Не хочу в школу что делать: «Я не хочу в школу!»: что скрывается за этой фразой
«Мам, я не хочу в школу». Как помочь детям вернуться к обычной школьной жизни
Январь уже подходит к концу, а многие дети (да и взрослые) до сих пор не могут вернуться в режим. Оно и понятно: за окном — холода и серость, впереди — самая длинная четверть в году, да и неопределённость с прошлого года никуда не делась. Вместе с преподавателем «Нормальной школы», тренером по по эмоциональному интеллекту Дарьей Соколовской, рассказываем, как мотивировать детей (и себя) на продуктивную учебу и работу.
Не хотеть учиться — нормально
Учёба — это стресс, даже если ребёнок хорошо учится и ему это нравится. Это постоянное напряжение и поддержание себя в тонусе. Нужно рано вставать, собираться, куда-то идти или ехать. Ребёнок привыкает к напряжённому графику, у него в голове выстраиваются и закрепляются определенные паттерны поведения.
Потом наступают длинные каникулы, эти паттерны не используются и забываются. Это совершенно естественно: организм человека эволюционно не настроен на напряжение, он настроен на энергосбережение и получение вознаграждения. Поэтому дети очень быстро привыкают к режиму, в котором есть одно сплошное вознаграждение: подольше поспать, потом пойти кататься на горке или общаться с друзьями.
А паттерны, связанные с напряжением, быстро забываются. Это обусловлено эволюционно: долгое время человеку приходилось буквально выживать в суровых условиях, удовольствий было очень мало. Ведь все наши психологические и социальные особенности формировались именно в тот далекий, но очень длительный в истории человечества период, когда мы были охотниками-собирателями. Среда изменилась, а мы — нет.
Человеческая нелюбовь к напряжению не означает, что нужно проводить жизнь в праздности: это ведёт к деградации
Но наш мозг всё равно настроен на получение вознаграждения: мы видим вкусную конфету и получаем сигнал, что её нужно съесть, ведь это же мгновенное поступление энергии, без усилий. Но это не значит, что конфета полезная. Так же и с отдыхом, удовольствиями, отсутствием учёбы и напряжения.
Что с этим делать? Взрослым проще: у нас достаточно развиты лобные доли мозга, которые отвечают за рациональное мышление и позволяют человеку заниматься планированием и ставить цели. Эти структуры окончательно созревают только к 25 годам, поэтому бессмысленно требовать от подростков очень жёсткой дисциплины.
На процесс мышления детей оказывают воздействие более древние структуры мозга: лимбическая система, подкорковые структуры, которые в большей степени отвечают за выживание и обеспечение основных инстинктов. Ребёнок может съесть мешок конфет, а взрослый — удержаться.
Как помочь подростку продолжать учиться, если ему всё надоело
1. Следите за состоянием ребёнка
Сейчас на улице холодно, световой день короткий: даже взрослый может чувствовать нехватку сил, сонливость и апатию. Это тоже обусловлено нашей физиологией: организм человека лучше всего чувствует себя летом и ранней осенью. В это время много солнца, яркой еды, витамина D, тепла. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы максимально поддержать организм:
- Самое важное — это сон. Даже если поздно вечером выясняется, что нужно сделать уроки, лучше отправить ребёнка спать и восстанавливать силы. Если режим всё же сбился, восстанавливать его надо постепенно, обычно для этого хватает 4-5 дней. Стандартный, но очень важный совет: за два часа до сна — никаких стрессовых или слишком эмоциональных событий. Лучше вместе почитать или просто поболтать (только не о школе и предстоящих экзаменах!).
- Не забывайте о питании, оно должно быть разнообразным
- Поможет взбодриться физическая активность. Выбирайте любую: прогулки вокруг дома, если на улице −20, или катание на коньках, лыжах, ледянках, если погода позволяет. Забыть про учебники, компьютеры и телефоны и получить яркие эмоции — прекрасный способ пережить зиму и отвлечься от рутины.
2. Если ребёнок злится, поддержите его
Иногда (часто) дети проявляют негативные эмоции: отказываются ходить в школу, заявляют, что ненавидят учёбу, спорят, ругаются с родителями, приводят примеры хронических недоучек, которые сделали стартапы на миллион. Родителям в этом смысле сейчас тяжело. Много людей сейчас находит свой путь в мире без какого-то образования, поэтому у школьников большой соблазн от всего отказаться.
Не ругайте школьника за то, что он не хочет возвращаться к учёбе. Он действует в соответствии со своей физиологией! Если ему тяжело вставать утром, напомните, какой прекрасный день впереди: встречи с друзьями, любимые занятия, новые знания.
3. Не перегружайте ребёнка
Дополнительные занятия помогают переключиться с рутины на творческую волну и облегчают учебный процесс. Например, если ребёнку тяжело делать домашку по математике, он может отвлечься на рисование или поиграть на любимом инструменте. Активизируется система мозга, отвечающая за расслабление и поиск нестандартных решений, и задачки будут решаться намного легче!
Но нельзя забывать, что это тоже нагрузка: доехать на кружок, провести там несколько часов, вернуться домой и ещё сделать уроки — это энергоёмкий процесс.
Потому с кружками правильнее руководствоваться правилом «Лучше меньше, но лучше»
Не списывайте со счетов и онлайн-занятия. Конечно, за месяцы дистанта многие от них устали. Но допы в онлайне хороши тем, что требуют меньше энергозатрат: не нужно никуда ехать, достаточно удобно устроиться с компьютером или ноутбуком. А при такой погоде и эпидемиологической обстановке — это очень хорошее решение. В то же время они дают полезный контент.
Курсы «Нормальной школы» позволяют ребёнку адаптироваться к жизни. Школьная программа не успевает за сложной разнообразной средой, а такие курсы дают возможность больше понять про жизнь и подготовиться к разным ситуациям, с которыми ребенок будет сталкиваться. Естественно, эти занятия тоже нужно подключать дозировано, но они идут не больше часа, этого достаточно. К тому же классный онлайн-курс с ровесниками — тоже нетворкинг и отличная возможность социализироваться.
Хотите, чтобы ребёнок не терял мотивацию к учёбе и справлялся с большими нагрузками? Подарите им обучение на курсе «Мозг: как нейробиология помогает в жизни». На курсе дети изучают нейробиологию: это помогает им анализировать собственные эмоции и состояние. Они понимают, откуда берутся лень или апатия и как с ними бороться. После окончания учёбы каждый ученик заберёт с собой чек-лист полезных техник для личной эффективности и научится быть продуктивным без ущерба для здоровья.
Фото: Shutterstock / 4 PM production
Что делать, если не хочешь в школу после каникул? 😭
В тренде
Как приятно спать до обеда, отдыхать и целый день проводить так, как тебе захочется! Но вот летние каникулы неумолимо подходят к концу, и совсем скоро опять придется рано вставать и топать в школу 😒
Не волнуйся — в этой беде ты не одна. Поэтому мы подобрали для тебя несколько советов, чтобы возвращение в школу прошло намного легче 😉
Осознай, что в школу идти все же придется 😟
Этот пункт — самый первый и самый важный. А еще и самый трудный. Школа для тебя — это как работа для твоих родителей. Без нее обойтись никак нельзя, иначе вскоре у тебя начнутся трудности. Поэтому прими тот факт, что к учебе вернуться придется.
А еще лучше подумай о том, что дает тебе образование. Ты ведь не просто так ходишь в школу 11 лет, правда? Вспомни, какие предметы тебе нравятся больше всего, и сделай упор на них. Поверь, твои старания не пройдут безрезультатно 😉
Поговори с друзьями или семьей 👨👩👧
Всегда проще справиться с проблемой, когда рядом с тобой есть близкий человек. Соберитесь вместе с друзьями и обсудите скорое возвращение в школу. Скорее всего, им так же сильно не хочется возвращаться к учебе, как и тебе 😉
Еще лучше, если вы ходите в одну школу или университет, ведь тогда можно собираться по утрам и ходить на занятия вместе. С компанией друзей возвращение в школу уже не покажется таким страшным 🤗
Начни привыкать к режиму уже сейчас ⏰
Чтобы не проспать линейку первого сентября, лучше уже за месяц (ну или хотя бы за неделю) до осени начать выстраивать режим. Причем делать это нужно аккуратно и постепенно. Лучше всего поставить какую-нибудь цель на утро, чтобы просыпаться было проще. Например, сходи с друзьями на утренний сеанс в кино (кстати, они обычно дешевле, так что еще и деньги сэкономишь 😜) или прогуляйся по парку 🌞
Если ты приучишь организм вставать рано, то с началом школы тебе будет намного легче просыпаться по утрам 😎
Порадуй себя покупочками 😍
Настало время шоппинга! Отправляйся в книжный магазин на поиски самой красивой тетради и ручки. Поверь, с красивой канцелярией тебе больше захочется учиться, ведь такие вещи будут мотивировать и радовать глаз 😊
А еще подумай об одежде. Составь список вещей, которые тебе нужны и вперед по магазинам! Даже если все-таки и придется носить строгую форму, можно найти уйму мелочей, которые скрасят школьные будни. Например, милые заколки или яркие носки. Так ты не будешь нарушать дресс-код, но все равно сможешь выразить себя 😉
Вспомни своих школьных друзей 😂
Да, для многих школа становится невыносимой именно из-за занудных учителей и глупых одноклассников, но наверняка хоть один хороший человек в твоем коллективе есть. Напиши ему и вспомни былые времена. Может, вы даже припомните парочку уморительных ситуаций, которые произошли с вами в прошлом году на том самом предмете, который ведет вредная преподавательница 😁
В общем, не стоит обращать внимания только на отрицательные стороны школы. Так ведь и до депрессии недалеко. Старайся чаще вспоминать позитивные моменты и ежедневные встречи с друзьями, которые вам подарила школа. И тогда она уже не будет казаться такой печальной 😏
Проведи остаток лета на полную катушку 🤟
Да, потратить все каникулы на сериалы и сон — очень заманчивая идея, но довольно бессмысленная. Всем иногда хочется провести целый день в кровати, залипая в экран телефона или телевизора, и в этом нет совершенно ничего плохого. Но ведь этим ты можешь заняться и на зимних каникулах, когда на улице будут бушевать морозы, верно? Поэтому постарайся не упустить оставшееся время, иначе в конце каникул ты можешь осознать, что лето прошло мимо тебя 😯
Займись в эти последние дни чем-то интересным, чтобы не было ощущения потраченного впустую времени. Сходи с друзьями на пикник в парк, исследуй новую кафешку или просто найди хобби. Может быть, твое сочинение «Как я провела лето» хотя бы так не окажется пустым листочком 😁
Катя Васильченко, Полина Сальникова
Теги
- 1 сентября
- back to school
- школа
Boys Town: спасение детей, исцеление семей, советы родителям
Автор: Рэйчел А Мерк, доктор философии, Клиника поведенческого здоровья Boys Town Nevada
Многие дети выражают нежелание посещать школу в какой-то момент своей жизни, что делает это одной из самых распространенных проблем поведения в детстве. Однако нежелание, а затем и отказ ходить в школу может привести к более серьезным проблемам и серьезным последствиям, если родители не отреагируют должным образом.
Дети не хотят ходить в школу по разным причинам. Одной из распространенных причин является высокий уровень школьной тревожности. Нежелание также, как правило, усиливается после того, как дети отсутствовали на больничных или в отпуске, потому что им трудно вернуться после того, как они пропустили школу или были на каникулах в течение нескольких дней.
Иногда нежелание посещать школу является временным явлением, и его легко исправить. Например, возможно, ваш ребенок болел гриппом и отсутствовал несколько дней, и теперь ему трудно вернуться в школу. Внезапно ваш ребенок беспокоится, прилипает и плачет из-за всех домашних заданий, которые он или она пропустил. Разговор с ребенком о том, почему так важно ходить в школу, и развеять его опасения — это все, что нужно, чтобы вернуть все в нужное русло.
Более серьезная проблема возникает, когда нежелание переходит в прямой отказ.
Поведение, связанное с отказом от посещения школы, определяется как отказ ребенка посещать школу и/или трудности с пребыванием в классе в течение всего дня. Отказ — крайняя форма поведения, которая создает реальные проблемы для ребенка (и его или ее семьи), и существует ряд факторов, которые отличают его от обычного избегания. К ним относятся:
- Как долго ребенок избегает школы
- Сколько беспокойства ребенок связывает с посещением школы
- Насколько сильно ребенок сопротивляется
- Насколько сопротивление ребенка мешает его или ее (и семейной) жизни
Последствия пропусков занятий в школе с перерывами или в течение длительного периода могут включать семейные конфликты и стресс, проблемы в учебе и получении хороших оценок, трудности в обучении и сохранение друзей, отсев из школы и правонарушения.
Существует ряд признаков, указывающих на то, что ребенку может быть трудно посещать школу и оставаться в ней, в том числе:
- Страх перед определенными вещами в школе: тестами, учителями, другими детьми, поездкой на автобусе
- Физические/соматические жалобы
- Истерики
- Отказ вставать с постели или одеваться
- Цепляться за родителей
- Задавать одни и те же вопросы снова и снова (Могу ли я просто остаться дома? Разве мы не можем заниматься на дому?)
- Опоздание в школу
- Плач в классе
- Попросить пройти к медсестре, а затем позвонить родителям, чтобы их забрали
- Прогулы/пропуск определенных занятий или уход из школы до определенных занятий
- Пропуск школы во время тестов или презентаций
- Замкнутость, крайняя застенчивость в школе и другое поведение в других классах (может указывать на плохие отношения со сверстниками или издевательства)
У ребенка также может быть много «подозрительных» больничных и/или частые походы к школьной медсестре. Тревога может проявляться физическими способами, поэтому симптомы могут согласовываться с тревогой по поводу посещения или пребывания в школе. В таких ситуациях мы рекомендуем показать вашего ребенка педиатру, так как важно не упустить возможную медицинскую проблему.
Понимание проблемы
Чтобы эффективно бороться с таким поведением, первым шагом является определение причины нежелания или отказа ребенка посещать школу. Существует целый ряд возможностей, и ребенок может сообщить о нескольких причинах, по которым он не хочет идти.
Одним из самых тяжелых является тревожное расстройство. Виновником может быть почти любое из следующих тревожных расстройств, а отказ или сопротивление школе может быть лишь одним из симптомов расстройства.
- Тревога разлуки : Страх перед возможной потерей или разлукой с родителем (или опекуном), вызванный походом в школу.
- Избирательный мутизм: Расстройство, при котором ребенок говорит нормальным голосом дома, но молчит в школе. Дети с этим расстройством могут отказываться ходить в школу, потому что боятся, что их заставят говорить.
- Паническое расстройство : Страх перед сильной панической реакцией в ситуации, когда побег затруднен (например, в классе).
- Обсессивно-компульсивное расстройство : Характеризуется интенсивными навязчивыми идеями и ритуалами и, возможно, вызвано школьными ситуациями, такими как страх заражения. Также может иметь место хроническое беспокойство о здоровье и крайний перфекционизм.
- Социальная фобия : Страх быть раскритикованным или смущенным учениками или учителями в социальных или исполнительских ситуациях. Например, страх перед экзаменом.
- Генерализованное тревожное расстройство
- Специфическая фобия : Распространенной фобией, которая приводит к отказу от школы, является эметофобия , или страх заболеть и вызвать рвоту, вызванную возможностью заражения вирусом или рвотой в школе.
Другие причины нежелания или отказа в школе могут включать:
- Запугивание: Устное, физическое или реляционное запугивание
- Проблемы с обучением: Такие как определенные трудности в обучении, СДВГ, проблемы с экспрессивной или рецептивной речью, нарушения памяти
- Медицинские проблемы: Хронические медицинские проблемы, такие как астма, диабет, муковисцидоз, рак, эпилепсия
- Семейный стресс/болезнь или конфликт: Хронические заболевания в семье, ребенок должен работать, чтобы прокормить семью
Как я могу помочь своему ребенку?
Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, если ваш ребенок регулярно не хочет или отказывается ходить в школу:
- Получите оценку, чтобы определить причину (причины) и тяжесть отказа от школы у специалиста по психическому здоровью, знакомого со школьной тревожностью или отказом от школы.
Медицинские работники, которые работают с детьми с проблемами отказа от школы, часто используют когнитивно-поведенческую терапию, которая помогает детям научиться справляться со своими тревожными мыслями и чувствами и противостоять своим страхам.
- Изучайте и применяйте навыки, которые могут помочь снизить уровень беспокойства/дистресса детей и родителей.
- Поощряйте правильное поведение вашего ребенка при посещении школы и предупредите о негативных последствиях неуместного поведения, направленного на привлечение внимания, такого как истерики и прогулы.
Работа со школой вашего ребенка над планом посещения и пребывания в школе
Выявление и работа с соответствующим школьным персоналом для устранения поведения вашего ребенка, отказывающегося от школы, является еще одним важным шагом, который должны предпринять родители. Области, на которых следует сосредоточиться, включают:
- Обсуждение количества отсутствующих/пропущенного времени.
- Проверка текущих оценок, домашних заданий и кредитов вашего ребенка.
- Обсуждение текущего поведения вашего ребенка в школе.
- Изучение возможных препятствий для посещения школы (проблемы в учебе, проблемы со сверстниками).
- Ознакомление со школьными правилами, касающимися посещаемости и прогулов, а также юридическими или дисциплинарными мерами, которые могут быть применены, если ребенок не ходит в школу.
- Составление плана и установление ожидаемых сроков реинтеграции вашего ребенка в школу, а также рассмотрение возможных препятствий.
- Обсуждение того, подходит ли форма 504 или IEP для решения учебных и социально-эмоциональных проблем, которые мешают посещаемости школы вашим ребенком.
Это руководство было разработано путем интеграции информации из следующих ресурсов. Воспитателям и школьным специалистам предлагается изучить эти ресурсы для получения дополнительной информации.
Книги:
Kearney, C. A. (2007). Как заставить ребенка сказать «да» школе: руководство для родителей детей, отказывающихся от школы. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Эйзен, А.Р., Энглер, Л.Б., и Воробей, Дж. (2006). Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки или отказ от школы: пошаговое руководство для родителей. Калифорния: New Harbinger Publications, Inc.
Kearney, CA, & Albano, AM (2007). Когда дети отказываются от школы: рабочая тетрадь для родителей с подходом к когнитивно-поведенческой терапии. Издательство Оксфордского университета.
Майер Д.П. (2008). Преодоление школьной тревожности: как помочь ребенку справиться с разлукой, контрольными работами, домашними заданиями, хулиганами, математической фобией и другими заботами. АМАКОМ.
Мой ребенок не хочет идти в школу: что сказать
Существует множество причин, по которым дети иногда могут просить остаться дома и не ходить в школу, в том числе необходимость взять выходной, чтобы восстановить силы. Но если ваш ребенок часто хочет прогуливать школу, важно понять, почему. То, как вы отвечаете, может либо закрыть разговор, либо открыть его.
Вот несколько полезных советов, которые нужно сказать, если ваш ребенок не хочет идти в школу.
Ваш ребенок говорит… | Вы можете подумать… | Что может происходить | Что ты можешь сказать |
---|---|---|---|
«Мне не хочется идти». | Ваш ребенок несерьезно относится к школе. | Дети обычно не играют без причины. Возможно, вашему ребенку тяжело в школе. Это может быть что-то совсем недавнее или что-то, что создавалось долгое время. | «Интересно, не хочешь ли ты остаться дома, потому что дела в школе идут плохо. Когда ты вернешься домой, давай поговорим о самом сложном и подумаем, что мы можем сделать, чтобы сделать его лучше». |
«Я слишком устал, чтобы идти». | Ваш ребенок много спит, так что это просто отговорка. | Школа может быть утомительной. Это особенно верно, если дети каким-то образом борются. Требуется много энергии, чтобы пытаться не отставать или скрывать трудности. | «Меня удивляет, что ты устал. Я думал, ты хорошо спишь. Есть ли что-то, над чем вы очень усердно работали или что отнимает у вас много энергии? Иногда простое беспокойство может быть утомительным». |
«Я ненавижу школу». | Ваш ребенок слишком драматизирует. | Иногда конкретный неудачный опыт или проблемы с одним аспектом школы могут омрачить все остальное. | «Я знаю, что тебе многое нравится в школе. Есть ли что-то особенное, что делает вас настолько несчастным, что вы хотите остаться дома?» |
«Дети злые». | У вашего ребенка мало друзей, так что это, должно быть, чрезмерная реакция. | Некоторым детям может быть трудно оценить социальные ситуации и приспособиться к ним. Они могут даже стать объектами издевательств. | «Извините, дети злые. Что они делают? Можете ли вы сказать мне, кто они или в каком они классе? Хочешь, я поговорю с твоим учителем и придумаю план?» |
«В школе слишком тяжело». | Ваш ребенок хорошо учится в школе, значит, он не хочет много работать. | В школе не всегда легко, даже когда кажется, что у детей все в порядке. Иногда дети не могут оправдать всех ожиданий. И когда это происходит, они могут чувствовать себя неудачниками. | «Похоже, дела в школе идут не так хорошо, как хотелось бы. Что сейчас самое сложное в школе?» |
«Я снова забыл сделать домашнее задание». | Ваш ребенок безответственный. | Некоторым детям очень сложно следить за выполнением заданий и распределять время, как бы они ни старались. И если это происходит часто, они могут чувствовать себя смущенными из-за этого. | «Кажется, у вас проблемы с работой. Вы чувствуете, что это вызов для вас? Мы можем попробовать разные способы, чтобы помочь вам оставаться организованным». |
Когда вы говорите своему ребенку о том, что он не хочет ходить в школу, это помогает вам понять, что происходит.