Разное

Основные принципы организации духовно нравственного развития и воспитания: Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Содержание

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Авторы: Добровольский Юрий Андреевич, Токарев Алексей Алексеевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 7051 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Добровольский, Ю.

А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46454/ (дата обращения: 30.05.2023).



Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. [1, 151–169]

  1. Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и воспитание ребенка.

С позиции психологии «подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых является саморазвитие» [2, 109–110]. Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию.

Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

  1. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
  2. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Основополагающим фактором в систематизации содержательного аспекта работы является идея развития базовой составляющей культуры личности, воспитание у детей духовно-нравственных качеств и морально-этических установок в рамках всех сфер жизнедеятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие личности ребенка, признание его индивидуальности, доброжелательное отношение и постоянное взаимодействие, стремление педагога принять участие в жизни ребенка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
  4. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода — применение методики индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его интересы и потребности, акцент внимания на темпы его развития, его возможности и личные предпочтения.
  5. Принцип деятельностного подхода — воспитание ребенка с использованием различных видов образовательной и игровой деятельности, оказание положительного влияния на формирования у ребенка нравственной позиции.
  6. Принцип культуросообразности — оказание содействия в приобщении ребенка к традиционным ценностям, воспитание уважения к различным культурам и к культуре родной страны, посредством использования различных программ и материала народной педагогики, искусства.
  7. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересна идея, предлагаемая Е. О. Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются ребенком только при содействии взрослого человека — педагога или родителя.

Существуют различные способы передачи мотивов — посредством эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход, создание ситуаций, направленных на развитие у ребенка ценностного отношения к семье, обществу, окружающему миру.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и к относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности.

‒ косвенные — целенаправленное создание взрослым предметной среды, установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.

п.;

‒ прямые — педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве (совете, практической помощи, поощрении, защите и т. п.).

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители — его равноправные субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — c.201.
  2. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, условие семьи, воспитание ребенка, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность.

Похожие статьи

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, духовнонравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовнонравственное воспитание. ..

Организация

самостоятельной деятельности детей

 в самостоятельной деятельности детей

.  в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей..

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников…

Духовнонравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации. ..

Создание

условий для развития нравственных качеств…

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности

Влияние

семьи и детского сада на духовнонравственное

Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от

Педагоги ДОУ осуществляют духовнонравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность

Аспекты

духовнонравственного воспитания детей. ..

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Роль

семьи в духовнонравственном воспитании детей. ..

Духовнонравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Похожие статьи

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, духовнонравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовнонравственное воспитание. ..

Организация

самостоятельной деятельности детей

 в самостоятельной деятельности детей.  в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей..

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников…

Духовнонравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации. ..

Создание

условий для развития нравственных качеств…

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности

Влияние

семьи и детского сада на духовнонравственное

Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от

Педагоги ДОУ осуществляют духовнонравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность

Аспекты

духовнонравственного воспитания детей. ..

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Роль

семьи в духовнонравственном воспитании детей. ..

Духовнонравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания | Статья на тему:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны. Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача. В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В Федеральном государственном стандарте общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”. Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что “основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся”.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.

Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.

Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина – осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

1. ПАТРИОТИЗМ. Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

  • Любовь к России;
  • Любовь к своему народу;
  • Любовь к своей малой родине;
  • Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т. д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

  • Свобода личная и национальная;
  • Доверие на всех уровнях общества;
  • Справедливость;
  • Милосердие;
  • Доброта;
  • Честь и честность;
  • Достоинство.

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:

  • Правовое государство;
  • Гражданское общество;
  • Долг;
  • Закон;
  • Правопорядок;
  • Межэтнический мир.

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ. Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, – это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

  • Вере в Бога;
  • Религиозных организациях;
  • Святости и благочестии

5. СЕМЬЯ. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;
  • Здоровье и благополучие;
  • Почитание родителей;
  • Забота о старших и младших;
  • Продолжение рода;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО. Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

  • Познание и истина;
  • Креативность и инновационность;
  • Целеустремленность и настойчивость;
  • Трудолюбие;
  • Бережливость

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО. Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • Жизнь;
  • Родная земля;
  • Красота;
  • Гармония

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

  • Планета Земля;
  • Мир во всем мире;
  • Многообразие культур и народов;
  • Прогресс человечества;
  • Международное сотрудничество

Система ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Такая система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смыслы человеческой жизни. Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности выражают суть общенациональной концепции: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян в дополнение к их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичности, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

Духовно-нравственное развитие и воспитание российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

1. ПАТРИОТИЗМ;
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
5. СЕМЬЯ;
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

5.3 Этические принципы и ответственное принятие решений – Принципы управления

  1. Каковы основные этические принципы, которые могут использоваться отдельными лицами и организациями?

Прежде чем перейти к организационному и системному уровням этики, мы обсудим классические этические принципы, которые очень актуальны сейчас и на основании которых могут приниматься и принимаются решения отдельными лицами, организациями и другими заинтересованными сторонами, выбирающими принципиальные, ответственные способы действий по отношению к другим. 17

Этические принципы отличаются от ценностей тем, что первые рассматриваются как более постоянные, универсальные и неизменные правила, тогда как ценности субъективны, даже индивидуальны и могут меняться со временем. Принципы помогают информировать и влиять на ценности. Некоторые из представленных здесь принципов восходят к Платону, Сократу и еще раньше к древним религиозным группам. Эти принципы могут использоваться и используются в комбинации; в разных ситуациях также используются разные принципы. 18 Мы рассмотрим принципы утилитаризма, универсализма, права/права, справедливости, добродетели, общего блага и этического релятивизма. Читая их, спросите себя, какие принципы характеризуют и лежат в основе ваших собственных ценностей, убеждений, поведения и действий. Полезно спросить и, если не ясно, возможно, определить принципы, которые вы чаще всего используете сейчас, и те, которые вы стремитесь использовать чаще, и почему. Преднамеренное использование одного или нескольких из этих принципов и этических подходов также может помочь вам изучить выбор и варианты, прежде чем принимать решение или решать этическую дилемму. Таким образом, знакомство с этими принципами может помочь в процессе принятия моральных решений и поможет вам соблюдать принципы, которые может использовать команда, рабочая группа или организация, в которой вы сейчас участвуете или к которой присоединитесь. Использование творчества также важно при рассмотрении трудных моральных решений, когда иногда может показаться, что есть два «правильных» способа действовать в ситуации или, возможно, ни один из способов не кажется морально правильным, что также может сигнализировать о том, что бездействие в данный момент может быть ошибочным. необходимо, если только бездействие не приводит к худшим результатам.

Утилитаризм: консеквенциалистский подход «Цели оправдывают средства»

Принцип утилитаризма в основном утверждает, что действие является морально правильным, если оно приносит наибольшую пользу наибольшему количеству людей. Действие является морально правильным, если чистая выгода над издержками является наибольшей для всех пострадавших по сравнению с чистой выгодой от всех других возможных вариантов. Это, как и все эти принципы и подходы, носит широкий характер и кажется довольно абстрактным. При этом в каждом есть своя логика. Когда мы представляем специфику и факты ситуации, этот и другие принципы начинают обретать смысл, хотя суждение по-прежнему требуется.

Некоторые ограничения этого принципа предполагают, что он не учитывает отдельных лиц, и нет согласия в отношении определения «благо для всех заинтересованных сторон». Кроме того, трудно измерить «затраты и выгоды». Это один из наиболее широко используемых принципов корпорациями, учреждениями, странами и отдельными лицами, учитывая связанные с ним ограничения. Использование этого принципа обычно применяется, когда ресурсы ограничены, существует конфликт приоритетов и нет четкого выбора, отвечающего потребностям всех, то есть неизбежно решение с нулевой суммой

Универсализм: подход, основанный на обязанностях

Универсализм — это принцип, учитывающий благополучие и риски всех сторон при рассмотрении политических решений и результатов. Также определяются потребности лиц, участвующих в принятии решения, а также имеющиеся у них варианты выбора и информация, необходимая им для защиты своего благосостояния. Этот принцип предполагает серьезное отношение к людям, их потребностям и ценностям. Это не только метод принятия решения; это способ учета гуманного отношения к отдельным лицам и группам при выборе курса действий. Некоторые спрашивали: «Сколько стоит человеческая жизнь?»

Купер, Сантора и Саррос писали: «Универсализм — это внешнее выражение лидерского характера, проявляющееся в уважении к другим, справедливости, сотрудничестве, сострадании, духовном уважении и смирении». Корпоративные лидеры в «Самых этичных компаниях мира» стремятся задавать «тон наверху», чтобы служить примером и воплощать универсальные принципы в своей деловой практике. 19 Говард Шульц, основатель Starbucks; соучредитель Джим Синегал в Costco; Шерил Сандберг, главный операционный директор Facebook; и Урсула М. Бернс, предыдущий председатель и главный исполнительный директор Xerox, продемонстрировали, как установить эффективный этический тон наверху организации.

Ограничения здесь также показывают, что использование этого принципа не всегда может оказаться реалистичным или практичным во всех ситуациях. Кроме того, использование этого принципа может потребовать жертвы человеческой жизнью, то есть отдать свою жизнь, чтобы помочь или спасти других, что может показаться противоречащим принципу. Фильм The Post , основанный на фактах, изображает, как дочь основателя знаменитой газеты Washington Post унаследовала роль генерального директора и была вынуждена принять решение между публикацией правительственной секретной информации осведомителей. документы тогдашних высокопоставленных генералов и чиновников или промолчать и защитить газету. Секретные документы содержали информацию, доказывающую, что генералы и другие высокопоставленные правительственные чиновники лгали общественности о фактическом статусе Соединенных Штатов во Вьетнамской войне. Эти документы показали, что были сомнения в возможности выиграть войну, в то время как тысячи молодых американцев продолжали погибать в боях. Дилемма для Тогдашний генеральный директор Washington Post сосредоточился на том, чтобы ей приходилось выбирать между раскрытием правды, основанной на свободе слова, которая была миссией и основой газеты, или молчанием и сокрытием секретной информации. Она решила, при поддержке и давлении со стороны своей редакции, опубликовать секретные документы. Верховный суд поддержал ее и решение ее сотрудников. В результате разгорелись массовые общественные протесты со стороны американской молодежи и не только. Президента Джонсона заставили уйти в отставку, госсекретарь Макнамара позже извинился, и война в конечном итоге закончилась выводом американских войск. Таким образом, универсальные этические принципы могут представлять трудности при использовании в сложных ситуациях, но такие принципы также могут спасти жизни, защитить целостность нации и остановить бессмысленное разрушение.

Права: подход, основанный на моральных и юридических правах

Этот принцип основан как на юридических, так и на неимущественных правах. Юридические права — это права, которые ограничены конкретной правовой системой и юрисдикцией. В США Конституция и Декларация независимости являются основой законных прав граждан, например, права на жизнь, свободу, стремление к счастью и права на свободу слова. Моральные права (и права человека), с другой стороны, универсальны и основаны на нормах каждого общества, например, право не быть порабощенным и право на труд.

Чтобы получить представление о личных правах на рабочем месте, войдите в один из ежегодных списков «Лучшие компании для работы» (http://fortune.com/best-companies/). Можно просматривать профили лидеров и организаций, политики, практики, привилегии, разнообразие, компенсацию и другие статистические данные, касающиеся благосостояния и льгот сотрудников. «Самые этичные компании мира» также содержат примеры юридических и неимущественных прав сотрудников и рабочих мест. Этот принцип, как и универсализм, всегда можно использовать, когда отдельные лица, группы и нации участвуют в принятии решений, которые могут нарушить или нанести ущерб таким правам, как жизнь, свобода, стремление к счастью и свобода слова.

Некоторые ограничения при использовании этого принципа: (1) его можно использовать для маскировки и манипулирования эгоистичными и несправедливыми политическими интересами, (2) трудно определить, кто чего заслуживает, когда обе стороны «правы», и (3) люди могут преувеличивать одни права за счет других. Тем не менее, Билль о правах Конституции США, ратифицированный в 1791 году, был разработан и остается основой, основанной на свободе и справедливости для защиты основных прав всех.

Правосудие: процедуры, компенсация и возмездие

Этот принцип состоит как минимум из четырех основных компонентов, основанных на постулатах о том, что (1) ко всем людям следует относиться одинаково; (2) справедливость соблюдается, когда все люди имеют равные возможности и преимущества (благодаря своему положению и должностям) перед возможностями и тяготами общества; (3) должны применяться справедливые методы принятия решений, процедуры и соглашения между сторонами; и (4) наказание подается тому, кто причинил вред другому, и компенсация дается тем, кто за прошлый вред или несправедливость, совершенные по отношению к ним.

Простой способ обобщить этот принцип при рассмотрении моральной дилеммы состоит в том, чтобы задать вопрос о предлагаемом действии или решении: (1) справедливо ли оно? (2) Это правильно? (3) Кто пострадает? (4) Кто должен платить за последствия? (5) Хотим ли я/мы взять на себя ответственность за последствия? Интересно поразмыслить над тем, сколько корпоративных катастроф и кризисов можно было бы предотвратить, если бы руководители и вовлеченные лица серьезно отнеслись к таким вопросам, прежде чем приступить к принятию решений. Например, следующие меры предосторожности могли бы предотвратить катастрофу: обновление оборудования и механизмов, вышедших из строя в BP и Exxon Valdez нефтяные кризисы и инвестиционные банки и кредитные учреждения, следующие правилам не продавать низкокачественные ипотечные кредиты, которые не могли и не будут выплачиваться, действия, которые привели к почти краху мировой экономики.

Ограничения при использовании этого принципа связаны с вопросом о том, кто решает, кто прав, а кто виноват и кому причинен вред в сложных ситуациях. Это особенно актуально, когда факты недоступны и отсутствует объективная внешняя юрисдикция правительства штата или федерального правительства. Кроме того, мы иногда сталкиваемся с вопросом: «Кто имеет моральное право наказывать кого и выплачивать компенсацию?» Тем не менее, как и в случае с другими обсуждаемыми здесь принципами, справедливость является необходимым и бесценным строительным элементом демократии и свободы.

Этика добродетели: основанные на характере добродетели

Этика добродетели основана на таких чертах характера, как правдивость, практическая мудрость, счастье, процветание и благополучие. Он фокусируется на том, какими людьми мы должны быть, а не на конкретных действиях, которые следует предпринять. Основанный на хорошем характере, мотивах и основных ценностях, этот принцип лучше всего иллюстрируется теми, чей пример показывает добродетели, которым нужно подражать.

В основном, обладатель хорошего характера нравственн, действует нравственно, чувствует себя хорошо, счастлив и процветает. Альтруизм также является частью этики добродетели, основанной на характере. Однако для того, чтобы быть добродетельным, часто требуется практическая мудрость.

Этот принцип связан с универсализмом. Характер и действия многих лидеров служат примерами того, как работают добродетели, основанные на характере. Например, знаменитый Уоррен Баффет является иконой хорошего характера, демонстрирующей заслуживающие доверия ценности и практическую мудрость. Применение этого принципа связано с «быстрой проверкой», прежде чем действовать или принимать решение, задаваясь вопросом: «Что мое «лучшее я» сделало бы в этой ситуации?» Другие задают вопрос, вставляя кого-то, кого они знают или высоко ценят.

У этой этики есть некоторые ограничения. Во-первых, некоторые люди могут расходиться во мнениях относительно того, кто является добродетельным в различных ситуациях, и поэтому отказываются использовать характер этого человека в качестве принципа. Кроме того, возникает вопрос: «Кто определяет добродетельный , особенно когда речь идет о сложном действии или инциденте, для решения которого требуется фактическая информация и объективные критерии?»

Общее благо

Общее благо определяется как «сумма тех условий социальной жизни, которые обеспечивают социальным группам и их отдельным членам относительно полный и свободный доступ к их собственной реализации». Лица, принимающие решения, должны принимать во внимание намерения, а также последствия своих действий и решений для общества в целом и общего блага многих. 20

Определение и принятие решений на основе общего блага требует, чтобы мы ставили цели и предпринимали действия, которые учитывали бы других, помимо нас самих и наших личных интересов. Применение принципа общего блага можно также задать простым вопросом: «Как это решение или действие повлияет на более широкую физическую, культурную и социальную среду, в которой мне, моей семье, моим друзьям и другим людям приходится жить, дышать и процветать сейчас, на следующей неделе и далее?»

Основное ограничение при использовании этого принципа заключается в следующем: «Кто определяет общее благо в ситуациях, когда две или более сторон расходятся во мнениях относительно того, чьи интересы нарушаются?» В индивидуалистических и капиталистических обществах людям во многих случаях трудно отказаться от своих интересов и материальных благ ради того, что может не приносить им пользы или даже лишать их.

Этический релятивизм: корыстный подход

Этический релятивизм на самом деле не является «принципом», которому нужно следовать или моделировать. Это ориентация, которую многие используют довольно часто. Этический релятивизм утверждает, что люди устанавливают свои собственные моральные стандарты для оценки своих действий. Только собственные интересы и ценности человека имеют значение для суждения о его или ее поведении. Более того, моральные нормы, согласно этому принципу, варьируются от одной культуры к другой. «В Риме поступай, как римляне».

Очевидные ограничения релятивизма включают следование собственным слепым пятнам или личным интересам, которые могут противоречить фактам и реальности. Последователи этого принципа могут стать абсолютистами и «истинно верующими» — много раз веря и следуя своей собственной идеологии и убеждениям. Страны и культуры, которые следуют этой ориентации, могут привести к диктатурам и абсолютистским режимам, которые практикуют различные формы рабства и жестокого обращения с большим количеством людей. Например, полностью белая Национальная партия и правительство Южной Африки после 1948 осуществляли и проводили в жизнь политику апартеида, которая заключалась в расовой сегрегации. Эта политика продолжалась до 1990-х годов, когда несколько партий договорились о его упадке — с помощью Нельсона Манделы ( www.history.com/topics/apartheid ). До этого времени от международных фирм, ведущих бизнес в Южной Африке, ожидалось, что они будут соблюдать политику апартеида и лежащие в ее основе ценности. Многие компании в Соединенных Штатах, Европе и других странах в 1980-х годах и ранее подвергались давлению со стороны групп общественных интересов, чтобы они продолжали вести бизнес или покинули Южную Африку.

Таким образом, на индивидуальном уровне принципы и ценности являются источником стабильности и самоконтроля, а также влияют на удовлетворенность работой и производительность. На организационном уровне принципиальное и основанное на ценностях лидерство влияет на культуру, которая вдохновляет и мотивирует этичное поведение и производительность. В следующем разделе обсуждается, как этическое лидерство наверху и во всех организациях влияет на этические действия и поведение. 21

Проверка концепции

  1. Какие этические принципы могут использовать отдельные лица и организации, чтобы сделать этический выбор?
  2. Может ли знание реальных ценностей, которыми вы руководствуетесь в своих действиях, повлиять на ваш выбор?

Мораль | USCCB

Создан по образу Божьему

Самый основной принцип христианской нравственной жизни — осознание того, что каждый человек имеет достоинство быть созданным по образу Божьему. Он дал нам бессмертную душу и благодаря дарам разума и разума позволяет нам понять порядок вещей, установленный в его творении. Бог также дал нам свободную волю искать и любить то, что истинно, хорошо и прекрасно. К сожалению, из-за грехопадения мы также страдаем от воздействия первородного греха, который затемняет наш разум, ослабляет нашу волю и склоняет нас ко греху. Крещение избавляет нас от первородного греха, но не от его последствий, особенно склонности ко греху, похоти. Таким образом, внутри нас есть как мощный импульс к добру, потому что мы созданы по образу Божьему, так и более темные импульсы ко злу из-за последствий первородного греха.

Но мы всегда должны помнить, что смерть и воскресение Христа предлагает нам новую жизнь в Духе, чья спасительная благодать избавляет нас от греха и исцеляет в нас ущерб от греха. Таким образом, мы говорим о ценности, достоинстве и цели человеческой жизни, даже с ее несовершенствами и борьбой. Человеческая жизнь, как глубокое единство физического и духовного измерений, священна. Она отлична от всех других форм жизни, так как только она запечатлена самим образом своего Творца.

Ответственная практика свободы

Второй элемент жизни во Христе — это ответственная практика свободы. Без свободы мы не можем осмысленно говорить о морали или моральной ответственности. Человеческая свобода — это больше, чем способность выбирать между тем и этим. Это данная Богом сила стать тем, кем Он нас создал, и таким образом разделить с Ним вечный союз. Это происходит, когда мы последовательно выбираем пути, которые находятся в гармонии с Божьим планом. Христианская мораль и закон Божий не произвольны, а специально даны нам для нашего счастья. Бог дал нам разум и способность действовать свободно. В конечном счете, человеческая свобода заключается в нашем свободном решении сказать «да» Богу. Напротив, многие люди сегодня понимают человеческую свободу просто как возможность сделать выбор, без объективной нормы или блага в качестве цели.

Понимание нравственных поступков

Другой важной основой христианской морали является понимание нравственных поступков. Каждый моральный поступок состоит из трех элементов: объективного поступка (что мы делаем), субъективной цели или намерения (почему мы совершаем поступок) и конкретной ситуации или обстоятельств, в которых мы совершаем поступок (где, когда, как, с какой целью). кого, последствия и др. ).

Чтобы индивидуальный поступок был нравственно хорошим, объект или то, что мы делаем, должно быть объективно хорошим. Некоторые действия, независимо от намерения или причины их совершения, всегда неправильны, потому что они идут вразрез с фундаментальным или основным человеческим благом, которое никогда не должно подвергаться риску. Прямое убийство невиновных, пытки и изнасилования — примеры действий, которые всегда неправильны. Такие действия называются внутренне злыми действиями, что означает, что они неправильны сами по себе, независимо от причины, по которой они совершаются, или окружающих их обстоятельств.

Цель, завершение или намерение — это часть нравственного акта, заключенная внутри человека. По этой причине мы говорим, что намерение есть субъективный элемент морального акта. Чтобы поступок был морально добрым, намерение человека должно быть добрым. Если нас побуждает сделать что-то дурное намерение — даже что-то объективно хорошее — наше действие нравственно зло. Следует также признать, что хорошее намерение не может сделать плохое действие (что-то изначально злое) хорошим. Мы никогда не можем сделать что-то неправильное или злое, чтобы добиться добра. В этом смысл поговорки «цель не оправдывает средства» (9).0117 Катехизис католической церкви , нз. 1749-1761).

Реальность греха и упование на Божие милосердие

Мы не можем говорить о жизни во Христе или о нравственной жизни без признания реальности греха, нашей собственной греховности и нашей нужды в Божьем милосердии. Когда существование греха отрицается, это может привести к духовному и психологическому ущербу, потому что в конечном итоге это отрицание истины о нас самих. Признание реальности греха помогает нам быть правдивыми и открывает нас для исцеления, которое приходит благодаря искупительному акту Христа.

Формирование совести

Формирование доброй совести — еще один фундаментальный элемент христианского нравственного учения. «Совесть есть суждение разума, по которому человеческая личность признает нравственное качество конкретного поступка» ( Катехизис Католической Церкви, № 1796). «Человек имеет в своем сердце закон, начертанный Богом. . . . Его совесть — самое сокровенное ядро ​​человека и его святилище (ГС, № 16).

Совесть представляет собой как более общую способность людей знать, что хорошо и правильно, так и конкретные суждения, которые мы делаем в конкретных ситуациях относительно того, что мы должны делать или о том, что мы уже сделали. Нравственный выбор ставит нас перед решением следовать или отступать от разума и божественного закона. Добрая совесть выносит суждения, соответствующие разуму и добру, которого желает Мудрость Божья. Добрая совесть требует формирования на протяжении всей жизни. Каждый крещеный последователь Христа обязан формировать свою совесть в соответствии с объективными нравственными нормами. Слово Божье является основным инструментом в формировании совести, когда оно усваивается изучением, молитвой и практикой. Благоразумный совет и хороший пример других поддерживают и просвещают нашу совесть. Авторитетное учение Церкви является существенным элементом формирования нашего сознания. Наконец, дары Святого Духа в сочетании с регулярным исследованием нашей совести помогут нам развить нравственно чувствительную совесть.

Совершенство добродетелей    

Христианская нравственная жизнь направлена ​​на взращивание и практику добродетели. «Добродетель — это привычное и твердое намерение делать добро. Она позволяет человеку не только совершать добрые дела, но и отдавать себя лучше» (Катехизис Католической Церкви, № 1803). Эффективная нравственная жизнь требует проявления как человеческих, так и богословских добродетелей.

Человеческие добродетели формируют душу привычками ума и воли, которые поддерживают нравственное поведение, контролируют страсти и избегают греха. Добродетели направляют наше поведение в соответствии с велениями веры и разума, ведут нас к свободе, основанной на самоконтроле, и к радости вести нравственную жизнь. Сострадание, ответственность, чувство долга, самодисциплина и сдержанность, честность, верность, дружба, мужество и настойчивость — вот примеры желательных добродетелей для поддержания нравственной жизни. Исторически сложилось так, что мы группируем человеческие добродетели вокруг так называемых Кардинальных добродетелей. Этот термин происходит от латинского слова cardo означает «шарнир». Все добродетели связаны или связаны с одной из основных добродетелей. Четыре основные добродетели — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность.

Есть несколько способов приобрести человеческие добродетели. Они приобретаются частым повторением добродетельных поступков, которые устанавливают образец добродетельного поведения. Существует взаимная связь между добродетелью и поступками, потому что добродетель как внутренняя реальность располагает нас внешне действовать нравственно хорошими способами. Тем не менее, благодаря совершению добрых дел в бетоне добродетель внутри нас укрепляется и растет.

Человеческие добродетели также приобретаются, когда они видят хороший пример других, а также благодаря обучению их ценности и методам их приобретения. Истории, которые вдохновляют нас хотеть таких добродетелей, способствуют их росту внутри нас. Они приобретаются сильной волей к достижению таких идеалов. Кроме того, благодать Божия предлагается нам для очищения и укрепления наших человеческих добродетелей, ибо нашему росту в добродетели может помешать реальность греха. Именно через молитву и таинства мы открываемся для даров Святого Духа и благодати Божией как еще один способ возрастания в добродетели.

Теологические Добродетели веры, надежды и милосердия (любви) — это те добродетели, которые непосредственно связаны с Богом. Они не приобретаются человеческими усилиями, но, начиная с Крещения, вливаются в нас как дары от Бога. Они располагают нас к жизни в отношениях со Святой Троицей. Вера, надежда и милосердие влияют на человеческие добродетели, увеличивая их устойчивость и силу для нашей жизни.

Каждая из Десяти Заповедей запрещает определенные грехи, но каждая также указывает на добродетели, которые помогут нам избежать таких грехов. Такие добродетели, как великодушие, нищета духа, кротость, чистота сердца, умеренность и сила духа, помогают нам преодолевать и избегать так называемых семи смертных или смертных грехов — гордыни, алчности или жадности, зависти, гнева, похоти, чревоугодия и т. лень или лень — это те грехи, которые порождают другие грехи и пороки.

Любовь, правила и благодать


Наша культура часто возвышает индивидуальную автономию против сообщества и традиций. Это может привести к подозрению в отношении правил и норм, исходящих из традиции. Это также может быть причиной здоровой критики законничества, которая может возникнуть из-за концентрации на правилах и нормах.

Сторонники христианской морали иногда могут впасть в законничество, что ведет к бесплодному морализаторству. Нет сомнения, что любовь должна быть существенным основанием нравственной жизни. Но так же важны в этом земном царстве правила и законы, которые показывают, как любовь может применяться в реальной жизни. На небесах одной любви будет достаточно. В этом мире нам нужно нравственное руководство из Заповедей, Нагорной проповеди, Заповедей Церкви и других правил, чтобы увидеть, как действует любовь.

Одна лишь любовь, оторванная от нравственных ориентиров, может легко перейти в сентиментальность, отдающую нас во власть наших чувств. Популярные развлечения романтизируют любовь и, как правило, опускают сложные требования морального порядка.

В нашей либеральной культуре любовь иногда настолько романтизируется, что отделяется от жертвы. Из-за этого нельзя стоять перед жестким моральным выбором. Отсутствие жертвенной любви лишает возможности подлинной нравственной жизни.

С точки зрения Библии и богословия нравственная жизнь христианина начинается с любовных отношений с Богом, заветной любви, ставшей возможной благодаря жертве Христа. Заповеди и другие нравственные правила даны нам как средства защиты ценностей, воспитывающих любовь к Богу и людям. Они дают нам способы выразить любовь, иногда запрещая все, что противоречит любви.

Нравственная жизнь требует благодати. В Катехизисе говорится об этом с точки зрения жизни во Христе и внутреннего присутствия Святого Духа, активно просвещающего наш нравственный компас и дающего духовную силу поступать правильно. Благодать, которая приходит к нам от Христа в Духе, так же необходима, как любовь и правила, и фактически делает возможным любовь и соблюдение правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *