Педагогический принцип это: Какие существуют принципы педагогики и как они реализуются / Skillbox Media
Принципы и закономерности педагогического процесса
Определение 1Тенденция воспитания – общественное явление, в процессе которого молодое поколение присваивает социальный опыт старших.
В этом разделе рассматриваются принципы и закономерности педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса
Определение 2Закономерности целостного педагогического процесса – это тенденции воспитания, выражающие основной закон учебно-воспитательной деятельности.
Педагогические закономерности определяют зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от степени развитости производительных сил общества и производственных отношений. На уровень образования влияют также интересы господствующей прослойки общества, политика и идеология государства.
На эффективность педагогического процесса воздействуют материальные, гигиенические, морально-психологические условия. Данные условия, в свою очередь, определяются такими факторами, как социально-экономическое положение страны и действия субъектов, включая органы образования.
Результаты воспитания находятся в объективной зависимости от особенностей взаимодействия подрастающего поколения с окружающей средой. Суть педагогической закономерности состоит в итогах обучения и воспитания, на которые влияет характер деятельности воспитанников. Важное значение имеет закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса годам жизни и индивидуальным особенностям учащихся.
В практике педагогического процесса немалую роль играет освоение внутренних связей между функциональными компонентами. К примеру, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса обуславливается поставленными целями. Выбор метода педагогической деятельности и средства зависит от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности образовательного процесса выражены в положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы. То есть закономерности выражаются в принципах.
Определение 3Принципы педагогического процесса – это главные положения теории, ее идеология. В принципах непосредственно педагогического процесса отражаются основные требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, происходит творческое построение педагогического процесса.
Как вы понимаете, принципы педагогического процесса определяются на основе закономерностей. Они представляют собой результат педагогической науки и современной педагогической практики. Их суть выражается закономерными связями между учителями и воспитанниками. В результате взаимосвязи обучения, воспитания и развития возникли такие принципы:
- Развивающий характер обучения;
- Воспитывающий характер обучения;
- Единство воспитания и обучения.
Взаимосвязь педагогического процесса с уровнем развития производительных сил обусловила появление принципа объединения педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью людей.
Функциональный подход рассматривает изолированно принципы обучения и воспитания. С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:
- Руководство деятельностью обучающихся;
- Организация образовательного процесса.
Принципы педагогического процесса тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Определение 4Принцип гуманизма педагогического процесса является основным требованием образования, выражающим необходимость сочетания целей общества и отдельного человека. Для осуществления данного принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы целям становления разносторонне развитой личности. Эта теория не рассматривает стихийное, спонтанное развитие детей.
Важную роль в организации педагогического процесса играет его связь с реальной жизнью и производственной практикой. Данный принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в становлении личности. Он предусматривает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с меняющимися условиями в экономике, политике, культуре и общественной жизни страны и в мире. Для осуществления данного принципа необходимо постоянное ознакомление детей с текущими обстоятельствами. Воспитанники должны вести активную общественную деятельность, участвовать в разнообразных мероприятиях.
Определение 5Изучение теории основывается на имеющемся у обучающихся опыте. Реализация принципа связи с жизнью и практической деятельностью возможна через вовлечение воспитанников во все возможные виды деятельности, включая трудовую. Причем труд должен удовлетворять человека в процессе созидания и творчества. Коллективный труд помогает в становлении общественного поведения и полезных личностно-деловых качеств. Главное, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Определение 6Принцип научности дает возможность привести содержание образования в соответствие со степенью развития науки и опытом, накопленным мировой цивилизацией. Научность выражается в разработке учебных планов, программ и учебных материалов.
Согласно данному принципу педагогическое взаимодействие направляется на улучшение познавательной активности ребят, становление умений и навыков научного поиска. Осуществление принципа научности происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение за явлениями, фиксацию и исследование результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в данных спорах собственного мнения, применение научной литературы.
Определение 7Основополагающим требованием организации педагогическо-образовательного процесса считается принцип обучения и воспитания в коллективе. Этот принцип предусматривает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса.
Человек становится личностью в процессе общения и связанного с ним обособления. Общение и обособление представляют собой источник социального человеческого богатства. В коллективе наилучшим образом развивается и проявляет себя каждый отдельный человек. Коллектив воспитывает и развивает в личности чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. Вместе люди усваивают правила общения, поведения, вырабатывают организаторские навыки руководства и подчинения.
Еще одним важным требованием является принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление знаний, умений и способностей, а также их последовательное развитие и улучшение. Связь и преемственность задач образовательного процесса обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их постепенное обогащение и развитие.
Преемственность подразумевает под собой построение системы и последовательности в обучении и воспитании. Благодаря систематичности и последовательности удается за меньшее время достичь желаемых результатов.
На практике принцип преемственности, системности и последовательности выполняется в процессе планирования.Определение 9Главнейшим организующим положением целостного образовательного процесса является принцип наглядности. Наглядность в воспитательном процессе базируется на закономерностях познания окружающей среды и развития мышления по правилу от конкретного к абстрактному.
Наглядность в педагогическом процессе выражается через иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
Определение 10В педагогическом управлении важное значение имеют 3 элемента: активность, самостоятельность и инициатива детей. Отсюда следует принцип сочетания педагогического управления и развития самостоятельности
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном образовательном процессе состоит в активной роли воспитанника в педагогической деятельности. Активность ребенка должна быть направлена не только на запоминание и проявление внимания, но и на процесс самостоятельного поиска знаний.
Единство и целостность воспитательного процесса возможны только в случае, когда взаимодействуют все педагогические системы.
6. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. В принципах педагогического процесса раскрываются теоретические подходы к построению и управлению педагогическим процессом. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации педагогического процесса, а следовательно, имеют нормативный характер. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса.
Важно подчеркнуть, что принципы педагогического процесса носят исторический характер.По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. Формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, в советский период развития педагогики – М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др. Характеристику принципов педагогического процесса начнем с тех из них, которые носят
1. Принцип целостного подхода к педагогическому процессу. Данный принцип требует при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности. Сама личность должна пониматься как целостность, сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение. Педагогический процесс эффективен, если ученик (воспитанник) в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами, недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к себе и окружающему миру.
Этот принцип отражает необходимость:
– целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;
– взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений;
– единого стиля и тона отношений к ребенку;
– гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса.
2. Принцип природосообразности педагогического процесса(Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.). К.Д. Ушинский формулировал этот принцип так: «Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся». Принцип природосообразности в современной трактовке исходит из того, что обучение и воспитание должны основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Данный принцип требует опоры на природу ребенка, на законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации. В педагогике советского периода этот принцип формулировался как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе. Принцип природосообразности указывает на необходимость возрастной и половой дифференциации содержания, методов и форм педагогического процесса, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
3. Принцип культуросообразностипедагогического процесса определяет отношения между педагогическим процессом и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что педагогический процесс должен основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Воспитание, с позиции культуры, есть организованное педагогом-профессионалом последовательное и неуклонное введение ребенка в контекст современной культуры посредством овладения всеми основными достижениями мировой культуры и развитие способности к созиданию новых достижений культуры (по Н.Е. Щурковой). Данный принцип требует решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, нравственной, эстетической, политической, экономической и др.). Культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса.
4.Принцип личностного подходав педагогическом процессе исходит из представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Этот принцип означает, что при конструировании и осуществлении педагогического процесса педагог должен ориентироваться на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Принцип требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
5. Принцип деятельностного подходав педагогическом процессе опирается на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности. Поэтому педагогический процесс может рассматриваться как процесс организации разнообразной деятельности учащихся (воспитанников). Этот принцип требует превращения ребенка в субъекта деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической) в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо научить его целеполаганию, планированию, организации деятельности, ее регулированию и контролю, а также самоанализу и оценке результатов деятельности.
6.Принцип полисубъектного (диалогического) подходав педагогическом процессе предполагает личностно-равноправные позиции учителя и учащихся. Формы сотрудничества между ними развиваются от максимальной помощи педагога в организации деятельности учащимся к постепенному нарастанию их собственной активности.
В реальной педагогической практике учитываются так же и частные принципы, например, принципы отбора содержания педагогического процесса и принципы организации педагогического процесса.Ими педагог руководствуется в повседневной педагогической деятельности. Назовем их и коротко охарактеризуем.
Принцип обучения и воспитания в группе(коллективе)предполагает оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм педагогического процесса.
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностьюучащихся. Реализация этого принципа обеспечивает формирование отношений воспитанников к окружающей действительности: природной и социальной среде, деятельности людей, различным культурными ценностями и т.п. В конечном счете данный принцип направлен на формирование собственной жизненной позиции человека. Это требование реализуется, если в процессе обучения теоретический материал сочетается с различными видами практических занятий; учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.Данный принцип нацеливает педагога стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения. Это выражается в том, что учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствует осмысленному и сознательному
усвоению ими учебного материала.
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Выполняя этот принцип, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личностиявляется современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Принцип научностипредполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук. Принцип нацеливает педагога на ознакомление школьников с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы.
Принцип гражданственностиотражает социальные аспекты образования, необходимость формирования гражданского самосознания, патриотизма, национальных ценностей. Данный принцип выражается и в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.
Принцип наглядностивыражает требование применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся.
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании. Реализуется в педагогических воздействиях семьи и всех учреждений системы образования; всех педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; в разнообразных учебных и воспитательных программах; осуществляется между различными ступенями образования (начальной, базовой, средней, высшей школой). В частности, этот принцип предписывает учителю использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала. Кроме того, реализация принципа обеспечивает систематические знания, умения и навыки по учебному предмету.
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности. Осуществление данного принципа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию учебного материала и изучение этого материала на высшем уровне их возможностей. Иначе говоря, этот принцип направлен на создание условий для развивающего обучения.
Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатовпредписывает так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования.
Все принципы педагогического процесса проявляются во взаимосвязи. Так, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности, принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога и т. п.
Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. В каждой авторской педагогической системе формулируются авторские принципы педагогического процесса, но в них так или иначе отражаются общепризнанные (традиционные) принципы педагогического процесса, охарактеризованные выше.
Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).
Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему».
Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Правила имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.
В концепциях воспитания также формулируются правила воспитания. Например, создатель концепции педагогической поддержки, известный педагог О.С. Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
– Ребенок не является средством в достижении педагогических целей.
– Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
– Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.
– Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур!
– Самореализуйся в творческой самореализации ребенка.
– Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
– Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
– Доверяя – не проверяй.
– Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.
– Умей признать свою ошибку.
– Защищая ребенка, учи его защищаться.
Резюме
Проблема целеполагания одна из важнейших проблем педагогики. Под целью педагогического процесса понимают предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель» и «задача» педагогического процесса различаются масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и временными рамками.
Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику. Цели педагогического процесса имеют разноуровневый характер, так как задаются на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Первоначально они являются социальным заказом общества в виде идеала (эталона) личности, затем конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде общих и частных педагогических задач.
В настоящее время стратегической целью педагогического процесса в рамках общеобразовательной школы выступает формирование базовой культуры личности, структурными компонентами которой являются гражданская культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности и др. Владение технологией целеполагания – важный показатель профессионального мастерства педагога.
Проблема закономерностей, принципов и правил педагогического процесса является одной из центральных в педагогике, хотя и не имеет однозначного решения. Однако современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе принципов педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса выражают общие тенденции развития и функционирования педагогических систем. Принципы педагогического процесса как наиболее общие требования к его организации и осуществлению реализуются через конкретные правила обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса имеют исторический характер. В авторских педагогических системах формулируются авторские принципы педагогического процесса, но они так или иначе взаимосвязаны с общепризнанными (традиционными) принципами педагогического процесса, прошедшими испытание временем.
Вопросы и задания для самоконтроля
Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?
Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.
3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Каков современный социальный заказ общества?
4. Обоснуйте актуальность формирование базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Какие компоненты составляют базовую культуру личности?
5. Раскройте особенности технологического подхода к педагогическому целеполаганию.
6. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и
задачами учащихся.
Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.
Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.
Назовите метапринципы педагогического процесса. В чем заключается их методологическое значение для педагогической деятельности и педагогического процесса в целом?
Раскройте содержание общепризнанных (традиционных) принципов педагогического процесса. Приведите примеры правил их реализации в практической деятельности педагога.
Рекомендуемая литература
1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 46-54; С. 211-240.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образо- вания / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 65-75.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 193-207.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 128-145; С. 154-159; С. 431-436; С. 440-466.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. .- Кн. 2: Процесс воспитания. –
С. 22-26; С. 40-57.
6.Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл.III,IV.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 165-184; С. 290-299.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2002. –
С.246-247; С. 216-219.
В ваш педагогический словарь
Цель педагогического процесса– предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.
Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая цель.
Базовая культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.
Компетенция – совокупность знаний, умений, и личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
Закономерность педагогического процесса– совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.
Принципы педагогического процесса– наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.
Материал для «вставок на полях или по тексту»
«Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом с самостоятельной волей (Гегель).
…совершенствование твое есть твоя цель (А.Н. Радищев).
Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами (Н.И. Новиков).
Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпустить школа (В.О. Ключевский).
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладевают гражданские отношения (А. Дистервег).
«Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас» (В. С. Соловьев).
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты (В.М. Бехтерев).
Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым (А.С. Макаренко).
«Реализуемые школой цели обучения… только тогда приобретают для учащихся реальный смысл, когда связываются с конкретными и легко понимаемыми задачами, которые ставит перед ними школьная работа на уроках, во внеклассное время, дома, в работе на ближайшие недели и месяцы (В. Оконь).
Я осуждаю всякое насилие при воспитании… юной души, которую растят в уважении к чести и свободе (М. Монтень).
Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я.А. Коменский).
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег).
Все физические и духовные силы человека подлежит развитию сообразно его индивидуальным особенностям (М.И. Демков).
Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К.Д. Ушинский).
«Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка» (Л.С. Выготский).
«…уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста» (Я. Корчак).
Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения» (В. Леви).
Все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры (М.С. Каган).
Размышляем вместе
I.Обоснуйте сформулированные в тексте лекции требования к постановке целей и задач педагогического процесса, опираясь на уже имеющиеся у вас педагогические знания.
II. Проанализируйте авторские (альтернативные) педагогические системы (школы), изученные вами в предыдущей теме, с точки зрения целей, задач, закономерностей, принципов и правил педагогического процесса.
III. Реализацией каких закономерностей и принципов педагогического процесса являются правила воспитания, предложенные О.С. Газманом (см. текст лекции)? Ответ оформите в виде таблицы, отражающей схему: правило принцип закономерность.
IV. Определите, о каких закономерностях и принципах педагогического процесса идет речь в педагогических афоризмах, которые встречались вам в тексте лекции.
V. Известный психолог, социолог И.С. Кон в одной из своих статей писал: «Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой…».
Разделяете ли вы мнение И.С. Кона? Какие закономерности и принципы педагогического процесса будут соблюдены педагогом, если он организует деятельность учащихся в соответствии с требованиями, высказанными И.С. Коном?
VI. Начните разработку проекта авторской школы. Какие закономерности педагогического процесса будут положены в основу теоретической концепции вашей авторской школы? Сформулируйте цели, задачи, принципы педагогического процесса, которые вы реализуете в своем проекте.
VII. На сформированность каких компонентов базовой культуры личности указывает наличие у учащихся компетенций, о которых идет речь в разделе «Это интересно»?
Соотнесите эти группы компетенций с целями и задачами образования (воспитания), которые представлены в нормативных документах Республики Беларусь по проблемам образования или воспитания.
Это интересно
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школа должна вооружить учащуюся молодежь:
1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить молодежь» межкультурными компетенциями такими, как понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе компетенций относится владение несколькими иностранными языками, принимающее всевозрастающее значение.
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Педагогические принципы | Jamk
Педагогические принципы Школы педагогического образования основаны на трех элементах:
- создание обучения через содержательную учебную деятельность
- построение учебных партнерств для создания новых знаний
- с использованием цифровых технологий и сред для поддержки этих двух вышеперечисленных функций.
Первые два принципа создают методологическую основу обучения и руководства, тогда как различные цифровые инструменты и ресурсы способствуют осмысленному обучению. Цифровые технологии дают возможность взаимодействия и совместного создания знаний, не зависящих от времени и места. Цифровые ресурсы также предоставляют возможность поиска более обширной, разнообразной и актуальной информации.
1. Осмысленная учебная деятельность
Использование осмысленной учебной деятельности в качестве источника обучения основано на конструктивизме. Это дает учащимся возможность быть активными в постановке соответствующих вопросов с точки зрения их собственных целей обучения, обеспечивая основу для активного создания знаний. Таким образом, понятие знания динамично.
Целью учебной деятельности является создание новых знаний и понимания изучаемых явлений путем интеграции новых идей, информации и концепций в существующие структуры знаний учащихся. Учебные задачи не только стимулируют производство новых знаний, но и их применение в аутентичных контекстах, когда это возможно. Посредством учебной деятельности учащиеся развивают активный подход и ответственность за собственное обучение.
2. Образовательные партнерства
Социальное взаимодействие играет ключевую роль в стимулировании обучения, создании общего понимания, а также в совместном производстве и обмене новыми знаниями.
Образовательные партнерства основаны на интерактивных отношениях между человеком и его окружением. Таким образом, интерактивные отношения играют ключевую роль в обучении. Они формируются в отношениях между учащимися, между учителями и учащимися и между другими социальными сетями и сообществами, имеющими общие цели обучения. Эти партнерские отношения составляют ключевую основу педагогической деятельности.
Партнерство учителей и учеников строится на принципах равенства, прозрачности, взаимной ответственности и взаимного обучения. Создание общего доверия является общей задачей для всех партнеров.
В соответствии с гуманистическим подходом эта учебная программа рассматривает людей, обладающих потенциалом роста, развития и самореализации. Однако структуры, влияющие на самость, сложны. Создание и поддержание текущего состояния личности, идентичности и знаний являются ключевыми целями любого образования.
3. Использование цифровых возможностей
Цифровые технологии постоянно меняют нашу работу, организации, общество и жизнь. Эти технологии открывают множество возможностей для общения между людьми, а также возможности находить, создавать и использовать информацию новым, инновационным способом.
Очень важно, чтобы учащиеся получали поддержку и подсказки в поиске, изучении и создании новой информации с использованием цифровых инструментов и ресурсов. Получить доступ к цифровым инструментам и ресурсам можно практически везде, что позволяет создавать связи независимо от времени и места для создания и обмена идеями. Цифровые инструменты позволяют обеспечивать постоянную обратную связь и, таким образом, способствуют тому, чтобы обучение и создание новой информации были видны всем заинтересованным сторонам.
Расширение цифровизации уже трансформирует трудовую жизнь и общество, так как граждане должны иметь возможность использовать цифровые инструменты и принимать новые способы мышления.
Что такое 12 педагогических принципов и как их использовать
12 педагогических принципов учебной программы для Уэльса
12 педагогических принципов новой учебной программы были разработаны профессором Грэмом Дональдсоном в рамках его пересмотра учебной программы и механизмов оценки по заказу правительства Уэльса.
Принципы изложены ниже.
Получите полный пакет профессионального обучения — 18,99 фунтов стерлингов
Наш пакет профессионального обучения поможет вам начать работу с удовлетворением потребностей ваших учеников в обучении с использованием наиболее эффективных методов обучения. Мы рассмотрим, что означает педагогика в учебном плане для Уэльса, и что 12 педагогических принципов могут означать для вас в вашем классе и школе.
Этот пакет поможет вам: ✨ Создать целую школу ВСТАВКА
📑 Разработайте подход отдела/этапа
👩🏫 Улучшите собственную практику в классе
Добавить в корзину
Или узнайте больше о пакете здесь.
Хорошее преподавание и обучение:
- Основное внимание уделяется 4 целям учебной программы.
- Предлагает учащимся поддерживать свои усилия для достижения высоких, но достижимых целей.
- Использует широкий набор подходов к обучению.
- Способствует решению проблем, творческому и критическому мышлению.
- Опирается на предыдущие знания и опыт и вызывает интерес учащихся.
- Создает аутентичные контексты для обучения.
- Использует оценку принципов обучения.
- Устанавливает связи внутри и между областями обучения и опыта.
- Подкрепляет межпредметные обязанности, включая грамотность, умение считать и цифровую компетентность.
- Призывает учеников брать на себя ответственность за собственное обучение.
- Поддерживает социальное и эмоциональное развитие и позитивные отношения.
- Поощряет сотрудничество.
Дональдсон определяет педагогику как выбор методов работы в классе в свете целей учебной программы и потребностей учащихся. Он также заявляет, что:
«Чтобы было ясно, рекомендации этого Обзора не подразумевают акцент на каких-либо конкретных подходах к обучению: решения о преподавании и обучении очень зависят от контекста и цели, и их лучше всего принимать самому учителю».
Профессор Грэм Дональдсон
Итак, что все это означает на практике? Что школам следует делать с 12 педагогическими принципами?
Использование 12 педагогических принципов – обоснование
12 принципов не являются «вещами, которые нужно делать» в классе или пунктами, которые нужно вычеркивать из списка. 12 принципов, которые выдвигает Дональдсон, предназначены для поддержки реализации учебной программы. Это означает, что они являются фундаментальными истинами или утверждениями 9.0054, которые лежат в основе метода и практики обучения, а не методов обучения самих по себе. Ниже приведена аналогия, поясняющая эту концепцию с большей ясностью.
Принцип – Почему | Метод – Как | Непример | |
---|---|---|---|
Готовка | Хорошие кулинарные инструменты создают лучшие ингредиенты, а кухонное оборудование – лучшие ингредиенты. | Хорошее приготовление пищи означает выпечку пирога при правильной температуре, в течение необходимого времени как для ингредиентов, так и для эффективности печи. Если все сделано правильно, пирог будет легким, влажным и вкусным. | Чтобы быть хорошим поваром, вам нужно использовать только лучшую посуду, ингредиенты и приборы, иначе ваша еда будет иметь плохой вкус. |
Педагогика | Хорошее преподавание и обучение, поощряет сотрудничество. | Хорошее преподавание и обучение означает использование ряда индивидуальных, парных и групповых занятий в зависимости от цели обучения и потребностей вовлеченных учащихся. Если все сделано правильно, учащийся сохранит и сможет самостоятельно использовать полученные знания в новых, сложных контекстах. | Чтобы быть хорошим учителем, каждый урок должен предоставлять ученикам возможность работать с другими. Чтобы быть хорошим учителем, вы всегда должны работать с другими учителями, чтобы улучшить свою собственную практику. |
Итак, опытный повар понимает, что лежит в основе хорошей кулинарии, но каждый раз, когда он готовит, он использует свои знания рецептов, которые они прочитали, кулинарные демонстрации, которые они видели, и свой собственный опыт работы печи, которую они используют, чтобы добиться наилучших результатов, на которые они способны. Точно так же знание того, что сотрудничество лежит в основе хорошего обучения, не говорит учителю, нужен ли ребенку момент для молчаливого размышления или для обсуждения с партнером, чтобы изучить свое обучение. Это происходит от глубокого понимания наиболее эффективных методов обучения для учащихся, которые у них есть перед ними, что, в свою очередь, основано на четком понимании того, как происходит обучение и как знания сохраняются в долговременной памяти.
Получите полный пакет профессионального обучения — 18,99 фунтов стерлингов
Наш пакет профессионального обучения поможет вам начать работу с удовлетворением потребностей ваших учеников в обучении с использованием наиболее эффективных методов обучения. Мы рассмотрим, что означает педагогика в учебном плане для Уэльса, и что 12 педагогических принципов могут означать для вас в вашем классе и школе.
Этот пакет может помочь вам: ✨ Создать всю школу ВСТАВКА
📑 Разработать подход отдела/этапа
👩🏫 Улучшите свою практику в классе
В корзину
Или узнайте больше о пакете здесь.
Если вы хотите узнать больше о том, как использовать 12 педагогических принципов при разработке учебного плана для Уэльса, просто зарегистрируйтесь в ImpactPlus. Пакет профессионального обучения (и многое другое) включен в членство в Impact Plus.
Impact Plus – как это работает
Зарегистрируйтесь в Impact Plus сегодня, чтобы загрузить нашу заметку о 12 педагогических принципах, а также сотни других ресурсов, видео и других материалов для загрузки. Вы можете зарегистрироваться индивидуально или создать школьную учетную запись для всех ваших сотрудников.
Выберите план
Быстрая и простая регистрация
Просмотрите наши заметки и многое другое
Каждый раз, когда Фин или Джейн говорят, у них есть суперсила прорваться сквозь белый шум и добраться до сути дела. Мне это было нужно для моей команды. Планирование CPD на несколько месяцев означало, что мы также могли претворить в жизнь принципы Rosenshine и внедрить науку обучения, учась ее использовать. Обучение привело к улучшению педагогического понимания и обоснованному планированию будущего. Великолепно и бесценно.
Кери Ричмонд, Заместитель директора Общеобразовательной школы Морристона
Джейн и Финола привлекли наших сотрудников к профессиональному обучению высокого качества. Мы изучили стратегии привлечения учащихся EAL посредством дистанционного обучения, а также повысили нашу осведомленность и знания о ключевых элементах учебной программы для Уэльса и о том, как она развивается в школах и, в частности, LLC для учащихся EAL. Занятия были интерактивными и увлекательными и сопровождались электронными рабочими тетрадями, чтобы сотрудники могли записывать полученные знания. Мы без колебаний будем обращаться за поддержкой к Impact Wales в будущем.
Эстер Льюис, Старший руководитель группы достижений, Служба этнических меньшинств Gwent Education (GEMS)
Фин и Джейн из Impact Wales действительно понимают, что школы должны знать об обучении, и работа, которую они проделали в рамках учебной программы Нового Уэльса, превосходна.