Разное

Нравственное воспитание детей: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/ (дата обращения: 28.10.2022).

Формирование основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов моральных качеств

В дошкольном возрасте ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, педагог (воспитатель) формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.

Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога (воспитателя) воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует также особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен другой ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делают родители) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к сверстникам и взрослым.

А также в старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Педагог (воспитатель) формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой к другим людям.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.

Практическое занятие для детей старшей группы (5-6 лет)

Стихотворение П. Воронько «Я носила воду»

Я носила воду, воду

От колодца к огороду.

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядках – погляди-ка!

Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

Педагог (воспитатель). Как можно назвать эту девочку? Какая она? (трудолюбивая) А еще как? (добрая, у нее есть друзья, она с ними поделилась клубникой) Какое имя мы придумаем этой девочке?

Стихотворение А. Барто «Я лишний»

Окапывая вишни. Сергей сказал:

– Я – лишний.

Пять деревьев.

Пять ребят –

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни.

Сергей выходит в сад,

– Ну, нет, теперь ты

Лишний! –

Ребята говорят.

Педагог (воспитатель). А что можно сказать про Серёжу? Какой он? (ленивый, не любит работать). Как он повел себя, когда поспели вишни? (он вышел в сад с ребятами, ему не стыдно есть вишню вместе со всеми, хотя он не работал.) Похож ли Сережа на девочку из стихотворения «Я носила воду»? В этой ситуации можно вспомнить народную мудрость:«Кто не работает, тот не ест».

Литература:

  1. www.detskiysad.ru

  2. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

  Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет Харламов И.Ф.

  Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

  Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

  Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

  Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

  В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

  С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

  Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

  Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

  У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

  Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

  Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

  Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

  Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

  В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

  Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

  Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

  Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

  Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

  Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Выводы:

  Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития   возникают   новообразования   различной   степени выраженности,  характеризующиеся  новыми  свойствами   и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности.  Наряду  с  новообразованиями  в  развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности  и их основные  компоненты – способности  и склонности.

  Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Нравственное воспитание детей | Образование


Образование начинается дома. Это общеизвестный факт, что матери проводят большую часть своего времени со своими детьми, и поэтому они известны как первые учителя своих детей. Она должна уметь вырастить их таким образом, чтобы они могли выжить в любой ситуации изменяющейся среды. Потому что мы никогда не знаем взлетов и падений в жизни, и нужно быть достаточно способным, чтобы принять вызов, данный жизнью.

 

Человечество без морали кажется знанием без характера. Итак, значение нравственных уроков следует хорошо разъяснять и преподавать детям. Долг и ответственность матери – прививать моральные ценности для развития таких моральных качеств, как смирение, правдивость, честность, вежливость, терпимость, жертвенность и т. Д. Среди них.
 

Советы по распространению нравственного воспитания детей:
 

Научите их любить и поддерживать

Ум детей подобен глине. Их умы могут быть отвлечены в любую форму и структуру. Следовательно, их умы должны питаться смыслом любви и поддержки. Их нужно учить любить людей и животных, и они могут сами развивать поддерживающий характер.

 

Создайте среду, в которой дети будут проявлять заботу и благодарность

Слово «спасибо» много значит для всех. С детства этому слову надо учить детей. Они должны ценить и заботиться о других. И эти манеры проявлять заботу и признательность следует практиковать с самого начала.

 

Научите детей справляться с деструктивными чувствами

Дети могут злиться, когда их критикуют или не снабжают желаемыми вещами. В такой ситуации им нужно спокойно и мирно справляться со своими агрессивными чувствами. К ним следует обращаться и по поводу надежды и своевременных неодобрений.

 

Попросите их помочь маме на кухне

Дети могут познакомиться с разнообразными продуктами в раннем возрасте, если они находятся рядом со своими матерями на кухне. Это также помогает повысить уровень уверенности в себе, а также поможет детям принимать продукты с разными вкусами. Они не откажутся от здоровой пищи.

 

Знайте свои убеждения и делитесь ими

Первая школа детей – это дом, а родители – их первые учителя. Помимо учебы, родители должны учить и знакомить детей с их верованиями и культурой. Они могут изучать перспективы с раннего возраста.
 


Расскажите им, как мы можем построить и завоевать доверие

Интерактивное общение с детьми и поощрение их к дружбе может укрепить их доверие. Родители могут давать детям награды и подарки, когда они совершают добрые и заслуживающие доверия поступки.

 

Используйте дисциплину как моральный урок

Чтобы научить детей дисциплине, они должны быть знакомы с навыками решения проблем, хорошим и плохим поведением и причинами каждого правила. Дети учатся у родителей, поэтому родители также должны строго следовать их правилам.

 

Будьте сильным моральным примером

Родители могут быть идеальным «Образцом для подражания» для своих детей. Они могут поделиться своими добрыми делами и наградами, которые они получили после работы. Преподавание им практических уроков, основанных на хороших личностях, также может быть замечательным.

 

Проводите много времени перед сном

Сказки на ночь с содержательными выводами могут быть лучшим способом общения с детьми перед сном. Родители могут поговорить со своими детьми о своих днях, о том, что они делали, и о многом другом.

 

Позвольте своим детям участвовать и создать круг друзей

У каждого ребенка разные таланты и привычки. Родители должны привлечь своих детей к участию в различных детских шоу и мероприятиях. Дети смогут взаимодействовать с другими детьми и подружиться с разными характерами и талантами.

 

Научите их любить животных

Когда детей поощряют заботиться о животных и любить их, уроки обучения жизни могут воспитывать чувствительные чувства детей. Дети, как правило, более заботливы и добры, что делает их хорошими людьми.

 

Расскажите им о культуре и ценностях

Культура и ценности играют решающую роль в определении нашего образа жизни. Обучение детей культурам и ценностям помогает развить позитивное чувство идентичности и самооценку. Это помогает детям развивать уважение к другим.

 

Возложите на них ответственность и всегда цените выполненную ими задачу

Дети чувствуют себя активными и энергичными, когда им поручают новую работу. Новые задачи и обязанности для детей помогают им узнавать новое. Кроме того, следует давать детям несколько наград за выполнение поставленных задач, чтобы побудить их принять новые вызовы.

 

Попросите их поддерживать уровень терпения

Дети могут стать агрессивными и злыми, когда они не получают то, что хотят. Родители должны убедить своих детей в их уровне терпения. Их следует учить тому, что «терпение горько, но плоды его сладки».

 

Честность — лучшее лекарство от доверия

Детей нужно постоянно просить быть честными, независимо от того, наихудший это сценарий или лучший. Они всегда должны быть проинструктированы, что честность — лучшая политика.

 

Выберите подходящую игрушку  

Когда дети играют с игрушками, они не просто развлекаются, они развивают свой мозг. Поэтому им следует давать подходящие игрушки и поделки для взаимодействия и развития дополнительных знаний.

 

Дайте им почувствовать и насладиться творением природы

Дети должны быть более интерактивны с природой, например, с садами, пикниками на природе и т. д., а не с искусственными вещами, и им должна быть предоставлена ​​информация о естественных вещах, их значение и способы сохранения.

 

Дети как глина, как ни лепи, она придаст такую ​​форму, какая тебе нравится. Поэтому всегда делитесь позитивными мыслями, которые могут укрепить их уверенность, и они могут быть счастливыми и хорошими людьми.

Как учить детей нравственности

В Англии по закону школы обязаны способствовать нравственному развитию учеников. Однако, к сожалению, нет единого мнения о том, что это означает. Большинство людей признают, что мораль важна и ее нужно преподавать, но когда дело доходит до того, что это такое и как ей учить, консенсус быстро рушится.

За последние несколько лет произошли важные события в области «воспитания ценностей». В 2014 году правительство выпустило руководство для школ по продвижению «фундаментальных британских ценностей» демократии, верховенства закона, свободы личности, взаимного уважения и терпимости. А с 2015 года он инвестировал около 10 миллионов фунтов стерлингов в гранты для поддержки проектов по воспитанию характера, направленных на то, чтобы помочь детям стать «всесторонне развитыми, уверенными в себе, счастливыми и жизнестойкими».

Но, каковы бы ни были достоинства этих инициатив, они имеют мало общего с обучением морали. Действительно, одна из причин общей путаницы в отношении нравственного воспитания заключается в том, что нравственные ценности не были четко отделены от ценностей других видов.

Тот, кто не ценит демократию, безусловно, ошибается, но ошибка не моральная. А черты характера борцов за власть — упорство, стойкость, уверенность, честолюбие — безусловно, необходимы для выживания в неумолимые экономические времена, но едва ли они являются требованиями морали.

Что такое моральные ценности?

В моей новой книге я утверждаю, что иметь моральную ценность означает подписаться под определенным стандартом. Стандарт – это правило, указывающее, что что-то должно быть сделано или не сделано. Подписка на стандарт подразумевает намерение соблюдать его, иметь привычку соблюдать его и чувствовать себя плохо из-за того, что не соблюдает его.

Человек присоединяется к стандарту «не лги», например, когда старается не лгать, стремится не лгать и сожалеет о сказанной лжи.

Школы должны играть роль в распространении общей морали. Pexels

Подписка на стандарт считается моральной, если он имеет еще две особенности. Во-первых, абонент не только сам старается соответствовать стандарту, но и хочет, чтобы все остальные тоже его соблюдали. Во-вторых, они считают нарушения стандарта заслуживающими наказания или осуждения.

Стабильность человеческих социальных групп зависит от людей, которые таким образом подчиняются хотя бы некоторым стандартам. По крайней мере, люди должны быть привержены тому, чтобы не убивать и не причинять вреда, не красть и не вымогать деньги, не лгать и не обманывать, а относиться к другим справедливо, выполнять свои обещания и помогать нуждающимся. Эти стандарты составляют ядро ​​общей морали.

Как научить их

Школы играют важную роль в передаче общей морали следующему поколению. Для этого они должны обеспечить два вида нравственного воспитания.

Первый – «нравственное формирование» – воспитание у детей намерений, чувств и привычек нравственного подчинения. Это включает в себя предоставление детям морального руководства, вознаграждение их за правильные поступки и наказание за неправильные поступки, а также моделирование хорошего поведения и адекватной реакции на поведение других.

Из опыта регулирования своего поведения дети учатся саморегуляции. И, подражая моральным реакциям других, дети учатся реагировать так же и сами.

Дети должны развивать нравственные намерения, чувства и привычки. Шаттерсток

Второй вид нравственного воспитания — «моральное исследование» — вовлечение детей в обсуждение и размышление о природе и обосновании нравственных ценностей. Учителя должны обеспечить, явным вмешательством или мягким управлением, чтобы моральное исследование выявило оправдание общепринятой морали. Жизненно важно, чтобы дети поняли, для чего нужна мораль и почему она требует того, что делает.

Конечно, наряду с задачей передачи общей морали школа также должна помогать детям пробираться через минные поля моральных споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *