Разное

Обучение алфавиту: Как выучить с ребёнком алфавит: учим буквы быстро и легко

Как выучить алфавит с ребенком. Несколько простых советов

Когда можно начать учить алфавит с ребенком

Кто-то начинает учить ребенка алфавиту уже в 2 года, а кто-то не начинает даже к 5 годам. Разные темпы развития детей и желание родителей подготовить ребенка к школе как можно раньше вызывают множество вопросов и рассуждений. Так в каком же возрасте начинать учить детей алфавиту?

Нейрофизиология утверждает, что учить детей до 4-5 лет нет смысла, потому что только в этом возрасте начинается активная фаза формирования фонематического слуха (слух, отвечающий за восприятие звуков языка, который необходим синтеза и анализа речевых звуков). С этим согласны и логопеды. Без навыка слышать звуки в словах связывать их с изображением букв очень трудно. В то же время программа начальной школы предполагает владение базовыми вещами — примерное понимание звуков, букв, слов. Это вынуждает готовить ребенка к школе заранее, чтобы процесс обучения давался ему легче.

Можно понять, что развитие фонематического слуха запустилось, когда ребенок начинает задавать вопросы про буквы, чтение, как пишется слово, которое он произносит. В его речи часто возникают звуковые ошибки. Обычно это происходит к 4-5 годам и означает, что время пришло. Однако при желании можно начать знакомить детей с алфавитом с 3 лет, но делать это нужно грамотно, учитывая особенности возраста. 

Советы по изучению алфавита

Многие родители и преподаватели выбирают подход к обучению ребенка дошкольного возраста очень похожий на обучение в младших классах. Такой дидактический метод может сработать в исключительно редких случаях или если ребенку уже 6 лет или больше. Подавляющее большинство детей такой способ подачи информации не воспринимает, потому что в период с 3 до 5 лет, как отмечает И.Ю. Синицына, ведущий научный сотрудник, их основная деятельность — сюжетно-ролевая игра.* Ребенок лучше усваивает информацию, представляя себе интересную ситуацию, в которой у него есть своя роль, игровые обучающие предметы, с которыми необходимо выполнять действия.

Специализированные книги и пособия для обучения алфавиту и чтению чаще всего содержат стандартные задания, совсем не похожие на игры. Именно поэтому процесс идет очень долго, сложно и малоэффективно. 

Кроме того, большое значение имеет, какой пример подают ребенку взрослые. Если вы будете с удовольствием читать при нем книги, то и у ребенка начнет формироваться к ним интерес. Ведь родитель в раннем детстве — самая главная для ребенка фигура, он часто за ними повторяет, стремится быть похожим. Когда дети видят, что родители читают книги, они сами начинают к ним тянуться — многие играют, притворяясь, что читают и понимают, что написано на страницах. Так постепенно возникает желание понять, что же там написано, что означает каждый символ и как он звучит. На этом этапе (4-5 лет или старше в зависимости от индивидуальных особенностей) уже подойдут стандартные яркие книжки с изображением букв, которые привычно видеть у логопедов и в садиках.

В статье вы найдете несколько простых рекомендаций, как помочь ребенку выучить алфавит.

Игры для изучения алфавита

Чтобы облечь процесс изучения букв в игру, вам понадобятся кубики с изображением букв (можно самостоятельно сделать аналог, разрезав листы бумаги и написав на них все буквы алфавита по одной на кусочке). Ребенок сможет их двигать самостоятельно, формируя слоги.

Для начала сконцентрируйтесь на открытых гласных (А, О, У, Ы, Э), рот при их произношении открывается шире. К мягким (Е, Ю, Я) можно будет перейти позже, когда закрепятся первые. Объясните ребенку, как строится слог, для начала, из двух букв: одна согласная, другая — гласная. Раскладываем нужные нам кубики и следующим шагом добавляем элемент игры. Игры вы можете придумывать самостоятельно по подобию примеров ниже.

1. Песенка птиц. Введите несколько персонажей: гусь, который говорит «‎ГА», курица, которая говорит ‎«‎КО», кукушка, которая говорит ‎«‎КУ» и сова, которая говорит «ВУ». ‎Ребенок в этой игре зритель, который «‎записывает»‎ выступление, чтобы рассказать, о чем пели птицы, своим друзьям. Вы рассказчик. Роли участников хора достаются игрушкам. Любая объемная поверхность, к примеру, диван — сцена.

«Однажды встретились четыре птицы с разными голосами: гусь, сова, кукушка и курочка. И так им понравилось, как звучали их голоса, что они решили устроить концерт и пригласить особенного гостя (то есть вашего ребенка)!» — говорите вы и вместе с ребенком расставляете игрушки на сцене.

‎«‎Дождавшись гостя, они начали петь песню, которую очень долго репетировали. “ГА”, “КУ”, “ВУ”, “КО”» — пропеваете вы и просите петь с вами ребенка.

‎«‎Гостю так понравилась песня, что он решил записать ее слова для друга, чтобы потом спеть ее вместе с ним» — произносите вы и просите сложить ребенка слова каждой птицы, помогая при возникновении трудностей.

2. Когда ребенок привыкнет к слогам, можно переходить к более продвинутым вариантом. В этом вам отлично помогут холодильник и магнитики в форме букв на нем.

Нарисуйте с ребенком предмет или животное, птицу, например, кукушку. В процессе рисования спрашивайте ребенка, как кукушка поет. Он уже знает ответ на этот вопрос, так как вы играли с ним в игру с участием кукушки.

Затем вместе с ребенком повесьте рисунок на холодильник и попросите его выложить из букв-магнитов, как поет кукушка. Далее добавьте слог «ШКА». Объясните ребенку, что так получилось название птицы. 

Таким образом вы превратите обучение ребенка в веселую игру, где он будет активным участником. Это поможет развить в нем интерес и построить ассоциации, благодаря которым он будет запоминать все больше слогов и постепенно станет собирать их в слова.

Заключение

Таким образом, главное, что может сделать родитель, чтобы вызвать желание ребенка выучить алфавит — показать свой интерес к чтению ребенку. Дети дошкольного возраста хотят быть похожими на своих родителей. Видя, как вы с интересом читаете книгу, ребенок станет «читать» ее тоже и в конце концов захочет понять, что именно там написано и как текст превращается в звуки.

Если вы желаете заняться алфавитом с ребенком младше 4-5 лет, то используйте формат сюжетно-ролевой игры. Такой способ будет гораздо эффективнее стандартных заданий, ведь в этом возрасте она является их основным действием.

Детей постарше, когда вы замечаете, что формирование фонематического слуха перешло в активную фазу (ребенок спрашивает, что написано, как произносится определенная буква, делает ошибки в звуках), можно обучать с помощью всем знакомых ярких букварей. Этот вариант идеальный.

Однако если в ребенке так и не проявился интерес, а уже скоро нужно идти в школу, и вы хотите, чтобы обучение ему давалось легче, можно использовать первый метод.

В современном цифровом мире дети начинают интересоваться буквами позднее. В этом нет ничего страшного. Исследования показывают, что рано или поздно уровень чтения выравнивается, несмотря на то, когда именно их начинали учить алфавиту.

*Синицына Ирина Юрьевна Игровой подход в обучении дошкольников чтению // СДО. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-podhod-v-obuchenii-doshkolnikov-chteniyu-1 (дата обращения: 23.12.2022).

Обучение алфавиту и правилам чтения на уроках английского языка в младших классах.

Правила чтения в английском языке обширны и сложны, т.к. существует  огромное расхождение между буквами и звуками: букв 26, а звуков 44, поэтому разные буквы в разных положениях производят разные звуки, которые в английском языке передаются условными обозначениями, называемыми знаками транскрипции. В данном посте для облегчения усвоения правил чтения мы обозначаем их частично русскими буквами. 

Изучение алфавита английского языка начинается с первых уроков во 2-м классе. К этому времени учащиеся начальной школы уже изучили алфавит родного языка, научились читать и писать. Поэтому при изучении английского языка следует опираться на уже имеющиеся у детей, используя сопоставления и сравнения.

Начнем со сказки.

“В королевстве английского языка живут разные подданные – это и слова, и предложения, и существительные, и глаголы, и точки, и запятые, и, конечно же, буквы.

Вы хотите научиться читать и писать по-английски? Тогда давайте начнем знакомиться с нашими новыми друзьями – буквами английского алфавита. Посмотрите на них: это не просто буквы, а жители королевства английского языка.

Прежде чем мы начнем знакомиться с нашими новыми друзьями, я хочу вам напомнить, что у каждого из нас есть полное и краткое имя. Полное имя, как в свидетельстве о рождении, например, Владимир или Екатерина, а краткое – как нас называют родители или знакомые: Вова, Катя. Также и у английских букв будут полные имена: этим именем буква будет называться только в алфавите, и краткое – так она будет читаться в разных словах. Мы с вами будем учить и полное и краткое имя. А помогать нам будут в этом звуки. Что такое звук? (Ответ учащихся). Правильно: звук мы произносим, а букву – пишем. Но звук еще можно записать так же, как и букву, только в особом домике [ ], это специальный домик-скобка для звука. Ну, а теперь мы готовы к знакомству с первыми буквами!”

Начинать следует с изучения согласных букв. На первых трех уроках вводятся 15 “послушных” букв- согласных. (Например на первом уроке изучаем буквы- B, K, M, P, T– так как их написание схоже с написанием русских букв – на это следует обратить внимание, на следующем уроке X, D, F, J, L и N, Q, S, V, Z ) На уроке каждая буква вводится вместе с транскрипцией, например: B [bi:] – [b]. При этом каждый раз напоминаем, что полное имя буква использует, только в алфавите, а на работе в слове, ее называют кратко. Например: буква B [bi:] – на работе в слове, читается [b].

При изучении буквы X, что бы легче запомнить, можно сказать, что эту букву очень любят кошки, так как в слове она читается [ks].

При изучении буквы 

рассказ о том, что эта буква – трусишка и никуда не ходит одна, без мамы- буквы U. И вместе они квакают как лягушки [kw].

Один урок отводится на изучение букв C, G и один на изучение букв H, W, R.

При изучении букв C, G – можно воспользоваться следующим рассказом. Эти буквы хулиганки и любят пугать маленьких и беззащитных – I, Y, E. Когда после них стоит одна из этих букв буква начинает шипеть как змея [s], а буква произносить непонятный клич- [d3]. Когда же после них становятся другие буквы, они их сами боятся и буква C претворяется больной и старой- [k], а буква произносит только [g].

H, R, W – эти ребята вообще не любят сознаваться во всех своих проделках и никогда честно не признаются, как их зовут. Вот поэтому в словах они читаются так, что вы никогда не догадаетесь, как их полное имя в алфавите.

H – [h], W– [w]

Третью букву R называют “шпионкой”. Ведь если на нее посмотреть внимательно, то она очень похожа на букву Я из нашего алфавита. Только в нашем алфавите это буква гласная, а в королевстве английского языка буква R – согласная. Она, как шпионка, маскируется: в алфавите называется [a:], а в словах читается как звук [r].

Затем идет изучение английских гласных.

При изучении гласных можно рассказать традиционную сказку про открытые и закрытые домики, но мне пришла в голову другая мысль. Младшие школьники любят чудеса, волшебников и победу добра над злом. Вот, что получилось:

“Жили-были маленькие принцессы – наши английские гласные – Aa, Ee, Ii, Oo, Yy, Uu. Каждая из них любила петь, а что больше всего на свете любят петь гласные – конечно свое имя.

Aa-[ei] – каждое утро она вставала раньше всех и громко приветствовала своих подружек: “Эй! Наступило утро! Пора вставать! Скорее все просыпайтесь и на работу!”

Ee-[i] – эта была тихая и спокойная буковка, она никогда не возражала, всегда соглашалась с буквой своими подружками. Только каждый раз перед тем, как согласится, тихо вздыхала и говорила: “И-и, давайте сделаем так”

Ii и Yy – [ai] – Эти две девчонки были большими проказницами. Они постоянно затевали какие-нибудь игры, поэтому из окон их домика всегда доносились веселые возгласы: “Ай! Ты опять меня обыграла!” или “Wай! Ты снова играешь не честно!”.

Oo – [ou] – много читала. Во время чтения буква О с удовольствием ела свои любимые пончики и скоро сама стала кругленькая, как пончик. Прочитав что-нибудь интересное, она всегда делала себе закладки и говорила: “Оу, про это надо рассказать всем девчонкам!”.

Uu– [ju:] – Ей всегда во всем сопутствовала удача. Чтобы удача никогда ее не покидала, буковка 

U повесила на крыше своего домика подкову счастья, а этотак похоже на нашу букву U.

Но согласные не умеют петь и стало им завидно – вот они и решили – пусть гласные тоже не поют! Взяли и закрыли их собой теперь гласные не могут петь свое имя, а лишь жалобно плакать…

Aa – теперь произносит только []

Ee- теперь произносит только [e]

Ii и Yy – [i]

Oo – [o]

Uu – [^]

Но всегда спокойная и тихая буква Ee решила спасти своих подружек она встала в конце словаи…произошло чудо – гласные снова могут петь свою любимую песенку! Правда сама буква Ее при этом теряет голос и не может ничего произнести. Но она пожертвовала собой ради подруг!”

Надо помнить о том, что изучение букв (знакомство с буквой и прописывание ее) на уроке составляет не более 15 минут от урока, т.е.1/4 урока. Остальная часть урока – это фонетическая, лексическая работа, а также зарядка, песни, стихи и игры, в том числе и игры с буквами. Надеюсь, что предложенная сказка поможет вам сделать ваши уроки интересными и запоминающимися. Желаю всем своим коллегам успехов и творчества!

При закреплении гласных и правил чтения использую следующие стихи:

 

В нашу дверь стучатся.

-Кто там?

-Буква A и осень- autumn.

Каждому, чтоб грустным не был,

Дарят яблоко- an apple.

 

Буква B, как мячик-ball

Скачет, прячется под стол.

Жаль, играть мне недосуг:

Я читаю книжку -book

 

На охоту вышла С.

-Мыши! Лапы уноси!

Чтоб сегодня на обед

Не достаться кошке –cat.

 

К букве D не подходи,

А не то укусит D.

Кот бежит, не чуя ног,

Во дворе собака- dog.

 

Буква Е белей, чем снег.

С Е берет начало egg,

Egg высиживает квочка.

Тут конец –the end. И точка!

 

На листок зеленый сев,

Громко квакнет буква F,

Потому что frog– лягушка,

Знаменитая квакушка.

                  

С этой буквой не дружи,

Зазнается буква G.

Важно голову задрав,

Смотрит свысока – giraffe.

 

H утрет любому нос.

Мчится вихрем конь мой-horse.

Для него преграды нет,

Если всадник в шляпе- hat.

 

С буквой I мы так похожи:

I и я- одно и то же.

Мы не плачем, не хандрим,

Если есть пломбир- ice-cream.

 

Сладкоежка буква J

Слаще булок и коржей.

Буква J знакома всем,

Кто отведал сладкий jam.

 

K откроет всем замки-

У нее есть ключик-key,

В царство -kingdom отведет,

Мир волшебный распахнет.

 

Буква L пришла затем,

Чтоб помочь ягненку –lamb,

Он в кровать боится лечь,

Просит лампу-lamp зажечь.

 

 

Буква М для обезьянки,

Для веселой шустрой monkey.

Угощенья ждет она,

Melon– дыня ей нужна.

 

N висеть не надоест.

На ветвях гнездо- a nest.

В нем птенцы. Хотелось нам бы

Посчитать число их- number.

 

От зари и до зари

Машет веткой дуб- oak-tree.

Всех зовет под свод ветвей,

Бормоча под нос: “O.K.”

 

Pirate- молодой пират

С parrot– попугаем рад:

-Посмотрите, это нам

Машет веткой пальма-palm!

 

Тут я песенку спою

В честь прекрасной буквы Q,

Потому что queen– царица

Очень любит веселиться.

 

Почему идет молва

“Берегистесь буквы R”?

Я открою вам секрет-

Нет противней крысы- rat!

 

Не случайно буква S

Вызывает интерес:

В небе- sky сверкает star-

Очень яркая звезда.

 

В “Детский мир” зовет нас T.

В гости рады мы зайти:

Там подружится с тобой

Каждая игрушка- toy.

 

Если встретишь букву U,

Значит скоро быть дождю.

U сегодня подобрела-

Подарила зонт – umbrella.

 

Эй! Беги, держи, лови!

На подаче буква V.

Прямо в небо мяч ушел,

Обожаю volleyball.

 

W, известно всем,-

Перевернутая М.

В темноте, клыком сверкнув,

Ходит серый волк- a wolf.

 

Врач сказал из-за дверей:

-Я беру вас на X-ray.

-Что такое? Может, в плен?

-Нет, всего лишь на рентген.

 

Эй, на весла налегай!

Мчится в море буква Y.

В дальний путь ребят зовет

Белый парусник- a yacht.

 

Что такое буква Z?

Ты увидишь, взяв билет,

Волка, тигра, и козу

В зоопарке- in the Zoo.

 

 

4 основных типа чтения гласных

Для начала усвоим 4 основных типа чтения гласных E, A, Y , U ,O, I  в ударных слогах в английском языке

  I тип чтения – открытый слог (открытым считается слог, оканчивающийся на гласную, даже если она не произносится)

Обратите внимание на первую строку таблицы. Слова same, note, he, fine, my, cube как и все слова этой категории оканчиваются на немую гласную, а чтение гласных в корне слова совпадает с названием букв согласно алфавиту. Таким образом, слова с немыми гласными на конце, т.е. слова 1 типа чтения same, note, he, fine, my, cube, будут звучать как «сейм, ноут, хи, файн, май, кьюб»

Закрепим чтение гласных в ударном слоге  следующим упражнением:

Note, lone, mice, rice, type, tune, shy, lay, say, he, hay, name, same, nine, nice, game, came, make, Kate, Pete, five, tie, life, eve, me, size, no, cope, smoke, rose, nose, spine, sly, cry, vine, maze, home, tube, made, fume, cube, pace, lace, sky, hale, spine.

 II тип чтения – закрытый слог  (закрытым считается слог, оканчивающийся на согласную). Это вторая строка по таблице. Обратите внимание на слова rat, hot, red, bit, myth, run,  на конце которых отсутствует немая гласная. Эти слова звучат как «рэт, хот, ред, бит, мисс, ран».

Cap, pen, bed, ten, not, spot, lot, bad, rat, sit, send, test, pit, in, send, spell, tin, less, ban, mad, fat, Sam, land, did, fit, sat, pet, tin, slip, sad, glad, bag, jam, gap, lag, can, kin, Jim, Jack, yes, ink, cup, run, cod, spin, not, doll, hop, hot, bank, rank, spin, up, us, bus, bun, cut, fun, vet, well, but, nut.

III тип чтения – гласная + буква “r”, которая влияет на звучание гласной в корне слова, придавая ей некоторую протяжность. Так слова car, sort, term, fir, Byrd, fur звучат как «ка: со:т, те:м, фё: бе:д, фе: ».

stern , Far, curt, hard, hart, car, card, cart, fork, cork, work,  sort, term, first,  Byrd, furs, curl,  her, curb, turn, girl, sir, burn, turn, word, born, torn, bird, form, serf, herb.

IV тип чтения – гласная + буква “r”+ гласная. Буква  “r” в данном случае также не читается;  все три гласные в Fare , here, pure, rare , cure, during, mare,   fire, bare, mire, stare ,tire,  sere,    mere, store,  core, more, care.

Таблица правил сочетаний гласных букв под ударением

Согласные буквы, имеющие два варианта чтения

Таблица чтения сочетаний согласных букв

*с м\з (межзубный) – th — в русском языке подобного звука нет. Этот звук глухой и напоминает русский звук «с», но при его произнесении язык находится между передними верхними и нижними зубами, и в сквозь создавшуюся узкую щель с силой проходит струя воздуха.

**аналогично произносим и межзубный звук «з».

Таблица чтения  гласных в сочетании с согласными

Для качественного усвоения звуковой системы  и правил чтения английского языка рекомендуем ежедневно повторять вышеуказанные правила чтения и пытаться читать односложные слова по словарю.

 

 

Кросс-тренинг: Алфавитная тренировка

Получите доступ ко всему, что мы публикуем, когда вы Зарегистрируйтесь на Outside+.

Алфавитная тренировка — это увлекательный способ разнообразить силовые тренировки и добавить немного «игры» в тяжелую работу.

 Чтобы выполнить тренировку по алфавиту, каждой букве алфавита назначается определенное упражнение. Вы можете использовать только упражнения с собственным весом или выполнять силовые тренировки с использованием такого оборудования, как гантели, сопротивление, ленты, гири и медицинские мячи.

Вы можете использовать 26 уникальных упражнений или повторять упражнения для разных букв, меняя количество повторений или оставляя их одинаковыми.

После того, как каждой букве назначено упражнение и определенное количество повторений, вы выбираете любую фразу или свое полное имя и составляете слова по буквам, выполняя все упражнения в порядке, назначенном буквам в этом слове.

Рассмотрим пример:

Письмо 

Упражнение

А

60-секундные чередующиеся обратные выпады

Б

15 нагрудников

С

15 обратная мушка

Д

10 подтягиваний

Е

15 становых тяг

Ф

15 боковых подъемов

Г

15 мостов на одной ноге с каждой стороны

Х

10 отжиманий

я

10 подъемов на бицепс

Дж

60-секундные чередующиеся выпады вперед

К

20-секундное удержание отжиманий

л

20 приседаний с прыжком

М

30 секунд приседания

Н

Боковая планка по 30 секунд на каждую сторону

О

30-секундная планка

Р

20 приседаний с собственным весом

В

25 отжиманий на стуле на трицепс

Р

30 домкратов

С

20 чередующихся прыжковых выпадов

Т

15 рядов в наклоне

У

30 секунд Русский твист

В

15 В-UPS

Вт

15 жимов над головой

х

20 обратных скручиваний

Д

Альпинисты за 60 секунд

З

60-секундный бег на месте с поднятыми коленями

Теперь давайте напишем « Женские беговые дорожки

Тренировка становится:

  • 15 жимов над головой
  • 30-секундная планка
  • 30 секунд приседания
  • 15 становых тяг
  • Боковая планка по 30 секунд на каждую сторону
  • 20 чередующихся прыжковых выпадов
  • 30 домкратов
  • 30 секунд русский твист
  • Боковая планка по 30 секунд на каждую сторону
  • Боковая планка по 30 секунд на каждую сторону
  • 10 подъемов на бицепс
  • Боковая планка по 30 секунд на каждую сторону
  • 15 мостов на одной ноге с каждой стороны
  • 30 домкратов
  • 15 жимов над головой
  • 15 обратная мушка
  • 20-секундное отжимание с задержкой
  • 20 чередующихся прыжковых выпадов

Что вы будете писать по буквам?

Задача состоит в том, чтобы не заменять и не пропускать какие-либо упражнения, даже если у вас много одинаковых букв; вы улучшите свою мышечную выносливость и, возможно, хорошо (разочарованно!) посмеетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *