Разное

Обучение порядковому счету детей дошкольного возраста: Методика обучения порядковому счёту в детском саду (описание)

Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как наука и


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


1.Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как наука и учебная дисциплина.

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики и способствует воспитанию разносторонней личности.

Математика – это наука о количественных и пространственных отношениях действительности.

Теория и методика математики является самостоятельной научной дисциплиной. Сначала она существовала в рамках дошкольной педагогики, затем выделилась в отдельную дисциплину.

Главные вопросы, на которые она ориентирована чему и как учить детей, чтобы способствовать математическому и умственному развитию и подготовить детей к обучению и усвоению математики в школе.

Предмет ФЭМП как науки:

– изучение закономерностей математического развития детей

– выявление и обоснование педагогических условий, которые способствуют эффективному математическому развитию детей в условиях д/с и школы.

Предмет ФЭМП как научная дисциплина:

– является направляемым взрослым процесс освоения ребёнком математического содержания, способствующий его познавательному, личностному развитию при условии специальной организации и применении в обучении эффективных технологий развития и воспитания.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Задачи:

– научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

– определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе;

– совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

– разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

– реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

– разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

– разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Содержание понятия «предматематическая подготовка»

Предматематическая подготовка – это целенаправленное умственное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего усвоения математического содержания (знакомство с арифметическими действиями, задачами).

Основная цель теоретических основ развития математических представлений — математическое описание и уточнение смысла всего того, что практикуется на занятиях с дошкольниками, разъ­яснение тех понятий, о которых у детей формируют соответству­ющие представления.

Для иллюстрации различных понятий, фактов или конструкций необходимо пользоваться примерами и играми, моде­лирующими эти понятия или конструкции, и соответствующим дидактическим материалом. Особенностью этого изло­жения является выявление логической структуры мышления, раз­виваемой одновременно с математическими представлениями. Это дает возможность педагогу повысить развивающий эффект при фор­мировании у школьников математических представлений.

Используемая при изложении теоретических основ специаль­ная логическая и математическая терминология и символика не предназначена для обучения дошкольников.

В содержании предматематической подготовки детей дошкольного возраста выделяют

3 направления:

Скачать 456,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

«Обучение порядковому счету посредством дидактических игр детей старшего дошкольного возраста» | Проект (старшая группа):

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно с помощью игры можно обратить внимание детей на те вещи и предметы, которые им не интересны в обычных условиях. В играх, используемых для обучения, предполагается наличие дидактического материала. Таким образом, дидактические игры с математическим содержанием привлекают внимание детей, обеспечивая  необходимые обучающие задачи. Они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников и создают у них положительные эмоции.

Я работаю в старшей группе ОНР. Тема проекта мне интересна тем, что дети почти не пользуются в своей речи порядковыми числительными. В игровой деятельности я слышу от них только одну фразу, где используется порядковое числительное: «Я первый». В начале учебного года они не понимают  значение вопросов «Какой по счету?» и «Который», не могут правильно назвать все порядковые числительные, а также путают их с количественными числительными.

С помощью дидактических игр я хотела доступно и интересно научить детей различать вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?» и использовать в своей речи порядковый счет.  

Тип проекта – краткосрочный, групповой, практико – ориентированный;

Вид проекта – творческий.

Цель: определить роль дидактических игр в формировании порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: закрепление  порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи проекта:

– Закрепить навыки порядкового счета в пределах 6, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них;

– Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;

– Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.

Развивающие задачи проекта:

– Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

– Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

– Развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей

Воспитательные задачи проекта:

– Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Продолжительность: 3 недели в ноябре 2020 года

Сроки реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап (02 – 08 ноября 2020г.) – подготовительный этап.

– Изучение литературы по данному вопросу;

Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.

– Подбор материалов для проведения практической работы;

– Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей;

– Разработка конспектов образовательной деятельности по математическому развитию.

2 этап (09 – 15 ноября 2020г.) – основной этап:

– Консультация для родителей о значимости знаний детей дошкольного возраста о порядковом счете;

– Проведение итоговой образовательной деятельности;

– Изготовление папки-передвижки «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей».

– Индивидуальные беседы с родителями.

3 этап (16 – 22 ноября 2020г.) – заключительный этап:

– Обработка и оформление материалов проекта;

– Оценка результатов работы всех участников проекта.

Реализация проекта.

Познавательное развитие

Беседы:

«Различие между порядковым и количественным счетом»

«Найди место предмета в ряду»

«Как правильно считать»

Речевое развитие

Описание геометрических фигур и тел с использованием порядкового счета

Составление рассказов и сказок с использованием порядкового счета.

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Матрешки», «Семь цветов радуги», «Выложи орнамент», «Кто где живет», «Зажги свет в окошке», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Математический планшет», «Четвертый лишний», «Непоседа», «Расставь флажки», «Найди и раскрась».

Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 6.

Игры с мелкими предметами: зерна, фасоль, бусины, счетные палочки.

Пальчиковые игры с использованием шарика-массажера Су-Джок.

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Поезд», «Айболит», «Детский сад», «Семья».

Ознакомление с художественной литературой:

«Теремок», «Цветик-семицветик»,  «12 месяцев», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Найди свой домик», «Встань на место», «Живые числа», «Карусель», «Воробышки и кот», «Самолеты»

Работа с родителями:

Проведение консультации для родителей «Занимательный порядковый счет дома».

Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений для формирования навыков порядкового счета

Индивидуальные беседы о необходимости развития познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

Папка-передвижка «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей»

Результаты проекта.

В результате моего проекта дети освоили порядковый счет в пределах 6, стали понимать различие между порядковым и количественным счетом, находить место числа в ряду. Они стали использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни. Повышение знаний по развитию математических представлений привело к развитию словарного запаса, памяти и логического мышления.

Родители с большим удовольствием познакомились с информацией по данной теме. Дети проявляют познавательные интересы и любознательность. Они ждут занятий, чтобы поучаствовать в новых играх и рассказать дома родителям во что играли. Таким образом, система использования дидактических игр позволила закрепить знания детей старшего дошкольного возраста с порядковым счетом.

Литература по теме:

1. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.: Просвещение, 1984, 256 с.

2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. «Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений». СПб: Детство-Пресс, 2006. – 112 с.

3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений». М.: Мозаика-Синтез, 2008.-136 с.

4. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.-104 с.

5. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников». М.: Ювента, 2010, 224 с.

Как научить дошкольников порядковым числительным: 6 праздничных примеров

Каждый год на следующий день после Дня Благодарения вы повсюду можете найти праздничную музыку, играющую без перерыва. Вы не услышите от меня жалоб — я люблю праздничную музыку! Эти песни напоминают мне о каникулах и о моем опыте работы учителем, стремящегося привить любовь к математике своим ученикам.

Будучи учителем и выздоравливающим «арифмофобом» (человеком, который боится математики), я стремился сделать математику веселой, захватывающей и увлекательной для своих учеников.

Я усердно работал над тем, чтобы смоделировать положительное и активное взаимодействие с математикой вокруг нас и показать, как математические концепции встроены почти во все, что мы делаем. Я не хотел, чтобы мой страх перед математикой влиял на отношение детей к математике.

Теперь, поскольку я использую Творческие цели учебной программы для развития и обучения, я ловлю себя на том, что фильтрую повседневный опыт через «линзу» целей и думаю о том, как я использовал этот опыт в своем классе. Итак, когда я слышу слова «В первый день Рождества моя настоящая любовь подарила мне куропатку на грушевом дереве», я автоматически думаю о цели 22c «Представляет и анализирует данные». Мне также особо напомнили о двух уровнях показателей для этой цели: Уровень 2, «Знает несколько порядковых чисел» и Уровень 4, «…Использует простые сравнения и порядковые термины для описания результатов».

Как учителя, мы часто предлагаем детям множество возможностей в течение дня для создания и чтения простых графиков и проведения простых сравнений, но как часто мы намеренно учим и используем порядковые числа?

Дети могут быть хорошо знакомы с порядковыми словами первый и второй, но им может понадобиться больше возможностей для использования слов «третий» и далее. Вот несколько идей, которые помогут закрепить порядковые числа у детей, готовых начать практиковать этот навык:

  • Выстраиваясь в очередь, чтобы выйти на улицу, разделите детей на группы по десять человек и присвойте каждому ребенку порядковый номер от первого до десятого.
  • В небольшой группе раздайте десять блоков разных форм и размеров и объясните, что цель состоит в том, чтобы вместе построить башню как можно выше, используя только эти десять блоков. У каждого ребенка будет очередь поставить кубик на башню. Для каждого хода подчеркните порядковые номера слов. Например, можно сказать: «Джамал, добавишь пятый блок к башне?» или «Джамал проделал отличную работу, добавив пятый блок к нашей башне. Лиза, ты добавишь шестой блок к башне?»
  • Используйте фотографии детей вашего класса, чтобы сделать ламинированные карточки. Расположите несколько карточек с фотографиями в ряд. Начав с одного конца, расскажите о том, кто первый в очереди, второй в очереди и т. д. После некоторой практики переставьте карточки в ряду и попросите детей сказать вам, кто первый, второй, третий и т. д. По мере того, как дети приобретают навыки с несколькими порядковыми номерами добавьте больше фотокарточек.
  • Раздайте небольшой группе детей коллекцию изображений из знакомой сказки (начните с трех-четырех изображений). Попросите их расположить изображения в последовательном порядке рассказа, подчеркнув слова «первый», «второй», «третий» и «четвертый». Предложите детям пересказать историю, используя изображения в качестве руководства. Чтобы повысить сложность, добавьте дополнительные изображения или попросите детей составить уникальную историю, используя изображения по своему выбору.
  • Разместите в ряд коллекцию до десяти одинаковых предметов (фишки, манипуляторы и т. д.). Просмотрите положение каждого элемента, используя порядковые номера. Накройте предметы платком или шарфом. Пока предметы покрыты, замените один из предметов другим предметом. Когда вы закончите, раскройте предметы и спросите детей, какой предмет отличается. Например, вы можете показать восемь синих встречных медведей, а затем заменить одного красным медведем. Затем вы спросите: «Какой медведь отличается?» Укажите на каждый предмет и дайте подсказку, например: «Это первый медведь? Второй медведь? и так далее, пока ребенок не почувствует уверенность в ответе.
  • Предложите детям адаптировать дошкольную карточку Mighty Minutes 160 «Расскажи еще раз». Предложите небольшой группе детей составить небольшой рассказ, используя карточки с картинками или реквизит. Дайте каждому ребенку картинку или реквизит (например, лису, дерево, подарок, ребенка и т. д.). Затем подготовьте сцену заявлением вроде: «Однажды мы гуляли в парке. Первое, что мы увидели, было [и указывает на ребенка, держащего в руках картину или реквизит]…». Предложите ребенку рассказать следующую часть истории. Затем укажите на следующего ребенка и скажите: «Второе, что мы увидели, это…». Продолжайте добавлять в историю.

Если это подходит для вашей программы, вы можете попросить детей украсить фланелевую менору или кинару гирляндами из фетра (для Хануки и Кванзы соответственно), подчеркнув первую ночь, вторую ночь и т.

д. Вы также можете выделите порядковые номера в песне «Двенадцать дней Рождества».

Мне всегда нравилось видеть недоумение на лицах моих учеников, когда мы пели о приеме гусей, лебедей, барабанщиков или доящихся служанок. Однажды мои дети, изучавшие два языка, решили создать альтернативную версию песни, в которой даритель дарил более подходящие подарки («Пять плюшевых мишек!»).

Не забывайте держать ухо востро в эти праздничные дни. Вы никогда не знаете, что может вдохновить вас на создание учебного опыта, который поддерживает цели развития и обучения.

С праздником! (И да, это пример Задачи 15b, «Замечает и различает аллитерации».)

КАК СДЕЛАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЕЛ

Превратите обучение чтению порядковых числительных в увлекательное практическое занятие с помощью этой распечатанной карточной игры с порядковыми числительными. !

В математике есть много понятий для маленьких детей, которые они могут изучать в раннем возрасте.

Порядковые номера используются для обозначения положения объекта. В отличие от предлогов, которые могли бы использоваться для направления – под, над, позади, порядковые числительные используются для указания порядка – первый, второй, третий.

Этот пост содержит партнерские ссылки.

Порядковые числа достаточно легко представить своим детям.

Используйте выстраивание в очередь для класса, чтобы представить концепцию.

Кто первый в очереди?
Кто второй?
Кто третий?
Кто последний?

Большинство детей впервые знакомятся с порядковыми номерами, когда смотрят гонки. Они смогут распознавать и описывать порядок участников на финише гонки.

На YouTube есть много полезных видеороликов, которые можно использовать для закрепления концепции.

Прежде чем знакомить детей с порядковыми числами, дети должны уметь уверенно считать с помощью единиц вперед и назад.

При работе с порядковыми числительными детям необходимо будет соединить известные числа – 1,2,3 с новой лексикой – первой, второй, третьей и более короткой письменной версией – 1-й, 2-й, 3-й.

Используйте коллекцию игрушек, расположенных в одну линию, и попросите детей описать их порядок.

Они должны понимать, что порядок определяется установленной отправной точкой, тогда они могут использовать это, чтобы описать порядок игрушек.

Например, если у вас есть пять мягких игрушек — кошка, слон, зебра, лев и собака, то на вопрос о том, где находится лев, ответ может быть таким: «Лев четвертый спереди от линия» или они могут описать положение льва до точки в комнате «Лев четвертый от двери».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *