Разное

Обучение грамоте 3 4 года – 3 . , – .

Обучение грамоте и чтению по слогам детей 5 лет

IQsha Регистрация Забыли пароль? Тренировки Упражнения Награды Отчеты Оплата
  • Главная
  • Упражнения
  • Чтение и грамота
  • 5 лет
  • Изучаем звуки
  • Изучаем алфавит
  • Различаем буквы
  • Буквы и картинки
  • Узнай букву по звуку
  • Читаем слоги
  • Перевёрнутые буквы
  • Узнай звук в слове
  • Угадай звук по букве
  • Различаем гласные и согласные звуки
  • Соедини картинки и слова I
  • Читаем слова
  • От буквы к слогу
  • Буквы и звуки
  • Различаем звуки на картинках
  • Читаем слова и различаем звуки
  • Одинаковые слова

iqsha.ru

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: Обучение грамоте детей трех-четырех лет

«Обучение грамоте детей трех-четырех лет».

Из опыта работы воспитателя 1 категории 

Олейниковой Нины Михайловны.

  2013-2014 учебный год я работала с детьми 3-4 лет по теме «Обучение дошкольников грамоте». В своей работе я использовала методику М.И .Лисиной для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-4 лет.              

   Как показали результаты диагностики у детей моей группы низкий уровень развития речи. Дети не умели рассуждать ,делать правильные выводы, Умозаключения, не умели применять знания в соответствии с обстоятельствами ,неразвита находчивость ,сообразительность.

  В связи с этим назрела потребность более углубленно работать над развитием связной речи у воспитанников. Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков, обогощение  словарного запаса, улучшение разговорной речи, стало основной целью моей работы.

  Учитывая возможности детей дошкольного возраста,В качестве приоритетных задач я выделила следующие:

1.Развитие связной диалогической речи;

2.Развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

3.Расширение и активизация словарного запаса;

4.Закрепление навыков ведения диалога;

5.Способствовать творческому и социальному самовыражению;

6.Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

  Для выполнения этих задач использовала разные приемы и методы, одним из которых является игра.

  Развитие личности ребенка ,в частности формирование коммуникативных навыков поведения, как доказано педагогической наукой ,происходит в деятельности .Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

  Помимо теоретических предпосылок использовала дополнительную литературу:

Методическое пособие Савельевой Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» ,в которое включены авторские игры, ограниченно сочетающие пальчиковую гимнастику с наиболее распространенными  простыми дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями помогло выработать у некоторых детей хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение звуков ,развивать слуховое внимание. Дети с трудом запоминают стихи. Запоминание потешек им дается легче, так как там задействованы руки.

   Дети очень любят участвовать в словесных играх. Этот вид деятельности содержит в себе большие возможности в обучении и развитии связной речи. Через словесную игру пополняется и обогащается словарь ребенка, формируется правильное произношение.

   Развитием речи занимаемся в часы досуга. В группе работает театральный кружок «Сундучек  сказок». Дети с удовольствием играют различные роли, надевают костюмы, перевоплощаются .В процессе развиваю интонационную речь, учу детей перевоплощаться в сказочных героев. Дети учаться общаться друг с другом, правильно разговаривать, наблюдать за игрой других детей, анализировать ее.

   Любая работа немыслима без помощи родителей .В этом направлении тесно сотрудничаю с ними.

   В течении года я работала по проекту «Творчество Агнии Львовны  Барто-детям». Каждый ребенок моей группы подготовил и рассказал на итоговом вечере стихотворение .К заучиванию стихов были привлечены родители,,к подготовке отнеслись творчески .Долго работали над эмоциями, движениями. В итоге был проведен вечер поэзии А.Л.Барто с призентацией и показом мультфильма на стихи  поэтессы «Снегирь» .Каждое стихотворение сопровождалось показом соответствующей картинки на мультимедиа экране. Дети продемонстрировали относительно- хорошую дикцию, неподдельные эмоции при выразительном чтении стихотворений.

   В перспективе, на следующий учебный год, планирую продолжать развивать у детей память, воображение, эмоциональность ,хорошую дикцию, расширять словарный запас ,продолжать знакомить детей со звукам и развивать фонематический слух.

nsportal.ru

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с 3-4 уровнем ОНР


Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня
Тема: Деление слов на слоги
Цель: дети научатся или получат возможность определять количество слогов в слове посредством определения в нем гласных звуков.
Тип занятия: фронтальноеТехнологии: игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций,экскурсия в музей им.Гродекова, знакомство со старинными предметами быта, выполнение заданий на определение количества слогов в слове с опорой на вспомогательные средства, игры на развитие эмоций.
Материально-техническое обеспечение: компьютер,мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация с иллюстрациями по ходу занятия, аудиозаписи голосов Яблони, Печки, Речки, звуков природы, музыка «В гостях у сказки», для полета на «ковре-самолете», 3 корзинки, муляжи яблок с напечатанными на них словами «кот, сумка, катушка, муха,шкатулка, суп», фотографии с предметами (самовар,чайник, люлька, кроватка, корыто, таз), пиктограммы к фрагментам занятия, коврик для «полета», камень, массажные дорожки.
Слайд 1. Занавес.
Дети садятся на стульчики полукругом в зале лицом к экрану.
Звучит музыка из передачи «В гостяху сказки».
Логопед: Ребята, вы любите сказки? (да)
А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Сейчас я посмотрю, как вы умеете узнавать героев сказок по их неполному изображению.
На экране появляются деформированные изображения иллюстраций сказок
«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Слайды 2 – 11. Фрагменты сказок.
Дети узнают сказку и произносят ее название.
Логопед:Молодцы ребята, правильно угадали названия сказок.
Я предлагаю вам принять участие в сюжете русской народной сказки «Гуси-лебеди». Согласны?
Логопед проговаривает план занятияи выставляет на мольберт пиктограммы.
Сегодня мы будем проговаривать и прохлопывать чистоговорки, чтобы правильно произносить звуки.
Мы будем читать и отхлопывать слова, чтобы определить, сколько в нем слогов.
Мы выполним психогимнастику, чтобы развивать свои эмоции.
Мы научимся считать гласные звуки в слове, чтобы узнать, сколько в нем слогов.
Мы проведем упражнения для губ и язычка, чтобы наша речь была красивой.
Мы будем делить картинки на 2 группы, чтобы различать предметы старого и современного быта, а также повторим звуковой анализ слова.
Мы будем изменять свой голос (низкий, высокий), чтобы учиться говорить с разной интонацией.
Беседа логопеда с детьми.
Что произошло в этой сказке сначала? (Родители Маши и Вани уехали в город.Они наказали сестре смотреть за братом.)
Что было потом? (Маша ушла играть с подружками, а Ваню оставила одного)
Что произошло с Ваней? (Налетели гуси-лебеди и унесли с собой Ванечку в избушку к Бабе Яге)
Как вы думаете, что будут чувствовать родители детей, когда вернутся? (Они расстроятся, огорчатся, разозлятся)
Слайд 12. Машенька
Чтобы родители не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. (Давайте)
А как мы попадем в сказочную страну? (Дети предлагают свои варианты ответов).
Логопед: Я предлагаю отправиться на ковре-самолете. Согласны? (Да)
Дети садятся по кругу на коврик.
Логопед: Ребята, ковер почему-то не взлетает. Давайте его заведем волшебнойчистоговоркой.
Дети проговаривают и отхлопывают чистоговорки одновременно. Каждому ребенку подбирается чистоговорка индивидуально согласно состоянию звукопроизношения.
Настя: Са

schoolfiles.net

Наталья Варенцова – Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Воспитатель произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове – способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации, мимика, жесты и т. д.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр. В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В. Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

При необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых не скоординированы движения рук.

Средняя группа

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники “погружаются” в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-“друзья” (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В этом возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин “слог” (так же как и “звук”) не употребляется. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов. В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть). Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков. Детей учат сравнивать слова по звучанию; различать пары звуков по твердости и мягкости и называть их соответственно “старшими” и “младшими братцами” (а не твердыми и мягкими согласными). Ребята легко устанавливают, что “большой мотор” звучит твердо (р-р-р), а “маленький” – мягко (рь-рь-рь), “большой комар” поет– з-з-з, а “маленький”- зь-зь-зь и т. п. Кроме того, для решения данной задачи дети оперируют предметными картинками, группируя их в соответствии с заданными звуками, заключенными в словах-названи-ях (б – бь, л – ль, с – сь и т. д.).

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет (в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: начало, середина, конец слова).

В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные воспитателем звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки, а также привлекательность этих заданий (например, педагог предлагает детям положить в мамину сумку вкусные вещи со звуками к и кь и т. п.).

На занятиях по развитию звуковой стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста.

В средней группе увеличивается количество занятий, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук, усложняются упражнения, направленные на развитие этих умений.

Эти задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев. В средней группе не используется условное деление движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе и те и другие движения. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Дети четырех лет с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и “проживанию” ситуаций, предлагаемых взрослым. Они уже лучше, чем раньше, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин “слог” и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук “хитрит”. Например:

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя “волшебные” звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это “поющие” (гласные) звуки. Вводится термин “гласный звук” и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия “твердые” и “мягкие согласные” и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

profilib.org

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с 3-4 уровнем ОНР

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР IIIIV уровня

Тема: Деление слов на слоги

Цель: дети научатся или получат возможность определять количество слогов в слове посредством определения в нем гласных звуков.

Тип занятия: фронтальное

Технологии: игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций,экскурсия в музей им.Гродекова, знакомство со старинными предметами быта, выполнение заданий на определение количества слогов в слове с опорой на вспомогательные средства, игры на развитие эмоций.

Материально-техническое обеспечение: компьютер,мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация с иллюстрациями по ходу занятия, аудиозаписи голосов Яблони, Печки, Речки, звуков природы, музыка «В гостях у сказки», для полета на «ковре-самолете», 3 корзинки, муляжи яблок с напечатанными на них словами «

кот, сумка, катушка, муха,шкатулка, суп», фотографии с предметами (самовар,чайник, люлька, кроватка, корыто, таз), пиктограммы к фрагментам занятия, коврик для «полета», камень, массажные дорожки.

Слайд 1. Занавес.

Дети садятся на стульчики полукругом в зале лицом к экрану.

Звучит музыка из передачи «В гостяху сказки».

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (да)

А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

Сейчас я посмотрю, как вы умеете узнавать героев сказок по их неполному изображению.

На экране появляются деформированные изображения иллюстраций сказок

«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Слайды 2 – 11. Фрагменты сказок.

Дети узнают сказку и произносят ее название.

Логопед:Молодцы ребята, правильно угадали названия сказок.

Я предлагаю вам принять участие в сюжете русской народной сказки «Гуси-лебеди». Согласны?

Логопед проговаривает план занятияи выставляет на мольберт пиктограммы.

Сегодня мы будем проговаривать и прохлопывать чистоговорки, чтобы правильно произносить звуки.

Мы будем читать и отхлопывать слова, чтобы определить, сколько в нем слогов.

Мы выполним психогимнастику, чтобы развивать свои эмоции.

Мы научимся считать гласные звуки в слове, чтобы узнать, сколько в нем слогов.

Мы проведем упражнения для губ и язычка, чтобы наша речь была красивой.

Мы будем делить картинки на 2 группы, чтобы различать предметы старого и современного быта, а также повторим звуковой анализ слова.

Мы будем изменять свой голос (низкий, высокий), чтобы учиться говорить с разной интонацией.

Беседа логопеда с детьми.

Что произошло в этой сказке сначала? (Родители Маши и Вани уехали в город.Они наказали сестре смотреть за братом.)

Что было потом? (Маша ушла играть с подружками, а Ваню оставила одного)

Что произошло с Ваней? (Налетели гуси-лебеди и унесли с собой Ванечку в избушку к Бабе Яге)

Как вы думаете, что будут чувствовать родители детей, когда вернутся? (Они расстроятся, огорчатся, разозлятся)

Слайд 12. Машенька

Чтобы родители не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. (Давайте)

А как мы попадем в сказочную страну? (Дети предлагают свои варианты ответов).

Логопед: Я предлагаю отправиться на ковре-самолете. Согласны? (Да)

Дети садятся по кругу на коврик.

Логопед: Ребята, ковер почему-то не взлетает. Давайте его заведем волшебнойчистоговоркой.

Дети проговаривают и отхлопывают чистоговорки одновременно. Каждому ребенку подбирается чистоговорка индивидуально согласно состоянию звукопроизношения.

Настя: Са – са – са, вот летит оса.

Маша: Ло – ло – ло, у меня весло.

Семен: ыш – ыш – ыш, у меня малыш.

Ульяна: Ар – ар – ар, вот летит комар.

Рита: Лу – лу – лу, я взяла пилу.

Артем: За – за – за,вот идет коза.

Демьян: Ву – ву – ву, соберу траву.

Звучит музыка.

Слайд 13. Небо с облаками.

Логопед: Чтобы не упасть и не потерять кого-нибудь из друзей по дороге, надо крепко взяться за руки.

Дети берутся за руки и «летят».

Логопед: Ну вот мы и прилетели.

Итог:Что вы сделалидля того, чтобы ковер-самолет взлетел? (Проговаривали и прохлопывали чистоговорки).

Как вы старались произносить звуки? (Правильно, четко).

Дети встают и сходят с ковра-самолета.

Звучит шум листвы.

Логопед: Вы слышите, что это за звук? (Это шумит листва).

Слайд 14. Яблоня с яблоками.

Логопед: Что – то яблонька грустна,

Клонит ветки вниз она.

Яблонька ты, Яблонька, укажи нам путь.

Ты скажи нам, Яблонька, Ваню как вернуть?

Яблоня: На меня вы посмотрите,

С веток яблочки снимите,

И в корзиночки сложите.

Логопед: Поможем Яблоне?

Кажется, я догадалась, что надо сделать. Надо сорвать яблоко, прочитать слово, прохлопать его, определить количество слогов и положить в корзинку с подходящей цифрой. А что такое слог? (Слог – это часть слова). (Слова: кот, сумка, катушка, муха, шкатулка, суп)

Дети выполняют задание.

Яблоня: Вот теперь мне полегчало!

Бегите к печке вы сначала.

Логопед и дети: Спасибо тебе, Яблонька.

Итог:Какое задание вы выполняли со словами на яблоках? (Читали и отхлопывали).

Что можно узнать, если отхлопать слово? (Сколько слогов в слове).

Слайд 15. Лес с тропинкой.

Звучат звуки леса. Проводится психогимнастика.

Логопед: Ах, как страшно нам идти,

Нет дороги впереди.

Кто – то под кустом сидит,

И на нас глядит, пыхтит.

Дети идут, изображая разные действия и эмоции:

– ноги «вязнут» в болоте;

– испугались, присели, спрятались – «мимо филин пролетел»;

– идем, нагнувшись – «ветки ели опущены низко», чтобы не уколоться;

– обрадовались – «пришли на земляничную полянку»;

– перепрыгиваем «через камушки в быстрой реке»;

– удивились – увидели Печку на поляне.

Итог:Какие эмоции отражались на вашем лице? (Испуг, радость, удивление).

Пройти по лесу нам помогла психогимнастика, чтобы развить эмоции.

Слайд 16. Печка

Звучит треск дров.

Логопед: Вы слышите, как в печке трещат дрова. Наверное, она хочет нам что-то сказать.

Печка ты, печка,

Укажи нам путь.

Ты скажи нам печка,

Ванюшу как вернуть?

Печка: Я пеку, пеку, пеку,

Каждый миг по пирожку!

Если пирожков подбросишь,

Я исполню всё, что просишь!

Логопед: Ребята, поможем Печке? Давайте замесим тесто для пирожков.

Что нам для этого нужно? (молоко, яйцо, сахар, соль, мука).

Слайд 17. Продукты

Логопед: Прежде, чем положить продукт в кадушку, давайте определим, сколько слогов в каждом слове. Что для этого надо сделать? (прохлопать слово).

НОВАЯ ТЕМА.

Логопед: Хотите, я открою вам маленький секрет, как ещё можно определить количество слогов в слове? Для этого надо назвать только гласные звуки в слове и посчитатьих.

Например, слово САХАР. Назовите гласные звуки в этом слове (А. А). Сколько их? (2). Значит, слогов в слове САХАР тоже 2. Проверьте-прохлопайте слово. (СА – ХАР). Верно? (да). Запомните: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (проговаривание правила детьми хором и индивидуально).

Аналогичная работа проводится со словами молоко,яйцо, соль, мука, масло.

Слова детям предъявляются дифференцированно с учётом их возможнотей.

Итог:Чему мы научились? (Считать гласные звуки в слове).

Для чего это нужно? (Для того, чтобы определять, сколько слогов в слове).

Проводится артикуляционная гимнастика

Слайд 18. Тесто

Любим мы готовить тесто («лопаточка»),

Это жутко интересно!

Льем в кастрюльку молоко («чашечка»),

Это просто и легко.

Класть теперь мы сахар будем («вкусное варенье»).

Ничего, что брызги всюду,

Добавляем соль («трубочка»), яйцо («колесо»)…

Не узнать мое лицо!

Размешали тесто ложкой («часики»),

Пролили на стол немножко.

Добавляем мы муки («покусаем язык»)-

Это тоже пустяки!

Что-то нам щекочет нос («фокус»)…

Ой! Ап-чхи! И весь вопрос!

К. Дисковая

Слайд 19. Печка

Повторение детьми правила.

Итог: Что мы сейчас выполнили? (Упражнения для губ и язычка).

Что они развивают? (Нашу речь, чтобы она была красивой).

Печка: Вы бегите по тропинке,

Там увидите осинки,

К быстрой речке подойдите

И еще ее спросите.

Логопед и дети: Спасибо тебе, Печка, нам пора идти дальше.

Слайд 20. Лес с тропинкой

Динамическая пауза с использованием коврика для профилактики плоскостопия

и развития общей моторики.

Слайд 21. Река

Слышится журчание реки.

Логопед: Вот мы и дошли. Ребята, давайте сядем вдоль двух берегов. Отдохнем немного.

Логопед: Речка, реченька, река,

Не видала ль, ты, куда

Гуси-лебеди летели,

Приземлились где иль сели?

Речка: Отодвиньте камень тяжкий, помогу я вам, бедняжки.

Дети отодвигают камень, под ним лежит стопка с картинками:

самовар,чайник, люлька,коляска, кровать, корыто, таз.

Логопед:Возьмите и переверните картинку, назовите слово, определите количество слогов в слове по количеству гласных звуков, используя новое правило.

Дети повторяют новое правило и выполняют задания.

Логопед: Составьте пары картинок: предметы старинного и современного быта.

Дети выполняют задания.

Логопед: Следующее задание я предлагаю выполнить маленькими подгруппами: одна подгруппа детей выбирает картинки с гласным звуком в конце слова, а другая подгруппа детей – с согласным звуком.

Дети выполняют задания. По окончании дети взаимопроверяют друг друга.

Итог:На что вы делили слова? (На слоги). Каким способом? (Находили гласные звуки в слове).

Еще мы с вами делили картинки, но по-разному.

Как мы разделили картинки сначала? (На предметы старого и современного быта).

Потом отбирали картинки с какими звуками на конце? (С гласными и согласными).

Речка: Ну, теперь могу вздохнуть!

Держите как надо путь!

Дети встают, идут дальше. Подходят к избушке Бабы Яги.

Слайд 22. Избушка Бабы-Яги.

Логопед: Вот мы пришли. Давайте потребуем у Бабы-Яги отдать Ванюшу: «Баба-Яга, отдай Ванюшу!»

Дети произносят фразу грубым (низким) голосом, а затем ласково (высоким) голосом.

Итог: Почему Баба Яга отдала нам Ванюшу? (Потому что мы попросили ее ласково)

Слайд 23. Ванюша с Машенькой.

Логопед: Ребята, берите Машу с Иванушкой и скорее на наш ковер-самолет. Нам пора возвращаться.

Дети садятся на «ковер-самолет» и «летят» домой. Звучит музыка.

Слайд 24. Небо с облаками.

Рефлексия

Логопед: Ребята, давайте вспомним наше путешествие в сказку.

Какое задание для вас было интересным?

Чему вы научились на занятии?

Какое задание вам показалось самым сложным?

А какое было самым лёгким?

Ответы детей с опорой на картинный план.

Окончание занятия (оценка работы детей).

Логопед: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, умеете читать, внимательно слушать, делить слова на слоги, отгадывать загадки, и никогда не бросаете друзей в беде.

Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.

Давайте дружно скажем сказке до свидания.

infourok.ru

Наталья Варенцова – Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Подготовительная группа

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условносимволическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка (см. планы занятий для подготовительной группы), в которой дети с помощью логически построенных вопросов и заданной звуковой конструкции слова (модели) отгадывают задуманное воспитателем (ребенком) слово.

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков. Дошкольникам объясняют, что есть заглавные и строчные буквы (большие и маленькие).

На этом этапе детей учат работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные звуки обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – фишками красного цвета). Это, в свою очередь, создает у детей ориентировку на гласную букву, что помогает им овладеть механизмом позиционного чтения в русском языке (чтение прямых слогов: ма, мя, мо, мё, му, мю и др. зависит от следующей за согласной гласной буквы).

Затем дошкольников учат изменять слова, заменяя гласные буквы в смешанных моделях, где согласные звуки представлены фишками нейтрального цвета (лук – люк – лак). Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, избегая тем самым “муки слияния” звуков, то есть побуквенного чтения.

На следующем этапе, когда сформирован механизм чтения, детей продолжают знакомить со знаковой системой языка: последовательно со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило, пару звуков (М – м, мь; Н – н, нь; Р – р, рь и т. п.).

Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия “окошечки” (см. с. 24). Овладение этим навыком позволяет воспитателю предлагать детям тексты для чтения, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы, поговорки и т. д.). С целью проверки понимания прочитанного проводится специальная работа, включающая вопросы воспитателя и задания по пересказу текста. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением. При этом чтение не является самоцелью. Данная задача решается в широком речевом контексте.

В это же время дети, знакомясь с предложением, учатся делить его на слова и графически изображать на доске и листах бумаги. (|_ _ _.)

Дети анализируют предложения, состоящие из 3–5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений.

Подготовка руки к письму. Возрастные особенности детей шести лет и предыдущая работа в указанном направлении позволяют более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать графические элементы: они обводят изображения предметов по контуру и штрихуют их, копируют рисунки и дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными, потом с согласными), учат вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины и количества. Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

Графические упражнения, предполагающие изображение письменных букв по точкам, не следует рассматривать как обучение письму. Это – пропедевтика. Именно форма письменных букв дает возможность наиболее эффективно подготовить ребенка к письму (соединить в единый комплекс зрительно-двигательные операции).

* * *

К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их.

Кроме того, дети овладевают механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения.

Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования. Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Методические рекомендации

Ребенок, не умеющий читать и писать, начинает отставать на учебных занятиях в школе, что приводит к низким оценкам, потере интереса к учению. Родители, беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают знакомить его с буквами, учить срисовывать их с напечатанных. При этом одни родители (самые беспокойные) считают, что надо как можно раньше приступить к обучению грамоте, другие придерживаются мнения, что лучше это делать за год до поступления в школу.

В наше время “рынок” педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Естественно, есть разумные и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка. Под развитием в данной области мы понимаем органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание его закономерностей, основ грамотности при письме, умственное развитие.

Попытаемся ответить на волнующие всех вопросы, надо ли вообще учить грамоте до школы и как лучше это делать?

Во-первых, учить грамоте малыша можно и нужно, во-вторых, это надо делать, не противореча закономерностям развития самого ребенка.

Каковы же эти закономерности?

Самая главная – “языковое чутье”, или “языковая одаренность” детей 3–5 лет. Она хорошо известна родителям, педагогам, ученым, методистам, писателям – всем, кто когда-либо общался с малышами. Ведь не секрет, что в этом возрасте дети – творцы своей речи: они любят поиграть со словами ( кавадрат вместо квадрат, филолетовый вместо фиолетовый и т. д.), легко подбирают рифму к словам (галка-палка, свечка-печка, кошка-мошка, мишка-шишка), даже сочиняют стихи, то есть играют словами, как предметами. Этот любопытный факт интересно и увлекательно описан К. Чуковским в книге “От двух до пяти”.

Почему же именно в этом возрасте так ярко проявляется словотворчество? Ведь у детей постарше подобное явление почти не наблюдается.

Дело в том, что в возрасте от 3 до 5 лет у детей наблюдается повышенная чувствительность именно к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить ее в нужное русло, чтобы развить в речевую способность. Ведь от того, как ребенок овладевает звуковой стороной речи, зависит овладение им фонетикой, грамматикой, стилистикой и даже поэтикой и ритмикой родного языка [3] .

Именно поэтому и необходимо развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы (готовые графические изображения звуков), которые относятся к другой языковой действительности – знаковой системе. Неумело предлагая различные приемы для скорейшего обучения чтению, мы начинаем уводить малыша от естественного развития.

Что же можно посоветовать педагогам на начальном этапе обучения грамоте?

Прежде всего занятия с детьми 3–4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, помочь в чем-то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т. д. Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, “одушевляя” и наделяя их соответствующими ролями.

profilib.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *