Окружающий мир 3 класс словарь: Словарь терминов по окружающему миру 3 класс
Раздел «Как устроен мир» | ||
Тема «Природа» | ||
Термин | Определение | |
Природа | – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. | |
Биология | – это наука, которая изучает живую природу. | |
Царство | — это большая группа похожих живых существ. Биологи выделяют царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий, царство вирусов. | |
Микроскоп | – это увеличительный прибор, который позволяет человеку | |
Бактерии | – это крошечные организмы, которые живут везде. | |
Организмы | – это живые существа, населяющие планету Земля. | |
Тема «Человек» | ||
Человек | – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. | |
Психология | – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. | |
Воображение | – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление. | |
Восприятие | – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. | |
Мышление | – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. | |
Память | – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. | |
Тема «Общество» | ||
Семья | – группа живущих вместе близких родственников. | |
Флаг | – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, одно из эмблем государства. | |
Народ | – население государства, жители страны. | |
Герб | – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов | |
Государство | – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык | |
Общество | – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. | |
Тема «Экология» | ||
Экология | — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой | |
Окружающая среда | – это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем. | |
Тема «Природа в опасности» | ||
Заповедник | – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна. | |
Заказники | – охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды | |
Национальный парк | — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. | |
МСОП | – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Раздел | |
Раздел «Эта удивительная природа» | ||
Тема «Тела, вещества, частицы» | ||
Термин | Определение | |
Химия | – наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения. | |
Тело | – все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой). | |
Вещество | – это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные. | |
Частица | – мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы. | |
Тема «Разнообразие веществ» | ||
Соль | – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде. | |
Сахар | – белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника. | |
Крахмал | – углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен. | |
Конденсация | – процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. | |
Кислота | – химическое соединение, содержащее атом водорода. | |
Тема «Воздух и его охрана» | ||
Воздух | – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. | |
Свойства воздуха | прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло. | |
Атмосфера | – слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. | |
Тема «Вода». «Превращения и круговорот воды» | ||
Ботаника | – наука о растениях, один из разделов биологии | |
Круговорот воды в природе | – вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю. | |
Испарение | -это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий на поверхности вещества. | |
Состояние | – это способность движущейся материи к проявлению в различных формах с присущими им свойствами и отношениями. | |
Тема «Почва» | ||
Почва | – это верхний плодородный слой земли. | |
Перегной | – часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов. | |
Питание растений | – поглощение углекислого газа и выделение кислорода. | |
Организмы-потребители | – так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями. | |
Организмы-производители | – так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений. | |
Организмы-разрушители | – это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений. | |
Дыхание растений | – поглощение кислорода и выделение углекислого газа. | |
Грибница | – вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей. | |
Насекомые-опылители | – насекомые, которые опыляют цветы. | |
Нектар | – сладкий цветочный сок. | |
Опыление | – перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение. | |
Пыльца | – мелкие желтые крупинки в цветках. | |
Эрозия почвы | – процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром | |
Тема «Разнообразие растений» | ||
Ботаника | – наука о растениях, один из разделов биологии | |
Водоросли | – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом . | |
Мхи | -это многолетнее растение, низкого «роста» и маленького размера | |
Папоротники | – это зеленые цветочные растения с разделенными листьями, которые, как правило, растут во влажных, теневых областях. | |
Хвойные растения | – это деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев. | |
Цветковые растения | получили такое название из-за способа размножения с помощью цветков, опыляемых насекомыми. | |
Тема «Зоология» | ||
Зоология | – это наука, которая изучает животных | |
Черви | – живут на суше и в воде | |
Моллюски | – мягкое тело, защищенное раковиной.( улитки, слизни, осьминоги, кальмары) | |
Иглокожие | – морские звезды, ежи, лилии, огурцы. | |
Ракообразные | – это раки, крабы, креветки. | |
Паукообразные | – это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног(4 пары) | |
Насекомые | – животные, у которых шесть ног (3 пары), к ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи. | |
Рыбы | – водные животные, тело которых покрыто чешуей, дышат жабрами, передвигаются с помощью плавников. | |
Земноводные | – животные, у которых кожа голая, нежная. Живут и в воде, и на суше. ( лягушки, жабы, тритоны) | |
Пресмыкающиеся или рептилии | – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками и панцирем, они постоянно ползают. ( ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. | |
Птицы | – животные, тело которых покрыто перьями. | |
Звери или млекопитающие | – животные, тело которых покрыто шерсть, детей кормят молоком. | |
Растительноядные | – животные, которые питаются растительной пищей. | |
Насекомоядные | – это животные, которые питаются насекомыми. | |
Хищные | – это животные, которые питаются крупной добыче. | |
Всеядные | – это животные, которые питаются и растительной. И животной пищей. |
Словарь терминов по окружающему миру
Словарь
Айсберг – отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды может быть до 100 м, но большая часть ледника находится под водой.
Астрономия – наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом.
Атмосфера — газовая оболочка вокруг Земли.
Атмосферное давление — вес атмосферы, давящий на земную поверхность.
Бактерии — микроскопические живые организмы.
Биосфера — оболочка Земли, которая заселена живыми организмами.
Ботаника – наука, изучающая растения, один из основных разделов биологии
Веслоногие птицы – пеликанообразные водоплавающие птицы, все четыре пальца которых соединены плавательной перепонкой. К ним относятся: олуша, фаэтоны, фрегаты, бакланы, змеешейки, пеликаны.
Вещество – то, из чего состоят тела.
Вигвам – жилище индейцев Северной Америки – коническое или куполообразное, на каркасе из тонких стволов, покрытом ветками, корой, циновками.
Влажность – количество водяного пара (то есть воды в газообразном состоянии) в атмосфере.
Водоем – место скопления или хранения воды (озеро, бассейн, пруд, водохранилище).
Восточная Сибирь – часть Сибири от реки Енисей на западе и до тихоокеанского побережья на востоке.
Всеядные животные – это животные, которые питаются и растениями, и животными.
Галактики – гигантские звездные системы. Наша Галактика называется Млечный Путь.
Гейзеры – бьющая фонтаном из-под земли горячая подземная вода.
Геология – наука о горных породах и минералах.
Гигиена – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Гнус – общее название кровососущих насекомых отряда двукрылых (комары, мошки, мокрецы, слепни, мухи-жигалки, москиты).
Гора – форма рельефа, часть земной поверхности выше 200 м над окружающей местностью.
Горизонт – видимое вокруг нас пространство, ограниченное линией, где нам кажется, что небо сходится с землёй.
Горная порода – природное вещество, которое состоит из одного или нескольких минералов.
Горючее – вещество, которое можно использовать для получения тепла.
Дальний Восток – территория на Востоке Азии, на которой расположены восточная часть России, восточная часть Китая, Корея, Япония; иногда к Дальнему Востоку относят и Филиппины.
Двукрылые – отряд насекомых, у которых развита только передняя пара крыльев. Ряд видов – переносчики болезней человека. К ним относятся комнатная муха, москиты, кровососущие комары и другие.
Динозавры – самый многочисленный отряд вымерзших пресмыкающихся. Длина тела от 20 см до 30 м. Одни передвигались на двух ногах, другие на четырёх. Древние динозавры были сухопутными хищниками, затем появились растительноядные; некоторые из них перешли к жизни в воде.
Дичь – добываемые охотой птицы и звери, мясо которых употребляют в пищу. От дичи получают также пух, перо, шкурки, рога. Пернатая дичь – птицы; четвероногая – зайцы и копытные животные.
Доменная печь – шахтная печь для выплавки чугуна.
Драгоценные камни – минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Условно все драгоценные камни делятся на:
1 класс – алмаз, рубин, сапфир, изумруд;
2 класс – александрит, сапфир оранжевый, зелёный. Фиолетовый благородный чёрный опал, благородный жадеит;
3 класс – демантоит, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин;
4 класс – хризолит, цирком, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрон.
Егерь – должностное лицо в охотничьих хозяйствах России; специалист-охотник, обслуживающий охотников-любителей. Контролирует соблюдение правил природопользования и законов об охоте.
Естественный отбор – процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных. Естественный отбор – это следствие борьбы за существование.
Естествознание – естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).
ЕЭС – Европейское экономическое сообщество. Цель ЕЭС – создание единого экономического пространства путём повышения уровня экономического развития его участников.
Жвачные животные – группа растительноядных копытных млекопитающих, желудок которых состоит из четырёх отделов. После кормёжки жвачные животные отрыгивают пищу в рот и снова её прожёвывают. К их числу относятся олени, антилопы и крупный рогатый скот.
Западная Сибирь – часть Сибири между Уральскими горами и рекой Енисей.
Звёзды – гигантские светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. Образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).
Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.
Земная кора – наружный твёрдый слой Земли, который образует её поверхность.
Зоология – наука о животных, один из разделов биологии.
Иглу – зимнее жилище из снега у части канадских эскимосов в виде купола с входом через длинный коридор; иногда стены внутри покрывают шкурами.
Ископаемое горючее – каменный уголь, нефть и природный газ, которые образовались при окаменении органических остатков и которые при сгорании производят энергию.
Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние.
Кислород– газ, составная часть воздуха, необходимая живым организмам для дыхания.
Компас – прибор, указывающий направления сторон света и служащий для ориентирования на местности.
Континент – см. Материк.
Космос (Вселенная) – необъятное пространство, в котором находятся галактики, звезды, планеты и другие космические тела.
Круговорот воды – цикличное движение воды на Земле – из моря в воздух, затем на сушу и обратно в море.
Ландшафт – это рельеф местности вместе с водоемами, растительностью и животными.
Легкая промышленность – вид промышленности, который использует небольшое количество сырья и производит легкую и простую в транспортировке продукцию.
Лиственные деревья – деревья с широкими листьями, которые зимой сбрасываются.
Литосфера – внешняя часть твердой оболочки Земли, включающая земную кору и верхний слой мантии.
Лишайники – своеобразная группа организмов, образованных грибом и водорослью, живущих в тесном партнерстве (симбиозе).
Луг – участок земли, растительный компонент которой составляют сообщества многолетних трав.
Магма – горячая расплавленная горная порода, находящаяся под земной корой.
Метеорология – наука, изучающая различные виды погоды и климата.
Материк (континент) – обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. На Земле 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
Микроорганизмы – мельчайшие живые существа, которые можно рассмотреть только под микроскопом.
Мировой океан – все океаны Земли.
Многолетние растения – растения, живущие дольше двух лет. К многолетним растениям относятся все деревья, кустарники и многие травянистые растения.
Море – это часть океана, обычно окаймленная сушей.
Москиты – семейство насекомых отряда двукрылых. Длина 1.3 – 1.5 мм. Входят в состав гнуса.
Нектар – сахаристая жидкость, выделяемая цветками многих растений. Растения выделяют нектар для привлечения насекомых, осуществляющих опыление.
Облака – скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов.
Овраги – глубокие крутосклонные формы рельефа, образованные временными водотоками.
Озеро – природный водоем в углублении суши.
Озоновый слой – слой земной атмосферы, содержащий озон, который является видом кислорода. Озоновый слой задерживает вредоносные солнечные лучи.
Океан – один из четырех массивов соленой воды, покрывающий земную поверхность. Традиционно выделяют 4 океана: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский. Сейчас выделяют также Южный океан вокруг Антарктиды.
Организм – любое живое существо.
Органы чувств – орган зрения (глаза), орган осязания (кожа), орган обоняния (нос), орган вкуса (язык), орган слуха (уши).
Ориентирование – определение своего местонахождения относительно сторон горизонта.
Орнитология – область зоологии, изучающая птиц.
Осадки – вода, выпадающая из атмосферы на земную поверхность в виде дождя, снега, мокрого снега или града.
Пищевая цепь – пищевые взаимоотношения между несколькими видами живых существ. Когда организм одного вида поедает организм другого вида, в пищевой цепи происходит преобразование и перенос веществ и энергии.
Планеты – крупные тела солнечной системы, которые движутся вокруг Солнца по своим орбитам. Сейчас выделяют 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Позвоночные – группа животных, имеющих позвоночник. К числу позвоночных относятся рыбы, амфибии (земноводные), рептилии (пресмыкающиеся), птицы и млекопитающие.
Поле – безлесная равнина, пространство. Часто используется для выращивания сельскохозяйственных культур (пшеничное поле) или для спортивных сооружений (футбольное поле).
Полушарие – это одна из двух частей, на которые земной шар условно делится начальным меридианом или экватором.
Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее части суши.
Пустыня – те области, где выпадает очень мало дождей или их не бывает вовсе и где мало растений и животных.
Равнины – участки поверхности суши, дна океанов и морей, характеризующиеся незначительными колебаниями высот.
Растения – одно из царств живой природы. Они создают питательные вещества из веществ неживой природы.
Растительноядные животные – животные, питающиеся растительной пищей.
Река – естественный водный поток, текущий в определённом направлении, имеющий исток, русло, устье, притоки.
Рельеф Земли – все неровности земной поверхности. Основные формы рельефа: равнины и горы.
Родник – место, где вода естественным путём вытекает из-под земли.
Руда – горная руда, содержащая металлы.
Созвездие – группа звёзд, выделенная людьми.
Спутник – предмет, обращающийся вокруг центрального объекта – например, Луна, которая вращается вокруг Земли.
Солнце – звезда, раскалённый светящийся газовый шар.
Тайга – хвойный северный (бореальный) лес в Европе, Азии и Северной Америке. Сегодня тайга занимает примерно 10% всей суши планеты.
Тепловые пояса Земли: жаркий, два умеренных и два холодных.
Теплокровные животные – животные, чей организм способен постоянно поддерживать одну и ту же температуру тела независимо от температуры окружающей среды. Это позволяет им оставаться активными даже в сильную стужу. Из всех животных теплокровными являются только птицы и млекопитающие.
Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы, вихри которого крушат все на своем пути.
Тропики Земли – область, заключенная между тропиком Рака и тропиком Козерога. Это воображаемые линии, идущие вокруг земного шара.
Тропосфера – нижний слой земной атмосферы.
Туман – мелкие капельки жидкой воды.
Тундра – холодная безлесная равнина со слоем вечной мерзлоты в почве.
Тяжелая промышленность – это вид промышленности, для работы которого необходимы большие машины и тяжелые сырьевые металлы. Например, производство стали.
Фильтрование – очистка воды или другой жидкости от нерастворимых примесей.
Хвойные – растения, образующие семена не в плодах, а в шишках. Большинство хвойных – вечнозеленые растения.
Хвойные деревья – вечнозеленые растения с листьями в виде иголочек, которые не опадают на зиму.
Хищники – животные, которые охотятся на других и используют их в пищу. К отряду хищников относятся кошки, собаки, медведи, лисицы и другие животные.
Холоднокровные животные – животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. В холодную погоду такие животные малоактивны. Например, змеи, ящерицы, рептилии и другие.
Цунами – волна, заливающая бухту. Это слово японское. «Цу» означает «бухта», а «нами» – «волна».
Чум – переносное жилище северных народов, конической формы шатер, покрытый шкурами, войлоком или корой.
Экватор – воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ягель (олений мох) – лишайники рода кладония. Пища северных оленей.
Ядро Земли – центральная часть Земли, которая в самой глубине представляет собой твердый металлический шар, называемый внутренним ядром, а снаружи имеет горячую оболочку из жидкого металла, которая называется наружным ядром.
Яранга – у некоторых северных народов переносное жилище с конической крышей.
Исследование окружающего мира. Словарь 3. Словарь
Изучение слов с помощью карточек и другие виды деятельности
Другие учебные занятия
Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову. Используйте это, чтобы подготовиться к следующему тесту! Vocabulary JamСоревнуйтесь с другими командами в режиме реального времени, чтобы увидеть, кто правильно ответит на большинство вопросов! Проверка орфографии Проверьте свою орфографическую хватку. Прочитайте определение, послушайте слово и попробуйте написать его!
Инструменты для обучения
Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас. Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.
- 48″>
климат
- земной
планеты Земля, относящейся к ней или характерной для нее
- биосфера
области Земли, в которых существуют живые организмы
- тень дождя
район, в котором мало осадков, потому что какой-то барьер заставляет ветры терять свою влагу, прежде чем он достигнет его
- тундра
обширная безлесная равнина, где недра вечной мерзлоты
- пустыня
оставить того, кто нуждается в вас или рассчитывает на вас; оставить в беде
- пастбище
земля, на которой растет трава или похожая на траву растительность, которая является преобладающей формой растительного мира
62″>
прерия - простой
простой
- пампасы
обширные травянистые равнины северной Аргентины
- степь
обширная равнина без деревьев
- саванна
плоские луга в тропических или субтропических регионах
- тропический лес
тропический лес в тропической зоне
- выщелачивание
процесс выщелачивания
- древесный
из деревьев или относящихся к ним или образованных ими
- лиана
древесное вьющееся обычно тропическое растение
- ацетон
простейший кетон
- лиственный
опадающая листва в конце вегетационного периода
- биомасса
общее количество живого вещества на данной единице площади
- хвойное дерево
тип дерева или кустарника с шишками
- чапараль
густая растительность, состоящая из низкорослых деревьев или кустарников
- альпийский
относящийся к высокогорью или характерный для высокогорья
75″>
горный - болото
экосистема, подобная болоту или болоту, насыщенная водой
погода в некотором месте, усредненная за определенный период времени
безлесная травянистая равнина
эпифитов или относящихся к ним
горных районов или населяющих их
Создано 19 апреля 2010 г. (обновлено 19 апреля 2010 г.)
Словарь | Reading Rockets
Дополнительные ресурсы:
Лексика относится к словам, которые мы должны понимать, чтобы эффективно общаться. Педагоги часто рассматривают четыре типа словарного запаса: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Словарь аудирования включает слова, которые нам необходимо знать, чтобы понимать то, что мы слышим. Разговорный словарный запас состоит из слов, которые мы используем, когда говорим. Словарный запас для чтения относится к словам, которые нам нужно знать, чтобы понять то, что мы читаем. Письменный словарный запас состоит из слов, которые мы используем в письме.
Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Начинающие читатели должны использовать слова, которые они слышат устно, чтобы понять смысл слов, которые они видят в печати. Дети, которые слышат больше слов, произносимых дома, запоминают больше слов и поступают в школу с лучшим словарным запасом. Этот больший словарный запас окупается в геометрической прогрессии по мере того, как ребенок продвигается в школе.
Рассмотрим, например, что происходит, когда начинающий читатель приходит к слову и копает в книге. Когда он начинает различать звуки, обозначаемые буквами d, i, g, читатель понимает, что эти звуки составляют очень знакомое слово, которое он слышал и говорил много раз. Начинающему читателю труднее разобраться в словах, которые еще не входят в его разговорный (устный) словарный запас.
Словарный запас является ключом к пониманию прочитанного. Читатели не могут понять, что они читают, не зная значения большинства слов. По мере того, как дети учатся читать более сложные тексты, они должны усваивать значение новых слов, не входящих в их устный словарный запас.
Научные исследования по обучению словарному запасу показывают, что большая часть словарного запаса изучается косвенно, а некоторые слова необходимо заучивать напрямую.