Мягкие и твердые согласные таблица русский язык 1 класс: Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Урок 39. Русский язык 1 класс ФГОС
Используя различные примеры, на этом уроке ребята узнают и закрепят важные правила. Если после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – а, о, у, э, ы, и, то звучит твёрдый согласный. Если же после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – я, ё, ю, е, и или мягкий знак, то звучит мягкий согласный.
Конспект урока “Твёрдые и мягкие согласные звуки”
Волк в лесу на месяц выл.
Дрозд гнездо на дубе вил.
Шёл по лугу чёрный вол
Его пастух в деревню вёл.
Наш Матвей пока что мал.
Пластилин в руках он мял.
Здравствуйте, мальчики и девочки!
Эти рифмованные строчки мне прислал мой друг – Лёня Знайкин. В стишках есть кое-что интересное. Кто из вас это заметил?
Вот послушайте.
Волк в лесу на месяц выл.
Дрозд гнездо на дубе вил.
Вы заметили, как похожи между собой слова «выл» – «вил»?
Следующие строчки:
Шёл по лугу чёрный вол
Его пастух в деревню вёл.
И в этих строках есть пара похожих слов. Вы их нашли? Конечно, это слова «вол» и «вёл».
Ну последнее двустишие:
Наш Матвей пока что мал.
Пластилин в руках он мял.
Ну а здесь? В этих строчках тоже есть такая пара похожих слов: «мал» – «мял».
А теперь давайте повнимательнее рассмотрим эти пары слов.
Написание первой пары слов, «выл» – «вил», отличается одной буквой, обозначающей гласный звук – Ы-И.
А чем ещё отличаются эти слова? Конечно, произношением. Не только гласные звуки здесь разные – [ы], [и], но и согласные, хотя они обозначены одной и той же буквой Вэ.
Я надеюсь, вы помните, что, обозначая звуки, мы их записываем в квадратных скобках?
А если мы обозначаем мягкие согласные, то на мягкость согласного звука указывает маленький надстрочный знак, похожий на запятую – апостроф?
Вы обратили внимание? В слове «выл» после буквы В стоит буква Ы, и в сочетании ВЫ звук [в] – твёрдый. А вот в слове «вил» после В стоит буква И, и мы произносим мягкий звук [в’].
Посмотрите, как выглядит звуковая запись этих слов.
Написание пары слов «вол»-«вёл» тоже отличается одной буквой – О или Ё. И в первом слове, «вол», мы слышим твёрдый согласный звук [в], а в слове «вёл» мягкий согласный звук [в’]. Звуковая запись этих слов выглядит вот так:
Ну и третья пара слов – «мал», «мял». Разница в одной букве – А или Я. Произношение отличается согласным звуком – [м], [м’]. Ну а звуковая запись слов выглядит вот так:
Как видите, одна и та же буква может обозначать два согласных звука – твёрдый и мягкий. Такие звуки называются
Однако не все согласные звуки имеют пару по твёрдости-мягкости.
Давайте проверим, какие согласные парные по твёрдости-мягкости, а какие – нет.
Вот перед вами алфавит. Выбираем из него согласные буквы и проверяем. Первая буква Б. Возьмём, к примеру, пару слов «был» – «бил». Звуки [б], [б’]. Вот вам и первая пара по твёрдости-мягкости.
Мы уже убедились, что в словах «выл» – «вил» буква Вэ обозначает парные по твёрдости-мягкости звуки [в], [в’].
Буква Г тоже обозначает два звука – [г], [г’].
Следующая пара. Буква Д. – звуки [д], [д’].
Буква Ж. Даже в сочетаниях ЖИ и ЖЕ она обозначает только твёрдый звук [ж].
Буква З обозначает звуки [з], [з’].
Буква К – звуки [к], [к’].
Буквы Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х тоже обозначают по два парных по твёрдости-мягкости звука.
Вы сами сможете это проверить, подбирая слова.
А вот буквы Ц и Ш, как и буква Ж обозначают только твёрдые звуки – [ц], [ш]. Они не имеют мягкой пары.
Зато буквы Ч и Щ обозначает только мягкие звуки [ч’] [щ’]. Они не имеют твёрдой пары.
Ой, кажется, я пропустил одну букву, которая обозначает только мягкий звук. Это буква И краткое.
Но вернёмся к тем буквам, которые обозначают именно парные согласные звуки по твёрдости-мягкости.
От чего же зависит, как будет произноситься звук? Как мы уже выяснили, если после буквы, обозначающей парный согласный стоят буквы Ы, О или А, то этот согласный звучит твёрдо.
А если после этих же согласных стоят буквы И, Ё или Я, то этот согласный звучит мягко.
А теперь давайте прочитаем вот эти слова: мэр, мел, лук, люк, гусь.
Ну и в слове «гусь» есть мягкий звук [с’]. Он стоит перед буквой мягкий знак.
Итак, что же мы выяснили? Если после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – а, о, у, э, ы, и, то звучит твёрдый согласный. Если же после буквы, обозначающей парный по твёрдости-мягкости согласный звук, стоит одна из этих букв – я, ё, ю, е, и или мягкий знак, то звучит мягкий согласный.
Пожалуй, сегодня нам пора заканчивать. Но при следующей нашей встрече мы с вами обязательно потренируемся отличать твёрдые и мягкие согласные.
Предыдущий урок 38 Слова со звуком [й] и буквой Й
Следующий урок 40 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь
Получите полный комплект видеоуроков, тестов и презентаций Русский язык 1 класс ФГОС
Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Методическая разработка урока
Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Черкасовой Ларисой Борисовной
учитель, высшая
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2022
Урок с использованием технологии ИКТ, критического мышления и технологии сотрудничества
Тема: Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. ( Русский язык 1класс )
Цели:
Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.
Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме
Повторить умение проводить звуковой анализ слов.
Проводить работу по изучению весенних изменений в неживой и живой природе.
Организовать работу в паре и в группе.
Активизировать работу детей на всех этапах урока (составление слов, пословиц, разбиение слов на группы, синквейн)
Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной форме (с помощью смайликов)
Ожидаемый результат:
Ученики умеют различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.
Ученики знают способы обозначения мягких согласных на письме.
Ученики делают звуковой анализ слов.
Ученики знают весенние изменения в неживой и живой природе.
Ученики умеют работать в паре, в группе (умеют слушать других)
Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют синквейн), расширяют свои знания.
Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно и образно.
Оснащение: карточки с названиями птиц, карточки с пословицами, шаблоны для синквейна, картинки с перелетными птицами.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный
репродуктивный
проблемного изложения
Технология: технология развития критического мышления, технология сотрудничества
Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, в парах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стадия вызова | Учитель читает загадку и просит детей составить слова из слогов | Дети составляют слова | познавательные предметные |
Учитель просит показать карточки с пропущенной орфограммой , объяснить ее и записать слово в тетради | Дети показывают пропущенную букву, объясняют орфограмму и записывают в тетради | познавательные предметные | |
Учитель задает вопросы о весенних признаках | Дети отвечают на вопросы учителя | познавательные метапредметные | |
Учитель предлагает выполнить фонетический разбор слова | Дети выполняют в тетради | познавательные предметные | |
Стадия осмысления | Учитель выясняет у детей, какие буквы обозначают мягкость согласных звуков | Дети отвечают на вопросы | познавательные предметные |
Учитель предлагает вспомнить в названиях каких месяцев есть ь | Дети выполняют работу на листке (работа в парах) | познавательные коммуникативные личностные предметные | |
Учитель предлагает составить поговорку и подчеркнуть мягкие согласные | Дети составляют поговорку и записывают | познавательные метапредметные | |
Учитель предлагает вспомнить, какие изменения в живой природе происходят весной | Дети вспоминают о прилете птиц | познавательные матапредметные |
Таблица № 1. План урока
1 | 2 | 3 | 4 |
Ученики рассказывают о перелетных птицах | Дети рассматривают картинки | познавательные метапредметные | |
Учитель предлагает прочитать слова, разделить на группы, записать | Дети читают, делят на группы, записывают | познавательные коммуникативные метапредметные | |
Учитель спрашивает, какая тема проходит через весь урок (весна) | Дети отвечают | познавательные метапредметные | |
Учитель предлагает составить синквейн со словом весна Учитель просит составить вопросы по теме урока. | Дети работают в группах | коммуникативные метапредметные личностные познавательные | |
Стадия рефлексии | Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке | Дети показывают смайлики и рисуют их в тетради | личностные регулятивные |
Сценарий урока
Стадия вызова
Учитель: Отгадайте загадку и тогда вы составите из слогов слова:
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ мудреный. Его нашел ты?
На доске написаны слоги:
зи ле ма то о вес сень на
Ученики: Это времена года: весна, лето, осень, зима.
Учитель: Объясните орфограммы. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?
Ученики: Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.
Учитель: А какое сейчас время года?
Ученики: Сейчас весна.
Учитель: Назовите весенние месяцы.
Ученики: Март, апрель, май.
Учитель: Сделаем фонетический разбор слова апрель.
Ап-рель- 2 слога, 6 букв, 5 звуков
А – [а ]
П – [п ]
Р – [р’ ]
Е – [э ]
Л – [л’]
Ь – [ – ]
6 букв, 5 звуков
Cтадия осмысления
Учитель: Что показывает мягкость [ р’ ] ?
Ученики: Буква «е»
Учитель: Выберите гласные, показывающие мягкость согласных.
Ученики: е, е, ю, я, и
Учитель: Почему звуков меньше, чем букв?
Ученики: «ь» не обозначает звука.
Учитель: Что показывает «ь» ?
Ученики: Мягкость предшествующего согласного.
Учитель: В названиях каких месяцев пишется «ь»? Запишите названия этих месяцев на листочке, работая в паре со своим соседом.
Учитель: Прочитайте.
Ученики: Апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.
Учитель: Назовите признаки весны в неживой природе.
Составьте поговорки и запишите в тетрадь.
Март —
Апрель —
Май —
(с цветами, с травой, с водой )
Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте
Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Учитель: Вспомните признаки весны в живой природе.
Ученики: Прилетают перелетные птицы.
Учитель: Какие птицы прилетают первыми?
Ученики: грачи, скворцы.
Учитель: Расскажите о них.
(Два ученика, по-очереди, рассказывают)
Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: “ Увидел грача – весну встречай”. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым.
“Скворцы прилетели !” – радостно сообщают люди друг другу. Это значит они радуются вновь наступившей весне, весть о которой принесли веселые скворцы. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых.
Учитель: Положите перед собой листочки.
Прочитайте слова. Что общего? (птицы)
Найдите лишнее слово. (Сорока) Почему?
На какие группы можно разделить?
Запишите в 2 столбика с твердыми согласными и мягкими согласными.
Проверка (фронтальная )
Аист Грач
Утка Скворец
Сорока Гусь
Жаворонок Лебедь
Кукушка Журавль
Ласточка
Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Назовите слова, где согласные всегда мягкие. Какие всегда мягкие согласные вы знаете? ( Ч Й Щ )
( Учитель просит детей сесть по группам )
Учитель: О приметах какого времени года мы говорили на уроке?
Ученики: о весне
Составьте синквейн со словом весна. (У детей на партах лежат памятки )
Учитель: Прочитайте
Весна
Ранняя долгожданная
Приходит радует согревает
Долгожданная весна пришла к нам.
Красавица
Учитель: Попробуйте составить вопросы по теме “ Твердые и мягкие согласные”
Ученики: Какие буквы показывают мягкость согласных звуков?
Какая буква не обозначает звука?
Какие согласные всегда мягкие?
Стадия рефлексии
Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который поможет оценить вашу работу на уроке.
Литература:
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык 1 класс
С. Вохринцева Окружающий мир. Перелетные птицы
Т.Д. Нуждина Энциклопедия “Чудо – всюду”
6-and-7-letter-слова-Google Suce
AllebildernewsshoppingMapsVideosBücher
Sucoptionen
7-буквенные слова-Word Finder
WordFinder.com ›7-letter-words
It It Secret A. 7 -буквенное слово может быть достаточно, чтобы помочь выиграть в популярных словесных играх. Наш инструмент Word Finder – это все, что вам нужно.
Ähnliche Fragen
Какие есть слова из 6 букв?
Какие есть слова из 7 букв?
Какие есть хорошие слова из 6 букв?
Какие слова начинаются с 6 букв?
Слова из 7 букв – Поиск слов
word.tips › слова из семи букв
пицца · зиззива · фуззбокс · пицца · джакузи · джазмен · джазмен · джазбос … Alle anzeigen
Слова из 7 букв | Word Finder by Dictionary.com
www.dictionary.com › поиск слов › Слова из 7 букв
Слова из 7 букв, начинающиеся на А · абацист · абакулы · морское ушко · отказаться · абасеры · смущенный · смущенный · абасиас . ..
Слова из 7 букв для Wordle, Scrabble и др. — The Free Dictionary
www.thefreedictionary.com › Слова из 7 букв
Слова из 7 букв · достичь · приобрести …
Слова из 7 букв | WordFinder® – YourDictionary
wordfinder.yourdictionary.com › letter-words
Самые результативные слова из 7 букв, такие как ПРИМЕР, ПУТЕШЕСТВИЕ и ЛИЦЕНЗИЯ, чтобы выиграть в Scrabble, Words With Friends и других. Получите окончательный список слов, дополненный …
3000+ английских слов из 7 букв | Список слов из семи букв
7esl.com › Слова из 7 букв
В английском языке много слов из 7 букв. Вот некоторые распространенные примеры: попкорн, тайна, бриллиант, велосипед, радуга, торнадо и смех. Перейти к …
959 Общие слова английского языка из 6 букв | Список слов из шести букв – 7ESL
7esl.com › Слова из 6 букв
13.01.2023 · Слова из 6 букв, начинающиеся с A. Abacus; Презренный; Пылающий; За границей; внезапный; Поглотить; оскорбленный; Принимать; Доступ; Обвинять; Восхищаться; обожаемый.