Геворгян К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (…)
Исократ Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. (…)
Артур Шопенгауэр Каждый раз, когда вы говорите, что вам страшно, вспоминайте о внутреннем ребенке. Это ведь он произносит эти слова. Пусть ребенок поймет и поверит в то, что вы никогда, ни при каких обстоятельствах не отвернетесь от него и никогда не бросите его в беде. Вы всегда будете рядом с ним и никогда не разлюбите. (…)
Луиза Хей Каждый сынишка относится к разряду тех мальчиков, с которыми мать запрещает ему играть. (…)
NN 1 Как много приятных людей на свете, но лучше всех прочих родные дети (…)
Елена Ермолова Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! (…)
Александр Грибоедов Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства! (…)
Джон Рескин Когда ваши дети вырастают и обзаводятся своими детьми, то их проблемы – уже не ваши проблемы, и чем меньше вы будете вмешиваться, тем лучше. (…)
Элеанора Рузвельт Когда дети начинают повторять ошибки родителей, они становятся похожими на них, как две капли воды. (…)
Борис Крутиер Когда дети стоят на голове, родители встают на уши. (…)
NN 3 Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату. (…)
Вуди Аллен Когда до отчаяния сознаю, что я плохая мать, – начинаю впопыхах наверстывать упущенное, подлизываться и угождать. Но в этой профессии потери не наверстаешь. (…)
ГУРЧЕНКО Людмила Когда имеешь дело с пятилетним ребенком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя. (…)
Джин Керр Когда малыш дома, у матери от него болит шея; а когда он на улице, у нее болит сердце. (…)
NN 1 Когда ребенок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах. (…)
Франсис Хоуп Когда устами младенца глаголет истина, ответственность падает на родителей. (…)
Данил Рудый Конфликт отцов и сукиных детей. (…)
NN Кто не богат деньгами, тот богат детьми. (…)
NN 4 Куда ни плюнь – повсюду наши дети… (…)
NN 4 Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. (…)
Оскар Уайльд Любовь и забота, обращенные к ребенку, не должны зависеть от того, где живет этот ребенок. Они зависят от чувств, которые вы к нему испытываете, и от вашей ответственности за него. (…)
Кент Б. Эймос


libreria.ru

Сказки по пословице – Озеро сказок

Не хвались печью в нетопленой избе

Жила-была одна-одинёшенька дивчина Агафья. После смерти родителей достался ей дом отцовский. Агафья появилась в семье поздно, украсила радостью и счастьем последние годы жизни стариков. Шестнадцать лет Агафья утешала старость отца и матери, а на семнадцатом годке не стало их.

Осталась Агафья одна, тяжело ей было с хозяйством справиться. Настала пора искать ей жениха, да только парни молодые стороной её дом обходили. Не умела Агафья ни стряпать, ни супы варить. Родители всю жизнь работали, много в избе добра было всякого, ими добытого. Да только после смерти их редко в доме топилась печь, а огород рядом с избой порос травой.

Сидит Агафьюшка целыми днями у окна и плачет: «Нет маменьки, нет батеньки, некому мне косы русые заплести, некому кашу сварить. Грустно мне, одиноко мне. По что они меня сироткой оставили?»

Услышала те речи соседка Агафьи бабка Настасья. Решила бабушка в дом девушки зайти да успокоить сиротку. Заглянула в дверь и ахнула. У Агафьи углы избы паутиной поросли, бельё нестиранное, неглаженное на кроватях лежит, из печи зола сыплется. Хоть и добра в доме полным-полно, да всё пылью поросло. Подошла бабка Настасья к Агафье и говорит:

– Слезами горю не поможешь. Сколько отмерено человеку на земле, столько и проживёшь. Прожили твои родители жизнь длинную, много добра в дом принесли. Смотрят они на тебя с неба и печалятся. Видят, что доченька их, красавица, ничего не делает, только слёзы льёт, а её годы молодые сквозь пальцы утекают.

– А что же мне делать без родителей? Не умею я ничегошеньки! – ответила Агафья.

– А ты смерть кликать перестань, лучше дело делай. Прибери избу, печь от золы почисти, растопи, испеки пирогов, каши навари – займись хозяйством и сама почувствуешь, как легко на душе станет. Так уж и быть, помогу я тебе на первых порах. Только ты на меня сильно не серчай, когда я замечания тебе делать буду.

– Хорошо, бабушка Настасья, – согласилась Агафья.

Так и стала бабка Настасья с Агафьей жить-поживать. Агафья учится быстро. Вот и пироги пышные из печи выходят, и щи густые, и в огороде картофель крупный растёт, а не бурьян-трава. Некогда Агафье стало думу грустную думать: вся в делах, вся в заботах. Успокоилось сердце девушки, стала она краше прежнего.

А парни молодые тем временем в окна избы Агафьиной поглядывают, мимо не проходят, останавливаются, на дивчину за работой любуются. Пришёлся по сердцу Агафье красивый Степан. Сговорились они между собой и решили свадьбу сыграть. Бабка Настасья помогла им свадебку отпраздновать, пожелала молодым здоровья и счастья семейного, да мешать не стала. Теперь Агафья и Степан сами гнёздышко семейное вьют, деток поджидают.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

Дом вести – не лапти плести.

Дом вести – не бородой трясти.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

 

Не беда ошибиться, беда не исправиться

В городе одном в семье дружной жила-была Дашенька. Матушка будила её по утрам и отправляла в школу на обучение. Добиралась Даша до школы быстро: только дорогу перейти. От того и вставать ей слишком рано не хотелось. Любила девочка поспать до последней минуточки.

Из школы возвращалась Дашенька домой, а уроки делать не торопилась. Быстренько поест, да на улицу бежать. А чуть что, так сразу к маменьке и в слёзы. Не хотелось порою девочке признавать своих ошибок, старалась она причину найти или другого обвинить в том, что он и не делал вовсе.

Так и жила Даша, пока в школе не появился новый учитель. Увидел он, что Даша ленится, сама задания выполнять не хочет, у других списывает, с себя вину на других перекладывает. Решил учитель оставить девочку после уроков заниматься дополнительно. Закапризничала Дашенька, запричитала, слезами облилась, а делать нечего – учитель строг и непреклонен.

Сидит Даша в классе школьном одна, самостоятельно задание учительское сделать пытается, а без подружек не может ничего.

– Почему у тебя ничего не получается? – спросил учитель Дашу.

– Да боюсь я ошибиться, Иван Петрович, – ответила Дашенька.

Объяснил Иван Петрович Даше, как задание выполнить. Она сделала и просит у учителя, чтобы домой он её отпустил, а Иван Петрович и говорит:

– А ты подобное задание сделай и расскажи мне, каким правилом пользовалась при его выполнении, тогда я тебя и отпущу!

Сидит Дашенька, мучается. Стала она вспоминать, как учитель ей объяснял, как рассказывал. Пошла Дашенька по его шагам и глядь в тетрадь: получилось у неё самой задание выполнить.

Иван Петрович подошёл к Даше, увидел в её тетради выполненное задание, проверил и похвалил девочку. По душе пришлась Даше похвала учителя. Рассказала она ему и правило. Учитель ей пятёрку в дневник поставил.

Пришла Даша домой, а гулять с подружками не торопится. Села она уроки делать да книги читать. Тяжело было поначалу Дашеньке, но быстро исправилась она, стала хорошо учиться, лениться перестала. Больше друзей у Даши стало, и всем она помогает, никому не отказывает, а если где и провинится, то вину свою признает.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

Терпенье и труд всё перетрут.

Дело мастера боится.

Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Под лежачий камень и вода не течёт.

 

Нет милее дружка чем родная матушка

Рос в крестьянской семье сын Иванушка. Летними днями резвился он с друзьями на просторах полей широких, а зимой всё в снежки играл да на саночках катался. Мама, как ни попросит у него дров наколоть, воды из колодца принести, так всё Ванечка матушке отказывает: некогда ему, играет он. А мать сама за водой колодезной идёт, коромысло обратно тяжёлое с двумя вёдрами домой несёт, приговаривая:

– Не помощник у меня растёт, а бездельник! Ни воды принести, ни дров наколоть!

Так и жили, пока мама не заболела. Лежит мать на печи, хворает, врачей на помощь призывает. Приехал доктор, прописал пилюли и отдых, а печь в доме растопить некому, да и дрова давно закончились.

Прибежал Ванечка домой, заглянул во все кастрюли, а еды не приготовлено. Смотрит, а мамка на печи лежит бледная вся, еле дышит. В избе холодно стало, как на улице. Испугался Ванечка, что матушке плохо совсем. Побежал мальчик за дровами.

Рядом с домом одни чурбаны лежат, а дров на растопку нету. Схватил Ванечка топор и давай дрова колоть. Поначалу у него получалось неважно, но когда мать родную вспоминал, дело лихо делалось. Наколол Иван дров, в дом принёс, печь растопил. В доме тепло стало. Посмотрел на мамку, а у неё от тепла щёки порозовели. Обрадовался Ванечка.

Решил он кашу сварить, да воды в доме ни капли не было. Схватил Иван коромысло да за колодезной водой отправился. Обратно вёдра тяжеленные несёт, матушку вспоминает.

Начал Ванечка кашу варить. Не выходит она у него, пригорает. Посмотрел Ваня на маму, лежащую на печи, каша пригорать перестала. Сварил мальчик кашу и видит, что мама глаза открыла и с печи слезть пытается. Помог Иван матери. Сели они за стол.

Смотрит Иван на матушку: мама ест, и легче ей становится, а с его души печаль и тоска улетучиваются.

Начала матушка выздоравливать, а Ванечка её одну не оставляет: по хозяйству помогает. Поправилась матушка, а Ванечка перед собой и перед Богом зарок дал, что матери всегда помогать будет.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

 

В семье, где нет согласия, добра не бывает

Жила-была одна семья. У отца и матери росли две дочери и два сына. Младшего сыночка звали Петром, старшего – Сашенькой, дочку младшую – Анной, а старшую – Катенькой. Дети между собой постоянно не в ладах были, всё время ссорились.

Как за дело братья с сёстрами не берутся, так начинают спорить, кто какую работу сделает. Всё старались занятие полегче выбрать, чтоб быстрее по хозяйству справиться. Пока спорят – солнце за горизонт закатится, а работа стоит. Так и жили: где доска не прибитая шатается, где в комнатах не прибрано, где посуда не помыта. Мама не успевала по хозяйству: детей много, а помощи от них никакой.

Решили как-то отец с матерью уехать в соседнюю деревню к родной тётке. Нужна стала ей помощь срочная, неотложная. Быстро собрались родители в путь-дорогу да уехали. Только их и видели. Остались дети одни, да опять спорить начали.

Спорят-спорят, а работа не делается. Проголодались братья и сёстра, а приготовить щи некому. Так и легли спать голодные в постели неприбранные.

На следующий день с утра опять спорить начали, да к согласию так и не пришли. Сварила Катенька щи, растопив печь остатком дров, используя последнее ведёрко воды, да сама их и съела, с братьями и сёстрами не поделилась. Сидит одна на печи сытая, остальные голодные ходят.

Обиделись братья и сёстры друг на друга пуще прежнего. Решили они каждый сам себе воду носить и еду готовить, да в доме два ведра и топор один, больно много воды не наносишь и дров не наколешь. Посидели братья и сёстры, подумали и решили всё вместе делать. Петр отправился за водицей, Саша пошёл дрова колоть, Катя осталась в доме прибираться, посуду мыть, а Анна щи готовить.

Вечером сели братья и сёстры за общий стол. Понравилось им вместе всё делать в согласии.

На следующий день. Пётр и Саша отправились чинить забор, а Катя и Анна чистить хлев за скотиной. Ссориться теперь детям стало некогда.

Так и неделя пробежала, пока родители не приехали. Мать с отцом в дом вошли и не узнали жилище. Стол укрывает скатерть белоснежная, из углов избы вся пыль повыметена, грязь повытаскана, постели заправлены, чистыми покрывалами накрытые, щи горячие в печи стоят. Удивились родители, вышли во двор, а там дрова наколоты и в дровяник уложены, стайки вычищены, сам двор чистотой блещет – посмотришь – душа радуется.

Подбежали к отцу с матерью дети, давай обниматься, за стол приглашать. Родители, с дороги уставшие, за стол сели, еды отведали да отдыхать отправились.

С тех пор живёт семья дружно-дружно, брат за брата горой, да и сестра сестру в обиде не оставит, как и брата.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

В недружной семье добра не бывает.

Семья – опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

На что и клад, когда в семье лад.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Автор и иллюстратор: Юлия Раенко

www.ozeroskazok.com

Консультация по развитию речи (старшая группа) на тему: Знакомство детей с миром пословиц.

Знакомство дошкольников  с миром пословиц

       Пословица – коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный  смысл, заключающее в себе  законченную мысль, житейскую мудрость. Это  – суждение , приговор, поучение,  высказанное обиняком и пущенное в оборот…

       «От пословицы не уйдешь», «Пословица  ведется , как изба веником метется», «На пословицу ,  что и  на  дурака  ,  суда нет». «Это сочинение и достояние общее, как и сама радость и горе, как выстраданная целым  поколением опытная мудрость,  высказавшаяся таким приговором», -говорил В.И. Даль.

        « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!» – так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, учат верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Они порицают лень, невежество, высмеивают жадность и другие отрицательные качества человека. Используя  пословицы в речи, мы делаем ее образной,  красочной, выразительной.

        Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление  детей,  прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

     В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется  этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

            Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а         лень портит», «Дело мастера боится» и т.д.                                                                                               

      В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно         выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.  Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат,  в      них осуждается лень, хвастовство, нерадивость.  Восхваляются  скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству.  В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению   Я.О. Каменского:  «Пословица есть краткое  и ловкое высказывание,  в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».   Удачное применение  пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.  

       Пословицы        благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  

         Пословицы —  это  бесценное наследие всех народов нашей планеты. Все они формировались тысячелетиями за много лет до появления, каких либо признаков письменности. Поговорки передавались от одного человека другому, как говорится из уст в уста. И, без всякого сомнения, будет правильно сказать, что поговорки  – это один из самых древних жанров фольклора как такового. Художественная безупречность пословицы: ее образность, несравненная  глубина,   содержащаяся   в ней, а так же яркость и богатство человеческой речи,  дало им возможность вечно жить в культурах всех народов населяющих нашу планету.

      Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.

       Первым знакомством с миром пословиц может стать…чтение сказок. Например ,сказку о том ,как лиса предложила волку наловить рыбу из проруби хвостом, можно завершить словами:  «Недаром пословица говорит: «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Детям надо объяснить, что   такое « пословица» – это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад. Эти слова подходят не только для  данной сказки, но и для других случаев: без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда даже нельзя убрать игрушки и привести свои вещи в порядок.

       Лучшая возможность познакомить ребенка  с пословицей –  употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Например, во время еды уместно произнести пословицу : «Когда я ем ,я глух  и нем. Когда покушаем, то вас  и  послушаем».Во время занятий или каких то поручений уместно сказать детям пословицу: «Сделал дело ,  гуляй смело».Катаясь зимой с ребенком на санках, самое время вспомнить известное «Любишь кататься, люби и саночки  возить».Такие пословицы послужат хорошим воспитательным средством.

       Другая ситуация –  занятия по аппликации или конструированию.  Уместно произнести – «Семь раз отмерь, один отрежь». Всегда следует несколько раз проверить, а правильно ли  отмерили, прежде чем отрезать.

       Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»- это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила  и красота пословиц  издавна  признаны  народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том , что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет  вовсе.  

       Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких  пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда  старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность ,  скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали   правила золотой середины , которые предписывалось выполнять каждому человеку.

        В русском фольклоре есть пословицы , которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи , которые не любили трудиться и оправдывали  себя тем ,что  « работа не волк». Впрочем,    трудолюбивых людей, среди наших предков,  было гораздо больше,  чем  лентяев, и  пословиц  о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. « Хочешь  есть  калачи, так  не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все  перетрут»,    «Труд человека кормит, а лень портит».

       Исследования,  проведенные в старших группах нашего дошкольного подразделения, показывают, что родители знают и употребляют в речи со своими детьми пословицы – наше  наследие. В каждой семье обычно  свой набор пословиц. В них содержатся  основные жизненные установки и правила поведения семьи.

        Нам – педагогам детских садов, необходимо  донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской культуры, воспитываем  ребят в национальных традициях. Для этого мы обращаемся к истокам русской культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

          1. Создание атмосферы национального быта.

         Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

         2. Широкое  использование  фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

              В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

          3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

        Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

          4. Знакомство с народным искусством.

         Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.

          5. Знакомство с русскими народными играми.

         Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.

         Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки,  пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

          Особое место занимает занятия по составлению детьми загадок о предметах старинного быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку  – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, ее метафорические образы заменить реальностью.

         Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

       Пословицы        благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  

      Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение,  объяснение, доказательство.

Упражнения для работы над пословицами

         1. Упражнение:  «Закончи пословицу»

         Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

          2. Упражнение: “Завиральные пословицы”

          Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

          3.  Упражнение:  “Кто знает, пусть продолжает”

         Первый ребёнок произносит пословицу,  а  следующий проговаривает другую,  но,  обязательно, соответствующую заданной  теме.

          4.  Упражнение:  “Объяснялки”

        Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа:  “О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? “,  “Кому следует говорить: не спеши языком  – торопись делом?”,  “Кому и в каком случае мы скажем:  что посеешь, то и пожнёшь?”,  “Почему голова без ума – лукошко?”.

         5.  Иллюстрирование пословиц:

         При выполнении данного задания детям можно , кроме изобразительных средств , предложить  разнообразные  картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе или магнитной доске.

       6. Моделирование пословиц:

        С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

       7. Инсценирование пословиц:

        Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

        8. Подбор пословиц к определённому тексту:

         Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или  подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: “Каждой вещи – своё место”. А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, “Кончил дело – гуляй смело”), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

 

        9. Упражнение: “Восстанови пословицу и объясни её”:

        Век живи тем больше дров.  Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

        10. Упражнение: “Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы”.

        Даются слова, например: дороже,  добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, “Добрая слава дороже богатства”).

        11. Упражнение:  “Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз”.  ( по усмотрению воспитателя).

        Вра + ки = Враки,  дово + дят = доводят,   до   дра + ки =драки.

       12. Упражнение: “Собери слоги в слова, слова в предложения”.

         Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до ,  де – ляй, гу, ло, сме (“Кончил дело – гуляй смело”).

       Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять  детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы.  Хороший результат даёт приём “переделывания” пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы –   пословицы  и приходим к выводу, что последняя, за счёт использования необычных волшебных слов, звучит красивее.

       Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо  использовать  наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

      Проводимая работа позволила  сделать вывод, что пословицы и поговорки – эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов;  формирования речемыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью  и многозначностью русского языка. Стоит не забывать, что пословица – это первый шаг к пониманию народа, это приобщение к его вековым традициям подрастающего поколения.

        Подборка пословиц для работы со старшими дошкольниками.

Пословицы и поговорки о труде.

        Кончил дело — гуляй смело.

        Терпенье и труд все перетрут.

        Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

        Дело мастера боится.

        Мала пчелка, да и та работает.

        Усердная мышь и доску прогрызет.

        Любишь кататься — люби и саночки возить.

        Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе.

       Гусь свинье не товарищ.

       Друга ищи, а найдешь — береги.

       Друг познается в беде.

       Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

       Сытый голодному не товарищ.

       Друзья — не разлей вода.

       Старый друг лучше новых двух.

       Друг денег дороже.

       Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи.

       Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

        Держи язык за зубами.

        Язык мой — враг мой.

       За словом в карман не полезет.

       Мал язык, да всем телом владеет.

       Нем, как рыба.

       Не спеши языком, торопись делом.

        Никто за язык не тянет.

        Язык до Киева доведет.

        Молчание — золото.

        Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище.

         Голод и волка из лесу гонит.

         Голоден, как волк.

         Голод не тетка, пирожка не подсунет.

        Мельница сильна водой, а человек едой.

        Сладкого досыта не наешься.

       Натощак и песня не поется.

       И пес перед хлебом смиряется.

       Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени.

       Семеро одного не ждут.

       Тише едешь — дальше будешь.

       Поспешишь — людей насмешишь.

       Всякому овощу свое время.

       Обещанного три года ждут.

       Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

        Век прожить — не поле перейти.

        Делу время, потехе час.

        Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

Литература:

     1.Даль В.И.  «Пословицы русского народа».  М., 1984.

     2.Зигуленко С. Н. «Детский словарь пословиц и поговорок в картинках». М.,2012.

     3.Клюхина И.В. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»

     4.Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка».  М., 2004.

     5.Крылова Н. «Окно в мир пословиц». Журнал «Мой ребенок»,2004 №9.

     6.Круглов Ю.Г. « Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М., 1990.

     7.Мулько И.Ф. «Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет».  М., 2007.

     8.Сысоев В.Д. «Пословицы и поговорки». М.,2008.

     9.Тарабарина Т.И.  «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.

новая книга:  “500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей”.

     10.Ушакова О.Д. « Загадки и пословицы о природе и погоде» – Справочник школьника.- СПб.,2009.

     11.Ушакова О.Д. «Пословицы и стихи о семье и детях» – Справочник школьника.- СПб.,2009.

     12. Ушакова О.Д. « Пословицы и поговорки об учебе и труде»-  Справочник школьника. – СПб ., 2010.

      13.Шергин  Б. В. « Одно дело делаешь, другого не порть:  Пословицы в рассказах». – М.,1983.

     

nsportal.ru

Русские пословицы и поговорки – Сказки и стихи для детей

 

БАБУШКА (ЕЩЕ) НАДВОЕ СКАЗАЛА (гадала).

Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; ещё неизвестно, что будет, может быть и так, и иначе.

Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предпо­лагают.

 

БЕДА (НИКОГДА) НЕ ПРИХОДИТ (не ходит) ОДНА.

Говорится, когда неприятности или несчастья следуют одно за другим, одна беда как бы вызывает другую.

 

БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК.

Не надо стыдиться своей бедности.

Говорится в утешение тому, кто стыдится своей бедности, или сам человек говорит в оправдание своих материальных затрудне­ний, когда хочет показать, что не придаёт им большого значения.

 

БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ.

Решили что-то за человека, без его ведома и согласия.

Говорится (чаще всего о самом себе), когда человек узнал, что ему поручили какое-нибудь дело, не спросив его согласия.

 

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (И) РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь.

Говорится, когда для получения какого-нибудь результата тре­буется большая работа, упорный труд.

 

БЕРЕГИ (ПЛАТЬЕ СНОВУ, А) ЧЕСТЬ СМОЛОДУ.

Смолоду, нареч.— с молодых лет, с молодого возраста.

Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду следует беречь снову, т. е. пока она новая).

Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начале его жизненного пути.

 

БЕРЕЖЕНОГО (И) БОГ БЕРЕЖЕТ

Бережёный — здесь: тот, кто сам бережётся.

Осторожный человек избежит опасности, несчастье его обойдёт.

Говорится в качестве совета быть осторожным, осмотрительным, не рисковать, а также в оправдание чьей-либо, казалось бы излишней, осторожности.

 

БЛИЗОК (близко) ЛОКОТЬ, ДА НЕ УКУСИШЬ.

Говорится, когда невозможно что-то осуществить, хотя, ка­залось бы, это и легко сделать.

 

БОДЛИВОЙ КОРОВЕ БОГ РОГ НЕ ДАЕТ.

По крестьянским наблюдениям, корова, которая любит бодаться (толкать, колоть рогами), часто не имеет рогов.

Говорится обычно о человеке, который хотел бы сделать что-то (как правило, что-то дурное), но, к счастью для других, не имеет возможности осуществить желаемое; мог бы злоупотребить своим положением и причинить этим вред другому, но обстоятельства не позволяют это сделать.

 

БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ — БОЛЬШОЕ (И) ПЛАВАНИЕ.

Незаурядному человеку необходим широкий простор, свобода для проявления своих способностей, для плодотворной деятельности.

Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслу­женно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело.

  

БУДЕТ И НА НАШЕЙ (моей, твоей) УЛИЦЕ ПРАЗДНИК.

Говорят, когда в трудное время несчастий и неудач верят в торжество победы, справедливости.

 

БЫТЬ БЫЧКУ НА ВЕРЁВОЧКЕ.

Придётся нести ответственность за свои проступки, быть на­казанным.

Говорят, когда понимают, что наказание неизбежно.

 

В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ.

Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо про­вели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.

 

В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ.

Говорится при приглашении сесть, особенно, если предстоит длинная беседа.

 

В ОГОРОДЕ БУЗИНА, А В КИЕВЕ ДЯДЬКА.

Говорится при непоследовательности чьих-либо высказываний, при нелогичности речи.

 

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА.

Не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи может резко отличаться от родственни­ков свойствами характера или внешностью (чаще в плохую сторону).

Говорится с сожалением или снисхождением о том, кто выде­ляется в семье или коллективе своими качествами (чаще дурными).

 

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ.

Если люди дружны, друг друга не обижают, теснота не раздра­жает и не мешает им.

Говорится, когда в помещении собирается слишком много народу, но люди мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными и вни­мательными друг к другу.

 

В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ.

Омут — глубокая яма на дне реки или озера.

Тихий, внешне мало проявляющий себя человек способен на поступки, которых от него нельзя было ожидать.

Говорится неодобрительно о тихом с виду человеке, когда по­дозревают его в плохом поведении или знают о его дурных поступках, которые тот умеет скрывать.

 

В ТУЛУ СО СВОИМ САМОВАРОМ НЕ ЕЗДЯТ.

Говорится в шутку, когда берут с собой то, что легко можно най­ти там, куда едут.

 

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОЙМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ.

В гостях или где-либо не у себя дома подчиняются тем правилам, порядкам и обычаям, которые там существуют, свои порядки не устанавливают.

Говорится, когда кто-нибудь, следуя своим привычкам, пытается нарушить чужие обычаи, не подчиняется принятым нормам поведе­ния или вмешивается не в своё дело, стараясь изменить его по-своему.

 

В ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ.

Кто-то виноват, а расплачиваться за его вину приходится невиновному.

Говорится, когда в каком-либо деле неприятности выпадают на долю того, кто к этому делу не имеет никакого отношения.

 

ВАШИМИ (твоими) БЫ УСТАМИ ДА МЁД ПИТЬ.

Хорошо, если бы всё было так, как вы говорите.

Говорится в ответ на добрые предсказания, предположения, слови утешения и т. п.

 

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ.

Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно.

Говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или говорится в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

 

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ, НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ.

Если взялся за какое-нибудь дело, доведи его до конца, выпол­ни его, даже если это трудно сделать.

Говорится, когда человек, добровольно взявшись за какое-нибудь дело, начинает испытывать трудности, но не может отказаться от взятых на себя обязательств; говорится также в качестве упрёка человеку, когда он хочет бросить начатое дело из-за трудностей.

 

ВИДНА ПТИЦА ПО ПОЛЕТУ или ВИДНО ПТИЦУ (сокола) ПО ПОЛЕТУ.

По манере поведения, по поступкам и делам видно, что за че­ловек.

Говорится (чаще неодобрительно) о человеке, в поведении которого проявляются какие-либо свойства характера.

 

ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО.

Говорится, когда искренне расположенные друг к другу люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга и стремят­ся к встрече.

 

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ — В ЛЕС НЕ ХОЛИТЬ.

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело.

Говорится, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются на какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.

 

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ, СПАСЁННОМУ РАЙ.

Делай, поступай, как хочешь; каждый свободен в выборе своих решений, поступков

Говорится тому, кто поступает по своему усмотрению, несмотря на чьи-либо советы, уговоры, предостережения.

 

ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.

Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорче­ние от неожиданно случившегося, о чём только что узнали, и это известие отняло надежду, обмануло ожидания.

 

ВСЕ МЫ ЛЮДИ, ВСЕ (МЫ) ЧЕЛОВЕКИ.

Всем нам свойственны слабости и недостатки.

Говорится в оправдание недостатков и со снисхождением к человеческим слабостям.

 

ВСЁ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ.

Говорится с облегчением, радостью после тревог, опасностей, когда их удалось избежать или пережить без потерь и всё кончилось благополучно.

ВСЯК КУЛИК СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

Каждый хвалит то, что ему хорошо знакомо и дорого, что яв­ляется близким или родным.

Говорится в шутку, когда кто-нибудь расхваливает место, где он живёт, или дело, которым занимается.

 

ВСЯК (всякий, каждый) ПО-СВОЕМУ С УМА СХОДИТ.

У каждого свои слабости, причуды; у каждого есть какие-нибудь свои особенности поведения, которыми он отличается от других.

Говорится снисходительно о тех, кто вызывает удивление своим поведением, необычными пристрастиями, которые другим кажутся странными.

 

ВСЯКОМУ ОВОЩУ СВОЕ ВРЕМЯ.

Говорится тогда, когда кто-нибудь торопит события или опаз­дывает с решением каких-либо дел.

 

ВЫШЕ ГОЛОВЫ НЕ ПРЫГНЕШЬ.

Больше того, что в твоих силах и возможностях, не сделаешь.

Говорится с сожалением, когда приложили все свои силы, исполь­зовали все возможности и всё-таки не добились

 

ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА.

Рискнём, попробуем сделать.

Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.

 

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ.

Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь не­надёжно, непрочно.

Говорят, когда новые неприятности начинаются именно там, где и до этого уже было плохо.

 

ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ.

При виде большой работы делается страшно, что не справишься с ней, а приступив к работе, успокаиваешься, понимаешь, что спо­собен преодолеть все трудности.

Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна­комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.

 

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет.

Говорится о человеке, когда он, испытывая чувство голода, ест даже то. что не любит.

 

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА.

Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретатель­ным, использовать то, что имеется, что есть под рукой.

Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недо­статка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешевое.

 

ГОРА С ГОРОЙ НЕ СХОДИТСЯ, А ЧЕЛОВЕК С ЧЕЛОВЕКОМ

(ВСЕГДА) СОЙДЁТСЯ.

Встреча всегда возможна.

Говорится с радостью при неожиданной встрече после долгой разлуки или с надеждой на встречу при расставании на неопределён­но долгое время.

 

ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ.

Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно.

Говорится чаще в ответ на предположение, что человек изменит своё поведение, взгляды или недостатки, когда убеждены, что человек не изменится.

 

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.

Готовься ко всему заранее.

Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необ­ходимо в будущем.

 

ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ.

Беспечный человек не сделает необходимого заранее, до тех пор, пока его не заставят обстоятельства.

Говорится, когда кто-то только в последний момент, часто в минуту опасности, делает то, что должен был сделать заранее.

 

ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ, А НЕ ДАВШИ, КРЕПИСЬ

или НЕ ДАВШИ СЛОВА, КРЕПИСЬ, А ДАВШИ, ДЕРЖИСЬ.

Говорится как напоминание о высказанном обещании или как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уве­ренности в том, что сможешь их выполнить.

 

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят.

Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.

 

ДВУМ СМЕРТЯМ НЕ БЫВАТЬ, А ОДНОЙ НЕ МИНОВАТЬ.

Неизбежное всё равно случится, рискуешь или нет.

Говорится в решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности всё-таки удастся избежать.

 

ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ.

Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на ко­торую не влияют никакие внешние обстоятельства.

 

ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА.

Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо, или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетвори­тельное положение дел).

 

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.

Умелому, знающему человеку (мастеру) любое дело не страшно, он с ним быстро и хорошо справляется.

Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.

 

ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ.

Если сам не скажешь о том, что тебе нужно, никто не догадается об этом и поэтому не сможет помочь.

Говорится в качестве совета обращаться с просьбой, за помощью, если в этом нуждаешься, а также в оправдание того, кто, не зная нужд другого, не помог ему.

 

ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА.

Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее.

Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отноше­нию к другому, готов всё для него сделать.

 

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ.

Ничего, скоро пройдёт, скоро заживёт.

Шутливо говорится в утешение кому-либо по поводу незначитель­ной боли, ушибов.

 

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН.

Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе.

Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.

 

ДОМА (И) СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойней.

Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой об­становке легче справиться с любым делом.

 

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЁДУ.

Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент.

Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются.

 

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ.

Дружеские отношения не должны влиять на служебные.

Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения, строго выполняет (или должен выполнять) служебные требования.

 

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ.

Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг.

Говорится по отношению к тому, кто оказался очень вниматель­ным и помог в беде или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.

 

ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН.

Дураки законов не знают и не подчиняются им.

Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения гово­рящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепри­нятым нормам поведения.

 

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН.

Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.-

 

ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЫМУ БЕЗ ОГНЯ.

Без причины ничего не бывает.

Говорится чаще тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

 

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

Жизнь сложна, и прожить её не просто.

Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о труд­ностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

 

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.

Говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

 

ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА — ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ.

Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за перевозку.

Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.

 

ЗА (ОДНОГО) БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ.

Опытный человек, научившийся на своих ошибках, за которые пришлось отвечать или быть наказанным, дороже, ценнее многих неопытных.

Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идёт на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

 

ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ.

То, что слышал, то и повторяю.

Говорят, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность.

 

ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЕТ (расшибёт).

Говорится с осуждением о недалёком, неумном человеке, когда он чрезмерным усердием и старанием повредил делу.

 

ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЁЛА.

Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.

 

И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.

Говорится о таком решении дела, которое удовлетворяет диа­метрально противоположные стороны, всех устраивает (чаще в си­туации, когда стремятся угодить разным людям).

 

И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.

И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах.

Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой че­ловеком, от которого нельзя было этого ожидать.

 

(И) СМЕХ И ГРЕХ.

Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.

 

(И) ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ.

Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.

 

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУД ИГРЕЦ

О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет разнообразные обязанности.

 

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ.

Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.

Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попа­дает в ещё более тяжёлое положение.

 

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.

Что было, то было, придётся рассказать всё.

Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится говорить всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не разрушить всю песню).

 

ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ.

Всё равно не найдёшь, незачем и искать.

Говорится тогда, когда уже поздно, а потому и бессмысленно искать того, кто неизвестно куда ушёл, исчез, кого теперь уже не­возможно найти (как бесполезно искать ветер в поле).

 

КАБЫ ЗНАЛ, ГДЕ УПАСТЬ, СОЛОМКИ БЫ ПОДОСТЛАЛ.

Если бы знал заранее, что так неудачно получится, принял бы меры предосторожности или поступил бы иначе.

Говорится, когда человек поступил неосмотрительно, не предвидя неприятных последствий своих поступков, и теперь сожалеет об этом.

 

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ.

Как сам отнесёшься к другому, так и к тебе будут относиться.

Говорится обычно в оправдание поведения того человека, который на недоброжелательное отношение к себе отвечает подобным же об­разом.

 

КАК ВОЛКА НИ КОРМИ, ОН ВСЁ В ЛЕС СМОТРИТ (глядит).

Как ни старайся расположить к себе кого-нибудь, его истинная сущность, старые привязанности всё равно выявятся.

Говорится, когда кто-либо обнаруживает свои истинные чув­ства, привязанности, несмотря на чьё-то желание изменить их.

 

КАК СОБАКА (ЛЕЖИТ) НА СЕНЕ (САМА НЕ ЕСТ И ДРУГИМ НЕ ДАЕТ).

Говорится о том, кто сам не пользуется чем-то и никому дру­гому не даёт.

 

КАШУ (каши) МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

Необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве.

Говорится с одобрением или в оправдание, когда дано, получено, сказано или сделано сверх необходимого.

 

КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАЮТ.

Последствия какого-нибудь действия или состояния устраняют теми же средствами, которые это действие или состояние вызвали.

Говорится в убеждении, что при каких-либо огорчениях, неприят­ностях поможет то же средство, которое эти неприятности и вызвало.

 

КОМУ МНОГО ДАНО, С ТОГО МНОГО И СПРОСИТСЯ.

Говорится, когда к способному или опытному человеку предъяв­ляют более высокие требования, чем к другим.

 

КОНЕЦ — (ВСЕМУ) ДЕЛУ ВЕНЕЦ.

Важен окончательный результат.

Говорится с удовлетворением, когда хорошие результаты за­ставляют забыть о недостатках и трудностях в процессе работы.

 

sskazki.ru

Статья на тему: Как учить детей понимать пословицы

МБДОУ Д/С «Сказка»

Сообщение на педагогическом совете «Как учить детей понимать пословицы»

г. Горняк 2014

«Как учить детей понимать пословицы»

Вопрос включения пословиц и поговорок в воспитание и обучения детей находит свое отражения в современных программах развития дошколят это «Истоки» «Развития» «Детство». В программах отмечаются пословицы и поговорки как емкое средство для приобщения к художественным средствам родного языка. Содержание текстов пословиц и поговорок различны по тематике, художественной форме и степени сложности в освоении переносного смысла. Была разработана лингводидактическая модель обучения, которая включает четыре этапа.

  1. Вводно-ориентированный, предусматривая работу по введению знаний о формах речевого фольклора. Его цель ознакомить детей с различными жанрами фольклорной речи: потешки прибаутки, песенки, шутки, дразнилки.
  2. Операционно-познавательный его цель: расширение, уточнение знаний о пословично-поговорных выражений. На данном этапе предполагалось ознакомление  детей с речевым материалом в двух направлениях: первое- тематическое ознакомление с пословицами, поговорками и второе- ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.
  3. Органично включение пословиц и поговорок в различные виды деятельности в ходе учебно-речевой, художественно-речевой, игровой, бытовой и досуговой деятельности.
  4. Оценочно-результативный умение детей использовать пословиц, поговорок в речевой практике.

Эксперимент показал, что формирование знаний пословиц и поговорок у старших дошкольников имеется  некоторые тенденции. Так, процесс усвоения пословиц и поговорок взаимосвязан с общим уровнем речевого развития детей. Успешность понимания и использования пословиц и поговорок зависит от развития функции обобщения слов. Непонимание слов и словосочетаний в прямом значении затрудняет освоение пословиц и поговорок. Условие пословиц и поговорок взаимосвязано с социальным опытом детей чем понятие и ближе ребенку стороны жизни, явления отражения в пословицах и поговорках, тем прочнее качественно выше понимание значений обобщенного смысла народных выражений.

Как использовать в образовательном процессе

  1. «Утро с пословицей» («Терпение и труд все перетрут»)
  2. Занятие может быть посвящено одной пословице конкретной.
  3. Банк пословиц и поговорок.
  4. Пословицы могут стать идеями развлечений «Праздник труда» «Мои друзья».
  5. «Театр пословиц» – где выступал персонаж сказок.
  6. Организация «Уголок пословиц»
  7. Шкатулка пословиц (сундучок, предложить детям придумать изображение которые поможет сделать запоминающейся эту пословиц».
  8. На стенах планшеты с пословицами.

Образовательный маршрут изучения пословиц строится так, чтобы уровень овладения ими постоянно возрастал.

Ступеньки этого продвижения:  

  1. Употребление пословиц воспитателя в повседневном общении и деятельности, хоже образовательных мероприятий.
  2. Целевое обучение детей в процессе образовательной деятельности.
  3. Побуждение к употреблению детей пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя.
  4. Побуждение детей употреблять пословицы в обыденной жизни.
  5. Создание ситуации применения пословиц в игривой деятельности детей.
  6. Побуждение, стимулирование детей в вынесению нравственных оценок, сформулированных в пословицах.
  7. Поощрение самоинициативного употребления пословиц детей.

Пословица может быть морально художественным произведением Л.Н.Толстой «Косточка».

Вранью краткий срок.
Вранье не введет в добро.
Маленькая ложь за собой большую несет.
Раз соврал – а навек веры нет.

nsportal.ru

Помогите ПРИДУМАТЬ 2 пословицы про животных!! ! Пожалуйста!!!

Баран выразил общее недоумение. Заяц выразил общее опасение. Потом встал лев и выразил общее мнение. Феликс Кривин

Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. Шекспир Уильям.

Бог создал Кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить. Виктор Гюго

Было бы так же нелепо отказать в сознании животному, потому что оно не имеет мозга, как заявить, что оно не способно питаться, потому что не имеет желудка. А. Бергсон

В бою себя не жалей, ибо пока не сделаешь свое тело пищей для собак, не сможешь приравнять свое имя к имени львов. К. Унсуралмаали

В кошке я вижу женщину с вечно изменчивой чуткой душой. Джакамо Казанова

Вам не удастся одурачить кошку пустой болтовней, как какую-нибудь собаку, нет, сэр! Джером К. Джером

Виновата ли кошка в том, что у нее руки – ноги? Неизвестный автор

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном. Наполеон

Время вечернего чая – время, когда каждый кот царит в своем доме и когда одиночество царит в том доме, где нет кота. Урсула Морей Уильямс

Время, проведённое с кошкой, никогда не потрачено зря. Неизвестный автор

Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие. Дж. Оруэлл

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать. Аврелий Августин (“августин блаженный”)

Вы не любите кошек – да вы просто не умеете их готовить! Альф с планеты Мелмак

Даже льву приходится защищать себя от мух. Неизвестный автор

Даже самое маленькое из кошачьих – совершенство. Леонардо Да Винчи

Джентльмен – это человек, который, наступив в темноте на кошку, назовет ее кошкой. Неизвестный автор

Для своей собаки каждый из нас – наполеон; вот почему так любят собак. Олдос Хаксли

Если бы кошки были людьми, они бы ходили в театр, ездили на немецкой машине, нюхали Рокфор перед тем, как его сьесть, и думали, что Harley Davidson – нотариальная контора. Если бы собаки были людьми, они бы смотрели Дикую розу и думали, что Паваротти – это пиццерия. Неизвестный автор

Если бы мужчины были абсолютными хозяевами жизни, то кошек было бы разрешено держать только в двух местах: в холодильниках китайских ресторанов и в тирах – в качестве мишеней. Неизвестный автор

Если бы собаки умели говорить, они бы не казались такими умными. Сергей Савватеев

Если бы человек мог быть скрещен с котом, это улучшило бы человека, но ухудшило бы кота. Марк Твeн

Если кошке не удалось поймать мышь, она делает вид, что погналась за листиком. Шарлотта Грей

Если ты толст и неуклюж, принимай изящные позы. Это золотое правило известно даже кошкам. Джон Уэйтс

Если у вас есть кошка, вы возвращаетесь не в дом, а домой. Пэм Браун

Если человек решил убить тигра, это зовется спортом; а если тигр решил убить человека, это зовется кровожадностью. Джордж Бернард Шоу

Есть два способа забыть о невзгодах жизни: музыка и кошки. Неизвестный автор

Женщины и кошки одинаковы: ты только думаешь, что ты ими владеешь. Неизвестный автор

Женщины не любят робких мужчин. Кошки не любят осторожных крыс. Генри Луис Менкен

Женщины, не бойтесь мышей, – бойтесь котов! Иоанна Вилиньская

Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. Бернарден

Животное всегда останется животным,

Жизнь плюс кошка — это удивительное сочетание, я клянусь вам! Райнер Мария Рильке

За деньги можно купить самую красивую собаку, но только любовь заставит ее вилять хвостом. Неизвестный автор

Заманчиво положение блохи в гриве льва. Униженный лев чувствует, как его кусает это маленькое, ничтожное создание, а блоха может сказать: “Во мне течет львиная кровь”. В. Гюго

Затравленный и прижатый к стене кот превращается в тигра. Мигель Сервантес

Звери, живя вместе с людьми, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими. Гераклит

Змеи лишены жала, поэтому и кусаются. Леонид С. Сухоруков

И пусть никт

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *