Разное

Мягкие и твердые согласные таблица русский язык 1 класс: Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Урок 39. Русский язык 1 класс ФГОС

Используя различные примеры, на этом уроке ребята узнают и закрепят важные правила. Если после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – а, о, у, э, ы, и, то звучит твёрдый согласный. Если же после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – я, ё, ю, е, и или мягкий знак, то звучит мягкий согласный.


Конспект урока “Твёрдые и мягкие согласные звуки”

Волк в лесу на месяц выл.

Дрозд гнездо на дубе вил.

Шёл по лугу чёрный вол

Его пастух в деревню вёл.

Наш Матвей пока что мал.

Пластилин в руках он мял.

Здравствуйте, мальчики и девочки!

Эти рифмованные строчки мне прислал мой друг – Лёня Знайкин. В стишках есть кое-что интересное. Кто из вас это заметил?

Вот послушайте.

Волк в лесу на месяц выл.

Дрозд гнездо на дубе вил.

Вы заметили, как похожи между собой слова «выл» – «вил»?

Следующие строчки:

Шёл по лугу чёрный вол

Его пастух в деревню вёл.

И в этих строках есть пара похожих слов. Вы их нашли? Конечно, это слова «вол» и «вёл».

Ну последнее двустишие:

Наш Матвей пока что мал.

Пластилин в руках он мял.

Ну а здесь? В этих строчках тоже есть такая пара похожих слов: «мал» – «мял».

А теперь давайте повнимательнее рассмотрим эти пары слов.

Написание первой пары слов, «выл» – «вил», отличается одной буквой, обозначающей гласный звук – Ы-И.

А чем ещё отличаются эти слова? Конечно, произношением. Не только гласные звуки здесь разные – [ы], [и], но и согласные, хотя они обозначены одной и той же буквой Вэ.

Я надеюсь, вы помните, что, обозначая звуки, мы их записываем в квадратных скобках?

А если мы обозначаем мягкие

согласные, то на мягкость согласного звука указывает маленький надстрочный знак, похожий на запятую – апостроф?

Вы обратили внимание? В слове «выл» после буквы В стоит буква Ы, и в сочетании ВЫ звук [в] – твёрдый. А вот в слове «вил» после В стоит буква И, и мы произносим мягкий звук [в’].

Посмотрите, как выглядит звуковая запись этих слов.

Написание пары слов «вол»-«вёл» тоже отличается одной буквой – О или Ё. И в первом слове, «вол», мы слышим твёрдый согласный звук [в], а в слове «вёл» мягкий согласный звук [в’]. Звуковая запись этих слов выглядит вот так:

Ну и третья пара слов – «мал», «мял». Разница в одной букве – А или Я. Произношение отличается согласным звуком – [м], [м’]. Ну а звуковая запись слов выглядит вот так:

Как видите, одна и та же буква может обозначать два согласных звука – твёрдый и мягкий. Такие звуки называются

парными по твёрдости-мягкости, ведь они действительно образуют пары.

Однако не все согласные звуки имеют пару по твёрдости-мягкости.

Давайте проверим, какие согласные парные по твёрдости-мягкости, а какие – нет.

Вот перед вами алфавит. Выбираем из него согласные буквы и проверяем. Первая буква Б. Возьмём, к примеру, пару слов «был» – «бил». Звуки [б], [б’]. Вот вам и первая пара по твёрдости-мягкости. 

Мы уже убедились, что в словах «выл» – «вил» буква Вэ обозначает парные по твёрдости-мягкости звуки [в], [в’].

Буква Г тоже обозначает два звука – [г], [г’].

Следующая пара. Буква Д. – звуки [д], [д’].

Буква Ж. Даже в сочетаниях ЖИ и ЖЕ она обозначает только твёрдый звук [ж].

Буква З обозначает звуки [з], [з’].

Буква К – звуки [к], [к’].

Буквы Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х тоже обозначают по два парных по твёрдости-мягкости звука.

Вы сами сможете это проверить, подбирая слова.

А вот буквы Ц и Ш, как и буква Ж обозначают только твёрдые звуки – [ц], [ш]. Они не имеют мягкой пары.

Зато буквы Ч и Щ обозначает только мягкие звуки [ч’] [щ’]. Они не имеют твёрдой пары.

Ой, кажется, я пропустил одну букву, которая обозначает только мягкий звук. Это буква И краткое.

Но вернёмся к тем буквам, которые обозначают именно парные согласные звуки по твёрдости-мягкости.

От чего же зависит, как будет произноситься звук? Как мы уже выяснили, если после буквы, обозначающей парный согласный стоят буквы Ы, О или А, то этот согласный звучит твёрдо.

А если после этих же согласных стоят буквы И, Ё или Я, то этот согласный звучит мягко.

А теперь давайте прочитаем вот эти слова: мэр, мел, лук, люк, гусь.

Как вы можете слышать, если буквы, обозначающие согласные звуки, стоят перед буквами Э. или У, то эти согласные произносятся твёрдо – [м], [л]. А вот если буквы, обозначающие согласные звуки, стоят перед буквами Е или Ю, то эти согласные произносятся мягко – [м’], [л’].

Ну и в слове «гусь» есть мягкий звук [с’]. Он стоит перед буквой мягкий знак.

Итак, что же мы выяснили? Если после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – а, о, у, э, ы, и, то звучит твёрдый согласный. Если же после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – я, ё, ю, е, и или мягкий знак, то звучит мягкий согласный.

Пожалуй, сегодня нам пора заканчивать. Но при следующей нашей встрече мы с вами обязательно потренируемся отличать твёрдые и мягкие согласные.

Предыдущий урок 38 Слова со звуком [й] и буквой Й

Следующий урок 40 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь


Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций Русский язык 1 класс ФГОС

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Методическая разработка урока

Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Черкасовой Ларисой Борисовной

учитель, высшая

ГБОУ лицей № 384

Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2022

Урок с использованием технологии ИКТ, критического мышления и технологии сотрудничества

Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ( Русский язык 1класс )

Цели:

Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме

Повторить умение проводить звуковой анализ слов.

Проводить работу по изучению весенних изменений в неживой и живой природе.

Организовать работу в паре и в группе.

Активизировать работу детей на всех этапах урока (составление слов, пословиц, разбиение слов на группы, синквейн)

Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной форме (с помощью смайликов)

Ожидаемый результат:

Ученики умеют различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

Ученики знают способы обозначения мягких согласных на письме.

Ученики делают звуковой анализ слов.

Ученики знают весенние изменения в неживой и живой природе.

Ученики умеют работать в паре, в группе (умеют слушать других)

Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют синквейн), расширяют свои знания.

Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно и образно.

Оснащение: карточки с названиями птиц, карточки с пословицами, шаблоны для синквейна, картинки с перелетными птицами.

Методы обучения:

объяснительно – иллюстративный

репродуктивный

проблемного изложения

Технология: технология развития критического мышления, технология сотрудничества

Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Результаты

1

2

3

4

Стадия вызова

Учитель читает загадку и просит детей составить слова из слогов

Дети составляют слова

познавательные

предметные

Учитель просит показать карточки с пропущенной орфограммой , объяснить ее и записать слово в тетради

Дети показывают пропущенную букву, объясняют орфограмму

и записывают в тетради

познавательные

предметные

Учитель задает вопросы о весенних признаках

Дети отвечают на вопросы учителя

познавательные

метапредметные

Учитель предлагает выполнить фонетический разбор слова

Дети выполняют в тетради

познавательные

предметные

Стадия осмысления

Учитель выясняет у детей, какие буквы обозначают мягкость согласных звуков

Дети отвечают на вопросы

познавательные

предметные

Учитель предлагает вспомнить в названиях каких месяцев есть ь

Дети выполняют работу на листке (работа в парах)

познавательные

коммуникативные

личностные

предметные

Учитель предлагает составить поговорку и подчеркнуть мягкие согласные

Дети составляют поговорку и записывают

познавательные

метапредметные

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения в живой природе происходят весной

Дети вспоминают о прилете птиц

познавательные

матапредметные

Таблица № 1. План урока

1

2

3

4

Ученики рассказывают о перелетных птицах

Дети рассматривают картинки

познавательные

метапредметные

Учитель предлагает прочитать слова, разделить на группы, записать

Дети читают, делят на группы, записывают

познавательные

коммуникативные

метапредметные

Учитель спрашивает, какая тема проходит через весь урок (весна)

Дети отвечают

познавательные

метапредметные

Учитель предлагает составить синквейн со словом весна

Учитель просит составить вопросы по теме урока.

Дети работают в группах

коммуникативные

метапредметные

личностные

познавательные

Стадия рефлексии

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке

Дети показывают смайлики и рисуют их в тетради

личностные

регулятивные

Сценарий урока

Стадия вызова

Учитель: Отгадайте загадку и тогда вы составите из слогов слова:

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ мудреный. Его нашел ты?

На доске написаны слоги:

зи ле ма то о вес сень на

Ученики: Это времена года: весна, лето, осень, зима.

Учитель: Объясните орфограммы. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?

Ученики: Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.

Учитель: А какое сейчас время года?

Ученики: Сейчас весна.

Учитель: Назовите весенние месяцы.

Ученики: Март, апрель, май.

Учитель: Сделаем фонетический разбор слова апрель.

Ап-рель- 2 слога, 6 букв, 5 звуков

А – [а ]

П – [п ]

Р – [р’ ]

Е – [э ]

Л – [л’]

Ь – [ – ]

6 букв, 5 звуков

Cтадия осмысления

Учитель: Что показывает мягкость [ р’ ] ?

Ученики: Буква «е»

Учитель: Выберите гласные, показывающие мягкость согласных.

Ученики: е, е, ю, я, и

Учитель: Почему звуков меньше, чем букв?

Ученики: «ь» не обозначает звука.

Учитель: Что показывает «ь» ?

Ученики: Мягкость предшествующего согласного.

Учитель: В названиях каких месяцев пишется «ь»? Запишите названия этих месяцев на листочке, работая в паре со своим соседом.

Учитель: Прочитайте.

Ученики: Апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Учитель: Назовите признаки весны в неживой природе.

Составьте поговорки и запишите в тетрадь.

Март —

Апрель —

Май —

(с цветами, с травой, с водой )

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Учитель: Вспомните признаки весны в живой природе.

Ученики: Прилетают перелетные птицы.

Учитель: Какие птицы прилетают первыми?

Ученики: грачи, скворцы.

Учитель: Расскажите о них.

(Два ученика, по-очереди, рассказывают)

Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: “ Увидел грача – весну встречай”. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым.

“Скворцы прилетели !” – радостно сообщают люди друг другу. Это значит они радуются вновь наступившей весне, весть о которой принесли веселые скворцы. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.

Учитель: Положите перед собой листочки.

Прочитайте слова. Что общего? (птицы)

Найдите лишнее слово. (Сорока) Почему?

На какие группы можно разделить?

Запишите в 2 столбика с твердыми согласными и мягкими согласными.

Проверка (фронтальная )

Аист Грач

Утка Скворец

Сорока Гусь

Жаворонок Лебедь

Кукушка Журавль

Ласточка

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Назовите слова, где согласные всегда мягкие. Какие всегда мягкие согласные вы знаете? ( Ч Й Щ )

( Учитель просит детей сесть по группам )

Учитель: О приметах какого времени года мы говорили на уроке?

Ученики: о весне

Составьте синквейн со словом весна. (У детей на партах лежат памятки )

Учитель: Прочитайте

Весна

Ранняя долгожданная

Приходит радует согревает

Долгожданная весна пришла к нам.

Красавица

Учитель: Попробуйте составить вопросы по теме “ Твердые и мягкие согласные”

Ученики: Какие буквы показывают мягкость согласных звуков?

Какая буква не обозначает звука?

Какие согласные всегда мягкие?

Стадия рефлексии

Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который поможет оценить вашу работу на уроке.

Литература:

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык 1 класс

С. Вохринцева Окружающий мир. Перелетные птицы

Т.Д. Нуждина Энциклопедия “Чудо – всюду”

6-and-7-letter-слова-Google Suce

AllebildernewsshoppingMapsVideosBücher

Sucoptionen

7-буквенные слова-Word Finder

WordFinder.com ›7-letter-words

It It Secret A. 7 -буквенное слово может быть достаточно, чтобы помочь выиграть в популярных словесных играх. Наш инструмент Word Finder – это все, что вам нужно.

Ähnliche Fragen

Какие есть слова из 6 букв?

Какие есть слова из 7 букв?

Какие есть хорошие слова из 6 букв?

Какие слова начинаются с 6 букв?

Слова из 7 букв – Поиск слов

word.tips › слова из семи букв

пицца · зиззива · фуззбокс · пицца · джакузи · джазмен · джазмен · джазбос … Alle anzeigen

Слова из 7 букв | Word Finder by Dictionary.com

www.dictionary.com › поиск слов › Слова из 7 букв

Слова из 7 букв, начинающиеся на А · абацист · абакулы · морское ушко · отказаться · абасеры · смущенный · смущенный · абасиас . ..

Слова из 7 букв для Wordle, Scrabble и др. — The Free Dictionary

www.thefreedictionary.com › Слова из 7 букв

Слова из 7 букв · достичь · приобрести …

Слова из 7 букв | WordFinder® – YourDictionary

wordfinder.yourdictionary.com › letter-words

Самые результативные слова из 7 букв, такие как ПРИМЕР, ПУТЕШЕСТВИЕ и ЛИЦЕНЗИЯ, чтобы выиграть в Scrabble, Words With Friends и других. Получите окончательный список слов, дополненный …

3000+ английских слов из 7 букв | Список слов из семи букв

7esl.com › Слова из 7 букв

В английском языке много слов из 7 букв. Вот некоторые распространенные примеры: попкорн, тайна, бриллиант, велосипед, радуга, торнадо и смех. Перейти к …

959 Общие слова английского языка из 6 букв | Список слов из шести букв – 7ESL

7esl.com › Слова из 6 букв

13.01.2023 · Слова из 6 букв, начинающиеся с A. Abacus; Презренный; Пылающий; За границей; внезапный; Поглотить; оскорбленный; Принимать; Доступ; Обвинять; Восхищаться; обожаемый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *