Разное

Первый этап рождения личности протекает в возрасте: Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Дистанционный репетитор – онлайн-репетиторы России и зарубежья

КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?

Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!

КАК ВЫБРАТЬ репетитора

Выбрать репетитора самостоятельно

ИЛИ

Позвонить и Вам поможет специалист

8 (800) 333 58 91

* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41

Выбранные репетиторы

Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.

Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных

Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки

Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ

от
800 до 5000 ₽

за 60 мин.

и зависит

ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора

ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)

ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)

Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом

Почему я выбираю DisTTutor

БЫСТРЫЙ ПОДБОР

РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА

ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ

НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.

ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА

ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО

376730 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор

И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах

Чулпан Равилевна Насырова

Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!

Алина Крякина

Надежда Васильевна Токарева

Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки.

Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.

Эльмира Есеноманова

Ольга Александровна Мухаметзянова

Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.

Оксана Александровна

Наталья Борисовна Карасева

Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику. По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.

Елена Васильевна


Клиентам

  • Репетиторы по математике
  • Репетиторы по русскому языку
  • Репетиторы по химии
  • Репетиторы по биологии
  • Репетиторы английского языка
  • Репетиторы немецкого языка

Репетиторам

  • Регистрация
  • Публичная оферта
  • Библиотека
  • Бан-лист репетиторов

Партнеры

  • ChemSchool
  • PREPY. RU
  • Class

Социализация личности, периоды ее развития

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.


Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности – процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация – стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации – стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) – устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции – стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации – наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности – стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот – спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию – человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения – процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление – реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» – научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление – когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории – социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование – повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание – непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация – осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация – позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, – это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение – поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.

Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).

Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Этап Возраст (лет) Задание на развитие Описание
1 0–1 Доверие против недоверия Вера (или недоверие) в то, что основные потребности, такие как питание и привязанность, будут удовлетворены
2 1–3 Автономия против стыда/сомнения Развивайте чувство независимости во многих задачах
3 3–6 Инициатива против чувства вины Проявите инициативу в некоторых действиях — может развиться чувство вины при неудаче или нарушении границ
4 7–11 Трудолюбие против неполноценности Развивать уверенность в своих способностях, когда компетентен, или чувство неполноценности, когда нет
5 12–18 Идентичность против путаницы Экспериментируйте и разрабатывайте личность и роли
6 19–29 Близость против изоляции Установить близость и отношения с другими
7 30–64 Генерация против стагнации Внесите вклад в общество и станьте частью семьи
8 65– Целостность против отчаяния Оценить и осмыслить жизнь и смысл вклада

Содержание

1.

Доверие против недоверия

Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.

Если забота, которую получает младенец, последовательна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.

Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.

Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в мире или своей способности влиять на события.

Успех и неудача на первом этапе

Успех на этом этапе приведет к добродетели надежды . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.

Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.

2. Автономия против стыда и сомнения

Автономия против стыда и сомнения — это вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.

Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.

Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.

Что происходит на этом этапе?

Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.

Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, что есть и т. д.

 

Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.

Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.

От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).

Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Gross, 1992).

3.

Инициатива против вины

Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.

Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут счесть агрессивным».

В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.

Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.

И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.

Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».

Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.

Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его определенным навыкам.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.

Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.

Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетенции .

5. Идентичность и путаница ролей

Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность против смешения ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.

Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).

Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.

Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.

Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .

Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.

В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.

В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).

Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.

6. Близость или изоляция

Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.

На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.

Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.

Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .

7. Генерация против стагнации

Генеративность против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).

С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Через генеративность мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .

8. Целостность эго против отчаяния

Целостность Эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.

Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.

Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).

По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.

Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.

Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.

Критическая оценка

Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).

Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.

Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.

Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.

Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.

Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.

Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.

Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).

Эриксон против Маслоу

 Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона? 
Маслоу Эриксон
Маслоу предложил серию мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени.
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические.
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает преодоление психосоциального кризиса.
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов.

Краткое описание этапов

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.

Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.

Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнения.

Развитие личности: возраст 0–2

В течение младенчества и ясельного возраста дети легко привязываются к другим. Подростки обычно формируют свои первоначальные первичные отношения со своими родителями и другими членами семьи. Поскольку младенцы полностью зависят от опекунов в еде, одежде, тепле и заботе, Эрик Эриксон определил, что основная задача детей в течение этих первых 9 лет0358 психосоциальный этап жизни заключается в том, чтобы научиться доверять своим опекунам. По мере того как они формируют отношения и развивают организованное самоощущение, первые несколько лет жизни детей закладывают основу как для непосредственного, так и для последующего психосоциального развития, включая появление просоциального поведения, или способности помогать, сотрудничать и делиться с другими.

Личность включает в себя те устойчивые психологические характеристики, которые делают каждого человека уникальным. И дети, и взрослые проявляют личность черты (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояния (изменчивые характеристики, такие как капризность). В то время как продолжаются серьезные споры о происхождении и развитии личности, большинство экспертов сходятся во мнении, что черты личности и состояния формируются в раннем возрасте. Сочетание наследственных, психологических и социальных влияний, скорее всего, ответственно за формирование личности.

Младенцы обычно эгоцентричны, или эгоцентричны и в первую очередь озабочены удовлетворением физических желаний, таких как голод. Зигмунд Фрейд рассматривал эту сосредоточенность на физическом удовлетворении как форму самоудовлетворения. Поскольку младенцев особенно интересуют действия, связанные с ртом (например, сосание и кусание), Фрейд обозначил первый год жизни как оральную стадию психосексуального развития.

По Фрейду, слишком слабая или слишком сильная стимуляция определенной эрогенной зоны (чувствительной области тела) на определенной психосексуальной стадии развития приводит к фиксация (буквально застревание) на данном этапе. Возможна множественная фиксация на нескольких этапах. В случае младенцев фиксация на оральной стадии порождает черты взрослой личности, сосредоточенные вокруг рта. Оральные привычки взрослых могут принимать форму переедания, употребления алкоголя и курения. Взрослые особенно склонны к регрессу к такому детскому поведению фиксации во время стресса и расстройства.

После Фрейда теоретики предложили дополнительные взгляды на развитие личности младенцев. Возможно, наиболее важным из этих событий является 9 Мелани Кляйн.0358 теория объектных отношений . По Кляйн, внутреннее ядро ​​личности проистекает из ранних отношений с матерью. В то время как Фрейд предполагал, что страх ребенка перед могущественным отцом определяет личность, Кляйн предположил, что потребность ребенка в сильной матери важнее. Другими словами, основное человеческое стремление ребенка состоит в том, чтобы вступать в отношения с другими, и первые отношения, которые ребенок устанавливает, обычно устанавливаются с матерью.

Почему фраза «объектные отношения»? Почему Клейн использовал слово «объект», а не «человек»? После интенсивного наблюдения и изучения многих детей Кляйн предположил, что младенец привязывается к объекту, а не к человеку, потому что младенец не может полностью понять, что такое человек. Ограниченная перспектива младенца может обрабатывать только развивающееся восприятие того, что такое человек.

В этой теории объектных отношений младенец взаимодействует с матерью, в основном во время зрительного контакта и кормления грудью. Затем младенец усваивает образ матери — хороший или плохой, — который может отражать, а может и не отражать то, какой на самом деле является мать. В конце концов, в ходе сложного психологического процесса приспособления к потере и разлуке ребенок учится различать себя и объект на самом базовом уровне. Если все идет хорошо, психологически здоровый ребенок способен различать хорошее и плохое, себя и объект. Если все идет не так, ребенок не может принять хорошие и плохие стороны себя и матери; ребенок может быть не в состоянии отделить представление о плохой матери от хорошего себя.

Согласно теории объектных отношений, девочки лучше психологически приспособлены, чем мальчики. Девочки становятся продолжением своих матерей; в результате девочкам не нужно разлучаться со своими матерями. С другой стороны, мальчики должны отделиться от своих матерей, чтобы стать независимыми. Эта точка зрения противоречит теории Фрейда, согласно которой у мальчиков развивается более сильное суперэго (совесть), чем у девочек, потому что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет. Согласно Фрейду, его теория супер-эго подтверждает, почему мальчики легче решают свои проблемы.0358 Эдипов конфликт (детский сексуальный интерес мужчины к матери с сопровождающейся агрессией по отношению к отцу), чем девочки Конфликт Электры (детский сексуальный интерес женщины к отцу с сопутствующей агрессией по отношению к матери).

Некоторые психологи предполагают, что ошибки в раннем связывании и разделении переживаний могут быть причиной более поздних психологических проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *