Разное

Особенности детей старшего дошкольного возраста: Возрастные особенности развития старшего дошкольника

Возрастные особенности развития старшего дошкольника

Психологи и педагоги придерживаются разных мнений в вопросе того, какой возрастной период считать самым важным в развитии ребенка. Но все они сходятся в одном — до поступления в первый класс ребенок претерпевает все основные изменения и активнее всего развивается по всем направлениям.

В этом возрасте закладываются основы всех аспектов его дальнейшей жизни. Наиболее ощутимо ребенок развивается в старшем дошкольном возрасте, поскольку становится полностью осознанным и наиболее восприимчивым к миру. Поэтому возраст 5–7 лет можно считать одним из самых важных в развитии человека.

Старшему дошкольнику все интересно, он ежеминутно познает окружающий мир и людей вокруг — своих сверстников, родителей, воспитателей. В этом возрасте у ребенка формируются самые важные черты, и о них мы расскажем по порядку.

1. Эмоциональное и этическое развитие

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, как вести себя в коллективе, начинает больше сочувствовать и сострадать, становится более восприимчивым к эмоциям других детей и взрослых.

Кроме того, ребенок всячески старается самоутвердиться и проявить себя, учится выстраивать общение со сверстниками. Малыш в старшем дошкольном возрасте стремится к большей самостоятельности. Ему важно выполнять рутинные действия без помощи взрослых: научиться завязывать шнурки и тщательно чистить зубы, самостоятельно собирать портфель и одеваться.

В этом возрасте необходимо заложить основы этикета и вежливости ребенка, научить его правильно взаимодействовать с обществом, обучить всем необходимым правилам поведения. Важно, чтобы ребенок понимал те простые истины, которые можно по небрежности усвоить неправильно: что такое хорошо и что такое плохо, когда нужно благодарить и извиняться, почему старших нужно уважать, а младших — защищать.

2. Развитие интеллекта

Ребенок становится еще любопытнее. Ему нужно знать, как что устроено. Он постоянно задает вопросы, начинающиеся с «зачем» и «почему». Многие дети в этом возрасте уже могут читать и познают мир в том числе через книги.

У них формируются личные интересы, проявляются способности в том или ином направлении — гуманитарное, математическое, естественно-научное.

Одно из основных качеств старшего дошкольника и его главное развлечение, выход для творчества — активно развивающееся воображение. Он уже выдумывает собственные миры и персонажей, строит образы и увлекается захватывающими историями и сказками, еще живее представляя себе любимых героев.

Нужно дать простор для полета фантазии ребенка, увлечь его разными видами творчества, чтобы он выбрал самый удобный способ выразить себя. Поскольку малыш еще не умеет надолго останавливаться на чем-то одном, нужно увлекать его в игровой форме и таким образом развивать усидчивость и сосредоточенность.

3. Формирование характера

Ребенок 5–7 лет — индивидуальность с активно проявляющимся характером. Интересно и полезно наблюдать за его реакциями на окружающий мир и события в нем, на других детей и на взрослых. У ребенка проявляется упрямство или покладистость, уже виден темперамент. В этом возрасте ребенок осознает себя изнутри, понимает, что может реагировать на что-то по-своему.

Важно дать ему нравственные ориентиры и представления о том, как нужно себя вести и всегда ли можно проявлять те или иные черты характера.

4. Физическое развитие

В этом возрасте ребенок активно растет, за год он может вытянуться на 7–10 сантиметров. Меняются пропорции тела, становятся грациознее движения, выравнивается и совершенствуется речь. У него заметно улучшается координация, чувство ритма.

 

Старший дошкольный возраст — ответственный период в жизни ребенка. Дать ему свободу развития и творчества — главная задача любящих родителей.

 

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | Консультация (старшая группа) по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют  интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества.  Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Физические характеристики детей старшего дошкольного возраста.

Библейские занятия для детей Моторика, мелкие мышцы рук и пальцев, а также крупные мышцы рук и ног становятся более сильными и более координированными. Это позволяет 5-м выполнять различные физические задачи легче и с большим мастерством, чем могут генерировать 4-е.

• Основные двигательные навыки (ходьба, бег, броски, ловля, прыжки) развиваются к 5 годам. Эти новые навыки позволяют 5-летним детям начать играть в более сложные физические игры, поскольку их основные двигательные навыки теперь автоматизированы. Если в вашем классе есть четверки и пятерки, вам нужно будет играть в простые игры с несколькими правилами.

• Большинство детей обнаружили свою ведущую руку. Выбирая инструменты для рисования или письма, дети автоматически будут использовать наиболее удобную руку. Если ребенок все еще переключается с одной руки на другую, не беспокойтесь. Это позаботится о себе с созреванием. Сегодня большинством ножниц могут пользоваться как правши, так и левши. Однако старые ножницы или некоторые ножницы по металлу могут быть предназначены только для детей-правшей, если только они не предназначены для левшей.

• Сидеть на месте утомительнее, чем двигаться. Способность концентрировать внимание значительно улучшается в возрасте от 4 до 5 лет, но сильно меняется от одного дня к другому. 10-минутный рассказ может быть слишком длинным на одной неделе, а 25-минутный — на следующей неделе. Изменение погоды, праздники, изменения в расписании и здоровье детей — все это влияет на концентрацию внимания. (Эти вещи также влияют на нашу способность быть терпеливыми, поэтому дни, когда они меньше всего способны слушать, могут также быть днями, когда мы меньше всего способны справляться с их рассеянным вниманием.) Хотя заманчиво пытаться продолжать учить, как только дети больше не слушая, мы на самом деле не учим, потому что они не слышат, что мы говорим.

• Большинство четверок начинают рисовать репрезентативно, но не как на фото. Некоторые предпочитают делать выкройки. Эти узоры усложняются и демонстрируют художественное развитие, хотя взрослым они могут показаться ненастоящими картинками. Для дошкольников процесс рисования картинки зачастую важнее готового изделия. Часто они тщательно рисуют картинку, которая нам, взрослым, очень нравится, а затем так же тщательно покрывают ее каракулями. Нам не нужно пытаться предотвратить это. Процесс рисования исходного изображения позволил им использовать искусство для закрепления изученной концепции. Добавленный слой позволил им еще больше насладиться процессом и снизил риск ошибок в изображении, которые могут осудить взрослые.

• Иммунная система сильнее, но все еще недостаточно мощна. Таким образом, привычки здоровья дошкольников по-прежнему способствуют обмену микробами. Дети этого возраста сосредотачиваются на своей деятельности, исключая защиту от микробов. По их мнению, рукава — это отличные салфетки для носа, которые всегда есть в наличии и их не нужно выбрасывать. Поэтому мы должны взять на себя дополнительную ответственность за мытье игрушек и столов, предоставление салфеток и контейнеров для мусора, когда это необходимо, и напоминание детям мыть руки в соответствующее время (после посещения туалета, после игры на улице, до и после художественных занятий)

• Дошкольники еще дальнозорки; тесная работа, особенно если шрифт мелкий, утомляет. Дети могут быть дальнозоркими до 6 или 7 лет. Поскольку они склонны предполагать, что все видят так же, как они, они могут не осознавать, что их зрение вблизи не является нормальным. В результате нам нужно убедиться, что шрифты и изображения, которые они используют, достаточно велики, чтобы дети могли их легко увидеть.

• На открытом воздухе четверки и пятерки любят создавать проблемы. Игровая площадка со слишком большим или малым количеством задач увеличивает риск травм. Одна из радостей дошкольников – проверка своих физических навыков. На хорошо спроектированной игровой площадке дети испытывают физические трудности без чрезмерного риска для безопасности. Если игровая площадка предназначена для детей младшего возраста, старшие дошкольники часто создают проблемы, используя оборудование небезопасным образом. Если игровая площадка предназначена для детей старшего возраста, они могут решать задачи, которые им не по силам или которые не могут быть безопасно решены ребенком их роста. Всегда оценивайте размер, уровень сложности и техническое обслуживание любой игровой площадки, которую вы используете с дошкольниками. Если у вас есть четверки и пятерки на одной игровой площадке, вам может понадобиться добавить более простые или более сложные материалы, чтобы обеспечить безопасность для обеих групп. Шарики и другие незакрепленные детали — простые варианты для достижения этой цели.

• Пятилетние дети начинают прыгать и свистеть. Эти вехи волнуют их и заслуживают празднования.

• Голова по-прежнему велика по сравнению с телом, что делает их тяжеловесными. Один учитель рассказывает, как просил детей склонить головы для молитвы. Одна маленькая девочка охотно подчинилась и полностью поклонилась на краю стула. Мальчики в этом возрасте часто падают со стульев. По этой причине детей проще усадить на пол, если только они не сидят за столом.

Нажмите здесь, чтобы прочитать о психических особенностях старших дошкольников.

Изучение особенностей страхов у дошкольников с нарушением речевого развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками г.

Москвы

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 284, 2021

Актуальные проблемы зеленой архитектуры, гражданского и экологического строительства (TPACEE-2021)
Номер статьи 08018
Количество страниц) 6
Раздел Экологическая психология и образование
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128408018
Опубликовано онлайн 12 июля 2021 г.

E3S Web of Conferences 284 , 08018 (2021)

Изучение особенностей страхов у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками г. Москвы

Колягина Виктория 1 * Мария Вальдес Одриосола 2 и Анна Еремина 1

1 Московский областной государственный университет, ул. Веры Волошиной, 24, 141014 Мытищи, Московская область, Россия
2 Международная ассоциация интеграционного сотрудничества, ул. Радио, 10А, 105005, Москва, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В настоящее время количество детей с нарушением речевого развития постоянно увеличивается, однако эмоциональные трудности, существующие у данной категории детей, остаются недостаточно изученными . Региональные исследования особенно важны в этой области, и они дают лучшее представление о том, какие эмоциональные расстройства связаны со структурой инвалидности и семейным положением, а какие связаны с общей социальной напряженностью в конкретном регионе и особенно в условиях мегаполиса. . В статье представлены данные исследований по психологическому изучению страхов у детей с различными нарушениями речевого развития и их нормально развивающихся сверстников. Цель исследования – выявление и изучение особенностей страхов у дошкольников с нарушениями речевого развития города Москвы.

Методы исследования. Изучение и анализ медицинской, психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, изучение медицинской и педагогической документации, сбор и анализ анамнестических данных, анализ продуктов детской деятельности, модифицированный опросник А.И. Захарова «страхи в домах», модифицированный тест Питера Муриса «уровни страха», опросник для родителей на выявление страхов детей и родителей, тест-опросник детско-родительских отношений (ДРП) А.Ю. Варги и В.В. Столин. методы математической статистики, количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Результаты исследования. Получены и систематизированы экспериментальные данные. Характеризуются особенности страхов у старших дошкольников с различными нарушениями речевого развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дано описание доминантных страхов дошкольников и их специфических черт, присущих детям с речевыми нарушениями. Получены данные о предрасположенности к повышенному количеству страхов у мужской части исследуемой группы детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *