Орфограммы словарные слова – Орфография и орфограммы 1-4 классов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Орфография в русском языке – это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфограммы:
1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
морской – мо́ре, пенал – проверочного слова нет
3. Парная по звонкости – глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
кадка – кадушка, друг – дру́га
4. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу (Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – в разных частях слова)
живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
5. Буквосочетания
ворона, волосы, перепелка
6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
кочка, конечно, закончить, банщик
7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)
аллея, суббота, класс, Марианна
8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)
честность, сердце
9. Правописание предлогов (Предлог)
по, за, от, над, чрез, из
10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)
об локоть, без ума, за стеклом
11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)
побежал, забежал, прибежал
12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
капель, вкусненький, день
13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
влюбляться, учиться
14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
обезьянка, объезд, шампиньон
15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
ложь, мышь
16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
любишь, обнимаешься, споешь
17. Падежные окончания существительных
18. Падежные окончания прилагательных
19. Правописание суффиксов
20. Правописание “не” с глаголами
21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений
budu5.com
воробей лисица вдруг Москва рабочий сорока посуда товарищ девочка капуста хороший тетрадь завод машина фамилия петух ученик одежда дежурный собака быстро ребята весело скоро пальто заяц медведь |
медведица учитель учительница сапог мороз деревня коньки ветер суббота класс русский язык берёза ворона пенал город корова молоко хорошо лопата |
до свидания горох земляника Красная площадь чёрный коллектив месяц малина хороший урожай жёлтый крестьяне помидор дорога погода молоток корабль обед север восток трактор работа улица завтрак картофель осина потом праздник |
чувство здравствуй лестница метро комната спасибо магазин яблоко вокруг кровать тарелка растение ужин библиотека топор пшеница трамвай |
впереди одиннадцать дорога библиотека аллея прекрасный здравствуйте жёлтый здесь ***************** костёр ***************** коллектив |
календарь издалека шестнадцать **************** сейчас **************** адрес электричество электростанция медленно Россия **************** салют *************** километр |
направо экскурсия корабль желать газета чёрный **************** фамилия **************** сверкать |
urok.1sept.ru
окно | число | грибы | деревья |
| кедровые | пчелиный | темнеть | говорить |
nsportal.ru
Аа Аллея, аккуратный, абрикос, аромат, автобус, артист, автомобиль, агроном,адрес, аптека, алмаз, алфавит, абзац, аккорд, апельсин, аппарат, аппетит,арбуз,абажур,авария, … Бб Багаж, баран, баранка, балкон, барабан, берёза, берег, билет, беседа, болото, быстро, библиотека, багровый, багряный, ботинки, биография, базар, бассейн, батон, будто, богатство … Вв Вокзал, вагон, восемь, внутри, вместе, вдвоём, ветер, вчера, везде, весело, вдруг, вперёд, впереди, вокруг, восток, ворона, воробей, ветреный, воскресенье, валенки, впервые, выражаю, выразительный, ванна, ванная, вверх, веять, винегрет, вдоль, внимательный, волшебный, ворота, всегда, виноград, вермишель, волос … Гг Город, граждане, гражданин, громко, газета, готов, готовить, герой, горизонт, горох, горячий, галерея, гаммы, голубой, грамм, грамматика, грипп, группа, город, гореть … Дд Деревня, дорога, девочка, дежурный, десерт, декабрь, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, диалог, длина, дрожжи, давно, !!! Далеко (даль) Долина (дол – ровное место) Ее Ежевика, если, ещё… Жж Жёлтый, животное, желать, жужжит, женщина, жжёт, жилище, железо … Зз Завод, заяц, завтра, завтрак, звонИшь, звонЯт, здесь, здание, закон, запад, здравствуй(те), земляника, земледелие, зеркало, забор,… Ии Издалека, инженер, интересный, иней, иногда, истина, истинный, иметь в виду, иллюстрация, искусство, идти, … | Кк Календарь, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, комбайн, космонавт, кабинет, космос, костёр, коньки, корова, копыто, колено, карниз, касса, карнавал, конструктор, конструкция, копейка, класс, карандаш, колхоз, килограмм, команда, камыш, капитан, корабль, концерт, корзина, коридор, кассета, командир, как будто, какао, калитка, каяться, коллектив, коллекция, кофе, кросс, кроссовки, кроссворд, корреспондент, Красная площадь, Кремль, каблук, ковер, красота, крокодил, кабина, калина, … !!! КОМПАНИЯ – 1. группа людей, проводящих вместе время 2. коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности КАМПАНИЯ – совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо важной цели Лл Лопата, лагерь, лестница, лисица, лиловый, лепесток, ладонь, лаборатория, лаять, лимон, лелеять, ластик линия, лучше, … Мм Машина, молоко, медведь, морковь, мечта, мороз, Москва, медленно, молоток, месяц, магазин, малина, мандарин, матч, металл, металлический, мальчик, метро, масса, мечта, мужчина, миллиметр, маяться, макароны, монолог, майонез, мебель, … Нн Назад, налево, направо, наверное, надолго, нарочно, несколько, народ, навсегда, надеяться, наоборот, например, насекомое, неделя, недавно, навстречу,… Пп Пальто, пенал, петух, посуда, помидор, погода, победа, песок, песчаный, прекрасный, пшеница, пятница, понедельник, печаль, пейзаж, портрет, питомник, путешествие, привет, приветливый, платок, природа, правительство, пассажир, падеж, памятник, палатка, пианино, пожалуйста, понимать, пополам, поровну, престиж, прогресс, происшествие, простор, профессия, процесс, перрон, помощник, поперёк, порядок, потом, потому что, почерк, правило, правильно, праздник, предмет, пример, программа, профессия, полотенце, палец,перчатка, пингвин,пирог, парад, пояс, … Рр Работа, рабочий, ребята, русский, ракета, расстояние, решение, рисунок, растение, район, ра;внина, рояль, рябина, рассказ, ремонт, реять, ромашка,резинка, ребенок,… !!! Родина – Россия, но родина – город, село, где родился. !!! Развиваться – развитие, прогресс, Развеваться – (веять) флаг, знамя Сс Салют, сапоги, салазки, скоро, собака, сорока, север, сегодня, солдат, соловей, столица, солома, сверкать, свобода, свободно, сейчас, секрет, серебряный, сеять, сеялка, слева, справа, спасибо, самолёт, сирень, сиреневый, суббота, субботник, свитер, ситуация, славяне, столько, сзади, сочинение, сумма,справедливость, стеречь, странный, сначала, сколько, синица,считать, счёт, счастье, стакан, ссора, сразу, стрекоза, сочинение, сосед, совсем,скатерть,случай, салфетка,секунда,… Тт Тарелка, тетрадь, тетрадка, трактор, товарищ, торжественный, теперь, телефон, тепловоз, топор, трамвай, традиция, тревога, театр, тогда, только, телеграмма, терраса, территория, тонна,томат, тоска, тоскует, троллейбус, такой,телёнок,… Уу Ученик, ученица, учитель, учительница, урожай, улица, ужин, ураган, узел,… Фф Футбол, фойе, фиолетовый, фамилия, фантазия, финиш, фонарь,… Хх Хозяйство, хозяин, хлебороб, хорошо Цц Цитата, цирк, Чч Человек, четверг, чёрный, четырнадцать, чемодан, чучело, чеснок, … Шш Шофёр, шоссе, шестнадцать, шорох, шалаш, шёлк, шинель, !!! ШЁЛ, УШЁЛ, ЗАШЁЛ, НАШЁЛ, ПЕРЕШЁЛ, ОТОШЁЛ… |
multiurok.ru
Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащу – щу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цвету́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бежи́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Колю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
. – В конце предложения ставится точка.
Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пищáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.
. – В конце предложения ставится точка.
Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
чашка
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
очки
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
лови́л – улóв
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
дуб – дубы, ложка – ложек
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
местный – место, опасный – опасен
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
семья
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
коллаж
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.
7gy.ru
Аа Аллея, аккуратный, абрикос, аромат, автобус, артист, автомобиль, агроном,адрес, аптека, алмаз, алфавит, абзац, аккорд, апельсин, аппарат, аппетит,арбуз,абажур,авария, … Бб Багаж, баран, баранка, балкон, барабан, берёза, берег, билет, беседа, болото, быстро, библиотека, багровый, багряный, ботинки, биография, базар, бассейн, батон, будто, богатство … Вв Вокзал, вагон, восемь, внутри, вместе, вдвоём, ветер, вчера, везде, весело, вдруг, вперёд, впереди, вокруг, восток, ворона, воробей, ветреный, воскресенье, валенки, впервые, выражаю, выразительный, ванна, ванная, вверх, веять, винегрет, вдоль, внимательный, волшебный, ворота, всегда, виноград, вермишель, волос … Гг Город, граждане, гражданин, громко, газета, готов, готовить, герой, горизонт, горох, горячий, галерея, гаммы, голубой, грамм, грамматика, грипп, группа, город, гореть … Дд Деревня, дорога, девочка, дежурный, десерт, декабрь, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, диалог, длина, дрожжи, давно, !!! Далеко (даль) Долина (дол – ровное место) Ее Ежевика, если, ещё… Жж Жёлтый, животное, желать, жужжит, женщина, жжёт, жилище, железо … Зз Завод, заяц, завтра, завтрак, звонИшь, звонЯт, здесь, здание, закон, запад, здравствуй(те), земляника, земледелие, зеркало, забор,… Ии Издалека, инженер, интересный, иней, иногда, истина, истинный, иметь в виду, иллюстрация, искусство, идти, … | Кк Календарь, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, комбайн, космонавт, кабинет, космос, костёр, коньки, корова, копыто, колено, карниз, касса, карнавал, конструктор, конструкция, копейка, класс, карандаш, колхоз, килограмм, команда, камыш, капитан, корабль, концерт, корзина, коридор, кассета, командир, как будто, какао, калитка, каяться, коллектив, коллекция, кофе, кросс, кроссовки, кроссворд, корреспондент, Красная площадь, Кремль, каблук, ковер, красота, крокодил, кабина, калина, … !!! КОМПАНИЯ – 1. группа людей, проводящих вместе время 2. коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности КАМПАНИЯ – совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо важной цели Лл Лопата, лагерь, лестница, лисица, лиловый, лепесток, ладонь, лаборатория, лаять, лимон, лелеять, ластик линия, лучше, … Мм Машина, молоко, медведь, морковь, мечта, мороз, Москва, медленно, молоток, месяц, магазин, малина, мандарин, матч, металл, металлический, мальчик, метро, масса, мечта, мужчина, миллиметр, маяться, макароны, монолог, майонез, мебель, … Нн Назад, налево, направо, наверное, надолго, нарочно, несколько, народ, навсегда, надеяться, наоборот, например, насекомое, неделя, недавно, навстречу,… Пп Пальто, пенал, петух, посуда, помидор, погода, победа, песок, песчаный, прекрасный, пшеница, пятница, понедельник, печаль, пейзаж, портрет, питомник, путешествие, привет, приветливый, платок, природа, правительство, пассажир, падеж, памятник, палатка, пианино, пожалуйста, понимать, пополам, поровну, престиж, прогресс, происшествие, простор, профессия, процесс, перрон, помощник, поперёк, порядок, потом, потому что, почерк, правило, правильно, праздник, предмет, пример, программа, профессия, полотенце, палец,перчатка, пингвин,пирог, парад, пояс, … Рр Работа, рабочий, ребята, русский, ракета, расстояние, решение, рисунок, растение, район, ра;внина, рояль, рябина, рассказ, ремонт, реять, ромашка,резинка, ребенок,… !!! Родина – Россия, но родина – город, село, где родился. !!! Развиваться – развитие, прогресс, Развеваться – (веять) флаг, знамя Сс Салют, сапоги, салазки, скоро, собака, сорока, север, сегодня, солдат, соловей, столица, солома, сверкать, свобода, свободно, сейчас, секрет, серебряный, сеять, сеялка, слева, справа, спасибо, самолёт, сирень, сиреневый, суббота, субботник, свитер, ситуация, славяне, столько, сзади, сочинение, сумма,справедливость, стеречь, странный, сначала, сколько, синица,считать, счёт, счастье, стакан, ссора, сразу, стрекоза, сочинение, сосед, совсем,скатерть,случай, салфетка,секунда,… Тт Тарелка, тетрадь, тетрадка, трактор, товарищ, торжественный, теперь, телефон, тепловоз, топор, трамвай, традиция, тревога, театр, тогда, только, телеграмма, терраса, территория, тонна,томат, тоска, тоскует, троллейбус, такой,телёнок,… Уу Ученик, ученица, учитель, учительница, урожай, улица, ужин, ураган, узел,… Фф Футбол, фойе, фиолетовый, фамилия, фантазия, финиш, фонарь,… Хх Хозяйство, хозяин, хлебороб, хорошо Цц Цитата, цирк, Чч Человек, четверг, чёрный, четырнадцать, чемодан, чучело, чеснок, … Шш Шофёр, шоссе, шестнадцать, шорох, шалаш, шёлк, шинель, !!! ШЁЛ, УШЁЛ, ЗАШЁЛ, НАШЁЛ, ПЕРЕШЁЛ, ОТОШЁЛ… |
multiurok.ru
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах
В каждом классе учащиеся запоминают написание определённого количества словарных слов. Работа с такими словами проводится следующим образом.
Все слова, правописание которых должны усвоить учащиеся в 1 классе встречаются в текстах ”Азбуки”, “Книге для чтения”.
Работа над ними начинается ещё в букварный период. Словарные слова складываются из разрезной азбуки, проводится их слоговой и звуковой анализ, выделяется непроверяемая безударная гласная (цветным мелом на доске и цветной ручкой в тетрадях или просто подчёркиванием). Некоторые виды работ, из представленных ниже, можно использовать в качестве индивидуальных заданий в первом классе.
Во втором классе в первом полугодии работа над словарными словами продолжается.
Все слова, записанные в словаре, учащиеся заучивают наизусть. Это достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях:
- Перечислить названия птиц, животных, людей, учебных вещей.
- Выписать из словаря слова, обозначающие названия животных (домашних, диких).
- Выписать из словаря слова, обозначающие названия птиц (зимующих, перелётных).
- Записать слова, которые начинаются с буквы М, с буквы П и т. д.
Материал для выборочного диктанта.
- На ветке сидит ворона.
- Рабочие идут на завод.
- Дежурный стёр пыль.
- Медведь любит мёд.
Кроме отдельных предложений пишем и связные тексты, по содержанию простые и доступные учащимся.
Зима.
Наступила зима. Толя надел пальто, взял коньки. Он идёт на каток. Там много мальчиков и девочек. Всем весело.
Наш класс.
Мы любим свой класс. В классе чисто. Дежурный открыл окно. Зазвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Ученики встали. Начался урок письма.
Ответы на вопросы.
- Кто живёт в лесу?
- Кто следит за чистотой в классе?
- Куда идут рабочие?
- Что даёт корова?
Ответы на вопросы можно проводить по-разному:
- написать 3-4 вопроса на доске, а учащиеся дают полные ответы и записывают их в тетради;
- учитель диктует вопросы, учащиеся записывают только ответы (словарные слова).
Дописать предложения.
- За окном запел…(петух).
- Мальчик чистит своё…(пальто).
- Стрекочет проворная …(сорока).
- Брату купили…(коньки).
- На горку бегут …(ребята).
Загадки.
- С людьми дружит, дом сторожит. (собака).
- Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко).
- Зимой беленький, а летом серенький. (заяц).
- Загадки используются для комментированного письма.
Игры.
1. “Буквы рассыпались. “
Л, Е, П, Н, А | З, Я, А, Ц |
П, У, Т, Х, Е | П, Ь, Л, Т, А, О |
М, З, Р,О,О | В, Р, Н, О, О, А |
О, К, Р, О, В, А | Б, Р, Б, Н, А, А, А |
2. “Слоги рассыпались. “
РА, ТА, БО | ДЕ, НЫЙ, ЖУР |
КА, ДАШ, РАН | ШИ, НА, МА |
ДЕ, КА, ВОЧ | НА, ВО, РО |
3. “Из каких слов выпали согласные?”
О, О, А | (корова, сорока, ворона) |
А, А, А | (барабан, карандаш) |
Е, А | (пенал) |
4. “Из каких слов выпали гласные?”
М…Р…З (мороз)
В…Р…Н…(ворона)
Р…Б…Т…(работа)
З…В…Д (завод)
5. “Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д. “
УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, КЛАСС, и т. д.
6. “Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О. “
ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, МОРОЗ, ВОРОНА.
7. “Первый слог потерялся. “
На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги.
…РОКА, …РОЗ, …КИ, …РОВА, …БАКА, …ТО.
8. “Какое слово записать?”
На доске учитель записывает словарное слово, которое нужно отгадать и закрывает его. Затем говорит, что это слово имеет 3 согласных и 2 гласных звука.
9. “Угадай слово. “
СО…(собака), МО…(молоко), СО…(сорока), ЗА…(завод), МО…(молоток), ДЕ…(девочка), ЗА…(заяц), ДЕ…(дежурный).
10. “Не ошибись!”
У всех учащихся должны быть карточки с гласными А, О, Е, И, Я. учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с нужной орфограммой. Затем слово можно записать в тетрадь.
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами: БАРАБАН, РЕБЯТА, ДЕВОЧКА.
2. Составить предложения с данными группами слов:
РАБОТА, КОЛХОЗ.
УЧЕНИК, КЛАСС.
3. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.
ЗИМА, МОРОЗ, КОНЬКИ, КАТОК.
УЧЕНИК, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ.
КЛАСС, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ.
Выборочный ответ.
Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Например:
слова | 1 | Отв 2 |
еты 3 |
4 |
Б…ТОН | А | О | А | О |
Г…ЗЕТА | О | А | А | О |
Г…РОХ | О | А | О | О |
Другой пример:
слова | 1 | Отв 2 |
еты 3 |
4 |
КО…ЕКТИВ | Л | ЛЛ | Л | ЛЛ |
А…ЕЯ | ЛЛ | Л | Л | ЛЛ |
КО…ИДОР | РР | Р | РР | Р |
Учащиеся выбирают правильный ответ, после этого проводят самопроверку, взаимопроверку, сверяя ответ по словарю.
Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.
Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.
Задания тесно связываются с изучаемой темой:
- Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .
- Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
- Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
- Записать слова, обозначающие действие предмета.
- Образовать родственные слова.
- Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.
- Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.
Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.
Ответы на вопросы.
- Что делает художник?
- На чём работает тракторист?
- Во что собирают грибы?
- Какой день недели первый?
- Какой день недели последний?
- Кто водит автомашину?
Дописать предложения.
- Столица нашей Родины…(Москва).
- Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Всех слов дороже нам слова:
- Страна родная и …(Москва).
Пословицы.
Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.
- Береги нос в большой мороз.
- Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Декабрь год кончает, январь начинает.
Загадки.
- Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).
- В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).
Игры.
1. Голоса на улице.
ПЕТУХ | стрекочет |
СОРОКА | поёт |
ВОРОБЕЙ | лает |
КОРОВА | чирикает |
СОБАКА | мычит |
2. У каждой буквы столбик слов.
Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.
К | О |
КАРТИНА | ОГУРЕЦ |
КОРЗИНА | ОДЕЖДА |
КАПУСТА | ОТЕЦ |
3. “Цепочка”.
Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.
4. “Кто больше?”
Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами:
ДЕРЕВНЯ | ГОРОД |
КАРТИНА | КОРЗИНА |
НАРОД | ПОГОДА |
2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.
КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.
ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.
О | А | Е | И |
КОМАР | ГАЗЕТА | МЕТАЛЛ | ДИВАН |
КОМАНДИР | КАНАВА | ТЕПЕРЬ | ЛИМОН |
ПОБЕДА | САЛЮТ | ТЕТРАДЬ | СИРЕНЬ |
Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.
1. Впиши слова в таблицу.
А | О | ||
А | А-А | О | О-О |
АБЗАЦ | КАРАНДАШ | СОЛОМА | ОГОРОД |
… | … | … | … |
… | … | … | … |
Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов (“трудных,” словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.
Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.
urok.1sept.ru