Разное

Нравственное воспитание детей в семье: Нравственное воспитание детей в семье | Материал на тему:

Содержание

Нравственное воспитание детей в семье | Материал на тему:

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей в семье».

Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей;   помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

                                                                                         Воспитать человека интеллектуально,

                                                                           не воспитав его нравственно-  

                                                                                             значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

                                           Эрих Фром.

Нищете материальной нетрудно помочь,

                                                                              нищете души – невозможно.

Монтень

     «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», – писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».

Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредит никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

 СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.

Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

«Настоящим человеком становится только тот, – писал В.А. Сухомлинский, – у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Нравственное воспитание в семье / Статьи

    Облогина Оксана Владимировна
    педагог-психолог МБОУ СОШ №5 г. Ноябрска

    Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

     Современная Россия  явно свыклась  с новыми социальными явлениями: беспризорными детьми, бомжами, наркоманами и алкоголиками. Масштабность этих бед, их  причины обществу сегодня хорошо  известны.

    Отказ от социального воспитания в 90-х годов пришел  вместе с развалом Советского Союза и «идеализацией» всех сфер духовной жизни нашего общества, привели к появлению безнадзорности, социальному сиротству, увеличению фактов насилия над детьми.

    По данным министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева  на 1 июня 2005 года в стране два миллиона безграмотных подростков, два миллиона подвергаются различным формам насилия. [1]

    Современное состояние социально-экономической сферы России негативно отразилось на российских семьях. Материальное неблагополучие  повлекло за собой ухудшение эмоционального состояния взрослых.  Социально-экономическая безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, постоянный рост цен, невозможность организовать отдых детей, обнищание семьи.

    Отсутствие сформированной  психологической культуры в обществе, неумение регулировать свое  состояние усиливает алкоголизацию взрослых, ослабевает семейные узы, снижает ценность семьи. 

    Педагогическая  несостоятельность семьи, утрата традиций, безнадзорность несовершеннолетних, снижение воспитательного потенциала семьи  и ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей и жестокое отношение с ними привело к кризису семьи, распаду семьи , росту внебрачных детей, росту семейного алкоголизма, росту правонарушений родителей.

    В начале 1990-х гг. в России была в значительной мере демонтирована существовавшая в СССР государственно-общественная система воспитания детей и молодежи.

    В таких условиях общенациональные стратегии могли только декларироваться, а духовная и социальная консолидация граждан, их приверженность общенациональным идеалам, ценностям, морально-нравственное оздоровление общества не только не были востребованы политическими элитами, но рассматривались как ограничивающие их корпоративные возможности.  Искажения в ценностных ориентациях российского общества в начале XXI в. есть следствие игнорирования воспитания школой и отсутствия ценностно образующей государственной политики в 1990-х гг.

    В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками.

    Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования  процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

    Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России ценности.

    Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:

    • семейной жизни;
    • культурно-регионального сообщества;
    • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
    • российской гражданской нации;
    • мирового сообщества.

    Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

    Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей, через формирование Семейной культуры.

    Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.

    Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать.

    Нравственное воспитание ребенка происходит, прежде всего, в семье.  Школа может оказать в этом деле большим подспорьем, но ей не под силу взять на себя нравственное воспитание во всей полноте.

    Для семейного воспитания характерны непрерывность  и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один  воспитательный институт.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько.

    И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[2], – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

     «Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» – задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

    «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

    1.Мотивационно-побудительный;

    2.Эмоционально-чувственный;
    3.Рациональный, или умственный.

    Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

    Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

    Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

    Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).
    1)    Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

    При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
    2)    Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»[3].
    3)    Разъяснение. Воздействие словом.
    В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.
    Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
    Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 
    Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
    В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
    И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», – писал В. А. Сухомлинский.
    Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
    4)    Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
    5)    Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
    6)    Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
    7)    Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»[4].
    8)    Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
    Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
    9)    Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
    10)  Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
    11)  Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки  окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
    12)  Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи с этим:
    а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
    б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеская ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», – писал И. А. Ильин.

    Можно выделить следующие этапы нравственного развития ребенка:
    • От рождения до трех лет. В этот период происходит запечатление образа отношений к человеку, характера общения; при этом включается зрительное, слуховое и тактильное восприятие людей. Запечатлеваются реакции матери и отца на  окружающих их людей.
    • От трех до пяти лет. Идет бурное развитие игровой деятельности, в которой происходит запечатление смыслов взрослой  жизни. Дети играют во взрослых и запечатлевают смыслы взрослых поступков, взрослых действий. [5]
    •  От пяти до семи лет значимо запечатление труда, способности к труду. В том случае, когда ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовой деятельности, в душе запечатлевается способность трудиться, и человек уже всю жизнь имеет постоянную тягу к труду, желание трудиться. Там же, где дети в этот период проводят за просмотром телевизора и компьютерными играми, развлечениями происходит формирование вредной привычки к праздному  образу жизни. В результате в подростковом возрасте, и во взрослой жизни ведутся поиски легкой жизни, полной развлечений.
    В этот период необходимо обратить внимание на формирование полезных привычек. К.Д. Ушинский говорил, что привычка есть основание воспитательной силы, рычаг воспитательного действия. Воспитание без привычек –это здание, построенное на песке. Привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки –это те кирпичи фундамента, которые нужно класть  в самом начале постройки и класть правильно.

    Источником большого числа дурных привычек является праздность, безделье. Вследствие праздности создаются условия для «передачи» дурных привычек от одних детей к другим. [6].

    • С семи до десяти лет начинается благоприятный период для формирования учебной мотивации и желания познавать мир  т.е. идет формирование учебной деятельности которая приходит на  смену игровой. В это период ребенок учится учиться.
    • С десяти до двенадцати лет происходит активизация накопленного опыта.

    Интересная особенность все, чему ребенок научился  от рождения до 12 лет, теперь  проявляется в самостоятельной деятельности.
    Если ребенок видел в семье уважительное отношение родителей друг к другу, к бабушке и дедушке, соседям, то после 12 лет они уважительно относятся к старшим. Другими словами усвоенную модель поведения матери и отца дети транслируют  после 12 лет. Если ребенка научили учиться,  и учеба доставляла ему радость, то к этому возрасту он самостоятельно продолжает учиться и получать удовлетворения от результатов своего труда.
    В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, он, естественно остается в памяти ребенка и затем появляется как самоутверждение. В период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного в детстве. Если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, больше чем родительская. Если же это забота, то она тоже проявляется в удвоенном, утроенном варианте.

    Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих желаниях. И в результате глава семьи всегда не определен: роль принадлежит то жене, то мужу. В результате в атмосфере, где власть постоянно переходит из одних рук в другие, дети получают большую свободу проявления собственных желаний. Они начинаю лавировать между родителями. При противоречивом состоянии взрослых, когда каждый из них находится во власти собственных хотений, ребенок обязательно получает желаемое.

    Естественно, что ребенок в такой семье с 12 лет будет проявлять именно самоутверждение и ничего другое. Ребенок начинает игнорировать требования родителей и противопоставлять себя им.

    Традиционный семейный уклад помогает ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учит включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как должное и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

    Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

    Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
    Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины»[7].
    Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
    Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

    Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

    Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

    Литература
    1. Гордиевский А.  «Развивающие занятия с социальными смиротами» журнал беспризорник 2007 №6)
    2. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
    3. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. – №9.
    4. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
    5. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
    6. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Москва 1996
    7. Кораблева Т.Ф. « Цветочки-ягодки либеральной идеологии»- журнал беспризорник 2006 №1
    8. Священник Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Волгоград 2001
    9. «Методические рекомендации по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» Петухово, 2011г. Автор – составитель: Пилюгина Н.А
    10.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    [1]  См.  Кораблева Т.Ф. « Цветочки-ягодки либеральной идеологии»- журнал беспризорник 2006 №1
    [2] См. : Ильин И. А. Душа ребёнка.// Очаг. – 1993. – №9.
    [3] См.: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. – №9.
    [4] См.: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. – №9.
    [5] См. Священник Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Волгоград 2001.
    [6] См. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Москва 1996
    [7] См.: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. – №9.

    По материалам  pedsovet.org

    Вам понравился материал?
    Пожалуйста, поставьте свою оценку.

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    • ID корпуса: 212468181
      title={РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ},
      автор = {Махмуд Бахрами и Зарга Илани и Мохсен Багери Ниа и Худжатолла Пирзаде и Р.  Киви и Маджид Ализаде},
      год = {2016}
    } 
    • М. Бахрами, Зарга Илани, М. Ализаде
    • Опубликовано в 2016 г.
    • Образование

    Величайший Бог сотворил человека и человечность человека, и достижение конечного совершенства зависит от правильного воспитания и обучения. Все дети, которые появляются на свет, вступают в жизнь семьи. Семейная среда как по приоритетности (времени и месту), так и по качеству является важнейшей средой, которая может обеспечить подходящий контекст для развития материальных и духовных талантов ребенка. Поскольку человек начинает свой биологический процесс в семье и этот институт имеет… 

    ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 36 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

    Роль родителей в социализации детей: исторический обзор.

    • Э. Э. Маккоби
    • Психология

    • 1992

    История исследований социализации детей в контексте семьи прослеживается на протяжении настоящего столетия. Описаны две основные ранние теории — бихевиоризм и психоаналитическая теория…

    Влияние материнского вероисповедания, представлений о Боге и практики воспитания детей на представления о Боге у маленьких детей

    • S. Roos, J. Iedema, S. Miedema
    • Философия, психология

    • 2004

      4 9 Это исследование

      4

      4 модель индивидуальных различий в представлениях о Боге среди детсадовцев, основанная на теории социального обучения и проекции. Отношения между материнским образованием, религиозным вероисповеданием,…

      Влияние дома, церкви и школы на молитву среди шестнадцатилетних подростков в Англии

      • Л. Фрэнсис, Л. Браун
      • Образование

      • 1991

      Католик, церковь…

      Психология и религия: введение

      • М. Аргайл
      • Психология

      • 2000

      Введение в психологию религии — Роберт В.86 Эта книга, разработанная на основе почти тридцатилетнего школьного опыта, предназначена для того, чтобы познакомить учащихся и других читателей с…

      Передача религиозных и социальных ценностей от родителей к детям-подросткам.

      • Д. Р. Хоге, Грегори Х. Петрилло, Э. И. Смит
      • Психология

      • 1982

      Используя 254 триады мать-отец-молодость, собранные из католических, баптистских и методистских церквей, передача дочернего значения. Средний возраст молодежи был 16,0… 9 лет.0017

      Семья в исламе

      • Джон Х. Чемберлейн
      • Социология

      • 1968

      Ислам стал великой культурной единицей, если не считать его более узко определенной религиозной коннотации. Как культурная единица, есть много мусульман, которые получили западное обучение и образование и…

      Влияние фундаментализма родителей на уровень образования детей: изучение различий по полу и фундаментализму детей

      • Д. Шеркат, Альфред Дарнелл
      • Образование, психология

      • 1999

      Недавние исследования влияния фундаменталистских протестантских ориентаций на уровень образования вдохнули новую жизнь в дебаты о материальных последствиях культуры. В этой статье мы…

      Психология религии.

      В этой главе обсуждается прогресс в психологии религии, подчеркивая ее быстрый рост за последние 25 лет, с акцентом на когнитивной и аффективной основе религиозного опыта в рамках личности и социальной психологии.

      Соглашение между родителями и учащимися университета по религиозным и нерелигиозным вопросам

      • Б. Хансбергер
      • Психология

      • 1985
      • 1985

      Возникло некоторое противоречие в связи с предполагаемым существованием «поколения рода», возникли противоречия восстание подростков против родителей, одним из компонентов которого предположительно является…

      Подход теории привязанности Психология религии

      • Л. Киркпатрик
      • Психология

      • 1992

      Цель этого эссе — продемонстрировать, что теория привязанности, первоначально предложенная Джоном Боулби и впоследствии доработанная множеством других исследователей, обеспечивает мощную основу для…

      Advanced Search : CQR

      Для поиска полной фразы заключите ее в кавычки. Используйте операторы поиска, чтобы сузить поиск: и, или, не, *, w/#.
      Советы по поиску

      Введите слова или словосочетания:

      Поиск: Ключевое слово/весь текст Только заголовки отчетов Только темы

      Диапазон дат: AnytimeOnSinceBeforeBetweenMonthMonth январь февраль Маршировать апреля Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г. 1947 г. 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1943 г. 1942 г. 1941 г. 1940 г. 1939 г. 1938 г. 1937 г. 1936 г. 1935 г. 1934 г. 1933 г. 1932 г. 1931 г. 1930 г. 1929 г. 1928 г. 1927 г. 1926 г. 1925 г. 1924 г. 1923 г. и МесяцМесяц январь февраль Маршировать апреля Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь ДеньДень 1 2 3 4 5 6 7 8 910 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ГодГод 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г. 1991 г. 1990 г. 1989 г. 1988 г. 1987 г. 1986 г. 1985 г. 1984 г. 1983 г. 1982 г. 1981 г. 1980 г. 1979 г. 1978 г. 1977 г. 1976 г. 1975 г. 1974 г. 1973 г. 1972 г. 1971 г. 1970 г. 1969 г. 1968 г. 1967 г. 1966 г. 1965 г. 1964 г. 1963 г. 1962 г. 1961 г. 1960 г. 1959 г. 1958 г. 1957 г. 1956 г. 1955 г. 1954 г. 1953 г. 1952 г. 1951 г. 1950 г. 1949 г. 1948 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *