Разное

Особенности психического развития: 21. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

21. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (ДВ) (с 3 до 7 лет) – это пери­од овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В ДВ продолжается активное овладение собст­венным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела). Начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В ДВ складывается сложная форма личности – самосознание. Развитие самосознания тесно связано с самооценкой. Образование самооценки зависит от общения со взрослым и детьми. Психологической нормой для ребёнка старшего ДВ является слегка завышенная самооценка, что позволяет ребёнку адаптироваться к школе. Уровень притязаний у детей ДВ достаточно высокий. Кроме притязания на признание среди взрослых активно развивается притязание на признание среди сверстников. В ДВ создаётся широкая основа для формирования первичных форм, социально значимых ценностей и нравственных критериев. Старший ДВ – это

сенситивный период для усвоения правил поведения и формирования нравственных понятий. Для ДВ выделяют некоторые типы мотивов: 1)мотивы, связанные интересом детей к миру взрослых; 2) мотивы установления и сохранения положительного взаимоотношения со взрослыми и другими детьми; 3) мотивы самоутверждения; 4) познавательные и соревновательные мотивы; 5) нравственные мотивы; 6) общественные мотивы, желание сделать что-то для других. Большую роль в развитии личности ребёнка играет общение со взрослыми и сверстниками. В процессе общения складываются определенные лич­ные взаимоотношения.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, она вызывает качест­венные изменения в психике ребенка. Игровая деятельность влияет на

формирование произвольного поведения и всех психических процессов, на умственное развитие дошкольников. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, дети сосредоточи­ваются лучше и запоминают больше.

Сенсорное развитие, познавательные процессы, речь:

1. Сенсорное развитие включает 2 взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и овладение новыми действиями восприятия.

2. Восприятие. На протяжении дошкольного детства складываются 3 основных вида действия восприятия: 1) действие идентификации, 2) действие отнесения к эталону, 3) моделирующие действия. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь.

3. Память. Память носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребёнка. Произвольные формы запоминания и воспроизведения склад-ся в среднем ДВ.

4. Мышление. Мышление в ДВ характеризуется переходом от наглядно-действенного (3-4 г.) к наглядно-образному (4-5 л.) и словесно-образному (конец ДВ). Основным видом мышления является наглядно-образное.

5. Воображение формируется в игровой и конструктивной видах деятельности. При фантазировании ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов.

6. Внимание дошкольника в основном непроизвольное. Универсальным средством внимания является речь, ребёнок организует своё внимание на деятельности, формулируемой словесно.

Возрастает концентрация, объём и устойчивость внимания. Постепенно начинают складываться элементы произвольности в управлении вниманием.

7. Речь. Понимание речи детьми зависит от содержания тех представлений, которые возникают в процессе восприятия речи. Особенности развития речи: 1) речь превращается в универсальное средство общения; 2) возрастает её выразительность; 3) основы родного языка постигаются в процессе действий со словом; 4) ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач; 5) речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, рассуждение, рассказ; 6) речь становится особым видом произвольной деятельности.

Особенности психического развития детей с ЗПР

Особенности психического развития детей с ЗПР.
Понятие “задержка психического развития” употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении задания учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с нормой.
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентирования в свойствах предметов.
В отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.
Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.
Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в ритмировании пространственных ориентировок.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» — ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».
Затрудняются сравнивать предметы, сравнивая по случайным признакам, с трудом выделяют признаки различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?» — ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей — нет».
Однако в отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.
Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.
Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, то есть затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7—8 лет.
Грамматический строй речи отличается некоторыми особенностями. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
Следует отметить, что характер речевых нарушений у детей с задержкой психического развития может быть самым разным, так же как может быть разным соотношение нарушений отдельных компонентов языковой системы.
Наличие в структуре дефекта при ЗПР недоразвития речи обусловливает необходимость специальной логопедической помощи. Поэтому наряду с учителем-дефектологом с каждой группой детей должен работать учитель-логопед.

Умственное развитие ребенка

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: – 1. Значение и характер умственного развития 2. Стадии умственного развития 3. Различные аспекты умственного развития.

Значение и природа умственного развития:

Умственное развитие является важным аспектом роста, охватывающим различные умственные способности. Она начинается с самого рождения, и по мере развития ребенка с течением времени меняются и его психические реакции. Эти реакции очень просты для начала, но со временем они приводят к сложной умственной деятельности.

Умственное развитие включает в себя такие способности, как внимание, восприятие, наблюдение, запоминание, воображение, мышление, решение проблем и рост интеллекта, а также языка. Эти способности меняются, растут и созревают с возрастом и ослабевают в старости. Скорость изменений зависит от возраста и особого опыта. Несмотря на общую закономерность умственного развития, каждый индивидуум растет и развивается по-своему, неповторимо.

РЕКЛАМА:

Различные умственные способности или действия, упомянутые выше, взаимосвязаны и развиваются как единое целое. Они взаимозависимы и не развиваются изолированно. Помимо этой «взаимозависимости» еще одной характерной чертой психического развития является его непрерывность.

Умственное развитие — еще одно название расширения интеллектуального кругозора ребенка. Начнем с того, что мир — это один большой, «гулкий, гудящий беспорядок» для ребенка. Постепенно детали воспринимаются и понимаются, различия осознаются, а опыт и знания организуются в новые отношения. Это стало возможным благодаря процессам дифференциации и организации или интеграции.

Факторы, влияющие на умственное развитие, включают взросление, обучение и образование. Тип нервной системы, которую наследует человеческий ребенок, является важным фактором. Это помогает ему координировать различные действия и реакции. Он регулирует деятельность всех органов. Мозг, важная часть нервной системы, играет более значительную роль в психическом развитии человека, чем любая другая часть. Он помогает в восприятии окружающего мира, а восприятие лежит в основе мыслительной деятельности – всего мышления и сознания.

Стадии умственного развития:

(а) От рождения до трех лет:

РЕКЛАМА:

Ребенок рождается со всем сенсорным оборудованием, необходимым для умственной деятельности. К трем годам он проявляет способность избирательно удовлетворять свои потребности. В этом его умственное развитие. Это видно и по другим типам поведения. Он добивается или пытается получить одобрение родителей и других людей за то, что ему нравится или чем он занимается. Еще одной характеристикой психического развития на этом этапе является любознательность ребенка.

Ему интересно узнать о своем непосредственном окружении, включая людей. Другим доказательством является склонность ребенка притворяться. Он живет в мире фантазий и олицетворяет предметы, которые его окружают. Он развивает способность различать себя и других, а также склонность к негативизму.

(б) От трех до шести лет:

Этот период жизни ребенка характеризуется его способностью использовать символы и слова. Он приобретает разнообразный сенсорный и перцептивный опыт, и этот опыт в значительной степени способствует его умственному развитию.

(c) Позднее детство:

Этот период отмечен способностью приобретать острое и точное восприятие. При остром и точном восприятии возрастает процесс концептуализации. Умственное развитие также проявляется в его растущих интересах. Он начинает восхищаться окружающими его вещами и людьми. Он начинает подражать манерам и поведению тех людей, которыми восхищается.

(d) Подростковый возраст:

Подростковый возраст – это период, когда психическое развитие достигает своего апогея. Различные виды интеллектуального развития, такие как наблюдение, восприятие, внимание, память, мышление, рассуждение и интеллект, достигают своей зрелости.

Различные аспекты умственного развития:

(i) Ощущение и восприятие:

РЕКЛАМА:

Ощущение и восприятие составляют важный аспект умственного развития. Ощущение — это первый шаг к знанию, но оно принимает форму знания только тогда, когда на него обращают внимание и ему придают значение. Иными словами, ощущения объективируются и обретают смысл. Объективные ощущения называются восприятиями. Начнем с того, что среда ребенка представляет собой смутную, недифференцированную массу из-за отсутствия предшествующего опыта и неразвитости органов чувств.

С приобретением опыта вкусовые, цветовые, звуковые, осязательные или надавливающие ощущения ребенка ассоциируются с определенными конкретными предметами. Постепенно ребенок начинает видеть различия. Он различает вещи и понимает значения. С одной стороны, он наблюдает мельчайшие различия в количествах и отношениях, с другой — организует свои знания в новые отношения и «гештальты», согласно гештальт-школе психологии.

Даже младенец воспринимает незнакомый предмет как форму или фигуру. У него есть врожденная склонность к организации своего чувственного поля и к восприятию объектов как единого целого. Вначале можно отметить, что детскому восприятию не хватает насыщенности, определенности и детализации. Таким образом, восприятие включает в себя непосредственный опыт с объектами, людьми или событиями через группу ощущений.

Но это также включает в себя образы памяти прошлого опыта того же объекта или подобного объекта. Наш прошлый опыт, ответственный за развитие личных интересов и ментальных установок, является важным фактором восприятия.

Ребенок быстро и ясно воспринимает то, что касается его интересов и установок. Восприятия ребенка также определяются его потребностями и желаниями. В ходе эксперимента две группы детей — одну из бедных, а другую — из богатых, просили четко воспринимать и оценивать размер различных монет, показанных им. Бедная группа переоценила размер монет значительно больше, чем богатая группа, потому что для бедной группы монеты были очень ценными и полезными.

Когда человек становится старше и вступает в подростковый или взрослый возраст, другие факторы, влияющие на его восприятие, — это его убеждения, мнения и культурные идеалы.

Ощущения и восприятия бывают восьми типов. Это тактильные, вкусовые, обонятельные, органические, кинестетические, телесные равновесия, слуховые и зрительные, названные так из-за задействованных органов чувств — кожи, языка, носа, желудка, мышц, полукружных каналов, уха и уха. глаз.

(ii) Формирование концепции:

Понятие – это обобщенное значение, которое придается объекту. Это результат нашего восприятия. Например, «лошадь», или «дом», или «стол», или «честность», или «человек» — это понятия. Мы видим множество лошадей, домов или столов, видим их общие качества, характеристики и отношения и, наконец, приходим к обобщенному понятию. Когда мы говорим «лошадь», мы имеем в виду не эту лошадь, а все типы лошадей.

Таким образом, мы приходим к понятиям о вещах, лицах и качествах в результате нашего перцептивного опыта, нашей способности сравнивать общие качества, соотносить их друг с другом, абстрагировать и обобщать. «Дом», «стол», «шапка» — понятия вещей; «отец», «мать», «учитель» — понятия лиц, а «честность», «правдивость» — понятия качеств и идей.

Формирование и усвоение понятий — большой шаг вперед в умственном развитии детей. Он включает в себя как различение, так и обобщение. Представления ребенка о мире увеличиваются с опытом и с его способностью воспринимать отношения между новыми и старыми ситуациями.

Мало того, что число понятий увеличивается, с увеличением богатого и разнообразного опыта эти понятия становятся богаче и полнее. Представления о декабре будут иметь другое значение, если ребенок пережил его в Пенджабе, Дели, Мумбаи и Калькутте.

Именно по этой причине современное обучение обеспечивает помощь в поездках, экскурсиях и посещении достопримечательностей, чтобы сделать свои впечатления богаче и полнее. Такой опыт и контакты обязательно придадут большую осмысленность и широту формируемым понятиям.

Опыт – не единственный фактор, способствующий формированию всесторонности. По мере взросления дети имеют возможность читать дополнительные книги, журналы, задавать вопросы знающим людям: таким образом они обогащают представления о людях, вещах и идеях.

Понятия, сформированные детьми на ранних стадиях, трудно изучать по трем причинам:

(а) Многие понятия ребенка имеют значения, отличные от значений взрослых, поэтому взрослый может полностью их не заметить. Для ребенка «собачка» может означать всех мелких животных, тогда как для взрослого понятие «собака» является специфическим. Понятия ребенка являются настольными и более общими, чем конкретными.

(b) Понятия ребенка сформулированы недостаточно хорошо, чтобы ребенок мог выразить их словами, понятными взрослому.

(c) Многие детские понятия не могут быть «вербализованы» ими из-за ограниченного словарного запаса.

Представления детей о пространственных отношениях, расстоянии и глубине вначале расплывчаты и неадекватны. Это является причиной большей части неуклюжести у маленьких детей, проявляющейся в их просчетах высоты и расстояния. Развитие речи, ведущее к пониманию таких слов, как «на», «в», «внизу», «наверху», «вверх» и «вниз», помогает им понимать пространственные отношения.

Развитие концепции времени происходит вначале в связи с удовлетворением потребностей и рутиной. Они понимают, что означают утро, вечер и ночь с точки зрения кормления, еды и сна. К пяти годам они способны различать настоящее, прошлое и будущее. Как мы измеряем время, они могут понять только по десять или около того. Учителя математики должны знать эти факты, являющиеся результатами исследований.

Понятия числа и количества впервые приходят в сознание детей в результате домашнего опыта, который передает им идеи «меньше» или «больше», «быть тяжелым» или «легким». Согласно Пиаже, дети усваивают числовые понятия еще до того, как они не умеют считать. Они наступают раньше, чем весовые. Если дома и в школе можно получить конкретный опыт работы с различными материалами, эти понятия усваиваются легко и естественным образом.

Научные концепции, связанные с причинно-следственными связями, развиваются, когда детям предъявляют различные задачи, и они объясняют или отвечают на вопросы. Эти концепции, ведущие к способности к дедуктивным и индуктивным рассуждениям, растут с возрастом.

Представления о себе и социальные представления о межличностных отношениях сильно влияют на мышление и поведение ребенка, что является очень важным этапом в психическом развитии детей. Начать с понятия «я» означает только физическую идентичность «я». Постепенно ребенок отличает себя от других. На социальные представления ребенка влияет характер межличностных отношений дома, его опыт общения с другими людьми по соседству, на игровой площадке и другие виды социальной деятельности.

Точно так же ребенок развивает представления о красоте или эстетические представления посредством своих контактов, чтения, ассоциаций, культурных ценностей, своих переживаний цвета, звука и формы, т. е. влияний окружающей среды. Если ребенок живет в грязной, серой и бесцветной среде, есть вероятность, что у него сформируются неправильные представления о красоте цвета, формы или звука. Обучение и воспитание, а также модели в домашних условиях играют важную роль в определении природы таких понятий.

Таким образом, развитие всех типов понятий происходит медленно, но неуклонно.

Развитие понятий происходит в четко обозначенные этапы, как показано ниже: способствовало развитию речи. Язык является инструментом как мышления, так и общения. Это инструмент, который необходимо эффективно использовать для приобретения знаний и усвоения фактов в образовании. Мы удовлетворяем свои интересы, приобретаем опыт и развиваем способность мыслить и рассуждать на более высоком плане с помощью языка. Это основной инструмент для социального общения, для лучшего понимания между отдельными людьми и группами.

Именно с помощью языка и посредством языка мы можем определить наши проблемы и трудности и ясно их выразить. Это способствует успешному приспособлению к ситуациям и людям. Это важное средство воздействия на личность и изменения мыслей и чувств других людей, а также наших собственных.

Развитие языка начинается с простых имен и постепенно включает использование других типов слов. В течение длительного времени ребенок использует больше «существительных», чем других форм языка. Описательные слова, такие как прилагательные и наречия, появляются на более поздних стадиях, чем имена. Ребенок к полутора годам научился использовать 10 или 12 простых слов. Но диапазон может быть намного выше, чем это. К 2,5 годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов. В исключительных случаях может быть больше. В предложениях также есть закономерность. Ребенок начинает с перечислительных предложений и переходит к описательным и интерпретативным структурам предложений.

Одним из важных аспектов языкового развития является развитие речи. Он начинается с вокализации в виде криков или взрывных звуков. Далее следует просто «попугайская болтовня». Это предречевые формы. Четыре потребности ребенка выступают в качестве стимулов к его обучению говорить.

Это:

(i) Желание получить информацию о своем окружении, а затем о себе и своих друзьях,

(ii) Отдавать команды или выражать свои желания,

(iii) Вступать в социальные отношения с другими и

(iv) Выражать свои мысли и идеи.

Ребенок учится говорить в результате «обусловливания». Определенные слова или сочетания ассоциируются с определенными объектами, которые он хочет, видит или получает. В речевом развитии бывают периоды или «всплески» и отдых. Говорят, что после того, как «ходьба» стала двигательным навыком, количество вокализации увеличивается. Большая часть речи, особенно ее качество, которое ребенок усваивает, является результатом подражания другим в окружающей среде.

В процессе обучения правильной речи ребенок должен решить четыре основные задачи.

К ним относятся:

(а) Понимание речи других,

(б) Пополнение словарного запаса,

(в) Объединение слов в предложения и

(г) Произношение.

К 6 годам ребенок может свободно произносить любую форму предложения с хорошим произношением.

Когда ребенок учится говорить, наиболее вероятно развитие речевых нарушений. Очень немногие речевые расстройства являются наследственными. Иногда дефекты речи могут быть связаны с косноязычием, деформированными зубами, небом, губами или деснами. Но большинство речевых нарушений связано с неправильным обучением, несовершенным слухом, мышечной слабостью языка и губ и эмоциональными факторами.

Среди речевых ошибок и дефектов можно назвать пропуски, перестановки и замены, шепелявость, невнятность или невнятность речи, заикание и заикание.

Содержание речи или то, о чем говорят дети в разном возрасте, свидетельствует о размере словарного запаса ребенка, его личности и доминирующих интересах. В первые годы речь ребенка эгоцентрична. Постепенно социализируется. Домашние интересы, вопросы и команды составляют важную составляющую. В подростковом возрасте секс, отношения, дома и в школе, социальные проблемы личного характера, политические интересы и т. д. определяют содержание речи.

Тип словарного запаса детей зависит от домашнего обучения, социально-экономического положения, образования и работы родителей. Ребенок должен уметь говорить к 2 годам. Если он этого не делает, речь можно назвать «запоздалой». Наиболее частыми причинами задержки речи являются низкий интеллект, плохая социальная среда, тяжелые или продолжительные заболевания, неадекватные или дефектные модели, негативизм, глухота и двуязычие.

Еще одним аспектом развития речи является чтение. В умении правильно читать вызывают много разочарований, из-за чего дети становятся отсталыми. Прежде чем ребенок научится читать, он должен четко говорить и иметь достаточный словарный запас. Это называется «готовность к чтению». Сначала ребенок осваивает базовые навыки чтения, затем следует «промежуточный этап чтения» в 4, 5 и 6 классах. Наконец, ребенок достигает стадии зрелого чтения.

(iv) Развитие мышления и решения проблем:

Развитие мышления и решения проблем, которое следует или становится возможным благодаря формированию понятий с помощью языка, является важным аспектом умственного развития. Мышление – это процесс работы с идеями, мыслями или понятиями. По сути, он состоит в манипулировании символами, а не в манипулировании объектами и ситуациями в окружающей среде.

Предполагается, что мышление и решение проблем являются видами деятельности, происходящими на более поздних стадиях человеческого развития. Ребенок, согласно этому предположению, не может мыслить или рассуждать логически. Пиаже утверждает, что в детском мышлении есть стадии. В своих прежних опытах он обнаружил, что до семи-восьми лет ребенок склонен рассуждать только в отношении отдельных или частных случаев, он не способен к подлинному рассуждению и не испытывает потребности в проверке или логическом обосновании; ему трудно делать обобщения или выводы, а также рассуждать с точки зрения другого человека или с точки зрения общего положения.

Другие исследования показывают, что дети младше семи или восьми лет также могут рассуждать о причинно-следственных связях. Но большинство мыслителей считает, что высшие типы мышления не всегда были возможны раньше 10 или 11 лет. Фактом является то, что дети демонстрируют улучшение в большинстве областей мышления по мере взросления. Развитие идет вообще от более простого к более сложному, от конкретного к абстрактному.

Чем младше ребенок, тем больше его мысли сосредотачиваются на непосредственных событиях и проблемах, а не на более отдаленных заботах или делах. Ему легче иметь дело с конкретным, чем с абстрактным. Однако с возрастом он показывает рост своих знаний и способности работать с абстрактным.

Чем старше ребенок, тем более невнимательно он ведет себя, когда сталкивается с проблемой. Младшие дети с большей вероятностью будут продвигаться вперед методом проб и ошибок. Опять же, взрослые, скорее всего, быстрее придут к выводу или правильному ответу и с большей готовностью увидят суть.

Решение задач является важной составляющей умственного развития. Предыдущий абзац указывает на то, что простое решение проблем не выходит за рамки умственных способностей маленьких детей. Даже маленький ребенок в возрасте двух-трех лет прилагает усилия, чтобы решить проблему или сложную ситуацию. Это правда, что проблема или ситуация часто носят личный и конкретный характер, и его усилия, как правило, отмечены методом проб и ошибок. Использование инсайта, однако, не исключается полностью даже в дошкольном возрасте, как показано в исследовании Денче.

Чтобы оценить способность маленьких детей решать проблемы, взрослые должны рассматривать как проблему, так и решение с точки зрения ребенка. Если они будут рассматривать его только с точки зрения логики образованного взрослого, то получат искаженное представление о детском мышлении и решении задач. Джерсилд замечает, : «Дети могут иметь хорошее практическое понимание идеи причинно-следственной связи в своей собственной сфере деятельности, даже если они не могут сформулировать эту идею в логических терминах».

(v) Рост интеллекта или интеллектуальное развитие:

Интеллектуальное развитие или рост интеллекта является наиболее важным аспектом умственного развития. Здесь мы только очертим его с точки зрения развития или роста.

Рост интеллекта не происходит независимо от остальной личности ребенка. Развитие речи, эмоциональное и социальное развитие, а также физический рост связаны с интеллектуальным развитием или ростом интеллекта.

В течение последних пятидесяти лет было предпринято много попыток измерить интеллект и его рост от рождения до зрелости с помощью школ развития, разработанных Гезеллом, тестов для младенцев, разработанных Кеттеллом, Стэнфордом, шкалы Бине, армейской альфа, шкалы Отиса и тесты Вехстера для детей и взрослых и многие другие в зарубежных и наших странах. С помощью этих тестов и графиков мы можем производить тестовые существительные для всех возрастов и представлять их на кривой.

Эти тестовые оценки позволили психологам отсеять детей с разным уровнем интеллекта, отделить тупых от пограничных случаев, лучших от средней группы. Изучение типичной кривой умственного развития или кривой интеллекта покажет, что младенчество характеризуется быстрым интеллектуальным ростом; рост умеренный в детстве и замедляется в подростковом и более позднем юношеском возрасте.

Некоторые исследования показывают, что баллы остаются стабильными или медленно увеличиваются во взрослой жизни, но имеют тенденцию к снижению в пожилом возрасте. Но это верно только в отношении некоторых аспектов интеллекта или некоторых специфических способностей. Разные исследователи давали разные типы кривых, но все согласны с тем, что интеллект у нормальной популяции увеличивается с возрастом.

Конечно, есть индивидуальные варианты. Некоторые люди демонстрируют быстрый рост в определенных областях интеллекта, в то время как другие указывают на быстрый рост в других областях или способностях. Эти кривые также указывают на периоды, когда кажется, что нет роста или повышения, то есть периоды отсутствия прогресса, технически известные как плато.

Проверка интеллекта человека в течение ряда лет указывает направление или модель его интеллектуального роста. Это также показывает, насколько постоянен его I.Q. I.Q. или скорость или соотношение умственного развития не являются постоянными в каком-либо жестком смысле, но повторяющиеся ежегодные проверки показывают, что дети с лучшими результатами продолжают оставаться лучшими, а дети с низким уровнем развития продолжают оставаться низкими.

Через 6 лет наблюдается большее постоянство I.Q. чем в предыдущие годы. Если в течение многих лет в результатах тестов наблюдаются какие-либо значительные колебания, это может быть связано с такими тревожными факторами, как здоровье, интерес или мотивация, усталость или внезапные изменения окружающей среды или дефекты в методах тестирования.

Интеллект, кажется, растет до определенного возраста, который является его пределом. Теман определил возраст 16 лет как период, когда умственный рост достигает своего предела, в то время как Кульман и Вехлен отмечают, что те, кто выше в интеллектуальном плане, продолжают расти даже в 20 лет. Эти тесты показали, что в одних областях рост продолжается больше, чем в других.

Например, рост словарного запаса и информации сохраняется до преклонного возраста, но прекращается в общих способностях к рассуждению, различению пространственных отношений и арифметическим вычислениям после 16 или 20 лет.

Различные условия или факторы, влияющие на интеллектуальное развитие или рост К интеллекту относятся внутриутробное состояние матери, ее пищевой статус во время беременности, интеллектуальный статус дома, профессиональный статус родителей, эмоциональная атмосфера в доме, возникающая в результате различных межличностных отношений, характер и вид образовательный процесс в школах и социокультурные факторы как в семье, так и в обществе. Можно отметить, что факторы внешней среды не определяют потенциальный интеллект, они влияют благоприятно или иным образом на скорость его роста и размеры.

Другими аспектами умственного развития детей являются внимание, память и воображение. Однако мы можем вкратце упомянуть в этом абзаце рост памяти как часть умственного развития. Графики развития памяти, обсуждавшиеся Херлоком и Шварцем, показывают, что у ребенка в первой половине года память импрессионистического типа.

Истинное воспоминание появляется к концу первого года жизни. Память сначала вызывается сенсорными стимулами, но к концу второго года ребенок может запоминать образно с помощью слов или символов. В течение первого и второго года у ребенка память сильнее на лица и предметы, чем на ситуации. Ситуации становятся значимыми в памяти ребенка от трех до шести лет. На память ребенка положительно или отрицательно влияет эмоциональное качество его переживаний. Приятные ситуации запоминаются с большей вероятностью, чем неприятные.

Главная ›› Психология ›› Ребенок ›› Психическое развитие ›› Психическое развитие ребенка

Психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты

младенцев

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрик Эриксон
Похожие темы:
развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни. Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки

см. поведение человека.

Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.

Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде.

Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.

Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них.

Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.

Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.

В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *