Нравственное воспитание в семье: Воспитание в семье нравственных норм и ценностей | «Образование Ямала»
Нравственное воспитание детей в семье
Лекторий для родителей
Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании
Тема: «Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании»
Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье
Задачи:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
1. Приветственное слово
Готовясь к нашей встрече, я подбирала определения понятия «СЕМЬЯ» в трудах педагогов, социологов, психологов. Но лучшее, на мой взгляд, нашлось в нашем учебнике «Основы православной культуры»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды».
Никого не нужно убеждать в том, что личность ребенка формируется в семье, в том, что никто и ничто не заменит малышу семью, которая может и должна дать ему правильные жизненные ориентиры.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
1. Доклад учителя по теме «Духовно-нравственное воспитание в семье»
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам.
Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.
В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной.
Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,
переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает
взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни
упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании
строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает
запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,
надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей
из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим
методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные
нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», – писал И. А. Ильин.
III. Работа в группах
– Прошу вас порассуждать над вопросами
1 группа работает над вопросом
– Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?
2 группа работает над вопросом
– Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?
3 группа работает над вопросом
– Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?
1. Решение ситуаций
– Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить ситуации
СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт
СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
1. Итог урока
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
1. Притча
– Нашу встречу хочется закончить притчей.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?
Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.
Семейно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Содержание
- Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его
- Цели семейно-нравственного воспитания
- Принципы семейно-нравственного воспитания
- Первичная социальная адаптация и ее особенности
- Роль и формы общения родителей с ребенком
- Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка
- Роль игры в формировании морально-нравственных качеств
Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.
Нравственное воспитание начинается в семьеДля того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?
Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его
Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.
Цели семейно-нравственного воспитания
Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.
Дети копируют поведение родителейОсновным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.
Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.
Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.
К числу базовых нравственных качеств личности относятся:
- Чувство правды. Представления ребенка об окружающем мире, а также самом себе, должны максимально соответствовать действительности. Стремление к истине ценно тем, что на его основе позже будут развиваться такие качества, как совестливость, правдивость и честность. Эти качества, имеющие социальную природу, развиваются на основе врожденной потребности в познании, стремлении к поиску истины. Особую роль необходимость воспитания этих качеств приобретает в дошкольном детстве, когда параллельно с бурным развитием фантазии у ребенка обнаруживаются и склонность ко лжи и притворству. Развитие чувства правды – тонкий процесс, требующий от родителя особого чувства такта, взаимного доверия и здравого смысла.
- Чувство доверия. Заслужить доверие детей способен только тот, что сможет подарить им чувство защищенности и положительные эмоции. Доверие дает ребенку раскрываться перед родителем, делясь с ним своими мыслями, чувствами и переживаниями. Доверие воспитывается на основе позитивного восприятия ребенка, поддержке и способности верить в него.
- Чувство справедливости. Это чувство подталкивает ребенка искать правду, использовать доступные средства для принятия наиболее оптимального и взвешенного решения. В основе чувства справедливости лежит полноценное представление ребенка о хорошем и плохом, о дозволенном и запретном, о допустимом и непозволительном. Немаловажными качествами, необходимыми для формирования чувства справедливости, также являются способность к объективной самооценке ребенка и правильного восприятию происходящего.
- Чувство эмпатии. Это качество дает ребенку возможность понимать и принимать чувства, испытываемые окружающими его людьми. Способность к сочувствию, состраданию и сопереживанию подавляет в ребенке чрезмерные проявления эгоизма, учит его бескорыстию и делая добрые дела, не ожидая за это похвалы или поощрения. Ребенок, обладающий развитой эмпатией, отличается способностей смотреть на ситуацию с разных ракурсов, признавая правду каждой из сторон ситуации.
- Чувство симпатии. Это чувство дает возможность делать выбор в пользу того или иного человека в семье и ближайшем окружении, основываясь на личном предпочтении. Симпатии ребенка к тому или иному человеку зависит от того, насколько он к нему благосклонен. Ребенок, как правило, проявляет свою симпатию в мелочах, однако именно эти, зачастую невидимые глазу детали и выдают истинное отношение детей к окружающим.
- Чувство собственного достоинства. Сможет ли ребенок должным образом отреагировать на критику со стороны значимых для него людей? И сможет ли он при этом руководствоваться актуальными для себя нормами морали и нравственности? Все это определяет, прежде всего, чувством собственного достоинства ребенка – возможности отстоять свои права и защитить собственное «Я» тогда, когда это действительно необходимо. Чувство собственного достоинства может проявиться и при необходимости защищать себя как личность, и как исполнителя той или иной работы. Чувство собственного достоинства во многом базируется на таких качествах, как честность и адекватная самооценка.
- Чувство самоуважения. Самоуважение – это качество, родственное чувству собственного достоинства. Оно формируется путем формирования в ребенке положительных качеств и признании их со стороны взрослых. На самоуважении сказывается как самооценка ребенка, так и его восприятие другими детьми. Семейно-нравственное воспитание, помимо всего прочего, должно помочь ребенку обрести уверенность в себе и своих способностях.
Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.
Чувство самоуважения – одно из самых важных в жизниОсобенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.
Принципы семейно-нравственного воспитания
Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:
Методы стимулирования детей- Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
- Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
- Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
- Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.
Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.
Очень важно строго «дозировать» и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели. Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.
Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.
Первичная социальная адаптация и ее особенности
Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.
Стадии социализации детей младшего возрастаБлагодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.
Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
Обучение от окружающих – что оказывает влияние на детейВ частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Принцип доверия – основа общения с родителямиРоль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка
Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.
В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.
Способы развития детей
Роль игры в формировании морально-нравственных качеств
Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.
Сюжетно-ролевые игры – обучение взрослой жизниВоспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.
Отсутствие нравственного воспитания | Образовательный проект Аркадия
Человеческие ресурсы являются ключевым аспектом в развитии нации. Одним из важных человеческих ресурсов считается молодое поколение. Роль молодежи очень важна в контексте развития Бангладеш как независимой страны. Установки могут реализовываться как ставить единство и безопасность нации и страны выше личных интересов, не отказываться от легкомысленного обновления и т.п. Развитие человеческих ресурсов может осуществляться посредством образования семьи, школы и сообщества. Однако подрастающее поколение представляет собой кадры развития, которые еще имеют потенциал, поэтому его необходимо взращивать и развивать целенаправленно и поддерживать через школьные образовательные учреждения. Сегодня, очень высокие требования времени, людям, которые не квалифицированы, будет трудно получить работу. Одна попытка устроиться на работу или достойную жизнь с получением высшего образования. В нынешнюю эпоху люди роятся, чтобы получить образование. Родители готовы тратить деньги на то, чтобы отправить своих детей в престижные школы или любимые колледжи, поэтому будущее их детей с хорошим образованием все равно получит хорошую жизнь. Это одно из доказательств того, что образование очень важно. Тем не менее, предположение о том, что в бангладешском обществе вносятся поправки, а именно образование только для того, чтобы получить работу, хотя преимущества образования заключаются не только в получении работы, но очень широки, охватывая почти все аспекты жизни. Хотя цель всеобщего начального образования далека от достижения и влияет на условия образования среди детей, даже неграмотность взрослых влияет на них. Статистика показывает, что дети необразованных матерей более подвержены таким проблемам, как недоедание и анемия. Неграмотные взрослые также реже отправляют своих детей в школу. Образование, по всей вероятности, является наиболее влиятельным инструментом, необходимым для того, чтобы разорвать порочный круг жестокого обращения, недоедания, нищеты и угнетения, передающийся из поколения в поколение. Таким образом, грамотность требует большого внимания. Однако образование – это процесс, который проходит с тех пор, как человек был ребенком, чтобы достичь зрелости или взрослой жизни. Образование – это то, что не может быть отделено от человеческой жизни. Образование рассматривалось как процесс приобретения знаний, взглядов, убеждений и других поведенческих аспектов для каждого поколения. Эти усилия были сделаны исключительно силами общества. Почти все, чему мы учимся, является результатом наших отношений с другими людьми, будь то дома, в школе, на работе и т.д. Кроме того, где бы мы ни находились, мы будем учиться и приобретать знания. Благодаря образованию у человека возникнет желание конкурировать и мотивировать себя быть лучше во всех аспектах жизни. Некоторые функции образования, среди прочего, для развития и формирования личности, культурной передачи, социальной интеграции, инноваций и предварительного распределения труда. Тем не менее, школа как формальное учреждение, реализующее образование, играет главную роль в передаче науки учащимся. Школа является единым образовательным центром, призванным воспитывать нацию, воспитывать человека в верующего, полезного для нации и страны. Одна из функций школы отвечает за развитие в соответствии с действующими правилами. Такие учебные материалы носят познавательный характер и ориентируют аффективные аспекты учащихся. Обучение в школах включает в себя несколько видов деятельности, включая обучение, руководство и обучение. Где три вида деятельности должны выполняться правильно, чтобы родился цельный человек, разумный и моралист, способный выжить с достоинством и умеющий адаптироваться к окружающей среде и меняющимся временам, которые происходят. Тем не менее, большинство учителей или учебных заведений в Бангладеш доминируют только в одном виде деятельности – обучении. Руководство и обучение отсутствуют, когда-то применяемые в учебных заведениях. Так что ученики будут только интеллектуально умны, но не будут обеспечены руководством и подготовкой к жизни, которая будет полезна для жизни после погружения в общество. Нынешние люди предпочитают только количественную ценность, а не качественную ценность, которая является моральными ценностями, полезными для жизни. Люди, чтобы получить хороший табель успеваемости или средний балл, готовы идти на разные пути, один из них жульничать, обманывать на экзаменах и так далее. Это характеристика людей, предпочитающих ценность в виде цифр, а не ставящих хорошие нравственные ценности. Примером может служить коррупция, сговор и кумовство. Когда-то им был дан мандат; они предпочитают личный интерес общественному интересу. Что характерно, насколько низкие нравственные ценности в нашем народе. В то время как при этих посредственных знаниях, но хороших по моральным ценностям, эта нация будет процветать, особенно при хороших знаниях и высоких моральных ценностях, несомненно, создаст гражданскую нацию.
Отсутствие моральных ценностей
Возникает следующий вопрос: зачем нам нужно нравственное воспитание? Нравственное воспитание – это образование, которое помогает детям стать нравственными людьми. Это означает, что нравственное воспитание заключается в том, что образование направлено не на обучение академическим, а неакадемическим, в частности, на то, как отношение и хорошее поведение каждый день. К сожалению, в настоящее время в Бангладеш было минимально или почти не было учителей, которые его преподают. Это, конечно, привело к разрушению морального духа студентов в это время. Конечно, это одна из задач учителя — воспитать своих учеников в духе человеческого достоинства. В конечном итоге отсутствие нравственного воспитания побуждает людей заниматься различными неэтичными и преступными действиями. Шансы впасть во тьму аморальности для детей из неблагополучных семей огромны, чем у нормальных детей. Следовательно, аморальные люди стремятся отбросить нацию назад.
Нравственные ценности малообеспеченных детей
Дети из неблагополучных семей составляют одну из самых уязвимых и маргинальных групп в Бангладеш. «Неимущими» в основном являются мальчики и девочки, для которых улицы, незанятые жилища, пустыри и т. д. стали домом и/или источником средств к существованию, и которые недостаточно защищены или не находятся под присмотром ответственных взрослых. Государственная статистика, основанная на опросе Бангладешского института исследований развития, чуть менее половины из них (49.2%) относятся к возрастной группе. Основные проблемы беспризорных детей:
Небезопасная жизнь
физическое и сексуальное насилие со стороны взрослых из ближайшего окружения
преследование со стороны правоохранительных органов
отсутствие или недостаточный доступ к образовательным учреждениям и медицинским учреждениям
отсутствие возможности достойной работы
Положение детей из малообеспеченных семей
Недвусмысленно установлена роль надлежащего образования для расширения прав и возможностей детей, особенно уязвимых групп, таких как беспризорники или работающие дети. Статья 17 Конституции Бангладеш признает право на образование для всех, включая детей из неблагополучных семей. В Национальном плане действий в интересах детей (2005–2010 гг.) также четко подчеркивается настоятельная необходимость «образования и расширения прав и возможностей». В том же духе Национальная стратегия сокращения бедности страны предусматривает образование как средство «расширения прав и возможностей обездоленных групп», включая детей. Несмотря на вышеупомянутую официальную риторику и несмотря на растущее признание их уязвимости и неблагополучного положения, усилия по улучшению положения беспризорных детей, особенно путем предоставления им надлежащего базового образования, поразительно ограничены. Не будет преувеличением отметить, что эта часть нашего общества в значительной степени осталась за рамками основных вмешательств в области развития. В Бангладеш 30 процентов всего населения живут в бедности, несмотря на получение статуса страны с доходом ниже среднего в 2016 году. Отсутствие качественного образования было определено как одна из основных причин, которая не позволяет бедным семьям выбирать возможности для роста и развития. . В этом случае в наибольшей степени страдают дети из неблагополучных семей, поскольку без надлежащего образования они не могут полностью реализовать свой потенциал и не могут внести свой вклад в процесс национального развития. Причинами важности нравственного воспитания в школе являются: Во-первых, плохое нравственное воспитание в школах приводит к тому, что образование в будущем производит изощренных преступников. Хороший ученик, обладающий гораздо более широким кругом знаний, но морально неполноценный, будет опасным орудием разрушения общества. Неверный шаг в воспитательно-формирующей деятельности, привели к неправильному типу человека, столь страшного и опасного для совместной жизни в будущем. Во-вторых, люди имеют моральную ценность. Образование учит жизни. Жизнь – это не просто совпадение, в ней есть смысл и цель. Там студенты учатся не только получать когнитивные знания, но и тому, как применять свои знания, чтобы сделать жизнь значимой как индивидуально, так и в обществе. Итак, без хорошей нравственной жизни вся жизнь становится бессмысленной или даже очень негативной. За то, что они живы и существуют на свете лишь бы стать разрушителями и разрушителями общества, нанеся позор на семью, окружающую среду и государство. Иногда мы сожалеем о казни преступников, но меры профилактики детства не учитываем должным образом. В-третьих, вина думала, что человек был хорошим человеком. Люди склонны ко злу и греху. Поэтому образование должно быть. Очень трудно воспитать из человека хорошего человека, но так легко человеку испортиться. Если ребенка оставить одного, он будет склонен к злу, чем к добру. Когда человек остается без хорошего образования, он быстро перенимает поведение зла, даже развивает свою отрицательную творческую силу, скорее он пытается перенять хорошее поведение. Нужна тяжелая битва, чтобы кто-то смог перенять хорошее поведение и развить положительную творческую силу и нравственность. Моральный элемент, как правило, игнорируется, поскольку он не мешает личности (и может беспокоить других). Нужны серьезные усилия для ученика, чтобы стать детьми с высоким моральным положением, которые живут честно, справедливо, благородно, свято и порядочно. Чтобы отреагировать на симптомы нравственного упадка в сфере образования, улучшение внедрения нравственного воспитания в школах является геркулесовой задачей, и на это указывает важность учреждения формального образования, целью которого является подготовка учащихся, способных в с точки зрения интеллектуального, эмоционального и духовного вопроса. Его необходимо осуществлять комплексно и с использованием стратегий и моделей в комплексном подходе. Стратегия может быть реализована путем вовлечения всех соответствующих элементов в процесс обучения или образования, таких как учителя, директора, родители, лидеры сообщества, а также сами учащиеся. Цель нравственного воспитания состоит не только в том, чтобы подготовить учащихся к восприятию концепции нравственного воспитания, но, что более важно, в формировании хорошего характера, то есть у человека есть нравственные знания, роль нравственных чувств и действий или аморального поведения. Многое можно и нужно делать в школе по нравственному воспитанию. Среди них, Во-первых, любому образовательному учреждению необходимо учитывать не только большую степень знаний того или иного учителя или профессора, но и его нравственное поведение. Должен существовать механизм проверки образования человека в повседневной жизни, а не только его интеллектуальных способностей. Во-вторых, необходимо провести оценку английского языка в школах. Учащийся проходит или проходит курс, измеряемый не только его интеллектуальными способностями, но и социальными навыками, моральными, умственными и духовными. Таким образом, школа действительно педагогически функционирует правильно. В-третьих, школам также необходимо регулярно привлекать родителей к нравственному воспитанию и нравственному надзору за детьми. Школы должны объединиться с родителями в воспитании детей, чтобы дети работали в системе интегрированного обучения. Этими вещами очень сильно пренебрегают, потому что это считалось слишком сложным для школы. Школа просто занята измерением интеллектуальных способностей своих учеников и гордится тем, что дети-ученики преуспевают с высокой интеллектуальной ценностью и имеют много знаний. Теперь эту парадигму необходимо подвергнуть сомнению и вернуть к базовым образовательным требованиям, которые формируют ребенка в мужчину, который действительно взрослеет морально, умственно, духовно и интеллектуально. Учителя, правительство и другие должны начать совместную работу по улучшению морального духа подростков уже сегодня. Что касается деятельности, которую необходимо выполнить в процессе применения нравственного воспитания, связанной с изменением учебной программы за счет ускорения внутренней политики, то нравственное воспитание также должно пересматриваться, чтобы следовать скорости конкуренции в глобальной конкуренции.
Инициатива Аркадии
Образовательный проект Arcadia направлен на создание справедливого мира независимо от этнической принадлежности, местоположения, религиозной и сексуальной ориентации путем расширения прав и возможностей наиболее маргинализированных слоев населения. Он считает, что образование является самым сильным оружием, позволяющим разорвать порочный круг бедности, которое может открыть возможности для получения дохода, роста и устойчивого развития.
Заключение
Этой стране требуется разумное поколение, мудрое и нравственное, чтобы они могли сбалансировать гармонию веры и развития в ходе времени. Школьная среда, а также другие образовательные учреждения (формальные и неформальные), сообщества и семьи должны быть готовы к созданию общей приверженности для поддержки этого желания. Потому что это судьба бангладешской нации, а мораль зависит от молодого поколения. Конечно, это непросто, но если постараться, то потом будут хорошие результаты.
Роль семьи в содействии нравственному воспитанию детей в приходе Regina Mundi в свете Amoris Laetitia
Abstract
Это исследование было проведено с целью выяснить роль семьи в содействии нравственному воспитанию детей в приходе Regina Mundi Приход в свете Аморис Летиция. Роль семьи в содействии нравственному становлению детей показала, что дети изучают основы христианской веры на семейном уровне до достижения разумного возраста, формируют сильное чувство собственного достоинства, узнают о понятиях любви, заботы и отношений. , Здоровые альтернативы, делитесь опытом обучения, стройте здоровые отношения, честность, справедливость и изучайте социальные роли. В то время как нравственное становление детей характеризуется ответственным родительством, крепкими узами любви между детьми и родителями, богобоязненностью, зрелостью и непоколебимостью нравственного поведения детей, самообладанием, соблюдением внешних норм, сопереживанием, чувством собственного достоинства, совестью и Моральное рассуждение. Исследование, в частности, стремилось выяснить, почему некоторые дети приобрели такие вредные привычки, как воровство, неискренность, использование вульгарной лексики, неосторожность, плохой дресс-код, плохое отношение к молитве и учебе, плохое уважение к пожилым, лень в работе и непокорность среди другие в нежном возрасте. Это результат плохого надзора и родительского руководства и заботы о нравственном росте своих детей. Все это проистекает из семейного фона, и это проблема под рукой. Это повлияло на нравственное и духовное развитие детей. Исходя из вышеизложенного, исследователю было предложено провести подробное исследование роли семьи в содействии нравственному становлению детей в приходе Регина Мунди. Исследование проводилось по схеме опроса путем посещения ряда семей для обсуждения рассматриваемой темы; данные были собраны в течение трех месяцев с использованием вопросников, руководства по проведению интервью и наблюдений за примерно 250 респондентами, отобранными из 300 целевых групп населения. Собранные данные были проанализированы с использованием статистических таблиц, гистограмм и круговых чатов для структурированных вопросов, а затем объяснены неструктурированными ответами, которые давали респонденты, и устными ответами, которые были записаны исследователем. В ходе исследования установлено, что семья способствует нравственному становлению детей, обучая детей: всегда быть честным, заслуживающим доверия, жить дружно, подчиняться правилам общества, проявлять уважение к собственности, соблюдать правила семьи, различать право и неправильно, и это обязанность родителей. К факторам ухудшения института семьи, влияющим на нравственное развитие детей, относятся многие включенные; распад семьи, копирование западных культур, пренебрежение ролью бабушек и дедушек, отсутствие родителей, мало или совсем нет времени для детей, насилие в семье и отсутствие основных потребностей из-за бедности, а также отсутствие образцов для подражания. Возможные решения, которые могут быть полезны для привития детям религиозных, моральных и духовных ценностей, включают: руководство в социальных сетях, христианские семьи, выступающие в качестве образовательной среды, действующие в качестве домашней церкви, родители, выступающие в качестве образцов для подражания, отправляющие детей в католические школы. , хорошее и взаимное сотрудничество между учителями и родителями, дети должны узнать свои права и обязанности, умеренное и разумное использование средств массовой информации, обучение детей семейным и общественным нормам. Исследование приходит к выводу, что родители действительно должны играть определенную роль. Это было поддержано 86,4% населения, и это соответствовало концептуальной схеме, которая показала, что, как только родители осознают свою роль в привитии своим детям хороших моральных ценностей и добродетелей, нравственное поведение детей реализуется. , что в конечном итоге приведет к; Ответственные родители, Крепкие узы любви между детьми и родителями, Страх перед Богом, Зрелое и непоколебимое нравственное поведение детей, Самообладание, Соответствие внешним стандартам, Эмпатия, Самоуважение, Здравая совесть, Моральное мышление, Ответственные дети, Бог боязнь христиан и положительное отношение к родителям. Однако некоторые дети, по мнению респондентов, чаще всего не получали много пользы от своих семей в плане нравственного развития и воспитания. На это указали 15% респондентов. Это требует осознания родителями своих обязанностей и ответственности по защите и воспитанию детей в семье и защите прав детей от любых форм нарушений и злоупотреблений. Исследование рекомендует мужьям и женам (родителям) полностью осознать свои обязанности в семье и перед Богом, перед собой, перед семьей и перед обществом, в иерархии ценностей.