Разное

Патриотическое воспитание в детском саду картинки: Фон нравственно патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников, материалы для патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.  

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».

Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.

Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.

Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны. 

Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

  • Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
  • Прогулка по окрестностям.
  • Экскурсия в местный краеведческий музей.
  • Посещение памятных мест.
  • Встреча с ветеранами войны и труда.
  • Чтение рассказов о защитниках Родины.
  • Беседа в виде вопросов и ответов.
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
  • Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
  • Тематический фольклорный утренник.
  • Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.           

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.

Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.  В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.

Патриотическое воспитание дошкольников: материалы, пособия

Большим подспорьем в работе воспитателей ДОУ служит грамотно отобранные материалы по патриотическому воспитанию дошкольников. В настоящем разделе опубликованы положения всероссийских и авторских патриотических мероприятий, творческие идеи специалистов дошкольных учреждений – сценарные разработки праздников и конкурсов, видеоматериалы, проекты. Всю литературу, методические пособия по патриотическому воспитанию дошкольников можно скачать и просмотреть для последующего использования в работе.

< Вернуться в раздел «Методичка патриота»

 

Патриотическое воспитание

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее нравственности и культуры.

Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитателю детского сада приходится решать сразу несколько задач:

  • Сформировать у каждого дошкольника активный интерес ко всему живому вокруг, заложить основу экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
  • Воспитывать у детей чувство красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

 

 

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов.  Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом. 
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни.  Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане. 

Рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой физкультминуток для дошкольников.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.

Истоки такого влияния происходят из народных песен, музыки, родной природы, традиционных игр, обычаев той местности, где малыш растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.

Младшая группа детского сада

Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.

Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующая публикация: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/ugolok

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.

Старшая группа

У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Что можно включить в план лэпбука:

  • Фотографии, рисунки символов города;
  • открытки с изображениями памятных мест, музеев;
  • семейные фото и рисунки детей с природой края;
  • подробный план или карту местности;
  • раскраски, пазлы, другое.

Подготовительная группа в ДОУ

При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в первый класс, уже имеют довольно высокую степень патриотического самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:

  1. Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
  2. Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
  3. Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
  4. Воспитанник имеет представление о народных промыслах и костюме, знаком с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
  5. Подготовишки уже различают государственные флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
  6. Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.

Взаимодействие ДОУ с родителями

Патриотическое воспитание в детском саду ведется во всех направлениях: развитии речи, знакомстве с художественными произведениями, получении навыков самообслуживания, уходе за территорией, питомцами.

Особую значимость при этом получает тесный контакт с родителями ребенка. Их помощь проявляется в энтузиазме и выдумке. Без творческой фантазии родителей не обходятся выставки рисунков воспитанников, их поделок.

Участие старших членов семьи в конкурсах и проектной деятельности трудно переоценить.

Высокие скорости и технологии оставляют мало времени, а порою и желания для воспитания своего ребенка в духе патриотизма.

Важно, чтобы в совместной деятельности старших дети учились быть внимательными и благодарными, преодолевали эгоистические склонности, старались быть бескорыстными. Именно умение не только брать, но и делиться определяет настоящего гражданина, того, кто делает, а не провозглашает громкие лозунги.

Академия Патриот-Оукс – Вместе создаем традиции совершенства