Мягкий и твердый звук правило: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
твёрдый или мягкий? Правило, объяснение и примеры
Звук [ч’] – мягкий. Убедимся в этом.
Твёрдые и мягкие звуки
Существуют гласные и согласные звуки. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
Твёрдые и мягкие звуки отличаются друг от друга только положением языка при их произношении. Чтобы произнести мягкий звук, нужно переместить язык вперёд, а среднюю часть его спинки вытянуть в сторону твёрдого нёба. Тогда воздушная струя пройдёт по боковым узким проходам. Для произношения твёрдого звука не требуется совершать дополнительные действия, воздушный поток пройдёт по более широким проходам.
Для обозначения мягкости на письме используется апостроф – небуквенный орфографический знак, представляющий собой надстрочную запятую «’».
Как различать твёрдые и мягкие звуки
Если после согласного звука пишется Е, Ё, Ю, Я или И, то этот согласный относится к мягким. Например:
- [м’]: мелочь, мёд, мюсли, мячик, миска, местечко, мясо, мюли;
- [с’]: седина, сёмга, сюрреализм, сядь, сила, сердце, сигарета, село;
- [д’]: денёк, дёр, дюна, дятел, динозавр, дерево, династия, демон.
Если после согласного звука пишется мягкий знак, то этот согласный относится к мягким. Примеры:
- [п’]: рябь, особь, прорубь, голубь, копьё;
- [н’]: лень, боязнь, пень, зелень, огонь;
- [с’]: вязь, резьба, авиасвязь, лось, вскользь.
Если после согласного звука стоит согласный, влияющий на предшествующий звук, то этот согласный относится к мягким. Рассмотрим примеры:
- [н’]: зонтик (влияет [т’]), стипендия (влияет [д’]).
- [с’]: мостик (влияет [т’]), совесть (влияет [т’]), гость (влияет [т’]).
Эти правила не распространяются на буквы Ж, Ш, Ц.
Парные твёрдые и мягкие звуки
Почти все звуки имеют пару по твёрдости-мягкости. Убедимся в этом:
- песня [п’] – поток [п];
- земля [з’] – зной [з];
- битва [б’] – бой [б];
- километр [к’] – кровь [к];
- семья [с’] – слово [с];
- мечта [м’] – мороз [м];
- невежество [н’] – норма [н];
- геройство [г’] – гроздь [г];
- фен [ф’] – фломастер [ф];
- верфь [в’] – воровство [в];
- тень [т’] – тормоз [т];
- резкость [р’] – роман [р];
- детство [д’] – дорога [д];
- ливень [л’] – ломка [л];
- химия [х’] – хамство [х].
Непарные твёрдые и мягкие звуки
Некоторые звуки не имеют пару по твёрдости-мягкости.
Всегда твёрдыми являются:
- [ж]: жизнь, жена, жалость, живот, жучок, жестокость, жимолость;
- [ш]: шов, ширма, шерсть, шум, ширинка, шина, шоумен;
- [ц]: цапля, цикорий, цунами, цель, цирк, ценность, царица.
Всегда мягкими являются:
- [й’]: йод, йога, йогурт;
- [щ’]: щенок, щётка, щит, щука, щавель, щипцы, щегол;
- [ч’]: черенок, чадо, чтение, чипсы, челядь, чета, чувство.
Видим, что звук [ч’] относится к всегда мягким.
Фонетическая характеристика звука [ч’]
Звук [ч’]:
- Согласный.
- Глухой непарный.
- Мягкий непарный.
Звук [ч’] образуется путём соединения [т] и [ш]. При его произношении нужно немного округлить губы, переместить их вперёд. Зубы необходимо сомкнуть, чтобы между ними появилась небольшая щель. Язык нужно приподнять, прикоснуться кончиком твёрдого неба к зубам. Среднюю часть спинки языка следует опустить, позволить его боковым сторонам соединиться с верхними зубами. Воздух нужно выдохнуть с силой, создав небольшой толчок. Тогда получиться преодолеть преграду, создаваемую альвеолами и передней частью языка.
Word Study List – Hard and Soft C Words
Google Slide, PDF | 1 страница | Оценки: 1 – 2
Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие твердый и мягкий c, с помощью этого обширного списка слов.
40 жестких и мягких слов C Готовы к изучению!В английском языке есть множество букв, которые могут издавать более одного звука. Одним из таких примеров является буква C. Буква C может издавать звук /k/, как в слове «кошка». Он также может издавать звук /с/, как в слове «сельдерей». Эти звуки часто называют «твердым и мягким звуком с».
Этот список из 40 слов с твердой и мягкой буквой C был составлен, чтобы помочь вам реализовать программу фонетики в классе. Он включает в себя ряд односложных и двусложных слов. Вот некоторые из слов, включенных в список:
- Hard c: спокойный, верблюд, замок, кривая, конус.
- Софт c: сотовый, город, рис, карандаш, специи.
Этот список твердых и мягких слов C можно использовать различными способами для удовлетворения разнообразных потребностей ваших учащихся во время занятий по обучению грамоте. Вот некоторые из наших предложений:
Teach the RuleЗнаете ли вы, что существует правило, помогающее учащимся определить, когда буква C говорит /k/ и когда она говорит /s/? Правило «C говорит /s/ перед e, i и y» можно использовать в качестве руководства, чтобы помочь учащимся запомнить, какой звук произносит буква C в конкретном слове. Спроецируйте список слов на интерактивную доску, а затем попросите учеников определить слова, соответствующие этому правилу. Есть ли среди слов списка нарушители правил?
Индивидуальная практикаОтправьте списки домой, чтобы ваши учащиеся могли повторить расшифровку (чтение) и кодирование (написание) слов с твердым и мягким c в списке. Не забудьте включить только слова, содержащие буквенно-звуковые соответствия, которые вы уже обсуждали в классе.
Игры на прослушивание для фонематического восприятияПрочитайте слова из списка и попросите учащихся прослушать твердый или мягкий звук c. Попросите их указать, какой звук они слышат в слове, например, положить руки на голову, если они слышат твердый звук «с», или на живот, если они слышат мягкий звук «с». Это позволяет учителю определить учащихся, которым может понадобиться дополнительная поддержка с концепцией.
Простая загрузка этого ресурса для учащихсяИспользуйте кнопку «Загрузить», чтобы получить доступ к PDF-версии или редактируемой версии Google Slides этого ресурса.
учебный ресурс
Все о сурках – Обучающая слайд-колода
Используйте анимированные обучающие слайды, чтобы провести своих учеников через исследовательский проект «Сурок»!
учебный ресурс
Пакет понимания Дуайта Д.
ЭйзенхауэраПрочтите и узнайте больше о Дуайте Д. Эйзенхауэре с отрывком для чтения и вопросами на понимание.
6 страниц 4 – 6учебное пособие
My Magic E Story – Мини-книга Silent E Words
Практикуйтесь в чтении и написании предложений с немыми словами с помощью этой волшебной электронной мини-книги.
1 страница К – 2учебное пособие
Мероприятия по постановке целей на Новый год – Шаблон флип-книги
Вдохновите своих учеников на размышления и постановку целей на новый год с помощью шаблона флипбука «Постановка целей». 6 страниц 1 – 5учебное пособие
Якорные диаграммы структуры повествовательного текста
Украсьте свой классный стенд для написания рассказов с помощью этого набора плакатов для написания рассказов!
8 страниц 3 – 5учебное пособие
Бинго с сегментацией фонем – акустическая игра для печати
Помогите учащимся освоить сегментацию фонем с помощью целенаправленного прослушивания с помощью веселых и увлекательных звуковых игр.
22 страницы Кучебное пособие
Типы слогов Бинго
Потренируйтесь определять шесть типов слогов в обычных словах в этой веселой и увлекательной игре в бинго.
28 страниц 1 – 2учебное пособие
Типы слогов — вырезание и вставка рабочих листов
Определите и сопоставьте слова с правильными типами слогов с помощью этого набора из трех рабочих листов на тему сокровищ.
6 страниц 1 – 2учебный ресурс
Определение типов слогов — рабочие листы
Потренируйтесь разбивать слова на слоги и определять соответствующие типы слогов с помощью этого набора из шести рабочих листов.
12 страниц 1 – 2учебное пособие
100-й день в школе – Вы бы предпочли? Игра
Вовлеките своих учеников в наводящие на размышления дискуссии на 100-й день в школе с помощью веселой игры «Вы бы предпочли?»
1 страница ПК – 5
Советы по обучению сложному и мягкому C и G
Обучение твердому и мягкому C и G может быть непростой задачей! Если вы преподаете в начальной школе, вы знаете, что это может потребовать немало практики и повторения, прежде чем ваши ученики действительно усвоят материал. Но не волнуйтесь, у меня есть несколько отличных решений, которые помогут с легкостью научить этому запутанному понятию! Сегодня я предлагаю вам свои любимые советы, приемы и методы для обучения ваших студентов твердым и мягким C и G. Использование сочетания методов обучения является ключом к тому, чтобы помочь вашим ученикам безболезненно понять эту концепцию. Давайте погрузимся!
Начните с наглядных материалов
Я уверен, вы уже знаете, насколько легче учить практически чему угодно, когда у вас есть отличное наглядное пособие. По этой причине я люблю использовать якорные диаграммы и мини-плакаты в своей комнате для всего, что мы изучаем. Первоклассники любят красочные картинки и диаграммы, чтобы оживить их память! В моем подразделении Hard and Soft C и G Phonics я позаботился о том, чтобы у моих учеников было достаточно наглядных пособий.
Эти плакаты с правилами фонетики станут идеальным наглядным пособием для вашего урока, когда вы будете знакомить с этими правилами. Начните этот урок с просмотра ярких мини-плакатов, обозначающих каждый звук. Вы также увидите, что я выделил, какие модели букв искать в словах, чтобы помочь учащимся определить, будет ли это твердый или мягкий звук буквы. И поскольку мы говорим о первоклассниках, вы знаете, я также включил красочные примеры изображений!
После того, как вы пройдете их и попрактикуетесь вместе с несколькими примерами, я рекомендую выделить время, чтобы позволить учащимся раскрасить «карточки-напоминания», которые я также включил.
Этот черно-белый рабочий лист представляет собой версию мини-плакатов индивидуального размера, которые учащиеся могут хранить на своих партах или добавлять в свои тетради для чтения. Это поможет им решить, какой звук в слове, над которым они работают.
Групповая практика
После того, как вы закончите вводный урок, используйте цветные карточки с картинками , чтобы сыграть в сортировочную игру всем классом.
Мне нравится использовать это как групповое занятие сначала , чтобы я мог смоделировать, как играть в эту игру до Я добавляю ее в свои центры.
Я заранее распечатываю, ламинирую и вырезаю карточки, а затем складываю их в ведерко. Вы можете вытащить карточки из ведра и попросить всю группу ответить вместе или они могут по очереди.
Я попрошу добровольцев выбрать карточку, произнести слово вслух, а затем поместить ее в нужную категорию. Произнося слово, мы часто подчеркиваем и повторяем целевой звук. По мере того, как учащиеся лучше усваивают правило, я также прошу их объяснить, почему произносится жесткий или мягкий звук.
Центры и малые группы
Игра в сортировку также является отличным занятием для центра и дополнительной практики! Как только мы проделаем это в группе и учащиеся научатся играть, я назначу это занятие для центров, малых групп или в качестве игры с партнером.
К этой игре прилагаются 3 листа для записи, которые позволят вам расширить свою деятельность, так что не стесняйтесь использовать их несколько раз! В дополнение к картинкам со словами вы найдете такой же набор без слов для облегчения различения.
В комплект также входит игра на совпадения, которая еще больше развлечет практические занятия! Это упражнение представляет собой игру в стиле «на память», в которой учащиеся переворачивают 2 карточки в поисках совпадения.
Учащиеся будут искать подходящую карточку с изображением для каждого слова. Мне нравится просить учащихся держать под рукой свои мини-карточки-напоминания, когда они играют в эту игру, чтобы помочь им правильно идентифицировать звуки.
Использование цифровых заданий в центральное время
Обязательно ознакомьтесь с цифровыми заданиями для обучения этому важному фонетическому навыку.
Дети любят цифровые обучающие занятия, и их так просто использовать в классе. Все уроки сопровождаются аудио и являются самокорректирующими, чтобы учащиеся могли самостоятельно работать над этой темой. Учащиеся начнут слушать карточки с определениями, которые содержат примеры для каждого звука, похожие на мини-плакаты.
Далее они перейдут к интерактивным урокам для каждого звука. Я включил 4 упражнения для каждого урока, чтобы ваши ученики хорошо попрактиковались с этими звуками букв!
Учащиеся будут практиковаться в определении правильных звуков, выборе правильного написания слов, сортировке слов по звукам букв и расшифровке букв для составления слов.
Подвижные фрагменты и звук на каждом слайде делают это занятие по-настоящему увлекательным и интерактивным! Я считаю, что сочетание бумаги и цифровых ресурсов создает идеальное сочетание практической интерактивной практики, которая действительно помогает моим ученикам понять этот сложный урок фонетики.
Вы можете найти эти задания Hard и Soft C и G для использования в Google Slides или в Boom Learning.
Еще больше практики
My Hard and Soft C and G Phonics Unit также содержит 22 страницы практических занятий без предварительной подготовки. Для меня абсолютно необходимо иметь много ресурсов, которые можно распечатать и использовать для всего, что я преподаю! Мне нравится знать, что они всегда есть у меня в заднем кармане, когда они нам могут понадобиться.