Разное

Необычное рисование с детьми: Рисование необычными техниками. 25 описаний нетрадиционных методов детского творчества

Содержание

Рисование необычными техниками. 25 описаний нетрадиционных методов детского творчества

Как сделать процесс рисования оригинальным, интересным, даже удивительным? Можно использовать необычные техники рисования, привлекать самые нетрадиционные материалы и красители. В статье мы рассказываем о 25 нестандартных методах рисования и красочных экспериментах, которые научат ребенка мыслить креативно и творчески, дадут простор воображению и фантазии.

Аудио-версия статьи “25 НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. 25 НЕОБЫЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Содержание

Пальчиковое рисование

Ледяные мелки

Кляксография

Зверушки из отпечатка

Монотипия

Объёмные краски

Паспарту

Рисование пеной

Живые кисточки

Раскраски с объёмным контуром

Мраморная бумага

Рисование на крахмале

Жидкие мелки

Зимнее рисование на сугробах

Фроттаж

Силуэт

Рисование штампами

Рисование зубной щёткой

Ниткография

Натуральные природные красители

Невидимые рисунки

Эбру

Рисование солью

Граттаж

Пластилинография

В привычный процесс рисования можно добавить нетрадиционные техники, тогда творчество выходит за обычные рамки и становится ещё более оригинальным. Рисование – это процесс познания и выражения себя, поэтому так важно не ставить перед ребенком строгие рамки и определенные шаблоны, а дать возможность творить. Рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение. Это отличный способ увлечь ребенка и показать ему, насколько необычным может быть творчество. В статье рассказываем о нетрадиционных техниках рисования для детей.

Пальчиковое рисование

При написании статьи мы сомневались, насколько этот метод можно причислить к необычным техникам рисования, ведь в последние годы он завоевал большую популярность, стал практиковаться в детских садах и, конечно, родителями дома. Но сама техника рисования остается нетрадиционной, так как при создании своих шедевров дети используют не материалы для творчества (кисти, карандаши), а только свои ладони.

Пальчиковое рисование не только знакомит с красками, процессом смешивания цветов, но и тренирует мелкую моторику. Техника идеально подходит для малышей, уже в год можно смело практиковать пальчиковое рисование. Кстати,  в статье: “Рисуем с детьми 1-2 года” мы рассказывали, как организовать первые уроки рисования для самых маленьких детей.

Заданий может быть несколько, в зависимости от возраста:

Нанесение краски в хаотичном порядке на лист бумаги. Родители получают первые шедевры ребенка, а малыш – удовольствие обмазаться с ног до головы в краске, смешивать кляксы разных цветов, оставлять отпечатки. Опытные мамы говорят, что вместо листа бумаги для первых уроков рисования больше подходит ванная. Малыш рисует на ее стенках, а потом купается – смываются не только рисунки, но и вся краска с рук, ног и лица.

Отпечаток ладони. Когда отпечаток подсохнет, из него можно нарисовать много разных зверушек и предметов. Кстати, можно также сделать отпечатки ступней, из них тоже получаются интересные картинки.

Нанесение краски точечно, только пальцами. Для точечного рисования пальцами можно использовать вот такие простые раскраски.

Скачать 20 раскрасок

Ледяные мелки

Нам понадобятся силиконовые формочки для льда или пластиковые стаканчики, а также палочки от мороженого. В каждую формочку добавляем пену для бритья, несколько капель жидкого красителя, тщательно перемешиваем, вставляем палочки и убираем в морозилку на 2-3 часа.

Когда ледяные мелки готовы, их можно достать из формочек и рисовать ими по бумаге или картону. Это отличная летняя альтернатива рисованию мелками на асфальте, когда днем на улице слишком жарко.

Кляксография

Если развести гуашь с водой, можно рисовать способом кляксографии, или выдуванием из трубочки для напитков. Размешайте гуашь с водой в пропорции 1:1, нанесите на бумагу жидкую кляксу с помощью пипетки или кисточки и дайте ребёнку трубочку для напитков. Задача художника – дуть в трубочку, управляя движением кляксы. Клякса будет передвигаться, оставляя след из краски.

Такая техника очень развивает воображение малыша, а также способствует развитию силы дыхания. Обычно при рисовании таким способом заранее участники не догадываются, какой рисунок получится. Можно сказать, как клякса ляжет. Но можно задать идею рисунка, например, нарисовать пейзаж осеннего или зимнего леса, тогда кляксы нужно накладывать на нижнюю часть холста и дуть их вверх, а линии станут деревьями.

Или вот отличная идея: нарисуйте несколько забавных мордашек без волос – девочек, мальчиков, не важно. Разноцветные кляксы нужно класть на макушку и дуть вверх, чтобы получились прически.

А если нарисовать разноцветную кляксу и дать ей подсохнуть, можно сверху фломастером сделать мордашку – забавную или сердитую. Получится команда кляксо-монстриков.

Зверушки из отпечатка

Этот метод рисования совмещает в себе две техники – пальчиковое рисование отпечатками ладони и теневой театр. Дело в том, что придется подключить все свое воображение, чтобы в отпечатке ладони в разных ракурсах найти какого-то зверька. Техника рисования проста: нужно согнуть часть пальцев, положить ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Затем нужно придумать, как из этого контура сделать изображение животного. Вот несколько идей таких превращений:

Кстати, похожий принцип используется при постановке представлений домашнего теневого театра. Теневой театр тоже использует принцип силуэтов, в которых зритель должен рассмотреть фигуру. Это занятие отлично развивает воображение и творческие способности. О том, как сделать театр теней своими руками, можно прочитать в статье: “Как сделать театр теней самостоятельно”.

Монотипия

Эта техника рисования предполагает отпечатывание краски на втором листе бумаги. Если сгибать лист пополам и наносить краску только на одну половину, потом закрывать «открытку», то получится практически полностью симметричный узор. Только с одной стороны он будет более яркий, а с другой бледнее. 

Этой техникой можно воспользоваться, чтобы нарисовать симметричное дерево, бабочку, цветок или букет, а также более сложные пейзажи с отражением деревьев в воде. Монотипия лучше подходит для акварели, но для первых опытов рисования можно использовать гуашь.

Объёмные краски

При нагревании эти рисунки становятся объёмными, пухлыми, вызывая восторг у детей. Их легко сделать своими руками:

  • Смешайте по одной столовой ложке блинной муки и мелкой соли.
  • Добавьте в смесь немного воды до консистенции гуаши, тщательно перемешайте.
  • Окрасьте состав 3-4 каплями жидкого красителя.

Для рисования возьмите картон или плотную бумагу в качестве основы. Наносить краску удобнее всего толстой жёсткой кистью или ватными палочками. Готовый рисунок нужно положить в микроволновку на 10-15 секунд на сильной мощности. Краски поднимутся, станут воздушными, как окрашенная вата.

Скачать 10 шаблонов

Паспарту

Эта нетрадиционная техника рисования отлично подходит для маленьких детей, которые еще не умеют раскрашивать, не заходя за контур. Только приступая к обучению ребенка рисованию, важно дать ему понять, что его старания не напрасны. Да, пока что у малыша рисунок мало отличается от расписывания ручки на клочке бумаги, но и в нем можно найти красоту и продемонстрировать ее ребенку.

Для техники паспарту можно использовать карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски. Сперва даете ребенку лист бумаги и краски, позволяете нарисовать любые каляки-маляки в самых разных цветах. Затем накладываете на рисунок шаблон с вырезанным изнутри контуром рисунка. Это может быть яблоко, цветок, бабочка, воздушные шары – что-то такое, где не так важен конкретный цвет. Получается законченный рисунок.

Мы предлагаем вам скачать трафареты для рисования в технике паспарту. Их нужно вырезать изнутри, оставляя только «рамку» с изображением животного или предмета.

Рисование пеной

Если добавить в краску средство для мытья посуды, каждый мазок будет с пузырьками. Когда пузыри будут лопаться, линия станет более фактурной, с интересными разводами. Но можно пойти дальше и использовать свойство мыльных пузырей окрашивать бумагу на все 100%.

Застелите пол клеёнкой, сверху раскатайте рулон бумаги. Поставьте на неё несколько прозрачных стаканчиков (по количеству цветов), заполненных водой. В каждый стакан добавьте по 2-3 капли моющего средства и пищевого красителя. Дайте ребёнку трубочку для напитков, через которую он будет дуть. Пена начнёт переливаться через стакан, оставляя разноцветные следы на бумаге. Уже перелившуюся пену тоже можно направлять трубочкой, чтобы получались пенные дорожки.

Эта игра направлена не только на тренировку дыхания. Ещё это творческий процесс и эксперимент по смешиванию цветов. А когда пена высохнет, можно посмотреть на красивые абстрактные рисунки и с помощью фломастера дополнить их до зверушек и других картинок.

Этот метод нетрадиционного рисования мы взяли из нашей подборки игр для развития дыхания. В статье: “Игры на развитие дыхания для детей” собрано 20 нестандартных и интересных идей. Обязательно посмотрите!

Живые кисточки

Это отличная идея для рисования летом, потому что первым этапом для творчества станет сбор природных материалов – цветов, мха, травы, кустарников и листьев с деревьев. Теперь эти растения станут основой кисточек. 

Их нужно связать в плотные пучки и привязать к палочкам. Для рисования подойдет акриловая краска или гуашь, которую предварительно нужно выложить из баночки на палитру. А сам процесс прост – обмакивайте живую кисточку в краску и рисуйте на бумаге. Из цветов получаются отличные штампы, а зелень оставляет уникальные следы.

Раскраски с объемным контуром

Еще одна отличная идея для первого рисования. Очень хочется познакомить малыша с раскрасками, но он еще недостаточно уверенно держит кисточку, поэтому все краски смешиваются, получаются грязные разводы. Прекрасное решение – сделать раскраски с объемным контуром.

Скачайте простые раскраски для первого рисования по ссылке ниже. Добавьте в клей ПВА черную краску, тщательно перемешайте. Оставьте полученную смесь в бутылочке из-под клея ПВА, чтобы было удобнее наносить ее на бумагу через «носик» емкости. По контуру раскрасок нанесите черный клей, дайте ему подсохнуть. Получились раскраски с объемным контуром. Теперь ребенок может раскрашивать акварелью, у него больше шансов, что краска не убежит за пределы рисунка и не смешается там, где это не нужно.

Скачать раскраски

Мраморная бумага

Есть два способа нарисовать северное сияние или звездное небо, космос. Иными словами, есть два способа сделать «мраморную бумагу», которая сама по себе очень красива, но также может послужить основой для разных рисунков.

Первый способ с использованием пены для бритья:

1. Застилаем стол пищевой пленкой и наносим тонким слоем пену для бритья.

2. Капаем в рандомном порядке жидкие пищевые красители на пену и кисточкой проводим линии, размазывая и смешивая цвета.

3. Прикладываем на поверхность лист бумаги, затем переворачиваем его и аккуратно снимаем остатки пены, например, бумажной салфеткой.

Второй способ с использованием молока:

1. В большую плоскую емкость (чтобы в нее потом поместился лист бумаги) налейте слой молока. Отлично для этих целей подходят противни для запекания.

2. На молоко капните разноцветные красители.

3. Окуните ватную палочку в средство для мытья посуды или в жидкое мыло, затем ей проводите линии от одной точки до другой.

4. Когда палочка соединила уже все точки красителя и получились разводы, положите на 5 секунд в емкость с цветным молоком лист бумаги.

В обоих случаях на подсыхание рисунка нужно примерно 2 часа. Остаются очень красивые мраморные разводы.

Рисование на крахмале

Этот метод объединяет в себе рисование и проведение эксперимента. В качестве холста мы будем использовать миску с неньютоновской жидкостью. Это смесь крахмала с обычной водой. Она обладает удивительными свойствами, эта жидкость меняет свою твердость при разных прикосновениях. Первым этапом рисования может стать игра с самой неньютоновской жидкостью, подробнее об этом опыте мы рассказывали в нашей статье: “Неньютоновская жидкость для детей: делаем дома и играем”.

Если вы наигрались, переходим к рисованию. Берем гуашь на кисточку и наносим на поверхность неньютоновской жидкости. Рисовать можно что угодно, контур немного расплывается, но все же краска не растворяется, как в других жидкостях.

После того, как ребенок порисовал, предложите ему провести несколько опытов:

  • На поверхности жидкость раскрашенная, а внутри? Внутри она остается белой, пока вы ее не перемешаете.
  • Какие будут отпечатки, если намочить руки в раскрашенной жидкости? Они будут немного объемные.
  • А что будет, если положить эту красивую разноцветную массу на колонку и включить музыку? Она начнет танцевать.

Вот так можно совместить проведение экспериментов и рисование!

Жидкие мелки

Летом можно рисовать на асфальте жидкими мелками – они легко распыляются пульверизатором, а также хорошо смываются дождём. Приготовить их несложно, смешайте в поллитровой бутылке:

  • ⅓ крахмала;
  • ⅓ пищевой соды;
  • ⅓ тёплой воды;
  • 10-20 капель жидкого красителя или ложку гуаши.

Жидкие мелки можно разлить по бутылкам с продырявленными крышками, по пустым флаконам из-под шампуня, а также по небольшим пульверизаторам. Рисовать такими мелками весело и просто!

Зимнее рисование на сугробах

Метод рисования, который не сильно отличается от предыдущего, рецепт даже проще. Если летом вы использовали бутылки с красителем, содой и крахмалом, то зимой достаточно воды, разведенной с гуашью. 

Выходите на улицу с несколькими бутылками с продырявленными крышками или с пульверизаторами. Можно раскрашивать сугробы, рисовать листья на заснеженных кустах и деревьях, цветы на замерзших лужах, а также сделать наряд снеговику или снежной бабе.

Фроттаж

Результат рисования напоминает оттиск рельефной поверхности, но при этом процесс значительно отличается. Чтобы сделать рисунок в технике фроттаж, понадобятся карандаши, лист бумаги и рельефная поверхность, например, монета.

Нужно положить монету на стол, сверху накрыть ее бумагой и начать штриховать выпуклое место карандашом, стараясь не увеличивать и не уменьшать нажим. В результате выпуклые части получатся более яркими, за счет чего сохранится рисунок.

В технике фроттаж отлично получается передать рисунок древесины, а также перерисовать листья деревьев. Это достаточно тонкая работа, которая больше подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

Силуэт

Отличные материалы для творчества – мелки, особенно, когда на улице теплая погода. Выходите с ребенком с пачкой цветных мелков, а темы для рисунков сами найдутся. Если надоело просто рисовать, предложите обводить мелком любые предметы – формочки для песка, листья деревьев и пр. Полученные силуэты можно дорисовать до полноценного рисунка, раскрасить или заштриховать. Это здорово тренирует фантазию.

Дети постарше могут обводить не предметы, а отбрасываемую ими тень. Кстати, если вы планируете долго гулять, поставьте предмет на асфальт и не убирайте на протяжении всей прогулки. Если обвести тень одного предмета несколько раз в разное время, то можно познакомить ребёнка с устройством солнечных часов.

Этот метод рисования из силуэтов предметов мы взяли из нашей подборки игр с мелками. Там много творческих и активных игр, для которых нужен только мел и хорошая погода. Почитать об этих играх можно в нашей статье: “Игры с мелками для детей”.

Рисование штампами

Штамп – это отпечаток чего-либо. В этот раздел мы решили собрать все способы нанесения отпечатков на лист бумаги. Конечно, из этих отпечатков можно сделать настоящую картину, добавив немного воображения. Техника рисования проста – наносим на поверхность штампа краску и прислоняем его к листу бумаги. Получается отпечаток. Итак, чем можно рисовать:

Половинками овощей и фруктов. Из картофеля получаются «классические» штампы. Во-первых, картофель отлично удерживает краску, во-вторых, его поверхность можно вырезать, чтобы получились снежинки, звездочки, сердечки и любые другие фигурки. Но также для штампа может подойти морковь, яблоко, даже у огурца получается интересный отпечаток, просто нужно поэкспериментировать с разными овощами и фруктами.

Природными материалами: листьями и веточками, цветами, камнями, ракушками, шишками. Природа очень богата на разнообразные фактуры, поэтому и отпечатки получаются необычными. Если включить фантазию, такие отпечатки могут послужить основой для рисунка.

Ватными палочками. Отпечаток получается довольно примитивным – точка. Но и этого достаточно для разгула воображения. К тому же, можно не просто рисовать одной палочкой, можно сделать с помощью резиночки пучок и наносить сразу по несколько точек, это уже интереснее. Так можно нарисовать, например, куст сирени или веточку мимозы.

Пупырчатой пленкой, фольгой, согнутой втулкой от туалетной бумаги, железной губкой и другими подручными средствами. Я думаю, вы уже поняли идею – берем все, что не жалко, обмакиваем в краску и оставляем отпечаток. Получится уникальный след, который послужит основой для рисунка.

Поролоном или губкой. Рисование губкой – альтернатива классическим кисточкам. Получается интересный фактурный отпечаток. Можно просто рисовать пейзажи с помощью поролона, а можно сделать штамп. Для этого возьмите губку для мытья посуды и две канцелярские резинки, перевяжите ими поролон вдоль и поперек. Окуните в краску и оставьте отпечаток, получилась бабочка, только усиков не хватает.

Трубочкой для напитков. С одной стороны трубочки сделайте частые надрезы на 2-3 см, распрямите полученные полосочки, чтобы вышла «юбочка». Теперь окунаем трубочку в краску и делаем отпечаток. Это отличный способ нарисовать много одинаковых цветов или фейерверк.

Пластилином или тестом для лепки. Пока пластилин эластичный, придайте ему нужную форму, оставив одну из сторон (основание) полностью плоской, чтобы она хорошо соприкасалась с листом бумаги. Затем на этой стороне сделайте отверстия, насечки, чтобы при отпечатывании получился внутренний узор. Дайте пластилину немного подсохнуть и приступайте к рисованию.

Рисование зубной щёткой

Щетина оставляет интересный узор, поэтому зубная щетка становится доступным и оригинальным инструментом для творчества. Есть три техники рисования зубной щеткой:

Линии. Щетиной можно нарисовать лапы, ели, шерсть или иголки животных, перо. Нужно просто провести всей площадью щетки от центра к краю, интенсивность цвета при этом будет слабеть. Похожий узор получается, если рисовать вилкой.

Набрызг. Этой технике можно было бы посвятить отдельный раздел, потому что она широко применяется при рисовании разными красками, даже маслом на холсте. Тем более такому методу должно быть место в детском альбоме. Суть проста – нужно нанести краску на щетку и провести пальцем по щетине, получатся брызги. Это и снежинки, и звезды, и капли дождя, зависит от воображения.

Штамп. Можно оставлять отпечатки только одной стороной щетки, в таком случае получатся отрывистые линии, которые напоминают листву деревьев.

Если мы говорим про набрызг, стоит вспомнить ситуацию, когда эта техника очень кстати – при украшении окон к Новому году. В ход идут шаблоны, зубная паста, белая краска и техника набрызга. Еще один творческий метод украшения окон – вытынанки. Кстати, подробности о технике и шаблоны для вытынанок можно найти в статье: “Новогодние вытынанки: шаблоны для украшения окон”.

Ниткография

Возьмите одну или несколько ниток, подойдет как тонкая нить для шитья, так и пряжа для вязания, мулине, просто получатся разные эффекты. Пропитываем нитку краской, укладываем её на лист бумаги, а сверху прижимаем вторым листом. Или просто сгибаем бумагу пополам, как открытку. При отпечатывании нужно немного потянуть за нитку, чтобы она оставила размазанный след. 

Так часто рисуют бабочек, цветы и просто абстракции. Нитку можно поочередно смачивать в разных цветах, или сделать так: половину замочить в одном красителе, а вторую половину в другом.

Натуральные природные красители

Попробуйте сделать краски своими руками. Это и эксперимент, и творчество. В природе много природных красителей, например, свекла, морковь, уголь, красная и желтая глина, виноградные фиолетовые шкурки, ежевика и черника, клубника, трава. Попробуйте, как эти красители оставляют цвет на листе бумаги.

Затем можно попробовать сделать натуральную краску. Для этого смешайте сок, например, морковный, с водой и лимонной кислотой. Кислота нужна для яркости цветов. Затем насыпьте в емкость немного соды и добавляйте туда капли подкрашенной воды. Дети будут наблюдать за бурлением природной краски.

Следующий этап – возьмите кисточки и порисуйте полученными цветами. Красители получаются очень жидкими, но для густоты можно добавить немного муки. В любом случае, такие краски немного бледнее акварели (кстати, обязательно сравните цвета) и хранятся недолго, поэтому свои шедевры нужно создавать сразу после эксперимента.

Невидимые рисунки

Чтобы нарисовать невидимые картинки, потребуются восковые мелки под цвет бумаги или обычная свеча. С их помощью на бумаге оставляются невидимые линии. Они проявляются только после того, как раскрасить бумагу обычной гуашью или акварелью. Удивлённый ребёнок с любопытством наблюдает, как перед его глазами волшебным образом появляется картинка.

Свечой можно нарисовать контуры-невидимки любых несложных фигур: снежинок, рыбок, солнышка или другого. Главное, чтобы ребёнку было легко и в удовольствие. После того как картинка-невидимка нарисована, следует стряхнуть с бумаги оставшиеся крошки мелка или свечки. Теперь можно приступить к самому интересному – раскрашиванию бумаги красками. Детям такие картинки ещё интересны из-за того, что из них можно создать увлекательный квест, как это сделать, читайте в статье: “Как сделать невидимые рисунки”.

Это техника рисования, которая пришла к нам в Востока. В ее основе лежит особенность воды смешивать красители, создавать интересные переливы и волны. Для рисования потребуется особая краска с натуральным воском из нектара астрагала. Ее можно найти в магазинах для творчества, но, возможно, если вы хотите воспользоваться этой техникой единожды, удобнее будет купить набор для эбру.

Метод заключается в том, чтобы наносить специальные краски на поверхность воды, «управлять» цветом с помощью деревянной палочки, а потом просто прислонить лист бумаги к рисунку. Таким образом изображение будет перенесено с воды на бумагу. В технике эбру получаются рисунки с очень плавными линиями и красивыми пастельными цветами.

Рисование солью

Очень красивые рисунки получаются при рисовании акварелью по кристалликам соли. Нарисуйте карандашом или распечатайте шаблон рисунка, например, бабочку. Предложите ребенку с помощью кисточки нанести по контуру жидкий клей ПВА. Затем быстро, пока клей не высох, вместе густо посыпьте рисунок солью, лучше не мелкой, а обычной, с крупными кристаллами.

Когда клей подсохнет, предложите ребенку раскрасить рисунок акварелью. Каждая капля краски растекается по кристалликам соли, смешивается с другим оттенком, образуя плавный переход.

Можно делать не только контур, но и засыпать солью рисунок сплошным слоем. Кстати, соль вообще очень благодатный материал для опытов. В статье: “Опыты с солью: 6 простых экспериментов для детей” мы собрали самые интересные и зрелищные эксперименты для детей. В том числе, в этой статье описана техника рисования соляным раствором. Такой метод рисования солью здорово подойдет для зимнего творчества.

Граттаж

Граттаж переводится как процарапывание, потому что рисунок нужно не нарисовать карандашом, а процарапать деревянной палочкой. Здесь будет два этапа рисования: при подготовке к граттажу, а затем при самом процарапывании.

Что нужно сделать:

  • Заштриховать всю поверхность бумаги или белого картона разноцветными карандашами в произвольном порядке. Или можно взять восковые мелки.
  • Если вы рисовали карандашами, сверху нужно натереть рисунок парафиновой свечой. В случае с восковыми мелками пропустите этот пункт.
  • Закрасить рисунок сверху плотным слоем черной гуаши, предварительно добавив в нее каплю моющего средства, и оставить высыхать.
  • Взять зубочистку или другую палочку с заостренным концом и процарапывать любые узоры.

На черном фоне разноцветные узоры получатся очень яркими, красивыми.

Пластилинография

Для рисования по картону или бумаге понадобится обычный пластилин, а не тесто для лепки или воздушный его аналог. Он обладает свойством прилипать к поверхностям, к слову, за это его обычно не очень любят. Но здесь это пригодится. Чтобы пластилин легче размазывался по поверхности, выбирайте во время покупки мягкий, восковой. Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы пластилин перед рисованием хранился при температуре около 25 градусов, это сделает его более мягким.

Суть пластилинографии проста, нужно наносить рисунок на основание, используя не краски, а пластилин. При этом можно рисовать двумя техниками:

  • аппликация, то есть прикладывание жгутов, спиралей и шариков к основанию;
  • размазывание, при котором вы пальцем нажимаете на пластилин и тянете его в сторону.

Можно нарисовать очень красивые картины, они могут быть как объемными, так и практически плоскими; сплошь заполненные пластилином или только с частью пластилиновых элементов.

Все предложенные необычные техники рисования подходят для детей дошкольников. Они увлекательные, оригинальные, учат включать фантазию и креативно мыслить. Детям школьного возраста можно предложить и более сложные техники рисования, в том числе, акрилом по ткани, витражными красками по стеклу или песком на световом столе. Нетрадиционные техники рисования замечательны тем, что идеи их использования не ограничены. Вы можете взять любой предмет и придумать, как использовать его во время рисования. Мы уверены, у вас с детьми получатся уникальные картины!

Необычное рисование в детском саду

Лес осеннею порою
Напечатаем листвою.

А космический пейзаж
Сделан в технике граттаж.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом…

И.Сибирякова

 

Нетрадиционных техник рисования для детей младенческого и дошкольного возрастов насчитывают более ста. Именно они превращают рисование в увлекательное экспериментирование и весёлую забаву. Успех каждому ребёнку обеспечен, любая работа становится маленьким шедевром. Это совсем несложно, самое главное необходимо желание, чтобы творить красоту своими руками. Яркие необычные рисунки украшают интерьер группы или детского сада. Радуются все: и родители, и дети.

21 апреля педагоги собрались поделиться опытом работы с детьми в нетрадиционной технике рисования. Двенадцать педагогов из 7 детских садов г.Снежинска (МДОУ № 3, 4, 7, 15, 21, 25, 30) представили разнообразные техники нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности детей от года до семи лет. Педагогический кейс педагогов пополнился разнообразной тематикой, оригинальными способами и приёмами изображения, художественными материалами, передающими характер творческого продукта ребёнка-художника.

Особое внимание собравшихся привлекала выставка-коллекция детских работ под названием «Радость художественного творчества».

О «младенческом рисовании» рассказали воспитатели групп младенческого и раннего возрастов: Гуторова Л.А., Скокова О.А., Чупрунова В.В. (МБДОУ №3). Рисовать гуашью под плёнкой очень интересно. Детям предоставляется свобода действий: размазывание ярких оттенков основных цветов гуаши и хлопание ладошкой по листу бумаги – приводит в восторг малышей. Главное не пачкаются руки и одежда красками, а игры с воздушными шарами с мраморными разводами доставляют веселье и радость движений: догнать убежавший шар, попробовать его на вкус, прижать к себе яркое чудо, полюбоваться его цветом и порадоваться вместе в игре со сверстниками… Из бумаги, сделанной «художниками», вырезаются крупные шары, а выполненные бумажными втулками работы: «Новогодний салют», «Одуванчики на полянке» помещаются в рамки. Всё это становится ярким украшением интерьера яселек. Авторский фильм Евдокимовой Н.М. подтверждает стартовые условия карапузов в рисовании, а это в свою очередь помогает педагогам определить систему работы – этапы развития и тематику рисунка младенцев: от знакомства с художественным материалом, двигательным ритмом, сенсомоторной игры к развитию цветовосприятия в рисовании красками.

Растут дети, меняются техники и материалы рисования. Яковлева Д.Р. (МБДОУ №4) знакомит своих малышей с новым способом изображения через интерес к необычным техникам, формирует желание экспериментировать с красками, водой и бумагой. С помощью печаток дети «рисуют» румяные яблоки, пушистых зверей, осенние листья.

Рогачкова Т.Н. (МБДОУ №15) провела мастер-класс. Она смотивировала состав участников и включила их в собственную преобразующую деятельность по рисованию нетрадиционными материалами величественной птицы – «ПАВЛИНА». Её шикарный хвост был выполнен различными художественными инструментами: от стека, печаток до кисточки. «Изюминки» собственной технологии Татьяны Николаевны помогали участникам активизировать свой творческий поиск с помощью разных техник: штампирование, пальчиковая живопись, карандашный набросок-эскиз, прорисовывание кисточкой мелких деталей. Готовый рисунок роскошной птицы – это не только овладение собравшихся новыми способами практической деятельности, новыми техниками, но и формирование заинтересованности в дальнейшем продвижении увиденного, в стремлении к построению собственных художественных компетенций в работе со своими детьми.

Краснова О.А. (МБДОУ №25) провела обучающее занятие по приобретению практических навыков с целью обмена опытом, расширения кругозора и приобщения участников мастерской к увлекательным техникам: штампирования, кляксография, рисования ладошкой и ляпушками, по-сырому, мыльными пузырями, рисование пластилином. Были представлены в использовании детьми ментальные карты, схемы в активизации самостоятельной художественной деятельности ребёнка… В основе опыта педагога лежит идея эстетического восприятия природы. «Чем больше знаний о природе, тем ярче, богаче становится воображение и творческая деятельность ребёнка». Главное накопить сенсорный опыт детей, сформировать эмоциональное отношение к художественно-эстетическому процессу и вовлечь их в творческую активную деятельность на основе эстетических эмоций. Богатый профессиональный опыт и педагогическая практика позволяют Ольге Аркадьевне придумывать собственные художественные инструменты, с которыми она охотно поделилась с коллегами. Арт-выставка детских работ, представленная ею, удивляет фантазией и креативностью педагога.

Продолжили её выступление с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели: Павлова Г.В. и Румянцева И.А. (МБДОУ №25). Они дополнили выступление своей коллеги другими нетрадиционными техниками: граттаж, кляксография, рисование: по газете, акварелью по ткани и ватным дискам, которые придают рисунку 3-Д объём, солью, ватными палочками, подушечками пальцев, пейзажной монотипией, современными трафаретами, а также отпечатками фруктов и овощей, осенних листьев и др.

Сорокина О.Н. (МБДОУ №7) представила технику рисования восковыми мелками на наждачной бумаге. Она подробно остановилась на особенностях рисования детьми из опыта работы. Показала плюсы и недостатки нетрадиционной техники. В итоге работы получаются необычные, бархатистые, яркие.

Науменко Е.А. (МБДОУ ЦРР-ДС №30) показала рисование космоса в нетрадиционных и традиционных техниках. Какое бесконечное множество различных техник используется детьми. Именно они делают космическое пространство загадочным и таинственным. Нетрадиционные техники восхищают детей. Путешествуя по просторам Вселенной, многое познаёшь: о звёздах и планетах солнечной системы, о космической невесомости, можешь взглянуть на нашу планету с высоты, узнать о профессии космонавта, а потом можно долго делиться космическими впечатлениями и восхищённо рассказывать о своих приключениях сверстникам и родителям. В необычном рисовании, как учёный, раскрываешь тайны изобразительных материалов, помогающих создавать выразительные художественные образы. Елена Анатольевна представила оригинальные техники: граттаж, набрызг, рисование по-сырому, жёсткой кистью, мятой бумагой, свечкой… Использование объектов, явлений природы и окружающего мира как источника эстетических образов и «перенос» их в продукты детского творчества говорит о сложной структуре процесса моделирования педагогического взаимодействия субъектов разных возрастных групп по созданию художественных образов. Это подтверждает систему полихудожественного образования, развития эстетических интересов, творческих проявлений и формирования художественно-эстетических предпочтений ребёнка.

Фоминых И.А. (МБДОУ №21) показала работы детей с ОВЗ, которые также успешно овладевают всевозможными техниками. Продукты детского творчества также разнообразны и по тематике: «Заготовим компот на зиму» рисование отпечатком яблока и груши, «Львёнок», выполненный детьми бумажной втулкой, – любимый герой из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню», «Весенние цветы» в технике рисования пупырчатой плёнкой, «Каллы» в технике ниткописи… Яркие детские работы вызывают чувство удивления, любования и желание повторить увиденное.

Всё вышесказанное подтверждает высказывание В.А. Сухомлинского: “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее”. Нельзя не согласиться с великим педагогом, создателем народной педагогики.

Собравшиеся поблагодарили организаторов за возможность делиться личным творческим опытом педагога и ребёнка. Любая творческая идея, которая рождается в процессе совместной деятельности, имеет признание ценности педагогического взаимодействия – ценности совместного опыта по созданию атмосферы творчества, пополнению личного кейса игровыми действиями необычного рисования, собственным пониманием вариативных образов и форм создания креативных продуктов.

Е.А. Осинцева, старший методист МКУ ЦОДОУ.

Идеи для рисования для детей – Искусный родитель

Идеи для рисования для детей – Искусный родитель

Подпишитесь на нашу рассылку и получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу с 10 ЛУЧШИМИ ИДЕЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЛУЧШИХ РОДИТЕЛЕЙ!

ПОДПИШИТЕСЬ СЕЙЧАС