Разное

Почему дети воруют деньги у родителей: Проблема «детского воровства» в практике работы телефонного консультанта

Содержание

Почему дети воруют – Власть – Коммерсантъ

12K 8 мин. …

&nbsp
Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство — очень распространенная семейная проблема.


       Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие “постыдные” семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать — непонятно.
       Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая — это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина — затруднения в общении с родителями.
Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина — стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости.
       
Нельзя, но очень хочется
       Самая распространенная причина воровства — это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,— это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления “сознательности”. Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.
       Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу).
       Импульсивное воровство (“не мог удержаться”, “очень захотелось”) иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них — симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны.
       Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.
       
Бунт против одиночества

       Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко.
       Своего родного отца Виталик почти не помнил. Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру.
       Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше, и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало.
       Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы.
       Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в “Макдональдсе”, а половину подарил другу, “потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам”. Все остальные кражи носили такой же “нерасчетливый” характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале.
       Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию — проявлять к сыну побольше любви и внимания — терапевт так и не решился произнести вслух.
       Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства.
Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.
       Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости.

       
Как воспитать бандита
       Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к “суперменству”. Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то “бизнесом”. В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях.
       На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне.
       В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию — очевидно, для продолжения воспитания.
       Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам.
       Иногда ребенок начинает воровать из “классовых” соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить “богатеньким”. Такое возможно, например, если подобная “классовая ненависть” культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным “суперменом”. Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.
       
Профилактика
       Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно.
       Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей — то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между “моим” и “нашим”. Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу.
       Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в “безраздельную” собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком — например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
       Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.
       АННА ФЕНЬКО
       

Вся лента

Почему дети воруют (М. Кравцова)

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.

Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.

Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.

Свидетельство аморальности?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок – украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» – часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами – как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)

Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.

Три причины

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих – сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж – как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.

Я условно выделяю три основные причины детского воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Хочется – перехочется

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу – мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.

Реакция на травму

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража – это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл – покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража – крик о помощи, попытка достучаться до нас.

Способ самоутверждения

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику – младшему брату.

Тяжелый случай

Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.

Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.

В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам – и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.

Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.

Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».

Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.

Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.

Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.

Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…

О другом случае мне рассказала учительница.

Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.

Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.

Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.

Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.

О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.

Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.

Пробелы в воспитании

Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.

Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.

Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.

Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын – вор.

На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.

«Не пойман – не вор»

Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.

На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение – когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).

Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.

На пути осуждения и наказания

И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.

Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.

Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной – криминальный смысл.

Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.

Советы психолога

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина. См. →

Дети воруют, но это не страшно. Семинары. События. Благотворительный фонд “Волонтеры в помощь детям-сиротам”.

Со случаями детского воровства сталкивались почти все родители и ужасались: «Моя кровинка? Она не могла!» А она смогла. Но надо ли приходить в ужас?

Фото с сайта hidabroot. org

Советы детского психолога, психотерапевта Татьяны Панюшевой, фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

1-3 года: учим ребенка отличать свое от чужого

Двое малышей играют в песочнице. Формочки, две одинаковых лопатки, только цвет разный. Минута – и над площадкой разносится рев: чья-то лопатка сменила хозяина, и отдавать её назад он не хочет. Вокруг бегают мамы и бабушки, причитая про «надо уметь делиться».

— Дети до трёх лет «своего» и «чужого» не различают вообще, эти понятия им надо постепенно объяснять. Любые попытки «прихватить чужое» ребёнку надо комментировать, повторяя снова и снова: «Это твоя игрушка, а это – его игрушка», а потом пытаться разрешить «конфликт» мирно способом: поменяться на время, поиграть и отдать назад. Назад действительно надо отдать и ещё раз объяснить ребёнку, почему надо.

3-7 лет: учим контролировать свои желания

Мальчик принёс из садика маленькое колечко с блестящим камушком и подарил маме. Позже оказалось: колечко он взял у сверстницы по группе. А, делая подарок маме, хотел быть, «как папа», который на день рождения подарил маме украшение.

— В этом возрасте появляется стыд – ребёнку неприятно, когда он сделал что-то не так. Но ещё нет осмысления поступка – рассуждать ребёнок не умеет, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «если мама расстроилась, он неправ». Желание получить одобрение близких и боязнь их расстроить в дошкольном возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребёнок сделал что-то не так, ему надо объяснить, в чём он неправ и тут же предложить «правильную» альтернативу.

Особое внимание надо уделить проговариванию эмоций – самого ребёнка и окружающих людей».

В описанной выше ситуации колечко вернулось к хозяйке вместе с шоколадкой и извинениями «виновника», а мама получила другой подарок, который они выбрали в магазине вместе с папой.

Не ругайте ребенка «за чувства»


Фото с сайта waterfordwhispersnews. com

«Мам, купи! Ну, купиии!! Купииии!!!!» — дошкольника с трудом отдирают от стойки с конфетами у кассы. Но после следующего визита в магазин в его кармане находится «контрабандный» фантик. Конфету, которую ему не купили, он тихо унёс сам.

— Маленькие дети очень импульсивны. Иногда они могут взять или сделать что-то просто потому, что «очень хочется». С возрастом они учатся сдерживать свои эмоции и желания, и задача взрослых  — помочь маленьким постепенно воспитать в себе волю.

Начинать надо с малого – не бегите немедленно исполнять все желания ребёнка, он должен научиться ждать. Сначала – пока мама помоет упавшую на пол игрушку, потом – того, что сладкое будет после супа и второго, а гулять пойдём, «когда маленькая стрелка будет на цифре десять». И, наконец, того, что подарок будет не сейчас, а к празднику.

Разумеется, сначала это должен быть какой-то близкий праздник, время до которого постоянно проговаривается («осталось три недели, две, одна»). Что такое «год» маленький ребёнок просто не понимает, и ждать столько не умеет.

Очень важно при этом «проговаривать эмоции»: «Я понимаю, как тебе хочется эту вещь, как ты сейчас злишься, оттого, что ждать так долго, и какой ты молодец, что справляешься со своей злостью».

Важно, чтобы ребёнок понял: вы понимаете его чувства и цените усилия. Но участие и сочувствие – не повод менять правила.

А ещё дошкольники могут устраивать показательные истерики, пытаясь попробовать границы и «продавить» взрослых на нарушение обещаний. Держитесь – один раз нащупав родительскую слабину, ребёнок начнёт пользоваться этим приёмом постоянно. И, главное, поспешив исполнить его желание, вы уменьшаете его возможности выработать навык воли.

Приемным детям надо дать третий шанс


Фото с сайта azbyka.ru

В родительском чате — переполох. У второклассницы из сумки пропала шоколадная фигурка, подаренная мальчиком, которому она нравится. Пострадавшая в слезах, родители устраивают детям расспросы и перетряхивают детские сумки. В итоге остатки подарочной обёртки и записка «Асе от Васи» обнаруживаются в рюкзаке одноклассника обоих детей. Разговор с мальчиком осложняется серьёзной подробностью — он приёмный.

— У приёмных детей часто бывает задержка эмоционального развития. В кровной семье, где на них не обращали особого внимания, и дальше в детском доме, где вместо мамы был десяток разных воспитательниц и нянечек, у них просто не было близкого взрослого, которого они боялись бы расстроить. В итоге ребёнок-школьник не умеет управлять своими чувствами и действует, как маленький: «Я взял потому, что очень хотелось». Что так делать нельзя, у него просто не было шанса усвоить.

Самое сложное здесь – обговорить с ребёнком, что вы вынуждены досмотреть его сумку или рюкзак.

«Полицейский досмотр» без спроса только больше убедит ребёнка в том, что его не уважают, он – в опасности и по-прежнему должен выживать.

Осмотр «по расписанию» — например, в определённый день месяца – приведёт к тому, что ребёнок будет к нему готовиться и научится скрывать следы преступлений.

Можно сказать: «Я очень расстроена, но случилось ЧП, и я вынуждена посмотреть твою сумку».

7-11 лет: знакомим с деньгами и их ценностью


Фото с сайта psychologos.ru

«В классе пропал телефон-кроссовки-книжка-спортивная форма. После произведённого расследования пропажа находится в портфеле у ребёнка».

— Ребёнку в этом возрасте уже важно мнение окружающих как группы. А мотивами воровства могут быть эмоция: «Так хотелось, что я не мог удержаться», или идея: «У них много, а у меня нет».

Задача родителей, если воровство всё-таки произошло:

— всеми силами избежать «публичной порки» вроде «расскажи перед всем классом, что ты – вор» или фразы: «Ты – мамин позор», — произнесённой в кабинете директора;

— выслушать версию произошедшего от ребёнка (убедиться, что вещь ему не подкинули) и понять его мотивы;

— максимально задействовать ребёнка в исправлении ситуации.

То есть, отдавать хозяину украденный телефон ребёнок идёт вместе с вами (лучше это делать не перед всем классом). При этом ребёнок перед хозяином телефона извиняется. Если какие-то эмоции («мне стыдно, я очень сожалею») он при этом не может проговорить, за него это делаете вы.

К возмещению ущерба от кражи (если его пришлось выплачивать) ребёнка тоже надо привлечь. Например, в ближайшие месяцы он не получит карманных денег на сумму, которую пришлось заплатить пострадавшему, или какой-то большой подарок, который ему обещали на день рождения.

С ребёнком также нужно обсудить, как бы он мог получить желаемое «легальным» путём: например, на телефон можно копить.

В качестве профилактики важно обсуждать при детях семейный бюджет, чтобы они понимали: деньги – не бесконечны.

У учительницы пропал кошелёк. После долгих поисков виновницу «вычисляют». Девочка приёмная. Деньги она тратила на печенье и конфеты для младшей сестры.

— Нужно понимать, что ребёнок с опытом неблагополучной семьи и детского дома очень часто находится в позиции взрослого, добытчика. Он обеспечивает выживание себя и младших.

Главная задача в этом случае – вывести его из этой позиции. Объяснить, что печенье сестрёнка может просто попросить у приёмной мамы.

11-16 лет: воровство как способ «купить статус»


Фото с сайта thesun.co.uk

В дорогой закрытой школе регулярно пропадают вещи и деньги. Пропавшие вещи периодически находят, причём виновными оказываются разные ученики. С родителями владельцев удаётся улаживать эти ситуации без больших скандалов. Пропавшие деньги не находятся.

— В этом возрасте социум уже очень важен для ребёнка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разнообразны. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, которая в этой группе считается престижной (определённую одежду, кроссовки, телефон, наушники), — «купить статус».

Иногда дети ощущают на себе финансовые проблемы семьи – если, например, родители развелись. Занятые выяснением своих отношений, родители не замечают: ребёнок стал получать меньше карманных денег и не может позволить себе «статусную» еду в столовой, или стал носить более простую одежду. С помощью кражи ребёнок пытается добыть деньги или вещь, нужную ему для «восстановления статуса».

У подростков возникают и более сложные ситуации:

— кража как месть с целью «наказать» кого-то,

— кража «на спор».

Все эти мотивы надо выяснять, найти истинные причины и прорабатывать их.

Особенности воровства подростков – приемных детей


Фото с сайта udualpress.org

Подросток, сменивший в жизни не одну приёмную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Причём нужды в них ребёнок не испытывает – похожие ему и так покупают.

— В эмоциональном развитии приёмные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста.

Так что подросток-детдомовец может не различать «своё» и «чужое», как трёхлетка.

Существуют и специфические причины воровства у детей с опытом детского дома:

— демонстративное воровство – ребёнок проверяет «границы дозволенного» в новой семье – тоже, как маленький. Или, убеждённый годами предыдущей жизни, что любить его нельзя, «вынуждает» родителей сдать его обратно в детдом;

— невротическое воровство.  Жизнь дома, в непривычных условиях, — большой стресс для детдомовца «со стажем». К тому же в его жизни могут быть детские травмы, опыт насилия. Такой ребёнок закрыт и постоянно напряжён. Кража для него – яркое событие, волнение от которого заставляет его на время забыть об основном стрессе. Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, в жизни часто не подтверждается. Поведение ребёнка можно корректировать работой с психологом;

— демонстрация связи с кровной семьёй.

Если всё, что ребёнок знает о кровных родителях: «Твой папа воровал и сидел в тюрьме», — в подростковом возрасте он может начать поступать так же.

В этом случае полезно бывает найти информацию о родственниках ребёнка, с которых он действительно мог бы брать пример.

В любом случае действует общее правило: ворованные вещи использованию не подлежат! Причём выкидывает их сам ребёнок».

Материал подготовила Дарья Менделеева, портал Милосердие.RU

Поделиться

Дети воруют у родителей: что делать

Ваш ребенок был пойман на краже у вас или у кого-то еще? Вы обнаружили, что они использовали вашу кредитную карту для онлайн-игр, брали деньги из вашего кошелька без спроса или даже выносили из вашего дома дорогостоящие вещи?

Гнев, разочарование и недоверие, которые вы чувствуете, могут быть разрушительными для ваших отношений. Тренер Empowering Parents Кэрол Бэнкс дает несколько советов.

Воровство касается не вас и ваших родителей, а вашего ребенка и неподходящих способов, которые он выбирает для решения своих проблем в данный момент.

Если вашего ребенка поймали на краже, вы, возможно, задались вопросом: «Почему мой ребенок делает это после всего, чему мы его научили?» Многие родители сомневаются в своих способностях и задаются вопросом, что они сделали не так со своим ребенком, когда речь идет о краже.

И хотя родители разочаровываются и расстраиваются, когда их ребенок ворует, я твердо верю, что в большинстве случаев это поведение можно изменить.

Маленькие дети: успокойся

Существует большая разница между детьми младше 6 лет, которые что-то воруют, и детьми постарше, которые воруют. У настоящих маленьких детей еще нет чувства правильного и неправильного в этом вопросе. Их мозг недостаточно развит, чтобы думать не только о себе, но и о других.

Если ваш младший ребенок брал вещи, сосредоточьтесь на том, чтобы научить его навыкам обмена. Научите их просить то, что они хотели бы иметь. И научите их чередоваться.

Когда ваш ребенок немного подрастет, вы должны научить его говорить: «Извините, я не должен был брать это без спроса». Но вы же не хотите, чтобы они чувствовали себя плохими людьми. И не называйте это воровством. Вместо этого дайте понять, что брать что-то, не спрашивая, неправильно.

Старшие дети: убедитесь, что преступление не окупается

Если вашему ребенку девять лет или больше, и он берет вещи у вас или у других, вы должны относиться к проблеме более серьезно. Как говорит Джеймс Леман: «Поймите, что ваш ребенок использует ошибочное мышление как способ решения своей проблемы».

«Проблема» может заключаться в том, что ваш десятилетний ребенок хочет новую видеоигру, но у него нет денег. Они «решают» ее, забирая деньги из вашего кошелька, не спрашивая. Вероятно, они думают: «Мне нужны эти деньги. Мама даже не заметит».

Когда вы поймаете своего ребенка на ошибочном мышлении, вы можете сказать:

«То, что ты чего-то хочешь, не означает, что можно взять это без спроса».

А потом спросить:

«Что делать в следующий раз?»

Важно, чтобы вы не позволяли ребенку оставлять себе то, что он взял. Они не должны никогда получать какую-либо выгоду от взятия чего-либо у кого-то другого. Вы никогда не хотите, чтобы воровство окупилось.

Загладить вину

Многие родители звонят в службу поддержки родителей, если их дети взяли что-то из магазина. Они опасаются, что их ребенок будет привлечен к ответственности, если они вернут украденный в магазине товар. Они решают дать ребенку наказание, например, запретить телевизор, но позволяют ребенку оставить украденный предмет.

Лучше попросить ребенка отнести товар обратно в магазин. Я понимаю, что это может быть сложным решением, в зависимости от возраста вашего ребенка и места вашего проживания. Это должен быть выбор, который вы делаете после взвешивания всех возможных результатов.

Если вы решите не забирать его у своего ребенка, убедитесь, что он не останется безнаказанным. Дайте им последствия дома — и не позволяйте им оставить предмет себе. В конечном итоге вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил, что когда вы причиняете кому-то вред, даже если это владелец магазина, вы должны возместить ущерб непосредственно этому человеку. Вот почему лучший урок для ребенка — забрать предмет обратно.

Сопутствующее содержание: Почему мой ребенок ворует и что я могу сделать? Советы родителям в отношении детей, воровства и магазинных краж

Когда ваш ребенок использует вашу кредитную карту

Я разговаривал со многими родителями, чьи дети использовали свою кредитную карту для покупок в Интернете. Часто они использовали его для игр. Даже если деньги пропали и их невозможно вернуть, не позволяйте ребенку сорваться с крючка. Они могут загладить свою вину, делая что-то дополнительное по дому, чтобы отработать это. Например, они могут убирать подвал, гараж или работать во дворе.

Суть в том, что вы хотите попытаться научить своего ребенка загладить вину перед человеком, которого он обидел. В данном случае этим человеком являетесь вы. Я также рекомендую вам часто входить в учетную запись вашей кредитной карты — при необходимости ежедневно — для отслеживания активности вашей карты.

Когда ваш ребенок берет дорогие вещи: замешаны ли в этом наркотики?

Если ваш ребенок берет большие суммы денег или дорогие вещи из вашего дома, я думаю, вам следует задаться вопросом, почему. Если вы считаете, что в этом могут быть замешаны наркотики, возможно, есть и другие признаки, говорящие вам о том, что у вашего ребенка проблемы, например, изменения в настроении или личности. Вы обязательно должны изучить возможность того, что они принимают наркотики, и исключить это.

Если вы знаете, что у вашего ребенка есть проблема, но вы не смогли отучить его от наркотиков или начать лечение, подумайте о том, чтобы сообщить об их кражах в полицию, чтобы они попали в систему ювенальной юстиции. Во многих штатах есть суды по делам о наркотиках, где детям не нужно отбывать наказание в центре содержания под стражей для несовершеннолетних, если они находятся на лечении и чисты. Если вы подозреваете, что это наркотики, сообщение о повторных кражах в полицию может быть хорошим способом действий.

Вот правда: ребенок, которого никогда не привлекали к ответственности, никогда не научится на своих ошибках. В вашем собственном доме пусть ваши дети возместят ущерб непосредственно вам или пострадавшей стороне. Это помогает понять смысл того, что они на самом деле сделали. Это дает им понять, что их действия причинили кому-то вред.

Когда кража продолжается

Если ваш ребенок не может перестать воровать, вам нужно помочь ему уравнять правила игры, выясняя, почему это происходит снова и снова. Вы также можете захотеть обезопасить вещи в своем доме и всегда держать свой кошелек в надежном месте, пока ваш ребенок не научится решать свои проблемы более подходящим образом.

Я хочу подчеркнуть, что даже если вас беспокоит характер вашего ребенка, не позволяйте ему думать, что вы считаете его плохим, ужасным человеком. Скорее нужно донести обратное. Им нужно загладить свою вину и поступить правильно, потому что так поступают хорошие люди. Вы хотите сказать что-то вроде:

«Я знаю, что это сложно, но я верю, что ты справишься».

Когда вы меняете свое мнение о своем ребенке как о личности и начинаете думать, что он «плохой» или что с его характером что-то не так, существует большая вероятность того, что вы навредите отношениям. Ваш ребенок почувствует, что вы о нем плохого мнения, и может начать терять надежду на его способность когда-либо измениться.

Если ваш ребенок продолжает брать у вас что-то, вам необходимо решительно исправить его неправильное мышление. Их поведением может управлять эмоциональная потребность или импульсивность.

Есть также много людей, которые звонят на линию поддержки с усыновленными детьми, которые воруют из их семей. Конечно, не все усыновленные дети воруют, но иногда дети с травмирующим прошлым не могут доверять другим людям в удовлетворении своих потребностей, поэтому они берут еду и другие предметы и копят их.

Когда ваш ребенок отрицает кражу

Я часто говорю родителям, что если вы точно знаете, что ваш ребенок что-то украл, действуйте исходя из этого знания. Просто скажите:

«Я думаю, что вы использовали мою кредитную карту, потому что хотели загрузить несколько песен из iTunes. И я попрошу вас исправить это».

Если вы не знаете наверняка и ваш ребенок отрицает кражу, то я не думаю, что вы можете дать им следствие. Вы не хотите обвинять своего ребенка в том, чего он не делал, потому что это может иметь неприятные последствия для вас. Они могут действовать только потому, что вы считаете, что они на это способны. По сути, если вы не поймаете своего ребенка с поличным, я бы не стала его наказывать.

Я понимаю, что родители чувствуют себя обиженными и преданными после того, как их ребенок что-то украл. Но постарайтесь не принимать на свой счет то, что украли. Воровство касается не вас и вашего воспитания. Скорее, речь идет о вашем ребенке и неправильных способах, которые он выбирает для решения своих проблем в данный момент.

6 причин, по которым дети воруют, и как отучить их от этой привычки

Причины включают потребность в деньгах для оказания давления со стороны сверстников, и родители должны проверить основные мотивы.

Подтверждено исследованиями

MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: Shutterstock

Иногда дети не знают, как обуздать свои побуждения, и могут красть вещи, не осознавая последствий своих действий. Однако, если это происходит часто, ребенок может привыкнуть к воровству. Если вы окажетесь в такой щекотливой и тревожной ситуации, вы, как и большинство родителей, можете не знать, что делать, когда ваш взрослый ребенок ворует у вас. Желание украсть часто возникает из побуждения, заставляющего ребенка предаваться удовлетворению своих потребностей даже аморальными средствами. Однако эту тенденцию надо пресекать в зародыше тактично и осторожно. Здесь мы обсудим, почему дети воруют и как наказать ребенка, который лжет и ворует.

Почему дети воруют?

Желание украсть не всегда может возникнуть из-за отсутствия денег . Ниже приведены некоторые причины, по которым ребенок может заниматься воровством:

1. Не зная об этом

Маленькие дети могут делать это по невинности. Они могут не знать, что отнятие чужой вещи равносильно краже.

2. Недостаток контроля

Иногда у ребенка может не хватить самоконтроля, чтобы сопротивляться желанию приобрести понравившиеся ему вещи. Они также склонны быть более импульсивными. Это может привести к краже в магазине или краже вещей из дома друга.

3. Давление со стороны сверстников

Может быть двух типов. Первый тип заставляет детей отчаянно хотеть владеть чем-то, что считается крутым или чем владеет каждый человек в группе. Второй тип заставляет детей участвовать в таких действиях, как воровство, потому что их сверстники этим занимаются.

4. Месть

Дети недостаточно зрелы, чтобы понимать границы мести и могут переусердствовать. Например, если друг непреднамеренно сломает свою игрушку, он может в отместку украсть у друга что-то ценное.

5. Недостаток денег

Отсутствие достаточных средств для покупки предмета может подтолкнуть ребенка к его краже. В таких обстоятельствах помогите ребенку понять, что не каждый может позволить себе такие вещи. Кроме того, научите их тому, что им нужно много работать для того, чего они хотят, и что в жизни нет коротких путей.

6.

Стресс

Стрессовая ситуация дома или в школе может заставить ребенка вести себя иначе. Они могут красть предметы, которые их особо не привлекают, просто ради выброса адреналина.

Независимо от причины, к воровству нужно относиться серьезно, и ребенок должен знать о последствиях.

Как наказать ребенка за кражу?

Следующие пункты не просто обсуждают стратегии наказания, но также направлены на улучшение отношения ребенка к жизни. Вот несколько способов реагировать, когда ваш ребенок ворует:

  • Неодобрение

Дайте понять, что вы разочарованы и расстроены этим ребенком. Скажите им, что такое поведение никогда не будет приемлемым, и что они должны следовать кодексу поведения как часть общества.

  • Домашние дела

Чтобы приучить ребенка к дисциплине, поручите ему несколько повседневных дел по дому на несколько дней. Следите за тем, чтобы ребенок не пропускал ни дня, чтобы не относиться к делу легкомысленно.

  • Социальная служба

Социальная служба часто ошибочно ассоциируется с наказанием, поскольку людей принуждают к ней только тогда, когда они делают что-то не так . Поэтому воспользуйтесь этой возможностью, чтобы познакомить вашего ребенка с тем, насколько значимым может быть социальное служение. Помощь менее удачливым может дать им другой взгляд на жизнь.

  • Ведение дневника

Попросите ребенка записать, почему он украл и почему это было неправильно. Это побудит их задуматься о своих действиях.

  • Признание вины

Если вашему ребенку удалось что-то украсть, не будучи пойманным, дайте ему понять, что он должен признать свою ошибку и вернуть предмет. Убедитесь, что они извиняются за свое поведение и предлагают возместить ущерб вместо того, чтобы оправдывать то, что они сделали.

Как предотвратить или остановить ребенка от воровства?

Поначалу воровство может не показаться серьезным преступлением, потому что ребенок может начать с незначительных предметов, таких как невидимки. Но это необходимо решить, чтобы предотвратить более серьезные проблемы в будущем. Вот несколько стратегий, которые помогут дисциплинировать вашего ребенка и предотвратить или остановить его от воровства:

  • Прививать честность

Если ваш ребенок воспитывался в духе честности и добросовестности, он с меньшей вероятностью будет заниматься воровством. Научите их, что даже если они сделали это по ошибке, они должны быть честными и принять это.

  • Уважайте чужое имущество

Научите своего ребенка уважать чужое имущество. Дайте понять, что объект, принадлежащий другим, не становится их собственностью по праву, когда они его крадут.

  • Сообщите им о последствиях

Ваши дети должны знать, что произойдет, если они украдут. Расскажите им, как крошечная кража может перерасти во что-то, чего они не ожидали, и лучший способ справиться с этим — признать это и никогда больше этого не делать.

  • Немедленно примите меры

Не откладывайте реакцию на плохое поведение вашего ребенка. Не ждите, пока они повторят это во второй или третий раз, чтобы решить проблему. Вместо этого расскажите об этом в первый раз, когда они украдут, чтобы предотвратить эскалацию конфликта.

1. Нормально ли, что ребенок ворует?

Хотя большинство родителей взволнованы и обеспокоены привычкой своего ребенка воровать, ложь и воровство в детстве — обычное дело. Большинство детей перерастают эту привычку; однако в некоторых случаях это может указывать на серьезную проблему, которую необходимо решить (1).

2. Когда кража становится проблемой?

Поведение детей, склонное к воровству, необходимо оценивать, если ребенок не проявляет никаких признаков сожаления по поводу таких действий, постоянно лжет, чтобы получить желаемое, не имеет круга общения и проявляет психологические проблемы (1).

Раннее вмешательство не позволяет воровству стать частью личности вашего ребенка. Поэтому поговорите со своим ребенком и поймите, почему он ворует. Кроме того, информируйте их о серьезных последствиях воровства для их жизни. Однако, если ваш ребенок не перестает воровать, подумайте о том, чтобы обратиться за профессиональной консультацией.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

  1. Ложь и воровство.
    https://www.hopkinsmedicine.org/health/conditions-and-diseases/lying-and-stealing#:~:text=Lying%20and%20stealing%20are%20common

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Рецензент
  • Автор

Манджари Шривастава окончила факультет психологии. Она также имеет сертификаты по основам клинической психологии и выявлению ранних признаков психоза у подростков и молодых людей. Ранее она работала волонтером в НПО, специализирующейся на позитивной психологии, где проводила индивидуальные консультации для студентов. Она также преподавала английский детям из малообеспеченных семей и помогала им в учебе. В MomJunction… more

Шрешта Дхар — лицензированный клинический психолог, занимающийся частной практикой «Ремесло мысли» в Калькутте. Она проявляет особый интерес к эмоциональным и поведенческим проблемам как детей, так и взрослых. Шрешта ранее работала лектором, публиковала различные исследовательские работы и сотрудничала с журналами. Она предоставляет междугородние телеконсультации на английском, хинди и бенгали.

  • Метамуцил для детей: безопасность, дозировка,..

  • Метамуцил для детей: безопасность, дозировка,..

  • Что вызывает икоты у детей и как ..

  • Что вызывает икоры у детей и как ..

  • 5 типов задержек развития в ..

  • 5 Типов развития в ..

  • 5 типов развития в . .

  • 5 типов развития.

  • Сыпь от ядовитого плюща у детей: симптомы.

  • Сыпь от ядовитого плюща у детей: симптомы. Лихорадка у детей:..

  • Розацеа у детей: причины, симптомы,…

  • Розацеа у детей: причины, симптомы,. Проблемы,..

  • Меланома у детей: симптомы,..

  • Меланома у детей: симптомы,..

  • Тепловая сыпь у детей: как лечить..

    Тепловая сыпь у детей
  • : Как лечить..

Дети, которые воруют Лия Дэвис, M.Ed.

Лия Дэвис, M.Ed.

Воровство — это захват вещей, принадлежащих другим, без их разрешения. Это действие распространено среди маленьких детей, потому что они склонны быть эгоцентричными и считают, что брать то, что они хотят, от других — это нормально. Подлинное понимание ребенком концепции воровства обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и осознать, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно.

Мотивы кражи у разных детей могут быть разными, и каждый ребенок может воровать по разным причинам. Дети могут воровать, потому что:

  1. Они плохо контролируют импульсы и хотят мгновенного удовлетворения.
  2. Они хотят внимания взрослых.
  3. Их не учили, что воровать нехорошо.
  4. Они наблюдали, как взрослые в своей жизни брали и хранили вещи, которые им не принадлежали, например, папа приносил домой канцелярские принадлежности или мама хранила неправильную сдачу, когда продавец ошибся.
  5. Им не хватает семейной близости и они чувствуют себя забытыми; украденный предмет может заменить любовь.
  6. Они страдают от жестокого обращения и нуждаются в помощи.
  7. Они выражают смещенные чувства беспокойства, гнева или отчуждения, вызванные серьезными переменами в жизни, такими как развод родителей, переход в новую школу или неприятие сверстниками.
  8. Они хотят отомстить за боль, которую, по их мнению, причинили им другие, поэтому они крадут, чтобы отомстить или причинить кому-то вред.
  9. Они жаждут того, что есть у других, но не могут купить, например: лакомства, одежду популярных брендов или электронное оборудование.
  10. Они хотят казаться крутыми, смелыми и важными.
  11. Они хотят соответствовать группе сверстников, которые воруют.
  12. Им нравится острые ощущения от воровства.
  13. Они думают, что им это сойдет с рук.
  14. Они восстают против власти.
  15. Им нужны деньги на покупку наркотиков.

Дети, которые часто воруют, как правило, проявляют следующие характеристики: импульсивность, одиночество, отстраненность, бесчувственность, скука, гнев и низкая самооценка. Им часто трудно доверять другим и устанавливать близкие отношения. Когда школьный персонал проявляет уважение ко всем учащимся и создает в школе атмосферу взаимной поддержки, вероятность воровства снижается.

Что могут сделать учителя?

1. Объясните, что кража означает присвоение того, что принадлежит кому-то другому, и что это неправильно, неприемлемо и нечестно. Уточните, что когда человек берет что-то, не спросив и не заплатив за это, кто-то пострадает. Например, если ребенок возьмет чей-то карандаш, он не сможет выполнять свою работу. Если у девушки украдут браслет, у нее могут быть неприятности дома.

2. Расскажите о концепции собственности и о том, что другие чувствуют, когда у них что-то украли. Приведите примеры и задайте детям такие вопросы, как: «Как бы вы себя чувствовали, если бы кому-то понравилось ваше новое пальто, он взял его и сказал, что оно его?»

3. Хвалите и поощряйте честное поведение учащихся.

4. Попросите школьного психолога провести урок честности.

5. Пригласите полицейского в качестве приглашенного докладчика, чтобы он объяснил последствия кражи.


Когда ребенка ловят на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, первый ли это случай или есть закономерность воровства. Когда это происходит впервые, внимание должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самом деянии.

Как действовать в случае кражи для первых правонарушителей

1. Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямолинейно. Показывайте свое неодобрение, но не допрашивайте, не поучайте и не унижайте ребенка.

2. Если вы уверены, кто взял предмет, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите что-то вроде: «Я знаю, что ты взял деньги. Я разочарован, потому что думал, что могу тебе доверять». Затем вы можете спросить: «Есть ли причина, по которой вам понадобились деньги?» Затем выслушайте и попытайтесь понять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка.

Одна учительница сообщила, что она тайком разговаривает с пойманным на краже ребенком. Она сказала, что указывает на то, что как класс все зависят от всех остальных. Она сказала, что говорит ученику, что он или она прекрасный человек, и если он заберет что-то у других, они не узнают, насколько он велик. Затем она выражает уверенность, что студент больше не будет воровать. Учитель также делает правилом в не связанное с этим время возлагать на ребенка роль ответственного, чтобы она могла сделать ему комплимент перед сверстниками.

3. Учащиеся, совершившие кражу, должны испытать такие последствия, как извинения, возврат или замена предмета или иное возмещение ущерба, а также лишение привилегии. Вам нужно решить, что произойдет, если ребенок снова станет воровать, и сообщить ему или ей, каковы будут последствия.

4. Если вы не уверены, кто взял предмет, дайте возможность «берущему» вернуть его и сохранить лицо. Например, скажите: «Тот, кто нашел шляпу Адама, должен вернуть ее». Или скажите: «Все загляните в свой рюкзак, чтобы увидеть, не попала ли туда случайно шляпа Адама».

5. Не называйте ребенка «плохим» или «вором». Пусть ребенок испытает «чистый лист».

6. Найдите время, чтобы спросить себя, почему произошло такое поведение:

  • Какие личные проблемы могут быть у ребенка?
  • Ребенок ворует, чтобы привлечь к себе внимание?
  • Какие из перечисленных выше причин подходят этому ребенку?

    Затем выберите способ лучше узнать ребенка. Примеры: обед с ним или с ней и одним или двумя другими детьми, разговор с ребенком на игровой площадке или встреча с ним или с ней до или после школы.

7. Ограничьте возможность кражи, заперев ценные предметы и внимательно наблюдая за ребенком.

Что делать, если вышеуказанные методы неэффективны, а учащийся не выражает раскаяния, продолжает воровать или имеет другие поведенческие проблемы?

  1. Следуйте школьным правилам.
  2. Свяжитесь с администратором школы.
  3. Убедитесь, что родитель знает о проблеме.
  4. Привлеките школьного консультанта или школьного психолога, которые могут помочь ребенку научиться правильному поведению. Может потребоваться осмотр детского психиатра.


Привычное воровство у детей и молодежи является серьезной социальной проблемой, поскольку может привести к другим противоправным действиям. Однако, если основные проблемы частых правонарушителей можно решить в раннем возрасте, дальнейшее антиобщественное поведение будет менее вероятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *